|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Три наиболее часто встречающихся направления поиска архитектурной идеиПервое направление поиска. Такая манера эскизирования свойственна зодчим, ведущая тема творчества которых — выявление скульптурной пластики формы. Мастера такого склада решают функциональную структуру объекта, исходя из геометрии его очертаний. К таким мастерам можно отнести Ивана Леонидова и Оскара Нимейера. Не вдаваясь в тонкости индивидуального почерка каждого из этих зодчих, заметим, что свойственная им манера творчества ярко отражается в эскизах. Оба мастера идут в своих исканиях от образа, от эстетики его очертаний. В серии эскизов к проекту теологического факультета Оскар Нимейер уточняет детали конструктивного разреза здания, очертания элементов плана, постоянно координируя их с найденным ранее рисунком внешней формы сооружения. Эмоциональная выразительность образа подчи- 124 __________ Часть И. Архитектурная графика и архитектурное проектирование ________________ няет себе все, является основой поисков. Внешняя форма здания диктует очертание внутренних поверхностей интерьера, логику организации внутреннего пространства. Аналогичная манера поиска наблю
V / kJTrh,
Рне. 49. PaiiMt) Пнетеля эскизные пробы контурон плана собора is Калева (Финляндия). 1959 -66 гг. (I): Д, Утсон эскиз силуэта покрытия оперного театра в г. Сиднее, фотография здания, 1956 74 тт. (2) 126 __________ Часть П. Архитектурная графика (лезвие сердца), и сетчатой башне, расположенной справа от лестницы — входа (рукоятка молота). На эскизе К. Мельникова ясно просматривается последовательная конкретизация первоначального образа здания. Эскиз выполнен углем, что позволяет править контуры рисунка, усиливать линии, уточнять силуэт. Второе направление поиска. Для этой разновидности поисковой работы на стадии фор-эскиза характерно повышенное внимание мастера к разработке внутреннего пространства здания. Характер пространственного построения интерьера — ведущая тема поиска. Примером такого подхода могут служить некоторые работы К. Мельникова. Нестереотипный подход к поиску композиционной идеи разных по своему содержанию сооружений, свойственный К. Мельникову, еще раз убеждает нас в том, что процесс эскизирования — явление чрезвычайно сложное и непостоянное. Однако, несмотря на очевидную нестабильность процесса поиска композиционно-образных параметров разных сооружений, работы каждого мастера имеют нечто всеобщее, узнаваемое. Вспомним о том, что в творчестве каждого мастера осуществляется некоторая программность, имеющая схожие признаки в разных ситуациях его профессиональной деятельности. Исходной идеей клуба им. Русакова является рисунок плана зрительного зала с тремя расходящимися в разные стороны лучами амфитеатров. Форма зала напоминает растопыренную трехпалую лапу, где ладонью служит партер, а пальцами — три раднально расходящихся кармана-амфитеатра. Пластика фасада здания представляет собой обратное отражение пластики интерьера — его вывернутой наружу изнанкой. К сожалению, эскизов К. Мельникова к проекту клуба им. Русакова не сохранились, и гипотезы о развитии авторских замыслов приходится строить, глядя на авторский чертеж этого здания. и архшт'кпщтог проектирование _______________ По тем же принципам строится работа над проектом церкви «Калева» в Тампера известного финского архитектора Рейма Пиетиля. Серия его эскизов от первого эскиза идеи (верхний левый рисунок) к последующим фор-эскизам показывает постепенное уточнение замысла (рис. 49, /). Сравнение фор-эскизов (в верхней части рисунка) с чертежами поэтажных планов (в нижней части рисунка) демонстрирует постепенное качественное формирование общего рисунка плана, его деталей и параметров. Характерно, что трансформация замысла в фор-эскизах не нарушает границу принятой изначальной идеи. Третье направление поиска. Такая манера поисковой работы на стадии фор-эскиза является самой распространенной и заключается в одновременной работе над пластикой фасада и плана здания. По такой схеме строится поиск большинства практикующих архитекторов. Трудно с уверенностью утверждать, каким образом направляется поступательный ход мышления каждого отдельного архитектора, как и к чему привлечено его внимание на конкретном этапе поиска. Однако эскизы в общих чертах отражают объективный ход мышления автора, показывают объекты его творческого внимания. Глядя на фор-эскизы к проекту кафедрального собора в Иматре Алвара Аалто, можно наглядно проследить, как автор, работая над схемой внутреннего пространства собора, одновременно координирует с ней параметры формы, очертания силуэта сооружения. Некоторые особенности эскизирования в реальном проектировании и обучении. Подводя итог настоящего раздела следует обратить внимание на схожесть изобразительной формы эскизирования ряда известных мастеров-архитекторов. Так, изобразительный почерк эскизов Ле Корбюзье имеет ясные аналогии с эскизами Густава Пейхля. Некоторые эскизы Константина Мельникова и Алексея Щусева напоминают Глава 9. Графические приемы поиска проектной идеи 127
по характеру рисунка эскизы Алвара Аалто. Характер линейных эскизных схем Лусиу Коста очень похож на аналогичные схемы Оскара Нимейера и т. д. Наличие всеобщего, похожего в работах ряда архитекторов-практиков объясняется как аналогией их мышления, так и стремлением профессионала выразить свою мысль наиболее простыми и эффективными средствами. Аналогия методов поиска архитектурной идеи рождает аналогичные приемы их выражения. Однако приведенные примеры не служат руководством к действию, не являются объектом механического копирования в условиях обучения. Следует постоянно учитывать, что у архитектора-практика поиск идеи будущего объекта есть организованный процесс, качество которого основано на опыте и культуре сложившихся изобразительных навыков. Иное положение наблюдается в обучении, где учащийся архитектурной школы лишь приобретает навыки профессионального эскизировання. В архитектурной школе особое внимание эски-знрованию необходимо уделять на начальных этапах обучения. В этот период учащегося и педагога в одинаковой мере удручает неудовлетворительное качество эскизов. Причина их низкого качества кроется прежде всего в изобразительном косноязычии будущего архитектора. Молодой человек испытывает трудности не только в том, чтобы найти идею, но прежде всего в неумении ее грамотно оформить. Искусство педагогики состоит в умении за внешней некрасивостью эскиза разглядеть потенциальные возможности качественного развития предлагаемой идеи. Необходимо показать, как и какими средствами возможно выявить заложенную и некрасивом эскизе мысль. Однако рисунок педагога, сделанный на основе предлагаемой ученической темы, зачастую оставляет у студента чувство недоумения и растерянности. Студент видит, как на его глазах примитивный кривой эскиз превращается в ясный и красивый рисунок. Сама механика этого чудесного превращения для него остается скрытой. По этим причинам после правки эскиза рукой педагога необходимо потребовать от учащегося собственноручного выполнения нескольких эскизов на ту же тему. Можно простить графические огрехи новых эскизов в случае, если улавливается процесс в трансформации предлагаемой идеи. Самое опасное в общении учителя и ученика — это подмена процесса совместной работы над эскизом исполнением директивных указаний педагога. В этом случае учащийся находится в плену иллюзии, что подсказанная извне тема является итогом его собственного труда. Частое повторение таких ситуаций приводит к тому, что студент лишается способности самостоятельно мыслить, становится компилятором чужих идей. Не менее опасным надо считать целенаправленное отрицание всех идей, предлагаемых студентом. Можно полагать, что такая позиция педагога заставляет искать, стимулирует работу фантазии. Однако удлинение срока поиска идеи приводит к сокращению ее разработки и окончательного исполнения. В результате студент приучается к аритмичной работе, к штурмовому завершению проекта в ненормально сжатые сроки. 4. Эскизы на примерах работ учащихся архитектурной школы Поэтапное совершенствование эскизного замысла в обучении. Исполнение курсового проекта, начиная с младших курсов, строится по определенной схеме, суть которой была освещена в главе 8 {рис. 50). Смысл такого поэтапного исполнения любого курсового задания легко понятен, так как процесс творческого поиска развивается последовательно от определения первичных, еще очень расплывчатых образных представлений (в эскизированип) к конкре- Рис. 50. Эскизы к студенческим проектам Глава 9. Графические приемы поиска проектной идеи 129
тизации образа проектируемого объекта в его основных чертах (в фор-эскизе), к разработке всех деталей объекта (в работе над проектом) и, наконец, к графическому оформлению проектируемого объекта в учебных чертежах (в оформлении проектных чертежей). Таким образом процесс определения всех необходимых параметров идеи проектного задания в учебном проектировании представляет собой следующую логическую цепочку: определение общих граней образа сооружения в эскизе-идее (исполняется в виде предпроектной клаузуры), разработка найденного варианта и его завершение* в виде фор-эскнза (исполняется в виде эскизного проекта). После сдачи фор-эскиза считается, что параметры проектируемого объекта определены, можно приступать к его углубленной разработке — к вычерчиванию. По такой схеме строится исполнение любого курсового задания в ряде российских архитектурных школ, в частности в МАрхИ. Продолжительность работы на каждом этапе определяется в виде конкретных сроков календарного плана, причем каждая стадия работы последовательно завершается КОНТРОЛЬНОЙ сдачей клаузуры (в начале задания); эскиза (в первой трети или в первой половине срока проектирования) и проектного чертежа или комплекса проектных чертежей {в конце задания). Таким образом на весь процесс эскнзировання отводится от 1/3 до 1/2 всего лимита времени, отпущенного на исполнение проектного задания. Из этого общего временного периода работа над эскизом-идеей занимает два—три занятия. Учебная работа на стадии эскиза-идеи. В сравнительно короткий период работы над эскизом-идеей складывается основное представление образа сооружения. В обучении эта работа начинается сразу после выдачи проектного задания и традиционно исполняется в виде предпроектной клаузуры. Относительно эффективности такой формы начально- го поиска существуют диаметрально противоположные точки зрения, одна из которых отрицает возможность клаузур-ной работы «впрок*, без длительного фундаментального знакомства с особенностями проектного задания. Однако многолетний опыт достаточно успешной практики исполнения предпроектной клаузуры убедительно подтверждает ее дееспособность. Обычно эта работа протекает следующим образом. A. Выдается или зачитывается пе Б. Объясняется цель предпроектной клаузуры, выделяются наиболее важные узловые особенности выданной проектной темы, определяется перечень необходимых проекций, их масштабы и техника исполнения. На предварительную клаузуру отпускается определенный лимит времени, обычно 4—6 академических часов. B. Исходя из Отпущенного на работу 9 Э-525 130 __________ Часть П. Архитектурная /рафика стерами с цветной заправкой, жесткими карандашами и т. д. Такие технические приемы затрудняют отображение первых, еще очень неконкретных замыслов. Низкое качество эскизирования усугубляется еще и бездумным применением бумаги плохого качества. Весьма часто для эскизов используются даже разлинованные в клетку или линейку тетрадные листки или миллиметровка. В целом грамотное отношение к выбору изобразительных средств, соответствующих по своему целевому назначению элементов и технических приспособлений зависит от правильной ориентации, данной педагогом. Г. Вторая половина работы предназначена для графического исполнения клаузуры, которая имеет величину 1/4; 1/2 или полный формат листа ватмана размером 860 х 610 мм. На листе исполняются три обязательные проекции — фасад, план (или группа поэтажных планов) и разрез сооружения 1:50; 1:25; 1:20. Как правило, центральное положение на чертеже занимает одна из проекций, которая является ведущей и наиболее полно отражает замыслы автора (рис. 51). Для работы над клаузурой следует избирать такие технические приемы «быстрой* графики, которые не требуют длительного времени на исполнение и позволяют за короткий срок простыми средствами достичь требуемого результата (см. главу 6). Поэтапное исполнение предпроек-тной клаузуры определяет направление дальнейших авторских исканий. В большинстве случаев именно идеи, выявленные в клаузуре, являются основой для дальнейшей проектной работы. Примером могут служить проекты второго курса, выполненные на тему «Памятный знак на месте гибели Витуса Беринга* и «Памятник русскому первопроходцу Семену Дежневу». Эти две темы очень схожи по тематике и условиям расположения на местности, так как оба сооружения предполагается разместить на скали- архитухтцрное проектирование _______________ стых берегах мыса Дежнева и Берингова пролива. На рис. 50 представлена группа эскизов, демонстрирующих разные варианты поиска основной композиционной идеи. Первичные замыслы этих мемориальных композиций были рождены в процессе множества графических проб, каждая ИЗ которых последовательно рассматривал ась и отвергалась автором до тех пор, пока не была найдена схема, послужившая основой для образа памятника В. Берингу в виде бетонных валов, выплескивающихся на скалистый берег (см. рис. 50, 1—4), или динамичных бетонных обелисков-парусов. Аналогичным образом были найдены исходные идеи памятника С. Дежневу в виде отполированного участка скалистого берега, форштевня— растра из клееного дерева, обелиска, завершенного бронзовым парусником или мощных каменных пилонов-парусов, рассекающих волны Ледовитого океана. При очевидной разности подходов к этим эскизам можно проследить два самостоятельных направления в поисках композиции монумента — контрастное противопоставление силуэта искусственной формы и естественных очертаний скалистого берега и нюансная обработка самого «тела» берегового массива, в котором полировкой или врезкой части каменной поверхности создается участок с организованным характером поверхности строгих геометризовапных очертаний. Приведенные примеры говорят о конечном результате поиска образа сооружения, однако наибольший интерес представляет процесс избирательной оценки результатов собственного эскизирования. Очень часто внимание привлекает малоинтересная эскизная схема, графическое исполнение которой имеет наиболее законченный и благопристойный вид. Ценность советов педагога состоит в том, чтобы учащийся сумел оценить потенциальные композиционные возможности своих эскизных схем, самостоятельно уловил оригинальность каждого эскизного предложения. Pin',.il Проект мы г K.iayjypi.i i ly.uniiiM II kv|h:i МЛрхМ на гиму: трибуна нодного стадиона (1): нышкц на спасател!.-iioi! rranuiui (2); нннумгит в парке (3) 132 Часть Н. Архитектурная /рафика и архитектурное проектирование
Иногда автор задается, казалось бы, нелепой изначальной идеей, но она при умелом и чутком руководстве педагога может быть развита до уровня полноценного архитектурного замысла. К сожалению, в высшей школе иногда бытует ложное убеждение, что у студента в силу его малоопытности, бедности фантазии поначалу вообще не может быть никаких стоящих идей. Это убеждение глубоко ошибочно. Зрительная память, банк зрительных образов существует у каждого нормального человека — примером тому может служить творчество детей, жизненный опыт которых, казалось бы, ничтожен. У молодого человека отсутствует не сама фантазия, а навыки управления воображением. Нет целенаправленной избирательной способности использовать необходимый в творчестве опыт, извлекать из багажа памяти нужные в данном случае образы. Эффективным инструментом овеществления необходимых образов и представлений является графика. Именно в процессе эскизирования, рисования глаза и руки реализуют на бумаге витающие в фантазии автора образы. Зрительная оценка материала, изложенного на бумаге, приводит к дальнейшей трансформации образов, к возникновению целенаправленных графических поисков конкретной идеи. По ЭТИМ причинам так необходима учебная архитектурная графика, которая призвана развить умение грамотно и просто излагать свою мысль в изображении. Необходимо целенаправленно развивать графические навыки, требовать применения в эскизировании соответствующих случаю рациональных изобразительных средств. Вспомним, что в эскизе на стадии поиска идеи чрезвычайно эффективно применение мягкого карандаша, угля, сухого фломастера. Неконкретность первичных замыслов, их расплывчатость хорошо выражается рыхлыми линиями, проведенными углем, толстым мягким грифелем, сухим фетром фломастера. Эта техника удобна и тем, что позволяет наслаивать линию на линию, усиливать их звучание нажимом на грифель, угольную палочку. Именно эти графические приемы помогают достичь наибольшего эффекта эскизирования, получить в процессе грамотного использования графических средств и приемов эскизы, достоинства и недостатки которых понимаются посторонним зрителем, легко воспринимаются педагогом. Бездумное применение не подходящих к случаю графических инструментов и материалов, о чем говорилось выше, ведет к засорению графической информации, трудностям исполнения эскизной графики, изобразительному косноязычию. Учебная работа на стадии фор-эс-киза. Как правило, поиски первоначальной идеи архитектурного замысла требуют углубленного развития. Дальнейшая разработка первых эскизов дополняет, развивает, расширяет представления автора* в результате чего рождается конечная эскизная идея в виде фор-эскиза, Методы и приемы доработки эскизов, характерные для архитектора-практика, не являются чем-то стабильным, постоянным. Каждый мастер вырабатывает своп способы эскизирования, причем определить начало и конец этого процесса, проследить качественные изменения от первых к последним эскизам — дело весьма затруднительное. Ранее уже говорилось, что эскнзирование сложившегося архитектора — это целостный, глубоко индивидуальный процесс. в котором трудно уловить отдельные стадии поиска. Совершенно иное положение наблюдается в обучении. В архитектурной школе сравнительно медленно приобретаются навыки грамотной профессиональной работы над проектом и, в частности, над эскизом. Первопричина такого положения кроется в том, что знания и умения формируются не сразу, их качественное созревание требует времени. Разность характеров и Глава 9. Графические приемы поиска проектной идеи 133
творческого склада приводит к тому, что одни довольно быстро получают «опыт» проектных навыков, усваивают и перерабатывают полученную информацию за сравнительно небольшой срок. У других такой «опыт» приобретается относительно медленно, постепенно. Трудно сказать, какой из складов характера в конечном итоге окажется более жизнеспособным, однако вполне очевидно, что одной из важнейших задач архитектурной педагогики является целенаправленное формирование ритмичного, поэтапного исполнения учебного проекта. Для этого календарным планом исполнения задания предписываются определенные сроки работы над каждым этапом проектирования и, в частности, над фор-эскизом. Как правило, он исполняется нижеследующим образом. А. После сдачи и оценки предпроек-тной клаузуры ее результаты всесторонне обсуждаются с педагогом. Оцениваются достоинства и недостатки предлагаемого в клаузуре решения, на полях клаузуры или в специальных блокнотах для эскизирования делаются необходимые пометки и схемы. В итоге обсуждения уясняется программа дальнейшей работы по совершенствованию замысла проектной темы. Б. Далее разрабатываются несколько вариантов композиции чертежа, сначала в виде небольших рисунков, а затем в виде эскизов в натуральный размер проектной экспозиции. Находится место основной ортогональной проекции (фасада, плана, разреза), раскрывающей ведущую идею проектного чертежа. В тесной взаимосвязи с ней располагаются остальные проекции сооружения в тех же или в более мелких масштабах. В сроки, обусловленные календарным планом, разрабатываются детали фасада, конструктивная структура планов и разрезов. В этой работе чрезвычайно продуктивны уточнения, сделанные с помощью кальки. На эскизные чертежи фасадов, планов, разрезов накладывается карандашная калька, дела- ется множество последовательно дополняющих и уточняющих друг друга схематичных эскизов. Для такой работы чрезвычайно удобны автоматические карандаши с грифельными стержнями большой мягкости, стержнями из прессованного угля и сангины, фломастеры с широкими фетрами, рапидографы с толстыми оголовииками. Следует особо обратить внимание, что в эскизной работе, выполняя форму и конструктивную структуру сооружения, целесообразно использовать инструменты с черными или коричневыми грифелями, черной, серой или коричневой заправкой фломастеров и ран и до графов. В этом случае любое применение цветных материалов затрудняет чтение чертежей, создает дополнительные трудности восприятия эскизной информации. Г, Сопоставление эскизных набросков и схем, сделанных на кальке, суммируется и исполняется в виде окончательного эскизного чертежа (фор-эски-за). В обучении сдача такого эскиза имеет ключевое значение, так как с этого момента можно приступать к детальной разработке проекта. Необходимо особо обратить внимание на форму графического исполнения фор-эскиза, которая ни в коем случае не должна быть уродливой народней на графику проектного чертежа. Задача фор-эскиза — в яркой и предельно понятной форме донести до зрителя не только образные характеристики объекта, но и особенности его функциональной и конструктивной структуры. По этим причинам эскизный чертеж делается в огрубленной графике с яркой обводкой углем, мягким карандашом, фломастером, ра-пидографом, тонированием изображения акварелью, тушью, фломастером, карандашом. Если клаузура — это обобщенный образ объекта, в котором обозначены лишь его приблизительные образные признаки, намечен общий характер деталей, то в фор-эскизе должны быть точно определены основные детали формы, конструктивная струк-
Глава 9. Графические приемы поиска проектной идеи 135
тура объекта. Это достаточно условная, но точная графическая копия будущего сооружения, огрубленный чертеж, проекции которого изображены в масштабе, детали чертежа выполнены с использованием угольников, рейсшин, лекал и т. д. В оформлении эскизного чертежа должны присутствовать все необходимые шрифтовые и цифровые пояснения. Надписи и цифры могут быть выполнены как от руки, так и с помощью шаблонов и трафаретов. Примеры эскизных чертежей изображены на рис. 52. Несколько советов по работе с архитектурным эскизом. В итоге настоящей главы можно привести следующие рекомендации. В работе над эскизом СОВЕТУЕМ: 1) основательно изучить проектное задание, иметь ясное представление о назначении и функциональном содержании проектируемого объекта, характере рельефа, природном или городском окружении, в котором предполагается расположить сооружение; 2) выполнить серию графических эскизных схем, отражающих несколько возможных альтернативных решений композиции объекта. При выборе окончательного варианта эскиза-идеи учитывать ясность и оригинальность полученного композиционного замысла, его соответствие назначению сооружения и условиям окружающей природной или урбанистической среды; 3) основательно, с помощью ряда эскизов на кальке, доработать идею сооружения в комплексе ортогональных проекций фасада, плана и разреза. В чертеже фор-эскиза должна содержаться исчерпывающая информация о пространственной, образной и конструктив-нон структуре объекта; 4) эскизную графику изображать просто и ясно. Для точного и наиболее полного отражения замыслов следует избирать такие инструменты и материалы, с помощью которых автору легко и удобно удается переводить воображаемые образы на бумагу. Для этого следует четко представ- лять, какая методика изображения наиболее экономна и предпочтительна. В работе над эскизом НЕ СОВЕТУЕМ: 1) начинать работу над архитектурной идеей с поиска литературных или натурных аналогов, забывать о том, что поиски образа и композиции не могут начинаться с копирования — необходимо искать и совершенствовать свой собственный метод конструирования архитектурного образа; 2) оценивать свои эскизы с точки зрения их графической экстравагантности. Надо уметь трезво оцепить содержательность собственного эскизирования, рассмотреть не внешнюю привлекательность графической подачи, а суть выражения в ней собственных идей; 3) употреблять в процессе эскизирования инструменты и материалы, с помощью которых трудно и неудобно работать. Необходимо следить за тем, чтобы сам процесс эскизирования (как и любой другой процесс графического изображения) доставлял удовольствие. В процессе эскизирования следует помнить, что архитектор, учащийся архитектурной школы должны видеть в графическом эскизе основные черты проектируемого сооружения, учитывать особенности его натуральных свойств. Педагоги высшей школы знакомы с такими ситуациями, когда учащийся улавливает в эскизе, чертеже, рисунке лишь привлекательность графической изобразительной композиции, забывая о том, что за любым изображением архитектурного объекта стоит реальный архитектурный аналог. Учитывая возможность таких случаев следует на всех стадиях проектирования контролировать уровень истинного понимания учащимся формы, конструкции, пластики архитектурных объектов, которые изображаются в эскизе, рисунке, чертеже. Только при этих условиях совершенствование проектных замыслов в графике будет продуктивным, способствующим развитию пространственных и образных представлений будущего архитектора. ГЛАВА 10. ЧЕРТЕЖ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОЕКТНОЙ КОММУНИКАЦИИ, ГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОТРАЖЕНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТНОГО ЗАМЫСЛА
Основным средством отражения современной проектной информации является архитектурный чертеж. С помощью чертежа осуществляется процесс проектирования, чертеж служит основным строительным документом, в чертежах проектная информация представляется заказчику, становится достоянием широких масс потребителей. Несмотря на то, что в процессе изготовления чертежей во многих странах мира с недавнего времени широко применяется ЭВМ, существенную роль в работе над чертежом по-прежнему играет ручной труд архитекторов, чертежников, инженеров. Все вышеизложенное помогает понять значение и характер работы над чертежом в условиях архитектурной практики и обучения. Условия проектной практики в разных странах имеют свои специфические технические и традиционные особенности. Однако вне зависимости от этих особенностей все графические документы, связанные с архитектурной деятельностью, предназначены для сообщения специальной информации, служат средством коммуникативных связей между специалистами, заказчиками, потребителями, чья жизнь связана с архитектурой во всех ее проявлениях. Именно по этим причинам первый раздел настоящей главы раскрывает коммуникативные особенности архитектурной графики. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |