|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внешнее оформление книгиК внешним элементам книги относятся обложка, переплет и некоторые примыкающие к ним детали - форзац, суперобложка, футляр (форзац необходим для всех изданий, которые выпускаются в переплете, суперобложка и футляр не являются обязательными элементами и применяются для ограниченного круга изданий). От внешних элементов книги и их оформления в большой мере зависит, какое первое впечатление произведет книга на читателя. Важнейшие внешние элементы книги - обложка и переплет - имеют двоякое назначение. Во-первых, они скрепляют листы книги, защищают их от повреждения и грязи и тем самым делают ее достаточно прочной. Во-вторых, они дают читателю первоначальную общую информацию о книге. В этом отношении у внешних элементов книги много общего с титульным листом, но между ними есть и существенная разница. Мы видим внешние элементы книги не только, когда начинаем ее читать, но и когда рассматриваем витрины книжного магазина. От первого впечатления часто зависит, захотим ли мы подробнее познакомиться с книгой. Таким образом, внешние элементы книги выполняют не только информационную, но и рекламную функцию. Поэтому их дизайн должен не только соответствовать виду и целевому назначению издания, но и привлекать внимание читателя, вызывать у него интерес к книге, желание прочитать или купить ее. Внешнее оформление должно быть и декоративным в хорошем смысле этого слова, красивым. Характер и мера этой декоративности в изданиях различного типа неодинаковы. Но в любом случае декоративность внешнего оформления должна вытекать из содержания и назначения книги, а не превращаться в украшательство. 4.9.1 Типы обложек и переплетов . Первый вопрос внешнего оформления книги - выпустить ее в обложке или в переплете. Обложка, в традиционном понимании этого слова, - это бумажное покрытие книжного блока. Строение такой обложки несложно - она представляет собой лист бумаги, который охватывает книжный блок спереди, сзади и со стороны корешка. Те части обложки, которые прикрывают блок спереди и сзади, называются ее сторонками, а та часть ее, которая соответствует корешку блока и скреплена с ним, - корешком обложки. Прочность издания в обложке зависит и от способа ее скрепления с книжным блоком. Выпуск издания в обложке производственно гораздо проще и может быть осуществлен гораздо быстрее, чем в переплете. В бумажной обложке выпускаются, главным образом, издания, рассчитанные на краткий или средний срок пользования, на пользование от случая к случаю, а также многие издания небольшого объема. В обложке из более прочных материалов выпускаются и издания большего объема, предназначенные для длительного пользования. Переплет прочнее обложки, но прочность различных его типов зависит от материала и особенностей конструкции. Переплет, или переплетная крышка, имеет более сложную конструкцию, чем обложка. Обычно крышка состоит из нескольких деталей: двух сторонок, корешка, наружного материала для оклейки сторонок (или всей крышки) и отстава - полоски плотной бумаги или тонкого картона, которая наклеивается на корешок крышки с оборотной стороны (отстав увеличивает прочность и упругость корешка). Основные вопросы, связанные с информационно-рекламной функцией обложки и переплета: какие сведения о книге на них поместить и как подать эти сведения. Чтобы читатель, увидев книгу, решил купить ее или захотел прочитать, он должен прежде всего узнать название книги и фамилию ее автора. Ему могут оказаться полезны и другие титульные данные, но из них для каждой конкретной книги приходится выбирать лишь наиболее важные, так как текст на переплете или обложке должен быть напечатан достаточно крупным шрифтом. Все же на обложках или переплетах, стороны которых оклеены бумагой, обычно помещают несколько больше сведений, чем на переплетах, оклеенных тканью -на бумаге можно четко отпечатать более мелкий шрифт, чем на ткани или подобном ей материале. Чисто шрифтовое оформление переплета характерно для изданий политической, научной, производственно-технической, справочной литературы, для подписных изданий. Шрифтовая надпись на переплете (обложке) имеет прежде всего информационное значение. Исходя из этого, казалось бы, достаточно, чтобы она была выполнена четким шрифтом. И все же важно, чтобы шрифт был не только четок, но и красив, а вся композиция (размеры различных элементов надписи, интервалы между ними, разбивка на строки) -логична и обоснованна. Рисунок шрифта чаще всего не связан непосредственно с содержанием книги. Однако возможно и такое решение, при котором рисунок шрифта путем более или менее сложных ассоциаций оказывается связанным с содержанием книги, говорит читателю о нем. В композицию на обложке или переплете часто входят, кроме шрифта, еще и изобразительные элементы - орнаментальные, эмблематические, тематические, сюжетные. Все они в той или иной мере говорят о содержании книги. Изображения, помещаемые на переплете или обложке, могут иметь, как и шрифтовые надписи, информационное значение. Например, изображение печатной машины сообщает о полиграфической тематике книги. Но и при таком подходе нельзя допускать, чтобы изображение на переплете или обложке было шаблонным, оно должно быть выразительным и интересным. Большой интерес к книге могут вызывать изображения, не прямо рассказывающие об ее содержании, а лишь ассоциативно связанные с ним. На задней стороне обложки также могут быть помещены изобразительные элементы, продолжающие оформление передней стороны, или же аннотация, сведения об авторе и тому подобное. Разыскивая нужную книгу на книжной полке или в стопке на столе, мы видим только ее корешок. Поэтому на корешке переплета или обложки, если его ширина позволяет, печатают название книги, или фамилию автора, или то и другое. В многотомных изданиях на корешке указывают и порядковый номер тома. В зависимости от толщины книги надписи на корешке могут быть помещены как поперек, так и вдоль его. В последнем случае принято располагать надпись так, чтобы она читалась, когда книга стоит на полке, снизу вверх. Но при таком расположении, когда стопка книг лежит на столе, надпись получается перевернутой. Чтобы подчеркнуть настольный характер издания, иногда надпись помещают наоборот. На корешке нередко помещают орнамент или небольшой рисунок. Вместе с тем по этим графическим элементам легче отличить определенную книгу от других (когда мы видим их со стороны корешка). Такой прием может быть интересно использован в изданиях художественной и научно-популярной литературы при серийном оформлении.
Рис. 4.23. Типы обложек и переплетных крышек. Обложка типа 1 скрепляется с блоком способом крытья внакидку и чаще всего изготовляется из бумаги. При таком крытье - его следует применять только для изданий объемом не более 64 страниц, в которых все сфальцованные листы сложены в одну тетрадь («лист в лист»), - обложка представляет собой согнутый пополам лист, который накидывается на эту тетрадь и скрепляется с ней проволочными скобами (возможно и скрепление нитками). Обложка типа 2 скрепляется с книжным блоком способом обыкновенного крытья, то есть приклеивается к нему только по корешку. Материал для обложки этого типа такой же, как для типа 1, за исключением бумаги с полимерным покрытием с двух сторон (покрытие на оборотной стороне обложки мешало бы ее склеиванию с корешком блока). Обложку типа 3 приклеивают не только к корешку книжного блока, но частично (на ширину в несколько миллиметров) и к корешковому полю на первой и последней страницах книжного блока, то есть способом крытья вроспуск. Такое крытье прочнее обыкновенного, но более трудоемко. Для лучшего открывания обложку по линиям приклейки обычно предварительно бигуют, образуя на ней рубчик. Крытье вроспуск делает издание более прочным, чем при обыкновенном крытье. Обложка типа 4 состоит из двух сторонок, которые соединены материалом для окантовки корешка книжного блока. Способ крытья - вроспуск. Обложка типа 4 гораздо прочнее, чем обложки остальных типов, однако изготовление ее значительно сложнее. Применяется она преимущественно для изданий большого объема. Переплетная крышка типа 5 - составная. Она имеет картонные сторонки, которые соединены корешком из прочного переплетного материала. Сторонки оклеены бумагой или переплетным материалом. С внутренней стороны к корешку крышки приклеен отстав из бумаги. Переплетная крышка типа 5 с оклейкой сторонок бумагой широко применяется для учебников, справочной, художественной и детской литературы. Переплетная крышка типа 5 с оклейкой сторонок тканью или ее заменителями применяется в основном для изданий, рассчитанных на особенно долговременное и частое пользование. Переплетная крышка типа б - цельная, из одной детали. Изготовляется она из картона, переплетного материала на бумажной, или нетканой основе, или пластиката. Переплетные крышки этого типа из переплетных материалов подходят для изданий, предназначенных для пользования в производственной или полевой обстановке, например: технических справочников карманного формата, военных уставов. Крышки этого же типа из картона дешевле, но непрочны. Они предназначены в основном для рассчитанных на короткий срок пользования справочных и производственно-инструктивных изданий. Переплетная крышка типа 7 - цельнокрытая, то есть картонные сторонки и бумажный отстав оклеены одним материалом; бумагой или переплетным материалом. При оклейке обычной бумагой прочность крышек типа 7 невелика и в них выпускаются главным образом такие издания художественной литературы и книги по искусству, которые рассчитаны в основном на индивидуальное пользование. Если крышка оклеена бумагой, к которой (после печатания на ней) припрессован прозрачный ламинат, то ее прочность значительно повышается и она может применяться для более широкого круга изданий, в том числе и для учебников. При оклейке заменителями ткани крышки еще более прочны. Этот вариант крышки типа 7 очень широко распространен, в том числе и для изданий, рассчитанных на очень длительное пользование, даже для таких, как собрания сочинений. Крышки типа 7, оклеенные тканью, самые прочные. В них выпускаются лишь капитальные издания, например, энциклопедии и издания в особом оформлении. Переплетная крышка типа 8 имеет накладные картонные сторонки и накладной корешок из переплетного материала. Сторонки покрыты бумагой или переплетным материалом с загибкой с четырех сторон. Корешок покрыт материалом с загибкой сверху и снизу. Отстав - из картона. Крышки этого типа прочны и оригинальны, но трудоемки в изготовлении. Применяются они лишь для изданий в особом оформлении. Переплетная крышка типа 9 отличается от типа 8 тем, что не имеет отста-ва и корешок приклеивается непосредственно к корешку книжного блока, окантовывает его. Крышки типа 9 из-за характера корешка и отсутствия отстава менее прочны, чем крышки типа 8. Применяются они очень редко. Переплетные крышки некоторых типов имеют варианты: с корешком кругленым или прямым, с кантом или без него, с углами прямыми или круглеными.
Все графические элементы - шрифтовые надписи, изображения, помещенные на обложке или переплете, - должны быть композиционно объединены. К композиции передней стороны в известной мере относится сказанное выше о логичности построения титульного листа. Вместе с тем особое назначение переплета и обложки, их объемность (трехмерность), возможность применения различных по фактуре материалов, особенное значение изобрази- тельных элементов - все это позволяет внести большое разнообразие в оформление внешних элементов книги, находить все новые и новые композиционные решения. Отметим специфические особенности оформлений переплета и обложки. Одна из них - широкое использование цвета. Печать на обложке и переплете очень часто делается в несколько красок, и их удачное сочетание с цветом и фактурой бумаги и переплетных материалов позволяет получить большой художественный эффект. Спокойному оформлению более соответствуют нерезкие сочетания цветов, динамичному - контрастные. Другая особенность оформления некоторых видов переплета - применение тиснения, то есть такой печати, которая изменяет рельеф поверхности переплетной крышки. Тиснение используют главным образом на переплетах, оклеенных тканью или ее заменителями, а иногда - и на оклеенных достаточно прочной бумагой. Различают несколько видов тиснения. Углубленное красочное тиснение широко используется как для основных текстовых элементов (заглавие книги, фамилия автора), так и для воспроизведения орнамента и рисунка. Углубленное бескрасочное тиснение («блинт» применяется главным образом для второстепенных текс- товых элементов, например, названия издательства, частично - для орнамента и рисунков, для создания фона. Рельефное, или кон-гревное (по имени считавшегося изобретателем этого способа англичанина Конгрева), тиснение позволяет получить неодинаковую высоту рельефа на различных участках изображения, что придает ему некоторое сходство со скульптурой-барельефом. Рельефное тиснение технически сложно, и им пользуются в основном для изданий, выпускаемых в особом оформлении. Часто на переплете имеется тиснение нескольких видов. Тиснение мелких изобразительных элементов связано с техническими трудностями. Поэтому в оригиналах для тиснения рисунки дают без очень мелких деталей. К бумаге для оклейки переплета, так же как и к обложке, может быть припрессован ламинат. Таким путем значительно увеличивается прочность этих элементов книги, а вместе с тем их поверхность приобретает специфический блеск. Особенно целесообразен этот прием в оформлении книг для детей, школьных учебников, литературы для туристов. 4.9.2 Особенности конструкции книжного блока Если книга выпускается в переплете, то конструкция и оформление книжного блока могут иметь некоторые особенности. При переплетах с кантом и объеме не менее 160 страниц корешок блока вверху и внизу обычно оклеивают капталом - полоской тесьмы с утолщенной кромкой. Каптал, цвет которого подходит к цвету переплета, не только скрепляет листы блока, но и придает его корешку более аккуратный вид, украшает книгу. Некоторые издания в переплете, к которым читатель часто обращается, и книги в улучшенном оформлении снабжаются ленточкой-закладкой, приклеенной под капталом к корешку книжного блока. Такая ленточка облегчает пользование книгой и способствует ее сохранности. Верхний обрез блока (или верхний и боковой) может быть окрашен в цвет, гармонирующий с цветом переплета. Этот прием имеет декоративное значение. Иногда обрез блока торшонируют, то есть делают его поверхность неровной, волнистой. Такая отделка обреза в какой-то мере имитирует неровные края бумаги ручной выработки и тем самым стилизует книгу «под старину». В объемистых словарях и справочных изданиях на переднем боковом поле блока могут быть сделаны наклейки и высечки, благодаря чему становится легче находить слова на ту или другую букву. В каталогах часто бывает желательна возможность вынимать отдельные листы, дополнять издание новым материалом или удалять из него устаревший. С этой целью книжный блок комплектуют не из сфальцованных тетрадей, как это делается обычно, а из двухстранич-
ных листков. Комплекты листков соответствующим образом просекают по корешковому полю и затем надевают на скобы специального приспособления (металлического или пластмассового), которое прикреплено к переплетной крышке. Скобы легко раскрываются и закрываются, позволяя обновлять помещенный в издании материал. Чтобы легче находить в таких изданиях нужный листок, иногда начинают каждый раздел шмуцтитулом, напечатанным на тонком картоне. В изданиях, выпускаемых в особом оформлении, возможны и другие особенности формирования и конструкции блока. Встречаются, например, издания, где различные элементы книжного блока напечатаны на листах, неодинаковых по формату и цвету. В отдельных, особо оформленных изданиях, где на каждом развороте помещен крупный рисунок (он может занимать и корешковые поля), печать производят с одной стороны бумажного листа. При этом брошюровочные работы производят так, что в готовой книге читатель видит только страницы с оттисками, а незапечатанные страницы скрыты. В изданиях для детей иногда отказываются от прямоугольной формы книжного блока. В книжках-игрушках встречается и та-кая конструкция, благодаря которой при раскрывании книги на разворотах появляются трехмерные композиции. Приложения. Некоторые издания включают и такие элементы, которыми удобнее пользоваться, если они не скреплены с книжным блоком, - таковы, например, картографические приложения к учебникам истории. В книгах встречаются приложения и других видов. Один из них - это своего рода инструменты для практической работы (например, в книгах о техническом редактировании - линейки для специальных расчетов). Другой вид приложений - это компакт-диски. В некоторых случаях, например, в учебниках иностранных языков, аудиоэлементы могут быть равноправной и даже доминирующей частью издания. Для приложений в одних случаях достаточен бумажный карман, который приклеивается к заднему форзацу, в других необходим футляр или коробка, материал, конструкция и внешнее оформление которых должны быть хорошо продуманы. Суперобложка. Суперобложка - это легкая, обычно бумажная покрышка, которая охватывает снаружи весь переплет и держится на нем при помощи клапанов. Первоначально суперобложка служила для защиты переплета от загрязнения. Постепенно суперобложка стала применяться и как полноценный элемент оформления книги, придающий ему особенное изящество и художественную законченность. Такому использованию суперобложки способствовало то обстоятельство, что на оклеенных тканью или ее замените- лями переплетах нельзя отпечатать столь сложное изображение, нельзя так широко использовать цвет, как на бумаге. Сдержанное оформление переплета стали дополнять связанным с содержанием книги и вместе с тем декоративным оформлением суперобложки. Суперобложка применяется, главным образом, для изданий в особо художественном внешнем оформлении. На