|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общие сведения о чертеже
Чертеж — изображение, выполненное в соответствии с правилами начертательной геометрии с применением чертежных инструментов. Такой характер архитектурного чертежа формировался в период с ХШ по XVI в. Его отличие от других видов графического изображения состояло в том, что контуры изображаемых предметов ограничивались линиями, вычерченными по линейке и шаблонам с помощью заточенного гусиного пера, затем металлическо- го пера с регулируемой толщиной линии (рейсфедера) и, наконец, с помощью набора инструментов - циркулей, рейсфедеров и пр. Примечательно, что чертежи этого периода отличались ярко выраженной архитектурной спецификой, которая заключалась в том, что автор сознательно или невольно подчеркивал тектонику изображаемой формы, ее конструкцию и положение в пространстве, Этот феномен объясняется бытовавшей тогда системой подготовки и воспитания специалистов. В крупных европейских государствах существовали Рис. 2А. Фрилернк Чалке п - iu веж кик архитектор коршб&ШШЯ корпусов. Чертежи ©сййСТКа «корпусов фрегатов ко* naXVlH века школы, занятые совместной подготовкой архитекторов, инженеров, оружейников, кораблестроителей. Черчение и рисование для всех специальностей преподавали одни и те же педагоги. Исполнение проектов различных зданий, сооружений и механизмов осуществлялось по единой методике и именовалось «архитектурой зданий*, «архитектурой морских судов» и т. д. Процесс проектирования любого предмета напоминал архитектурный проект, так как необходимо было не только спроектировать объект с определенным функциональным и конструктивным содержанием, но и в полном единстве с его тектоникой создать декор артиллерийского орудия, корабля, здания, механизма. Чертеж служил рабочим документом, по которому можно было изготовить данный объект, и одновременно «картиной», с помощью которой заказчику объяснялась авторская идея. Примеры «архитектурных» чертежей различных объектов демонстрируют нам высочайший класс чертежного и проекционного искусства в самых разных областях архитектурной и инженерной деятельности (рис. 24). На общем фоне чертежей различного содержания особенно интересными для современного архитектора являются чертежи парусных кораблей — искусство, достигшее своего расцвета к концу XVII —началу XVIII в. Известные мастера «корабельной архитектуры» оставили после себя ценнейшие издания, собрания чертежей, демонстрирующих высочайшее искусство проекционного изображения очертаний такелажа и корпусов парусных кораблей (рис. 24, 2). Классик кораблестроения — швед Фредерик Хенрик Чаи мен изображает в чертежах корабли в любых ракурсах, под любыми поворотами, причем в графическом построении нет ни единого изъяна, позволяющего усомниться в правильности начертания сложнейшей формы корабельного корпуса. Показательно, что книги с чертежами Чапмена неоднократно переизда- Глава 6. Архитектурный чертеж ____________ 7/ вались и использовались как учебные пособия по черчению и кораблестроительному искусству в морских и архитектурных школах Европы, Интерес к корабельной архитектуре проявляли многие известные архитекторы разных поколений. Достаточно сказать, что над корпусами кораблей и яхт работали в разное время Карл Росси, Ле Корбюзье, Алвар Аалто и многие другие архитекторы. Алвар Аалто, кроме того, не только проектировал, но и строил яхты. Немаловажную роль сыграла «корабельная архитектура» XIII—XVIII вв. в формировании ряда архитектурных и конструктивных решений. Тектоника деревянной церковной архитектуры в Скандинавии, идеи сводчатых перекрытий и нервюров романской и готической архитектуры, структура современных перекрестно-ребристых конструкций, изобретенных А, А. Поповым, возможно, были подсказаны конструкцией палубных настилов и шпангоутных ребристых оснований в корпусах крупных военных и купеческих океанских парусников, Немалую лепту внесли кораблестроители и в процесс изобретения и совершенствования новых чертежных инструментов и приспособлений, Несмотря на то, что проектный чертеж совершенствовался с участием ряда специалистов-инженеров, кораблестроителей, фортификаторов, к концу XVIII — началу XIX в. особого совершенства достигает архитектурный чертеж, который становится самостоятельным, глубоко специфичным видом графики. Это объяснялось прежде всего особой сложностью архитектурного объекта, спецификой внутреннего и внешнего строения его формы, образного и смыслового значения пластической структуры и т. д. Сложность отражения свойств архитектурной формы вызвала необходимость отработки специальных методов ее чертежного изображения, которые (как об этом уже говорилось) окончательно сформировались всеобщего признания метода орто- 72 Часть I. Средства изображения и виды архитектурной графики
тональных проекций1, сформулированного Гаспаром Монжем. Разработанные вначале для изображения фортификационных сооружений чертежные методы были первоначально засекречены французским командованием и получили широкое распространение лишь в самом конце XVIII в. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |