АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б.З Растровая графика

Читайте также:
  1. V2: Компьютерная графика.
  2. АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА И АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
  3. Ассимптоты графика: вертика, гор, накл. Геом смысл накл ассимптоты.
  4. Векторная графика
  5. Вольт-амперная характеристика диода с пояснениями (две части графика)
  6. Вольт-амперная характеристика диода, с пояснениями (две части графика)
  7. Выпуклость и вогнутость графика функции. Точки перегиба. Асимптоты.
  8. Графика Macromedia Flash
  9. Графика Macromedia Shockwave
  10. Графика Альбрехта Дюрера.
  11. ГРАФИКА В MAPLE

Растровая графика стала развиваться позднее, чем векторная или аналитическая, так как ее представление требует значительно больших вычислительных мощностей и объема компьютерной памя­ти. Однако в настоящий момент она является наиболее распростра­ненной. Растровую графику можно сравнить с мозаикой, удовлетво­ряющей следующим условиям - квадратные плитки одного размера, расположенные друг за другом в четкой последовательности по дли­не и ширине и имеющие определенное количество цветов. Для представления изображения в растровом формате необходимо про­вести дискретизацию - разделение изображения на равные части и квантование - определение для каждой ее части качественной ха­рактеристики, то есть цвета. Чем большее количество плиток боль­шего количества цветов содержит изображение, тем более прорабо­танной, детальной, яркой и четкой будет растровая картина, но при этом, как обратное следствие, тяжелее будет ее хранение и обработ­ка на компьютере. Отдельная «плитка» растровой картинки называ­ется «пиксель» и является наименьшим простейшим элементом рас­тровой графики. Количество цветовых оттенков, используемых в од­ном изображении, называется «глубиной цвета» и определяется ко­личеством бит, выделенных на описание одного пикселя. Эта вели­чина зависит от выбранной цветовой модели.

Основные цветовые модели. Цветовая модель - это способ представления и описания цвето-тоновых характеристик изобра­жения. Цветовой канал - это компьютерная форма отображения каждой составляющей цветовой додели.

Bitmap - цветовая модель, в которой на описание одного пикселя отводится один бит. Так как бит может принимать значение либо 0, либо 1, то элемент изображения может иметь один из двух возможных цветов, например 0 - черный, 1 - белый. Bitmap может применяться для изображений, содержащих только 2 цвета, напри­мер чертежей, знаков, черно-белой графики.



 



 


       
   
 

Grayscale. Для представления изображения в градациях се­рого используется глубина в 8 бит на пиксель, что дает нам 28 = 256 градаций серого: значение пикселя равное 0 соответствует глубо­кому черному, 128 - 50% серому, 256 - ярко-белому. Для восприя­тия тональных оттенков этого количества градаций вполне доста­точно. Grayscale применяется для работы и хранения монохромных изображений.

RGB. Цветное самосветящееся изображение можно разде­лить на 3 базовых цвета - красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue). В результате их пропорционального смешения получается белый свет. Такая модель сложения цветов называется аддитивной. Для ее описания на каждый цвет используется по 8 бит: 8(R)+8(G)+8(B)=24(RGB) бита на пиксель, или 224 = 16777216 цве­тов. Все цвета создаются пропорциональным сочетанием данных трех основных цветов. Так как каждый цветовой канал имеет 256 градаций, тогда черный цвет будет кодироваться, как R = О, G = О, В - О, белый - R = 255, G - 255, В = 255, красный - R = 255, G = О, В = О, зеленый R = О, G = 255, В = 0, желтый - R = 255, G = 255, В = 0, фи­олетовый - R = 255, G = О, В = 255 и серый - R = 128, G = 128, В = 128. Модель RGB применяется в устройствах отображения информации, которые светятся сами (экран монитора, телевизор) и подходит для web-публикаций, видеодизайна и мультимедийных презентаций.

CMYK. Цвет реальных несамосветящихся объектов образует­ся из-за поглощения одних цветовых волн света, падающего на объ­ект, и отражения других. Объект, освещенный белым светом, погло­щает волны синего и зеленого цветов, а отражает желтые и крас­ные, при этом цвет его поверхности будет оранжевый, так как из бе­лого цвета вычитаются синяя и зеленая составляющие, а видимой остается оранжевая. Модель вычитающихся цветов носит название субтрактивной. Основными цветами такой модели являются голу­бой (Cyan), пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow). Эти цвета со­ставляют полиграфическую триаду (process colors). При печати они поглощают красную, зеленую и синюю составляющие белого света таким образом, что большая часть видимого цветового спектра мо­жет быть репродуцирована на бумаге. При полном отсутствии кра­ски остается белая бумага, дающая белый цвет. Смесь всех этих пигментов в равной пропорции не дает черного цвета, поэтому в полиграфии для достижения глубокого черного цвета, а также ней-


трально-ceporo, добавляют еще одну краску - черную (Kontur). В итоге получается четырехкрасочная модель CMYK. Несмотря на то, что на каждый цветовой канал в CMYK отводится по 8 бит, что дает 8(C)+8(M)+8(Y)+8(K)=32(CMYK) бита на пиксель или 2зг = 4294967296 оттенков, цветовой и световой диапазон охвата у этой модели ниже, чем у RGB, так как отраженный цвет будет заведомо

меньшего контраста и насыщенности, чем самосветящийся. Смеше­ние всех пигментов дает черный цвет, отсутствие краски - белый. Область применения модели CMYK - полиграфия.

Lab - цветовая модель, разработанная для инвариантного определения цветов без привязки к аппаратному обеспечению компьютера. В этой модели присутствуют три канала: L - яркость (lightness) и два канала цвета - канал баланса пурпурного-зелено­го (а) и канал баланса синего-желтого (Ь). Таким образом, пропада­ет зависимость цветового охвата от типа выводного устройства -монитора (RGB) или принтера (CMYK). Эта модель используется в качестве посредника при преобразовании из одной цветовой моде­ли к другой.

HSB - абстрактная цветовая модель, представляющая цвет в виде трех составляющих компонентов:Н - цветовой тон (Hue), из­меняемый по цветовому кругу, S - насыщенность (Saturation) от се­рого до максимально насыщенного и В - flpKOCTb(Brightness) от черного до белого.


Плашечные цвета. Часто бывает, что для печати полиграфи­ческого продукта используют не триадную печать (CMYK), а одну-две краски, имеющие определенный оттенок. Такие цвета называются плашечными и выбирают из готовых стандартизированных цветовых каталогов, например Pantone или TRUMATCH. С помощью триадных красок можно передать любые цвета, а с помощью плашечных - толь­ко оттенки их собственного цвета. С другой стороны, плашечные цве­та обеспечивают высокую точность воспроизведения, поэтому ис­пользуются в случае необходимости получения тонкого цветового оттенка, например, в фирменном стиле. Плашечные цвета также на­зывают смесовыми, поскольку краски для них смешиваются заранее, до стадии попадания в печатную машину. В некоторых случаях пла­шечные и CMYK-цвета используются совместно.

Duotone. Напечатать черно-белое изображение можно при помощи цветового режима Grayscale, однако, для передачи тонких оттенков градаций тона и придания полутонам своеобразной окра­ски используют цветовую модель Duotone. Она позволяет предста­вить моноцветное изображение как смесь нескольких простых цве­тов, как правило, плашечных.

Indexed Color- индексированные цвета при использовании ограниченного количества оттенков, например в веб-графике для уменьшения размера сайта. Модель индексированных цветов позво­ляет сохранить от 4 до 256 различных оттенков в индекс-палитру. Палитра индексированных цветов может быть стандартной (напри­мер, системные цвета Windows, Mac или стандартные Web-цвета), адаптивной (компьютер подбирает наиболее подходящие цвета) и выборочной (пользователь сам выбирает необходимые цвета). Если в изображении используются цвета, которых нет в индексе-палитре, то они создаются за счет детеринга - смешения пикселей имеющих­ся цветов для получение нового оттенка. Такая цветовая модель применяется для сохранения изображений с небольшим количест­вом цветов и для уменьшения размера файла при размещения гра­фики в Интернете в форматах Gif или PNG. Недостатком Indexed Color является малое для фотореалистичности количество цветов.

Разрешение растрового изображения. Основными пара­метрами растрового изображения для компьютерного отображения является количество элементов по горизонтали, вертикали, а также


глубина цвета. При выводе растрового изображения на внешний носитель появляется еще одна немаловажная характеристика - его разрешение. Так как носитель имеет определенные геометрические размеры, необходимо определиться с плотностью размещения рас­тровых элементов на нем. Этот параметр определяет количество то­чек изображения на единицу длины печатной области и выражает­ся в виде PPI - pixel per inch (пикселей на дюйм) или DPI - dot per inch (точек на дюйм). Чем выше разрешение, тем четче изображе­ние. Для полиграфии применяется разрешение 300-450 ppi, для широкоформатной печати используют меньшее разрешение - 50-250 ppi, разрешение компьютерного монитора колеблется в преде­лах 72-96 ppi. Самое большое значение разрешения - у фотонабор­ных аппаратов - от 1200 ppi и выше. Необходимо заметить, что глу­бина цвета никак не связана с параметром разрешения. Например, у нас есть изображение величиной 800x600 элементов. Величина разрешения начинает активно проявлять себя при попытке «мате­риализации» изображения. При выводе его на принтер с разреше­нием 72 ppi, оно будет иметь физический размер 28,22x21,17 см, а размер одного пикселя на бумаге будет составлять 0,35 мм. При вы­воде того же изображения при разрешении 300 ppi, оттиск будет иметь размер 6,77x5,08 см, а отдельный пиксель - 0,083 мм, то есть более чем в четыре раза мельче, естественно, при этом изображе­ние будет значительно четче. Изображение, претерпевая стадии компьютерной обработки, может трансформироваться относитель­но первоначального в линейном размере и разрешении. Дизайнеру необходимо представлять конечный размер изображения, так для спичечной этикетки не нужен размер 1600x1200 пикселей, доста­точным будет 800x600, а изображение отсканированное с разреше­нием 1200x900 не подойдет для печати на формате А4 (210x297 мм), так как для этого необходимо по крайней мере 2300x1600 эле­ментов. Важен тот факт, что после оцифровки изображения в рас­тровую форму, информация в файле становится конечной и из нее невозможно вычленить новую информацию, например, мелкие, плохо различимые детали. При уменьшении размера (в пикселях) информация теряется и восстановлению не подлежит, а при увели­чении (например, с размера 800x600 пикселей до 1200x900) новой информации не прибавится. Именно поэтому при сканировании цифровое изображение не получится лучше оригинала. Дизайнер


шМш


 
 


должен соблюдать принцип наименьшей потери информации -каждое цифровое преобразование уменьшает информацию о на­чальном объекте.

Достоинства и недостатки растровой графики. Достоинст­вами растровой графики являются простота ее задания (алгоритмы

оцифровки и воспроизведения), аппаратная реализуемость (нали­чие множества устройств для работы с ней) и фотореалистичность. Простота описания растровой графики понятна - задается сетка с определенными параметрами, затем по очереди раскрашиваются ее ячейки. Программным способом это реализовать достаточно про­сто. Из этого вытекает второе достоинство растровой графики - ап­паратная реализуемость, которая подразумевает простоту примене­ния растровой графики во множестве технических устройств (циф­ровые фото и видеокамеры, сканеры, принтеры, мониторы). Ее фо­тореалистичность позволяет при достаточном количестве пикселей и глубине цвета натурально воспроизводить фото- и видеообразы с точной передачей цветовых и тоновых оттенков.

К недостаткам растровой графики можно отнести большой объем файлов, сложности трансформации и аппаратную зависи­мость. Объемы файлов зависят от количества пикселей и глубины цвета. Размер несжатого файла качественно оцифрованной фото­графии размером 2048 на 1536 пикселей и с глубиной цвета 24 би-


та на пиксель (RGB) будет равен 2048*1536*24=75497472 бит = 9437184 байт = 9216 килобайт = 9 мегабайт (примерно 7 дискет 3,5"). Сложность трансформации растровой графики определяется двумя причинами: во-первых пиксели упорядочены соответственно декартовой системе координа, то есть имеют прямоугольную фор­му, и, соответственно поворот растрового объекта на угол, не крат­ный 90°, вызовет искажения на границах перепада тона; во-вторых, как уже отмечалось, новой информации в графическом файле взяться неоткуда, соответственно при программном увеличении числа пикселей в изображении, например, с разрешения 640x480 до 1600x1200, новые пиксели будут генерироваться на основе уже имеющихся при помощи алгоритмов интерполяции, то есть нахож­дения неизвестных величин на основе уже имеющейся информа­ции. Аппаратная зависимость позволяет видеть изображение того качества, которое может воспроизвести выводное устройство: ка­чество вывода на фотопринтере будет лучше, чем то же изображе­ние, распечатанное на матричном принтере для одного и того же изображения. Конечно, не следует забывать про исходное качество изображения - даже самое лучшее устройство не выведет картинку с хорошим качеством, если изначально она была нерезкой.

Для уменьшения объемов пиксельных изображений приме­няются различные алгоритмы сжатия, которые можно разделить на две основных категории - сжатие без потерь графической инфор­мации (lossless) и сжатие с потерями (lossy). В качестве простейше­го примера сжатия без потерь, когда восстановленное изображение точно, бит в бит, будет соответствовать исходному, можно привести кодирование длин серий. Можно предположить, что в коде изображе­ния будут встречаться повторяющиеся комбинации цифр, тогда вмес­то записи всего кода, процессор выделяет повторяющуюся часть один раз и указывает количество повторений. Алгоритмы сжатия с потеря­ми основаны на таких особенностях человеческого восприятия как хорошая различимость яркостно-цветовых контрастов и плохое восприятие плавных изменений тона и цвета. Соответственно, ин­формацию, располагающуюся в плавных переходах изображения, можно частично опустить, а элементы с четкими границами ужимать в меньшей степени. Яркостная составляющая изображения для че­ловеческого глаза более важна, чем цветовая, поэтому информа­цию о цвете объектов можно сжимать значительно сильнее, чем об


           
   
 
     
 
 


их яркости. Такое сжатие использует алгоритм JPEG. Так как инфор­мация исходного файла восстанавливается не полностью, дизайне­ру надо быть осторожным, включая компрессию, иначе на выходе он рискует получить некачественное изображение, с так называе­мыми «артефактами»..

Форматы растровых файлов. При выборе типа файла для сохранения растрового изображения, необходимо знать некото­рые особенности разных форматов, такие, как распространен­ность и поддержка различными программами, возможность со­хранения определенных цветовых моделей, способ сжатия, сохра­нение дополнительной и служебной информации. Рассмотрим не­которые из них.

Формат PCX (PCExchange), разработанный фирмой Z-Soft для программы PCPaintBrush, является одним из самых известных, и практически любое приложение, работающее с графикой, легко им­портирует его. Он не позволяет хранить цветоделенные CMYK-изоб­ражения и цветовые профили, что делает невозможным его приме­нение при создании цветных публикаций.

Формат BMP (Bitmap) предназначен для Windows и под­держивается всеми приложениями, работающими в этой среде. Позволяет хранить полноцветные изображения в цветовой моде­ли RGB и индексированные изображения. Не поддерживает цве­товых профилей и обтравочных контуров. Не применяется в изда­тельской деятельности, но широко используется в оформлении прикладных программ.

Формат JPEG (JointPhotographicExpertsGroup) предназна­чен для сохранения растровых файлов со сжатием. Сжатие по это­му методу уменьшает размер файла от десятых долей процента до ста раз (практический диапазон - от 5 до 15), но при этом происхо­дит потеря качества, хотя, в большинстве случаев, эти потери нахо­дятся в пределах допустимых. Распаковка JPEG-файла происходит автоматически во время его открытия. Формат поддерживает толь­ко полутоновые и полноцветные изображения в моделях RGB и CMYK. Допускается сохранение контуров обтравки и цветовых про­филей. Потери несущественны при создании графики для Internet и принтерных распечаток, но сказываются на качестве типограф­ской продукции.


 

Формат GIF способен хранить только индексированные изо­бражения. В издательских целях не применяется, но широко рас­пространен в Web из-за самого эффективного метода сжатия, необ­ходимого для сокращения времени передачи изображений и на­грузки на сеть. В версии 89а он допускает хранение в одном файле нескольких изображений. Web-браузер демонстрирует изображе­ния, находящиеся в файле GIF 89а, последовательно. Если каждое изображение представляет собой фазу мультипликации, то можно увидеть маленький мультфильм.

Формат PNG (PortableNetworkGraphics) предназначен для передачи изображений в сетях. Поддерживает полноцветные изоб­ражения RGB и индексированные изображения. Возможно исполь­зование единственного дополнительного канала для хранения мас­ки прозрачности. Имеет эффективный алгоритм сжатия без потери информации.

Формат PCD (PhotoCD) первоначально разрабатывался фирмой EastmanKodakCorp как часть технологии беспленочной фо­тографии, но в данном качестве большой популярности не приоб­рел. Вместо этого он начал играть заметную роль в практике ис­пользования настольных редакционно-издательских систем. Всего лишь за несколько лет из чистой экзотики формат стал обычным способом хранения большого числа изображений (например, в ка­талогах). Полезной особенностью формата является возможность определения требуемого разрешения изображения при импорте. Это избавляет от длительного импорта 20-мегабайтных изображе­ний с непременным столь же длительным их пересчетом на более низкое разрешение.

Формат PSD (AdobePhotoShopDocument) является внут­ренним для программы AdobePhotoshop. Поддерживает все типы изображений, от черно.-белых штриховых до полноцветных CMYK. В нем сохраняются все сведения о документе, включая слои, каналы, контуры, цветовые профили и параметры печати. Устанавливается по умолчанию для любых" вновь создаваемых документов.

Формат TIFF (Tagged Image File Format) был создан в качест­ве универсального для хранения сканированных изображений с цве­товыми каналами. Важным достоинством формата является его пере­носимость на разные платформы. При сохранении можно создать до­кумент, доступный для чтения на компьютерах, совместимых с IBM или



Macintosh. Его импортируют все программы настольных издательских систем, а также открывают и обрабатывают практически любые про­граммы растровой графики. Tiff позволяет хранить изображения с любой глубиной цвета и цветовой моделью. Поддерживаются и мно­гочисленные алгоритмы сжатия без потерь качества, что немаловаж­но для работы с полноцветными изображениями большого размера.

Формат EPS (Encapsulated PostScript) достоин отдельного обсуждения. Он представляет собой описание изображения на языке PostScript предпочтительном для полиграфических целей. В рамках данного формата возможно хранение векторной и растро­вой графики, шрифтов, контуров обтравки, кривых калибровок. Как и сам язык PostScript формат EPS является универсальным форма­том описания не только растровых и векторных изображений, но и текстовой информации.

Программы обработки растровой графики. Программы растровой графики можно разделить на два больших класса - про­граммы для работы со статическими изображениями и для обработ­ки видео - анимации.

Adobe Photoshop - самая распространенная и популярная программа обработки статичных растровых изображений. Первона­чально она создавалась как простенькое приложение, распространя-


емое со сканерами, и включала в себя основные функции цвето-тоно-вой коррекции. В настоящее время восьмая версия Adobe Photoshop включает в себя огромное количество функций работы с изображени­ями: различные инструменты коррекции, ретуширования, рисования, обработки, маскирования, работу со слоями, каналами. Она позволя­ет создавать разветвленную историю создания работы. Файлы, со­зданные в Adobe Photoshop «понимают» такие программы, как Corel Draw, Photo Paint Adobe Illustrator, In Design, Premiere, After Effects, Discreet 3ds MAX, Combustion, Avid Xpess, и многие другие.

Corel Painter (бывший Fractal Design Painter, он же Procreate Painter) - программа для тех, кто предпочитает работать с графиче­ским планшетом, создавая свои работы «с нуля». Этот программный продукт предоставляет беспрецедентные возможности по рисова­нию различными кистями, карандашами, акварелью, тушью, пасте­лью, маслом и множеством других обычных и необычных инстру­ментов на различных поверхностях и во всевозможных слоях. Пол­ная интегрированность с профессиональными графическими план­шетами позволяет регулировать толщину, прозрачность, цвет, фор­му штриха в зависимости от нажатия пера на планшет. Сочетание «классической» ручной техники рисования и безграничных воз­можностей правки и редактирования на компьютере делает эту программу незаменимой для художников.

Photo Paint является аналогом программы Adobe Photoshop выпущенной фирмой Corel. По функциональности она очень похо­жа на Adobe Photoshop, однако менее удобна в использовании.

Paint - простейший редактор растровой графики, входящий в стандартную поставку MS Windows. Обладает минимальным набо­ром функций для редактирования изображений.

Продукты для работы с видеоизображениями также можно отнести к программам растровой графики, так как они представля­ют собой последовательность пиксельных изображений. Можно от­метить такие программы, как Adobe Premiere и Avid XpessDV для ви­деомонтажа, Adobe After Effects, Discreet Combustion и Pinnacle Commotion Pro для видеокомпозитинга. Основной задачей про­грамм для видеомонтажа является возможность быстро смонтиро­вать видеоряд, наложить титры, провести несложную тоно- и цвето­коррекцию. Такие программы хорошо работают со звуком. Про­граммы создания видеокомпозитинга позволяют проводить точ-


           
 
   
   
 


ную цветокоррекцию, кеинг, объединение графики и видео, трех­мерный композитинг, работу с анимированными масками, трекинг камеры и объектов, рисование, работу с частицами, анимировать фильтры и эффекты, производить морфинг, ретушировать видео­продукцию. В таких программах создают спецэффекты для кино, заставки для телевидения, сложные видеопрезентации. Програм­мы такого рода хорошо интегрированы с программами растровой, векторной и трехмерной графики. Для создания анимированных Gif-изображений используют программу Adobe Image Ready, входя­щую в комплект Adobe Photoshop.

Для использования изображений в публикациях и мульти­медийных проектах необходимо иметь их в цифровой форме. Рас­смотрим источники происхождения растровых изображений.

Клипарты - сборники готовых графических изображений на компакт-дисках, сформированные по тематике и форматам. Кли­парты существуют растровые - подборка фотографий или пиксель­ных изображений высокого качества, векторные - подборка зна­ков, логотипов, символов, изображений в векторной форме, трех­мерные - ЗЭ-модели с текстурами трехмерных объектов в формате распространенной программы трехмерной графики, видеоклипар-ты - подборки тематических видеоизображений для использова­ния в программах видеокомпозитинга и монтажа.

Каталоги изображений. Существуют специальные фир­мы, занимающиеся накапливанием, хранением и каталогизаци­ей цифровых изображений. По специальным каталогам, распро­страняемым ими, можно отобрать и заказать необходимые изо­бражения, обеспечив некоторую эксклюзивность его использо­вания, так как фирма-распространитель гарантирует, что такое же изображение не появится в течение некоторого времени в другом проекте.

Цифровые фото- и видеокамеры дают возможность полу­чения фото- и видеоматериала соответствующего потребностям проекта, однако реализуется только при наличии подходящго мате­риала для фото- и видеосъемки.

Сканирование уже имеющихся изображений позволяет ис­пользовать фотографии, рисунки, полиграфические изображения с последующей оцифровкой.


Интернет содержит множество иллюстративного материала на различных тематических сайтах, он-лайн каталоги фотоизображений, векторных иллюстраций, шрифтов. Некоторые изображения высоко­го качества можно скачивать только заплатив определенную сумму.

Создание изображения на компьютере. Пользуясь изобра­зительными возможностями графических программ, можно начи-

........нать с «нуля», а можно компоновать уже имеющиеся графические элементы, комбинируя их, изменяя форму, размер, цвет, фактуру. К этой категории можно отнести применение программ создания и генерации компьютерных изображений - различного рода генера­торы ландшафтов, текстур, фракталов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.)