|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типология рекламыРациональная реклама исходит из парадигмы «потребитель разумный», то есть такой, который платит деньги только за действительно полезные, с его точки зрения, качества товара. В основе рациональной рекламы лежит аргументированное убеждение потребителя в тех или иных достоинствах товара. Психологи утверждают, что способ выстраивания сильных прямых аргументов наиболее подходит в тех случаях, когда заинтересованная рекламная аудитория сосредоточена на благоприятных аргументах. Убедительны при этом не только сами аргументы, но и стимулируемые ими размышления. Когда эти размышления достаточно глубоки, они имеют хорошие шансы укорениться и влиять на последующее поведение. Поэтому рекламный образ, создаваемый на основе рационального подхода, чаще всего опирается на теорию неопровержимых фактов или функциональное позиционирование товара. Демонстрации, доказательства и сравнения убеждают потребителя в правильности его будущего выбора. Привлекательность рациональной рекламы объясняется ее прямолинейностью: для нее требуют- ся настоящие новости, которые можно было бы сообщить потребителю. Рациональная реклама эффективна тогда, когда потенциальный потребитель находится в режиме покупки и активно ищет информацию об интересующем товаре, но для остальных такая реклама может быть невероятно скучна. Подражательная реклама. Механизмы подражания, заложенные в самой природе человека, эксплуатируются рекламой достаточно давно. Обращения, выполненные в рамках этой концепции, представляют собой вариант завуалированного призыва следовать демонстрируемым образцам поведения. При этом ценности, управляющие потребительской мотивацией, становятся противоречивыми. С одной стороны, человек стремится быть похожим на всех, а с другой - напротив, стремится выделиться из общей массы за счет похожести на какую-либо популярную личность. В первом случае подражание является конформизмом -стремлением следовать установленным стандартам, придерживаться общепринятых норм. Конформизм экономит социальную энергию, так как существующие стандарты являют собой плоды мысли и
опыта. Существует класс людей, для которых подражание социально выше стоящим, является основной мотивацией. А. Менегетти так охарактеризовал механизм воздействия подражательной рекламы: «В основе этого воздействия - желание всех маленьких людей ощущать себя добившимися успеха. Для этого они хотят знать, что делают другие, что они надевают, о чем говорят, что пьют, чем пользуются и что покупают. Тем самым человек превращается в инстру- мент восхваляемой рекламной вещи и устраняет навязчивый комплекс неполноценности. Этот комплекс социальной неполноценности также может быть уравновешен путем покупки пары туфель или джинсов определенной марки, что позволяет тешить себя иллюзией преодоления комплекса». Это дает рекламе силу и заставляет многих покупать модные или рекламируемые вещи независимо от их реальной ценности. Таким образом, основной ценностью, к которой апеллирует подражательная реклама, является возможность идентификации потребителя с референтными для него группами или личностями, которая достигается посредством приобретения рекламируемого товара. Соответственно, в качестве образцов для подражания используются типичные убежденные потребители или известные личности. Практически невозможно объяснить нормальному человеку, с позиций здравого смысла, зачем ему нужны новый пылесос или фотоаппарат, если старые еще отлично работают. В этом случае в дело вступает подражательная реклама и ее аргументы «а у ваших соседей это уже есть» или «это носит топмодель» развязывают потребительские кошельки. Имиджевая реклама. Имидж - это специфический образ воспринимаемого предмета, когда акцентируются лишь определенные его стороны. Имидж выполняет функцию механизма внушения, создавая иллюзию достоверности образа. В основе имиджевой рекламы лежит целый ряд мотивов и ценностей, связанных с самоутверждением, самореализацией потребителя. Покупатель завидует себе тому, каким он будет, когда купит продукт, и перемещает себя с помощью продукта в объект зависти других. Состояние ощущения зависти к себе со стороны окружающих - форма самоутверждения, предполагающая особую манеру поведения. Чем безучастнее выглядят те, кому завидуют, тем сильнее иллюзия их силы. Это объясняет отсутствующий несфокусированный взгляд многих очаровательных имиджей - они смотрят поверх взглядов людей, завидующих им. Особая роль в создании имиджа отводится символам, в качестве которых выступают рекламные персонажи, представленные публике в тщательно смоделированных ситуациях, и отдельные элементы, подчеркивающие значимость этих персонажей и ситуаций. Имидж основывается не на абстрактных вещах, а на небольших, но явных фактах рассматриваемой личности, компании или торговой марки. Роль таких специально создаваемых символов сводится к созданию желаемой ассоциации, которая будет переноситься потребителем с рекламируемого товара на самого себя в качестве обладателя этого товара. Основными носителями символов в имиджевой рекламе выступают не товары, а персонажи. В отличие от подражательной рекламы, также использующей персонажей в качестве основного средства воздействия на потребителя, это не те, на кого потребитель хочет быть похож, не живые люди, а носители определенных визуальных характеристик, символизирующих для будущего потребителя те достоинства, которые он может обрести вместе с рекламируемым товаром. Грамотно спроектированные символы-персонажи несут в себе мощный потенциал идентификации потребителя с предъявленными ему характеристиками. Например, курильщики сигарет «Camel» потребляют не просто сигареты, они - потребители независимости и мужества, воплощенных в'персонаже-символе. Важную символическую роль в имиджевой рекламе играет среда, в которой находятся персонажи. Высокий статус этой среды переносится в реальную ситуацию потребления купленного товара, образуя своеобразный стиль. Стили необходимы для создания образа приверженности тому или иному эмоциональному состоянию или сиюминутному настроению, для навигации в системах ценностей. Стили помогают людям создавать о себе иллюзии вне зависимости от реального положения дел и внутренней сущности. В повседневной жизни человек четко различает для себя ситуации потребления тех или иных торговых марок, рассматривая их как способ сотворения иллюзий. Реклама, наряду с модой, телевидением и музыкой, становится проводником создания и внедрения новых стилей, инсценируя их эффектное появление и создавая предпосылки для тиражирования в массовой культуре. Современная реклама предлагает потребителю огромное количество индивидуальных имиджей. Для женской аудитории в большом ассортименте представлены имиджи-роли, демонстрирующие социально-статусные позиции добропорядочных хозяек, заботливых матерей, любящих жен, независимых предпринимательниц и соблазнительных любовниц. Имиджи раскрывают психологические нюансы и оттенки характеров: нежность, лиричность, загадочность, обольстительность, неприступность, простодушие, ироничность, изысканность, доверчивость, наивность, лукавство, кокетливость. Мужские имиджи: надменные, отчаянные, отважные, добродушные, романтичные, мужественные, независимые, уверенные, бесшабашные, надежные, преданные, беспечные, суровые, вальяжные, раскованные и так далее. Бесконечное множество подобных вариаций имиджей, сопутствующих огромному количеству товаров, дает возможность точной настройки потребителя на свою самоидентификацию с рекламируемым товаром. Позиционирующая реклама. Позиционирующая реклама основное внимание уделяет месту, занимаемому товаром в представлениях потребителей. Она связана с широко распространяемыми в обществе ценностями успеха: знают и помнят только первых -первых покорителей космоса, победителей олимпиад, изобретателей чего бы то ни было. Торговые марки в своей товарной группе также стремятся стать чемпионами, победителями и первыми номерами. Исключительный статус товара, переносимый на его обладателя, становится основной потребительской ценностью. Позиционирующая реклама представляет собой синтез технологий воздействия на потребителя. В ней интегрирована безоговорочная доказательность того, что товар, являющийся первым среди себе подобных, не подвергается проверке достоинств, а это является призывом к подражательному поведению - если большинство потребителей выбирает именно эту торговую марку, то наиболее оптимальной она будет и для других. Пример позиционирующей рекламы приведен в следующих слоганах: «Колгейт» - средство против кариеса № 1 в мире!», «Порошок «Ариэль» - чемпион среди моющих средств!» (хотя никогда не проводилось никаких чемпионатов, в которых участвовали моющие средства). Но первых мест на всех не хватает, а потому позиционирующая реклама вынуждена заимствовать регалии из различных сфер. Так самые обычные товары позициониру- ются как художественные шедевры, коллекционные экземпляры, эталоны, хиты и раритеты. Такие рекламные обращения обозначаются термином «рекламный китч». «Китч» в переводе с немецкого означает «дешевый». В рекламу оно вошло из сферы искусствоведения как порицательное наименование произведений, которые дешевыми средствами, рассчитанными на вкусы широких масс, возводятся в разряд произведе- ний искусства. Китч считается синонимом пошлости, банальности и дурного вкуса. Для рекламного дизайна важны не только оценки этого явления, но и те технологии воздействия на массовое сознание, которые использует культура китча. В книге Келлерера «Мировая власть китча» говорится о двух основных ветвях этого явления - «сладкий» или «героический». Первый отвечает потребности погрузиться в заманчивый, полный очарования мир, отвлекаясь от прозы повседневности, второй - мужественному тяготению к приключениям, борьбе и романтике. В обоих случаях люди хотят получать переживания, не поступаясь ничем и не платя усилиями собственного интеллекта. Рекламный китч расширяет свои тематические границы: в его арсенал попадают и блондинки, томно возлежащие на фоне стройматериалов, и ангелочки, порхающие над плитками шоколада, и мускулистые супермены, крепко сжимающие в руках флаконы с туалетной водой. Потребителю предлагается множество ценных качеств товара, которыми тот на самом деле не обладает. Китчевые рекламные образы стремятся придать дешевым товарам статус дорогих и высококачественных; новым торговым маркам -статус имеющих длительную и славную историю; массовым това-
рам - статус рукодельных и уникальных; безликим - марочный статус; обыденным - волшебный. Именно с помощью китча появляются торговые марки, наделенные «исключительным» статусом: пиво «Золотая бочка», чай «Золотая чаша», сигареты «Золотая Ява», косметика «Золотая линия», растительное масло «Злато» и так далее. Неуспевшие присвоить своему товару «золото» или приставку «Gold», используют серебро, жемчуг, хрусталь и другие атрибуты материальной роскоши. Параллельно для создания товарных брендов осваиваются высокостатусные позиции социальной иерархии: «императорские», «королевские», «адмиральские», «боярские». Простота механизма воздействия на потребителя вызывает сомнения в его надежности: дешевой «позолотой» и самозваным «императорством» достаточно сложно соблазнить разборчивого потребителя, ищущего более достоверные признаки качественного товара, чем название. Товарные знаки, созданные в китчевых традициях, часто содержат геральдические элементы, создающие для своих владельцев ореол исторической романтики, указывающий на их респектабельность. Следует понимать, что простым позолоченным росчерком нельзя облагодетельствовать рекламодателя и сбить столку потребителя, внушив последнему представления о надежной репутации производителя и его торговой марки. Однако, данное направление и характерные для него приемы заняли заметную нишу в современном рекламном арсенале. Наиболее популярная на сегодняшний день линия китча очерчивает круг человеческих ценностей, связанных с «рукотвор-ностью» и «домашним» происхождением рекламируемых торговых марок. На такой статус брэнд-идилии, апеллирующей к простым и вечным ценностям в представлениях потребителей претендуют всевозможные соления «Из бабушкиного погребка», сладости «Бабушкиного гостинца» и другие продукты, образы которых эксплуатируют различные деревенские темы в уменьшительно-ласкательном варианте: «Домик в деревне», «Доярушка», «Хозяюшка», «Хуторок», «Любимый сад». Юмористическая реклама. Особая и самая сложная концептуальная разновидность рекламы. Профессионалы считают, что хороший юмор склонен поглощать рекламное обращение. Удачная рекламная шутка запоминается легче, чем товар, который она продвигает. В действительности же любая хорошая реклама - это реклама остроумная, ведь в основе юмора лежит неожиданность, несоответствие, расхождение с имеющимися ожиданиями и стереотипами. Этого пытаются достичь многие дизайнеры-рекламисты, отыскивая неожиданные точки зрения на рекламируемый товар. Диапазон юмора в рекламе столь же широк, как и вне рекламы. Забавные сюжеты, гиперболизирующие достоинства товара соседствуют с «плоским» юмором, представляющим идиота-дикаря, не воспользовавшегося рекламируемым товаром. Анекдотические ситуации, в которых оказывается потребитель, сменяются неожиданными и потому смешными действиями. Комические персонажи сами по себе делают рекламу смешной. Неисчерпаемый кладезь для юмора в рекламе - двойной смысл многих слов русского языка. Ирония и пародия почти всегда обречены на успех в рекламе. Черный юмор - самое рискованное ответвление в смешной рекламе, вызывающее далеко неоднозначные оценки аудитории. Черный юмор зиждется на негативе, использование которого в рекламе сопряжено с опасностью. Именно негатив может остаться в неразрывной связи с товаром в сознании потребителя. Нередки случаи, когда готовый рекламный продукт, основанный на черном юморе, так и не публикуется. При кажущейся простоте, юмор - очень сложное концептуальное направление рекламы: потребителю предлагается оценить не столько сам товар, сколько тех, кто его создает и продвигает. Иными словами, если юмор принимается, значит и создатели и их товар начинают нравиться потребителю. Юмор в рекламе - высочайшее искусство обращения к потребителю. Потребности дизайна в обеспечении полноценного процесса коммуникации между продуктами его проектной деятельности и их потребителями определяют то место, которое занимает реклама в системе дизайн-проектирования. Дизайн рекламы подразумевает интеграцию креативного проектирования и коммерческой целесообразности. Такая деятельность является сложным и трудоемким процессом, требующим от дизайнеров высоких профессиональных знаний и колоссальной самоотдачи. Философы давно сошлись на мысли, что смысл и цель любой жизни в достижении полноты и насыщенности бытия. Смысл любой деятельности, а тем более дизайнерской, заключается не в самой этой деятельности, не в ремесле и даже не в конечном результате, а в осмыслении цели этой деятельности. Рис. 5.26 Имитация брэнда. По материалам журнала Identity, № 1, 2004
Ее Набор, вер Основы компьютерной графики Большинство работ по созданию визуальной коммуникации, таких, как логотип, буклет, книга, фирменный стиль, журнал, рекламная литература, документация, учебные материалы, производится при помощи персональных компьютеров и программ компьютерной графики. На большинстве стадий творчества, начиная с эскизирования и заканчивая окончательным выводом готовой продукции, компьютер помогает делать работу аккуратнее, быстрее и эффективнее, предоставляя богатейший арсенал средств трансформации графики и текста. Цифровая графика является одной из самых распространенных и быстроразвивающихся отраслей информационной структуры. Пройдя более чем двадцатилетний путь развития, ПЭВМ из пишущей машинки стала рабочей станцией с огромными возможностями по созданию и обработке изображений, текста, мультимедийной информации. Универсализм в обработке дискретизированной информации позволяет применять компьютер для самой разнообразной работы. В современном процессе создания текстово-графической формы задачей дизайнера является генерирование идей и концепций творческого поиска. Если дизайнер владеет программным инструментарием компьютера, то самую трудозатратную часть творческого процесса - выполнение оригинал-макета в материальной форме, возьмет на себя именно он. Набор, верстка, редактирование текста, создание и обработка иллюстраций, допечатная подготовка, создание и редактирование шрифтов - вот основные возможности современных издательских систем. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |