АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иллюстрирование художественной литературы

Читайте также:
  1. CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  2. I. Обзор литературы.
  3. Банк аргументов для сочинений из художественной и публицистической литературы
  4. Вопрос. Методика ознакомления с художественной литературой в старшем дошкольном возрасте.
  5. Выбор литературы, подбор практического материала
  6. География и хронология античной литературы.
  7. Глава 1. Обзор литературы
  8. Глава I. Препараты генно-инженерной биологической терапии в лечении анкило-зирующего спондилита (обзор литературы)
  9. Гораций – основоположник римского классицизма и теоретик литературы. Послание «Об искусстве поэзии».
  10. Гулаговский пласт литературы
  11. Для ведущего клуба художественной гимнастики Legia в Варшаве нужен тренер и старший тренер
  12. Изучение и анализ литературы

Произведение художественной литературы - роман или рас­сказ, поэма или стихотворение - является самостоятельным и за­конченным произведением искусства. Оно создано средствами ху­дожественного слова и воспринимается в процессе чтения. На­сколько необходимы иллюстрации для его восприятия? Миллионы людей читают произведения художественной литературы в издани­ях без иллюстраций и не только понимают их содержание, но и бы­вают глубоко захвачены ими.

Иллюстрация - это выявление средствами изобразительного искусства того образного содержания, которое посредством слова проявляется в литературе. Писатель, описывающий в книге челове­ка, организует в словесных образах весь опыт своего творчества. Иллюстратор рисует облик героя на основании текста, подкрепляя свои представления богатством своего личного опыта. Иллюстра­ция дополняет образ, создавшийся у читателя на основании текста, дает форму полной наглядности зрительным представлениям.

О сложном творческом характере работы художника-иллюс­тратора В. А. Фаворский писал: «Художник становится соавтором, который, не искажая первоначального замысла, обязан сделать произведение более прекрасным, гармоничным, доступным еще большему числу людей». Существует много примеров того, когда ав­торы запрещали издавать свои произведения с иллюстрациями, не доверяя трактовке написанных ими образов художникам.

Чтобы поверить в правду литературных образов, еще более приблизить произведение к читателю и не исказить при этом замы­сел автора, художнику необходимо прочувствовать его, выразить свое отношение к содержанию. Иллюстратору недостаточно только умом понять иллюстрируемое произведение, а необходимо вжиться в него. Чем глубже погрузится художник в созданный писателем мир образов, чем полнее раскроет он идейный смысл произведе­ния, тем ярче и убедительнее будут его иллюстрации, тем крепче окажется их связь с произведением. Стилевое единство произведе­ния и иллюстраций надо отличать от стилизации,то есть внесения в иллюстрацию внешних декоративных примет другой эпохи или на­ционального быта. Стилизация, хотя и бывает эффектна, все же ос­тается поверхностной и недостаточно глубокой.

Даже если созданы самые «бесспорные» иллюстрации к тому или иному литературному произведению, возможно, что оно будет по-новому прочтено и истолковано другим художником. Это проис­ходит потому, что в различные исторические эпохи одно и то же произведение воспринимается его иллюстраторами неодинаково. Таким образом, различное прочтение литературного произведения


влияет не только на выбор и трактовку тем, но и на пластический ха­рактер и даже размер иллюстраций. Бывают оправданы и некоторые отступления от авторского текста. Художнику необходима в этом от­ношении известная свобода, но не для того, чтобы исказить дух ли­тературного произведения, а чтобы сохранить и глубже выявить его. Как связаны иллюстрации с сюжетом и текстом литературно­го произведения? Наиболее привычны непосредственно связанныес сюжетом, изображающие то, что происходит в определенный мо­мент в определенном месте. Но существуют иллюстрации, где связь с сюжетом усложнена, имеет другой характер. Например, портрет­ные иллюстрации не относятся к какому-либо конкретному эпизо­ду. На такой иллюстрации художник показывает героя, сопоставляя и обобщая все, что говорится о нем на различных страницах лите­ратурного произведения.

Другой тип усложненной связи - многоплановое изображе­ние. «Во всякой композиции интересно создавать многоплановость во времени и в пространстве», - говорил В. А. Фаворский, который широко пользовался этим приемом. Так, на иллюстрации к «Книге Руфи» на первом плане - драматический разговор двух героинь произведения, на втором плане - фигура третьей участницы проис­ходящих событий, которая уходит по выбранному ею пути, на треть­ем плане - далекая страна, куда направится героиня.

Особый тип более сложных отношений иллюстраций к лите­ратурному произведению - это косвенная, ассоциативная связь их с сюжетом, когда иллюстрации образуют как бы своего рода акком­панемент к литературному произведению. Особенно часто сопро-



 



 


вождаются ассоциативными иллюстрациями лирические стихи. Та­кие иллюстрации могут относиться не к одному стихотворению, а к целому циклу. Многоплановые и ассоциативные иллюстрации мо­гут дать художнику возможность наиболее свободно и глубоко пе­редать дух литературного произведения, способны особенно силь­но и остро возбуждать мысль, чувство и воображение читателя.

Существует большое количество иллюстраций, цель кото­рых - показать читателю незнакомые ему обстановку и реалии той или другой эпохи или другой страны. Необходимо, чтобы такие ил­люстрации не превращались в только научно-познавательные, а со­храняли свою художественную природу.

Иллюстрирование может вестись и по сдержанному, и по развернутому плану. Самая лаконичная система - это когда дают всего лишь одну иллюстрацию: в начале книги в виде фронтисписа. На фронтисписе помещают портрет автора либо иллюстрацию, от­ражающую основную идею. Оригинал такого портрета может быть выполнен художником специально для фронтисписа, а может пред­ставлять собой репродукцию самостоятельного произведения жи­вописи, скульптуры или графики. Если в книге помещено несколь­ко крупных произведений, то иллюстрация-фронтиспис может быть расположена перед каждым из них. При такой системе ритм иллю­стрирования соответствует развертыванию литературного материа­ла. Своеобразным лаконичным решением является иллюстрирова­ние книги небольшими рисунками в виде заставок и концовок.

Возможна и гораздо более развернутая система иллюстри­рования, когда в книге помещается ряд иллюстраций. В этом случае перед художником открываются широкие возможности. Он может в своих рисунках дать углубленную психологическую характеристику героев произведения, изобразить наиболее яркие эпизоды, пока­зать бытовую обстановку и пейзаж. В соответствии со значимостью темы художник может дать иллюстрации различного формата - раз­воротные, полосные, полуполосные, оборочные и совсем неболь­шие на полях. Количество иллюстраций надо соотносить с объемом литературного произведения и с темпом развертывания сюжета.

Произведение художественной литературы может сопро­вождаться документальными иллюстрациями, например, фотогра­фиями рукописей и прижизненных изданий, портретами связанных с писателем людей. Такие иллюстрации часто представляют боль­шой интерес для читателя, но не имеют той органической связи с литературным произведением, которая характерна для иллюстра­ций художественных.

Особый вид художественно-документальных иллюстраций -репродукции произведений изобразительного искусства, которые хотя и не связаны непосредственно с сюжетом литературного про-


изведения, но раскрывают дух описываемой в нем эпохи. Пример удачного применения такой системы - иллюстрации к книге Шарля Де Костера «Легенда об Уленшпигеле», основой которых являются, старинные офорты по картинам Питера Брейгеля.

Художник, которому поручено проиллюстрировать литера­турное произведение, составляет план иллюстрирования, намечает в нем темы будущих иллюстраций. Иллюстрирование не заканчива­ется творческой работой художника над оригиналами. Иллюстра­ции живут только в напечатанной книге, только там видит их чита­тель. Поэтому огромное значение имеет размещение иллюстраций в книге и их полиграфическое воспроизведение.

4.5 Формат книги

Формат книги часто рассматривают как заранее заданное ус­ловие для всего ее оформления. С другой стороны выбор формата должен зависеть от характера помещенного в книге литературного и изобразительного материала; он должен обеспечить целесооб­разную компоновку этого материала на ее страницах и разворотах. Формат должен соответствовать целевому и читательскому назна­чению книги, условиям, в которых читатели будут пользоваться ею.

От формата книги зависит прежде всего удобство пользова­ния ею. Книгу большого формата удобно читать или рассматривать только за столом, она не всегда умещается в книжном шкафу, не портативна. Книгу сравнительно небольшого формата можно при чтении держать в руке, ею можно пользоваться не только дома, но и в вагоне поезда, она занимает мало места и на письменном столе, и на книжной полке, и в портфеле. Формат книги оказывает влия­ние и на ее удобочитаемость. Чем книга шире, тем больше длина строки. При достаточных навыках беглого чтения и обычном в кни­гах для взрослых размере шрифта (10 кегль) легко читаются строки длиной около 90 мм, несколько хуже - длиной до 110 мм, еще ху­же - более длинные. При изменении кегля шрифта меняется и оп­тимальная для чтения длина строки.

С форматом книги связано решение многих вопросов ее композиции, например, размер книжной полосы, кегль шрифта, размер и размещение таблиц, формул, иллюстраций. В книге не­большого формата трудно, а часто и невозможно хорошо размес­тить сложные таблицы и формулы, хорошо воспроизвести слож­ные иллюстрации. Формат книги связан и с объемом помещенно­го в ней литературного материала. Пусть в книге содержится толь­ко простой (сплошной) текст, но и в этом случае при малом фор­мате в ней можно уместить лишь небольшой по объему литератур­ный материал. При большом количестве материала пришлось бы или значительно увеличить число страниц в книге, или уменьшить


размер шрифта. В первом случае книга получится слишком тол­стой - пользоваться ею станет неудобно. Во втором случае станет труднее читать книгу.

Формат книги влияет и на ее издательскую себестоимость -в зависимости от него меняются количество необходимых пере­плетных материалов и объем брошюровочных работ. Таким обра­зом, оптимальный формат книги может быть установлен только в соответствии с характером и объемом помещаемого в ней материа­ла, с ее целевым и читательским назначением, с учетом экономиче­ских показателей, которым должно удовлетворять данное издание. Вместе с тем иногда выбирают формат несколько отличающийся от оптимального, чтобы выделить книгу или серию из общего потока изданий аналогичного профиля.

4.5.1 Пропорции книжных форматов

При разработке системы целесообразных форматов встает вопрос не только об абсолютных размерах книг, но и об их пропор­циях - о соотношении ширины и высоты. На протяжении веков не­которые художники и ученые утверждали, что в природе и искусст­ве существуют универсальные гармоничные пропорции. Но какие же пропорции следует считать гармоничными? По одной теории, сторонниками которой являлись многие художники и ученые эпохи Возрождения (в том числе Леонардо да Винчи), гармоничны про­порции, основанные на принципе «золотого сечения». «Золотым сечением» называется такое деление отрезка на две части, при ко­тором весь отрезок относится к большей его части, как большая часть к меньшей. Применительно к книжным форматам принцип «золотого сечения» означает, что отношение ширины книги к ее высоте должно быть приблизительно равно 1:1,6.

Но если мы захотим распространить этот принцип на соотно­шение высоты и ширины закрытой книги, то соотношение сторон сразу же резко изменится, как только мы раскроем книгу и перед нами будут находиться ее развороты. К отношениям «золотого се­чения» близки отношения соседних чисел из ряда Фибоначчи, в ко­тором каждый член равен сумме двух предыдущих: 3, 5, 8,13, 21 и так далее, то есть отношения 2:3, 3:5, 5:8, 8:13 и так далее.

По другой теории, одним из создателей которой был извест­ный немецкий ученый Оствальд, гармоничны форматы, у которых при делении (сгибе) пополам соотношение сторон остается неиз­менным. Этому требованию отвечает отношение сторон 1:1,41. Эта теория в свое время легла в основу так называемых DIN-форматов (то есть форматов, принятых по германским индустриальным нор­мам). Попытки установить единые пропорции для всех книжных из­даний не увенчались успехом. Это связано с необходимостью при-


менять для книг форматы с различным соотношением сторон, выте­кающим прежде всего из различных условий пользования книгой и характера помещаемого в ней материала.

Есть книги, предназначенные для изучения. Мы читаем их медленно, во многих случаях возвращаясь к ранее прочитанному материалу, переходя от текста к иллюстрациям и обратно, конспек­тируя содержание. Так работать над книгой удобно, если она лежит на столе. Издания этого типа можно условно назвать изданиями медленного чтения или настольными. К ним принадлежат в первую очередь произведения научной литературы и учебники. Во многих из них имеются громоздкие таблицы и формулы, сложные и много­численные иллюстрации. Чтобы хорошо, удобно для читателя раз­местить такой сложный материал, часто бывают нужны сравни­тельно крупные и притом широкие форматы. Это не значит, что для всех без исключения книг медленного чтения необходимы широ­кие форматы. При широких форматах обычно и длина строки боль­ше, а ведь и для настольных книг желательна длина строки, близ­кая к гигиеническим нормам.

Другую группу составляют книги, которые читают быстро и в самых различных условиях. Условно назовем их книгами беглого чтения или портативными. При чтении их держат в руке продолжи­тельное время. К этой группе принадлежат, прежде всего, издания художественной литературы, то есть книги с несложным по структу­ре текстом. Для них наиболее подходят сравнительно небольшие (соразмерные руке) и удлиненные форматы. В этом случае книга не только портативна, но и имеет короткую, удобную для чтения стро­ку. В зависимости от способа пользования книгой и от характера помещенного в ней материала лучшими пропорциями для нее могут оказаться либо удлиненные (даже более удлиненные, чем по прин­ципу золотого сечения), либо широкие (в некоторых случаях даже близкие к квадрату).

Согласно ГОСТу бумага для печатания книг и журналов выра­батывается следующих форматов:

рулонная - шириной 60,70,75,84,90,100,108,120,140,168 см;

листовая - размером 60x84, 60x90, 70x90, 70x100, 70x108, 75x90 и 84x108 см (эти форматы считаются основными).

Листовую бумагу всех стандартных форматов получают из рулонной бумаги стандартной ширины. При печатании на стандарт­ной рулонной бумаге получают листы стандартных размеров. По­этому, говоря о форматах книг, мы будем соотносить их только с форматами листовой бумаги. Последовательно деля листы бумаги пополам (по их более широкой стороне), можно получить вторые, четвертые, восьмые, шестнадцатые доли листа и так далее. Для книг по стандарту приняты, главным образом, форматы в 1/16 и 1/32 до-


 


лю, для некоторых видов изданий - в 1/8. Поскольку листы печат­ной бумаги бывают нескольких стандартных размеров, постольку и одинаковые доли этих листов тоже имеют различную величину. Так, 1/16 доля листа 60x84 см составляет 150x210 мм, а 1/16 доля лис­та 84x108 см - 210x270 мм.

Форматы книг принято указывать сокращенно. Например, выражение 60x90/16 обозначает, что формат книги составляет

1/16 долю листа бумаги размером 60x90 см. Семь основных стан­дартных форматов листовой бумаги образуют систему размеров, обладающую следующими особенностями.

Во-первых, в ней почти полностью проведен принцип совпа­дения размеров одной из сторон бумажного листа. Какой бы фор­мат мы ни взяли, всегда есть, по крайней мере, еще один формат бу­маги такой же ширины или такой же длины (за исключением длины листа 70x100 см). Например, форматы 60x84 и 60x90 см равны по ширине, форматы 60x90, 70x90 и 75x90 см - по длине, длина листа формата 60x84 см равна ширине листа 84x108 см. Это относится не только к целым листам, но и к их одинаковым долям; например, форматы 60x84/16 и 60x90/16 равны по ширине, форматы 60x90/16 и 70x90/16 равны по высоте.

Во-вторых, бумажные листы основных стандартных форматов имеют различные соотношения сторон - от 1:1,2 (75x90 см) до 1:1,5 (60x90 см). Такие же пропорции сохраняются при делении любого из этих форматов (сгибании листа) пополам четное число раз, то есть в 1/4,1/16,1/64 долю. При делении же нечетное число раз, то есть в 1/2,1/8,1/32 долю, из удлиненных исходных листов получа-


ются более широкие страницы, а из расширенных - более вытянутые по высоте (только листы форматов 60x84 см и 70x100 см при деле­нии пополам любое число раз сохраняют свои пропорции).

Благодаря отмеченным особенностям, из семи основных стан­дартных форматов печатной бумаги можно получить целый ряд плав­но уменьшающихся книжных форматов, причем в этом ряду череду­ются форматы с различным соотношением сторон - более удлинен­ные и более широкие (например, 60x90/16 - соотношение сторон 1:1,50; 60x84/16 - 1:1,41; 84x108/32 - 1:1,55; 70x108/32 - 1:1,28). Кроме того, при каждой определенной высоте можно получить не ме­нее двух различных по ширине книжных форматов (например, 60x90/16 и 70x90/16), а при каждой определенной ширине - не ме­нее двух различных по высоте (например, одинаковые по ширине форматы 70x90/16 и 70x108/16 различны по высоте, а одинаковые по высоте форматы 70x90/32 и 70x108/32 различны по ширине).

ГОСТ не распространяется на издания в особо художественном оформлении: факсимильные, миниатюрные, печатающиеся за рубе­жом или предназначенные на экспорт; для изданий, печатаемых на листовых машинах, - по искусству, художественной, политической, научной, научно-популярной, справочной, детской литературы, а так­же для изданий, выпускаемых в улучшенном (подарочном) оформле­нии, - допускаются форматы 61x86/8, 60x108/8, 60x108/16, 90x100/16, 84x100/16, 80x100/16, 60x100/16, 84x90/16, 61x86/16, 70x84/16, 84x100/32, 84x90/32, 80x100/32, 70x75/16, 60x70/16, 61x86/32,60x108/32. Наиболее распространены средние по величи­не форматы книг: 60x90/16 и 84x108/32. Оба они удлиненные.

Формат 60x90/16 достаточно велик для хорошего размеще­ния текста при объеме книги до 30 - 40 листов. Вместе с тем длина строки в этом формате составляет 61/4 - 63/4 квадрата, что превы­шает оптимальную для шрифта 10 кегля (около 90 мм). В изданиях для медленного чтения такое превышение не имеет очень большо­го значения. Поэтому формат 60x90/16 подходит и широко приме­няется для научных, учебных, производственно-инструктивных из­даний, если в них есть сложные формулы, таблицы и иллюстрации или если общий объем материала'велик. В формате 60x90/16 выхо­дит и часть изданий, предназначенных для беглого чтения, напри­мер, некоторые издания художественной литературы. В отдельных случаях такое применение рассматриваемого формата может быть оправдано (в частности, при очень большом объеме литературного произведения и нецелесообразности деления его на два тома), но, как правило, признать его желательным нельзя.

Формат 84x108/32 тоже подходит и широко применяется для учебной, научной, производственно-инструктивной литературы, но при менее сложном материале (при отсутствии громоздких формул,


  Форматы основных книжных изданий  
Группа форматов Формат бумаги, см, Формат издания, Отношение
по величине и доля листа после обрезки высоты
    с трех сторон, мм к ширине
Большие 84x108/8* 265x410 1,55
  70x108/8* 265x340 1,32
  70x100/8* 245x340 1,41
  60x90/8 220x290 1,32
  60x84/8 205x290 1,41
  84x108/16 205x260 1,28
Больше средних 70x108/16 170x260 1,55
  70x100/16 170x240 1,41
  75x90/16 182x215 1,20
  70x90/16 170x215 1,28
Средние 60x90/16 145x215 1,50
  60x84/16 145x200 1,41
  84x108/32 130x200 1,55
Меньше средних 75x90/32 107x177 1,65
  70x108/32 130x165 1,28
  70x100/32 120x165 1,41
  70x90/32 107x165 1,45
Малые 60x90/32 107x140 1,31
  60x84/32 100x140 1,41

таблиц и иллюстраций) и при небольшом или среднем объеме. Нор­мальная для этого формата длина строки 100 - 110 мм при шрифте 10 кегля близка к оптимальной. Особенно широко применяется формат 84x108/32 для изданий художественной. Однако для книг беглого чтения, в особенности при объеме не больше среднего, же­лателен несколько меньший формат.

Книга в формате 60x84/16 имеет такую же ширину, как в фор­мате 60x90/16 и такую же высоту, как в формате 84x108/32. Таким об­разом, в этом формате соединяются слабые стороны обоих упомяну­тых: длина строки слишком велика для изданий, рассчитанных на бег­лое чтение, а высота книжной полосы недостаточно велика для хоро­шего размещения многочисленных и сложных таблиц, формул, иллюс­траций. В силу этого формат 60x84/16 применяется гораздо реже, чем остальные средние форматы, хотя для отдельных изданий и серий в са­мых различных видах литературы он может оказаться подходящим.

Из группы форматов меньше средних отметим два удлинен­ных: 70x90/32 и 75x90/32. При таких форматах книга вполне пор­тативна - она умещается в кармане, при чтении ее без большого усилия можно долгое время держать в руке. Вместе с тем нормаль­ная для этих форматов длина строки - приблизительно 80 мм - оп­тимальна для шрифта не только 9 и 10 кегля, а также хороша для шрифта 8 кегля. Поэтому при выпуске книг в этих форматах целесо­образно пользоваться шрифтом 8 кегля, что дает большую эконо­мию бумаги и соответственно уменьшает объем печатных и брошю­ровочных работ. Кроме того, увеличение емкости сравнительно не­большой полосы набора дает возможность выпускать в этих форма­тах более крупные по объему литературные произведения. В силу всего сказанного оба формата очень хороши для книг, рассчитан­ных на беглое чтение, в особенности для художественной, отчасти научно-популярной литературы. Они подходят и для портативных производственно-инструктивных и справочных изданий.

Форматы 70x90/32 и 75x90/32 близки по размеру. Они рав­ны по ширине, а по высоте разница между ними составляет всего 12 мм. Однако это незначительное увеличение дает формату 75x90/32 несомненные преимущества. Емкость полосы набора, а следова­тельно, и емкость печатного листа увеличивается, улучшаются эко­номические показатели (при одном и том же объеме литературного произведения уменьшается объем в печатных листах, а следова­тельно, и количество печатных и брошюровочных работ), появляет­ся возможность выпускать в данном формате более крупные произ­ведения, не опасаясь сделать книгу слишком объемистой.

К форматам меньше средних относится и 70x108/32. Это -широкий формат. По сравнению с двумя предыдущими он не так портативен; если при чтении держать книгу в руках, то широкие


страницы прогибаются и часть текста плохо видна, строки длиннее и поэтому хуже читаются. Все же этот формат может подойти для стихотворных произведений с длинной строкой, для популярных изданий по искусству с широкими иллюстрациями.

Малые форматы - 60x90/32 и 60x84/32 - предназначены в основном для различного рода карманных справочных изданий, па­мяток, словарей, транспортных справочников, путеводителей, - а также для отдельных произведений художественной литературы в особом оформлении. При таком оформлении карманные форматы, очень удобные для читателя, могут быть использованы и шире. Так, издательство «Современник» в 1980 году выпустило в формате 70x108/64 собрание сочинений Л. Н. Толстого в двенадцати томах на тонкой словарной бумаге, которое получило высокую оценку на конкурсе искусства книги.

Для массовых изданий в обычном оформлении пользоваться такими форматами надо с большой осторожностью. Издание мало­го формата очень легко может быть испорчено недостаточно хоро­шим полиграфическим исполнением: при пониженном качестве печати удобочитаемость мелкого шрифта резко снижается, а при недостаточно аккуратной фальцовке издание не только приобрета­ет неряшливый вид, книгой становится неудобно пользоваться.

Форматы больше средних весьма различны по пропорциям. Широкие форматы - 70x90/16 и 75x90/16 - нужны главным обра­зом для изданий с крупными или многочисленными иллюстрациями (например, для изданий по искусству, для научных и учебных изда­ний, где иллюстрации вынесены в отдельную колонку), с крупным шрифтом (главным образом, для детских книг).

При обилии громоздких таблиц, формул и крупных иллюст­раций, в особенности, если к тому же объем книги очень велик, бо­лее целесообразен слегка расширенный формат 70x100/16 или уд­линенный формат 70x108/16, так как на более длинной книжной полосе легче разместить сложный материал.

Книги больших форматов громоздки, но и такие форматы не­обходимы. Во-первых, они нужны для изданий особенно большого объема, предназначенных для выборочного чтения: энциклопедий, капитальных словарей, объемистых телефонных справочников. Текст в таких изданиях набирается в две и даже три колонки. Во-вторых, они нужны для изданий с крупными иллюстрациями, напри­мер, для книг по изобразительному искусству, по начертательной геометрии и черчению, для детей дошкольного возраста, промыш­ленных и торговых каталогов, для некоторых произведений художе­ственной литературы в особом, улучшенном оформлении. Для тако­го рода изданий подходят, главным образом, широкие форматы -они позволяют хорошо расположить и текст (в две или три колон-


 

ки), и иллюстрации самых различных размеров. Но и удлиненные форматы - 60x84/8 и 84x108/8 - могут найти применение для по­добных изданий. В большом формате 84x108/16 издаются и произ­ведения художественной литературы, выпускаемые в журнальном оформлении. Такой формат неудобен для читателя, вследствие час­того сгибания книги быстро изнашиваются.

Близкие к квадрату форматы подходят, главным образом, для изданий по изобразительному искусству и некоторых других книг, где иллюстрации имеют особенно большое значение. Дело в том, что в таких изданиях воспроизводятся оригиналы с самым различ­ным соотношением сторон. На страницах с обычными пропорциями (от 1:1,6 до 1:1,3) репродукции вытянутых по ширине оригиналов приходится помещать «лежа» и при рассматривании иллюстраций приходится поворачивать книгу то в одну, то в другую сторону. Ес­ли же формат книги квадратен или близок к квадратному, то на ее страницах можно одинаково хорошо и притом горизонтально рас­положить иллюстрации с любым соотношением сторон.

Сильно удлиненные форматы резко отличаются от осталь­ных, сразу привлекают к себе внимание. В таких форматах выпуска­ют, главным образом, такие книги, которые хотят подчеркнуто вы­делить из общей массы изданий.

Для детских иллюстрированных изданий, изданий художест­венной литературы и по искусству, для разговорников, справочных и нормативных изданий с табличным (или двухколонным) располо­жением текста допускается также использование стандартных фор­матов в так называемом альбомном варианте, при котором ширина издания больше его высоты, например, вместо 84x108/32 как бы 108x84/32. При альбомном варианте изменяется обычный порядок фальцовки отпечатанного листа.

При выборе формата изданий приходится считаться и с воз­можностями типографии - с форматами талеров или печатных ци­линдров имеющихся в ней печатных машин.

4.5.2 Поля и формат книжной полосы

Назначая для книги тот или иной формат, непременно имеют в виду и то, каким будет при этом формат книжной полосы, то есть размер отпечатка на странице. Согласно сложившейся традиции, желательно, чтобы формат книжной полосы был геометрически по­добен формату страницы книги - при этом достигается наиболее очевидная композиционная связь между прямоугольной страницей и прямоугольной книжной полосой. Вместе с тем, сохраняя такое подобие, книжная полоса может быть больше или меньше. По той же традиции книжные полосы располагаются не посередине стра­ницы, а заметно смещаются к корешку и вверх. Это имеет опреде-


ленный композиционный смысл: сближение книжных полос под­черкивает единство книжного разворота, а смещение их кверху со­ответствует тому, что оптический центр страницы (и разворота) на­ходится несколько выше геометрического. При каждом формате книги возможны три варианта размеров книжной полосы.

Первый вариант - наибольший формат книжной полосы (экономичный) - предназначен для книг, рассчитанных на короткий

Рис. 4.15

Варианты полосы: экономичный, нормальный, улучшенный

срок пользования, например, для быстро устаревающих ведомствен­ных изданий, а также для изданий, в которых необходима особенная убористость, в частности, для многих справочников и словарей.

Второй вариант - средний формат книжной полосы (нор­мальный) - должен применяться для учебников, изданий произ­водственно-инструктивных, для значительной части изданий худо­жественной, научной и научно-популярной литературы.

Третий вариант - сравнительно меньший формат книжной по­лосы (улучшенный) - предназначен для книг, рассчитанных на дли­тельный срок пользования, б том числе для собраний сочинений, на­иболее важных произведений научной и художественной литературы.

Допускаются и комбинированные варианты: ширина полосы по одному из трех основных, высота - по другому, а также индиви­дуальные варианты, но с сохранением или увеличением коэффици­ента использования бумаги. С форматом книжных полос и их рас­положением на страницах книги связан вопрос об абсолютной и от­носительной ширине полей. Поля на страницах книги имеют важ­ное значение. На них отдыхает глаз при чтении книги, они предо­храняют края отпечатков от загрязнения и порчи, придают книж-


ным страницам и разворотам законченную форму. Чем больше формат книжной полосы, тем уже поля, и наоборот. Слишком узкие поля плохо выполняют свои функции, в частности, плохо предохра­няют отпечатки от загрязнения и порчи. Поэтому в книгах, предназ­наченных для длительного пользования, ширина полей должна быть больше. Но и слишком широкие поля нецелесообразны - они увеличивают расход бумаги, объем печатных и брошюровочных ра­бот, издательскую себестоимость издания.

По старинной традиции ширина полей на странице неодина­кова: самое узкое поле - корешковое, несколько шире - верхнее (го­ловное), еще шире - наружное боковое, самое широкое - нижнее. Такие различия в ширине полей и усиливают композиционное един­ство книжного разворота, и увеличивают долговечность книги - чем больше подвержено износу то или другое поле, тем оно шире. Кроме того, по ассоциации с предметами на подставках и архитектурными сооружениями на цоколях при увеличении ширины нижнего поля книжные полосы кажутся «устойчивее» расположенными на страни­цах раскрытой книги. В экономичном варианте для более полного использования бумаги допущены существенные отклонения от прин­ципа подобия, а разница в ширине полей сведена к минимуму (допу­скается даже одинаковая ширина корешкового и верхнего полей).

В некоторых изданиях часть иллюстраций, заголовки, подпи­си к рисункам и тому подобные элементы выносятся в отдельную (обычно - узкую) колонку, которая на различных страницах запол­няется неодинаково. Так оформлены многие учебники для средней школы. В таких изданиях формат полосы, включая вынесенные в от­дельную колонку элементы, может быть и шире. Встречаются и такие книги, в которых на обеих страницах разворота левое поле шире (или уже) правого, или верхнее поле шире нижнего, или корешковое поле шире наружного бокового. В одних случаях это сделано для то­го, чтобы каждая страница книги, в соответствии с характером поме­щенного на ней материала, смотрелась как самостоятельная едини­ца (а не как часть книжного разворота), в других - чтобы сильнее отделить текстовую полосу разворота от другой, которая в данном издании всегда занята иллюстрацией, в третьих - этим как бы под­черкивается своеобразие формы литературного произведения. Но если необычные соотношения полей установлены произвольно, то это воспринимается как мешающий чтению трюк.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)