|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дизайн текстовых форм4.2.1 Простой текст По своему строению, с точки зрения наборного оформления, текст может быть простым и сложным. В простом тексте все строки построены в основном по одной форме, и для его оформления применяется в основном шрифт одной гарнитуры, одного начертания и кегля. Таков текст почти всех произведений художественной прозы. К сложным видам относятся тексты, строки которых строятся по особой форме или для оформления которых необходимы шрифты двух или нескольких начертаний, кеглей и даже гарнитур. Таковы, например, тексты стихов, языковых словарей, таблицы, формулы. Различают два вида простого текста - сплошной, в котором нет выделяемых элементов, и с выделениями (например, с выделением терминов, правил). Выполнение требований набора простого текста существенно облегчает чтение и восприятие прочитанного. Пробелы между словами в пределах каждой строки должны быть одинаковыми. Недопустимы ни очень узкие пробелы, при которых слова сливаются, ни очень широкие, при которых текст кажется разорванным, - в обоих случаях чтение затрудняется. По технологической инструкции нормальным считается пробел, ширина которого равна половине кегля шрифта, однако допускается равномерное уменьшение пробелов до 1/4 или увеличение до 3/4 кегля. При этом не должно быть резкой разницы в величине пробелов в соседних строках. Оптимальным следует считать пробел, равный 1/3 кегля шрифта. Начала абзацев, как сигналы о начале новой мысли, должны быть отчетливо заметны: Обычным приемом, показывающим начало абзаца, является отступ. В зависимости от длины строки нормальный размер абзацного отступа меняется: при короткой строке хорошо заметен и потому достаточен отступ, равный кеглю шрифта; при средней длине строки отступ увеличивают в полтора раза, при очень длинной строке - в два раза. Некоторые дизайнеры считают, что абзацные отступы сильно нарушают прямоугольность книжной полосы и придают ей неупорядоченный вид. По их мнению, начало абзаца заметно и при отсутствии абзацных отступов, поскольку концевая строка предыдущего абзаца неполная. Даже при беглом чтении такой сигнал да- леко не всегда достаточен. При медленном же чтении, если к тому же часто приходится возвращаться к прочитанному (а именно так приходится работать над учебником или научной книгой), отсутствие абзацных отступов очень сильно затрудняет чтение. Концевая строка абзаца должна быть не менее чем в полтора раза длиннее абзацного отступа. Более короткие строки плохо воспринимаются глазом и теряются. Число переносов при длине строк от 90 мм и выше допускается не больше трех подряд, при длине строк до 90 мм - не больше четырех. При многочисленных идущих подряд переносах затрудняется переход глаза на следующую строку. В наборе не должно быть переносов, затрудняющих понимание текста или неблагозвучных. Совершенно недопустимы «коридоры», то есть совпадающие по вертикали или диагонали пробелы в нескольких строках подряд. «Коридоры», рассекая текст, нарушают ритм чтения. Пробелы между строками (интерлиньяж) должны быть одинаковыми. Случайное увеличение или уменьшение интерлиньяжа не только нарушает ритм чтения, но и может восприниматься как смысловой сигнал. Все строки на полосе (за исключением начальных и концевых строк абзаца) должны быть выключены на одинаковый формат, иметь одинаковую длину. Благодаря выполнению этого требования книжная полоса на фоне прямоугольной книжной страницы воспринимается как прямоугольная. Кроме того, при окончании строк на одной вертикали глаз легче находит следующую строку - все это облегчает чтение. Вместе с тем именно необходимость доводить строки точно до определенного формата заставляет нарушать равномерность междусловных пробелов, увеличивает число переносов. Поэтому некоторые типографы считают, что стоит перейти к так называемой свободной выключке строк, то есть отказаться от их одинаковой длины, с тем чтобы получить одинаковые пробелы между словами и совершенно избавиться от переносов. Однако при свободной выключке текст читается хуже. Поэтому в книгах такая выключка строк применяется редко, главным образом для небольших разделов, которые желательно отделить от остального текста, например для предисловий. 4.2.2 Акценты в тексте Во многих видах учебных и научных изданий некоторые элементы текста выделяют, чтобы обратить на них особое внимание. В тексте могут быть выделены различные элементы: целые отрывки или фразы - цитаты, правила, формулировки; части фраз - определения, логические усиления; отдельные слова - термины, имена собственные; части слов - например, суффиксы; отдельные бук- вы -условные обозначения математических величин. Способы выделения можно разделить на шрифтовые и нешрифтовые. Наиболее широко распространены шрифтовые способы, в частности, выделение курсивным или полужирным шрифтом. Для читателя обладающего навыками беглого чтения, выделение курсивом достаточно заметно, и вместе с тем чтение набранных курсивом участков текста незатруднительно. Выделение же полужирным шрифтом часто воспринимается читателем как излишне резкое. В силу этого в книге для квалифицированного читателя (если в ней имеются шрифтовые выделения одного вида) целесообразен курсив. Однако в изданиях, где много математических символов и сокращенных наименований метрических единиц измерения (их принято выделять курсивным шрифтом), выделять курсивом еще и другие элементы текста нежелательно. Читатель начинающий, не имеющий навыков беглого чтения, не всегда понимает выделительное значение курсива, читает курсив с некоторым трудом. Поэтому в изданиях для такого читателя более подходит выделение полужирным шрифтом. К шрифтовым приемам выделения можно отнести и разрядку - набор своим шрифтом с увеличенными пробелами между буквами. При разрядке применяется тот же шрифт, что и для остального текста, но зрительно он воспринимается иначе. По силе выделения разрядка и светлый курсив примерно одинаковы, однако разрядка подходит лишь для выделения очень небольших участков текста - одного или нескольких слов. Целая строка, а тем более несколько строк, набранных вразрядку, затрудняют чтение, как бы разрывая связный текст. Из других шрифтовых способов выделения в тексте применяют набор прописными буквами, капителью, полужирным курсивом, полужирным прямым шрифтом другой гарнитуры, жирным шрифтом. Выделение прописными буквами применяется редко, так как при небольшом интерлиньяже слова, а тем более целые строки, набранные прописными буквами, плохо читаются. Капительными называются буквы, имеющие рисунок прописных, но по высоте равные строчным. В русском алфавите капительный вариант возможен только для семи букв - а, б, е, р, с, у, ф (у остальных букв прописное и строчное начертания совпадают). В силу этого, при наборе шрифтами на русской графической основе капитель мало заметна, почему и применяется очень редко. Однако при наборе шрифтом латинского алфавита выделение капителью вполне оправдано. Полужирный курсив используют, если необходимо иметь два выделительных шрифта повышенной силы. Например, в учебнике грамматики, где правила акцентированы полужирным прямым, для
выделения частей слое целесообразен полужирный курсив. Полужирный шрифт другой гарнитуры приходится применять в тех случаях, когда в гарнитуре основного текста нет шрифта полужирного начертания. Выделение жирным шрифтом, как чрезмерно резкое, встречается в книгах очень редко, только в связи с особым замыслом оформления. Нешрифтовые способы выделения чаще всего осуществляются наборными средствами, например, втяжкой (выделяемые строки набираются на неполный формат, с отступом от левого края), отчеркиванием линейками. Ширина втяжки должна заметно (хотя бы в два раза) превышать ширину абзацных отступов. Выделяемый текст может быть отчеркнут линейкой с одной стороны -слева, с двух сторон - слева и справа, может быть заключен в рамку. Во всех случаях между линейками и текстом необходим заметный пробел - не меньше половины кегля применяемого шрифта. без таких пробелов линейки недостаточно заметны, а примыкающий к ним текст хуже читается. Перечисленные способы подходят для выделения целых абзацев. Отдельные слова или предложения могут быть подчеркнуты горизонтальными линейками. Особое место среди нешрифтовых способов занимает выделение цветом. При печатании в две или несколько красок целесообразно использовать цвет и для выделений в тексте, причем допустимы различные варианты: можно, например, печатать выделяемые отрывки текста другой краской, заключать их в цветную рамку, помещать на цветном фоне. Для различных вариантов необходимо и неодинаковое цветовое решение. Так, для печатания выделяемого текста подходит только цвет, заметно отличающийся от черного цвета основного текста и вместе с тем отчетливо видимый на белой бумаге, например, красный. Для рамок хороши яркие, интенсивные тона. Для фоновых плашек - бледные, не забивающие черный цвет шрифта, но все же достаточно заметные на белой бумаге. Вместе с тем сочетание цветов должно быть гармоничным, чтобы не создавать неприятной для глаз резкости и пестроты. В оформлении выделений необходима последовательно проводимая система. На протяжении всей книги однородные элементы текста выделяются одним способом. Для различных по значимости элементов, исходя из целевого и читательского назначения книги, соответственно применяют неодинаковые по силе способы выделения. В каждом конкретном издании число этих способов в разумных пределах ограничивается - слишком сложная система выделений в тексте вызывает излишнее напряжение читателя. Если количество выделяемых элементов текста сравнительно невелико, то при правильном, обоснованном выборе способов их оформления эти элементы действительно останавливают на себе внимание читателя. Если же таких элементов слишком много, то какие бы способы их оформления не были выбраны, текстовая полоса получится пестрой, а это рассеивает внимание читателя. 4.2.3 Стихотворный текст Стихи - особая форма ритмической речи. Стихотворный текст, в отличии от прозаического, делится не только на смысловые единицы - слова и предложения, но и на ритмические - стихотворные строки. Задача оформления стихов заключается в том, чтобы облегчить читателю восприятие их ритмического строя. Графически членение стихотворного текста на ритмические единицы выражается в том, что каждая стихотворная строка набирается отдельно. Это первая особенность оформления стихов. Для облегчения ритмичного чтения важно, чтобы читатель мог сразу заметить перемену ритма, связанную с изменением количества или строения стоп (группы слетов) в строке. Отсюда вторая особенность оформления стихов: наличие строк с различными по величине отступами (втяжками) от левого края набора. Если все строки стихотворного произведения равностопны и состоят из стоп одинакового строения, то начала их располагают от одной вертикали. Если же в стихотворении встречаются строки двух размеров (то есть различные по числу стоп или по их строению), то применяется такое расположение строк, при котором они начинаются от двух вертикалей. Отступом слева должны начинаться строки с меньшим числом стоп - они короче. Во многих случаях такое расположение строк действительно помогает читателю уловить ритмический строй Рис. 4.4 Верстка стихотворного текста. 1. Свободная выключка строк без переноса с одинаковыми пробелами между словами. 2. Наборное оформление с одинаковым числом и строением стоп в строке. 3. Наборное оформление с неодинаковым числом и строением стоп в строке. 4. Строки с большим числом стоп набраны с отступом, чтобы подчеркнуть окончания строф и полустроф. 5. Связанная выключка строк (набор лесенкой). б. Наборное оформление, в котором есть строки трех и больше размеров (два варианта). 7.Необычное наборное оформление стихов, вызванное их ритмическим и интонационным строем. 8. Наборное оформление свободных стихов. Все строки начинаются с одной вертикали. 9. «Скользящее» расположение строк, соответствующее быстрому темпу стихов. 10. Переносы в стихах. Два варианта расположения переносимой части строки. Вильнюс родился, подобно младенцу, в земной колыбели — долине рек Нерис и Вилии, посреди живописных холмов, созданных искуснейшим и мощным бульдозером — ледником. Оттого и вырос город таким красавцем. Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. (А. С. Пушкин) И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. (И. Бунин) В генуэзском заливе, Как сардинка счастливый, Я купаюсь, держась за веревку. Плещет море рябое, И в соленом прибое Заплетаются ноги неловко. (Саша Черный) Конечно, различны поэтов сорта. У скольких поэтов легкость руки! Тянет, как фокусник, строчку изо рта и у себя и у других. {В. Маяковский) Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом, <Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом: Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немного поучился>. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом, изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом: Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немного поучился>. (И. А. Крылов) Девчонку Я вел за ручонку Девчонка Подобно волчонку Была только с виду слаба У нас завязалась борьба. (Л. Мартынов) Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. Она немедленно уронила на пол Толстый том художественного журнала, И сейчас же стало казаться, Что в моей большой комнате Очень мало места. (А. Блок) Я зажгла заветные свечи, Чтобы этот светился вечер, И с тобой, ко мне не пришедшим, Сорок первый встречаю год. (А. Ахматова) Первый способ Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено Бодро оперся, другой поднял меткую кость. Второй способ" Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено Бодро оперся, другой поднял меткую кость. (А. С. Пушкин)
стихов и позволяет зрительно уравновесить текст на левой и правой частях книжной полосы. Но бывает и так, что некоторые особенности стихотворного строя лучше выявляются, если с отступом расположены строки с большим числом стоп. Таким способом может быть подчеркнуто окончание строфы. Встречаются стихотворения, где есть строки трех, четырех, пяти размеров, причем чередуются они в различной последова- тельности. При этом некоторые строки с различным количеством стоп могут оказаться особенно тесно связанными между собой рифмой или по смыслу. При оформлении таких стихов, например басен, принцип различных по величине отступов для строк с различным числом стоп требует корректива: наиболее тесно связанные между собой соседние строки, если они даже неравностопны, лучше начинать от одной вертикали. Часто встречаются стихи с внутристрочными паузами, где каждая строка делится на несколько тактов. Чтобы показать принадлежность этих тактов к одной стихотворной строке и вместе с тем их некоторую обособленность, обычно применяется способ, называемый связанной выключкой строк или набором лесенкой. По этому способу начала всех стихотворных строк располагаются на одной вертикали. Каждый следующий такт стиха дается в виде отдельной наборной строки, с отступом. Размер отступа каждый раз определяется окончанием предыдущего такта. Еще большей ритмической сложностью отличаются так называемые «белые стихи» с произвольным, неравным числом неударных слогов между ударными. При очень большом разнообра- зии размеров оформление свободных стихов по принципу различных отступов для строк с неодинаковым строением привело бы к такому сложному их расположению, которое воспринималось бы читателями как неупорядоченное. Поэтому при оформлении свободных стихов все строки обычно начинают от одной вертикали. В стихах нежелательны переносы, так как они нарушают ритм чтения, и это учитывается при выборе формата. Но все же отдельные особенно длинные строки приходится переносить. Чтобы переносы возможно меньше мешали плавному чтению, стихотворную строку не делят на полуслове, а переносят целые слова. Кроме того, переносимую часть строки помещают ближе к правому краю набора, а не начинают ее от левого края, как в обычном тексте. Таким расположением подчеркивается связь переносимой части с основной строкой и ускоряется переход глаз к окончанию стихотворной строки. При этом возможны два способа: первый - переносимые части строк выключают к правому краю формата, так что их окончания находятся на одной вертикали; второй - переносимые части строк помещают в правой части полосы так, чтобы на одной вертикали находились их начала. В первом случае связь между основной строкой и ее переносимой частью выражена сильнее. Стихотворное произведение часто делится на строфы -группы строк, объединенных ритмически и по содержанию. Существуют два основных способа разделения строф: первый - строфы отделяются пробелом, нормальная величина которого равна кеглю строки; второй - все строки первой строфы (и всех последующих нечетных) начинаются от одной вертикали, а второй строфы (и последующих четных) - от другой. Первый способ более четко разделяет строфы и вместе с тем придает странице книги спокойный вид. Он может быть использован для стихов любого типа. Второй же подходит только для стихотворных произведений, все строки которых начинаются от одной вертикали. Его применяют только при особенно экономичном оформлении. 4.2.4 Таблицы Таблица как особая форма текста характеризуется следующими признаками: 1) она состоит из нескольких (не менее двух) колонок -граф, которые в свою очередь делятся на несколько самостоятельных по смыслу строк (каждую из них можно назвать элементом графы; с каждым элементом левой графы (боковика) по смыслу связан определенный элемент в каждой из последующих граф); 2) над каждой графой таблицы есть заголовок, характеризующий ее содержание. Совокупность заголовков граф образует заголовочную часть таблицы. Боковик и прографка (совокупность граф) образуют хвост таблицы. Любой элемент в любой графе по смыслу связан с расположенной на одной горизонтали с ним элементом боковика и расположенным над данной графой заголовком. В зависимости оттого, что помещено в графах - цифры или текст -таблицы делят на цифровые или текстовые. В графы таблиц могут быть включены чертежи, формулы, пиктограммы. Важнейшая задача оформления и верстки таблиц - облегчить читателю их понимание и пользование ими. Для этого необходимо построить их лаконично и логически правильно. Основные вопросы верстки таблиц - выбор шрифтов и способов четкого расположения всех ее элементов. Чтобы удобнее разместить материал, таблицы набирают меньшим по сравнению с основным текстом кеглем. Снижение кегля оправдывается еще и тем, что в большей части таблиц значительное место занимают цифровые данные, а у цифр очко крупнее, чем у строчных букв того же кегля. Строки в заголовках граф располагают горизонтально и выключают по середине соответствующих граф. Если заголовки граф имеют неодинаковое количество строк, то однострочные заголовки выключают по середине двухстрочных по вертикали. В случае, если графы слишком узки, заголовки в них располагают вертикально и начинают от одной горизонтали с небольшой отбивкой от подзаголовочной линейки. Однострочные элементы боковика начинаются от одной вертикали. Двухстрочные и многострочные элементы боковика располагают одним из следующих способов: 1) первая строка каждого элемента - без абзацного отступа, последующие - с небольшой втяжкой; 2) первая строка каждого элемента - с абзацным отступом, последующие - на полный формат. При первом способе четко выделяется начало каждого элемента, но если элементы боковика многострочны, то второй способ позволяет сделать таблицу более компактной. Неполные строки боковика, против которых в графах расположены соответствующие элементы, дополняются отточиями, которые облегчают чтение таблицы. В отточиях выдерживается одинаковое расстояние между точками, а ряды точек во всех строках боковика выравниваются по вертикали. Если элементы боковика соподчинены, то их взаимозависимость может быть показана шрифтами различной силы и различным расположением соответствующих элементов, например, основные элементы выключены влево, а подчиненные им - со втяжкой. Цифры в графах располагаются точно против соответствующих строк боковика. Если элемент боковика занимает несколько строк, то цифры в графах помещаются против его последней строки. Если и в боковике, и в графах имеются элементы, занимающие несколько строк, то все элементы граф начинаются на уровне первых строк соответствующих элементов боковика, при этом отточия в боковике не ставятся. Если цифры в различных строках графы одноименны, то строка с наибольшим количеством знаков располагается посередине ширины графы, а прочие строки выключаются сообразно с ней так, чтобы единицы находились под единицами, десятки под десятками и так далее. Если же цифры в различных строках графы разноименны и несоизмеримы, то все они выключаются в красную строку. Если в графах помещен текст, то его строки располагаются посередине ширины графы. Необходимо, чтобы расположение текстовых строк в графах и боковике было различным. Отделить таблицу от основного текста, «шапку» таблицы от остальных строк, одну графу от другой можно с помощью линеек или только пробелами. Если в таблице так много граф, что пробелы между ними уже кегля шрифта, которым набраны графы, то разделительные вертикальные линейки необходимы как в заголовочной части таблицы, так и в прографке. В прографку таблицы могут быть включены не только вертикальные, но и горизонтальные линейки, особенно в случае, если одному элементу в боковике соответствует несколько элементов в других графах. Обрамляющие таблицу линейки придают ей законченный вид и отделяют от остального материала на полосе. Верхняя линейка необходима во всех случаях, так как без нее «шапка» таблицы воспринимается плохо. Нижняя линейка отделяет таблицу от следующего за ней текста. Обрамление с четырех сторон необходимо для полосных таблиц - этим достигается полная прямоугольность полосы. При усилении некоторых линеек внутри таблицы, необходимо усилить и обрамляющие линейки. В зависимости от расположения на странице таблицы разделяют на продольные и поперечные. В продольной таблице строки боковика и граф расположены параллельно строкам основного текста. Ширина такой таблицы может быть равна ширине полосы. Если продольная таблица имеет очень длинный боковик и небольшое число граф, то она имеет вид уже полосы и занимает много места по высоте. Такую таблицу необходимо сдваивать или страивать для размещения по ширине полосы, при этом «шапку» таблицы дублируют над каждым, вновь получившимся блоком. В поперечной таблице строки боковика расположены перпендикулярно к основному тексту. Такое расположение таблиц неудобно в пользовании, так как для ее прочтения приходится поворачивать издание. К такому приему приходится обращаться, если в таблице много граф и она не умещается продольно. Для заголовков таблиц используют тот же шрифт, что и для заголовков в основном тексте, но меньшего кегля.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |