|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Способы заверстки иллюстраций1. Открыто - в верху или в низу полосы. Так расположенные иллюстрации выглядят несколько обособленными от текста и тем самым более заметны. 2. Закрыто, или вразрез полосы, - выше и ниже иллюстрации на полосе расположен текст. В этом случае можно поместить иллюстрацию в непосредственной близости к «своему» тексту. 3. В оборку - иллюстрация «обобрана» строками текста, более короткими, чем на остальной части полосы. При открытой оборке иллюстрация находится в одном из углов книжной полосы и прикрыта текстом только с двух сторон. 4. При закрытой оборке иллюстрация прикрыта текстом с трех сторон. 5. При глухой оборке иллюстрация обрамлена текстом со всех четырех сторон. В оборку дают только такие иллюстрации, которые значительно уже формата полосы; в противном случае строки оборки будут слишком коротки, что приведет к неправильным переносам слов. Согласно технологической инструкции минимальная ширина оборки в изданиях среднего и большого формата при наборе основного текста 8 кеглем - 36 мм, 10 кеглем - 45 мм, 12 кеглем - 54 мм. В изданиях малого формата при наборе 8 и 10 кеглем минимальный размер оборки - 27 мм. Оборка позволяет в наибольшей степени приблизить иллюстрацию к «своему» тексту. На отдельных полосах - так распо- лагают иллюстрации, по размеру близкие к формату полосы, или же целые группы близких по содержанию и характеру иллюстраций; такую группу часто называют таблицей. На развороте - иллюстрация расположена на двух смежных полосах. Как правило, такая иллюстрация помещается только на развороте, который представляет собой середину сфальцованной тетради, например в 16-страничной (трехсгибной) тетради - на 8-й и 9-й страницах, в 8-страничной (двухсгибной) - на 4-й и 5-й. Разместить такую иллюстрацию на любом другом развороте технически очень трудно - ее пришлось бы печатать с двух клише (одно из них соответствовало бы левой, а другое -правой половине иллюстрации), и при малейшей неточности фальцовки их отпечатки не совпадали бы. У разворотной иллюстрации самая середина плохо видна, так как она попадает на корешковый сгиб. Это надо учитывать при кадрировании оригинала. 6. Открыто (или на отдельной полосе) с выходом на поля. 7. Под обрез - в книге этот способ позволяет при сравнительно небольшом формате издания поместить крупную иллюстрацию. 8. На полях - этот способ больше всего подходит для небольших легких перовых рисунков, но в рамках соответствующей композиции может быть использован и для более тяжелых по пятну иллюстраций. Такое расположение связано с дополнительным расходом бумаги, так как требует увеличения ширины полей, и поэтому применяется редко.
вой или правой - лучше помещать такую иллюстрацию. Наиболее подходит в таких случаях правая страница. Встречаясь с новым разворотом, читатель прежде всего видит его правую часть. Иллюстрация здесь более заметна. Создаваемые художником-иллюстратором рисунки, в отличие от произведений станковой графики, по-настоящему живут только в книге, не могут быть оторваны от нее. Их характер, тематика, графическая манера, размер, ритм, а отсюда и восприятие читателем, эмоциональное воздействие на него теснейшим образом связаны с их расположением, со всем композиционным строем книги. Поэтому художники все чаще не ограничиваются иллюстрированием книги, а создают весь ее макет, целиком конструируют ее. В расположении научно-познавательных иллюстраций тоже необходима определенная система, последовательное проведение выбранных для данного издания композиционных приемов. Место для иллюстраций может быть назначено и исходя из того, что они графически неоднородны с текстом, смотрятся и воспринимаются по-другому, а потому должны быть четко отграничены от текста, например, вынесены в отдельную колонку. Такое композиционное решение возможно лишь для сравнительно небольших по ширине иллюстраций и в силу этого заставляет задуматься о возможности упростить рисунки, с тем чтобы уменьшить их размеры. Подписи к иллюстрациям в научно-познавательных изданиях помещаются почти всегда, в изданиях художественной литературы редко. Для компактности подписи обычно набирают шрифтом пониженного кегля. Если основной текст набирается корпусом, то основная часть подписи - петитом, а экспликация (объяснение позиций) - даже нонпарелью. Но в некоторых изданиях подписи к иллюстрациям могут играть такую важную роль, что их набирают шрифтом большей графической силы, чем основной текст. Помещают подпись обычно под иллюстрацией и в этом случае набирают ее на формат иллюстрации, что усиливает композиционную связь между ними. В зависимости от размера и очертаний иллюстрации возможны и другие варианты. Например, при небольшой ширине иллюстрации подпись может быть помещена рядом с ней; подписи к нескольким открыто заверстанным иллюстрациям на полосе и даже на развороте могут быть собраны вместе и заключены в занимаемый рисунками прямоугольник. Необычное расположение подписей может быть связано и с общим замыслом оформления. 4.7.2 Модульная система верстки Во многих сложных случаях упорядоченное, организованное размещение иллюстраций может быть достигнуто с помощью модульной системы верстки. Термин «модуль» пришел в оформление книги из архитектуры. Многие выдающиеся художники книги, например Эль Лисицкий, Владимир Андреевич Фаворский, Ян Чи-хольд, неоднократно проводили аналогию между конструкцией книги и здания. Широко применяемый в оформлении термин «архитектоника» тоже взят из архитектурного обихода. В архитектуре «модулем» (от латинского modulus - мерочка, маленькая мера) называют единицу измерения, которая служит для придания соразмерности всему сооружению или его частям. Так, в классической архитектуре в качестве модуля часто принимался радиус колонны у ее основания. Размеры различных элементов здания - например, высота колонны, ширина и высота окна или портала - устанавливались соразмерно этой единице. Перенося модульную систему в конструирование книги, исходят из того, что помещаемый на ее страницах материал графически неоднороден. Прежде всего, графически различны и в силу этого неодинаково смотрятся и воспринимаются текст и иллюстрации. Поэтому для каждого из этих элементов должно быть отведено свое место на книжной полосе. Конечно, на различных полосах соотношение текста и иллюстраций неодинаково, но на любой полосе место, отводимое иллюстрациям и тексту, должно соответствовать тому или другому числу выбранных единиц измерения - модулей. Для многочисленных иллюстраций нужны весьма различные форматы, группируются они тоже по-разному. Исходя из этого, необходимо разделить формат полосы на части, иначе говоря, на модульные единицы, по ширине и по высоте. На основе выбранного модуля строится модульная сетка, по формату равная полосе будущей книги. Модульная сетка делит книжную полосу на клетки одинаковой величины. Размер клетки по ширине и высоте, иначе говоря, основной шаг сетки, равен модулю (модульной единице). Клетки отделены одна от другой небольшими промежутками, или пробельными шагами, которые соответствуют принятым для данного издания пробелам между текстом и иллюстрациями (или между расположенными рядом иллюстрациями). При таком построении модульной сетки в верху книжной полосы осталась еще добавочная полоска - высота ее равна половине основного шага, - которую дизайнер предназначил только для колонцифр и колонтитулов. Модульная сетка - это основа, по которой можно создать и типовую схему верстки, и ее различные варианты, соответствующие особенностям помещаемого на той или другой полосе материала. Существенно то, что при любом из вариантов компоновки иллюстраций формат каждой соразмерен модулю, укладывается (как по высоте, так и по ширине) в определенное число шагов модульной сетки. При всех вариантах верхний ряд модульной сетки отводится только для подписей к рисункам, причем каждая из них начинается
от той же вертикали, что и соответствующая иллюстрация, а по ширине укладывается в один шаг сетки. Формат каждой из вспомогательных иллюстраций как по ширине, так и по высоте соответствует одному шагу сетки. Остальная часть полосы занята текстом. Благодаря последовательному жесткому проведению принципа модульной системы, все развороты отличаются четкой структурой, и вместе с тем каждый из них имеет свое, индивидуальное решение. Модульную систему верстки надо рассматривать не как самоцель, а лишь как метод, при помощи которого можно структурно упорядочить компоновку всего материала книги, придать соразмерность всем его элементам. Именно при таком понимании модульная система верстки приводит к хорошим результатам. Модульная система может быть использована для размещения заголовков, для компоновки титульного листа и обложки, для установления размеров полей. 4.7.3 Справочно-вспомогательные элементы Наряду с текстом и иллюстрациями, которые передают содержание, в книге есть еще и справочно-вспомогательные элементы. Одни из них помогают читателю ориентироваться в книге и быстро находить в ней нужный раздел или материал, другие облегчают правильную комплектовку книжных блоков. Оформление всех этих элементов должно согласоваться с общей композицией книжных полос и разворотов, принятой в каждом конкретном издании. К справочно-вспомогательным элементам, которые необходимы для читателя и совокупность которых можно назвать аппаратом ориентировки, принадлежат колонцифры, колонтитулы, оглавления, указатели. Колонцифры - это порядковые номера страниц. Они (вместе с оглавлением и указателями) помогают быстро найти нужное место в книге и тем самым значительно облегчают пользование ею, однако в самом процессе сплошного чтения колонцифры не участвуют. Такое назначение колонцифр определяет и характер их оформления. Колонцифры должны быть хорошо заметны, но и не слишком бросаться в глаза при сплошном чтении. Поэтому для них обычно достаточен шрифт своей гарнитуры того же начертания и кегля, что и основной текст. Если основной текст набирается корпусом или более крупным шрифтом, то для них вполне допустим шрифт несколько пониженного кегля, например, петит. Если же для основного текста выбран петит, то снижать кегль шрифта для колонцифр не следует, чтобы они не стали слишком незаметными. В некоторых справочных изданиях, предназначенных для выборочного чтения, где к колонцифрам приходится обращаться особенно часто, для них целесообразен шрифт несколько большей графической силы, чем для основного текста. Так оформлены, например, колонцифры в «Большой советской энциклопедии». Располагают колонцифры обычно на нижнем поле, посередине полосы или у ее наружного края (вариант - с небольшим отступом от края, в этом случае колонцифра более заметна). По колонцифре, расположенной у наружного края, несколько удобнее Рис. 4.18 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |