АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практика работы со шрифтами

Читайте также:
  1. A. Минимальный запас для одной ТТ на один день работы - не менее 50 бутылок
  2. A. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  3. I. Задания для самостоятельной работы
  4. I. Задания для самостоятельной работы
  5. II. Время начала и окончания работы
  6. II. Порядок формирования экспертных групп, организация экспертизы заявленных на Конкурс проектов и регламент работы Конкурсной комиссии
  7. II. СТРУКТУРА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
  8. II. Учебная практика
  9. III. Задания для работы в малых группах.
  10. III. Задания для самостоятельной работы
  11. III. ОФОРМЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
  12. III. Судебно-арбитражная и юридическая практика

В современном графическом дизайне художнику предлага­ется большой выбор разнообразных шрифтов - от классических текстовых до авангардных рекламных. При таком разнообразии шрифтов в работе дизайнера на первое место выходит проблема выбора того или иного начертания. Любой шрифт разрабатывает­ся с учетом предполагаемой области его использования. Иногда шрифты, разработанные для узкого внутрикорпоративного приме­нения, становятся всеобщим культурным достоянием. Например, шрифт Times в свое время был разработан для текстового набора газеты «The Times», шрифт Frutiger разрабатывался для визуаль­ных коммуникаций парижского аэропорта. Сейчас эти шрифты ши­роко применяются во всех областях графического дизайна. В про­ектной деятельности часто возникает необходимость обоснования целесообразности выбора того или иного шрифта, и, только срав­нивая графические нюансы разных гарнитур, можно найти пра­вильное решение. У дизайнера большой выбор шрифтовых начер­таний для решения своих творческих задач и ему необходимо уме­ние выбирать наиболее оптимальный вариант для каждого проек­та. Грамотный в стилевом отношении графический проект устанав­ливает точную связь между формой и содержанием, в котором со­общение и его визуализация представляют идеальное соотноше­ние. Создание единства утилитарного и эстетического является не­пременным условием творческой деятельности. Профессионализм дизайнера заключается не только в знании методик и технологий проектирования, но и в совершенстве вкуса, предполагающего по­нимание существующих стилей, и в умении предвидеть тенденции развития графического дизайна. Как правило, в постоянном со­перничестве формы и содержания побеждает форма. Можно счи­тать творческим успехом, когда в проекте удается удержать вечных антиподов в равновесии.


Типографские шрифты разделяются на текстовые акцидент­ные. Текстовой набор (8 - 12 кегли) характеризуется прежде всего своими эстетическими характеристиками в полосе текстового набо­ра. Можно предположить, что любой шрифт уменьшенный до 8 - 10 кегля в значительной степени теряет свои графические особеннос­ти. Однако, при сравнении полос одного текста, набранных одним кеглем, но разными шрифтами, обнаруживается, что текст занимает разную площадь страницы, расстояние между строками разное, не­смотря на один интерлиньяж, один шрифт чернее другого, одно на­чертание можно назвать «колючим», другое «мягким». Объясняет­ся такое поведение шрифта в текстовом наборе тем, что отдельные нюансы рисунка знаков алфавита того или иного шрифта хорошо заметные в крупном кегле и относящиеся к числу характерных гра­фических признаков этого шрифта, в мелких кеглях переходят на уровень восприятия и продолжают воздействовать на читателя. В мелких кеглях активно работают пропорции знаков - отношение ширины к высоте самого знака, отношение высоты знака к высоте кегля, отношение высоты строчного алфавита к прописному. Для текстового набора крайне важно поведение шрифта в полосе набо­ра не только с позиций стилевого единства всех знаков алфавита, его эмоционального воздействия на читателя, но и с позиций пост­роения шрифтовой формы. Хороший шрифт должен создавать на странице ровную по тону серую поверхность. Нередко поверхность полосы набора нарушается более темными знаками, что является существенным недостатком текстового шрифта.

На выбор шрифта для того или иного издания оказывают влияние факторы, которые можно разделить на эстетические и формальные. Эстетические критерии выбора шрифта зависят от общей концепции издания и от моды на шрифт, влияние которой усиливается с увеличением ассортимента наборных шрифтов. По­нятие «акцидентный набор» происходит от понятия «акциден­ция». Акциденция - это малые печатные формы: пригласительные билеты, грамоты, открытки, этикетки, рекламно-информационные издания - каталоги, проспекты, буклеты, листовки. К акциденции также относятся плакат, афиша, упаковка. Акцидентный набор как самостоятельный вид типографики применяется в книжно-жур­нальной и газетной продукции - это информация на переплетах и обложках книг, суперобложки, титульные листы, заголовки, спу­сковые полосы, сложные виды текстового набора, инициалы. Кро­ме того, к акцидентному набору относятся орнаментальные и изо­бразительные композиции. Акцидентный набор всегда отражает графическую стилистику своей эпохи, поэтому без труда можно отличить орнаментально-растительную акциденцию модерна кон­ца XIX века от геометрического конструктивизма первой трети ве-


ка XX. Современный акцидентный набор характеризуется макси­мальной простотой точно выверенной композиции, отказом от так называемых акцидентных шрифтов в пользу универсальных шрифтовых систем с одной стороны и пестрой книжной и реклам­ной акциденцией с другой.

3.2.1 Горизонтальные линии шрифта

Горизонтальные линии шрифта определяют основные пара­метры шрифтового проекта. Из множества горизонтальных линий только три являются постоянными для всех шрифтов - это верхняя и нижняя линия кегля и базовая линия, на которую ставятся все знаки, входящие в состав алфавита, и которая располагается на вы­соте 25% от высоты кегля. Расположение всех остальных линий оп­ределяется художественной и технической концепцией проекта.

3.2.2 Основные начертания шрифта

В типографских шрифтах алфавит имеет прописные знаки (лат. majusculus - большой) и строчные знаки (лат. minusculus -маленький). Прямые знаки прописного и строчного алфавитов яв­ляются основным начертанием типографского шрифта, которое на­зывается - прямое светлое начертание. Прописные знаки применя­ются в текстовом наборе после точки в начале каждого предложе­ния, строчные знаки применяются для набора текста. Каждый типо­графский шрифт должен иметь курсивное начертание (англ. italic -курсивный). В курсивном начертании прописные знаки наклоняют­ся вправо без изменения графемы, строчные знаки наклоняются вправо и меняют свою графему на приближенную к рукописной скорописи. Курсивное начертание предназначено для выделения отдельных слов и предложений в тексте. В шрифтах гротесковой группы курсивное начертание заменяется на наклонное (англ. obligue - наклонный). В наклонном начертании прописной и строч­ной алфавиты не изменяют графему знаков. Наклонное начертание выполняет в текстовом наборе те же функции, что и курсивное. Угол наклона в разных шрифтах может быть разный и, как правило, не выходит за пределы 20 - 25 градусов. Наклон знаков более 25 гра­дусов значительно снижает удобочитаемость шрифта.

В шрифтах латинской графической основы часто проектиру­ется дополнительное начертание - так называемая капитель. Капи­тель - это прописные знаки, по высоте равные строчным знакам и имеющие зрительно равную с ними толщину графических элемен­тов. Капительные знаки нельзя получить простым уменьшением вы­соты прописных знаков до высоты строчных, так как при этом уменьшается толщина графических элементов, и капительный ал­фавит будет намного светлее строчного алфавита. Капитель разра-


батывается вместе со строчными знаками, при этом пропорции про­писных знаков, на основе которых разрабатывается капитель, уве­личиваются по ширине.

3.2.3 Рисунок шрифтовой формы

Строчные знаки алфавита имеют верхние (ascendersu) и ниж­ние (descendersu) выносные элементы. Верхние выносные элементы, как правило, зрительно уравнены с высотой прописных знаков, ино­гда они проектируются выше или ниже прописного знака. Верхние выносные элементы всегда имеют только левосторонние горизонталь­ные засечки. Нижние выносные элементы должны быть максимально приближены к линии кегля. Длину нижних выносных элементов рег­ламентирует положение линии шрифта относительно кегля. В отече­ственной практике линия шрифта располагается на высоте 25% от кегля, в зарубежной практике 22 - 25%. Верхние и нижние выносные элементы могут иметь одну длину, или верхние могут быть длиннее нижних. Увеличенные верхние выносные элементы придают строчно­му алфавиту большую выразительность, стройность и элегантность. В текстовых и универсальных шрифтах, как правило, верхние и нижние выносные элементы строчных знаков имеют одну длину.

Характер рисунка верхних и нижних графических элементов круглых знаков «С, с, S, s» прописного и строчного алфавитов имеет некоторые особенности. В знаках прописного алфавита это всегда вертикальные засечки, в разных шрифтах отличающиеся по рисун­ку. В знаках строчного алфавита рисунок этих элементов сводится к двум основным вариантам - «капле» и «точке». Исключением яв­ляется строчной знак «s», в котором рисунок концевых элементов повторяет рисунок прописного знака. По массе черного цвета верх­няя засечка всегда должна восприниматься легче нижней. В строч­ном знаке «с» верхний элемент отличается от нижнего. Это разли­чие образовалось под влиянием пластики рукописного строчного алфавита, в котором правые нижние штрихи знаков должны касать­ся или плавно переходить в следующий знак.

В треугольных знаках «А, Д, V, X, У» толщина диагоналей, при­ближаясь к зоне пересечения должна уменьшаться по толщине, что позволяет устранить избыток черного цвета в месте пересечения, неизбежно возникающего как результат оптического восприятия пересекающихся диагоналей. В наборных шрифтах даже незначи­тельное нарушения равномерного распределения цвета в знаке от­рицательно сказывается на техническом, а следовательно, и эстети­ческом качестве текстового и акцидентного набора.

В шрифтах гротесковой группы существует два основных ва­рианта рисунка внешнего контура вершины треугольных знаков. Острая вершина - Футура, плоская вершина - Гельветика, плоская


уменьшенная вершина - Авангард. В контрастных шрифтах истори­ческих и современных форм существует три основных варианта ри­сунка внешнего контура этих знаков. Плоская вершина - Бембо, ос­трая вершина - Гарамон, наклонная вершина - Кезлон.

Большое влияние на характер рисунка шрифта и на его эсте­тические и технические характеристики в полосе набора оказыва­ет высота строчных знаков. Высота строчных знаков, прежде всего устанавливает интерлиньяж - расстояние между строками. В зави­симости от высоты строчных знаков все типографские шрифты од­ного кегля условно разделяются на три группы: мелкие, крупные и средние. Мелкие шрифты не экономичны, так как требуют для набо­ра текста применение более крупных кеглей. Такие шрифты реко­мендуется применять в крупнокегельном наборе и в акциденции. Шрифты крупные можно считать универсальными, они очень хоро­шо выдерживают и большие кегли, и мелкокегельный набор, но ме­нее выразительны в акциденции из-за небольших размеров верх­них и нижних выносных элементов строчных знаков. Крупным мож­но считать шрифт, в котором высота строчного знака по отношению к прописному составляет не менее 70%, мелким - не более 60%.

Горизонтальные элементы прямых знаков активно участвуют в формировании основных технических параметров и эстетических характеристик шрифта. Толщина горизонтальных элементов уста­навливает контрастность знаков, длина горизонталей разделяет все шрифты на разноширинные и моноширинные. Длина горизонталь­ных элементов определяет пропорции знаков, создавая индивиду­альное и неповторимое ритмическое звучание каждого шрифта. Можно сказать, что проектирование шрифта сводится в основном к поиску этих ритмов. Вертикальные или наклонные засечки прямых прописных знаков «Е, F, L, T, Z» в разных шрифтах имеют самое раз­нообразное решение и являются для каждого шрифта зрительными опознавательными элементами. Многообразие форм вертикальных засечек определяется углом наклона относительно вертикали, ра­диусом сопряжения с горизонталью и наличием графических вы­носных элементов за верхнюю линию шрифта.

Высота круглых знаков строчного и прописного алфавитов должна быть несколько больше высоты прямых знаков. Если знак «О» и знак «Н» сделать одной высоты, круглый знак будет восприни­маться значительно меньше прямого. Увеличение круглых знаков и круглых элементов знаков зависит от характера рисунка и контраст­ности шрифта и не превышает 35% от высоты прямого знака. Отно­сительная высота круглых знаков увеличивается с увеличением жир­ности знаков. В контрастных шрифтах классицизм антиквы в знаках «А, К, М, N, U, V, W, X, Y, v, w, х, у» не всегда делается сопряжение за­сечки с основным вертикальным или диагональным элементом зна-


ка. Практически всегда сопряжение делается с дополнительным, бо­лее тонким элементом, что позволяет увеличить количество черного цвета в местах пересечения засечки с тонким элементом и сделать знаки более устойчивыми и уравновешенными по цвету.

Открытая и закрытая шрифтовые формы алфавита характе­ризуются степенью сближения концевых графических элементов в знаках «а, с, е, g, s, С, G, S, 2, 3, 5, 6, 9». Все рисованные шрифты по этому параметру можно разделить на три группы - шрифты закры­той формы, открытой формы и шрифты смешанной формы, когда в одном алфавите есть закрытые и открытие знаки. Внутри каждой группы шрифты могут отличаться по степени закрытости или откры­тости. Закрытая форма более универсальная и чаще встречается в текстовых шрифтах. Открытая форма более выразительная и чаще применяется в акцидентных шрифтах.

Необходимо обратить особое внимание на прописные знаки «М, N, W». В контрастной антикве чередование тонких и толстых эле­ментов в этих знаках, являясь следствием конструктивного историче­ского развития, не перегружает внутреннее поле знаков, делает эти знаки ровными по цвету, что крайне важно для текстового набора. В шрифтах гротесковой группы в острых углах этих знаков трудно пре­одолеть избыток черного цвета, не нарушая их пропорции и не уве­личивая контрастность. В этом случае при сохранении классической графемы, применяются два варианта технического решения - расши­рение знака и уменьшение толщины графических элементов внутри знакового поля. Ни тот, ни другой вариант, ни оба одновременно не дают конструктивно-положительного решения, поэтому в процессе развития гротесковая шрифтовая форма прописных знаков должна избавиться от диагональных элементов внутри знака.

В гротесках при проектировании концевых элементов в круг­лых знаках «С, G, S, а, с, s, 2,3, 5, б» применяется три варианта графи­ческого решения - горизонтальный срез, вертикальный срез (только в открытых гротесках) и срез под углом. Как правило, в каждом шрифте во всех перечисленных знаках применяется один вариант среза, что является одним из приемов, поддерживающих стилевое единство всего алфавита. В некоторых гротесках это правило нару­шается, и в одном алфавите могут применяться два или все три вари­анта. В этом отношении классическим примером является шрифт Фу-тура, в котором использованы все три варианта среза концевых эле­ментов и единство стиля достигнуто не единообразием графических элементов перечисленных знаков, а совершенными пропорциями каждого знака и ритмическими пропорциями знаков всего алфавита.

Соединение круглого графического элемента с вертикальным в знаках «a, d, b, g, h, m, p, q, r, u, и» может быть сделано в двух вари­антах - под углом или по касательной к вертикали. В проектирова-


нии шрифтов эти соединения представляют наибольшую трудность как в техническом, так и в стилевом отношении. Оттого насколько совершенно выполнены эти соединения, зависят эстетические каче­ства шрифта и текстового набора. В контрастных шрифтах эти труд­ности преодолеваются сравнительно легко. Особую сложность по­добные пересечения представляют в гротесках, когда приходится преодолевать избыток черного цвета в зоне пересечения графичес­ких элементов. Уменьшение количества черного цвета возможно за счет увеличения контрастности знака, что в свою очередь может на­рушить стилистику минимального контраста гротесков.

Диакритические знаки строчного алфавита, в том случае, когда они располагаются над буквой, должны проектироваться зри­тельно на уровне прописного знака. Чтобы диакритический знак воспринимался на уровне прописного знака, в зависимости от сложности рисунка, его приходится располагать несколько ниже линии прописного знака. Высота прописных знаков также проекти­руется с учетом возможности расположения над ними диакритиче­ских-знаков. Ограничения по высоте в данном случае устанавлива­ет верхняя линия кегля. При проектировании прописного алфавита для диакритических знаков на кегельной площадке отводится очень мало места, так как всегда отдается предпочтение максималь­но возможной высоте буквы. Уменьшение высоты прописного зна­ка изменяет в худшую сторону эстетические показатели алфавита в целом. Оптимальная высота прописного знака располагается в пре­делах 80 % от высоты кегля.

Правый нижний элемент прописного знака «R» всегда про­ектировался более пластичным по сравнению с правым нижним элементом знака «К». Это можно объяснить более сложным пересе­чением нижнего элемента знака «R» с круглой пластикой верхнего элемента, при этом угол наклона нижнего элемента в знаке «R» зри­тельно совпадал с нижним элементом знака «К». В шрифтах клас­сицизм антиквы рисунок этих элементов стал значительно разли­чаться. Появление нового рисунка нижнего элемента в знаке «R» объясняется тем, что прописной алфавит стал одноширинным и ак­тивный вынос нижнего элемента знака «К» стал невозможен. Его вынужденное вертикальное расположение привело к изменению пластики всего знака, при этом пластика знака «К» не изменилась. Это различие в рисунке знаков «К» и «R» перешло в шрифты брус­ковой антиквы и является их характерным графическим признаком.

Положение средней линии шрифта активно влияет на эсте­тические характеристики шрифта и участвует в формировании ис­торических шрифтовых стилей. Например, завышенная или зани­женная средняя линия в шрифтах эпохи модерна конца XIX - нача­ла XX века является одним из основных стилеобразующих элемен-


тов шрифтовой формы модерна. В классических текстовых шриф­тах средняя линия располагается в оптическом горизонтальном центре, который всегда несколько выше геометрического и не име­ет объективной числовой характеристики. Чувство горизонтально­го оптического центра зависит только оттого, насколько тонко раз­вито зрение. Когда на средней линии располагается сложное пере­сечение нескольких графических элементов в знаках «К, Ж», необ­ходимо говорить об оптической средней зоне, в которой располага­ется это пересечение.

Толщина «вертикальных» элементов круглых знаков в самом широком месте, расположенном на средней линии шрифта, всегда больше толщины вертикального элемента прямого знака. Если тол­щину этих элементов сделать одинаковой, то круглый знак будет восприниматься значительно тоньше прямого знака. Это объясняет­ся тем, что вертикальная зона круглого знака в верхней и нижней части уменьшает свою толщину, и общее количество черного цвета становится меньше по сравнению с прямым элементом. Для урав­нивания количества черного цвета необходимо графический эле­мент круглого знака в средней его части сделать толще. Увеличение толщины зависит в первую очередь от контрастности шрифта и уве­личивается с увеличением контрастности знаков.

Разноширинность латинского минускула сформировалась на самых ранних этапах развития письма, в эпоху римской архаики в III веке до н. э. Уже тогда знаки разделились на три основные груп­пы. К первой группе нужно отнести все круглые знаки, сформиро­ванные на основе окружности «О, С, D, G, Q» - широкие знаки. Ко второй группе относятся знаки, сформированные на основе квад­рата «А, И, М, N, X, Т» - широкие знаки. К третьей группе относятся знаки, рисунок которых построен на основе двух окружностей или квадратов, расположенных на одной вертикали «В, Е, F, P, R, S,» -уз­кие знаки. Разноширинность знаков, начиная с барокко антиквы, постепенно нивелировалась, и в классицизм антикве все знаки про­писного алфавита были зрительно уравнены по ширине. Первым одноширинным шрифтом латинской графической основы был шрифт Бодони, разработанный в начале XIX века. Ритмическое по­строение новых шрифтов значительно сложнее шрифтов Ренессан­са, в которых ширина знаков определялась простыми, четкими пра­вилами построения. Усложнение гармоничных пропорциональных отношений классицизм антиквы объясняется тем, что в отличие от римской классики, в которой все знаки алфавита были разделены на широкие и узкие и каждая из этих групп была ограничена квад­ратом или 1/2 квадрата, в шрифтах классицизма каждый знак име­ет свою ширину, и различия в ширине знаков становятся тоньше и неуловимее для восприятия.


3.2.4 Межбуквенные расстояния

В типографском шрифте межбуквенные расстояния опреде­ляются при постановке знака на кегельную площадку и этот этап про­ектирования шрифта считается наиболее важным и достаточно тру­доемким. Каждый знак должен иметь некоторое расстояние до боко­вых границ кегельной площадки, так называемые межбуквенные по­лупросветы. В наборной строке кегельные площадки ставятся друг за другом, при этом положение знака на самой площадке не меняется. Определение межбуквенных расстояний - наиболее сложный в тех­ническом отношении этап при разработке шрифта, так как необходи­мо предусмотреть все возможные сочетания знаков в наборной стро­ке. В шрифтах гротесковой группы наибольшее расстояние должно быть между прямыми знаками. Это расстояние определяется зри­тельно, исходя из требований оптимального текстового набора. При этом четких рекомендаций не существует, поэтому каждый шрифт от­личается большей или меньшей плотностью набора, без учета допол­нительной разрядки или уплотнения наборной строки. Определив межбуквенное расстояние между прямыми знаками, мы получили прямоугольное межбуквенное поле, которое является зрительным камертоном, относительно которого устанавливаются межбуквенные расстояния для других знаков алфавита. Когда рядом стоят два круг­лых знака, они образуют между собой вогнутую по бокам плоскость, которую необходимо зрительно уравнять с прямоугольником прямых знаков, поэтому круглые знаки должны стоять ближе друг к другу. Когда рядом стоят треугольные знаки, они образуют между собой треугольную плоскость, и чтобы уровнять ее с прямоугольником не­обходимо максимально приблизить их друг к другу. На кегельной площадке треугольные знаки почти касаются ее боковых границ. Когда рядом стоят, например, прописные знаки «ГЛ», знак «Г» дол­жен иметь отрицательное правое межбуквенное поле, тем самым компенсируя активное белое поле внутри знака. Расставляя знаки в строке мы зрительно уравниваем межбуквенную плоскость и поэто­му воспринимаем знаки на равных расстояниях, при этом линейные расстояния между крайними точками знаков разные.

В шрифтах с засечками Правила расстановки знаков в слове принципиально не меняются, но наличие засечек предполагает уве­личение межбуквенных расстояний, поэтому слово, набранное гро­теском, всегда плотнее слова, набранного шрифтом с засечками. Диктуется такая практика треугольными знаками, так как появление засечек неизбежно увеличивает межбуквенное расстояние между ними, и все остальные знаки алфавита должны увеличить свои межбуквенные расстояния, чтобы не нарушить графический ритм слова и строки в целом. Современный электронный набор позволя­ет корректировать расстояние между знаками, заложенное в проек-


 


те типографского шрифта. Проектирование межбуквенных рассто­яний для текстового набора всегда является поиском компромисс­ного решения между расстановкой знаков в отдельном слове, когда это можно сделать максимально точно, и в текстовой строке, когда неизбежна унификация межбуквенного расстояния, что приводит к незначительным сбоям в расстановке знаков. В полосе набора от­дельные.погрешности в межбуквенных расстояниях практически не заметны, но в случае крупнокегельного, акцидентного набора рас­стояния между буквами необходимо корректировать. Шрифты со­временного цифрового набора позволяют делать так называемый кернинг. При кернинге разрабатываются сдвоенные варианты зна­ков алфавита, которые позволяют более тонко учитывать индиви­дуальные особенности рисунка каждого знака.

3.2.5 Построение шрифта

Чтобы понять принцип построения шрифта, необходимо все буквы алфавита сгруппировать по сходности начертаний. Взяв за основу букву Н, легко построить другие прямоугольные буквы: И, П, Ц, Ш, Щ. Основной признак этих букв - преобладающие вертикаль­ные элементы. Буквы И, Н, П, Ц одинаковы по ширине, хотя в силь­но контрастных шрифтах букву И делают немного шире других букв этой группы, так как ее диагональный штрих, рассекая внутрибук-венный просвет, оптически зауживает ширину буквы. Диагональ­ный штрих буквы И располагают так, чтобы он казался уравнове­шенным. Категорически запрещается использовать для написания буквы И зеркальное начертание латинской буквы N, так как она в строке выглядит контрастной по отношению к буквам кирилличес­кого начертания и нарушает логику чередования основных и со­единительных штрихов. (Рис. 16-17) Средний штрих буквы Н вы­равнивают по оптической середине, расположенной несколько вы­ше геометрической. (Рис. 25)

Буквы Ш и Щ образуют широкую подгруппу в разделе букв прямоугольного начертания. Их внутрибуквенные просветы долж­ны быть уже внутрибуквенного просвета Ц. Хвостовые элементы букв Ц и Щ должны быть одинаковыми. (Рис.15)

Рубленый гротесковый шрифт более других подвержен оп­тическим иллюзиям, поэтому он является самым трудным в постро­ении. Необходимо внимательно следить за оптической пропорцио­нальностью самого шрифта и его отдельных элементов. Так как го­ризонтальные и наклонные штрихи кажутся толще вертикальных, при построении их толщину уменьшают. (Рис. 14)

Буквы А, Д, Л, М, У, X образуют вторую группу, отличительной особенностью которых является преобладание наклонных диаго­нальных штрихов. Буквы Д и Л могут иметь два варианта начерта-


ния. (Рис.26) В случае симметричного построения букв А, Л и Д правый диагональный штрих кажется слишком широким, из-за чего буквы теряют устойчивость и визуально наклоняются влево. Для нивелирования этой иллюзии при симметричном построении букв А, Л и Д правый диагональный штрих следует немного наклонять вправо. (Рис.27) Также неуравновешенной может казаться буква М, если вершины внутрибуквенных просветов будут располагаться не

на одном уровне. (Рис. 28) Так как буква М шире других, то точка соединения внутренних диагональных штрихов может занимать различное положение, причем, чем ниже она расположена, тем ши­ре становится буква. (Рис. 13) Если при построении буквы М боко­вые штрихи делать вертикальными, необходимо исключить их ост­роконечное окончание и отследить правильное чередование тол­стых и тонких штрихов. (Рис. 12) При построении буквы У необхо­димо соблюдать следующее правило: чем ниже точка соединения диагональных штрихов, тем устойчивей становится буква. (Рис. 11) В букве X точка пересечения элементов находится на уровне сред­него штриха буквы Н. В жирных начертаниях буквы X для равнове­сия увеличивают нижний внутрибуквенный просвет. (Рис.29)

Основой для построения букв третьей группы служит округ­лое начертание буквы О. К этому разделу относятся: О, С, Э, Ю. В шрифтах гуманистической антиквы буквы О, С и Э вписываются в правильную окружность. В шрифтах новой антиквы доминирует форма вытянутого по вертикали овала. (Рис.10) Буквы С и Э в гума­нистической антикве имеют вертикальные или наклонные засечки вверху и внизу, а в шрифтах новой антиквы низ букв делается кап-



 



 


левидным или точкообразным. Для придания буквам устойчивости их нижний конец немного выдвигается относительно верхнего, а средний штрих делается с засечкой или без нее. (Рис. 9) Буква Ю относится к широким буквам и представляет собой соединение буквы 0 с вертикальным штрихом. Округлые буквы как и остроко­нечные подвержены оптическим иллюзиям. Так при одинаковой высоте с прямоугольными округлые кажутся уменьшенными. Имен­но поэтому при построении букв, чья форма тяготеет к кругу и тре­угольнику, необходимо учитывать оптическую погрешность и не­много выносить их размеры за пределы строк, не изменяя при этом их пропорций. (Рис. 30)

К четвертой группе относятся буквы Б, В, 3, Р, Ф, Ч, Ъ, Ы, Ь, отличительной чертой которых является наличие округлых элемен­тов, присоединенных к вертикальному штриху. Исключением явля­ется только буква 3, состоящая только из округлых элементов. Сред­няя линия в буквах Б, В, 3, Ъ, Ы, Ь проходит несколько выше геоме­трической, что придает им большую устойчивость. В буквах Р, Ф и Ч средняя линия, наоборот, занижена. В некоторых шрифтах дуги в средней части букв не соединяются с основным штрихом, что прида­ет им особую выразительность. (Рис. 32) Буква 3 в гуманистической антикве вписывается в трапецию, а в шрифтах новой антиквы в пря­моугольник. (Рис. 33) Верхние концы буквы 3 оформляются одина­ково с верхними элементами буквы Сданного шрифта. Присоедине­ние наплывов в букве Ф делают аналогично присоединению наплы­вов в других буквах этой группы.

К пятой группе относятся буквы Г, Е, Т, объединенные сходст­вом построения горизонтальных штрихов. У буквы Е средний гори­зонтальный штрих расположен на той же высоте, что у буквы Н, а его форма повторяет форму среднего штриха буквы Э. Форма верти­кальных засечек аналогична засечкам букв Б, Д, Ц, Щ, Ч. Нижний горизонтальный штрих у буквы Е немного выносят вперед относи­тельно верхнего, при этом средний штрих остается самым коротким.

В шестую группу вошли буквы Ж, К и Я, имеющие одинако­вый рисунок верхних и нижних наклонных штрихов. Принято раз­личать два варианта построения этих штрихов: кириллический и ла­тинский. (Рис.7) Средние линии у букв Ж и К совпадают, так как Ж зеркально повторяет К по начертанию, хотя ее внутрибуквенный просвет несколько уже, чем у К. Средняя линия буквы Я колеблется в зависимости от характера рисунка. (Рис.31)

Начертание строчных букв в большинстве шрифтов совпа­дает с прописным, однако существуют и исключения - буквы А, Б, Е. Построение прописных и строчных букв с кардинальными раз­личиями. Строчные и прописные буквы Р, С, У, Ф имеют частичные различия. Построение прописных и строчных букв с частичными


различиями. В курсивных шрифтах рисунок почти всех строчных букв приближается к рукописному начертанию, поэтому они силь­но отличаются от прописных. Но как бы ни различались буквы по своему рисунку, шрифт должен восприниматься как единое целое. Стилистическое единство букв образует стилистическое единство всего текста.

3.2.6 Художественные достоинства шрифта

Чтобы отличить хороший шрифт от плохого, необходимо по­нимание его утилитарных и художественных достоинств: удобочи­таемости, образности (единства формы и содержания), ритмичес­кого строя, цветовой насыщенности, пропорциональности, стилево­го единства и целостности, а также логической связи рисунка букв с техникой их исполнения.

Удобочитаемость зависит от многих причин: оттого как быст­ро распознаются буквы, а следовательно, с какой скоростью проис­ходит- осмысление прочитанного текста. Этому, в первую очередь, способствует индивидуальность букв, выраженная в виде запомина­ющегося знака - графемы. Графема - как принципиальная конст­рукция знака неизменна, но ее формообразования бесчисленны. Замечено, что буквы латинского алфавита более индивидуальны, чем кириллические. Они практически не имеют повторов, поэтому слово, построенное из контрастных по начертанию букв? прочиты­вается легче, чем слово из букв, близких по форме. Есть и другие особенности шрифта, влияющие на его удобочитаемость: характер засечек, наклон шрифта, отношение ширины буквы к ее высоте, кон­траст штрихов и оптимальность межбуквенных пробелов. Очень за­труднено восприятие букв с наклоном влево, так как мы читаем сло­ва слева направо и буквы, имеющие правый наклон, поддерживают это движение, а левый - тормозят. Лучше читается шрифт с умерен­ным контрастом штрихов - 1:2 или 1:3. При увеличении контраста читабельность текста снижается. То же самое происходит при чрез­мерном увеличении штрихов в буквах. Сточки зрения функциональ­ности, шрифт должен в первую очередь доносить смысл написанно­го, то есть быть удобочитаемым.

Рассмотрим основные признаки шрифта, влияющие на его ритмическую организацию. Характер силуэта букв. В шрифте с про­стым ритмом (готика, древнерусская вязь) все буквы вписываются в одинаковую геометрическую фигуру - вытянутый узкий прямоуголь­ник, тогда как в шрифте со сложным ритмом (антиква) в силуэтах букв наблюдаются разные геометрические фигуры - треугольник, прямоугольник и круг.

Пропорция букв, то есть отношение ширины буквы к ее вы­соте, разделяет шрифтовую гарнитуру на три группы. К первой, ши-


рокой, группе относятся: Ж, М, Ш, Щ, Ю. Ко второй, нормальной (средней) - А, Г, Д, И, К, Л, Н, О, П, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ъ, Ы. Э, Я. К третьей, узкой - Б, В, Е, 3, Р, Ь.

По плотности, или толщине штрихов, шрифты делятся на светлые, нормальные, полужирные и жирные. Ритм шрифта в гу­манистической антикве активизируется по мере увеличения плотности, в гротеске - наоборот. Это происходит за счет контра­стности шрифта.

Контрастность шрифта проявляется в отношении ширины соединительного штриха к ширине основного. Шрифты подразде­ляются на мало-контрастные, умеренно-контрастные и контраст­ные. Ритм в контрастном шрифте выражен намного сильнее, чем в малоконтрастном.

Засечки и другие концевые элементы шрифта усложняют его ритм. Наличие или отсутствие засечек и их особенности играют важную роль в художественно-образной интерпретации смысла надписи или всего текстового сообщения.

Одним из важнейших художественных качеств щрифта яв­ляется цветовая насыщенность. Подобно тому, как в рисунке тон существует в виде градаций от светлого к темному, в буквах полу­тона проявляются в переходах тонкого штриха в широкий. Разные по рисунку буквы будут восприниматься по-разному, то есть будут иметь разные «цветовые» и пространственные характеристики. Выбор шрифта контрастной цветовой насыщенности влияет на эмоциональное воздействие надписи.

Под стилевым единством подразумевается выдержанность надписи в едином графическом стиле - в общности характера всех элементов гарнитуры. Гарнитура - это группа шрифтов одного се­мейства, представленная в виде комплекта, содержащего все буквы алфавита, цифры, знаки и имеющая название. Шрифтовая гарниту­ра может иметь прямое, наклонное и курсивное начертания, кото­рые в свою очередь подразделяются по шрифтовой плотности (светлое, нормальное, полужирное, жирное), а также по размеру букв. Основные требования, предъявляемые к стилевому единству надписи, заключаются в том, что одинаковыми должны быть: тол­щины всех основных и соединительных штрихов, характер и разме­ры засечек (при их наличии), характер построения отдельных эле­ментов у схожих по рисунку букв.

Целостность шрифтового представления текста заключается в выверенности межбуквенных, междусловных и межстрочных рас­стояний. Любая, даже несущая второстепенную информацию, над­пись должна быть композиционно совершенной.

По технике исполнения шрифты подразделяются на руко­писные и рисованные. Рукописные или каллиграфические шриф-


ты выполняют от руки в один прием с помощью кисти, маркера или различного рода перьев. Правильность исполнения надписи рукописным шрифтом зависит от фиксированного положения ру­ки и положения инструмента письма под определенным углом. Рисованный шрифт выполняется последовательно с применением циркуля, рейсфедера, лекал, причем сначала выстраивается кон­тур буквы, который затем заливается краской или тушью. Печат­ные (типографские) шрифты воссоздают любой из вышеперечис­ленных видов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.024 сек.)