|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дизайн-концепция товараРекламная концепция товара есть реклама его дизайна. Задачами разработки рекламной концепции товара являются: выявление его значимых, с точки зрения потребителя, свойств и особенностей; поиск наиболее эффективных возможностей их демонстрации; воплощение данных характеристик в конкретных визуальных формах. Товар и его реклама взаимосвязаны между собой, как дизайн-концепция и рекламная концепция товара. Первичной в этом случае будет дизайн-концепция, суть которой должна быть в конечном итоге отражена в рекламной концепции. Понятие «дизайн-концепция» может быть применимо к любому типу товара, даже не имеющему материальной структуры. Как объекты дизайн-проектирования зубная паста, джинсы, автомобиль, банковская услуга принципиально тождественны. Любое рекламное содержание имеет не только буквальное, но и символическое значение, воспринимаемое на уровне эмоций, переживаний, мотивов и ценностей, связанных с отношением потребителя к товару. Реклама использует различные формы воздействия на это отношение. Построение дизайн-концепций опирается на общие категории художественного творчества. Их социальная проблематика охватывает демографические (ориентированные на определенные возрастные группы и типы семей), социокультурные (ориентированные на образ жизни и ценности потребителей) и экономические факторы (ориентированные на уровень доходов потребителей). К дизайнерским категориям, определяющим композиционное построение, относятся формообразование и стилеобра-зование. В конечном виде дизайн-концепция описывает совокупность принципов, которые определяют ценностное содержание товара. Дизайнерский продукт будет тем состоятельней, чем более системно и полно дизайнер представит эти принципы, чем больше выявит нюансов взаимодействия человека и вещи. Эта состоятельность определяется теми, для кого в конечном итоге разрабатывался дизайн-концепция. Достоинства дизайн-концепции раскрываются потребителю в полной мере только в процессе использования товара, то есть после покупки. В процессе выбора товара и принятия решения о его покупке, потребитель не в состоянии дешифровать опредмеченные в дизайн-концепции ценности. Проектная культура дизайна, опредмечивая и конкретизируя тенденции мироощущения, создает собственные архитипические образы, но при этом часто возникает проблема непонимания потребителем замысла дизайнера. Проектирование в этом случае выполняет функции путеводителя в лабиринте визуальной культуры, вобравшей в себя различные образные языки и ценностные установки. Современный дизайн не только противостоит превращению среды в хаос, он же этому и способствует, порождая все новые формы и стили непрерывно обновляющейся среды. Именно поэтому возникает проблема расшифровки рекламной концепции, так как главное ее предназначение в адек-вантном раскрытии потребителю смысла, воплощенного в товаре. Тем самым она максимально взаимосвязана с дизайн-концепцией и зависима от нее. Говоря о взаимосвязи дизайнерской и рекламной концепций, между ними нельзя ставить знак равенства, так как вторая есть отражение первой в структуре рекламного образа, поэтому необходимо ввести понятие «условности рекламного образа». Условность неразрывно связана с любым, даже самым правдивым, отображением действительности. Образ нетождествен действительности и потому условность является характеристикой любого творческого продукта, иными словами это означает несовпадение дизайн-концепции вещи с ее рекламным образом. Принято выделять три типа условностей рекламной концепции: естественная, вынужденная и проектная. Естественная условность является следствием нетождественности рекламного представления о товаре и самого товара со всеми присущими ему качествами. При этом рекламная концепция стремится преодолеть собственную условность за счет реалистичности и достоверности изображения, а также максимального приближения визуального образа вещи к ее собственным характеристикам. Вынужденная условность - это необходимость представлять образ товара и его характеристики, не имеющие конкретного визуального воплощения - например банковские, образовательные или юридические услуги. В этом случае дизайнеры обращаются к ассоциативным или символическим приемам создания рекламного образа. Проектная условность - это осознанное и демонстративное нарушение правдоподобности представления товара, создающее возможности такой трансформации реального мира, при которой качества рекламируемого товара наиболее ярко раскрываются для потребителя. Задача дизайнера-промышленника заключается в разработке новых, не существовавших ранее объектов. При этом исходной точкой проектирования становится имеющаяся или возможная проблема, переставший удовлетворять тем или иным требованиям прототип, новая пластическая идея или технология. Дизайнеру рекламы исходный объект проектирования представлен как уже существующий товар. В этом качестве рассматриваются не только предметы, имеющие конкретную материальную форму, но и различные услуги, события, люди. При всем богатстве своего творческого арсенала, позволяющего находить самые выгодные точки зрения на товар, дизайнер рекламы не создает его новых качеств, что является основной задачей разработчика самого товара. Творческий максимум, который дизайнер-рекламист может реализовать по отношению к дизайн-концепции, - это проектирование нового представления о реально существующих свойствах товара. Когда говорится о проектной условности рекламной концепции, имеется в виду не изменение свойств товара, а изменение условий их восприятия. Для дизайнера-рекламиста эта позиция принципиально важна, так как стремясь улучшить свой проектный объект, он может представить его через характеристики, которыми тот не обладает. Это регламентируется Законом о рекламе, статьей о недопустимости недостоверных рекламных сообщений.
Для дизайнера-рекламиста понятие «вещь» заменяется маркетинговым понятием «товар». К характеристикам вещи, определенным в процессе ее проектирования, добавляются такие маркетинговые факторы, как особенности конкурентной ситуации в товарной категории, стадия жизненного цикла товара, степень участия потребителя в выборе товара. Эти товарные характеристики не исчерпывают систему представлений об объекте проектирования - на первый план выходит такая характеристика, как «торговая марка» или «брэнд». В переводе с английского «brand» означает клеймо. В современное понятие брэнда входят: товар со всеми своими атрибутами; набор характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых пользователем и приписываемых им товару; обещания каких-либо преимуществ, данные потребителям создателями брэнда. Существеннейшими характеристиками брэнда являются известность и популярность торговой марки, достигаемые серьезными интеллектуальными и финансовыми вложениями и их правовая защищенность. Важнейшими особенностями брэнда являются стабильность, устойчивость и длительная сохранность образа в представлениях потребителей, достигаемая средствами рекламного проектирования. В качестве основных конструктивных элементов брендинга, которые формируют рекламный образ товара и которые входят в сферу проектных интересов дизайна рекламы, выполняют следующие: название, вербальный и визуальный стили, рекламный персонаж, сквозная рекламная идея. Таким образом, объект проектного воздействия представлен дизайнеру рекламы как сложная многоуровневая система, включающая в себя предметно-функциональные, социокультурные и маркетинговые характеристики. Здесь проявляется принципиальное различие между дизайн-концепцией товара и его рекламной концепцией: первая направлена на то, чтобы интегрировать в себе многообразие факторов, вторая вынуждена из этого многообразия высвечивать только те грани, которые представляют дизайн-концепцию наиболее ожидаемым или, напротив, неожиданным, но обязательно привлекательным для потребителя образом. Желая представить достоинства товара полнее, неопытный дизайнер часто делает рекламное сообщение многословным и иллюстративно перегруженным, но при этом возникнет опасность, что потребитель не захочет знакомиться с такой рекламой. Это не значит, что рекламная информация о товаре всегда должна быть краткой: для одних товаров целесообразным оказывается подробное представление их функциональных характеристик, для других - достаточно фотографии и слогана. Объем информации о товаре напрямую зависит от специфики используемого рекламного средства. Например, наружная щитовая реклама подразумевает минимальные возможности применения текста и лаконичность визуального образа, тогда как прямая почтовая рассылка (direct-mail) допускает развернутые описания и детальные изображения. В условиях, когда за внимание потребителя борются тысячи рекламных сообщений, дизайнеру необходимо выбрать наиболее эффективный рекламный носитель, наиболее подходящий для достижения целей коммуникации, при этом четко сформулировав рекламное сообщение, отражающее специфику товара. Он должен найти простой и ясный знак проектного образа, воплощенного в товаре. Методологический подход, связанный с выявлением основной идеи рекламного сообщения, опирается на теорию неопровержимых фактов: с помощью исследований устанавливается значимость тех или иных факторов, влияющих на потребительское поведение, связанное с рекламируемым товаром. Это может быть: иерархия функциональных свойств или качеств товара, соответствующих ожиданиям потребителя; иерархия проблем, имеющихся у целевой аудитории, которые могут быть решены с помощью рекламируемого товара; иерархия ценностей, связанная с данным товаром. Использование результатов такого рода исследований при разработке рекламной концепции товара позволяет акцентировать в аргументации, нацеленной на убеждение потребителя, главную характеристику товара. Эта теория близка к используемым в дизайне функциональным исследованиям. Разрабатывая концепцию вещи, дизайнер анализирует спектр выполняемых ею функций, устанавливая при этом их взаимосвязи и иерархию, обращаясь не к социологическим исследованиям, а к проектным методикам. Полученные проектно-аналитические результаты образуют четко структурированную по функциональным характеристикам модель будущей вещи. Рекламная концепция товара также опирается на теорию неопровержимых фактов, но выстраивается не потребителем, а дизайнером, и носит не аналитический, а проектный характер, то есть сама создает модель формирования потребностей, связанных с использованием проектируемой вещи. Другой теорией, выдвинутой американцем Р. Ривсом, стала теория «уникального торгового предложения». Ее сущность заключается в необходимости средствами рекламы довести до сознания потребителя представления об уникальных особенностях рекламируемого товара. Уникальным свойствами называются такие свойства, которые никто, кроме данного производителя не предлагает. Наглядным воплощением этой теории служат рекламные ролики стиральных порошков различных производителей. Одни производят порошок не требующий замачивания, другие - проникающий в структуру ткани и очищающий ее; третьи предлагают порошок по низкой цене при аналогичном качестве; четвертые гарантируют сохранность качества одежды в течение многих стирок; пятые обещают придание белью свежести; шестые продают парашок в упаковке, исключающей намокание и так далее. Многие из «уникальных» свойств присутствуют во всех стиральных порошках, но рекламные сообщения не заостряют на этом внимание потребителей. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |