АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Клаузурные упражнения, стимулирующие развитие творческих способностей. Клаузурное исполнение плаката, приемы плакатной графики

Читайте также:
  1. Cтрогость и неисполнение
  2. II. Зарождение и развитие профсоюзного движения в Англии.
  3. III. Возникновение и развитие профсоюзов в Германии.
  4. IV. Формы контроля за исполнением Административного регламента
  5. V. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ПОСЛЕ ДЕКАРТА
  6. VI. Организация труда творческих и других работников
  7. VI. СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ И РАЗВИТИЕ ПАПСКОГО МОГУЩЕСТВА
  8. Американский федерализм: становление и развитие нового времени.
  9. Анализируем графики на лошадей.
  10. Английские колонии в Северной Америке в 2. Социально-экономическое и политическое развитие колоний
  11. Анимация трехмерной графики в пакете plottools
  12. АЧААН НАЭБ. «Развитие прозрения»

Клаузуры, развивающие творчес­кую фантазию. Ведущее место в архи­тектурном образовании занимают про­ектные клаузуры, специфика которых отражена в главе 9. Однако наряду с этими сугубо архитектурными упражне­ниями необходимы клаузуры, развиваю­щие способности к исполнению авторс­ких графических композиций, одной из тем которых может быть •* клаузу ра-п ла­кать. Если для дизайнера-графика, ху­дожника целесообразность исполнения темы плаката очевидна, то для архитек­тора, чья деятельность лишь косвенно связана с графикой, исполнение плаката внешне кажется спорным. Однако вспомним, что крупные архитекторы в своем подавляющем большинстве отли­чаются незаурядным графическим мас­терством и часто работают в смежных с архитектурной графикой творческих об­ластях. Именно в процессе работы над различными графическими темами, и в


ЕСВДО

Kn/^tLER

W»EN WIENZtlLE VOM 12

NOVtAUER щ ччм. DtCEMBtR

 

   
tw ^—r/ Vx***^ ^ИГ  
F^fc^'^W 1мк>^с^^д  
РГтйги  
«U3KM.RBflCW:  
И---------- *----- — -U2

Рис. НО. Плакаты в исполнении архитектор»!!; Йозеф М. Олй-piixi Плакат к выставке 1898-99 гг. (I). Чарз Р. Макни тиш - Рекламный плакат шотландский музыкальной галеты, 1896 г. (2. 3)


частности над плакатом, формируется гражданское лицо любого специалиста, накапливается багаж приемов изобрази­тельного творчества. Исполнение плака­та требует умения мыслить четко и гра­мотно, отражать КОМПОЗИЦИОННУЮ идею в условной и лаконичной графической форме, оперировать обобщенными обра­зами и понятиями. Примеры из педаго­гической практики Армпна Хофмана по­казывают. что итогом исполнения серии клаузур па отработку навыков отвлечен­ной композиционной графики может быть плакат (рис. 80, 1). Это логично. ибо навыки отвлеченной графической композиции результиру-ются в навыках исполнения тематического плаката.

Для исполнения клаузурной темы «плакат* в архитектурной школе следу­ет реже использовать изобразительные темы, отражающие тему плаката и фор­ме реалистического рисунка, фотоколла­жа, сложных многофигурных компози­ций. Плакатная графика архитектора от­личается нос [роением isi,]|>;i.;п П\ п.ш,гч шрифтовых беспредметных композиции с элементами ритма и метра, использо-


Рис, 81. Плакатные- композиции, Жанровые плакаты сту­дентов МАрхИ


212


Ч(н ть III. Тжрческаи /рафика архитектора


 


ванием приемов условной обобщенной графики, средств объемного макетирова­ния, аппликации и коллажа с примене­нием бумаги разного цвета и фактуры и т. д. Клаузуру «плакат» следует испол­нять таким образом, чтобы учащийся сначала получил тему плаката и дома поработал над эскизом, а затем завер­шил задание в аудитории в течение 4-х академических часов. Темы таких клау-зурных плакатов можно подразделить на две разные категории, каждая из ко­торых имеет ярко выраженные специ­фические черты.

Клаузура — «политический пла­кат»-. Клаузура на тему «политический плакат» отличается особой тематикой, отражающей самые актуальные полити­ческие и гражданские события и ЖИЗНИ страны.

Обязательной особенностью плака­тов на политическую тематику является оригинальность решения образной ком­позиции, исключающей использование изобразительных штампов, широко из­вестных полиграфических «дежурных» стереотипов. Обычно студенческие по­литические плакаты отличаются свеже­стью решении любой темы, неожиданно­стью хода авторской мысли (рис. 80, 2, 4), Композиции политических плакатов могут решаться в двух направлениях. Первой разновидностью композиции яв­ляется сочетание условных изобрази­тельных элементов с шрифтовым тек­стом. Основное требование к такого рода плакатным клаузурам — обязатель­ное четкое восприятие смысла тексто­вой надписи, которая должна ясно чи­таться на фоне или в сочетании с изоб­разительными компонентами графичес­кой композиции. Изобразительная тема политического плаката должна воспри­ниматься предельно просто, исключать любое разночтение, любую возможность иного толкования элементов изображе­ния и шрифта. Политический плакат должен восприниматься так же одно­значно, как лозунг, как герб, как поли­тический символ.


Второй разновидностью политичес­кого плаката является построение выра­зительной шрифтовой КОМПОЗИЦИИ. Трудность плакатов такого типа состоит в том, что изображение шрифтовою тек­ста, его отдельных элементов должно производить на зрителя такое же впе­чатление, как и в плакатных композици­ях с конкретным изобразительным сю­жетом. Композиция и начертание шриф­та, его ритмический строй и напряжен­ность начертания должны сообщать зри­телю впечатления, аналогичные с вос­приятием визуальной информации изобразительной предметной или бес­предметной графической композиции. Особую значимость приобретает КОМПО­ЗИЦИОННОЙ расположение шрифта, чет­кость и ясность его прочтения, напря­женность статического или динамичес­кого построения. В этих условиях пер­востепенное значение имеет знакомство со шрифтовой грамотой, закономернос­тями, особенностями начертания шриф­та, отдельных букв, стилистикой шриф­товых гарнитур,

Клаузура — «жанровый плакат*. Исполнение жанрового плаката — еще одна категория клаузур, которую сту­денты выполняют с особым энтузиаз­мом и изобретательностью.

Отличительная особенность ЭТОЙ группы плакатных клаузур — оригиналь­ность и неожиданность трактовки задан­ной темы. Если в политическом плакате одним из необходимых условий его каче­ства является однозначность изобрази­тельного восприятия темы, то в жанро­вом плакате такие жесткие требования не обязательны. Тема изображения в этом случае может рождать цепь ассоциаций, вызывать множество аналогий, что в еще большей мере углубляет содержание гра­фической композиции. Примером может служить плакат на рис. 81, 2). Его содер­жание, при всей простоте изобразитель­ных приемов, глубоко и многозначно. Сетка оптического прицела, нацеленного на оленя, драматизирует содержание пла­ката, заставляет зрителя думать о сохран-


Гяат 15. Графические клаузуры ___________________________________________________________ 213


поста живого и предметного мира, о хрупкости бытия. Не менее выразитель­ны и плакаты на рис. 81, 3, 4. Здесь так­же в иносказательной форме говорится о жизненных проблемах уязвимости, хруп­кости всего живого, 0 тесной взаимосвя­зи окружающей пас урбанистической среды и живого мира.

В исполнении разнообразной гаммы тем политического и жанрового плаката большую роль играет умение выбирать для выражения авторской мысли наибо­лее эффектные приемы цветовой и чер­но-белой графики. Графическая техника никогда не должна быть самоцелью, все­гда подчинена единой задаче яркого вы­явления идейного и художественного содержания авторского замысла.

Клаузуры-плакаты в архитектурной шкоде целесообразно проводить не бо­лее 1—2 раз в семестр, ибо, будучи ката­лизатором разнообразных творческих эмоций учащихся, они в то же время не относятся непосредственно к сфере ар­хитектурной деятельности. Частое ис­пользование таких упражнений в архи­тектурной школе нерационально, так как отнимается время, необходимое на организацию и проведение наиболее важных в архитектурной подготовке проектных клаузур.

Несколько советов по работе над клауэурой. Особенности исполнения кл аузуры гребу ют собл юден пя i (ел о го ряда правил — как всеобщих для всех разновидностей клаузуры. так и специ­фичных для отдельных видов кда-узур-ных упражнений. При исполнении кла­узуры СОВЕТУЕМ: 1) формат бумаж­но! о листа, на котором исполняется кла-узура, согласовать с целями клаузурио-го задания и временем его исполнен пя;

формат преднроектных клаузур дол­жен быть равен 1/4 стандартного чер­тежного листа (для 2-х часовой клаузу­ры) пли 1/2 чертежного листа (для 4-х часовой клаузуры);

формат клаузуры-плаката, длитель­ной контрольной проектной клаузуры, исполняемой за 4- -6 ч, должен быть ра-


вен 1/2 чертежного листа или испол­няться в полный лист. Целесообразно в исполнении клаузуры-плаката согласо­ваться с форматами стандартных листов плакатной бумаги (оптимальный размер листа 100 х 70 см) н делать клаузуру в пропорциях 1/1, 1/2, 1/4 от стандартно­го листа;

2) технику графического исполнении клаузуры избирать в зависимости от це­лей клаузуры, времени ее исполнения и формата бумаги. Чем меньше времени отпущено на работу, тем проще и эф­фективнее должны быть технические приемы графики, тем меньше должен быть формат изображения:

для исполнения короткой 2-х часо­вой клаузуры использовать «сухую» технику — уголь, пастель, толстый гри­фель, сангину и такую «мокрую техни­ку», как фломастеры с толстым фетром пли, если это возможно, коллаж из цвет­ной бумаги с тыльной клеящей сторо­ной. Можно работать на любой бумаге, но для пастели, угля, сангины особенно хороша карандашная калька;

для исполнения 4-х часовой клаузу­ры кроме уже перечисленных материа­лов использовать тушь, акварельные краски, гуашь (ограниченно). Возможна смешанная техника — уголь с акваре­лью, сангина с тушью, фломастер и ак­варельные, гуашевые краски. Помнить, что любая «мокрая» техника (кроме применения фломастера) требует подго­товки и больших затрат времени, чем «сухая» техника;

для исполнения 6-ти часовых клау­зур можно применять покраску в до­вольно трудоемкой технике тушевой от­мывки. гуашевой и темперной покраски;

помнить, что для исполнения линий в клаузурном чертеже или рисунке це­лесообразно использование толстого грифеля, стержней из прессованного угля и сангины, фломастеров. Для кла-узурпой графики в покраске использо­вать: для работы с тушью и акваре­лью — кисти беличьи и колонковые, крупные №№ 12, 16, 20, 24; для работы


214


Часть III. Творческая графика архитектора


 


С гуашью и темперой кисти колонковые или щетинные круглые и плоские №№ 12, 16, 20, 24. Бумага может быть использована любая, но для исполне­ния плаката необходим ватман с плот­ной поверхностью;

помнить, что в плакатной графике целесообразно применять не более четы­рех цветов (не считая цвета бумаги). Гу-ашевые и темперные покраски следует наносить плотными, кроющими слоями;

3) методику работы над клаузурой согласовать со временем ее исполнения. Помнить, что на эскизирование целесо­образно тратить не более 25—30 % всего лимита времени, отпущенного на испол­нение клаузуры.

Остальное время целесообразно ис­пользовать для технического исполне­ния графической композиции: так, в ра­боте над 2-х часовой клаузурой на эскиз


тратить не более 30 мин, а за остальные 1,5 ч закончить работу;

соответственно в 4-х часовой клаузу-ре на ЭСКИЗ не более 1 ч, а на работу 3 ч; в 6-ти часовой клаузу ре на эскиз не бо­лее 1, 5 ч, а на работу 4, 5 ч, и т. д,

При исполнении клаузуры НЕ СО­ВЕТУЕМ: 1) тратить большую часть времени на эскизирование, что полнос­тью исключает качественное исполнение клаузуры; 2) применять обычные при­емы рисунка и черчения с использова­нием грифеля. Такая работа всегда бу­дет анемичной и вялой;

3) в покраске фломастерами, тушью, акварелью, гуашью и темперой исполь­зовать тонкие кисти, фломастеры с тон­кими фетрамн. В этих условиях невоз­можно сделать качественную покраску, покрыть цветом большую поверхность бумаги,


ГЛАВА 16. АРХИТЕКТУРНЫЕ ЗАРИСОВКИ С НАТУРЫ


1. Специфика жанра архитектурных зарисовок

Архитектурные зарисовки — отра­жение мироощущения архитектора. Во

вне профессиональном творчестве архи­тектора видное место занимает живопись и графика с изображениями архитекту­ры. Архитектурные и пейзажные зари­совки, выполненные в технике акварели, являются специфическим для архитекто­ра жанром изобразительного искусства, хотя аналогичная тематика разрабатыва­лась и рядом известных художников (Остроумовой-Лебедевой, Бену а, Добу-жинским, советскими иллюстраторами Басовым, Черемушкиным и др.). Иное дело — архитектурные зарисовки в чер­но-белой графике, которые являются изобразительными записями, фиксирую-


щими впечатления архитектора, возника­ющие в процессе профессионального

зрительного восприятия архитектурных объектов. Для каждого архитектора, уча­щегося архитектурной школы глубокое осознание освоения природы этого жан­ра играет значительную роль, так как в натурных зарисовках отражается фило­софия профессионального восприятия. умение видеть и отображать увиденное.

Специфика архитектурных зарисо­вок с натуры. Архитектурные зарисов­ки с натуры исполняются в линейной, штриховой, тональной и цветовой гра­фике с применением самых разнообраз­ных инструментов и материалов. Для жанра архитектурной зарисовки харак­терно следующее целенаправленное вы­явление качеств архитектурного образа, содержания архитектурной композиции:


Глава 16.

изображение экстерьера или инте­рьера архитектурной формы или ее фрагментов и деталей;

изображение архитектуры в окружа­ющем ландшафте, т. е. архитектурного пейзажа, архитектурной панорамы.

Разница между ятими разновиднос­тями архитектурного рисунка заключа­ется лишь в характере препарирования архитектурной композиции, где внима­ние автора привлекают или пластичес­кие характеристики сооружения, или пространственное взаимоотношение объекта с окружающей средой. Для ар­хитектурного рисунка, выполненного рукой архитектора, типичны конкрет­ные признаки, особый профессиональ­ный подход к изображению объекта, что выражается в прочтении горизон­тальной и вертикальной осей, но кото­рым объект сориентирован в простран­стве. Заваливание линии горизонта, неоправданные искривления и искаже­ния формы для этого вида натурных набросков не типичны. Характерно так­же обязательное отображение рельефа земли, условное изображение деталей природной и предметной среды. Дета­лизация рисунков способствует выяв­лению размерности и пластического ха­рактера архитектурной формы. Все эти качества отражены в натурных наброс­ках видных архитекторов, работавших в самое разное врем» (ем. наброски Д. Кваренги, К.Ф. Шникеля, С. Ноаков-ского, Ле Корбюзье, А. Аалто, Г. Гольца на рис. 82). Изобразительная форма на­турных зарисовок экстерьера и инте­рьера архитектурного объекта или ар­хитектурной панорамы не имеет специ­фических различий и целиком зависит от личных вкусов автора. Однако целе­вые установки, которыми руководству­ется каждый архитектор при исполне­нии архитектурных зарисовок, прямо влияют на характер их графического отображения. Примерами ясного целе­вого подхода к зарисовкам с натуры яв­ляются работы С. Ноаковского (рнс, 83), педагога МАрхИ Н. Федясвой и из-


Лрхитектурные зарисовки v натуры _________ 215

вестного югославского архитектора 3. Петровича,

Архитектурные зарисовки Надежды Федяевой. Чрезвычайно скупые по фор­ме и емкие по содержанию небольшие графические «стоп-кадры». В каждом наброске автор в форме, близкой к зна­ку-иероглифу, отображает образ и обо­значает тектоническую структуру архи­тектурного памятника (рис. 84). Вне­шняя простота таких зарисовок обман­чива, ибо для подобной работы обяза­тельна авторская собранность, мобили­зация внимания, умение увидеть основ­ное, лаконично отобразить главное в не­скольких линиях. Такие наброски-крин-тограммы несут в себе чрезвычайно много образной информации, являются концентрированным сгустком отображе­ния авторских впечатлений. Нужно не­заурядное мастерство для условного обозначения в нескольких скупых штри­хах визуальной информации большого содержания. Это особенно ясно видно на примере начертания несколькими ли­ниями композиции улицы Росси, ото­бражения в форме, близкой к рисунку японского иероглифа, композиции цер­кви Покрова на Нерли или дома Паш­кова. Автор демонстрирует умение целе­направленного подбора формата и раз­мера рисунка, который безошибочно со­ответствует композиционному строю ар­хитектурного аналога. В рисунке Бир­жи, панорамах Московского Кремля или Симонова монастыря пространственная пластика крупных ансамблей отражена немногими крупными линиями или сгу­стками тона. Именно в такой форме «за­пись» авторского впечатления сообщает профессионалу больше, чем перегружен­ный избыточный информацией, но не отражающий главные признаки объекта рисунок. Если сравнить наброски Ы. Фе­дяевой с фотографиями тех же объек­тов. снятыми с тех же точек зрения, то становится очевидным, насколько несо­поставимы но качеству и информатив­ной емкости фотоотпечаток и живой ри­сунок с натуры или по памяти.



 




А

-.л

 

ш




Ш -' '

 


\


Pin 8& Икгураыв зарнеовкн: Ддеакома Кваренги

T|>r>niLK;LH ticpis^nt.»(|д Петербургом < 1); K;ip.i Ф.

Шммки.ц, рунмtil tJiiMn<om ьпдщфЩЕпд;) (2): П'пртии

I о j?.jr - портал жилого домя в Неаполе (.'*)


 

 


Архитектор сознательно, целенаирав- мастерства, примером графического ана-
ленио конструирует информативное со- диза, последовательно раскрывающего
общение, формирует содержание и строй характер объекта во времени. Наряду с
образного зрительного восприятия. В рисунками отдельных объектов и архи-
протпвоиодожностьрисунку фотоотпеча- тектурных напорам для Петровича ха­
ток лишь фиксирует действительность, и рактерны серии зарисовок одного н тот
только мастерство фотографа привносит же объекта. На рис. 85, 86 представлена
в это бездушное копирование необходн- серия из нескольких зарисовок, отобра-
Mwii духовный и змоцпоналышп заряд, жающая образ сооружения с разных ти-

Хороший рисовальщик обладает искуеет- чек зрения, на близких и далеких рас-

вом выбора и отображения тех сторон стояниях, с разной степенью деталмза-

иисту мающей визуальной информации, ни и рисунка. Последовательно показана

которая наиболее полно п звучно харак- сложная композиция городской панора-

терпзует образ, пластический строп, ком- мы па фоне горного пейзажа с плотной

позицию архитектуры. группой городских построек в разных

Архитектурные зарисовки Зорана ракурсах п поворотах. Приемы графп-

Петровича, Зарисовки Зорана Пстронп- веского изображенпя позволяют ясно

ча являются эталоном изобразительного читать в скупом лилейном рисунке ила-



I

*

ч


 






Рис. 84. Н. Фсдяева. Памятники русской архитектуры. Наброски


 



 


 



& £*4->*-е + 2*}&y.&tj

 



0 ^£*^Щу?ЩР%й%

лг^т^

Ш1


lJncr. B5, 3op;m 111 ■ г | n^ i. m i ■ ■• i L^iiMuuhKii напорам небольших городов и сербских горах (1 7i)




&&%~fh*J?Ј~p^

&?*

<~*~Ъ-**&у- дщ

 

 


Рис. 86. Знрам Иетроинч нанорнма Венеции (fi), зарисовки городских майорам. фрагментом гмрилской jacTpoiihH м

сербских гарва (7-10)



 


 


Рис. Ь7, Зорам Петрович ларнСОВЯИ i шпорам ЕКЗрОДОШХ гОрЙДКОВ на побережье Алдрнатлческого моря


 


Глава 16, Архитектурные зарисовки с натуры


223


 


стику здании, силуэт городской застрой­ки, характер окружающих горных мас­сивов.

По мере приближения объекта к зрителю последовательно возрастает четкость прорисовки деталей, в рисунке появляется изображение фактуры мате­риала зданий и подпорных стен. Там, где автор хочет показать лишь общий строй архитектурной КОМПОЗИЦИИ, ха­рактер ее контуров, рисунок элементар­но прост, состоит из нескольких линий и штрихов (рис. 87). Б случае тщатель­ной проработки архитектурно!] формы применяется графика с детальным изоб­ражением массы, материала, элементов сооружения. Изображение наполняется емким содержанием, обрастает подроб­ностями, высвечивается яркими тенями, Чем ближе к зрителю объект изображе­ния, тем достовернее графические при­емы отображения детализации, освещен­ности архитектурной формы. Графика Зорана Петровича — пример рисунка с емким содержанием, мастерской формой графического почерка.

2. Графические приемы архитектурных зарисовок с натуры

Зарисовки — форма изобразитель­ной записи. Архитектурные зарисовки всегда являлись специфическим видом графической записи впечатлений архи­тектора. Так фи кс и рола,'! и свои впечат­ления архитекторы разных поколений во время поездок, путешествий за гра­ницу. Известны серии итальянских за­рисовок Д, Кваренги |52, 53], альбомы путевых рисунков К.Ф. Шннкеля [41], серии зарисовок Е. Гольца, Н. Лансере и др. Для зодчего такие формы архитек­турного рисунка были единственным способом собирать, фиксировать, систе­матизировать путевые впечатления, С появлением фотографической техники многие архитекторы воспользовались новым способом фиксации своих впе­чатлений и наблюдений. Однако про-


фессиональные способности архитекто­ра, его умение мыслить и осваивать изобразительную информацию в рисун­ках, набросках, графических схемах по­буждают многих параллельно с исполь­зованием широких возможностей фото­графирования совершенствовать мастер­ство рисунка с натуры. В настоящее вре­мя архитектурные зарисовки вполне со­существуют с фотографированием на диапозитивную, цветную и черно-белую пленку. Изменились лишь технические приемы натурных зарисовок, для чего используются новые инструменты и ма­териалы, широко выпускаемые промыш­ленностью.

Техника исполнения натурных зари­совок. Большая часть натурных зарисо­вок и набросков в наши дни исполняет­ся фломастером и рапидографом, каран­дашами с толстыми грифелями из прес­сованного угля и мягкого графита и тонкими грифелями толщиной 0,3; 0,5; 0,7 мм и мягкостью ИВ, В, 2В. Однако за последнее десятилетие изобретены новые типы самой и шу щпх инструмен­тов, таких как «вариограф* — тонкий фломастер с выдвижным фетром или «Арт-Пен» — автоматические ручки со специальными перьями для рисунка и шрифтовых работ. Эти инструменты легки, удобны по форме, дают прекрас­ную линию постоянно!! пли переменной толщины на бумаге с любой фактурой, заправляются специальными составами черного, коричневого, серого, красного, синего н желтого цветов. С помощью таких приспособлений можно рисовать на планшетке, в блокноте и на страни­цах записной книжки.

Однако качество зарисовок далеко не в полной мере обуславливается каче­ством инструмента. Каждый хороший рисовальщик подбирает себе такой ин­струмент, с помощью которого ему удобно и привычно выражать свои за­мыслы. Для неопытного рисовальщика важна практика с использованием раз­нообразных инструментов, что позволя­ет определить, какой из инструментов


 




 


 


Pin-, аи. Вернер Холяоней. За­рисовки фрагментов индийских пуэбло на юге США


Глава 16, Архитектурные зариатки С натуры


225


 


 


rU-u». VmoU

предпочтителен. Приведем несколько примеров исполнения набросков с помо­щью различных инструментов. Для за­рисовок Н. Федяевой характерна линей­ная техника со сгустками тона, обозна­чающими детали, игру светотеней, силу­эт и т. д. Такая техника особенно эф­фективна при небольшом размере ри­сунка, когда зарисовка архитектурного объекта приближена по форме и содер­жанию к знаку. Такие же приемы при­менялись в отдельных случаях Э. Мен­дельсоном, Ле Корбюзье, О. Нимеиером. Схожесть приемов проистекает из задач изображения, где информация сконцен­трирована в записи впечатления, при­ближенной к форме иероглифа. Рисун­ки такого стиля исполняются пером, ра-ппдографом, кистью.


Для натурных зарисовок 3. Петрови­ча характерно применение тонких фло­мастеров, фломастеров с высохшим фет­ром, фломастеров цветных. Разнообра­зие набора применяемых фломастеров объясняется целями наброска, где автор или лишь обозначает характер компози­ции линейным контуром, пли применя­ет растушевку сухим фетром, цветную линию и заливку для выявления массы, силуэта, освещенности объекта. Вырази­тельность и обаяние набросков 3. Пет­ровича состоят прежде всего в непосред­ственности выражения графической идеи, в отточенном владении техникой рисунка.

Классическим примером владения техникой архитектурного наброска яв­ляются путевые зарисовки известного австрийского архитектора и педагога Вернера Холломея, сделанные им во время путешествия в США и Мексику. Результатом этой поездки явилось ро-таприитпое издание с прекрасно испол­ненными фотографическими и графи­ческими иллюстрациями. Зарисовки В. Холломея, выполненные фломастером, покоряют своей аскетичной простотой и изяществом. Каждый рисунок являет­ся досконально выверенной аналити­ческой схемой натурного объекта. Та­кая техника способствует чистоте вос­приятия, ясности прочтения изобрази­тельной информации. На рис. 88 пред­ставлены страницы из нескольких изда­ний путевых заметок автора, которые сделаны во время путешествий по США, Ирландии и Марокко, Издания привлекают внимание не только свое­образным характером иллюстраций, но и безупречным владением техникой ро­тапринта, где стиль иллюстративной графики органично сочетается с харак­тером полос машинописного и наборно­го текста.

Освоение техники натурных зари­совок в обучении. Техника архитектур­ных зарисовок занимает важное место в обучении рисунку. Особого внимания заслуживает не столько развитие испол-


J-S3S


226


Часть HI. Творческая графика архитектора


 


нительской манеры, сколько формиро­вание способностей к содержательности изображения. Неопытный рисовальщик напоминает неумелого певца-фолькло­риста, который «поет, что видит», не за­ботясь о художественной форме испол­нения. Набросок такого толка перегру­жен несущественными деталями, основ­ная идея рисунка замусорена, трудно читается или совсем не читается. В ар­хитектурных зарисовках необходимо по­нять замысел автора, уловить его содер­жание и стиль, форму графического из­ложения. Емкость и качество графичес­кой информации достигается длитель­ной практикой, многократным исполне­нием натурных зарисовок с жесткой критической самооценкой каждой серии набросков.

Первые пробы набросков начинаю­щий рисовальщик должен делать мяг­ким карандашом, использование которо­го позволяет исправлять ошибки, наме­чать бледные линии построения, усили­вать или ослаблять контур рисунка. По­степенно опыт, приобретенный в каран­дашных набросках, формируется в уме­ние наблюдать, выделять главное, отбра­сывать второстепенное. Полученные на­выки позволяют перейти к использова­нию более сложной техники рисунка тонким грифелем, фломастером, рапи-дографом, черной шариковой ручкой,


самопишущим пером. Невозможность исправить линии при использовании инструментов с жидкой заливкой отта­чивает наблюдательность, формирует опыт владения инструментом. Каждый рисовальщик-архитектор должен четко представлять, что для качественного на­турного рисунка необходимо развитое мысленное представление образа, изоб­ражаемого в графике. Чем содержатель­нее представление, конкретнее невиди­мые очертания образа, тем точнее и кра­сивее изображение на бумаге, так как график как бы «обводит* контуры вооб­ражаемого рисунка. Точность и деталь­ность такого «внутреннего видения* у разных личностей разная, но для архи­тектора такая способность обычна. Во­ображаемый образ может быть более или менее четким, с разной степенью «размытости» невидимых контуров изображения. Именно это его свойство позволяет автору широко интерпретиро­вать, корректировать, изменять начерта­ния графического изображения, харак­тер линии и тона.

Архитектурные наброски с натуры, последовательно изменяясь и трансфор­мируясь, сформировались к середине XVIII в. в своеобразный жанр архитек­турной графики, одной из разновиднос­тей которого становится архитектурная фантазия.


ГЛАВА 17. АРХИТЕКТУРНАЯ ФАНТАЗИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ТВОРЧЕСТВЕ АРХИТЕКТОРА


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)