|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Архитектурный чертеж как средство профессиональной коммуникацииПоследние годы архитектурная графика, и в частности архитектурный чертеж, являются объектом ожесточенной критики архитекторов-профессионалов и теоретиков. Суть полемики в том, что многие теоретики считают архитектурную графику подсобным инструментом проектирования, само значение которого в проектном процессе играет третьестепенную роль. Такая точка зрения базируется на утверждениях людей, мало знакомых с различными формами архитектурной деятельности, оценивающих лишь ее итог в виде проекта или готовой постройки. Другую часть критиков составляют профессиональные архитекторы и педагоги, подвергающие сомнению способность архитектурной графики отразить все многообразие признаков проектируемого объекта, предугадать в чертеже изъяны будущей постройка, застраховать проектировщика от ошибок, В связи с этим предлагаются два способа совершенствования архитектурной графики. 1-й способ заключается в определении такого оптимального состава проектной экспозиции перспективных и ортогональных чертежей, которые в комплексе дадут «идеальный» образ проектируемого объекта, раскроют все его качества. Этой проблеме посвящен ряд современных исследований, результаты которых дополняют наше понимание о комплексе и составе чертежей на различных этапах проектной работы [29]. Результаты таких исследований имеют преходящий характер, ибо архитекторы на всем многовековом пути своего творчества вполне обходились теми чертежами, которые отражали необходимые задачи материальной реализации объекта. Изменение характера архитектурной деятельности сказывается на составе графических документов, отражающих содержание проектирования. Этот процесс будет происходить постоянно. Однако качество и состав проектной документации никогда не может оградить архитектора от просчетов, так как корень таких недостатков кроется и личностных качествах архитектора, в несовершенстве организации проектного процесса. __________ Глава 10. Чертеж как средство выре, 2-й способ заключается в рекомендациях широкого применения машинной графики. Предлагаются специальные программы машинного построения системы перспектив здания с множества точек зрения, методики составления математических моделей сооружения, система расчетов пропорционирования фасадов, таблицы гармонизации ортогональных и перспективных изображений здания и его деталей. Все эти приемы также направлены на предотвращение возможных погрешностей проектирования. Новая методика машинной графики вместе с рядом других приемов отображения проектной документации с помощью ЭВМ именуется «нетрадиционной» графикой в отличие от приемов обычного чертеж но го изображения, именуемых «традиционной» графикой. Мало вероятно, что любые предлагаемые методики изображения проектируемого объекта активно и с большим эффектом повлияют на результаты проектирования, так как так же, как в предыдущем случае, истоки и результаты любого проектного процесса зависят от постановки проектного дела в каждой стране, от квалификации автора, его умения использовать программу машинного проектирования, представить будущий объект во всех необходимых деталях. Нас в большей мерс интересует не сама методика новых графических приемов, а сколь эффективно старые и новые приемы графического изображения удовлетворяют потребности современной архитектурной практики и современной. системы подготовки архитектурных кадров. Одним из главных вопросов этой проблематики является выяснение эффективности графического изображения как средства коммуникации. Коммуникативные особенности архитектурной графики. Анализ назначения архитектурного чертежа заставляет задуматься над спецификой его восприятия глазами профессионала и глазами зрителя, не имеющего профессиональной подготовки. В настоящей главе чер- ения задач проектной коммуникации ___________ 137_ теж рассматривается как документ, отражающий различные задачи профессионального труда архитектора, как система изображений, выражающая замысел автора, как лексика изложения авторского рассказа в графике, наконец, как объект принадлежности к общекультурным ценностям. Однако восприятие всех этих многообразных особенностей зависит от уровня подготовки зрителя. Воспринять и освоить изображение может человек, понимающий код изобразительной информации, так же как прочесть литературный текст может лишь субъект, знающий язык, алфавит и правила написания и прочтения шрифтовых словосочетаний. Эти обстоятельства заставляют рассматривать чертеж как средство изобразительной коммуникации, т, е. как средство общения между людьми разного уровня культурной и профессиональной подготовки. Длительный опыт общения автора с заказчиками, строителями, инженерами, зрителями, оценивающими архитектурный чертеж или постройку, заставляет прийти к определенным выводам, суть которых сводится к следующему: архитектору нужно учитывать, кому и с какими задачами адресовано любое графическое изображение, каждый чертеж, эскиз, рисунок. С архитектурным эскизом и рисунком все обстоит сравнительно ясно, так как первый редко предназначается для чужих глаз, а второй служит или средством оформления чертежа, или имеет самоценность как любое произведение станковой графики (см. главы 5, 7). С архитектурным чертежом такой ясности нет, о чем частичЕго говорилось в главе 6. Коль скоро существует разделение чертежа и соответствии с его задачами на обморочный, рабочий, демонстрационный, учебный, необходимо задуматься, отвечают ли эти его разновидности коммуникативному назначению архитектурной графики. У архитектора всегда было стремление рационализовать свой труд, совместить в одном или нескольких чертежах
138 Часть П. Архитектурная графика и архитектурное проектирование
различные практические задачи. Такая тенденция особенно ярко проявляется в творчестве известных мастеров. Именно им свойственно нарушать сложившиеся традиционные рамки творчества, поступать нестереотипно, что приводит зачастую к интересным и неожиданным результатам. Но любые оценки таких результатов не разрешают проблем сложности восприятия архитектурной графики людьми с различным уровнем профессиональной подготовки. Осознанное критическое восприятие большей части графических произведений архитектора под силу лишь специалисту. Как быть с неспециалистом, как относиться к многомиллионной аудитории зрителей, оценивающих архитектурные проекты, живущих среди архитектурных построек? Может ли такой зритель в процессе рассмотрения архитектурного проекта хотя бы приблизительно оценить его качество? Чтобы составить впечатление о качестве произведений архитектурной графики, говорить ясным языком с разными зрителями, необходимо классифицировать коммуникативное назначение каждого графического документа на три уровня, отражающих общение людей с определенным запасом культурной подготовки. В целом эта классификация сводится к следующему. Первый уровень графической коммуникации отражает общение специалиста со специалистом. На этом уровне общения употребляются чертежи, эскизы, рисунки, схемы, выполненные в условной, линейной графике с применением минимального ассортимента изобразительных средств и приемов. Восприятие этой графической документации требует большой профессиональной культуры, исключает качественную оценку ее содержания людьми, профессионально не подготовленными. Примером таких чертежей могут служить работы Алвара Аалто. Этот мастер исполняет все виды проектной документации в линиях с применением редких растушевок, штриховок и зали- вок черной тушью. Его чертежам всегда свойственна аскетичная простота графики, подчеркивающая изящную простоту проектов. На чертежах представлен минимум графической информации, раскрывающей сущность композиции проектируемого объекта. Линейное ортогональное или перспективное изображение фасада, лаконичное изображение плана сооружения вполне достаточны для того, чтобы специалист оценил содержание и качество предлагаемой проектной идеи. Вполне очевидно, что такой простой и лаконичный чертеж не произведет должного впечатления, мало что скажет профессионально не подготовленному зрителю, Наивысшая сложность коммуникативных связен 1-го уровня характерна для чертежных схем, по которым разрабатываются рабочие чертежи. Информация изображения сведена к разумному минимуму, ибо никаких других нагрузок оно не несет (рис. 53, 3). Полнота восприятия такого документа зависит от профессиональной подготовки, т. е. доступна специалисту и полностью непонятна неспециалисту. В архитектурной школе коммуникативные связи 1-го уровня сложности возможны только на старших курсах, где студент уже имеет достаточный опыт профессиональной подготовки, способен понимать советы педагога, изложенные в простейшей изобразительной форме. От правильности педагогических установок зависит качество и содержание графической информации, с помощью которой студент выражает замысел любого курсового задания. Студент младших курсов (личность, не имеющая достаточной профессиональной подготовки), испытывает затруднения в объяснении с педагогом языком условной архитектурной графики, освоении изобразительной информации 1 -го уровня сложности. Приобретение навыков линейной графики проектного эскиза. чертежа, рисунка должно осуществляться последовательно и постепенно, одно- Рис. 53. Изображения первого уровня графический коммуникации в чертежах: Алвар Лалто— фасад и ЭСКИЗ плана к проекту культурного центра а Сиене (Италия), I96G г. (I. 2); Гсдсмннас Баравикас эскиз и аксонометрия к проекту кинотеатра в Вильнюсе, 1986 г. (3, Л) 140 Часть II. Архитектурная графика и архитектурное проектирование
временно с освоением других видов графики, употребляемой в демонстрационном и проектном чертеже. Для развития пространственного мышления, приемов адекватного изображения пластических свойств формы учащемуся поначалу нужен другой арсенал изобразительных средств, относящийся к следующему уровню коммуникативной сложности. Второй уровень графической коммуникации отражает общение специалиста с неспециалистом. На этом уровне общения употребляются чертежи, эскизы, рисунки, выполненные в общепонятной изобразительной форме тональной, цветной графики, где объект моделируется с максимальным приближением к натуре. Реалистическое изображение объекта в тоне, цвете, вггриховой графике активно влияет на восприятие архитектурной документации. Зритель с невысоким уровнем графической культуры, не имеющий профессиональной подготовки легко воспринимает лишь изображения, достоверно передающие свойства формы н ее окружения. Именно на этом уровне коммуникационного общения архитектор использует демонстрационный чертеж. Примером могут служить чертежи Д, Кваренги, М. Казакова, К. Росси, выпускников Московской архитектурной школы (рис. 54). Проблема общения архитектора с заказчиком обязывает нас задуматься об изобразительных формах современной демонстрационной графики. Диапазон ее разновидностей в настоящее время расширился, ибо заказчику представляются на рассмотрение не только сами демонстрационные чертежи, но также их фото и полиграфические копии, рисунки и макеты. Эти же материалы демонстрируются широкому зрителю на выставках, в процессе просмотров кино- и видеофильмов. Учитывая специфику просмотра чертежей глазами широкой публики, архитектор моделирует объект с максимальным приближением к натуре, В таких графических произведениях употребляется богатый арсенал изобра- зительных средств и приемов, включающий технику тушевой отмывки и акварельной покраски, коллаж, штриховую графику с применением рапидографа и фломастера, покраску чертежа темперой и гуашью. Техника исполнения демонстрационного чертежа выбирается с учетом возможности ее репродуцирования в фотографиях и полиграфических изданиях. Среди современных архитекторов такая техника исполнения демонстрационных чертежей характерна для многих российских и зарубежных архитекторов. Примером подобной чертежной графики являются чертежи, репродуцированные на страницах монографии Пола Рудольфа «Paul Rudolph». Каждый чертеж сделан с учетом легкого прочтения его информации любым зрителем. С помощью таких изобразительных документов архитектор общается с широкой публикой, может доказательно объяснить свою проектную идею заказчику. Показательно, что такие чертежи исполняются большей частью в аксонометрии и перспективе (рис. 55, 2, 3). Мало подготовленный зритель плохо читает изображения в ортогональных проекциях, лучше воспринимает изображение в перспективе и аксонометрии. Точки зрения на объект с высоты птичьего полета настолько укоренились в фотографии, теле- и кинофильмах, что графическое перспективное изображение с высоким горизонтом воспринимается зрителем без всяких затруднений. Обязательным условием «понятности» такого изображения является его моделирование с. помощью штриха, тона, цвета, выявляющих форму объекта, его освещенность и положение в окружающей среде. Достоверное, реалистическое изображение позволяет зрителю легче воспринимать даже такие сложные для непрофессионального восприятия приемы показа сооружения, как разрезы, планы, фрагменты здания. Обязательным условием их «понятности» является опять-таки изображение сечений частей или целого здания в перспективе, аксонометрии с вы-
V
I / — '--т^ • <■■■ ■ W ; М% *Г 1
Рис, 55. Демонстративные чертежи: Гелем и иле Бараникас - фасал кинотеатра «ХеяиОС в Бнльнш- <х. 1978 г. (1): Иол Рудольф аксоиометрнчег-Kiiii чертеж жилого комплекса (2); Перснсктиваьги рмреэ обадвстивящвл центра. 1ЯЙ0-65 гг. (3)
явлением теней, деталей мебели, оборудования и окружающего ландшафта. В архитектурной школе коммуникативные связи 2-го уровня сложности особенно характерны для начальных этапов обучения, хотя, в зависимости от конкретных задач проектирования, встречаются и на старших курсах. Эски- зы, чертежи, рисунки студентов 1-го и 2-го лет обучения служат средством коммуникации учащегося и педагога. Чертеж на начальных этапах обучения имеет мало общих задач с чертежами на старших курсах, с чертежами практикующих архитекторов. Учебные чертежи служат для совершенстиоваиия знаний
учащегося, для развития навыков в области изображения, понимания сущности архитектурной формы, освоения архитектурного наследия. В каждой национальной архитектурной школе, в каждом учебном заведении, воспитывающем архитекторов, имеются свои взгляды на назначение чертежа в обучении. Первые учебные чертежи имеют цель развития навыков проекционного черчения, понимания характера изображаемого объекта и выбора соответствующих этому характеру изобразительных приемов. Как показывает педагогическая практика, учащийся младших курсов затрудненно осваивает пластику формы архитектурного сооружения исключительно в линейной графике. Развитие его пространственных представлений, воображения и творческих навыков происходит постепенно, в процессе моделирования формы с применением тона и цвета. Причем становление его способностей доказательно изобразить объект с выявлением его пластики и материала происходит одновременно с развитием способностей понимания сущности изображаемого объекта. Совершенствование графических навыков происходит лишь в том случае, если учащийся стремится к качеству изображения и, следовательно, к содержательности его информации для любого зрителя — педагога или соученика, Постепенно вырабатываются способности коммуникации учащегося с окружающими людьми, где инструментом коммуникативного общения становится учебный чертеж. В процессе исполнения учебного чертежа происходит интенсивный процесс «внутреннего диалога*. Автор сам контролирует каждый этап графической работы, задается целями изображения и фиксирует качество их исполнения. Выявление свойств изображаемого объекта, его сочетание с окружающим ландшафтом происходит не спонтанно, а целенаправленно, с использованием аппарата выразительных средств, спецнфич-
4l Рис. Г>в. Ученные работы * Тушевая птмыпка детали- it «Пг|кч1сктпва* - выполнение студентами I курса МЛр-хИ: студент Д. Карелин - руководители В. Орлов, В. Мпронишкона. Н. Стасюк {!): студентка С. Смо-|| \> руководитсян Д. Мнлодпнскип, П. Сапрыкина, Т. Киселева (3): студенты Д. Хоменко и Н. Хилая -руководители К. Кулрягаен si С. Кудряшена (2, А}
- ■ Щ ■■
1|2
Рис. 57. «Проект загородного особняю*» -- ныполнсл сту-центШШ Н курса МАрхН: студентка Е. Иванова — руководи ими И. Питкшг, И. Рочагона, H. Волков <1); студентка Е. ГТодпщшкона — руководители И. Алнснмова. С, Кунодс-кии. В. Чуклова (2); Студентки Н. Хилая и А. Дждушиц-кнй - руководители К. Кудряшсн, С. Кудряшсва, Т. Кудрявцева (3); К. Кулряшеи, С. Кудряшсва, О. Алонова (4) 10 3-J25 S * *">. * г» 146 Часть II. Архитектурная графика и архитектурное проектирование
ных, характерных для АГ. От величины объекта, его материала, композиции на чертеже, изображения антуража зависит полнота поставляемой чертежом информации. Наконец, итог высказанного учащимся «рассказа о сооружении* оценивается педагогом и соучениками, в чем и проявляется коммуникационный диалог: учащийся (еще не специалист) — педагог (специалист). По мере роста изобразительного мастерства студента этот диалог становится полнее, содержательнее. Учащийся в состоянии объяснить тему своей работы любому зрителю, и его роль как участника процесса коммуникации постепенно меняется. Происходит диалог специалиста (учащегося) и неспециалиста (любого зрителя). Сложность методики раскрытия темы учебного чертежа постепенно возрастает, объект изображается уже не только в ортогональных проекциях, но и в перспективе. Метод построения перспективного изображения, стиль его графического исполнения повышают содержательность информации учебного чертежа. Учащийся начинает осознавать качество архитектурных произведении, их стилевые и композиционные ^различия. Сознательность исполнения учебного чертежа проявляется в манере его оформления, стиле избираемой графической техники (рис. 56, 57). Автор графической композиции выражает свои замыслы более содержательным языком, что оказывает сильное воздействие на полноту любого зрительного восприятия. Появляется содержательный коммуникационный диалог автора с любым зрителем. От задания к заданию качество проработки планов, разрезов, фасадов сооружения последовательно возрастает, меняется характер графики. Учащийся постепенно усваивает язык проектного чертежа, осваивает типологию здания, начинает употреблять более рациональные и условные графические приемы. Совершенствуется логика изложения авторской мысли. Учеб- ные чертежи уже ориентированы на восприятие специалистом. Здесь еще нет в чистом виде коммуникативных связей 1-го уровня сложности, но вполне очевидны усилия, прилагаемые учащимся для того, чтобы его общение с педагогом приобрело полноту диалога специалиста со специалистом. Такой характер приобретают чертежи на старших курсах обучения, где от проекта к проекту приобретается профессионализм, приближается момент, когда учащиеся почувствуют в себе силу решить любую проектную задачу. Третий уровень графической коммуникации отражает общение специалиста с широкой публикой, в процессе которого архитектор говорит со зрителем языком изобразительного искусства. На этом уровне общения архитектор выступает как автор произведений живописи, станковой графики, театральных декораций и костюмов, плакатов, книжной и журнальной иллюстрации. Специфические особенности таких произведений искусства будут рассматриваться далее в части III. Некоторые примеры такого жанра в творчестве архитекторов заслуживают особого внимания, ибо к ним относятся архитектурные чертежи, рисунки, графические и шрифтовые композиции, исполняемые архитектором к конкурсным проектам, экспозициям выставочных работ, конкурсам плакатов, монументальных произведений и т. д. Несмотря на то, что творческие задачи в работах такого характера не всегда имеют ярко выраженную архитектурную специфику, архитектор сохраняет особый профессиональный почерк изложения авторской идеи. В характере чертежа, рисунка, начертания фигур людей и животных, цветовой композиции прослеживаются черты, свойственные архитектурной графике — лаконизм, условность, конструктивный характер изображения любой предметной формы, ясный композиционный строй изображения. Глава 10. Чертеж как средство выражения задач проектной коммуникации 147
Именно эти отличительные особенности влияют на характер восприятия в процессе диалога архитектора (специалиста) и любого зрителя (представителя разных слоев широкой публики). Выше уже говорилось, что предметом такого диалога может быть и архитектурный чертеж, выполненный руками мастера архитектуры и доведенный до совершенства произведения искусства. В архитектурной школе коммуникативные связи 3—го уровня сложности возможны только на уровне: педагог (специалист) — широкий зритель (публика, наблюдающая произведения искусства, сделанные руками педагога), Несмотря на то, что учащиеся исполняют учебные упражнения но архитектурной графике, рисунку, живописи, скульптуре, уровень этих работ редко поднимается до уровня произведений искусства. Следует оговориться, что учащийся архитектурной школы изредка достигает в области исполнений заданий по художественным дисциплинам высокого уровня, и его работы оцениваются окружающими так же высоко, как и аналогичные работы зрелого архитектора. Как правило, особенно высокое качество свойственно работам архитекторов в области графики, архитектурного рисунка. Именно эти особенности творчества архитектора заставляют с особым вниманием отнестись к проблемам архитектурного рисунка, особый стиль и конструктивный строй которого ярко отражает стилевые особенности архитектурной [рафики на различных этапах развития архитектурной профессии. Рассматривая творчество мастеров архитектуры самого разного времени можно сделать вполне определенные выводы. Суть их заключается в следующем: архитектор всегда стремится к содержательному диалогу со зрителем, однако содержание и цели такого диалога зависят от профессиональных задач, которые отражаются в тех или иных чертежах. 2. Специфика изменений архитектурного чертежа в зависимости от задач реального проектирования и обучения Архитектурный чертеж имеет множество разновидностей, каждая из которых объясняется конкретными задачами, возникающими в процессе работы проектировщика или учащегося архитектурной школы. Характер графического исполнения проектного чертежа зависит прежде всего от постановки конкретных проектных задач, определяющих особенности проектируемого объекта, а также условий и традиций, бытующих в данный момент в практическом проектировании и обучении. Если посмотреть проектные и учебные работы, типичные для каждых 15—20 лет, то не так трудно обнаружить различия как в стиле формообразующих факторов проектирования, так и в способах и стиле чертежной графики. Достаточно внимательно сравнить иллюстрации к этой книге, чтобы заметить специфический строй графической и проектной работы в чертежах мастеров архитектуры первой и второй половин XIX в., мастеров русского модерна, работах архитекторов-новаторов 1920—1930 гг., а также в проектах, относящихся к 1930-1940-м, 1950-1960-м и, наконец, 1970—1980-м гг. Эти отличия сравнительно легко заметны, ибо трансформация условий архитектурной практики незамедлительно сказывается на стиле и характере архитектурного чертежа. В такой же мере эти изменения касались и чертеже]!, эскизов и рисунков, выполненных учащимися архитектурной школы. Однако изменения, касающиеся направлений поиска в области архитектурного формообразования, стиля и характера АГ, активно не сказываются на круге задач некоторых неизменных но своему содержанию областей архитектурной деятельности. К ним относится работа над чертежами для строительства и 148 Часть II. Архитектурная графика и архитектурное проектирование
обмеров, демонстрации проектного замысла, обучения учащихся архитектурной школы. Рабочий чертеж. Задачи и приемы исполнения. Несмотря на то, что круг профессиональных задач архитектора-проектировщика окончательно оформился к концу XVII в., характер архитектурных чертежей этого времени был произвольным. Архитектор снабжал строителей такими чертежами и схемами, которые считал необходимыми для производства строительных и лепных работ, изготовления конструктивных узлов, деталей столярки и т. д. Норм и правил изображения инженерных, конструктивных чертежей не существовало, каждый элемент декора или конструкций изображался так, как это было необходимо архитектору и производителю строительных работ, часто лишь в небрежных рисунках и схемах. Только с началом внедрения сложных инженерных конструкций, широкого применения металла и железобетона появляется новый вид архитектурной документации — рабочий чертеж, стиль и графическая манера исполнения которого относительно стабилизировались к концу XIX в., а изменения в его номенклатуре Характер и содержание рабочего чертежа повсеместно отражали состояние и нормы строительной практики каждого конкретного периода развития архитектуры. В конце XIX — начале XX в. состав рабочих чертежей был фасада и разреза здания показывают характер проектного чертежа начала XX в. В данном случае преследуется одна цель — изображение параметров здания, сложная форма которого требует применения ряда шаблонов, опалубок криволинейных очертаний и т. д. Без разработки архитектором документации, освещающей специфику реализации в материале каждого этажа, каждой детали невозможна передача чертежей строителям. Чертеж по своему назначению не должен содержать ничего лишнего, должен быть предельно точным и лаконичным. Такие задачи отражаются в графике, которая скупо фиксирует лишь самое главное — интенсивные линии сечения планов на определенных отметках, более тонкие линии, показывающие видимые части формы, находящиеся ниже линий сечения. План снабжен размерами, обозначающими основные членения строящегося здания. Обращает на себя внимание чертеж, изображающий фрагмент фасадов и плана с толстыми линиями сечения башни на разных уровнях. Сопоставление комплекса проекций и сечении позволяет специалисту-инженеру и архитектору без особых трудностей представить форму башни, состоящей из сложных поверхностей переменного сечения, рассеченной оконными проемами криволинейных очертаний. Изобразительная информация, данная в нескольких заглавных чертежах альбома и характеризующая общие габариты здания, дополняется затем серией чертежей с крупным изображением различных деталей здания. Каждый из разработанных в чертежах элементов позволяет последовательно от этажа к этажу возводить строительные леса, определять устройство вспомогательных узлов, построить сложные щиты опалубки, вычертить и изготовить множество лекальных шаблонов. Необходимо сразу уточнить, что небольшие архитектурные бюро за рубежом, как во времена Э. Мендельсона, Глава 10. Чертеж как средство выра так и в наше время, часто не берутся за изготовление полного комплекта рабочих чертежей. Существуют бюро-посредники — инженерные конторы, которые принимают заказы на разработку рабочих чертежей по чертежным документам, представленным архитектором-проектировщиком. Изготовленные инженерами рабочие чертежи передаются затем строительной фирме. Есть и мощные строительные фирмы, которые сначала берутся за разработку комплекса рабочих чертежей, а затем сами ведут строительство на основе разработанной инженерной документации. В обоих случаях, как считают архитекторы, первоначальная архитектурная идея может претерпеть изменения, не способствующие качеству постройки. Поэтому оптимальным вариантом является разработка всего комплекта чертежей силами архитектора-проектировщика. Этот, казалось бы, маловажный пример в работе над рабочим чертежом имеет принципиальное значение. Дело в том, что если архитектор не полностью контролирует процесс реализации своих проектных замыслов в графике рабочих чертежей, его первоначальная идея может быть вульгаризирована, искажена, доведена до степени полного абсурда. Изображение каждого элемента экстерьера и интерьера здания в процессе инженерной разработки строительных чертежей может, в силу конъюнктурных соображений, костности инженера-конструктора или низкой квалификации техника-чертежника, превратиться в весьма удобную для строительства деталь, но потерять свое первоначальное назначение. Напрашивается совершенно очевидный вывод — архитектор должен не только контролировать изготовление рабочих чертежей, но и уметь делать качественный рабочий чертеж, понимать особенности и своеобразную красоту его графики. В современных условиях наблюдаются тенденции неоправданного завы- еиия задач проектной коммуникации _________ 149^ шения объема инженерно-строительной документации. Достаточно привести такой пример. Если бы зодчий Монфер-ран в наши дни вздумал утверждать в вышестоящих инстанциях проект Иса-акиевского собора, то ему потребовалась бы документация такого объема, который соответствует кубатуре современной трехкомнатной квартиры. Этот гротеск говорит о том, что рабочее черчение требует чрезвычайной внимательности, рационального изображения только сугубо необходимой информации, исключающей несущественные, не нужные для дела сведения и изображения. Современный рабочий проект в идеале представляет комплекс чертежей, содержащих такие чертежные изображения проекций с планами и конструктивными зданиями, сечений узлов и деталей, которые необходимы для строительства данного объекта. На рис. 59, 60 показаны фрагменты рабочих чертежей, выполненные под руководством известного словацкого архитектора и педагога Ладимира Байзетцера. Эти чертежи были специально изготовлены в качестве учебного пособия для учащихся архитектурного факультета Братиславско-го политехнического университета. На рис. 59 показаны: чертеж бокового фасада горного приюта для туристов, чертеж деревянного каркаса боковой стены и фрагменты рабочих узлов стены и перекрытия. Для представленных чертежей типична их аскетичная деловитость. На листе показаны только те развертки и сечения узлов, которые необходимы для производства строительных работ. Каждый чертеж снабжен краткими пояснениями изображенных схем. Все без исключения графические изображения легко воспринимаются благодаря чрезвычайно рациональной композиции каждого рабочего чертежа. Композиционная особенность этих чертежей заключается прежде всего в разумной плотности расположения от- 150 __________ Часть II. Архитектурная /рафика и архитектурное проектирование ________ дельных схем и проекций, что позволяет легко считывать чертежную и шрифтовую информацию. Также рациональна и графика — все изображения выполнены в линиях с толстой обводкой разрезных конструктивных элементов и снабжены надписями, большая часть которых сделана по шрифтовым трафаретам (см. рис. 60). Предельно рациональная по своим приемам графика, четкое исполнение всех условных обозначений, изображающих строительные материалы — позитивные особенности, отличающие рабочее проектирование в Словакии. К сожалению, подобная разумная лаконичность далеко не всегда свойственна многим отечественным и зарубежным рабочим чертежам. Основными Рис. 58. Эрих Мендельсон. Форэскнз и рабочие чертежи к проекту обсерватории в г, Пондаы (Германия) Глава 10. Чертеж как средство выражения задач проектной коммуникации ____________________ 75/ негативными особенностями документов являются излишне большое количество проекций на листе, что создает впечатление зрительной путаницы, анемичность линейной графики с недостаточной разницей в толщине обводки видимых, разных элементов и линий, условно обозначающих различные материалы. Рабочие чертежи — такая область проектной работы, которая требует от архитектора знания ряда действующих в архитектурной и строительной практике стандартов. Из этих обязательных регламентации для архитектора-проектировщика следует знать следующее, Состав рабочих чертежей. В российской проектной практике рабочие чертежи разрабатываются после, а иногда и одновременно с окончательной разработкой архитектурного технического проекта. Первой стадией рабочего проектирования считается выпуск чертежей с архитектурно-конструкторским решением фасадов, планов и разрезов проектируемого объекта (так называемое проектное задание строительного проектирования). На второй стадии рабочего проектирования разрабатываются конструктивные узлы и элементы (рабочие чертежи)1. 1 В проектировании уникальных объемов рабочий проект в строительном проектировании исполняется в три стадии: проектное задание, технический проект/ рабочие чертежи [3, с. 281 — 282].
-,--fy :?f-
Глава 10. Чертеж как средство выражения задач проектной коммуникации __________ 153
В основной комплект рабочих чертежей жилых и общественных зданий входят чертежи архитектурно-строительной части (марки АС), которые могут содержать и санитарно-технические чертежи (марки СТ), В отдельные комплекты выделены чертежи узлов и элементов конструкций и строительных изделий.
В основной комплект промышленных зданий и сооружений входят: комплект чертежей генерального плана и транспорта (марки ГТ); комплект чертежей с архитектурно-строительным решением (марки АР), рабочие чертежи интерьеров (марки АИ) и отдельные комплекты рабочих чертежей инженерных конструкций: железобетонных (марки КЖ), металлических (марки КМ), деревянных (марки КД). Кроме того разрабатываются отдельные комплекты чертежей по водопроводу и канализации (марки ВК), отоплению и вентиляции (марки ОВ).
В условиях проектирования и строительства особо сложных объектов комплект рабочих чертежей может быть расчленен на несколько основных комплектов, например, по принципам очередности строительства (с порядковыми марками АС1; АС2; АСЗ и т, п.).
Архитектор — автор или член авторского коллектива — должен быть компетентен во всех вопросах рабочего проектирования. Его прямые обязанности — следить за ходом работы над комплектами рабочих чертежей по архитектурно-строительной части (АС), если он проектирует объекты жилые и общественные, генеральные планы и промышленные комплексы. Форматы рабочих чертежей. Форматы листов в инженерно-строительном и архитектурном черчении определяются ГОСТ 2. 301-68 (СТ СЭВ 1181—78), которыми устанавливаются стандартные габариты строительных и архитектурных чертежей, определяемых размерами внешней рамки, обве-
pchCad boЈny pohlao ooCny LiOO Pm. 60. Ласл» Байзстцср. Варианты фасадов it планов topimrn домика. сауны (на альбома рабочих чертежей) Глава 10. Чертеж как средство выражения задач проектной коммуникации 155
денной сплошной тонкой линией1* В рабочем черчении применяются следующие форматы: А0 — 841 х 1189; А, — 594 х 841; А2 - 420 х 594; А3 - 297 х 420; А4 — 210 х 297; допускается формат А5 — 148 х 210, При необходимости можно получить чертеж увеличенного размера, который образуется кратным увеличением короткой стороны формата — например, А2 3 — 1260 х 594 или А4 2 — 420 х 297, Вес чертежи снабжаются штампом — стандартной надписью, в которую вносятся все необходимые данные, раскрывающие содержание и назначение любого чертежного документа, регламентируемого ГОСТ 21.103. 78 [3, с. И, 14,288-290]. В учебной практике архитектурной школы нет действующих правил, определяющих форматы учебных графических и проектных работ. Форматы архитектурных чертежей в обучении определяются габаритами чертежного листа ватмана, имеющего размеры 860 x610 мм, и его кратными частями в 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 формата (см. рис. 37, 3, 4). Кроме того в архитектурных школах действуют правила исполнения учебных графических и проектных чертежей на подрамниках с натянутой листовой или рулонной бумагой, что способствует качественному исполнению учебных чертежей в линейной, тональной или цвет-нон графике. Форматы учебных чертежей на подрамниках в разных школах имеют некоторую разницу, но в большинстве вузов соответствуют размерам подрамников в 750 X 550 мм (75 х 55 см); 750 X 750 мм (75 X 75 см); 1000 х 1000 мм (100 x100 см). Общепринятым в большинстве архитектурных вузов форматом подрамников для курсовых работ на 3, 4, 5-м году обучения и дипломной работы является размер 1 х 1 м (100 х 100 см). Для натягивания бумаги на такие подрамники применяется рулонный ватман. Учащиеся 1-го и 2-го курсов МАрхИ и многих других вузов страны исполняют все графические и проектные задания на подрамниках размером 75 х 55 см, Для натягивания бумаги на такие подрамники употребляется листовой и рулонный ватман. Правила и масштабы изображений и условных обозначений в рабочих чертежах. В рабочих чертежах с архитектурно-конструкторским решением марки АС и АР изображаются ортогональные (или в отдельных случаях аксонометрические) проекции фасадов, планов и разрезов. Планы, фасады и разрезы жилых и общественных зданий (рабочие чертежи марки АС) вычерчиваются в масштабе 1:50 или 1:100. Такие же проекции производственных зданий вычерчиваются в масштабе 1:200 или 1:400. Крупные производственные здания могут вычерчиваться в масштабе 1:800, 1: 1 000 (рабочие чертежи марки АР). Планы вычерчиваются с расчетом расположения секущей плоскости в 2 м от плана каждого этажа. Все элементы оборудования и лестниц, расположенные ниже 2-метровой секции плоскости, вычерчиваются видимыми линиями, элементы лестничных маршей, расположенные выше 2-метровой секущей плоскости, изображаются штрихпунктиром и пересекаются диагональной линией. Контуры разрезных элементов капитальных конструкций обводятся толстой разрезной линией толщиной в 0,8—1 мм. Все остальные элементы обводятся тонкими сплошными линиями толщиной в 0,3—0,5 мм. На чертеже плана в первую очередь наносится сетка координатных осей, проходящих по стенкам, колоннам, 1 Толщина линии в рабочих чертежах регламентируется ГОСТ 2.303-68 (ст СЭВ 1178-78), где за исходную толщину ЛИНИЙ принята сплошная основная линия толщиной s = 0,6—I.Л мм. Остальные линии ВО толщине равняются кратной части, например, в пределах от s/2 да s/З и т.д. (3, с. 13.141. 156 Часть II. Архитектурная графика и архитектурное проектирование
стойкам. Размеры проставляются цепочкой. Фасады. В рабочих чертежах изображаются все фасадные проекции здания — главная, боковая и задняя. В зависимости от размеров здания фасад вычерчивается в масштабе от 1:50 до 1:1 000. Если необходимы изображения отдельных сплошных узлов и деталей конструкций, то вычерчиваются фрагменты здания в масштабе 1:50, 1:100 с обязательной ссылкой на номер листа фрагмента здания в основном листе чертежа с изображением соответствующего фасада. При изображении фасадов в линейной графике отображаются всё необходимые детали формы здания, контуры кровли, оконных и дверных проемов, лестниц, швов между панелями, осадочных швов и пр. На изображении фасадов наносятся только крайние координатные оси здания или оси в местах деформационных швов, перепадов высот сооружения. За пределами фасадного изображения ставятся отметки уровней земли, цоколя, низа и верха проемов и карнизов, верха кровли и т. д. Фасад здания обводится тонкими линиями s -0,3—0,5 мм. Разрезы. В рабочем черчении исполняются два вида разрезов — архитектурные и конструктивные. Архитектурные разрезы отличаются тем, что в них не показываются детали конструкций, разрезной наружный контур которых обводится толстой линией 0,8—1 мм. В архитектурных разрезах показываются детали интерьера и оборудования, иногда наряду с линейной графикой применяется цвет, обозначающий вык-раску отдельных деталей и поверхностей стен. В конструктивных разрезах, масштаб которых колеблется от 1:50 до 1:800, контуры разрезных конструктивных злементов обводятся толстыми линиями толщиной 0,8—1,0 мм. В разрезах показываются контурные сечения по всем существенным деталям конструкций — стенам, потолку, полу, пере- крытиям, фундаментам и т. д. Условная секущая плоскость разреза проводится всегда по проемам, промежуткам между несущими опорами, лестничными клетками и т. д. На конструктивных разрезах наносятся координатные оси, проходящие по основным элементам несущих конструкций. Наносятся размерные цепочки между координатными осями (по горизонтали) и размерные габариты деталей несущих капитальных конструкций (по вертикали). Размерные линии по вертикали снабжены отметками относительных высот от уровня земли (+ 0.00). Узяы. Если разрез есть условное рассечение секущей плоскостью пространственной структуры объекта с обязательным показом всех его внутренних пространственных пустот и полостей, то сечение есть условное рассечение массива предмета одной или несколькими секущими плоскостями с показом контура рассекаемой массы. Показ сечений конструктивных узлов и элементов — одна из важнейших задач рабочего конструирования. Графические схемы ортогональных проекций узлов малого размера вычерчиваются в масштабах 1:5, узлы крупных конструктивных злементов изображаются в масштабе от 1:10 до 1:25. В архитектурно-строительном черчении показываются сечения узлов оконных и дверных переплетов и обвязок, деталей кровельного покрытия и перекрытий, элементом несущих конструкций стен, балок, ферм, оболочек, фундаментных блоков и плит перекрытия. В рабочих чертежах конструктивных узлов секущая плоскость должна проходить таким образом, чтобы была полная зрительная ясность взаимодействия элементов конструкций. Контуры секущей плоскости обводятся толстой линией или, в некоторых случаях, штрихуются или заливаются тушью. Плоскость сечения элементов из дерева, железобетона, стекла, фанеры, ме- Глава 10. Чертеж как средство пыражепия задач проектной коммуникации _____________________ 157 талла заполняется специальной графической текстурой, условно отображающей характер материала согласно принятой в каждой стране шкале условных обозначений. На чертежах фасадов, разрезов, планов здания необходимо обозначить окружностью изображение того узла, который в крупном масштабе отображен в рабочих чертежах. Каждый изображаемый узел обозначается специальным буквенным кодом, например, узел «Л» узел «Б» и т. д. В рабочих чертежах изображается комплекс конструктивных узлов и элементов, дающий исчерпывающую информацию о всех деталях строительства каждого конкретного объекта. Графический язык рабочих чертежей должен быть предельно ясным и доходчивым, строгим и лаконичным. В обучении существует разный подход к знакомству учащихся с рабочим проектированием. В ряде архитектурных школ Европы (в Австрии, Чехии, Германии) учащиеся при исполнении курсовых проектов обязательно разрабатывают несколько конструктивных узлов. Учебные чертежи полностью копируют аналогичные документы в реальном проектировании вплоть до того, что все или почти все учебные работы исполняются также и в проектном ателье — на кальке. В российской архитектурной школе, например в МАрхИ, в процессе работц над комплексным проектом исполняются чертежи нескольких конструктивных узлов или конструктивный разрез в большом масштабе, Следует признать, что это мало знакомит учащихся с особенностями рабочего проектирования. Возможно, следует выделять какой-либо из участков курсового проекта для полной разработки небольшого комплекта рабочих чертежей. В процессе этого учебного задания необходимо знакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к исполнению, оформлению и форматным размерам рабочего чертежа согласно действующим в стране стандартам1. 3. Обмерный чертеж Обмерные чертежи, в их современном понимании, возникли во времена Возрождения, когда многие деятели культуры — архитекторы, художники, скульпторы, искусствоведы исследовали памятники культурного наследия Древнего Рима и Греции. Информация обмеров любого объекта имеет две стадии исполнения. Кроки. На первой стадии обмеров от руки, без соблюдения масштаба, рисуется линейное изображение объекта, что составляет так называемый крок-чертеж, выполненный без применения инструментов, ортогональные проекции которого также от руки поясняются цифровыми и линейными показателями обмеров (рис. 61, 1). Обморочный чертеж. На второй стадии обмеров, по результатам, отраженным в кроках, вычерчиваются ортогональные проекции обмеряемого объекта. Правила изображения проекций объекта, его узлов и деталей, методики проставления размеров, цифровых, масштабных и линейных показателей полностью схожи с аналогичными стандартами в рабочем проектировании. Однако в графических приемах обморочных чертежей есть и свои специфические отличия. В обмерочных чертежах разрешается, если это способствует большей достоверности отражения информации, применять обводку ортогональных проекций и деталей от руки, использовать цветную покраску и отмывку и т. д. В изображении шаблонов, сечений, орнаментальных и скульптурных деталей, цвета и текстуры обмеряемых элементов декора часто используется техника цвет- Подобные сведения О нормах, правилах, ГОСТах по рабочему черчению ем. [3[. Рис. 61. Обмерочный чертеж (2-5): кроки, предшествующ не работе над обморочным чертежом (!) __________ Глава 10. Чертеж как средство выра^ ной туши, покраска акварелью, коллаж, летрасет и т. д. (рис. 61, 2, 3). Учебный обморочный чертеж. В отечественном и зарубежном обучении широко распространена обмерочная практика, в процессе которой студенты последовательно обмеряют архитектурный объект и затем работают над кро-ками и обморочными чертежами. Такая практика чрезвычайно эффективна, поскольку дает наглядное представление о роли изобразительной информации как средства отражения реальных свинств изучаемого предмета. Как правило, учащиеся в составе производственных бригад обмеряют памятники архитектуры и составляют полный комплект обмерочных чертежей. Представленные на рис. 61 графические материалы являются примерами обмерочных чертежей, выполненных студентами МАрхИ. Необходимо подчеркнуть чрезвычайную важность обмерочных работ и, следовательно, качества исполнения обмерных чертежей. Многие памятники архитектуры в СССР, Польше, СФРЮ были полностью разрушены в период Второй мировой войны из-за варварского отношения гитлеровцев к памятникам культуры. Их сохранение стало возможным только благодаря реставрационным работам по материалам сохранившихся комплектов обмерочных чертежей. Существенная часть этих обмеров была выполнена студентами и аспирантами архитектурных школ Москвы, Ленинграда, Варшавы, Кракова, Белграда. 4. Демонстрационный чертеж Возникновение демонстрационного чертежа. На всем многовековом пути архитектурного творчества перед архитектором стояла задача не только уяснить самому замысел данного конкретного объекта, способа его материальной реализации, проверить в графическом! ения задач проектной коммуникации _________ 159 моделировании правильность или ошибочность своих мыслей, но и дать возможность оценить содеянное заказчику' — человеку, профессиональная подготовка которого зачастую оставляет желать много лучшего. Поэтому графика каждого чертежа исполнялась в макси^-мально достоверной, полной и доказа-,. тельной изобразительной форме, чтобы донести авторский замысел до зрителя с любой подготовкой, любым уровнем культуры. Такое назначение чертежа налагает особый стиль на графику его исполнения. От полноты и ясности изложения авторской идеи зависело положительное или отрицательное мне-(ние заказчика, решение быть или не быть данному архитектурному сооружению. В разные периоды архитектурного творчества эта задача решалась неодинаково. Комплекс качеств архитектурного чертежа как демонстрации авторской идеи ярко проявляется в работах мастеров архитектуры конца XVIII — начала XIX в. Каждый зодчий приносил в чертеж те профессиональные цели и приемы, которые возникали в ходе проектирования проектных архитектурных| объектов. Так, В. Баженов, Д. Кваренги и А. Воронихин, К. Ф. Шинкель и другие в отдельных случаях решали задачу проектного и демонстрационного чертежа в границах исполнения одного чертежного листа. В этом случае исполнялись как основные проекции объекта, так и фрагменты, детали его частей и вспомогательных сооружений. В чертежах Д. Кваренги, К. Ф, Шинкеля неоднократно применялся проекционный прием изображения плана сооружения в центре листа с соответственным изображением по четырем сторонам плана четырех проекций фасадов здания. Линия горизонта каждого фасада была параллельна каждой из сторон плана, таким образом фасады здания располагались крестом и были ориентированы на каждую из четырех сторон чертежа. Кажу- 160 __________ Часть II. Архитектурная графика щаяся наивность такого расположения фасадов и плана, напоминающая примитивные чертежи Древнего Египта и Востока, имеет на самом деле большую практическую ценность, ибо позволяет, используя единую проекцию плана, спроецировать на одном листе все четыре фасада здания. В этом случае заказчику предлагалась полная информация о всех четырех фасадах и плане здания на одном листе — достаточно было только переворачивать чертеж и последовательно рассматривать одну проекцию за другой. Аналогичные задачи решались с применением более простых вариантов композиции чертежа. В таких случаях характерно обязательное расположение проекций плана под проекцией фасада, что позволяет легко воспринимать авторский замысел путем сопоставления двух основных проекций здания, быстро и точно вносить коррективы в проекции плана и фасада в процессе проектной работы. План легко читался на нижней, свободной от изображения части листа, его четкий рисунок помогал восприятию рельефа фасада здания, которая выявлена сочной отмывкой с резкими свето-те-невыми контрастами. Рисунок силуэта здания, величина его проекций относительно плоскости изображения, графические приемы начертания окружающего ландшафта — все соподчинялось с пропорциями чертежа, представляло законченную графическую композицию. Так, проекты зданий с компактной формой, ярко выраженной объемной композицией размещались на чертежах, пропорции которых были близки к «живому» квадрату. Фронтальная композиция зданий, вытянутая линия фасада требовали иных пропорций чертежа, сами очертания которого выгодно выявляли вытянутый по горизонтали силуэт сооружения. В других случаях демонстрационные чертежи представляли комплекс отдельных графических композиций, ч архитектурное проекти/тааииг _______________ каждая из которых посвящалась изображению одной из проекций здания — фасада, плана или разреза (рис. 62— 65). Однако варианты композиционного размещения ортогональных проекций здания не исчерпывают главной задачи демонстрационного чертежа — выявления композиционной структуры проектируемого сооружения, отраже-' ния характера его реального восприятия в условиях природной или городской среды. Решение этих задач в каждом конкретном случае требует разных графических приемов, зависит от целевых установок, которыми руководствуется автор демонстрационных чертежей. Представляется возможным условно выделить три следующие разновидности приемов демонстрации проектной идеи, раскрывающие заказчику различные трактовки авторского замысла. Демонстрация проектного замысла с выявлением пластической структуры сооружения. Эти задачи неоднократно решались в произведениях этих зодчих разных поколений, однако особенно ярко такие идеи выражены в проектах ряда ведущих мастеров новаторской архитектуры 20—30-х гг., некоторых крупнейших зодчих европейской архитектуры 50—60-х гг. XX в. Всеобщим, характерным для этих столь разных но своим творческим концепциям личностей было обостренное понимание задач демонстрации проектной идеи, отсутствие стереотипов оформления проектного чертежа, ярко выраженная творческая индивидуальность. В том случае, если автор задался целью демонстрации пластического характера архитектурной композиции, выявления пластики объема, поверхности, особенностей тектонической структуры сооружения, он применял определенную палитру изобразительных средств (см. рис. 62, 1—6). Как правило, в композиции демонстрационного чертежа исключались все элементы, мешающие чистоте вое-
I
Nfc
'л I/У *'-ет# << Рис. G2. Демонстрационные чертежи мастеров авангардной архитектуры 20—30 IT. XX веквг Влалнмнр Крпгк'кпН - проЯСТ небоскреба, 1У22 г. (I); Константин Мельников - план K.'ivCa им. Зуева (2): фасад клуб» «Kav-41-к. (3): 1327 г.
11 Э-525
{'лини 10. Чертеж как средство выражения задач проектной коммуникации 163
приятия архитектурного образа, ясного прочтения пластики силуэта архитектурной формы. Ортогональные проекции сооружения располагались на чистом листе, элементы антуража и стаффажа или полностью отсутствовали, или были сведены к минимуму. Все' внимание зрителя направлено на выявление скульптурных, пластических особенностей объекта, поверхности сооружения, отражение статических или динамических особенностей его композиции. Применяемая гамма изобразительных приемов подчеркивает массу, материал, рисунок тектонической структуры, характер силуэтного очертания. По-' казательно, что разные авторы в этом случае варьируют технику исполнения, что способствует восприятию индивидуальных особенностей каждого чертежа, каждого авторского замысла. В разных случаях применяется: покраска акварелью в сочетании с рисунком в технике гуаши и темперы (в работах В. Кринского); интенсивная тушевая отмывка с тонированием углем и покраской фрагментов изображения гуашью (в работах И. Голосова, М. Коржева), бледная тушевая отмывка в сочетании с покраской гуашью и тушью (в работах К. Мельникова). Обостренная выразительность графического языка этих мастеров соответствует своеобразию их авторских замыслов (см. рис. 62, 63). Рнс. 64, Демонстрационный чертеж Ивана Леонидова -перспектива fiaiucit комплекса зданий Наркомтяжпрома, 1934-1936 гг. (4)
U J и ij-H-tfu-i* iJVLru-Lru 'Jtr-J-tru-u и w**t*№**4l"M4i ч-ъг\| 164 __________ Часть П. Архитектурная графика и архитектурное проектирование Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.046 сек.) |