|
||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛРГГЯСННОЕ. И-VVMT.tLr
-\|r W <" Kb A (ffiu} ПЕ1МП \v
1 |2 Pile-. 75. Архитекторы и графике» театральном искусстве' О&ШЖКЯ печатных ДОданЕЕЕЕ Петер Беренс, I90fi Е". ее Николам Лансере, 1923 I, (1, 2): Георгий Гильи - задняя спектакля «Сельская часть», 1Я36 г. (3) Вилы внепрофессионалыюго творчества архитектора всегда отличает особый стиль изобразительной трактовки любой темы, вне зависимости от того. как она выполнена — в жанре живописи, станковой или промышленной гра- Глава 14. Графика и аш)ы творческой деятельности архитектора 201
фики, скульптуры, театрального или прикладного искусства. Причина такого отличия кроется в особом складе образного мышления и памяти, в особенностях пространственного видения, наконец, в философских позициях мироощущения. Феномен, отличающий произведения искусства, прикладного и технического творчества архитектора, состоит отнюдь не в его элитарной исключительности, а в том, что иначе изображать и мыслить архитектор не может. Архитектор не в состоянии исполнять спои профессиональные задачи, не обладая пространственным воображением, аналитическим взглядом на природу форм, умением ясно и выразительно реализовать свои замыслы в графике. Особый стиль архитектурной графики отличает оформительскую манеру книжных обложек, выполненных П. Бе-ренсом и Н. Лансере (рис. 75, 1, 2). Отличительными особенностями этих произведений является мастерская техника линейного рисунка, острое чувство изобразительной гармонии. В работе над декорациями архитектор не может быть небрежным в пространстве] той трактовке архитектурной композиции. Именно потому так виртуозны перспективы театральных задников К.Ф. Шинкеля п Г. Гольца (рис. 75, 3). В живописи архитектора привлекает не только формальная красота цветовой композиции, но прежде всего живописное поп роение формы, выявление ее структурных свойств, взаимоотношения с другими формами и пространством. Этим выделяются живописные полотна Ле Корбюзье и К. Мельникова (рис. 76). Графические произведения архитекторов, будь то плакат пли иллюстрация, живопись или станковая графика, всегда отличает острое чувство композиции, лаконизм в применении линии, тона, цвета. Работая в любом жанре, архитектор решает пластическую композицию формы, выявляет природу ее пластической красоты. Эти черты присущи графическим эскизам скульптур и скульптурным произведени- ям, сделанным рукой Лс Корбюзье. Красота линейного контура предмета, условность и лаконизм изображения активно влияют на пластику формы, се конструкцию, пропорции и очертания. Тематика изобразительного творчества архитектора. Пристальное внимание к проблемам формообразования, свойственное архитекторам, объясняет их острый интерес к проектированию самых разнообразных объектов — летательного аппарата, подъемного крана, фортификационных сооружений, предметов вооружения (Леонардо да Винчи), корпусов парусников и экипажей (К. Росси), автомобилей и моторных лодок (Ле Корбюзье, А. Аалто), посуды п мебели (К. Ф. Шинкель, А. Воронпхин). Недаром многие мастера архитектуры XVII — XX вв. проектировали не только здания, но и интерьеры, элементы фурнитуры и мебели, посуду и экипажи (рис. 77). Примерами такого комплексного подхода к проектированию элементов бытовой среды могут быть проекты А. Воронихипа и К. Росси, оборудование спроектированных Л с Корбюзье вилл «Савой» и «Ла Рош», интерьер и оборудование собственных домов К. Мельникова и А. Аалто и многое другое. Приведенные примеры имеют своей целью не только показать разнообразие творческих способностей архитектора, но обратить внимание на то, что инструментом реализации всех этих разнообразных идей была и остается [рафика. В графических эскизах архитектор ищет параметры любой творческой идеи, в графических чертежах эти идеи воплощаются в ясные проектные концепции. В последующих главах будут кратко разобраны особенности графической клау-зуры как способа развития творческих способностей студентов-архитекторов (глава 15); особенности и цели архитектурного рисунка с натуры (глава 16); специфика архитектурной фантазии (глава 17); отличительные черты иллюстрирования специальной и учебной архитектурной литературы (глава 18).
»ш< ■
Рнс. 77. Архитекторы и прикладном искусство: Карл Рос-си вяла из малахита и мрамора, 1823 г. (I); Карл Ф. Шниксль - jckiki с гарнитурой хрустал mim к Гижалон. 1И21 г. (2): Йоэеф Хоффиая— стулья стиля «Макинтош», JЭО-f г. (3), пшртокоп чайник, 1911) г. (4)
Глава 15. ГРАФИЧЕСКИЕ КЛАУЗУРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 1. Немного об истории клаузурных упражнений Происхождение термина «клаузу-ра». Как уже говорилось, клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений, развивающих творческие способности учащихся. В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков яркого отражения творческих замыслов в графике и макете. Начиная с XVI в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов, творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах В первых Академиях архитектуры и искусства объединялись несколько факультетов, на которых, обучались архитекторы, художники, фортификаторы, инженеры, скульпторы. Несмотря на то, что по каждой из названных профессий читались специальные лекции и проводились практические занятия, обучение рисунку, черчению» живописи, скульптуре осуществлялось по общей программе. Специализация в обучении студентов-архитекторов заключалась в том, что по мере приобретения навыков рисунка и черчения каждый учащийся получал персональные задания и, кроме того, участвовал в работе над проектными заказами своего профессора. В таких проектных мастерских царил дух товарищества и взаимопомощи, студенты старших п младших курсов совместно работали над чертежами, эскизами, шаблонами архитектурных деталей, копиями чертежей мастеров архитектуры. В общей массе студентов профессору было трудно оп- ределить долю участия в общей работе над графическими композициями, ибо сильные помогали слабым, трудолюбивые восполняли своим рвением нерадивость лентяев. В конце семестра возникала настоятельная необходимость проверки истинных границ знаний и умения каждого студента. В этих условиях и родилась эффективная форма проверки художественных навыков учащихся в процессе исполнения самостоятельных заданий по графике, композиции, черчению и т. д. Каждого студента запирали в отдельной аудитории на замок (замок по итальянски «klonso») и предоставляли возможность в одиночку решить поставленную задачу. В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название «шарабан». Состояние учащегося, исполняющего самостоятельное творческое задание, сравнивается с положением одинокого возницы, управляющего небольшим одноконным экипажем. От умения управлять лошадью и рассчитывать оптимальный темп движения зависит конечный успех путешествия. После 4—6 часов самостоятельной работы студент представлял итог своих творческих исканий в виде «клаузу-ры» — графической или проектной композиция. Позднее клаузуры проводились в больших аудиториях, где проверялись способности большой группы студентов. Работа исполнялась под неусыпным наблюдением специальных служителей академии, которые следили за тем, чтобы студенты работали самостоятельно, без помощи товарищей. Клаузуры стали общепризнанной формой проверки творческих способностей учащихся в академических школах Франции, Германии, Англии, Швеции. Широко применялись «клаузурные» упражнения и в Петербургской академии трех знатнейших художеств. Тематика и особенности исполнения клаузур. В академическом обучении на архитектурных факультетах исполнялись клаулуры на темы «Руина в паркет «Античный памятник в пейзажном окружении*, «Парковая скамья», «Триумфальные ворота*, «Фонтан на площади», «Павильон у источника» и т. д. Каждое задание выполнялось автором по воображению, без предварительного эскнзнрования, ибо тема выдавалась в начале клаузуры и учащиеся не могли подготовиться к работе заранее. Специфика графики клаузуры объяснялась коротким сроком ее исполнения, что требовало применения простых и аффективных приемов графики. К ним относятся растушевка углем, сангиной и соусом, штриховой рисунок пером, угольным и свинцовым карандашом, применение акварели, туши в один слой и т. д. Клаузурная графика вызывала необходимость пересмотра ранее приобретенных навыков, требовала исполнения проектных и творческих задач в кратчайшие сроки с отображением самых существенных сторон заданной темы. Опыт такой работы приобретался исключительно в процессе многократного исполнения клаузур, постоянных упражнений в рисунке и проектном завизирован пи. Клаузуры становятся неотъемлемой частью программы обучения, завоевывают прочное место в системе творческого воспитания академической школы. Клаузура в новаторских школах 1920-х годов. В 20-х годах прошлого пека традиции академического образования у пас и стране и за рубежом претерпели сильные изменения, так как социальные потрясения этого времени оказали огромное влияние на все без исключения сферы культуры, искусства, архитектуры п образования. В Европе п в Советской России приобретают все большее влияние попа горские тенденции архитектурного формообразования, открываются новые прогрессивные учебные заведения, архитектурные и дп- Глтт 15. Графические хлпулуры __________ 205 зайнерские школы. Во ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе клаузуры использовались в различных по своей направленности контекстах программ профессоров архитектурного отделения — И. Жолтовского, А. Щусева, Н. Ладовского, В. Кринс-кого. Л., В, и А, Весниных, М, Гинзбурга, И. и П. Голосовых, К. Мельникова и др. Также активно использовали клау-зурные упражнения ведущие педагоги Баухауза, причем каждый из них вкладывал в эти упражнения свой смысл, ставил перед учащимися своп конкретные цели. Особенно широкую известность приобрели упражнения из курсов ведущих педагогов БАУХАУЗа профессоров Л. Мохой-Надь, Иоханнеса Итте-на, Йохана Альбертса и Ханнсса Мейе-ра. Показательно, что все без исключения мастера архитектуры, дизайна и педагогики находили новые варианты кла-узурных упражнений, вкладывали в эту форму занятий разный смысл, требовали разнообразных приемов исполнения. Также оригинально трактуются цели и задачи учебных клаузур в современной российской архитектурной школе. Студенты, обучающиеся в Москве и Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани и Самаре и в других городах и учебных заведениях ежегодно неоднократно используют клаузуры, которые в каждом учебном заведении, у каждого педагога приобретают неповторимый стиль исполнения, акцентируют внимание на разных по значимости аспектах творчества. 2. Клаузурные упражнения, развивающие изобразительные способности учащихся. Конин работ известных мастеров известных мастеров Клаузуры в курсах Армина Хофма- иа. Если ранее, в начальный период становления архитектурного образования, клаузура использовалась прежде всего как инструмент проверки способностей к самостоятельной творческой работе,
IW11
Глава 15. Графические кдаузуры 207
то позднее диапазон ее применения сильно расширился. В наше время одной из целей клаузурных упражнений является развитие способностей к изобразительному творчеству. Во МНОГИХ дизайнерских и архитектурных школах мира па начальных этапах образования учащимся задаются упражнения, имеющие целью усвоение роли средств изображения в графической композиции. Чрезвычайно интересный опыт ведения курса кратких композиционных упражнений клаузурного характера проводится в Базельской дизайнерской школе (Швейцария). Автор этого курса — известный педагог и график Армии Хофман, педагогические приемы которого широко использовались не только в Швейцарии, но также и США и в Индии. Клаузура, с точки зрения Армина Хофмана, должна приносить двойную пользу — давать учащимся опыт композиционной работы и одновременно развивать способности к выбору самых рациональных и эффективных графических приемов. Каждая группа клаузур из курса Армина Хофмана дает учащемуся комплекс навыков в конкретной области композиционной графической работы. На рис, 78 представлены две клаузу-ры с использованием точечных изображений квадратной формы. На рис. 78, / показаны соотношения белых точек и черного фона, эффект композиционного воздействия крупной белой точки квадратной формы на фоне растра из таких же, но более мелких элементов. Аналогичные эффекты возможны в шрифтовой композиции, где особую роль играет укрупненная заглавная буква или акцентирование одного из элементов шрифта как центра графической композиции. На рис. 78, 2 показаны возможности объединения частей растра в смысловые композиционные элементы в виде букв. Изображения точек квадратной формы демонстрируют значимость изменения очертаний любого, даже са- мого малого по размерам элемента изображения. На рис. 78, 3—6 приведены клаузу-ры, в которых осваивается соотношение линий на плоскости листа, специфическая роль линии в беспредметной композиции. Последовательно исполняются темы: «Композиция с равномерным расположением линий одной толщины на плоскости диета»; «Композиция с расположением на плоскости листа линий разной толщины*; «Композиция с сочетанием белых линий на плоскости черного листа*; «Композиция с неравномерным расположением ЛИНИЙ, пучков и групп линий, одиночных линий на плоскости листа». Эти внешне чисто формальные упражнения заставляют любого графика с обостренным вниманием отнестись к толщине линейного элемента изображения. Для архитектора эти упражнения имеют особое значение, так как понимание роли отдельных линий, группы линий, линий разной толщины в композиции чертежа является залогом профессиональной графической культуры. На рис. 78 дается серия клаузурных упражнений, цель которых — усвоение таких понятий в графической композиции, как «верх* и «низ*-, -*начало» и «конец». Качество каждой беспредметной графической композиции оценивается но системе критериев, среди которых одним из главных является точная ориентация изображения относительно горизонта. Если зритель не может ясно и однозначно указать «верх» и «низа-изображения, то такой графический опус становится бессмысленным. В клаузурах разрабатывались такие темы, как «Ритмическая композиция из линейных элементов одинаковой ширины»; «Композиция из линейных элементов одной ширины и разной длины с задачей показать «верх» и «низ» изображения». «Ритмическая композиция из линейных элементов одной ширины с указанием «начала» и «конца» ряда элементов». В этих упражнениях отрабаты-
208 Часть III. Творческая /рафика архитектора PiuL. 7!). Клауэуры студентов 1-го ку|х:а МЛрхП. Кпнин г райит ноликих мастеров ваются навыки построения грамотных композиционных взаимосвязей, чувства равновесия, способности восприятия таких свойств графического изображения, как законченность, уравновешенность, статичность, динамичность композиции. Приведенные примеры клаузурпых упражнений из курса Армина Хофмана показывают, что в процессе обучения учащихся архитектурных и дизайнерских школ важным элементом воспитания будущего профессионала является развитие его способностей к абстрактному и пространственному мышлению, Эти способности трудно развить без определенного тренинга. Для этих целей в одних архитектурных школах упор делается на графические клаузурные упражнения, в других архитектурных учебных заведениях применяется сочетание циклов графических клаузур и клаузур, исполняемых в приемах объемного моделирования. Графические клаузуры московской архитектурной школы. В Московском архитектурном институте студенты попеременно исполняют клаузуры в графике и макетах, с помощью которых отрабатываются навыки работы с беспредметной и предметной композицией. Навыки предметной композиции могут развиваться в клаузурпых упражнениях, которые традиционно называются «копни с работ известных мастеров архитектурной и станковой графики». Если ранее в архитектурных школах понятие копирование понималось буквально, то в современной школе от учащихся требуется не точная копия образца, а изобразительный парафраз, исполнение собственной графической интерпретации на тему и сходной композиции. Для этого учащийся получает образец в виде черно-белой фотографии размером 18x24 см с изображением графических композиций Д. Пиранезн, Д. Кваренги, Тома-де-Томона, А. Воронпхпна, С. Но-аковского, Остроумовоп-Лебедеиой и др. Цель работы состоит в передаче композиционного строя аналога, для чего 14 Ь-зВ ____ Глава 15. Графические клау.щры _________ 20') избираются любые приемы изображения. Клаузуры исполняются кистью в технике акварели, гуаши, тушевой отмывки, рапилографом, толстым грифелем, углем, пастелью, фломастером. Работы оцениваются не только но степени «схожести* с образом, но и по красоте исполнения, грамотности расположения изображения на листе бумаги, и по оригинальности авторской трактовки предложенной темы (рис. 79, 1—4). Смысл таких упражнений очевиден, так как в процессе их исполнения происходит не только знакомство с разнообразной манерой графического творчества, но и вырабатывается опыт передачи увиденного в различных вилах графической техники. Эти же клаузуры можно усложнить, предлагая исполнить аналогичные графические композиции ио памяти. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |