|
||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Свойства графического изображенияСтиль изображения — неотъемлемое качество, отражающее сложный комплекс взглядов, вкусов и настроений, характерный для определенного времени. В каждый исторический период творчества графиков, живописцев, дизайнеров, архитекторов вырабатывается некий общий стереотип оформления изобразительной информации. В архитектурной профессии эта «схожесть» чертежей, рисунков, эскизов объясняется общностью
|» 9 Ш ffl ffi Й © ffl & и Э
I'm1. h\ -Дом» тчччо:о1 отельная ут.чошюсгп, лгпч'когп рмгупка (1), тзматгльмая, цел?направленная условность в графике Утимаро (2): Л. Остроумовой Лебедевой (3) умонастроении людей, причастных к архитектурной профессии, отражением направления архитектурной мысли, традиций, условий художественной культуры. Результатом такого процесса является определенный характер графического языка, своеобразный «стиль» професси-
онального изобразительного лексикона. «Стиль^ — понятие широкое, отражающее самые характерные черты архитектурной графики в проектной практике, а также идеи, бытующие в прогрессивных архитектурных школах. Стиль архитектурной графики, свойственный оп- 20 ___________ Часть I. Средства изображения и а иды архитектурной /рафики ределенному времени, не способствует нивелировке индивидуального почерка каждого мастера-современника. Индивидуальная манера специалиста естественна, ибо одним из признаков профессионала высокого класса является творческая индивидуальность, неповторимость личной точки зрения на аспекты профессионального творчества. По этим причинам в архитектурной школе необходимо поощрять индивидуальность каждого учащегося. В процессе обучения архитектурная графика неминуемо следует определенным традиционным правилам, подчиняется конкретным стандартам. Соблюдение этих правил не должно лишать учащегося возможности вырабатывать свой личный стиль проектной и графической работы (см. рис. 6, 110, 111). Специфические качества архитектурного объекта заставляют специалиста целенаправленно конструировать изображение. Культура изображения подразумевает осознанность усилий, приводящих к определенным требуемым результатам. Для архитектора-профессионала работа над изображением протекает почти бессознательно, интуитивно, ибо цель такой работы давно осознана, практические навыки отшлифованы и совершенны. В этом процессе у архитектора-профессионала особо важную роль играет подсознание. Для учащегося архитектурной школы такая работа требует больших усилий, должна направляться педагогами, подчиняться определенным правилам. В этом процессе большую роль играет знание, трезвая оценка особенностей архитектурной графики, понимание, почему и зачем процесс профессионального изображения приводит к определенным результатам. Учащийся архитектурной школы осознает, что архитектурная графика является языком, выражающим замыслы архитектора. Полнота и информативность этого языка зависят от его специфических свойств — стиля, условности, лаконизма изображения. Условность — свойство изображения, выявляющее самые существенные черты объекта, идею его содержания. Стремление к условности —преднамеренное обобщение изобразительной информации. Условность подразумевает отображение самого главного, существенного и одновременно вызывает необходимость отбраковки второстепенных, несущественных черт объекта. Чем больше обобщено изображение по степени передаваемой информации, тем в большей степени оно условно. По этим причинам качество профессиональной графики находится в прямом соответствии с ее условностью. Емкость передаваемой в условной графике информации должна соответствовать целям изображения. Любая словесная информация, любой содержательности текст не скажут профессионалу так точно и в таком необходимом объеме то, что можно передать в условном изображении. Эта направленная способность к отображению самых характерных свойств объекта в максимально простой изобразительной форме носит название ОСОЗНАННОЙ условности. В противоположность ей НЕОСОЗННАЯ условность — интуитивное стремление любого человека к изображению предмета наипростейшим способом. Так, ребенок хочет изобразить «дом» и в меру своих сил рисует его (рис. 6, /). На любых этапах обучения, требующих графической расшифровки, необходимо развивать способность к осознанной условности. Особой концентрации это качество достигается при требовательном отношении к исполнению любых видов АГ. Перегрузка любого графического произведения лишними, несущественными деталями приводит к изобразительному многословию, лишает изображение информативной четкости. Развитие способностей осознанной условности зависит от грамотной педагогической ориентации любого графического действия, от строгой оценки любого эскиза, рисунка, Гяава 1. Средства /рафичако/о шюбражепия чертежа с позиций их условности (рис. 6, 2-4). Лаконизм — особенность изображения, определяемая простотой изобразительных приемов. Стремление к лаконизму — преднамеренная простота графического языка, экономное использование средств изображения. Условность графики обязательно предполагает лаконизм ее изобразительной реализации. Если условность является качественной характеристикой изображения, то лаконизм отображает его количественную сущность, рациональность его конструирования. Оценка качественных особенностей содержания проектной графики зависит от того, какие графические средства используются автором для выражения тех и специфика архитектурной графики __________ 21_ или иных профессиональных задач. Отражение различных состояний архитектурного объекта, выражение его образных, тектонических, функциональных свойств специфично для каждого из средств изображения и вида АГ. Такие понятия как стиль, условность, лаконизм видоизменяются в зависимости от применения графика линейной, тональной или цветной (рис. 7, 8). Неодинаково по своему содержанию и восприятие чертежей и рисунков, выполненных с применением линии, гона или цвета. Специфика каждого из средств или видов АГ глубоко своеобразна. Именно по этим причинам принципиальное различие в приемах изображения архитектурных объектов отражено в отдельных главах, ГЛАВА 2. ЛИНЕЙНАЯ ГРАФИКА И ПРИЕМЫ ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ЛИНЕЙНОЙ ГРАФИКИ 1. Линия, линейная графика Линия является самым распространенным средством изображения. Значение линии как изобразительного средства состоит в особой природе человеческого зрения. Любой объект наблюдения воспринимается посредством движения глаз, прослеживающих контур объекта (его наружную линию), границы поверхностей объекта (в виде их линейных очертаний). Опыт человеческого восприятия позволяет воспринимать контур не как самостоятельную линию, а как линейное образование, характеризующее структурные качества предмета. Человеческое сознание воспринимает контур как часть конструкции любого объекта с учетом поправок на перспективное искажение форм, индивидуальные особенности конструктивной структуры предмета, условия его освещенности и положения в пространстве. Линейное (контурное) восприятие предмета передает содержательную информацию о размере, массе, форме и ракурсе объекта. Основой построения «любого изображения, в том числе тонового и цветного, также является линия. Линия— изобразительное средство самого распространенного вида графической техники — линейной графики. Линейная графика — основная техника исполнения чертежа, эскиза, рисунка, технической схемы. Главное средство ее выразительности — контрастное Ч соотношение линий с поверхностью бумаги. На контрастном соотношении поверхности изображения и линии определенной толщины, наклона, кривизны и протяженности базируется плоскостное или пространственное восприятие изображения, его статичность или динамичность (рис. 7, 4, 5). Различная фактура линий, зависящая от материала, инструментов и приемов исполнения, создает различное впечатление материальности изображаемой предметной формы, отражает активность или сдержанность в беспредметной композиции (рис. 7, 1— 3). Линейная графика — самый распространенный, наипростейший способ изображения архитектурной формы, деталей предметной среды, и потому для архитектора очень важно овладеть этой техникой. Линейная изобразительная форма выражения замыслов архитектора известна со времен Древнего Египта, Мастерство линейного изображения с помощью чертежных инструментов получило широкое распространение с начала XV в. Известны чертежи зданий, кораблей, орудий, выполненные в этот период архитекторами и инженерами с помощью линейки, циркуля, и рейсфедера. Показательно, что эти чертежи столь же лаконичны и информативны, как и современная архитектурная и инженерная документация. Различие в стиле, характере оформления чертежа начала XV в. и современного архитектурного и инженерного чертежа конечно есть, но суть их изобразительного языка та же. Язык линейной графики настолько скуп и условен, что для работы в этой технике, для ее полноценного восприятия, как в былые времена, так и сейчас, необходима высокая профессиональная культура. В линейной графике возможна тональная, цветная разработка формы, выявление ее освещенности, массы, фактуры (рис. 8, 1, 2). В этом случае применяется цветная линия, заливка, линейная имитация тона —штриховка (рис. 8, 3, 4). В современной архитектурной школе освоение подавляющего большинства предметов основывается на линейной графике. Инструменты и приспособления, применяемые в технике линейной графики, можно разделить на три группы. Глава 2. 2. Первая группа инструментов для линейной графики Эта группа состоит из самых примитивных по устройству, надежных и эффективных по результатам применения устройств — карандашей (обыкновенных й автоматических), угольных палочек, перьев и кистей. Изменение наклона инструмента, сила его нажима, использование бумаги гладкой или фактурной позволяет изображать линии различной толщины, кривизны и фактуры. Умение использования названных инструментов для рисунка и черчения от руки (без применения специальных разметочных и чертежных приспособлений) составляет основу профессиональной культуры изображения. Автор изображения использует примитивный инструмент как продолжение собственной руки. График-архитектор вырабатывает подсознательный опыт изобразительного отражения зрительных образов путем координации действий глаза и руки. При этом формируются навыки специфичных для графики движений всей руки, локтевого сустава, кисти руки, ее пальцев, управляющих инструментом. Сложный комплекс этих движений, дающих свободу изображения в сочетании с развитой фантазией и вкусом, и есть графическое мастерство. Техника линейной графики с использованием карандашей, игольной палочки, сатины, кистей Требования к инструментам: Карандаши простые являются самыми удобными и универсальными для начинающего графика инструментами (рнс. 9). Умение затачивать карандаши острым или пологим конусом, оставлять длинный или короткий грифель, позволяет каждому графику четко регулировать удобство пользования инструментом в соответствии с личными вкусами и особенностями графической работы. Качество инструмента зависит от качества графического стержня {он не дол- я графика и приемы ее изображения __________ 23 жен быть ломким), а также от свойств, текстуры и мягкости деревянной оправы (дерево должно быть легким в заточке, срезаться некрупной ровной стружкой без сколов). В архитектурной графике применяется следующая маркировка карандашей: для черчения — ЗТ, 2Т, Т, ТМ (отечественная маркировка), ЗН, 2Н, Н, F, НВ (зарубежная маркировка); для рисунка - ТМ, М, 2М, ЗМ, 4М, 5М, 6М (отечественная маркировка), F, НВ, В, 2В, ЗВ, 4В, 5В, 6В (зарубежная маркировка). Карандаши механические в пластмассовых или металлических корпусах получают все более широкое распространение в архитектурной графике (см. рис. 27, 28). Использование этих инструментов для рисования и черчения требует серьезных навыков, так как рисовальщику или чертежнику необходим опыт регулировки силы нажима на грифель. Для неумелого использования механических карандашей характерен выпуск слишком длинного конца грифеля. Любой непроизвольный нажим на инструмент приводит к облому грифеля в месте зажима графитного стержня ого-ловником карандаша. При использовании простого карандаша часть усилий при нажиме на грифель амортизируется деревянной оправой. Следует освоить технику рисунка и черчения механическими карандашами с грифелями средней толщины и толстыми грифелями, так как работа с каждой группой этих инструментов имеет свои особенности. Рисование и черчение механическими карандашами с грифелями средней толщины (около 2 мм) мало отличается по характеру от такой же работы обычными карандашами. Рисунок, грубый чертеж, выполненный механическим карандашом с толстым грифелем, по характеру близок к рисунку углем, он обязательно будет огрубленным с толстыми интенсивными линиями, штрихами. Маркировка грифелей та же, что и для простых карандашей. V
(@©
/-
Рис. 7. Изобразительное отражение параметров формы (1. 2. 3, 1), состояния покоя (5) и дмиеянти (6) {лава 2. Линейная графика и приемы ее изображения U 25
Уголь и сангина для удобства рисования и черчения вставляются в специальные держатели (см. рис. 3). В наше время эти материалы широко распространены в виде прессованных стержней, применяемых как грифели в толстых механических карандашах-вставках. Линейный рисунок этими материалами имеет свои особенности, так как с помощью угля и сангины можно получить широкую рыхлую линию, что позволяет применять такую технику в эскизных чертежах, клаузурах, в чертеже и рисунке на кальке, гладкой и фактурной бумаге. Для получения живописного характера рисунка, обобщенного чертежа, эскиза объекта, целесообразно использовать уголь и сангину. В процессе работы этими материалами необходимо помнить, что линии и штрихи проводятся «без нажима, легко, как бы скользя по бумаге*. Резкие нажимы приводят к ломке, крошению угольной палочки, сангины, толстого грифеля. Стирать изображение можно чистой тканью или чистым и очень мягким ластиком, кляч-кой. Кисти для рисования и черчения применяются чрезвычайно редко. Такая техника линейной графики характерна для китайского и японского рисунка. В архитектурном обучении рисунок кистью используется специально для раз- Oij? ОШ Рис. И. Отражение различных состояний формы в линиях (1, 3). тоно (4), с применением штриховки (2) вития осознанной условности, так как в процессе рисования кистью концентрируется внимание, сущность формы отображается в нескольких линиях, выразительность и точность которых определяют качество изображения. Для ка- <
Глава 2. Линейная /рафика и приемы ее изображения 27
чественного рисунка кистью требуется длительная тренировка, так как упругость линии, ее очертания и сила нажима зависят от согласованных движений кисти руки и предплечья, правильности положения локтевого сустава и корпуса. Большое значение имеет и правильность держания кисти рукой. Если карандаш, самопишущая ручка, фломастер могут занимать положения с разным наклоном к бумаге при захвате большим и указательным пальцами и опорой на средний палец, то рисунок кистью должен обязательно сопровождаться вертикальным положением кисти относительно плоскости бумаги. При захвате кисти большим и указательным пальцами опора на средний палец не обязательна. В зависимости от необходимости средний палец ТО фиксирует нижний конец кисти, то оставляет его свободным. Лучшими материалами для рисунка кистью является китайская тушь, акварель и гуашь. Требования к бумаге при работе в указанных видах техники менее строги, чем при линейном черчении в туши, при отмывке и покраске китайской тушью и акварелью. Для линейного черчения в карандаше необходима бумага с плотной поверхностью, позволяющая легко стирать резинкой карандашные линии. Чем хуже качество бумаги (чем более ворсиста ее поверхность), тем мягче должен быть грифель. На хорошей бумаге легко можно чертить жесткими карандашами (ЗН, 2Н, Н). Качественный чертеж на плохой бумаге можно получить только при условии использования мягких грифелей (F, НВ, В, 2В). Для линейного рисунка в карандаше необходима бумага со сравнительно плотной поверхностью. Чем мягче грифель простого или механического карандаша, тем менее качественной может быть бумага. Рисунок мягким грифелем (4В, 5В, 6В), угольным стержнем, сангиной не требует особого качества бумаги. Для этих целей могут быть использованы крафт, обои, тонкий картон, калька (лучше карандашная). При выборе бумаги следует исходить из того, какие цели преследует данный чертеж или рисунок. Если от линейной композиции не требуется четкого изображения объекта, а необходимо отобразить лишь его общие параметры и признаки, то можно использовать для работы бумагу с рыхлой, ворсистой поверхностью. Если линейный рисунок должен сравнительно точно отражать параметры объекта, то бумага для его исполнения должна иметь относительно плотную и гладкую поверхность (например, мелованная бумага или карандашная калька). 3. Вторая группа инструментов для линейной графики Эта группа состоит из следующих современных инструментов; графоса (самопишущей ручки с перовыми и трубчатыми насадками); фломастера (баллона с типографской краской, питающей фетровый наконечник): рапн-дографа (самопишущей ручки с трубча-то-игольчаты ми оголовниками); автоматического карандаша с выдвижными тонкими грифелями, рейсфедера. Все эти инструменты приспособлены для изображения линий одной толщины. Только опытный график, манипулируя поворотом фетра фломастера или иглы рапидографа под разными наклонами и с разным нажимом, может выполнить линию переменной толщины. Как правило, все названные инструменты (кроме фломастера) предназначены для черчения (рис. 11 — 13). Кроме того, отличительной особенностью названной группы инструментов (кроме механических карандашей) является невозможность их исправления. Линии, проведенные графосом, фломастером, ра-пидографом, рейсфедером очень трудно исправить, так как для этого требуется срезать изображение с бумаги или закрыть неправильно проведенную линию
Рис. 10. Различные типы готовален Глава 2. Линейная /рафика и приемы ее изображения
слоем белил. Такая особенность вынуждает графика работать с повышенным вниманием, четко контролировать себя, так как любая неточность приводит к искажению рисунка, снижению качества чертежа. В учебной графике эта группа инструментов часто используется специально с целью развития внимания учащихся, приобретения навыков точного выражения несколькими линиями сущности изображаемого предмета. Циркульные кривые вычерчивают с помощью циркулей различной величины и устройства. Комплект циркулей, измерителей, рейсфедеров и разнообразных насадок называется готовальней. Современные готовальни имеют специальные приспособления, позволяющие вычерчивать кривые как с помощью рейсфедеров, так и с помощью оголов-ников ранидографа. Имеются готовальни, комплектуемые различными насадками графоса (рис. 10). Освоение навыков использования рейсфедера, фломастера, графоса, ранидографа, тонкого автоматического карандаша-микрографа целесообразно после освоения техники использования обыкновенного карандаша, пера, тонкой кисти, угля. В случае преждевременного знакомства с работой рапидофафом, фломастером неопытный человек сковывает сбои изобразительные навыки, стиль его графики становится сухим, примитивным. Это объясняется тем, что неопытный рисовальщик, используя в рисунке, чертеже линию одной толщины, тем самым обрекает себя на выражение творческих замыслов с помощью весьма ограниченных по выразительности средств. В результате вырабатывается грубая манера рисунка или чертежа, лишенная гибкости и точности применения богатой гаммы средств линейной графики. / Техника линейной графики с использованием рейсфедеров, графоса, ранидографа, автоматического карандаша, фломастера. Требования к инструментам. Рейсфедеры являются идеальными инструментами для вычерчивания прямых и кривых линий, составляющих основу любого чертежного изображения. Изображение рейсфедера — чертежного инструмента с регулируемой винтом шириной развода лопастей металлического пера — относится к XIII в. Позднее, в XV в. появляются несколько разновидностей рейсфедеров с разной шириной лопастей, которые в зависимости от назначения инструмента имеют разнообразную кривизну профиля и остроту окончания. Разница формы оголовника рейсфедеров объясняется тем, что для вычерчивания тонких линий удобны небольшие инструменты с узким и острым окончанием лопастей; для вычерчивания толстых линий удобны инструменты с лопастями широкими, с плоским округлым окончанием; для вычерчивания окружностей и кривых лучше всего подходят рейсфедеры малой и средней величины с клювообразным профилем загиба лопастей и т. д, Качество рейсфедера определяется следующими требованиями: очертания лопастей инструмента при взгляде сверху и снизу должны быть симметричными без асимметричного стачивания одной из сторон лопасти; при взгляде сбоку концы лопастей инструмента должны быть одинаковой длины, т. е. одна из лопастей не должна выступать относительно другой (в этом случае рейсфедер царапает бумагу); лопасти рейсфедера не должны иметь заусенцев, острых выступов, зазубрин, перекосов. Дефекты лопастей рейсфедера устраняются затачиванием на мягком оселке (кругообразными движениями с легким 1 Имеются упоминания о перьях с раздвижными лопастями для начертаний линий разной толщины, которыми пользовались римляне. Первые изображения медных рейсфедеров, ширина развода лопастей которых регулировалась кольцевым зажимом, относятся к XIII в. Рис. 11. Различные типы рейсфедеров Графос (1) Глава 2. Линейная /рафика и приемы ее изображения __________________________________________ 3jf нажимом). Заточка завершается зачисткой поверхности лопастей мелкозернистой наждачной шкуркой и суконкой. Навыки работы с рейсфедером заключаются в умении содержать инструмент в чистоте, заправлять его качественным раствором такого объема, который не приводит к вытеканию жидкости из полости лопастей, каплеобразным утолщениям в начале и в конце линии при соприкосновении с бумагой или отрыве инструмента от плоскости чертежа. Необходима также выработка навыка правильного держания рейсфедера в процессе черчения. Лучшее его положение — вертикальное по отношению к плоскости бумаги или слегка наклонное в сторону движения инструмента. Вести линию необходимо плавно с одинаковым нажимом на бумагу. При сильном нажиме лопасти рейсфедера расходятся, царапают бумагу, что приводит к утолщению контура линий или образованию капель. Грубое обращение с инструментом способствует искривлению и стачиванию лопастей, является причиной непроизвольного и стенания раствора туши на бумагу. Графос — перьевая насадка с ручкой, снабженной внутренним резервуаром для туши (рис. 11). Специфика работы с графосом мало отличается от аналогичных процессов с применением тонких рейсфедеров. Главное для качественного использования графоса — это чистота его пера и подбор правильной густоты раствора туши. Излишне разбавленная тушь приводит к образованию капель, загустевший тушевой раствор быстрее засыхает, что ведет к за-трудненному функционированию инструмента, прерывистым линиям, прочеркам и т. д. Требования к качеству начертания липни с помощью графоса аналогичны требованиям к технике владения рейсфедером — инструмент необходимо вести по бумаге строго вертикально к ее поверхности и без нажима. В процессе черчения плоскость пера, графоса, рейс- федера должна быть параллельной направлению изображаемой линии. Ра ни до графы — самые распространенные из выпускаемых в наше время чертежных инструментов. Рапплограф — самопишущая ручка с трубчато-игольча-тым оголовнпком. Несмотря на общую схожесть принципа устройства раппдографов имеются фирменные различия в конструкции и качестве материала трубчатого завершения оголовника — поршня с иглой, крепления баллона для туши, форме корпуса, защитного колпачка и его деталей (рис. 12). Лучшими считаются рапидографы такой конструкции, в которых при любых условиях работы игла с поршнем свободно перемещается в корпусе оголовника, исключено просачивание тупш в месте выхода трубки, все детали рапидографа легко разбираются и могут без затруднения подвергаться чистке и последующей сборке. Эти свойства легко выявляются в процессе непродолжительной работы с инструментом. Если во время черчения рапидографом можно получить ровные линии без прочерков и перерывов, при встряхивании из оголовника не каплет, игла свободно движется в трубке (о чем свидетельствует легкое постукивание поршня иглы внутри оголовника); то качество рапидографа вполне удовлетворительное. Если к тому же специальная тушь для заправки рапидографа долго не сохнет внутри инструмента, не образует загрязняющего слоя на внутренней поверхности оголовника и баллона, инструмент после длительного перерыва моментально готов к работе, дает хорошее качество штрихов и линий, то вам досталась хорошая по конструкции модель инструмента. Успешная работа с рапидографом зависит от соблюдения ряда обязательных для всех видов конструкций правил. Инструмент в перерывах между работой СОВЕТУЕМ: 1) чисто промыть и очистить; в процессе работы периодически встряхивать для того, чтобы игла с поршнем свободно двигалась в трубке, без Рнс. 12. Рапидографы, предназначенные для изображения линии различной толщины: ралидонат (1); устройство рапи-дографа (2) Глава 2. Линейная графика и приемы ее изображения __________________________________________ 33 чего невозможно качественное выполнение линий; 2) заправлять рапидограф только специальной тушью, заливая ее в баллон в количестве не большем, чем требуется для одно-трехдневной работы (если излишки туши остаются в рапидог-рафе на долгое время, то тушь высыхает и инструмент засоряется); 3) в процессе работы постоянно протирать рабочие части инструмента чистой тканью. При работе с рапидографом НЕ СОВЕТУЕМ: 1) сильно давить на трубча-то-игольчатую насадку, так как при этом портится инструмент, засоряется игла, царапается бумага; 2) заправлять баллон химической тушью или чернилами, так как в этом случае все части рапидографа нужно промывать сразу после окончания черчения; 3) пользоваться для разборки и сборки инструмента нефирменными от-иертками, прикладывать большие усилия при развинчи-ванни и завинчивании деталей с резьбой. Рапидографы имеют па оголовннках маркировку, обозначающую толщину линий, для начертания которых предназначен каждый инструмент. Маркировка обозначает диаметр рабочей трубчато-игольчатой оконечности оголовника или в десятых долях миллиметра - 0, 1; 0, 2; О, 3; 0, 4; 0, 5; 0, 6; 0, 7; 0, 8; 1, 0; 2, 0 мм, или в сотых долях миллиметра, а именно - 0, 13; 0, 15; 0, 18; 0, 25; 0, 35 мм. Такая широкая гамма линий, получаемых с помощью рапидографа, необходима скорее в техническом черчении. В АГ для черчения особенно широко употребимы: для начертания тонких линий — 0, 1; 0, 13; 0, 15; 0, 18; 0, 2 мм; для начертания средних линий — 0, 25; 0, 3; 0, 35 мм; для начертания толстых разрезных линий — 0, 5; 0, 7; 0, 8 мм. Для заливки тушью поверхностей чертежного изображения - 1, 0; 1, 2; 1, 4 мм (рис. 12). В настоящее время разработаны специальные составы тушевых заправок и специальные рапидографы с трубчатым окончанием из металлов особой закалки, которые позволяют наносить тушь 3 Э-525 на фото — и синтетическую пленку, металлические поверхности, фанеру, оргалит и пр. Инструменты для таких целей имеют специальную цветную и буквенную маркировку, которая повторяется и на флаконах специальной тушевой заправки. Употреблять такую тушь и рапидографы для работы на бумаге и кальке не рекомендуется. Во время работы рапидограф следует держать строго перпендикулярно по отношению к плоскости бумаги. В противном случае трубчатая насадка стачивается, и инструмент царапает бумагу. Приспособления, необходимые для работы с рапидографами: рапидомат — специальное устройство, предотвращающее засыхание туши в трубчато-игольчатом оголовнике рапи-дографов. Принцип действия рапидома-та основан на том, что оголовники рапидографа помещаются в специальные гнезда, нижние части которых расположены в герметичной полости с повышенной влажностью. Влажность герметичных полостей рапидомата обеспечивается специальной прокладкой из пористого пенопласта, смоченного водой. Ра-пидоматы на 3, 4, 5 и 8 гнезд выпускаются как в виде частей, встроенных в футляры для хранения рапидографов, так и в виде автономных устройств, устойчивость которых обеспечивается за счет утяжеления данной части рапидомата металлическими грузами; угольники, лекала, линейки, предназначенные специально для работы с рапидографами и рейсфедерами, должны иметь кромки с подсечкой. Такое устройство препятствует затеканию туши под плоскость угольника, линейки, лекала. Лучшие образцы таких инструментов изготавливаются из прозрачной пластмассы особой прочности. Для стирания тушевых изображений с поверхности кальки и бумаги применяются специальные ластики —простые и с электроприводом (нечто вроде фрезы, срезающей загрязненную поверхность бумаги).
Рис. 13. Различные типы фломастеров: вариограф (1), загранка вариографа (2) Глава 2. Линейная графика и приемы ее изображения 35
Фломастеры — баллоны со стержнем из фетра. Фломастер ранее употреблялся как инструмент для маркировки тары. В 1950—1960-х годах выпускались фломастеры только с толстыми фетрами. В 1970—1980-е годы промышленность освоила выпуск фломастеров с тонкими фетрами и маркировкой, аналогичной с рапидографам. В настоящее время фломастеры широко применяются в черчении и рисовании, хотя качество линий, полученных с помощью фломастера, отличается своими особенностями — линия имеет нечеткие, расплывчатые границы, подплывает при работе на любой бумаге (кроме ватмана и кальки). Если рейсфедер, графос, рапидограф в процессе черчения необходимо вести перпендикулярно к плоскости бумаги, то для работы с фломастером это не обязательно. Фломастером можно чертить и рисовать с любым наклоном, чем достигаются разные по своей выразительности графические эффекты (рис. 13). Эти свойства фломастера учтены и использованы в конструкции нового инструмента типа «вари-ограф», который представляет собой заправляемый специальной тушью инструмент с фетровыми игольчатыми оголов-никами толщиной 0, 2; 0, 3; 0, 5; 0, 7 мм. Длину фетра можно регулировать, при снашивании фетр можно заменять. С помощью вариографа удобно рисовать, наносить на бумагу линии и штрихи с переменным нажимом, Тонкие автоматические карандаши ^микрографы» — инструменты, получившие особенно широкое распространение в конце 1970-х — начале 1980-х годов. С помощью этих инструментов осуществляется подавляющая часть карандашной чертежной графики. Автоматические карандаши имеют маркировку 0, 3; 0, 5; 0, 7 мм и т. д. Следует помнить, что тонкие графитные стержни, заправляемые в автоматический карандаш, очень хрупки, из-за чего необходимо осторожно регулировать длину грифеля при его выдвижении из цанги. При любом жестком нажиме на грифель его конец обламывается. Работа с автоматическим карандашом допускает держание инструмента наклонно по отношению к плоскости бумаги. Грифили микрографа выпускаются в нескольких вариантах мягкости — 2Н, Н; Г; В; 2В. Чертеж и рисунок, исполненные микрографом, отличаются особым изяществом и сдержанной простотой. Требования к бумаге: а) при работе рейсфедером и флома- б) при работе графосом, рапидогра- 4. Третья группа приспособлений для линейной графики Эта группа состоит из приспособлений, с помощью которых линейная графика моделируется из готовых элемен- 36 ___________ Часть I. Средства изображения и виды архитектурной графики тов. К этим устройствам относятся лет-расет, специальные трафареты и шаблоны. Летрасет — изображение линий, различных фактур, шрифтов, деталей антуража и оборудования, нанесенное на листы прозрачной бумаги методом декалькомании {рис. 17, 2), Применение летра-сета экономит время, сообщает чертежу четкость, ясность, универсальность восприятия символики графической информации. Однако специалист, применяющий летрасет, целиком зависит от качества линейного рисунка, воспроизведенного в промышленном образце. К сожалению, большинство образцов лет-расета по характеру линейного изображения оставляет желать много лучшего. В обучении применение летрасета целесообразно только после освоения культуры линейной графики, воспроизведенной собственными руками. Трафареты — листы из толстой пластмассы, пластмассовых пленок с вырезанными контурами изображений деталей оборудования; условных обозначений, применяемых в техническом, картографическом, архитектурном черчении; контуров окружностей, эллипсов и т. д. Трафареты значительно экономят труд чертежника, инженера, архитектора, учащегося архитектурной школы, однако их использование целесообразно только при работе над графическими чертежами, где характер графики должен быть предельно информативным с широким использованием условной символики, особым стилем огрубленной линейной графики в сравнительно толстых линиях. Эти приспособления широко применяются в рабочем черчении, работе над техническими чертежами и схемами в архитектурной школе. В обучении к такому стилю графики нужно готовить целенаправленно. Навыки композиционной работы, приобретенной на начальных этапах обучения в процессе рисунка, черчения с применением различных простейших инструментов, формируются в определенную культуру. Эти навыки позднее, на старших курсах архитектурной школы, способствуют грамотному, сознательному использованию летрасетов, трафаретов, шаблонов. Освоение приемов линейной графики является основой изобразительной культуры архитектора, учащегося архитектурной школы, за которым следует процесс овладения гаммой приемов тональной графики. ГЛАВА 3. ТОНАЛЬНАЯ ГРАФИКА И ПРИЕМЫ ЕЕ ИСПОЛНЕНИЯ. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ТОНАЛЬНОЙ ГРАФИКИ 1. Тон, тональная графика Тон есть понятие соотношения темного и светлого, контрастного и нюансного. Основное свойство тона — его ах-роматичность, т. е. отсутствие ярко выраженных цветовых характеристик. Понятие «тон* всегда неотделимо от понятия «поверхность». Тон может отражать темноту или светлоту как поверхности изображения, так и поверхности предмета. Тон так же, как и линия, мо- жет выражать разнообразные свойства формы. В отличие от линии тон имеет контраст не линейный, а поверхностный. Изображение в тоне светотеневых контрастов, фактуры, текстуры — приемы выявления свойств поверхности предметной формы. Техника с использованием тона носит название «тональная [рафика». Тональная графика — приемы наиболее убедительного изображения сложной пластики, эффективный способ вы- Глава 3. Таиаяышя графика и приемы ее исполнения 37
явления воздушной перспективы, осве щенностн. В процессе освоения приемов тональной графики формируются такие качества, как пространственное мышление, умение моделировать форму, пластику, образ здания с помощью тональных., светотеневых контрастов, умение пользоваться кистью, ретушью, мягким грифелем, углем, аэрографом. Освоение таких технических приемов архитектурной графики, как тушевка, лессировка, акварельная покраска, ретушировка карандашом, углем, фломастером, требует длительного освоения ряда навыков. Изображение формы в тоне позволяет передать такие ее качества, как величина, вес, фактура, текстура, что имеет большое значение для передачи многочисленных характеристик архитектурного объекта. Техника тональной графики существует очень давно — с момента изобретения китайской туши и акварельных красок. В архитектурной графике техника тушевой лессировки и акварельной покраски получила широкое распространение к началу XVIII в., хотя случаи использования тона в архитектурных и инженерных чертежах и рисунках характерны для многих мастеров времен европейского Средневековья. Язык тональной графики легче воспринимается неподготовленным зрителем, так как изображение с использованием гона передает наиболее достоверную информацию о свойствах предмета. Это легко проследить на сравнении полноты впечатления от изображения одного и того же объекта в линиях и в тоне (см. рис. 8, % 4). В архитектурной школе освоение тональной графики имеет большое значение, так как с ее помощью развиваются как практические навыки учащегося, так и его фантазия, пространственное мышление, воображение. Свобода владения тоном в очень большой степени помогает зодчему моделировать ситуации, где освещение, положение в пространстве наиболее выгодно выявляют форму проектируемого объекта. Инструменты и приспособления, применяемые в технике тональной графики, подразделяются на три группы. 2. Первая группа инструментов для тональной графики Эта группа состоит из устройств, с помощью которых можно покрывать поверхность изображения сухой ретуши-ровкой (эти же инструменты дают сухую линию, сухой штрих). К таким инструментам относятся мягкие Карандаши, угольные палочки, сангина, фломастеры с высыхающим фетром. Техника тонального рисунка, получаемая с помощью названных инструментов (кроме фломастера), отличается тем, что ее можно править, стирая или ослабляя ластиком покрытую тоном поверхность. Исправление рисунка дает возможность усиления или ослабления тона, моделирования формы с более тонкими нюансами, получаемыми за счет протирания бликов, ретушировки поверхности рисунка специальными приспособлениями, кусками ткани. Современные специалисты-графики считают, что освоение рисунка карандашом, углем и сангиной является основой культуры достоверного изображения формы. Техника тональной графики с использованием мягких карандашей, угля, сангины, фломастера с высыхающим фетром Требования к инструментам Простые и механические (цанговые) карандаши с мягкими грифелями являются самыми распространенными инструментами для штриховой графики, ретушировки. Для исполнения рисунка или чертежа в тональной графике применяются грифели мягкостью Т; ТМ; М; 2М; ЗМ; 4М (в российской маркировке) или F; НВ; В; 2В; ЗВ; 4В; 5В; 6В (в зарубежной маркировке). Аналогичная маркировка ставится и на толстых грифелях для соответствующих цанговых карандашей. В эти же
38 ___________ Часть I, Средства изображения и толстые механические карандаши (в архитектурной терминологии — «встав-киг>) вставляются грифели, прессованные из крошки угля и сангины. Для штриховой графики необходима острая заточка конца грифеля простого или механического карандаша. Для ретуши удобнее плоская заточка грифеля с так называемым тупым концом. Необходимо учесть, что остро заточенный грифель мягкостью 4В; 5В; 6В при сильном нажиме обламывается. Уголь и сангина по технике исполнения штриховой графики и ретуши отличаются лишь тем, что с помощью угольной палочки сангины получается жирная штриховка, плотная ретушь для передачи огрубленных, контрастных, светотеневых отношений. Интенсивность штриха, сила тона в ретушировке может варьироваться изменением наклона, силы нажима угольного стержня, многократным наложением слоев материала на лист бумаги. Править штриховку, графику и ретушь можно только мягким чистым ластиком или клячкой. Слои угольной ретуширов-ки стираются чистой тканью. Фломастер с высохшим фетром — инструмент чрезвычайно удобный для рисунка рваной линией, рваной крупнозернистой штриховки и ретуширов-ки, Чем крупнее диаметр высохшего фетра, тем более сочной и живописной может быть штриховка, ретушь на поверхности бумаги. Особенностью такой графической техники является невозможность ее исправления с помощью ластика, клячки. Рисунок сухим фломастером должен быть предельно точным, любая его часть делается за один прием — сразу набело. Аналогичные графические эффекты можно получить, работая заточенной палочкой, спичкой, толстым тупо заточенным гусиным пером, конец которых обмакивается в тушь, темперу, гуашь. Требования к бумаге. Для штриховой графики, ретушировки в любой технике исполнения (мягкий карандаш, уголь, <h>i архитектурной графики __________________ сангина, фломастер с высыхающим фетром) желательна бумага с крупнофактурной, зернистой поверхностью. К таким видам бумаги относится бумага для эскизов, акварельная бумага, торшон. На листах бумаги такого типа поверхность, покрываемая штрихом, ретушью, имеет крупнозернистую фактуру, хорошо держит слой (или слои) угля, сангины, жирного грифеля. 3. Вторая группа инструментов для тональной графики Эта группа включает устройства, с помощью которых получают мокрую поверхность изображения, — кисть, фломастер, аэрограф. Применяя кисть и фломастер, можно получить тональное изображение как с помощью ретуши (полусухой штриховки), так и с помощью заливки и лессировки. Использование аэрографа позволяет покры-вать поверхность изображения путем последовательного наложения тона методом набрызга. С помощью этих инструментов осваиваются такие широко распространенные приемы тональной графики. Как тушевая отмывка, акварельная покраска, заливка поверхностей тушью, гуашью, темперой, типографской краской; техническая покраска аэрографом. Тональная графика в технике тушевой отмывки, монохромной покраски акварелью Требования к качеству кистей Кисти — универсальный инструмент, с помощью которого исполняется тональная графика в технике тушевой отмывки, работы акварелью, гуашью, темперой. Для всех перечисленных графических приемов применяются одни и те же виды кистей из мягкого волоса белки или колонка, а также ушного волоса. Кисти из свиной щетины применяются довольно редко, лишь для покрытия больших поверхностей кроющими красками (темперой и гуашью). Кисти по форме разделяются на круглые (с Рис. 14. Кигтн круглые и плоские, флешы, плиточная китайская тушь ■10 Часть I. Средства изабражеиия и виды архитектурной графики
круглой вязкой волосяного окончания), плоские {с плоской вязкой волосяного окончания) и флейцы (кисти с широкой плоской вязкой волосяного окончания). В архитектурной графике широко применяются кисти европейской вязки (с деревянной ручкой и волосом, скрепленным металлической шейкой) и кисти китайской вязки с волосяным конусом, закрепленным в отверстии тростниковой ручки (рис, 14), Наиболее распространенные круглые кисти отечественного производства маркируются следующими цифровыми индексами: тонкие кисти — для отмывки изображения мелких деталей и небольших поверхностей изображения — №№ 8, 9, 10, 11; средние кисти — для отмывки изображения средних по величине и площади деталей и поверхностей изображения — №№ 15, 16, 17, 18; толстые кисти — наиболее удобные для тушевой отмывки изображения акварелью крупных по площади деталей и поверхностей изображения - №№ 20, 21, 22, 23, 24. Следует обращать внимание на качество волосяного окончания круглых кистей. Хорошей можно считать беличью или колонковую кисть, конус которых при смачивании имеет ровную форму с острым окончанием. Требования к качеству туши: Тушь, употребляемая в архитектурной графике, называется китайской плиточной (или сухой). До 1950—х годов производилась высококачественная отечественная плиточная тушь, имеющая маркировку в виде красной звездочки. В настоящее время плиточная тушь, в виде прямоугольных, многогранных и круглых плиток-брикетов производится в Китае, Японии, Корее и других странах Востока. Синтетические растворы китайской туши производятся в некоторых странах Европы и продаются во флаконах. Тушь, предназначенная для заправки раиидографов, для выполнения технических приемов тушевой от- мывки не годится. Качественная китайская тушь изготавливается из сухого экстракта красящих желез морского головоногого — каракатицы. Настоящую тушь от синтетической можно отличить по резкому запаху канифоли. Для получения раствора плиточная сухая тушь натирается на поверхности фаянсового блюдца или стекла с добавлением небольшого количества кипяченой воды. Полученный раствор глубокого черного цвета обязательно трижды фильтруется через марлю и вату и хранится в чистом стеклянном сосуде с притертой пробкой. Для получения раствора различной интенсивности темную тушь надо разбавлять кипяченой водой в чистых сосудах. После употребления плитку сухой туши необходимо протереть насухо. В противном случае торцы тушевого брикета растрескиваются, Требования к качеству бумаги Бумага, употребляемая в чертежах с использованием техники тушевой отмывки или акварельной покраски, должна быть обязательно прочной с выявленной фактурой и максимально светлой поверхностью. Такие требования вызваны тем, что техника тушевой отмывки исполняется с условием приемов лессировки — многократного покрытия бумаги слабыми по интенсивности прозрачными слоями туши. Эффект лессировки построен на выявлении светотеневых контрастов, которые читаются лишь на светлой поверхности бумаги. Исполнение отмывки требует идеально ровной поверхности, для чего влажный бумажный лист натягивается на подрамник с последующим высыханием и выравниванием поверхности бумаги, Каждый слой тушевого раствора увлажняет бумагу, которая после высыхания снова становится ровной и не мешает наложению следующего слоя (рис. 15).
Рис. 15. Организация рабочего места, разновидности тушеной отмывки: от светло™ к темному радмыночная {I), отмывка полосами слоевая тушенка (2), ретушь (3), лессировка по сырому (4) 42 Часть I. Средства изображения и виды архитектурной графики
Требования к технике тушевой от-мывки1 Подготовка рабочего места. Качество любой графической работы зависит от соответствующей подготовки рабочего места. Для тушевой отмывки необходимо очистить рабочую площадь стола (стереть пыль и мелкий сор, убрать все лишние вещи). На столе оставляются: чистый лист ватмана размером в 1/4 чертежного листа {для нанесения пробных мазков туши), сосуд с чистой водой (для промывания кистей и устранения дефектов отмывки), флакон с натертой тушью, несколько сосудов с разными по силе тона тушевыми растворами, кусок чистой ткани и кисти. Подрамник для отмывки устанавливается в наклонном положении. Подготовка поверхностного слоя бумаги. Прежде чем приступать к исполнению тушевой отмывки, следует взять чистую кисть или кусочек мягкого поролона и промыть водой поверхность бумаги для очистки и увлажнения ее поверхности перед работой тушью. Следует учесть, что любая соринка, попавшая на влажную бумагу, может испортить ее поверхность, оставить жирный или красящий след. Начальная стадия тушевой отмывки. Сразу после высыхания бумаги накладывается первый, очень светлый по тону слой туши. Следует помнить, что при лессировке — многократном покрытии бумаги растворами туши — ровные (без пятен и подтеков) слои тона можно получить лишь покрывая бумагу в начале работы светлыми растворами туши. Поверхность бумаги начинают покрывать с верхнего левого угла горизонтальным движением кисти, обильно смоченной раствором так, чтобы по нижней границе покрытой тушью полосы образовался небольшой натек. Далее зигзагообразными движениями кисти натек опускают вниз вдоль поверхности бумаги, сохраняя го- ризонтальное положение натека по всей ширине покрываемой раствором поверхности. Отмывка производится только по наклонной поверхности бумаги, причем интенсивность отекания раствора регулируется скоростью движения кисти и крутизной наклона. Когда необходимая площадь покрыта тушью, отжатой кистью снимается натек, образовавшийся у нижней границы покрываемой раствором поверхности и нанесенный слой туши высыхает. Необходимая сила тона получается за счет многократного нанесения слоев раствора. Таким образом достигается ровная поверхность отмывки, глубина тона которой зависит от силы и количества раствора. Стадия тушевой отмывки с градациями от светлого к темному. Существует несколько приемов тушевой отмывки с изменяющимися градациями тональной светлоты. Здесь и далее даются примеры отмывки, градации которой изменяются исключительно от светлого к темному. Первый способ (размывочный) -•«слоевая тушевка* (см. рис. 15, 2). В отмывке используется один раствор туши средней интенсивности тона. Поверхность бумаги делят на одинаковые горизонтальные полосы 2—3 см ширины. Начинают отмывку сверху, покрывая всю поверхность бумаги, разделенную на полосы, равным слоем раствора с натеком. В нижней кромке покрываемой раствором поверхности собирают натек отжатой кистью и дают бумаге высохнуть. Следующий слой раствора кладут, начиная с верхней кромки второй полосы (пропустив первую полосу) и заканчивают отмывку так же снятием натека в нижней кромке поверхности. Каждый следующий слой отмывки наносится с пропуском верхних полос, учитывая что самое большое количество слоев раствора приходится на нижнюю полосу. В конечном результате 1 Здесь л далее все технические приемы тушевой отмывки изложены с использованием материалов работ [23] и [32] Глава 3. Тиналышя /рафика и приемы ее испштения 43
получается поверхность, которая последовательно утемняется слоями сверху вниз. Второй способ — размывочный (по сырому) (см. рис. 15, 1). Для отмывки используются несколько различных по светлоте и силе тона растворов. Для работы нормально иметь три—пять разных градаций тушевого раствора. Размывочный способ состоит в том, что поверхность отмывки покрывается светлым раствором с натеком, причем в последовательно спускаемый вниз горизонтально направленный натек постепенно добавляются все более темные тона тушевого раствора. Качество такого технического приема зависит от исполнения ряда правил. При отмывке размывочным способом СОВЕТУЕМ: 1) для получения интенсивного натека обильно смачивать кисть раствором, сохраняя оптимальный наклон подрамника и наклонное по отношению к плоскости бумаги положение кисти; 2) промывать и начисто отжимать кисть перед опусканием в сосуд с более темным тоном раствора; 3) добавляя в натек более темный тон раствора стараться не прикоснуться при этом к бумаге; 4) напитав кисть более темным тоном раствора произвести пробный мазок на чистом листе бумаги (таким способом с конуса кисти снимается загрязненная пленка); 5) держать сосуды с раствором закрытыми крышкой, так как в открытых сосудах на поверхности раствора образуется загрязненная пылью пленка; б) сразу убирать отжатой кистью натек в нижней части изобразительной плоскости. При отмывке размывочным способом НЕ СОВЕТУЕМ: 1) во избежание образования пятен добавлять в натек слишком темные тона раствора; 2) сильно наклонять подрамник, так как это приводит к каплеобразным подтекам раствора, выпадающих из полосы натека; 3) добавляя в натек темные тона раствора грубо водить кистью по поверхности бумаги; 4) применять в отмывке или малые по контрастной силе растворы с резкой разницей силы тона. Третий способ — «по сырому* (лессировка) (см. рис. 15, 4). Применяется для утемнения какой-либо из частей чертежа, для изображения воды, облаков, темных участков поверхности земли. Для исполнения отмывки «по сырому» поверхность чертежа увлажняют. Отжатой о край сосуда кистью с относительно темным раствором проводят по увлажненной бумаге в тех местах, которые необходимо утемнить (поверхности оконных и дверных проемов, темные участки воды, земли, облаков). Границы утемненных участков слегка растушевываются. При использовании этого способа отмывки необходимо помнить, что работа должна проходить только по увлажненной поверхности. Четвертый способ — ^ретушь» (см. рис. 15, 3). Ретушировка характерна не только для работы в технике отмывки, но и для технических приемов с использованием карандашей с мягким грифелем, угля, сангины. Суть такой графической техники состоит в наслоении штрихов, проведенных грифелем, углем, сангиной или полусухих мазков кистью. Разрежением или сгущением тона поверхности, покрытой штрихами или мазками, достигается высветление или затемнение участков изображения. В тушевой отмывке техника мелких мазков полусухой кистью существенно отличается тем, что работа производится мокрым материалом. Кисть увлажняется тушевым раствором, тон которого значительно светлее того, который требуется получить в результате работы на бумаге. Излишний раствор отжимается о край сосуда или с помощью чистой ткани до тех пор, пока кончик кисти при соприкосновении с бумагой начинает давать полусухие мазки-штрихи. Мазки (но не капли) наносят на бумагу один подле другого, следя при этом, чтобы между ними были промежутки, и ряды мазков не сливались. Часть I. Средства изображения и виды архитектурной графики
Мазками заполняется та часть изображения, которую нужно утемнить. После высыхания первого слоя мазков наносят следующие слои с расчетом заполнения последующими мазками светлых промежутков в предыдущем слое. Чем большую глубину тона необходимо получить с помощью ретуши, тем большее количество штриховых слоев надо положить на поверхность бумаги. Навыки ре-ту-шировкп позволяют получить поверхность ровного тона, плавные переходы от светлого к темному. С помощью ретуши исправляются пятна, резкие переходы в некачественной отмывке, особенно необходимые в тех случаях, когда плохое качество бумаги не позволяет использовать графические приемы тушевой лессировки. Следует учесть, что основными недостатками чертежной бумаги являются: рыхлые участки ее поверхности (на чертежном ватмане), пятна, напоминающие жирные следы (на поверхности ватмана «Гознак», акварельной бумаги и торшона). Эти изъяны восполняются покрытием поверхности бумаги слоем разведенного пищевого желатина. Для приготовления раствора пирамидальная кучка кристаллов желатина, с площадью основания 2 мм х 2 мм, разводится в стакане теплой кипяченой воды. Затем раствор мягкой кистью наносится на бумагу и сушится. Пленка желатина скрепляет рыхлую поверхность бумаги. Если желатина нет, то единственным способом исправить отмывку является метод рету-шировки. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.059 сек.) |