клапанах суперобложки помещают набранную мелким шрифтом информацию о книге, до- полняя ее небольшими изобразительными элементами. На задней стороне и заднем клапане суперобложки помещают информацию не только о данной книге, но и о близких по содержанию и читательскому назначению изданиях. Суперобложкой покрывают порой не переплет, а обложку, чтобы сделать ее более прочной и плотной. В этом случае суперобложку следует приклеивать к корешку книги, чтобы она не соскальзывала с обложки. Форзац. Необходимым элементом книги в переплете являются форзацы, один из которых соединяет первый лист книжного блока с передней стороной переплетной крышки, а второй - последний лист блока с задней стороной. Участвуя в скреплении переплетной крышки с книжным блоком, форзацы увеличивают прочность этого скрепления и, закрывая концы марли и грубую поверхность картона, придают оборотной стороне крышки аккуратный вид. Форзац используется и как элемент художественного оформления. На нем могут быть помещены рисунок, орнамент, узор, текст, связанные с содержанием книги. Даже сам цвет форзаца может быть использован для того, чтобы связать оформление переплета и титульного листа. Своеобразной разновидностью узорного форзаца является форзац из тисненой бумаги. Долгое время на изобразительный форзац смотрели как на декоративный элемент. В соответствии с таким взглядом его помещали главным образом в наиболее нарядных изданиях, например, в книгах подарочного типа, юбилейных изданиях. Однако изображение на форзаце может иметь не только декоративное, но вместе с тем и познавательное значение. Именно такого типа изобразительный форзац все шире применяется в школьных учебниках, справочниках, научно-технических изданиях. При этом на форзацы выносятся такие рисунки, которые и по тематике, и по размеру мало отличаются от иллюстраций в тексте. Такое решение дает некоторую экономию бумаги, но не учитывает специфики форзаца. Довольно часто на нем помещаются крупные рисунки, карты или таблицы, занимающие целый разворот. Такое решение является более обоснованным. Но самый лучший вариант - это когда на форзаце помещен специально подготовленный и предназначенный именно для него изобразительный материал. При декоративном решении обычно одно и то же изображение повторяется на обоих форзацах. Если же на них дается познавательный материал, то целесообразно помещать на передних и задних страницах различные изображения. Форзац - промежуточное звено между переплетом и титульным листом. Он не имеет такого важного значения, как эти два элемента книги. Поэтому было бы необоснованным превращать его в графически самый сильный элемент внешнего оформления. Футляр. Некоторые наиболее ценные издания и книги, предназначенные для рассылки или для особого хранения, выпускаются в картонных футлярах. Полезно, если на боковых стенках футляра (или на одной из них, если футляр имеет клапан, закрывающий корешок) есть полукруглый вырез для пальца - благодаря этому книга легче вынимается. Футляр выполняет не только защитную функцию. Для изданий в особо художественном оформлении и футляр подается соответствующим образом. Его оклеивают белой или цветной бумагой, на нем помещают декоративные или тематические изобразительные элементы, можно хорошо обыграть его трехмерность. Такого рода футляр в большой мере определяет весь облик издания, его оформление влияет на первое впечатление читателя от книги. В футляре может быть высечено «окно», закрытое прозрачной пленкой, сквозь которую видно изображение на переплете. Иногда в футляре выпускается целая группа изданий. В этом случае наличие футляра помогает сохранить всю группу вместе. При таком назначении для футляра подходит полуоткрытая форма, при которой удобнее вытаскивать книги и ставить их обратно. Фут- ляр или коробка (возможно, усложненной конструкции, например, с несколькими отделениями) могут быть нужны и для изданий с приложениями. Чтобы правильно выбрать и оценить внешнее оформление книги, необходимо хорошо знать ее содержание, понимать ее основные идеи. Внешнее оформление имеет большое значение для судьбы издания. Часто от него зависит, разойдется ли тираж книги или надолго осядет на книжных складах. Именно то обстоятельство, что читатель часто судит о книге по ее внешнему виду, возлагает на дизайнера особую ответственность за ее внешнее оформление. Оно действительно должно соответствовать типу и содержанию книги и не вводить в заблуждение читателя. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |