АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шрифтовой плакат

Читайте также:
  1. Ведення даних для створення плакату
  2. Выходят лесные жители с правилами (плакаты).
  3. Інформаційні плакати та матеріали передвиборної агітації
  4. Клаузурные упражнения, стимулирующие развитие творческих способностей. Клаузурное исполнение плаката, приемы плакатной графики
  5. Образ «вампир»: плакат фестиваля моды «Золотой подиум».
  6. Ограждение рабочего места, вывешивание плакатов
  7. Официальный плакат Совета Европы
  8. Плакаты и знаки безопасности
  9. С каким синдромом связано появление у больных системным склерозом сухости, отсутствия слюны во рту, резей в глазах, неспособности плакать?
  10. Советский плакат 1941—1943 гг.
  11. Стаття 69. Інформаційні плакати та матеріали передвиборної агітації
  12. Так что думайте прежде, чем что-то посеете, чтобы не плакать от бессилия, когда это всё вырастет.

Плакат - это вид графического искусства, название которого происходит от французских слов placard - объявление, афиша или plaguer - приклеивать. Рекламный плакат возник в Европе во 2-й половине XIX века на основе уже существовавших шрифтовых объ­явлений о театральных спектаклях и книготорговых объявлений.

Афиша (франц. affiche - объявление или afficher - выстав­лять на показ) сохранилась до наших дней как вид рекламного объявления о театральном спектакле, концерте, лекции, спортив­ном соревновании. В техническом отношении афиша - это круп-иокегельная наборная шрифтовая композиция, в которой указы­вается число, время и место проведения какого-либо мероприя­тия. Шрифты, применяемые для набора афиши, не отличаются изяществом, что является обязательным, ставшим афишной клас­сикой, стилем. Композиция строится на равномерном заполнении бумажной плоскости большого формата, печать одноцветная или двухцветная на тонкой низкокачественной бумаге. Все говорит о кратковременности афиши как носителе рекламной информации. Со временем в оформлении афиши кроме наборного шрифта по­являются дополнительные графические элементы, орнаменты и изображения. На следующем этапе развития на первое место по информативности и эмоциональному воздействию на зрителя вы­ходит сюжетное изображение, и афиша переродилась в новую графическую форму - плакат.

Ведущая роль в развитии плаката в конце XIX века принад­лежала Франции, большой вклад в развитие плакатной графики внес Тулуз Лотрек (1864 - 1901). В конце XIX начале XX века разви­вается плакат в стиле модерн, который является продолжением книжно-журнальной графики того времени с активными орнамен­тально-декоративными графическими элементами - Грассе (1841 -1917), Муха (I860 - 1939), Бредли (1868 - 1962), Бердслей (1872 -1898). В начале XX века в Европе плакат становится популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и производстве, появляется политический и агитационный плакат. В


России развивается театральный и выставочный плакат - Валентин Серов (1865 - 1911), Константин Сомов (1869 - 1839), Иван Били-бин (1876 - 1942). Существенное влияние на развитие мирового плаката оказали российские плакаты периода Гражданской войны 1918 - 1920 годов, в которых на основе русского лубка были созда­ны новые формы плакатного искусства. В 20 - 30 годы в России развивается плакат конструктивизма - Дейнека (1899 - 1969), Род-ченко (1891 - 1956), Лисицкий (1890 - 1941), Владимир (1899 -1982) и Георгий (1900 - 1933) Стенберги, Черемных (1890 - 1962). Черемных предложил в пустующих витринах магазинов вывешивать плакаты - иллюстрированную экспресс-информацию. Только один Владимир Маяковский (1893 - 1930) выполнил несколько сотен та­ких плакатов. Плакатам этого времени свойственны лаконизм, пре­дельная простота в трактовке формы и содержания,

В современном графическом дизайне плакат можно разде­лить на три основных вида, каждый из которых обладает только ему присущими стилевыми особенностями - это изобразительный пла­кат, шрифтовой плакат и коммерческий плакат. Шрифтовой плакат в графическом дизайне всегда занимал особое, привилегированное положение. Это объясняется прежде всего спецификой изобрази­тельных средств шрифтового плаката, когда шрифту отводится глав­ная роль в эмоциональном воздействии на зрителя, и в этом его принципиальное отличие от афиши и тем более от изобразительно­го плаката. Афиша традиционно трактуется как объявление, инфор­мация о театральном спектакле и в сознании человека ассоцииру­ется именно с театром, где причудливым образом переплетаются история и современность. В этой ситуации афиша по форме и со­держанию должна быть нейтральной к разнообразию репертуара, при этом она должна создавать зрительный образ самого театра, его атмосферу и традиции.

Шрифтовой плакат в отличие от афиши, несмотря на ограни­ченные изобразительные возможности, должен оказывать эмоцио­нальное воздействие, и если афиша информирует, то шрифтовой плакат рекламирует. Само обращение к шрифтовому плакату как рекламной форме уже говорит о нетрадиционном подходе к рекла­ме, рассчитанном на подготовленного зрителя. Шрифтовой плакат, как правило, рекламирует информацию для узкого круга специали­стов и профессионалов в области дизайна, науки, культуры. Высо­кий профессиональный уровень участников того или иного меро­приятия должен найти отражение в содержании и формальной композиции плаката.

Первая и самая важная функция плаката привлекать внима­ние и вызывать интерес у зрителя. Эта функция предполагает зна­ние потребительских общественных групп. Как правило, реклама


того или иного товара или мероприятия ориентирована на опреде­ленные потребительские группы. Плакат джазового фестиваля или концерта всегда отличается от рекламы гастролей симфонического оркестра или рок-группы. Соответствие изобразительного стиля плаката и стиля рекламируемого мероприятия активизирует опре­деленные потребительские группы и способствует максимальной эффективности дизайнерского проекта. Плакат - это молчаливый агитатор, и чем профессиональнее уровень его технического и эс­тетического исполнения, тем сильнее его воздействие на потреби­теля информации. В условиях нарастающего рекламно-информаци­онного потока шрифтовой плакат должен превращать информа­цию в визуальный сигнал, тем самым ускоряя ее понимание и запо­минание. Функции шрифтового плаката должны учитывать основ­ные сферы общественной деятельности, это экономика, политика, наука, культура, производство, спорт, отдых. Каждая из этих сфер диктует дизайнеру определенные правила и приемы построения композиции плаката и определяет возможности его психологичес­кого воздействия на зрителя.

Важно учитывать окружающую среду, в которой функциони­рует плакат. Практика показывает, что городская и сельская рекла­ма должны иметь существенные различия в формальных, эстетиче­ских и психологических приемах при проектировании плаката, При комплексном проектировании рекламных кампаний того или иного мероприятия необходимо определить сферу действия и влияния шрифтового плаката. Несмотря на то, что все формы информацион­ного воздействия на потребителя в современном визуальном ди­зайне стремятся к унификации, каждая из этих форм - будь то ста­тичная, графическая плоскость, кино-видео плоскость или объем­ная статика и динамика, требует специфических, профессиональ­ных знаний. Плакат, как правило, активно воздействует на зрителя в интерьере и в городской среде на расстоянии не более десяти ме­тров. Эти условия восприятия плакатной информации и диктуют цветографические приемы построения композиции.

Современный шрифтовой плакат отличается от афиши, прежде всего высокими требованиями к качеству и стилю исполь­зуемых шрифтов и приемами соподчинения различных видов ин­формации. Шрифтовой плакат должен ответить на три вопроса -что? где? когда? - но композиционный и содержательный акцент может быть сделан на любом из этих вопросов. Выбор этого ак­цента в шрифтовом плакате зависит оттого, насколько важна та или иная информация. Например, в случае рекламирования одно­дневной выставки, самой важной является информация о дате проведения этой выставки, ответы на вопросы «что и где» подчи­нены ответу на вопрос «когда».


 


В композиции шрифтового плаката допускается примене­ние содержательных изобразительных элементов, но они должны восприниматься на втором, третьем планах. Отличить шрифтовой плакат, в композиции которого присутствуют изобразительные графические элементы, от плаката изобразительного можно по следующему принципу, если при взгляде на плакат вы в первую очередь обращаете внимание на шрифт - это плакат шрифтовой, если на изображение - плакат изобразительный. При проектиро­вании композиции шрифтового плаката дизайнер решает техни­ческие, эстетические и эмоционально-психологические вопросы, поставленные концепцией проекта. К техническим вопросам от­носятся, помимо материалов и технологий полиграфического воспроизведения оригинала, техника и технология создания ори­гинала. Эти вопросы взаимосвязаны и часто технология воспро­изведения диктует выбор технологии разработки оригинала. При проектировании шрифтового плаката в арсенале дизайнера мно­жество различных вариантов: можно использовать готовые типо­графские шрифты и нарисовать или написать новый шрифт, мо­жет доминировать ручная работа в какой-либо графической тех­нике - гравюра, акварель, рисунок, или может быть использова­на фотография и компьютерная технология. Выбор изобрази­тельных средств определяется прежде всего информационным содержанием плаката.

К основным художественно-изобразительным средствам, отличающим плакат от других видов графики, необходимо отнести такие приемы как сопоставление разномасштабных, разновремен­ных изображений, обобщенная графическая форма, декоративный цвет, кадрированность изображения, использование техники кол­лажа и фотомонтажа. В графическом дизайне при проектировании плакатов применяются в основном готовые наборные шрифты. Ас­сортимент профессионально разработанных акцидентных и текс­товых шрифтов кириллической основы ограничен. В этой ситуации оправдано применение рукописных исторических шрифтовых форм, что расширяет ассортимент шрифтов и делает разнообраз­нее стилевые решения плакатов. При проектировании плаката практически не применяются классические виды графического ис­кусства - рисунок, гравюра, акварельная техника. Рукодельные плакатные шедевры модерна и конструктивизма стали достоянием истории, использование компьютерных технологий при разработ­ке плакатов привели к выработке однообразных технических при­емов в построении композиции и трактовке сюжетов. В графичес­ком дизайне важным конструктивным средством проектирования плаката и типографики в целом является графический модуль и модульная сетка.


Модульная сетка является невидимым каркасом, отсутствие которого сразу заметно и без которого рассыпается композицион­ная конструкция. Модуль и модульная сетка применялась уже в Древнем Египте. Архитекторы Древнего Рима применяли пропорции «золотого сечения». С помощью сеток в эпоху Возрождения худож­ники увеличивали свои эскизы для фресок и гобеленов. Современ­ные бумажные форматы серии «А» построены на отношении едини-

ца деленая на корень из двух. Сетка особенно важна при проектиро­вании сложных, многоплановых композиций газетно-журнальной продукции, серийных рекламных проектов и многофункциональных графических фирменных стилей предприятий и организаций.

К содержательным средствам шрифтового плаката относятся основные приемы соподчинения содержания и формы визуальных текстов, участвующих в разработке концепции и композиции плака­та. Синонимическое соподчинение наиболее простое, так как изоб­ражается то, о чем говорится. Синонимическое соподчинение тради­ционно применяется в том случае, когда предлагается новый товар и когда потребителю важно увидеть и запомнить его внешний вид. В этом случае реклама товаров сопровождается их документальным изображением в разных визуальных вариантах и ситуациях.

Метафорическое соподчинение, это когда то, о чем говорит­ся, сопоставляется с другим изображением, имеющим общее для них свойство. Аристотель определяет метафору как признак гениальнос­ти. Метафора может быть предметной, когда происходит соподчине­ние формы или цвета, (жемчужины росы, золото заката). Логическая метафора - соподчинение понятий (тяжелый характер, катастрофа



отношений). Психологическая метафора - соподчинение зрительно­го, слухового, вкусового восприятия (кислое настроение, звенящая тишина, холодное солнце). Метафора может быть одиночной и раз­вернутой, то есть охватывающей слово, фразу, образ.

Антонимическое соподчинение, это когда то, о чем гово­рится, сопоставляется с другим изображением, имеющим контраст­ные, противоположные свойства. Антонимы в литературе - «Крас-

ное и черное», «Коварство и любовь», выражения - «слезы радос­ти», «сладкое горе». Антонимы в изобразительном искусстве - изо­бражение Ада и Рая в произведениях Босха и Кранаха. Антонимы в рекламе - изображение автомобиля и черепахи. Антонимическое соподчинение усложняет прочтение визуального текста и тем са­мым активнее воздействует на зрителя, так как заставляет заду­маться над увиденным.

Формалистическое соподчинение, это когда то, о чем гово­рится, сопоставляется с формальным, абстрактным изображением. Этот прием основан на возможности абстрактных графических эле­ментов своим цветом и ритмом эмоционально и психологически ак­тивно воздействовать на зрителя.

Оптимизм, жизнерадостность - то, о чем говорится, сопо­ставляется с жизнерадостным отношением к происходящему. Оп­тимизм может быть с оттенком юмора, чувственности или грусти. Это наиболее часто встречающаяся психологическая окраска ви­зуальных текстов, особенно в коммерческой рекламе. Оптимизм визуального текста может выражаться цветом, движением, позой, мимикой. Например, изображать животных на упаковке мясных


продуктов принято в бодрых, с оттенком юмора позах и мимикой. Юмор сопоставляется с какой-либо комической ситуацией или яв­лением. Комическое всегда притягательно, при этом комическое должно иметь точную адресность и должно быть обращено к оп­ределенной потребительской группе, это подтверждает и выска­зывание Гете, что «ни в чем так не обнаруживается характер лю­дей, как в том, что они находят смешным». Юмористическая окра­ска ситуаций, персонажей, поступков часто применяется в литера­туре и изобразительном искусстве, то, что вызывает улыбку всегда обратит на себя внимание и надолго останется в памяти. Юмор очень часто имеет оттенок грусти, что является признаком фило­софского отношения к происходящему, литературные образы Дон Кихота и Санчо Пансы стали зримыми символами грустного юмора в изобразительном искусстве.

Лирика, чувственность - то, о чем говорится, сопоставляет­ся с общепринятой красотой пейзажа, красотой человека, с шедев­рами изобразительного искусства. Чувственная окраска визуаль­ных текстов активно применяется для рекламы парфюмерной и ко­сметической продукции, ювелирных изделий, может присутство­вать в рекламе бытовых приборов.

Агрессивность - то, о чем говорится, сопоставляется с раз­рушительными явлениями в природе и борьбой за выживание в животном мире, с агрессивностью современных технологий и тех­ники, когда демонстрируется их мощь, скорость, разрушительные возможности, с агрессией и соперничеством в спорте. Агрессив­ная окраска визуальных текстов применяется в рекламе спортив­ного оборудования, транспорта, оборудования, предназначенно­го для применения в экстремальных условиях, военной техники и по существу призвана стимулировать готовность к сопротивлению и активным действиям.

Нейтральность - то, о чем говорится, сопоставляется с ней­тральными в психологическом отношении изображениями процес­сов и результатов в различных отраслях научной, учебной и произ­водственной деятельности человека. Нейтральные визуальные тек­сты применяются при проектировании производственных и учеб­ных плакатов, при иллюстрировании технологических процессов и научных достижений. В психологическом воздействии на зрителя помимо перечисленных содержательных средств участвуют цвет, композиция, шрифт, изобразительные элементы.

Наиболее активное эмоциональное и психологическое воз­действие на человека оказывает цвет. Известно, что длительное воз­действие, например, красного или оранжевого цвета приводит к воз­буждению нервной системы человека, а оттенки зеленого и сине-го­лубого цвета снижают возбуждение и переутомление. Вопросы про-


рис.3.43 Шрифтовая композиция "Схема"




 

ектирования цвета как ни одного другого графического сред­ства очень личностно и тесно связано с вопросами вкусового восприятия. Несмотря на свою значимость в психологичес­ком воздействии, цвет в промышленном и графическом ди­зайне всегда вторичен.

Главным изобразительным средством любого графи­ческого проекта является его композиция. В разработке ком­позиционного решения недопустима многовариантность окончательного проекта, свойственная цвету. Именно в ком­позиции проявляется профессиональный индивидуализм, а психологическое воздействие более адресно, так как рассчи­тано на определенную потребительскую группу. В отличие от композиции и цвета, эмоциональное и психологическое воз­действие шрифтовой формы не столь активно. Шрифт вос­принимается как средство передачи информации, этим и объ­ясняется отсутствие в современной коммерческой рекламе классического шрифтового плаката, проектирование и вос­приятие которого требует более изысканного вкуса и понима­ния эстетики шрифтовой формы в целом.


 



 






Рис. 3.44

Шрифт «Апельсин»

дизайнер Е. Расторгуева


 

 


 


 



Оформление

печатных

изданий

Искусству оформления книг всегда отводилась

значительная роль в прикладной графике.

Оно даже получило собственное название - «книжный дизайн»,

который призван объединить все составляющие произведения: сам текст

со своей темой, сюжетом, образным строем, структурой, акцентировкой,

стилем и функционально-технологические факторы.

Типографика, исконная основа книжного искусства,

сердцевина творческого метода этого направления, для которого

создание книги начинается с тщательной разработки книжной архитектоники,

активизации ее слагаемых - форматов, пропорций, системы верстки,

характера шрифта. В зависимости от каждого конкретного замысла,

на этой архитектонической основе взрастают и иные средства,

необходимые изданию: орнамент, каллиграфия, рисованный шрифт,

изображения в различных модификациях - от фотографии и фотографики

до авторской графики и художественной иллюстрации.

Книжная графика во всем многообразии составляющих ее форм и жанров,

как декоративно-оформительская, так и синтетическая,

существует на высоком профессиональном уровне,

но центр творческих исканий переместился из нее в две области:

в станковую иллюстрацию, позволяющую устанавливать наиболее

непосредственный контакт с текстом,

и в «художественное конструирование книги»,

формирующее книжный организм и дающее реальную возможность

этой станковой иллюстрации войти органично в книгу.

Ближайшие перспективы книжного искусства связаны с сотрудничеством этих

двух видов творчества, способных успешно дополнять и обогащать друг друга.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)