|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛОССАРИЙ 5 страница. Основная единица, принятая в типометрии для измерения размера шрифта: 12 пунктов образуют цицероПУНКТ Основная единица, принятая в типометрии для измерения размера шрифта: 12 пунктов образуют цицеро. 4 цицеро образуют квадрат. Кегли измеряются в пунктах. Один типографский пункт равен 0, 375 мм, один квадрат равен 18 мм. ПУРИЗМ Направление в изобразительном искусстве, существовавшее во Франции в 1918 - 1925 годах. Его основатели - художник А. Озафан и архитектор Шарль Эдуар Жаннере (1887 - 1965) с 1921 года известный под именем Ле Корбюзье. Пуризм основан на принципах функционализма, утверждавшего зависимость формы от функции. ПУТТИ Изображения мальчиков - крылатых амурчиков и ангелочков, излюбленный декоративный мотив в искусстве итальянского Возрождения, навеянный античными прообразами. РАЗВОРОТ Две смежные страницы раскрытого издания. Термин подходит и к буклету, раскрытому полностью или частично. В пространстве книги нет более крупного участка, способного восприниматься одномоментно. РАЗНООТТЕНОЧНОСТЬ Дефект печати, выражающийся в неодинаковой насыщенности краской оттисков в пределах печатного листа либо части, либо всего тиража. РАЗРЕШЕНИЕ Параметр компьютерной графики, определяющий число точек на единицу длины по каждой координате. РАЗРЯДКА Увеличение межбуквенных пробелов по сравнению с нормальными (базовыми). Используется как простейший способ выделения в сплошном тексте. РАКЕЛЬ Тупой нож-шпатель для нанесения и лродавливания краски при печати в технике шелкографии. Инструмент для разглаживания поверхностей, например, самоклеящейся пленки в наружной рекламе. РАМКА Прямоугольное графическое изображение из линеек, орнамента, замыкающее и окаймляющее текст или иллюстрации и резко отделяющее их на полосе. РАНТОВАЯ ЛИНЕЙКА Пара из двух параллельных разделенных пробелом линеек (жирная и тонкая). В типографику пришла вместе с ксилографическими иллюстрациями. Рантовое оконтуривание придает лапидарной форме подчеркнутую нарядность. РАППОРТ Ритмически повторяющаяся часть орнамента. РАСТИСКИВАНИЕ Увеличение точек растра во время печати. Основной причиной растискивания растровой точки является растекание краски при попадании на бумагу, хотя и при переносе изображений на пленку размер растровых точек может быть увеличен. РАСТР В прикладной графике изображение получаемое с помощью точек или линий различной плотности. Растр возник как технический прием полиграфии, но затем стал использоваться художниками и дизайнерами в оформлении печатных изданий, плакатах, иллюстрациях, рекламе. РАСТРИРОВАНИЕ Преобразование полутоновых изображений в микроштриховые с помощью растра (прозрачная пластина со специальной сеткой непрозрачных пересекающихся линий) или электронных устройств. Чем мельче ячейки, образуемые линиями растра, тем большую градацию тонов способна передать репродукционная печатная форма. РАСТРОВАЯ ГРАФИКА Способ описания компьютерного изображения как совокупности точек, каждая из которых имеет определенные цветовые характеристики. Растровые изображения характеризуются определенным набором параметров, наиболее важные из которых - разрешение и палитра. РАСТУШЕВКА Частичное распространение изменений, производимых в пределах выделенной области, за ее границы. Позволяет смягчить слияние изображения в выделенной области с остальным рисунком. РЕГИСТРАЦИЯ Официальный акт внесения товарного знака в реестр товарных знаков. РЕГЛЕТ Разновидность пробельного материала. Шпон толщиной б пунктов й выше. Применяется для отбивки заголовков, разделения колонок и формирования полей. РЕДИЗАЙН Процесс проектирования по существующему аналогу с частичной заменой некоторых деталей объекта, но с сохранением общей узнаваемой концепции. РЕДИ-МЕЙД Направление авангардистского искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в художественной галереи. Смысл реди-мей-да заключается в следующем: при смене окружения изменяется и восприятие объекта. Зритель видит в предмете не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и цвета. РЕКЛАМА В английском варианте - advertising. Одна из форм маркетинговой коммуникации, как правило, оплаченная определенным рекламодателем, имеющая неличный характер и распространяемая с целью оказать воздействие на целевую аудиторию. Реклама подразделяется на товарную - реклама товаров и услуг; корпоративно-имиджевая - реклама, создающая образ фирмы и благоприятное представление о ней; социальная - рекламирующая общечеловеческие ценности и борющаяся с общественными пороками; политическая - реклама политических и общественных партий, движений, деятелей, имеющая конечной целью обеспечить победу на различных выборах. РЕКЛАМАЦИЯ Претензии к изготовителю продукции в связи с выявленными в ней дефектами и/или некомплектностью, оформленные соответствующими актами. РЕКЛАМОСПОСОБНОСТЬ Способность товарного знака привлекать внимание потребителей к обозначенным им товарам. РЕКОНСТРУКЦИЯ Переработка существующего или исторического шрифта для новой технологии воспроизведения или по эстетическим и другим причинам. В таких случаях рисунок знака подвергается минимальной перерисовке с учетом искажений старой технологии и технических ограничений новой. Если шрифт перераба- тывается более основательно, по принято указывать, что шрифт создан «по мотивам» того или иного исторического прототипа. РЕЛЕВАНТНОСТЬ Характеристика степени соответствия содержания документа, найденного в результате информационного поиска, содержанию информационного запроса. РЕЛИКВАРИЙ Вместилище для хранения разнообразных реликвий от небольшого ларца до целого здания. Были распространены в Западной Европе и Византии. РЕНДЕРИНГ Окончательный просчет сцены после создания, финальная стадия работы над трехмерным проектом. Вся работа, проведенная по моделированию, текстуриро-ванию, анимации, подбору освещения, настройки камер, созданию специальных эффектов и результаты которой были видны только в черновом варианте и слабом разрешении, просчитывается компьютером для отображения в окончательном варианте. РЕНОМЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА Распространенное на рынке хорошее мнение о качестве товаров, обозначенных данным товарным знаком. РЕПРИНТ Повторное издание с печатного оригинала без повторения набора, иными словами безнаборное издание, полосы которого репродуцируют со страниц какого-либо издания, служащего в качестве репродуцируемого оригинал-макета. Репринт применяется при выпуске книг с очень сложным набором, например, энциклопедии, устаревших книг, облик которых является уникальным, при допечатке тиража, когда набор, матрицы или фотоформы не сохранились. РЕПРОГРАФИЯ Процесс и технические средства копирования документов. РЕПРОДУКЦИЯ Изображение или текст, воспроизведенные в издании с печатных форм, изготовленных путем копирования на них фотоформ (негативов или диапозитивов), полученных в результате фоторепродукционных или электронных процессов. РЕТРО Стиль, основу которого составляет нарочитая имитация форм, характерных для стилей прошедших эпох. РЕТУШЬ Коррекция изображении и техническая обработка изооригиналов для наилучшей передачи изображения при репродуцировании и печати с учетом способа печати, техники репродуцирования и условий печатного процесса. С помощью ретуши улучшают градационные характеристики оригиналов, устраняют технические дефекты, исправляют недостатки цветоделения. РЕФЕРАТ Текст, в котором приводятся относительно подробные (сравните с аннотацией) сведения о тематике реферируемого документа, методах и целях исследования и полученных результатах. Реферат может публиковаться вместе с реферируемым текстом или (чаще всего) отдельно от него. В последнем случае реферат обязательно сопровождается библиографическим описанием реферируемого документа или иными сведениями, позволяющими точно определить (идентифицировать) реферируемый документ. Реферат, составленный автором документа, называется авторефератом. Доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, а также изложение содержания научной работы или книги. РЕФЛЕКС Отражение цвета или света, падающего на предмет или его часть (преимущественно затененную) от соседних с ним освещенных предметов или фонов. Точное воспроизведение рефлексов способствует передаче объема. РЕЦЕНЗИЯ Научное произведение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания. Рецензия, на основании которой принимается решение о подготовке издания к публикации и производится его доработка, называется издательской рецензией. Издательская рецензия, подготовленная рецензентом, не являющимся работником издательства, называется внешней рецензией, подготовленная внутри издательства - внутренней рецензией. Рецензия на вышедшее в сеет издание, опубликованная в печати и предназначенная для того или иного круга читателей, носит название печатной рецензии. РИЗОГРАФИЯ Способ ротационной трафаретной печати с использованием печатной формы, изготовленной с помощью компьютера прожиганием микроотверстий на формном материале в местах печатающих элементов. РИМСКИЕ ЦИФРЫ Римская система нумерации с помощью букв была распространена в Европе на протяжении двух тысяч лет. В позднем средневековье ее сменила более удобная для вычислений десятичная система цифр, заимствованная у арабов. Сейчас римскими цифрами обозначаются даты на монументах, время на часах, страницы книжных предисловий, порядковые числительные. Для обозначения чисел применялось семь букв латинского алфавита:1. = 1, V = 5, X - 10, L = 50, С = 100, D = 500, М * 1000. Промежуточные цифры образовы- вались путем прибавления нескольких буке справа или слева, причем сначала писались тысячи и сотни, а затем десятки и кдиницы. Горизонтальная линия над символом обозначала умножение на тысячу. РИСОВАННЫЙ ШРИФТ Надпись, однократно выполняемая художником, в отличие от наборного шрифта. В издательском деле иногда оригиналы титульного листа, обложки, переплета, тексты заголовков внутри издания делают рисованными для последующего репродуцирования. РИСУНОК ШРИФТА Наиболее существенная графическая особенность наборного шрифта, отражающая его характер, стиль, образную силу, оригинальные черты. Рисунок определяет принадлежность шрифта к конкретной гарнитуре - в отличие от начертания, являющегося признаком внутригарнитурного варианта. РИТМ Универсальный структурный принцип, действенный для любого эстетического объекта, природного или созданного человеком — закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов: звуковых, речевых или изобразительных. Одно из важнейших проявлений ритма — повторяемость элементов, мерность их чередования, на основе которой и складывается все многообразие ритмических соотношений. Постепенное количественное изменение в ряде чередующихся элементов - нарастание или убывание чередований, объема или площади, в сгущениях или разряжениях структуры. РИЦОВКА Надрез поверхности картона, процарапывание ее нэ линии перегиба, для облегчения сгибания картона, например, в коробку. РОДО-ЛИТЕРНЫЙ ЗАГОЛОВОК Заголовок, состоящий из родового названия подраздела (часть, раздел) и буквы, определяющей место подраздела в ряду других такой же ступени (значимости) в системе рубрикации. Например: Часть А; Раздел Б. РОЗЕТКА Украшение круглой формы в виде симметрично расходящихся из центра листьев или цветочных лепестков, использующееся в качестве концовки в книгах. РОКАЙЛЬ Главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции в начале XVIII века. Впоследствии термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы. РОЛЛОВЕР Интерактивный элемент дизайна Web-страницы. Его внешний вид зависит от положения курсора мыши в окне браузера и состояния его кнопок. РОЛЬ Форма поставки бумаги в рулонах. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Художественный стиль, связанный с античной культурой Рима и получивший распространение в странах Западной и Центральной Европы в период раннего средневековья (X - XIII веков) и объединивший в единое целое все виды искусств. РОМАНТИЗМ Идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII века, проявившее себя во всех видах искусства, философии и гуманитарных науках. Романтизм возник как противопоставление рационализму и бездуховности общества и эстетике классицизма. В основе романтического идеала -свобода творческой личности, культ сильных страстей, интерес к национальной культуре и фольклору. Характерная черта романтического мировоззрения - острый разлад между идеалом и гнетущей реальностью. РОСЧЕРК Каллиграфический элемент знака, служащий для декоративных целей. Обычно располагается в начале основного штриха или в качестве концевого элемента. Сближает наборный шрифт с каллиграфией. РОТАПРИНТ Малая офсетная печатная машина, применяемая в оперативной полиграфии для печатания небольшими тиражами брошюр и документов. РОТАЦИЯ Печатная машина, у которой печатная секция состоит из цилиндров: печатного и формного в высокой печати, печатного, формного и офсетного - в офсетной. РОТУНДА Вид готического письма, появившийся в Италии в XIII веке. Для него характерны широкие пропорции знаков с одним изломом, а также значительное количество круглых форм. РУБРИКА Элемент верстки, отмечающий рубеж текста при членении на разделы. Рубрикация выстраивает иерархию разделов, так как разделы низших уровней необязательно сопровождаются заголовками. Проработка системы рубрикации - один из существенных моментов проникновения типографа в содержание текста. РУБРИКАТОР Мастер в средневековом монастырском скрилтории. Рубрикатор писал или раскрашивал начальные буквы или слова частей, глав, разделов рукописной книги красной краской. В современной полиграфии сохранилось понятие красной строки - первая строка какой-либо части текста. РУКОПИСНЫЕ ШРИФТЫ Собирательное название группы шрифтов, по рисунку имитирующих чей-то почерк или каллиграфический стиль.Рукописные шрифты подразделяются в зависимости от пишущего инструмента, имитирующие письмо ширококонечным или остроконечным пером, кистью, фломастером, шариковой ручкой. Рукописные шрифты могут быть связными - когда каждая буква соединяется с соседними, несвязными - каждая буква стоит отдельно и полусвязные - когда соединяются только определенные буквосочетания. Рукописные шрифты применяются только для акциденции и набора учебных прописей. РУСТИКА Рукописная форма римского капитального письма. Отличается тонкими вертикальными штрихами, жирными горизонтальными штрихами и узкими пропорциями букв. РЫБА Эскиз оформления или верстки издания, построенный на наборе какого-либо текста не связанного с изданием и выклеенными иллюстрациями, также не привязанными к содержанию, для создания общего первоначального представления о композиционном и цветовом решении оформительского элемента. РЯД ФИБОНАЧЧИ Последовательность, в которой каждое последующее число является суммой двух предыдущих. САЙТ Группа страниц WWW, объединенных общим содержанием. САМОНАКЛАД Автомат, подающий листы бумаги в печать или иную машину. САМПЛИНГ Одна из разновидностей продвижения продаж, предоставляющая потенциальному покупателю бесплатный образец товара. -САНГИНА Мягкий графический материал в виде палочек-карандашей, дающих матовый красно-коричневый тон. Приготавливается из глины, окислов железа и связующих веществ. 9 САНС СЕРИФ Название гротесковых шрифтов на англо-французский манер. СВЕДЕНИЕ СЛОЕВ В компьютерной графике объединение всех видимых слоев в один с учетом режимов слияния, непрозрачности и прочих условий. СВЕТОТЕНЬ Распределение света в пространстве и на поверхности предмета, позволяющее благодаря одновременному восприятию освещенных и затененных участков ощутить глубину пространства и объемность предметов. СВОБОДНЫЙ ЗНАК Обозначение, выступавшее ранее в качестве товарного знака, но утратившее различительную способность вследствие систематического независимого применения различными производителями в качестве наименования товаров определенного рода. Например, ксерокс, вместо копировального аппарата. СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ Гармоничная целостность, соподчинение элементов, композиционное равновесие, симметрия, асимметрия, динамичность, статичность, единство стиля. СГЛАЖИВАНИЕ Технический прием, в результате которого «ступенчатость» границ и линий в изображениях растровой графики сглаживаются путем добавления пикселов промежуточного цвета. СГРАФИТО Способ декоративной отделки, когда на стену накладывается несколько разных по цвету слоев штукатурки, которую после высыхания процарапывают или частично удаляют до получения нужного цвета. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ Процесс деления рынка или целевой аудитории на однородные группы по определенным признакам (географическим, демографическим, социально-психологическим, уровню доходов и так далее) с выделением сегмента, потенциально обещающего дать наибольший объем продаж данного товара или услуги. СЕМАНТИКА Раздел семиотики, изучающий значения знаков и их использование в смысловых системах языка. СЕМИОТИКА Наука о знаках и их системах - языках. СЕПИЯ Коричневая краска, сделанная на основе пигмента, добытого из красящего вещества, выработанного морской каракатицей. СЕРИФ Засечка, горизонтальный штрих, которым заканчивается основная линия буквы. По наличию и характеру серифов шрифт классифицируется в ту или иную группу. Серифы имеют колоссальное значение в эстетике шрифта. Один из основных признаков шрифтовой формы. Серифы подразделяются на односторонние и двухсторонние. Их форма можен быть разнообразной: треугольной, прямо- угольной, закругленной, декоративной, в виде тонкой горизонтальной линии и так далее. Серифы могут быть скругленными в месте соединения с основным штрихом, а могут присоединяться под углом без скругления. СЕРИЯ Партия одинаковых изделий, изготовленных промышленным способом. СЕРИЙНЫЙ ТЕКСТ Совокупность нескольких текстов, предназначенных для решения одной практической задачи, близких по содержанию и обладающих значительным формальным сходством. Серию могут составлять тексты на плакатах, упаковках, рекламных объявлениях. СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ ЗНАК Знак, зарегистрированный на имя организации, которая разрешает предприятиям пользоваться им при условии соблюдения свойств и качеств товаров, установленных этой организацией, и под ее контролем. СЕТКА Система вертикалей и диагоналей, образующих своего рода каркас типографической композиции в масштабе листа, страницы разворота. Степень ее упорядочности и выразительности зависит от соответствия сетки материалу издания, от соблюдения композиционной схемы и размера ячеек относительно формата полосы. Сетки бывают различной дробности и регулярности. Одни задают только геометрическую схему, другие предписывают позицию для тех или иных элементов. Введение сетки ужесточает правила композиции, СЕЧЕНИЕ Изображение в виде плоской фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета плоскостью или несколькими плоскостями. СЖАТИЕ Сокращение оперативной или дисковой памяти, требуемой для хранения данных за счет более компактного их представления. Сжатие осуществляется в соответствии с универсальными алгоритмами, не зависящими от типа сжимаемых данных. СИГНАЛ Экземпляр издания из числа первых изготовленных типографией, присылаемый в издательство для контроля и утверждения в качестве образца для изготовления всего тиража. СИГНАТУРА В полиграфии последовательная нумерация печатных листов, проставляемая арабскими цифрами в нижнем левом углу на первой и третьей его полосах. Поперечное углубление в виде рубчика на нижней стенке литеры, служащее для определения правильного положения литеры в процессе набора. СИГНЕТ Издательская марка. СИДЕЛЬ Один из нижних акцентов, в виде крючка, открытого влево и напоминающего запятую под буквой, соединенную с основным знаком. Применяется под согласными в португальском, турецком, французском и других языках. СИККАТИВЫ Катализаторы, ускоряющие высыхание лакокрасочных материалов, содержащих растительные масла, например, олиф. СИЛА Знак ударения, который ставился в каждом слове над ударной гласной буквой в древнерусских рукописных и печатных книгах. Эта традиция перешла из древнегреческого книжного письма. Силы имели важное значение при многочасовом чтении книги вслух во время церковной службы. СИЛЛАБАРИЙ Слоговое письмо, в котором каждый знак передает отдельный слог. Распространено в Индии, Юго-Восточной Азии, Корее, Японии, Эфиопии и в некоторых письменностях американских индейцев. СИЛУЭТ Плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. СИМВОЛ Условное обозначение какого-либо понятия, идеи, явления. СИМВОЛЬНЫЕ ШРИФТЫ Неалфавитные шрифты, состоящие из знаков, не имеющих отношения к алфавиту и не входящие в основной комплект шрифта. Обычно это пиктограммы, орнаменты, стрелки, буллиты, декоративные элементы. СИММЕТРИЯ Принцип организации элементов композиции, основанный на правильном (зеркальном) размещении их вокруг общего центра или оси. Противоположный принцип - асимметрия. СИМУЛЬТАННЫЙ КОНТРАСТ Явление, при котором человеческий глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то си-мультанно, то есть одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цве- тах. Симультанно порожденные цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. СИНЕКТИКА Проектная деятельность, сознательно использующая разного рода механизмы творчества, в основном различные типы аналогий для целенаправленного ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы. Творческая активность вызывается внутренними причинами или побуждениями, основанными на необходимости самодвижения и самовыражения мысли или идеи, и возникает без внешних воздействий, самопроизвольно. СИНЕРГЕТИКА Дисциплина, изучающая принципы самоорганизации систем. СИНИСТЕР Геральдически левая сторона щита. СИНОПСИС Произведение или его часть со сводным, суммарным изложением различных взглядов на проблему, тему, вопрос. СКАНЕР Электронное устройство для перевода двухмерных графических изображений в цифровую форму. В результате сканирования получаются растровые изображения. СКОРОПИСЬ Относительно быстрый кириллический почерк, появившийся на Руси в XVII веке. Применялся как для официальной переписки, так и для делопроизводства. Имеет несколько разновидностей - парадная, канцелярская, гражданская. В лучших образцах достигает искусства каллиграфии. Характеризуется округлостью буке, плавностью их написания, большим количеством росчерков, лигатур и сокращений. СКРИПТОРИЙ С VI века мастерская в западноевропейских монастырях, в которой переписывались книги для церкви и светской знати преимущественно религиозного содержания. С XII века скриптории заменили городские цеховые мастерские. СКРЫТАЯ РЕКЛАМА Реклама, оказывающая неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. В западной литературе по рекламе именуется как «сублимальная». Впервые применена Джеймсом Вайкери в 1957 году в виде 25 кадра, неосознанно воспринимаемого кинозрителем при демонстрации фильма. Под скрытой рекламой также понимают заказные рекламные материалы, размещаемые в средствах массовой информации под видом авторских и информационных. СЛАЙД Цветное или черно-белое позитивное фотографическое изображение на прозрачной подложке (стекле или пленке), рассматриваемое на просвет или проецируемое на экран с помощью специальных оптических аппаратов. Слайд может служить полутоновым издательским оригиналом. СЛОВОЛИТНЯ Предприятие по изготовлению шрифтов и других типографских материалов в средние века. СЛОГАН Рекламный лозунг, девиз, направленный на создание имиджа фирмы или рекламы товара. Сжатая, ясная и легко воспринимаемая формулировка рекламной идеи. Заголовок рекламного послания, отличающийся от обычного заголовка повышенной эмоциональностью и сильным подтекстом, призывающим к немедленному действию - вступлению в контакт с производителем товара или покупке товара. Слоган является объектом авторского права. СЛЭШ Косая черта. СМЕЖНЫЕ ПРАВА Раздел гражданского права РФ, регулирующий правоотношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» определены сфера действия и субъекты смежных прав, их права, а также срок действия смежных прав. СНОСКА Помещаемое внизу полосы примечание, библиографическая ссылка, перевод иностранного текста, связанные с основным текстом знаком сноски - «*». СОАВТОРСТВО Сотрудничество в работе над созданием совместного произведения двух или нескольких лиц, отношения между которыми определяются каким-либо соглашением, в том числе и издательским договором. Различают: раздельное соавторство - вид соавторства, когда каждый из соавторов работает над определенными частями общего произведения, которые могут быть использованы отдельно и на которые авторы сохраняют свое авторское право, и нераздельное соавторство -вид соавторства, при котором нельзя выделить части произведения, принадлежащие каждому из соавторов. СОВМЕЩЕНИЕ Точное положение каждой последующей краски на запечатываемом материале относительно оттиска предшествующей краски, обеспечивающее правильную передачу цветов оригинала. Несовмещение красок приводит к неверной передаче колорита или графическим искажениям. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ШТРИХ Горизонтальный наклонный или изогнутый штрих, соединяющий основные штрихи. В контрастных шрифтах тоньше основного штриха. СОПОДЧИНЕННОСТЬ Взаимосвязь рубрик и их заголовков в издании, согласно которой каждая рубрика и ее заголовок образуют единый ряд с другими равноправными рубриками и заголовками и в то же время являются частью рубрики большего значения, подчиняются ей и включают в себя рубрики меньшей значимости. Соподчинен-ность по роду рубрик: том - книга - часть - раздел -подраздел - глава - параграф. СОУС Мягкий графический материал в виде толстых палочек-карандашей из прессованных красителей с клеем, обернутых в фольгу, имеет бархатистую фактуру, хорошо растушевывается и размывается водой. СОЦИУМ Наиболее общее обозначение социальных групп людей, объединенных по какому-либо признаку. СПИНА Центральный изогнутый штрих у латинской буквы S и ей подобных. СПЛАЙН Математическая кривая, плавно соединяющая отдельные точки. СПЛОШНОЙ ТЕКСТ Простейшая форма набора: на заданный формат строки, в подбор, с постоянным интерлиньяжем, текстовым шрифтом одного кегля, рисунка и начертания. Сплошной текс принципиально отличен от акцидентной композиции, так как в нем отсутствуют какие-либо выделения, кроме абзацев, а доминантой страницы служит прямоугольник шрифтового набора. СПОНСОР Поручитель, устраитель и финансист какого-либо мероприятия. Понятие, пришедшее на смену слову меценат. СПУСК Крупный пробел в верхней части начальной (спусковой) полосы или колонки. Рубрика на спуске может примыкать к тексгу и размещаться отдельно от него, фиксируя верхнюю границу полосы. СПУСК ПОЛОС Расстановка полос в печатной форме в таком порядке и положении, чтобы после печатания и фальцовки листа получилась тетрадь с правильно следующими одна за другой страницами и правильно расположенными на страницах полосами. СРЕДНИЙ ТОН Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.027 сек.) |