АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧАСТЬ III. ТВОРЧЕСКАЯ ГРАФИКА АРХИТЕКТОРА

Читайте также:
  1. I ЧАСТЬ
  2. I. Организационная часть.
  3. II ЧАСТЬ
  4. III ЧАСТЬ
  5. III часть Menuetto Allegretto. Сложная трехчастная форма da capo с трио.
  6. III. Творческая часть. Страницы семейной славы: к 75-летию Победы в Великой войне.
  7. N-мерное векторное пространство действительных чисел. Компьютерная часть
  8. N-мерное векторное пространство действительных чисел. Математическая часть
  9. New Project in ISE (left top part) – окно нового проекта – левая верхняя часть окна.
  10. SCADA как часть системы автоматического управления
  11. V2: Компьютерная графика.
  12. XIV. Безмерное счастье и бесконечное горе

ГЛАВА 14. ГРАФИКА И ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТОРА


1. Архитектурный чертеж как вид изобразительного искусства

Самоценность архитектурного чер­тежа как произведения графики. Ар­хитектурный чертеж, исполняя утили­тарные функции, является кроме того чистовой записью, законченным изоб­разительным рассказом о мыслях и творческих замыслах архитектора. Именно чертеж дает полное представ­ление о том, как архитектор решает каждую конкретную творческую зада­чу, что его волнует и какие графичес­кие приемы, избирает для выражения проектной идеи. Именно индивидуаль­ная манера каждого архитектора по-своему отражать проектный замысел заставляет обратить внимание на само­ценность архитектурного чертежа как произведения изобразительного искус­ства. Эта функция чертежа редко учи­тывается архитектором, ибо на первый план всегда выступают практические задачи чертежного документа. Каждый архитектор невольно приобщает плоды своего графического труда к общим до­стижениям человеческой культуры. Подтверждением тому являются Черте­жа архитекторов самого разного време­ни н различной национальной принад­лежи ости.

Ярким примером изобразительного творчества ряда ведущих зодчих яви­лась экспозиция архитектурных черте­жей на одной из крупнейших Московс­ких выставок 1981 года, организованно!! под девизом «Мсква— Париж». Чертежи Константина Мельникова, Владимира Кр и некого, Александра и Владимира Весниных, Якова Черннхова, Ле Корбю-


зье и других по своей выразительности и красоте исполнения не уступали экс­позициям графических и живописных произведений, выставленных в соседних залах той же выставки. Экспозиция ар­хитектурных чертежей при всем разно­образии манер и творческих почерков разных авторов поражала единством стиля, общего как для французских, так и для советских архитекторов. Ее объе­динял единый принцип изобразительно­го строя графики чертеже]!, где архитек­тор выявляет только главное, намеренно отбрасывая все, мешающее чистоте вос­приятия. В этой связи известный сло­вацкий архитектор и педагог ЛаДйМИр Бапзетцер говорит о чрезвычайной от­ветственности, с которой каждый архи­тектор должен относиться к начертанию любви линии, к работе над любым чер­тежным изображением. Проведенная ру­кой архитектора линия, обозначающая контуры будущих зданий, форму город­ских площадей и кварталов, может из­менить облик города, обогатить или не­поправимо испортить природный ланд­шафт.

Исполнительское искусство архи­тектурного чертежа. История архитек­турного творчества знает множество примеров виртуозного исполнения ар­хитектурных проектов. Чертежи, входя­щие в состав этих проектных предложе­ний, по силе воздействия приближают­ся к произведениям живописи и станко­вой графики. Таковы чертежи Джован-ии Пирансзп (альбом памятников Древ­него Рима).

Тома до Томона (серия чертежей Петербургской Биржи), К. Рос с и и др. Очень интересны по своему образному


Глана i-4. Графики и ии<1ы творческий деятельности архитектора


197


 


языку фантастические чертежи К.Ф. Шинкеля1, выполненные им как альтернативы реконструкции Афинско­го Акрополя (рис. 74, 1). Эти яркие изобразительные повествования застав­ляют нас восхищаться графическим ма­стерством автора и одновременно испы­тывать страх за возможную утрату цен­ностей Афинского Акрополя. Для всего человечества» для мировой культуры реализация методов реконструкции Афинского Акрополя, предложенная К.Ф. Шинкелем, или отчаянно смелые проекты перестройки Московского Кремля М,Ф. Казакова были бы непоп­равимой ошибкой. Однако каждая пано­рама, каждый чертеж Шинкеля и Каза­кова настолько совершенны по компози­ции, рисунку и цвету, что их ценность как образцов изобразительного искусст­ва несомненна,

Неменьшей выразительностью отли­чаются чертежи ЗДЯНИЙ типовой заст­ройки Твери, Рыбинска, Кашина, Торж­ка, выполненные К. Росси, несмотря на то, что он в отличие от К.Ф. Шинкеля, не изображает пейзажное окружение, Позиции автора, его мировоззрение, вкус отражались в простои и вырази­тельной чертежной графике, где все подчинено выявлению основной идеи. Каждый чертеж давал представление о жизненной среде человека, агитировал заказчика за внедрение новых прогрес­сивных методов застройки северных го­родов России.

Совершенно иной дух и направлен­ность имеют графические концепции, выполненные Ле Корбюзье к реконст­рукции Парижа. Эти изобразительные композиции протокольно точно отража­ют проектное предложение автора, пока­зывают идею застройки Парижа систе­мой зданий разной высотности, раскры­вает объемную и пространственную


структуру предлагаемой идеи (рис. 74, 2—4). Лаконичная графика Ле Корбюзье фиксирует внимание зрителя лишь на главных сторонах проекта и производит сильное впечатление своей сдержанной красотой. Суть философских позиций Ле Корбюзье кроется во взаимоотноше­нии графики и процесса мысленного формирования архитектурного замысла, изменения которых тесно связаны с ис­торическими, социальными и культур­ными условиями развития архитектур­ной профессии.

Чертежи Ле Корбюзье, так же как и его рисунки и эскизы, представляют уникальное явление. Выше уже говори­лось, что Ле Корбюзье не обращал вни­мание на внешнюю презентабельность изображения. Если его эскизы и рисун­ки напоминают страницы записной книжки, точно фиксирующей замыслы автора, то чертежи — это комплекс гра­фических документов, раскрывающих сущность конкретного проектного объекта. Автора не интересовало, будут ли его чертежи соответствовать приня­тым нормам оформления проектной до­кументации, Он исполнял их так же, как художник делает иллюстрации к кни­гам — свободно и непосредственно.

Графическое наследие Ле Корбюзье по праву занимает видное место среди произведении искусства XX в. Как пра­вило, полиграфические репродукции чертежей Ле Корбюзье имеют весьма скромный вид. Чтобы оценить их силу и выразительность, необходимо видеть оригинал. Оригинальные чертежи и ри­сунки Ле Корбюзье покоряют зрителя не только неброской выразительностью виртуозной линейной техники, по и умением автора выбирать тон и факту­ру бумажного листа, его размер и про­порции. Создается впечатление, что все контуры архитектурного сооружения,


1 Карл Фридрих Шппкель (1781 — 1841 гг.) — известным немецкий архитектор зпохи классицизма, в творчестве которой) большое место занимают поиск л новых моги вон формообразования. Известен как виртуозный рцеона.тыцик театральных декораций, мастер прикладного искусства \52. 53].



 



 


Рнс. 74. Разнообразие формы граф и чес Koii презентации проектных предложении: Карл Ф. Ш никель— реконст|)укцнн Афинского акрополя, интерьер, 1S34 с. (1): Ле Корбюзье- перспектива города па 3 или. жителей. 1922-24 гг. (2): Мпхл^ль М- Хопкппс интерьер научно-общественного центра и Кембридже,!Ю годи XX ыека (3)


линии, обозначающие землю, деревья, фигуры людей, выполнены одним рос­черком пера, без отрыва руки от листа бумаги. Линия то утоняется, то, слегка набирая силу, течет по бумаге, оставляя след в виде слегка кривоватых изобра­жении деревьев, волнистых пли прямых линии рельефа, живописных контуров зданий.

Стиль графических приемов, упот­ребляемых Ле Корбюзье в архитектур­ной графике, напоминает графику Ма­тисса, наброски с обнаженной натуры, сделанные рукой Родена, графические композиции Пикассо. Истоки этого стилевого единства в полной раскован­ности авторского подсознания, в сво­бодном течении мысли, в отточенных движениях руки. Значение этих работ для широкой пропаганды культуры ар­хитектурной профессии, для воспита­ния кадров будущих архитекторов нео­ценимо.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)