АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛРГГЯСННОЕ. И-VVMT.tLr

-\|r W <" Kb A (ffiu} ПЕ1МП \v

 


 



 


 


1 |2

Pile-. 75. Архитекторы и графике» театральном искусстве' О&ШЖКЯ печатных ДОданЕЕЕЕ Петер Беренс, I90fi Е". ее Николам Лансере, 1923 I, (1, 2): Георгий Гильи - задняя спектакля «Сельская часть», 1Я36 г. (3)


Вилы внепрофессионалыюго творче­ства архитектора всегда отличает осо­бый стиль изобразительной трактовки любой темы, вне зависимости от того. как она выполнена — в жанре живопи­си, станковой или промышленной гра-


Глава 14. Графика и аш)ы творческой деятельности архитектора


201


 


фики, скульптуры, театрального или прикладного искусства. Причина такого отличия кроется в особом складе образ­ного мышления и памяти, в особеннос­тях пространственного видения, нако­нец, в философских позициях мироощу­щения. Феномен, отличающий произве­дения искусства, прикладного и техни­ческого творчества архитектора, состоит отнюдь не в его элитарной исключи­тельности, а в том, что иначе изобра­жать и мыслить архитектор не может. Архитектор не в состоянии исполнять спои профессиональные задачи, не обла­дая пространственным воображением, аналитическим взглядом на природу форм, умением ясно и выразительно ре­ализовать свои замыслы в графике.

Особый стиль архитектурной графи­ки отличает оформительскую манеру книжных обложек, выполненных П. Бе-ренсом и Н. Лансере (рис. 75, 1, 2). От­личительными особенностями этих про­изведений является мастерская техника линейного рисунка, острое чувство изоб­разительной гармонии. В работе над де­корациями архитектор не может быть не­брежным в пространстве] той трактовке архитектурной композиции. Именно по­тому так виртуозны перспективы теат­ральных задников К.Ф. Шинкеля п Г. Гольца (рис. 75, 3). В живописи архи­тектора привлекает не только формаль­ная красота цветовой композиции, но прежде всего живописное поп роение формы, выявление ее структурных свойств, взаимоотношения с другими формами и пространством. Этим выделя­ются живописные полотна Ле Корбюзье и К. Мельникова (рис. 76). Графические произведения архитекторов, будь то пла­кат пли иллюстрация, живопись или станковая графика, всегда отличает ост­рое чувство композиции, лаконизм в применении линии, тона, цвета. Работая в любом жанре, архитектор решает плас­тическую композицию формы, выявляет природу ее пластической красоты. Эти черты присущи графическим эскизам скульптур и скульптурным произведени-


ям, сделанным рукой Лс Корбюзье. Кра­сота линейного контура предмета, услов­ность и лаконизм изображения активно влияют на пластику формы, се конструк­цию, пропорции и очертания.

Тематика изобразительного творче­ства архитектора. Пристальное внима­ние к проблемам формообразования, свойственное архитекторам, объясняет их острый интерес к проектированию самых разнообразных объектов — лета­тельного аппарата, подъемного крана, фортификационных сооружений, пред­метов вооружения (Леонардо да Винчи), корпусов парусников и экипажей (К. Росси), автомобилей и моторных ло­док (Ле Корбюзье, А. Аалто), посуды п мебели (К. Ф. Шинкель, А. Воронпхин). Недаром многие мастера архитектуры XVIIXX вв. проектировали не только здания, но и интерьеры, элементы фур­нитуры и мебели, посуду и экипажи (рис. 77). Примерами такого комплекс­ного подхода к проектированию элемен­тов бытовой среды могут быть проекты А. Воронихипа и К. Росси, оборудова­ние спроектированных Л с Корбюзье вилл «Савой» и «Ла Рош», интерьер и оборудование собственных домов К. Мельникова и А. Аалто и многое другое.

Приведенные примеры имеют своей целью не только показать разнообразие творческих способностей архитектора, но обратить внимание на то, что инстру­ментом реализации всех этих разнооб­разных идей была и остается [рафика. В графических эскизах архитектор ищет параметры любой творческой идеи, в графических чертежах эти идеи вопло­щаются в ясные проектные концепции. В последующих главах будут кратко ра­зобраны особенности графической клау-зуры как способа развития творческих способностей студентов-архитекторов (глава 15); особенности и цели архитек­турного рисунка с натуры (глава 16); специфика архитектурной фантазии (глава 17); отличительные черты иллю­стрирования специальной и учебной ар­хитектурной литературы (глава 18).



 



»ш< ■


 

Рнс. 77. Архитекторы и при­кладном искусство: Карл Рос-си вяла из малахита и мра­мора, 1823 г. (I); Карл Ф. Шниксль - jckiki с гарнитурой хрустал mim к Гижалон. 1И21 г.

(2): Йоэеф Хоффиая— стулья стиля «Макинтош», JЭО-f г. (3),

пшртокоп чайник, 1911) г. (4)

 


 


 





 


 


Глава 15. ГРАФИЧЕСКИЕ КЛАУЗУРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ


1. Немного об истории клаузурных упражнений

Происхождение термина «клаузу-ра». Как уже говорилось, клаузурой считается такой вид учебных упражне­ний, которому в равной мере свой­ственны как признаки проектного эски­за, так и особенности упражнений, раз­вивающих творческие способности уча­щихся. В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображе­ния, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навы­ков яркого отражения творческих за­мыслов в графике и макете. Начиная с XVI в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов, творческие задания, широко распрост­раненные в архитектурных, дизайнерс­ких, художественных школах В первых Академиях архитектуры и искусства объединялись несколько факультетов, на которых, обучались архитекторы, ху­дожники, фортификаторы, инженеры, скульпторы.

Несмотря на то, что по каждой из названных профессий читались специ­альные лекции и проводились практи­ческие занятия, обучение рисунку, чер­чению» живописи, скульптуре осуще­ствлялось по общей программе. Специа­лизация в обучении студентов-архитек­торов заключалась в том, что по мере приобретения навыков рисунка и черче­ния каждый учащийся получал персо­нальные задания и, кроме того, участво­вал в работе над проектными заказами своего профессора. В таких проектных мастерских царил дух товарищества и взаимопомощи, студенты старших п младших курсов совместно работали над чертежами, эскизами, шаблонами архи­тектурных деталей, копиями чертежей мастеров архитектуры. В общей массе студентов профессору было трудно оп-


ределить долю участия в общей работе над графическими композициями, ибо сильные помогали слабым, трудолюби­вые восполняли своим рвением неради­вость лентяев. В конце семестра возни­кала настоятельная необходимость про­верки истинных границ знаний и уме­ния каждого студента. В этих условиях и родилась эффективная форма провер­ки художественных навыков учащихся в процессе исполнения самостоятельных заданий по графике, композиции, черче­нию и т. д. Каждого студента запирали в отдельной аудитории на замок (замок по итальянски «klonso») и предоставля­ли возможность в одиночку решить по­ставленную задачу. В американских ар­хитектурных школах аналогичные уп­ражнения носят название «шарабан». Состояние учащегося, исполняющего са­мостоятельное творческое задание, срав­нивается с положением одинокого воз­ницы, управляющего небольшим одно­конным экипажем. От умения управ­лять лошадью и рассчитывать оптималь­ный темп движения зависит конечный успех путешествия.

После 4—6 часов самостоятельной работы студент представлял итог своих творческих исканий в виде «клаузу-ры» — графической или проектной ком­позиция. Позднее клаузуры проводи­лись в больших аудиториях, где прове­рялись способности большой группы студентов. Работа исполнялась под не­усыпным наблюдением специальных служителей академии, которые следили за тем, чтобы студенты работали само­стоятельно, без помощи товарищей.

Клаузуры стали общепризнанной формой проверки творческих способно­стей учащихся в академических школах Франции, Германии, Англии, Швеции. Широко применялись «клаузурные» уп­ражнения и в Петербургской академии трех знатнейших художеств.


Тематика и особенности исполнения клаузур. В академическом обучении на архитектурных факультетах исполня­лись клаулуры на темы «Руина в паркет «Античный памятник в пейзажном ок­ружении*, «Парковая скамья», «Триум­фальные ворота*, «Фонтан на площа­ди», «Павильон у источника» и т. д. Каждое задание выполнялось автором по воображению, без предварительного эскнзнрования, ибо тема выдавалась в начале клаузуры и учащиеся не могли подготовиться к работе заранее. Специ­фика графики клаузуры объяснялась коротким сроком ее исполнения, что требовало применения простых и аф­фективных приемов графики. К ним от­носятся растушевка углем, сангиной и соусом, штриховой рисунок пером, угольным и свинцовым карандашом, применение акварели, туши в один слой и т. д. Клаузурная графика вызывала необходимость пересмотра ранее приоб­ретенных навыков, требовала исполне­ния проектных и творческих задач в кратчайшие сроки с отображением са­мых существенных сторон заданной темы. Опыт такой работы приобретался исключительно в процессе многократно­го исполнения клаузур, постоянных уп­ражнений в рисунке и проектном зави­зирован пи. Клаузуры становятся неотъемлемой частью программы обуче­ния, завоевывают прочное место в сис­теме творческого воспитания академи­ческой школы.

Клаузура в новаторских школах 1920-х годов. В 20-х годах прошлого пека традиции академического образова­ния у пас и стране и за рубежом претер­пели сильные изменения, так как соци­альные потрясения этого времени оказа­ли огромное влияние на все без исклю­чения сферы культуры, искусства, архи­тектуры п образования. В Европе п в Советской России приобретают все большее влияние попа горские тенден­ции архитектурного формообразования, открываются новые прогрессивные учебные заведения, архитектурные и дп-


Глтт 15. Графические хлпулуры __________ 205

зайнерские школы. Во ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе клаузуры использовались в различных по своей направленности контекстах программ профессоров архи­тектурного отделения — И. Жолтовско­го, А. Щусева, Н. Ладовского, В. Кринс-кого. Л., В, и А, Весниных, М, Гинзбур­га, И. и П. Голосовых, К. Мельникова и др. Также активно использовали клау-зурные упражнения ведущие педагоги Баухауза, причем каждый из них вкла­дывал в эти упражнения свой смысл, ставил перед учащимися своп конкрет­ные цели. Особенно широкую извест­ность приобрели упражнения из курсов ведущих педагогов БАУХАУЗа профес­соров Л. Мохой-Надь, Иоханнеса Итте-на, Йохана Альбертса и Ханнсса Мейе-ра. Показательно, что все без исключе­ния мастера архитектуры, дизайна и пе­дагогики находили новые варианты кла-узурных упражнений, вкладывали в эту форму занятий разный смысл, требова­ли разнообразных приемов исполнения. Также оригинально трактуются цели и задачи учебных клаузур в современ­ной российской архитектурной школе. Студенты, обучающиеся в Москве и Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Каза­ни и Самаре и в других городах и учеб­ных заведениях ежегодно неоднократно используют клаузуры, которые в каж­дом учебном заведении, у каждого педа­гога приобретают неповторимый стиль исполнения, акцентируют внимание на разных по значимости аспектах творче­ства.

2. Клаузурные упражнения, развивающие изобразительные способности учащихся. Конин работ известных мастеров известных мастеров

Клаузуры в курсах Армина Хофма-

иа. Если ранее, в начальный период ста­новления архитектурного образования, клаузура использовалась прежде всего как инструмент проверки способностей к самостоятельной творческой работе,



Рис. 78. Клауауры по программе А. Хофмана. Компози­ция из растра с выделением композиционного центра (1); объединение элементов растра в смысловые едини­цы (2); композиции из линий различной толщины (3- ti): ошшдезтв начала и конца композиции с использова­нием закономерностей метра и ритма (7—9)

 

 


IW11

 

           

 


Глава 15. Графические кдаузуры


207


 


то позднее диапазон ее применения сильно расширился. В наше время од­ной из целей клаузурных упражнений является развитие способностей к изоб­разительному творчеству.

Во МНОГИХ дизайнерских и архитек­турных школах мира па начальных эта­пах образования учащимся задаются уп­ражнения, имеющие целью усвоение роли средств изображения в графичес­кой композиции. Чрезвычайно интерес­ный опыт ведения курса кратких компо­зиционных упражнений клаузурного ха­рактера проводится в Базельской дизай­нерской школе (Швейцария). Автор этого курса — известный педагог и гра­фик Армии Хофман, педагогические приемы которого широко использова­лись не только в Швейцарии, но также и США и в Индии.

Клаузура, с точки зрения Армина Хофмана, должна приносить двойную пользу — давать учащимся опыт компо­зиционной работы и одновременно раз­вивать способности к выбору самых ра­циональных и эффективных графичес­ких приемов. Каждая группа клаузур из курса Армина Хофмана дает учащемуся комплекс навыков в конкретной облас­ти композиционной графической рабо­ты.

На рис, 78 представлены две клаузу-ры с использованием точечных изобра­жений квадратной формы. На рис. 78, / показаны соотношения белых точек и черного фона, эффект композиционного воздействия крупной белой точки квад­ратной формы на фоне растра из таких же, но более мелких элементов. Анало­гичные эффекты возможны в шрифто­вой композиции, где особую роль игра­ет укрупненная заглавная буква или ак­центирование одного из элементов шрифта как центра графической компо­зиции. На рис. 78, 2 показаны возмож­ности объединения частей растра в смысловые композиционные элементы в виде букв. Изображения точек квадрат­ной формы демонстрируют значимость изменения очертаний любого, даже са-


мого малого по размерам элемента изоб­ражения.

На рис. 78, 3—6 приведены клаузу-ры, в которых осваивается соотношение линий на плоскости листа, специфичес­кая роль линии в беспредметной компо­зиции. Последовательно исполняются темы: «Композиция с равномерным рас­положением линий одной толщины на плоскости диета»; «Композиция с рас­положением на плоскости листа линий разной толщины*; «Композиция с соче­танием белых линий на плоскости чер­ного листа*; «Композиция с неравно­мерным расположением ЛИНИЙ, пучков и групп линий, одиночных линий на плоскости листа». Эти внешне чисто формальные упражнения заставляют любого графика с обостренным внима­нием отнестись к толщине линейного элемента изображения. Для архитектора эти упражнения имеют особое значение, так как понимание роли отдельных ли­ний, группы линий, линий разной тол­щины в композиции чертежа является залогом профессиональной графической культуры.

На рис. 78 дается серия клаузурных упражнений, цель которых — усвоение таких понятий в графической компози­ции, как «верх* и «низ*-, -*начало» и «конец». Качество каждой беспредмет­ной графической композиции оценива­ется но системе критериев, среди кото­рых одним из главных является точная ориентация изображения относительно горизонта. Если зритель не может ясно и однозначно указать «верх» и «низа-изображения, то такой графический опус становится бессмысленным.

В клаузурах разрабатывались такие темы, как «Ритмическая композиция из линейных элементов одинаковой шири­ны»; «Композиция из линейных элемен­тов одной ширины и разной длины с за­дачей показать «верх» и «низ» изобра­жения». «Ритмическая композиция из линейных элементов одной ширины с указанием «начала» и «конца» ряда эле­ментов». В этих упражнениях отрабаты-


 


208


Часть III. Творческая /рафика архитектора


PiuL. 7!). Клауэуры студентов 1-го ку|х:а МЛрхП. Кпнин г райит ноликих мастеров


ваются навыки построения грамотных композиционных взаимосвязей, чувства равновесия, способности восприятия та­ких свойств графического изображения, как законченность, уравновешенность, статичность, динамичность композиции.

Приведенные примеры клаузурпых упражнений из курса Армина Хофмана показывают, что в процессе обучения учащихся архитектурных и дизайнерс­ких школ важным элементом воспита­ния будущего профессионала является развитие его способностей к абстрактно­му и пространственному мышлению, Эти способности трудно развить без оп­ределенного тренинга. Для этих целей в одних архитектурных школах упор дела­ется на графические клаузурные упраж­нения, в других архитектурных учебных заведениях применяется сочетание цик­лов графических клаузур и клаузур, ис­полняемых в приемах объемного моде­лирования.

Графические клаузуры московской архитектурной школы. В Московском архитектурном институте студенты по­переменно исполняют клаузуры в гра­фике и макетах, с помощью которых от­рабатываются навыки работы с беспред­метной и предметной композицией. На­выки предметной композиции могут развиваться в клаузурпых упражнениях, которые традиционно называются «ко­пни с работ известных мастеров архи­тектурной и станковой графики». Если ранее в архитектурных школах понятие копирование понималось буквально, то в современной школе от учащихся тре­буется не точная копия образца, а изоб­разительный парафраз, исполнение соб­ственной графической интерпретации на тему и сходной композиции. Для это­го учащийся получает образец в виде черно-белой фотографии размером 18x24 см с изображением графических композиций Д. Пиранезн, Д. Кваренги, Тома-де-Томона, А. Воронпхпна, С. Но-аковского, Остроумовоп-Лебедеиой и др. Цель работы состоит в передаче ком­позиционного строя аналога, для чего

14 Ь-зВ


____ Глава 15. Графические клау.щры _________ 20')

избираются любые приемы изображе­ния. Клаузуры исполняются кистью в технике акварели, гуаши, тушевой от­мывки, рапилографом, толстым грифе­лем, углем, пастелью, фломастером. Ра­боты оцениваются не только но степени «схожести* с образом, но и по красоте исполнения, грамотности расположения изображения на листе бумаги, и по ори­гинальности авторской трактовки пред­ложенной темы (рис. 79, 1—4). Смысл таких упражнений очевиден, так как в процессе их исполнения происходит не только знакомство с разнообразной мане­рой графического творчества, но и выра­батывается опыт передачи увиденного в различных вилах графической техники. Эти же клаузуры можно усложнить, предлагая исполнить аналогичные гра­фические композиции ио памяти.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)