|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВВЕДЕНИЕ
Архитектурная графика связана с рядом чрезвычайно актуальных для архитектурной деятельности проблем. В настоящее время большая часть архитекторов-проектировщиков реализует свои замыслы с ее помощью. Графика остается одним из самых эффективных способов развития творческих навыков в обучении, графические приемы являются основой принципов, на которых строится механика изображения с помощью графопостроителя как части ЭВМ. Большинство специалистов в области архитектурного проектирования, теории архитектуры и архитектурной педагогики признают важность исследования и осознания инструментария архитектурной графики как действенного средства совершенствования качества проектирования, качества и эффективности обучения в архитектурной школе. Именно по этим причинам за последние годы выполнены и опубликованы многие отечественные и зарубежные монографии, успешно завершены диссертационные исследования, содержание которых связано с разнообразными вопросами архитектурной графики. Однако в этой литературе не нашел свое отражение ряд вопросов, раскрывающих важные аспекты исторического развития архитектурной графики. Эти сведения необходимы архитектору, учащемуся архитектурной школы для правильного понимания роли графики в процессе проектирования, значения графического изображения в обширном потоке профессиональной информации. Всестороннее знание предмета «Архитектурная графика», понимание природы его возникновения неизбежно повышают культуру специалиста, влияют на качество его творческих исканий. В конечном итоге от комплекса этих знаний зависит качество архитектуры, эффективность архитектурного образования. Само понятие «архитектурная графика» возникло в конце XVIII — начале XIX в. Его появление тесно связано с академическими архитектурными школами, где в отличие от графических работ студен то в-художников, скульпторов, прикладников чертежи, эскизы, рисунки студентов-архитекторов стали обобщенно называться «архитектурной графикой». Появление такого термина весьма показательно, так как именно в это время в академических школах начинают четко проявляться тенденции специального образования студентов-архитекторов. Ранее они обучались так же и по тем же программам, что и инженеры, фортификаторы, художники, скульпторы, художники-прикладники. Как же изображались архитектурные объекты в предшествующие периоды? До настоящего времени среди специалистов нет единой точки зрения иа то, с какого времени зодчий стал пользоваться чертежом. Большая часть специалистов утверждает, что зодчие Древнего Египта, Ассирии, античной Греции обходились без чертежа и, возможно, пользовались только объемными моделями. Такие заблуждения объясняются тем, что до сих пор не найдены сохранившиеся образцы чертежных изображений архитектуры, что в свою очередь приводит к неверным выводам о том, что в этот огромный исторический период зодчие обходились без чертежей. Однако следует лишь взглянуть на выполненные в наше время чертежи планов ряда подземных захоронений Древнего Египта, планы огромных храмовых комплексов в Египте и Ассирии, чтобы прийти к противоположным выводам. Примером может служить чертежная схема подземной части захоронения фараона Шафра, симметричная композиция которой объединяет множество подземных переходов, галерей, культовых 6 Введение залов, извилистых коридоров и погребальных камер (рис. 1). Каждому здравомыслящему человеку, хотя бы поверхностно знакомому с практикой архитектурного проектирования и строительства, при взгляде на эти чертежи станет ясным, что точно рассчитать и построить такой комплекс без графической схемы невозможно. Столь же невероятным представляется постройка без чертежей или моделей (основой которых служит опять же чертеж) колоссальных комплексов храма Амоиа (Древний Египет) или ансамбля пропилеи Афинского Акрополя (античная Греция) (рис. 1, 2, 3). Следует задуматься над тем, как могли быть реализованы без предварительной чертежной проработки, без вычерчивания шаблонов детали сооружений: капители, колонны, кронштейны, балки, триглифы и т. д., и т. п. Вполне очевидно, что в процессе проектирования и постройки этих объектов зодчие пользовались чертежами, шаблонами и моделями, которые по ряду причин не сохранились до нашего времени. Можно предположить, что чертежи исполнялись острыми палочками и резцами на глиняных табличках, кистями или смоченными в краске палочками на полосках папируса. Модели вероятнее всего исполнялись из глины и дерева. Возможно, что крупные чертежи и шаблоны в натуральную величину вычерчивались и затем вырезались на специальных оштукатуренных поверхностях (полах, стенах и т. д.), что подтверждает открытие, сделанное американскими учеными в 1979 г. В храмовом комплексе в Дидимах исследователи обнаружили колоссальные «шаблоны», вырезанные на каменных оштукатуренных стенах, где в натуральную величину были высечены линейные чертежи всех сложнейших обломов и деталей храма. Можно выдвинуть вполне убедительное предположение, что на всех этапах своей деятельности зодчий пользовался «чертежом», подготовкой к кото- рому служили обобщенные4 графические схемы, называемые в наше время «эскизом». В этом процессе большую роль играли рисунки зданий, ландшафта, орнаментальных фрагментов, деталей окружающей нас природной и предметной среды, которые обозначаются в наше время термином «архитектурный рисунок». Эти три разновидности изобразительной документации архитектора сейчас именуются видами изображения архитектурной графики. За многовековой период развития архитектурной деятельности чертеж, эскиз и архитектурный рисунок прошли длинный и сложный путь трансформаций в приемах начертания и изложения изобразительной информации, в технике и стилистике ее выполнения. Естественно, что одновременно с формированием изобразительных приемов рисунка, эскизирования и черчения изобретались все более совершенные инструменты для их воплощения. На рис. 4, 4 одно из первых изображений зодчего, в левой руке которого мы видим атрибуты его профессии — две мерные трости (короткую и длинную), сдвоенную ванночку для краски и футляр для тонких рисовальных палочек, а в правой руке — жезл руководителя стройки — он же примитивный резец для начертания линий на поверхности земли. Вполне вероятно, что палочки, смоченные в черной и красной красках, были единственными инструментами, с помощью которых исполнялись первые, еще очень несовершенные чертежи и рисунки. Кроме того использовались линейки и примитивные угольники. Зодчие античной Греции уже были знакомы с циркулем, который не имел жесткого соединительного шарнира. Ширина раствора циркуля фиксировалась бечёвкой, соединяющей обе его ножки. Широкое распространение получили линейки с делениями (деревянные и медные), угольники и отвесы. Возможно существовали уже самые примитивные карандаши — специальные дер- Рис I. Храмовые сооружения Древнего Египта (1, 2); план пропилеи Афинского Акрополя (3); изображение зодчего Хесира Ш 8 Введение жатели для угольных, а позднее серебряных и свинцовых стержней. В литературе уже есть упоминание о проектах, которые представлялись заказчику для утверждения идеи крупных общественных сооружений (например таких, как пропилеи Афинского Акрополя). Как именно представлялся проект, нам неизвестно, однако можно предположить, что в его состав входили примитивные чертежи (или модели) и специальные тексты, дающие представление об основной идее сооружения, ее экономическом и материально-техническом обосновании. Высочайшая культура зодчества и строительного мастерства Древнего Рима нашла свое отражение в ряде литературных источников, среди которых самыми известными являются труды Витрувия. В описании ряда построек и проектов есть упоминание о сложных комплексах чертежей', об огромных мо-. делях, которые изготавливались специальными мастерами по указаниям и чертежам зодчих. К сожалению, образцы этих чертежей и моделей утеряны. Нам известно, что римские архитекторы пользовались уже сравнительно сложным набором инструментов, в который входили различные циркули, линейки, угольники, мерные бечевки (примитивные рулетки), наборы чертежных перьев специальной величины и заточки, которые изготавливались из оперения воробьев, гусей и орлов. Материалом, на котором выполнялись чертежи, служила бумага (пергамент), а в особых случаях тонкая кожа. Качественное развитие культуры архитектурного черчения прямо и нераз-' рывно связано с изменениями в дея- тельности архитектора, начало которых приходится на рубеж между первой и последней четвертями XV в. До этого периода архитектор, или как его часто называют в литературе «мастер*, соеди- нял в своем лице две профессии — проектировщика и строителя. Первые упоминания о разделении этих двух видов деятельности относятся к XIII в., однако лишь к указанному выше периоду появляется ряд крупных мастеров Возрождения (примером может служить деятельность Филиппо Брунеллески и Леона Баггиста Альберти), которые занимались исключительно архитектурным проектированием, передавая воплощение своих идей в руки специалистов-каменщиков, а в нашей терминологии — строителей. Развитие специализации архитектора-проектировщика способствовало совершенствованию приемов архитектурного черчения, необходимого для того, чтобы дать возможность строителю построить здание по чертежам. Ранее зодчий делал чертежи для уяснения ряда проектных вопросов собственного творчества и, в очень небольшой мере, для показа заказчику. Изображения носили произвольный характер, так как их содержание служило для расшифровки авторских замыслов, каждое из которых специалист трактовал по своему вкусу. Часть проекций зданий и деталей изображалась в ортогональных проекциях, другая часть в перспективе, методика построения которой была еще крайне примитивна (рис. 2, 1, 2). Необходимость создания системы изображений» дающих строителю исчерпывающую информацию о строящемся объекте, потребовала от архитектора пересмотра системы чертежных изображений. Многие крупные зодчие, будучи людьми широ-кой образованности, соединяющими в таланты инженеров, литераторов, художников и математиков, занялись теоретическим обоснованием методики ^О проекционного черчения в ортогонали и перспективе. Известны отдельные изыскания в этой области, принадлежащие перу Леона Баттиста Альберти, Пьерро делла Франческо, Леонардо да Винчи, 1 Имеются прямые упоминания о чертежах плана, которые император Адриан присылает зодчему Аиоллодору (речь идет о проекте чрама Венеры и Рома, а также о проекте римского Пантеона)
10 Введение Альбрехта Дюрера, Гвидо Убальди и др. В результате этих изысканий чертеж стал более лаконичным и грамотным. В его состав стали входить обязательные ортогональные изображения плана и разрезов здания, архитектурных деталей, генерального плана и т. д. Необходимо заметить, что в отдельных случаях такие чертежные изображения ранее встречались в творчестве авторов сооружений романской и готической архитектуры, но широкое применение ортогональных изображений проекций здания характерно лишь для архитектурного чертежа XV—XVI вв. И все же эти чертежи были с нашей точки зрения далеки от совершенства (рис. 2, 3, 4). На листах изображались в произвольных масштабах планы здания, размерность которых определялась в цифровых показателях. С планами соседствовали перспективные изображения здания и его деталей, цифровые и шрифтовые пояснения и т. д. Архитектур ный и инженерный чертеж совершенствовались до начала XIX в., когда известный математик и военный инженер Густав Монж (один из видных военных консультантов Наполеона. Бонапарта) обосновал теорию ортогональных проекций. С этого времени характер проектного чертежа изменялся только под влиянием техники чертежного исполнения и в соответствии с требованиями архитектурной практики. Большое влияние на характер проектной графики оказала архитектурная школа, ибо возникшая в середине XVI в. необходимость повсеместной подготовки архитектора-проектировщика потребовала развитой методики чертежной подготовки студента-архитектора. Академии архитектуры и искусства возникали в Европе с поразительной быстротой — начало XVI в. — академия во Флоренции; 1562 г. — Римская академия Св. Луки; 1648 г.; академия в Париже и т. д. До конца XVIII в. возникли более 100 академий. Русская Петербургская академия трех знатнейших художеств была организована в 1757 г., а первая академическая школа в Англии открывалась в 1768 г. Именно в стенах академии разрабатывались и затем внедрялись в практику специфичные для архитектурной графики технические приемы черчения, тушевой отмывки, линейного и штрихового рисунка пером, свинцовым карандашом и т. д. Именно вокруг академической профессуры формировались кружки любителей изобразительного искусства, общества художников и графиков, возникали живописные и граверные мастерские. Искусство академической архитектурной графики достигает таких высот, что многие мастера работают в этом жанре, рассматривая его как разновидность художественной графики. Так возникает и приобретает права гражданства своеобразная ветвь изобразительного искусства — архитектурная фантазия, у истоков которой стояли такие мастера Возрождения, как Филиппо Брунеллес-ки и Леон Баттиста Альбертн. К наиболее признанным мастерам архитектурной фантазии необходимо отнести венского архитектора Иоганна Бернгарда Фишера (1656—1723) и римского архитектора Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778). Влияние творчества этих мастеров прослеживается в жанре архитектурной фантазии вплоть до середины XX в. Одновременно с появлением новых форм и изобразительных приемов архитектурной графики изобретаются и внедряются в практику более совершенные чертежные инструменты, приспособления для отмывки, покраски, тушевки архитектурных чертежей и рисунков. Совершенствуются и технические приемы гравировки на меди, с помощью которых размножались листы архитектурных чертежей и рисунков, гравировались композиции архитектурных фантазий. В стенах академии студентов обучают технике тушевой отмывки, вьпюл- Введение 11 няемой в технике лессировки. Осваивается технология использования китайской туши, акварельных красок, искусство покраски и мокрого рисунка с помощью кистей европейской и китайской вязи (рис. 3). Студенты-архитекторы обучаются технике штрихового рисунка с помощью карандашей с угольными, свинцовыми и цветными грифелями. Находит распространение техника чертежа и рисунка на прозрачном пергаменте (позднее полотняной кальке) с использованием прессованного угля, сангины, соуса, для растушевки применяются специальные приспособления из мягкой бумаги, кожи, сукна (см. рис. 3). Особое внимание освоению техники и стиля архитектурной графики уделяли римская и парижская академии, где создавались серии высококлассных отмывок фасадов и обломов античных сооружений, которые выполнялись в виде роскошных гравюр и расходились по всему миру. В стенах европейских академий эти издания долгие годы были основными учебными пособиями. Одновременно с. совершенствованием методики и стиля архитектурного черчения совершенствовались технические приемы его исполнения. Чертежные инструменты к концу XVIII в. были представлены широким ассортиментом медных и стальных инструментов — циркулей, измерителей, ба-леринок, рейсфедеров, удлинителей, кронциркулей, стальных чертежных перьев и т. д., держатели которых изготавливались из дорогих пород дерева, эбонита и кости. Начиная с конца XVII в. чертежные инструменты (так же, как и наборы медицинских, плотничьих, гравировочных инструментов) комплектовались в готовальни-футляры с ассортиментом приспособлений одного назначения. Линейки, чертежные рейки, рейсшины, угольники и ле- 1 Первые обраЭОЫ примитивных ироиорциоши .шиее пропорциональный циркуль совершенствовал Винчи и Альбрехт Дюрер кала изготавливались из меди, бука и грушевого дерева, а их рабочие кромки — из твердых деревянных пород. К середине XVII в. широко распространились образцы пропорционального циркуля. В целом приведенный выше перечень инструментов не менял до конца XIX - начала XX в. По мере того, как во второй половине XIX в. развивается и приобретает все больший авторитет профессия инженера, во всех промышленно развитых странах расширяется строительство производственных, общественных и жилых зданий. Проектируются и строятся судоходные каналы и плотины, железнодорожные мосты и тоннели, вокзалы и выставочные павильоны, резко возрастает объем проектных работ и сметной чертежной документации. Проектные бюро и конторы пользуются услугами сотен чертежников и инженеров. Высокий престиж инженерной профессии, активность инженерных контор и корпораций вызывают необходимость повышения деловой и проектной активности архитектурных бюро и объединений. В Европе и Америке возникают крупные архитектурные мастерские и ателье с большим штатом инженерного н чертежного персонала. Архитектурная и инженерная документация приобретают все более специфический характер, что влияет на стиль архитектурного и строительного чертежа, методы его изготовления и размножения. Широко внедряются копировальные машины, приспособления для быстрого изготовления сложных инженерных и архитектурных чертежей — инструменты с простейшими зубчатыми приводами, сдвоенные рейсфедеры, кривоножки, удлиненные циркули и т. д. Основными графическими приемами проектного и инженерного чертежа становится техника линейной графики с заливкой и штриховкой. К началу XX в. >ных циркулей были известны еще римлянам. По- я рядом авторов, Среди которых были Леонардо да Рис. 3. Чертежные инструменты inopnii молонннм XVIII в. Введение 13 только отдельные мастера, работая над проектным и демонстрационным чертежом, применяют технику растушевки (уголь, сангина, карандашная графика), технику тушевой отмывки и акварельной покраски. Подавляющая часть чертежной документации выполняется в линиях. Большое влияние на стилистику архитектурного чертежа оказали мастера последней половины XIX и начала XX в., представители русского и европейского модерна (рис. 4, 1—3). До настоящего времени мало известно о творчестве таких крупных мастеров русского «многостилья» и модерна, как К. Тон, В. Шервуд, В. Валькот, С. Малютин, А. Клейн, А. Щусев, Ф Шехтель, А. Померанцев, Н. Бенуа, Л. Кекушев. Однако именно им русская культура обязана не только чрезвычайно интересным архитектурным наследием, но и поразительным по своей выразительности и яркости стилем архитектурных чертежей (рис. 4, 4). Приходится сожалеть, что этот чрезвычайно интересный и поучительный период отечественной архитектуры не находит должного отражения в специальной литературе. Революция 1917 г., кроме своего колоссального общественно-политического значения, явилась причиной потрясения устоев мировой культуры, оказала огромное влияние на революционные преобразования в искусстве и архитектуре. В этом процессе заметную роль сыграла деятельность двух революционных архитектурных и дизайнерских школ - ВХУТЕМАСа (в СССР) и Баухауза (в Германии). Вокруг этих прогрессивных учебных заведений сплачиваются общества архитекторов, художников, дизайнеров. Ведущие педагоги Баухауза и ВХУТЕМАСа являлись творцами новаторских архитектурных концепций, новых направлений в прикладной и архитектурной графике. Такие имена как Вальтер Гропиус, Ханнес Мейер, Мохой-Надь, Иоханнес Иттен, Иохан Альберте (в Баухаузе), Николай Ладовский, Владимир Кринский, Илья Голосов, Леонид, Виктор и Александр Веснины, Моисей Гинзбург, Константин Мельников, Иван Леонидов являются не только блестящими педагогами, мастерами новаторских архитектурных концепций, но и родоначальниками нового стиля архитектурной графики. Проекты этих мастеров архитектуры, а также проекты Ле Корбюзье, Мне ван дер Роэ, Андрея Бурова, Сергея Чернышева, Григория Бархима, Георгия Гольца, Георгия Орлова, Ивана Николаева и других являются образцами новаторской трактовки архитектуры в графике. В архитектурный чертеж внедряется показ объектов с птичьего полета, резкие перспективные ракурсы, четкая и лаконичная линейная и штриховая графика, покраска чертежа аэрографом, гуашью, темперой, виртуозная техника с использованием коллажа, применение пастели и т. д. В этот процесс переосмысления графического языка архитектурного чертежа, эскиза, архитектурного рисунка большой вклад внесли мастера архитектурной фантазии — Станислав Ноаков-ский, Яков Чернихов, дизайнер Эль Ли-сицкий, иллюстраторы и графики Владимир Фаворский, Павел Павлинов, Николай Тырса, Владимир Лебедев, Валентин Курдов, плакатист, фотограф и художник Александр Родченко. Сложные периоды переосмысления архитектурных концепций 1940— 1950 гг., поиски новых неомодернистских стилей 1970—1980 гг. сопровождались исканиями стилистики изложения архитектурных идей в графике, поисками наиболее рациональных приемов архитектурного чертежа. Современная архитектурная графика уже не мыслится без применения рапидографов, фломастеров, лет-расета, коллажа, трафаретов с изображениями шрифта и элементов оборудования. Цель последующих разделов настоящего издания в раскрытии смысловых идей архитектурной графики в обучении, ибо современная архитектурная педагогика все в большей мере уделяет Рис. i. Чертежи концов XVIII—XIX вв. (1). Д. Ухтомский - Тверские триумфальные ворота (2); Ж. Лодж - домик садовника (2). А. Померанцев - фасад верхних торговых рилов (3) Введение 15 внимание ее специфике. Повсеместно бытовавшее мнение о том, что студента-архитектора надо вооружить лишь графическими навыками практического проектирования уступает современным концепциям прогрессивных архитектурных школ, утверждающих, что на разных этапах обучения учащийся развивает свой профессиональный опыт с помощью разных по своей выразительности графических средств и приемов, которые далеко не всегда применяются на практике. Нельзя забывать и о том, что любое изображение в архитектурной графике служит не только для сообщения графической информации, но является объектом эстетического восприятия. Художественно-композиционные достоинства архитектурной графики влияют на эффективность восприятия передаваемой информации, на содержательность эмоционального отношения к изображаемому объекту. Из этого следует, что в архитектурной школе необходимо обучать не только черчению и рисунку, но целенаправленно прививать учащемуся культуру рисования и черчения. Именно по этим причинам освоение архитектурной графики оказывает активное воздействие на процесс обучения архитектора, ибо исполняя любое графическое задание учащийся постепенно приобретает основное качество, отличающее специалиста — профессионализм. Ниже на страницах этой книги будут рассмотрены специфические особенности архитектурной графики как системы приемов изображения в архи- тектурной деятельности (часть I), специфика архитектурной графики в отражении проблем учебного и практического проектирования(часть II) и значение культуры архитектурной графики в многообразии аспектов творчества зодчего (часть III). В приложении — примеры графических приемов оформления архитектурного чертежа. Позиция автора книги состоит в том, что архитектурная графика постоянно, на протяжении всей сознательной жизни архитектора оказывает активное влияние на его творчество. Она формирует наши представления и этим воздействует на философскую позицию каждой личности. Графика является более конкретным и образным языковым кодом изложения творческих идей и потому неминуемо диктует, подсказывает, корректирует направление творческих исканий архитектора. Более того, графическая работа постоянно влияет на качество и содержание памяти, воображения, развивает фантазию. Уяснение этих особенностей архитектурной графики делает ее мощным оружием в любых условиях архитектурной деятельности, позволяет сознательно относиться к выбору графических средств и приемов в проектировании, пристально наблюдать и анализировать собственное творчество, остро ощущать его сопричастность с окружающей действительностью, Архитектурная графика — это прекрасный мир образов и понятий, без которого не может быть острых творческих переживаний, столь необходимых каждому архитектору. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |