АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Техника исполнения шрифтовой надписи в архитектурном чертеже

Читайте также:
  1. IX. Одичание и техника
  2. IX. Одичание и техника
  3. IX. Примитивизм и техника.
  4. Автоматизированный контроль исполнения документов.
  5. Агротехника огурца
  6. Аналитическая техника и защита от инстинктов и аффектов
  7. Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств.
  8. Биотехника размножения животных.
  9. В. Техника внедрения информаторов
  10. В. Техника интерпретации данных
  11. Вам необходимо понять себя как руководителя в части манеры исполнения тех задач, которые перед вами ставятся
  12. ВИДЫ И ТЕХНИКА ЛЕЧЕБНОГО МАССАЖА

Компоновка и разметка шрифтовой надписи. Шрифтовое оформление архи­тектурного чертежа начинается с опре­деления места каждой шрифтовой поло­сы в композиции чертежа. Затем изби­рается размер заглавных и пояснитель­ных надписей, где главным размерным показателем служит высота строки h. Исходя из объема заголовка и поясни­тельного текста рассчитывается количе­ство строк. Затем проводятся две парал­лельные линии, ограничивающие строки но высоте, и, если того требует характер избранного шрифта, проводится средняя горизонтальная линия, на которой рас­полагаются поперечные элементы букв Н, А, Ч и т. д. Затем рассчитывается ко­личество букв в каждом слове, а также величина интервалов между знаками и словами, которые отмечаются верти-


Шрифтовое оформление архитектурного чертежа


263


 


кальными (если шрифт имеет верти­кальную направленность) или наклон­ными (если шрифт имеет наклонный характер) линиями. В шрифтах с высо­той строки 2,5; 3,5 и 5 мм можно без ущерба соблюдать одинаковые интерва­лы между всеми буквами. В шрифтах с высотой строки в 7, 10, 14, 20 мм и т. д. интервалы между буквами следует де­лать переменными, с расчетом характе­ра начертаний букв разной формы. В полученную сетку линий вписываются отдельные буквы.

Если надписи выполняются с приме­нением летрасета, трафарета или фото­коллажа, то разметка шрифтовых стро­чек ограничивается двумя горизонталь­ными линиями по верху и низу строки. Интервалы между буквами и словами рассчитываются на глаз.

Расположение шрифта в архитектур­ном чертеже может быть или в виде за­полненного текстом прямоугольника (см. рис. 103), или в виде ряда строк, расположенных «флажком» (см. рис. 101). Во втором случае текстовая поло­са ограничена слева вертикальной лини­ей, а справа не имеет четкой границы, так как каждая строка может состоять из разного количества знаков.

Исполнение шрифтовой надписи карандашом, рапидографом, фломасте­ром. С помощью карандаша, рапидогра-фа, фломастера можно изобразить шрифтовые гарнитуры в любой графи­ческой технике, линиях с применением штриховки и заливки (см. рис. 100— 102). Выбор соответствующего стиля шрифта, оформляющего чертеж, зависит от графической техники изображения архитектурных проекций. В карандаш­ном чертеже целесообразно изображе­ние шрифта в толщину линии каранда­ша. Для этого следует выбирать шрифт с характером начертания букв в линию одной толщины. В чертеже, выполнен­ном в технике тушевой линейной гра­фики с заливкой, целесообразно шриф­товое оформление от руки с использова­нием тонкого фломастера или рапидог-


рафа. Если масса залитых черной тушью элементов архитектурных проекций до­статочно существенна, то в чертежном оформлении можно использовать шрифт с массивными буквами. Элемен­ты такого шрифта сначала обводятся линией по контуру, а затем простран­ство внутри контурного изображения буквы заливается тушью. Необходимо учесть, что шрифт массивный, с боль­шой долей залитых тушью поверхностей должен органично соотноситься с мас­сой изобразительных элементов архи­тектурных проекций. Как правило, вы­сота строки таких шрифтов избирается несколько меньшей, чем высота строк шрифтов с линейным характером начер­тания знаков. Следует заметить также, что при изображении шрифта каранда­шом и фломастером наклон инструмен­та относительно плоскости бумаги мо­жет быть любым, рапидограф при изоб­ражении шрифта следует держать вер­тикально,

Исполнение шрифтовой надписи с использованием трафарета. Особеннос­ти шрифтового оформления чертежа с помощью трафарета состоят не только в искусстве компоновки шрифта, которая имеет свои трудности, но и в качестве исполнения. В настоящее время шриф­товые трафареты изготавливаются из листов сравнительно толстой (1,5— 2 мм) прозрачной пластмассы и потому при компоновке шрифтовой полосы не­обходимо учитывать эффект преломле­ния светового луча в толще пластмассо­вого листа. Игнорирование этого опти­ческого эффекта может привести к ошибкам в интервалах между знаками, неровной расстановке знаков относи­тельно горизонтальных линий строки. Особую трудность составляет графичес­кое исполнение знаков, так как они вы­черчиваются оголовником рапидографа, соединенного специальной шарнирной вставкой с рукояткой, которая направ­ляется рукой чертежника. Такой про­цесс начертания знаков через ячейки трафарета требует умения перемещения


264 _________ Приложение 2 ___________________

иглы рапидографа строго перпендику­лярно бумаге. Только в этом случае кон­турная линия знаков будет равной по толщине, с четким началом и окончани­ем каждого элемента знака. С трафаре­том можно работать и без специальной угловой приставки, однако в этом слу­чае сильно устает рука, снижается каче­ство изображения. Стиль шрифтовых надписей, выполненных с помощью тра­фарета, хорошо сочетается с характером линейной графики с заливкой.

Исполнение шрифтовой надписи с использованием летрасета и фото кол­лажа (рис. 17, 2). Техника перенесения букв с листа летрасета на бумагу, при­емы выклейки шрифтовых полос из эле­ментов шрифтового фотоколлажа срав­нительно просты, что существенно эко­номит время. Однако шрифтовое офор­мление чертежа в технике летрасета и фотоколлажа отличается ярко выражен­ным «полиграфическим стилем, сочета­ется далеко не с каждым видом чертеж­ной графики. Это объясняется не специ­фикой техники летрасета или фотокол-лажа, а характером шрифтовых гарни­тур, избираемых для промышленного изготовления листов летрасета или пе­чатного изготовления шрифтового фото­коллажа. В обоих случаях технические условия производства диктуют выбор характера шрифта массивного, с преоб­ладанием толстых элементов букв и


цифр. Такие шрифтовые гарнитуры можно использовать лишь в случае оформления архитектурного чертежа. эскиза, схемы огрубленной графикой с использованием толстых линий, боль­ших поверхностей с заливкой и интен­сивной штриховкой.

Применение листов летрасета и фо­токоллажа в чертежах с изящной линей­ной графикой, с небольшим количеством заливок элементов плана и разреза зда­ний обычно противопоказано. Применяя леграсет, фотоколлаж для шрифтового оформления чертежа необходимо изби­рать шрифты с высотой строк не более 2,5; 3,5 мм. Крупные заглавные буквы с высотой строки 4, 5, 7, 10, 14 мм реко­мендуются в плакатах, схемах, графиках, характер чертежной графики которых органично сочетается с полиграфически­ми шрифтами, изображенными на листах летрасета и фотоколлажа. Следует реко­мендовать для шрифтового оформления в архитектурной графике листы летрасе­та и фотоколлажа с изображением маши­нописного шрифта, полиграфический стиль которого нейтрален, хорошо соче­тается почти с любой техникой чертеж­ного исполнения. Размер машинописно­го шрифта может колебаться по высоте строки (А) в пределах 2,5; 3,5; 5; 7; 10 мм. Для наклеивания элементов фотоколла­жа на чертеж рекомендуется использо­вать клей ПВА.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

СПЕЦИФИКА РИСУНКА, ОФОРМЛЯЮЩЕГО ЧЕРТЕЖ. ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ И ДЕТАЛЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ


Для сознательного исполнения архи­тектурного рисунка, оформляющего чер­теж, необходимо руководствоваться ря­дом нижеследующих правил, от соблю­дения которых зависит качество этого жанра.

1. Рисунок, оформляющий чертеж, служит прежде всего для выявления ка­честв и свойств архитектурного объекта. По этим причинам его детализация, на­сыщенность, условность должны спо­собствовать ясности восприятия архи­тектурной идеи.

2. Изображение деталей предметной и природной среды в архитектурном чер­теже не может повторять приемы рисун­ка на аналогичную тематику в книжной и станковой графике, в живописной ком­позиции. В архитектурной графике изоб­ражается не точная копия объекта, а его условная художественная проекция. •

3. Условность и лаконизм архитек­турного рисунка, оформляющего чер­теж, отнюдь не предполагают чрезмер­ное упрощение, элементарность изобра­жения. Цель такого рисунка — в дости­жении максимальной простоты, вырази­тельности изображения, но ие его вуль­гаризации в виде людей-уродов или де­ревьев, похожих на тележное колесо.

4. Все детали антуража и стаффажа должны учитывать соразмерность всех компонентов изображения, главным ме­рилом которого является Человек^ Со­размерность с человеком каждой фигу­ры графической композиции правильно ориентирует зрителя, создает единую шкалу размерностей рисунка. Для опре­деления правильных размеров предме­тов необходимо обязательно помещать в графическую композицию изображение человека, имея в виду, что примерный


средний рост мужской фигуры 176— 182 см (исходя из роста «модулера» Ко рбюзье)7 "В соответствии с принятым размером мужской фигуры изображают­ся женские фигуры высотой 160— 165 см, фигуры подростков высотой 140—150 см; фигуры детей высотой 100—120 см и, согласуясь с этими раз­мерами, фигуры животных, рисунки де­ревьев, автомобилей и т. д.1 Любое иска­жение соразмерностей изображаемых] предметов нарушает гармонию восприя- '^ тия, целостность прочтения графичес-\ кой композиции (рис. 106, ПО).

Стилизованное изображение дере­вьев, деталей рельефа и городского ок­ружения. В их начертании нет надобно­сти абсолютно точного повторения ко­пии изображаемого объекта, необходимо лишь представить себе хара кт ер конт у-ра п редмета, пер едать оаювн^й_£1рай его образа. Именно но этим причинам стилистика изображения деревьев, дета~ лей рельефа и архитектурной застройки в архитектурном чертеже обладает осо­бой выразительностью. Причина этого явления в обозначении лишь условной аналогии предмета. Глаз рисовальщика не в состоянии отразить абсолютно точ­ное соответствие рисунка и его натурно­го образца и отображает лишь самые х а-рактерные очертан ия стволов и крон де­ревьев; самые выразител ь ные л инии складок местнос ти, самые общие конту -ры силуэта архитектурных сооружений, Умение обозначить простыми средства-1^ I ми суть образа предмета, выявить его \ определяющие признаки, представить и \ изобразить предмет в любых ракурсах и { поворотах (рис. 113—114) составляет ос- \ нову искусства рисунка антуража и стаффажа.


'Размеры домашних животных (h - высота в плече); кошка h = 25—30 см; собака h = 40—75 ем; корова h = 120— И0 см; лошадь k = 155 — 175 см. Размер легкового автомобиля: длина 320—480 см; шири­на 135—180 см; высота 140—180 см. Размер деревьев по высоте: от 6 до 25—30 м, диаметр кроны — в пределах от 4,5 до 25 м.


266


Приложение 3


Рис. 106. Си размерность человека с объектами живой природы и предметной среды


 


Изображение людей и животных ________ 267


 


На рис. 107—109 изображены дере­вья различного размера и различных по­род, детали рельефа. Несмотря на раз­ницу в строении крон и стволов, очер­тании ветвей, характере складок местно­сти можно проследить общую манеру лаконичного, условного рисунка, где простота изобразительных приемов на­правлена на обозначение самых харак­терных деталей и признаков, совокуп­ность которых составляет образ изобра­жаемого объекта. В процессе рисования деталей антуража необходимо учиты­вать стиль изображения архитектурных проекций. Детали антуража и стаффажа


лишь дополняют чертежное изображение архитектуры, что вызывает необходи­мость соподчинения стиля архитектурно­го рисунка характеру графического на­чертания ортогонального, аксонометри­ческого или перспективного изображе­ния архитектурного объекта (рис. 110, 114, 116). Качество антуражного рисун­ка состоит в такте обозначения деталей природной среды, зрительно сочетаю­щихся с деталями изображения архитек­турной проекции. Графика антуража не должна читаться самостоятельно, она всегда лишь оттеняет, дополняет изоб­ражение архитектуры.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ


Условные рисунки фигур животных и людей. В архитектурном чертеже, ри­сунке часто возникает необходимость максимального упрощения изображения с тем, чтобы оно активнее передавало ав­торскую идею. В этом случае изображе­ние упрощается до уровня знака, несет такую же информацию, как и иероглиф. Инструментом достижения этой цели яв­ляется сознательная условность — целе­направленное стремление организовать художественный замысел максимально простыми средствами. Наипростейшим приемом конструирования условного изображения является уменьшение его величины. Чем меньше изображение, тем лаконичнее его контур, тем Проще восприятие его знаковых качеств. В слу­чае необходимости этот процесс можно проделать в обратном порядке, т, е. по­лученный в малом изображении резуль­тат увеличить до требуемых размеров. На рис. НО и 114 изображены фигуры людей и животных, условность которых возрастает последовательно от нижней строки к верхней. Аналогичный процесс можно проследить на том же рисунке, где фигуры, контур деревьев последова-


тельно упрощаются, становятся все бо­лее лаконичными по мере уменьшения изображения. Простота небольшого изображения не снижает качества пере­даваемой информации. Чем условнее знак, тем в большей степени он способ­ствует восприятию авторского замысла. Не менее важным является умение соот­носить сложность рисунка с его разме­ром, что позволяет грамотно конструи­ровать графическую композицию, чув­ствовать степень насыщенности чертежа и рисунка.

Стилистика рисунков стаффажа и антуража. Одной из негативных сторон современной проектной графики явля­ется ее безликость, отсутствие индиви­дуальности, стремление к изобразитель­ным стереотипам. Изображение деталей антуража и стаффажа во многих случа­ях должно учитывать характер стилис­тики чертежа. В архитектурной практи­ке нередко бывают обстоятельства, тре­бующие изменения общепринятого сти­ля графики. Причина такой стилевой трансформации обычно заключается в звучании архитектурной темы, требую­щей совершенно определенного художе-


268


Приложение 4


 


Изображение людей и животных _____________________________________________________________________ 269



 


 


 


Рис. 107. Антураж с я к мним пейаажем, деревьями и стаффажем персонажи русского Севера


270


Приложение 4


Г V


Изображение людей и животных __________ 271

Рнс. 108. Лнтурьж с летним ш-шинагм, деревьями и стаффажем с фигурами.im.icii и живет! ы*


 

 


 


272


Приложение 4


^Jb Г^

y.^-j>


Изображение людей и животных


273


 



}\ WJ f^>f^

j&i&c ___.^^ v-**^

 


Put. [09. Антураж и стаффаж с фигурами люден, экипажами и лошадьми, изображенных в состоянии спокойного п интенсивного движения 18 Э-525


274


Приложение 4



 


 


Изображение людей и животных _______________________________________________________________________ 275



 


 


 


Рис. 110, Антураж с зимним гтсй la ■■•■-.■■ м и с\ ■ (■ f«ij:.i.^,-1■ ч■ С фигурами людей и животных, масштабы которых указывают на их разнос положение в условном пространстве картины изображения



Приложение 4

 


Изображение людей и животных 277



С"^2^^

 


г


Рис. 111. Антураж с ними им пейзажем и стаффажем с персонажами середины XIX в.


278


Приложение 4


 



 


Изображение людей и животных


279


Рис. 112, Антураж с городским пейзажем и стаффажем и стиле последней трети XIX и.


280


Приложение 4




Изображение людей и жшютных

 


Piu. 113. Антураж с городским пеонажем » деталями стаффажа н спиле начала XX в. 19 3-515


282


Приложение 4


 



Изображение людей и животтлх ________ 283

Рис, 114. Антураж с северным пейзажем и стаффажем с перспективным изображен нем людей н средств транспорта, Детализация моментов стаффажа уменьшается в прямой зависимости от величины пятка изображения

 


284


HpiLIDMi'HUC A


 



 



Изображение яюдей и животных

285

 


15лс. 1 15. Антурцж с городским тчкшжсм it стаффажем с фигурами людей, животных и ДОТдМобнлйШ


286


Приложение 4



 


Изображение людей и животных


287


Рис, 116. Антураж с африканским и ей лажем и стаффажем с фигурами людей, животных и разными марками лжи нон


288


Приложение 4


Изображение людей и животных


289


Рис. 117. Антураж ™ среднерусским пейаажеы и стаффажем с фигурами люден и купонами груанвпкс.и и ни канон


290


Приложение 4


 



 


Изображение людей и животных


291


 



пк:

 


Рис. ItS. Антураж с мирским пейзажем и стаффаж с изображением парусных яхт н фигур людей


292


Приложение 4


 


 



 


Изображение людей и жииотиых _______________________________________________________________________ 293

Рис 11Н. Антураж с мирским пейзажем и стаффаж с изображением катеров, моторных яхт м фигур людей


294


Приложение 4


 


 

 


 


Имюражрпт* Jimtknt u животных ____________________________________________________________________ 295

Pm\ 120. Амтуриж с морским северным пейзажем и стаффаж с изображением кораблей, лодок, снегохидиь, фигур лю­дей и животных


296


Приложение 4


 


Изображение людей и животных _________________________________________________________ 297



 


Рис. 121. Антураж с деталями стаффажа, изображающего современнее самолеты и фигуры людей 20 Э-SIS


298


Приложение 4


 



 


 


IhtiiipriMCHHe линией и жиаотных ________ 29!)


Pjk, 122. Стилистика изображения ятаей антуража и стаффажа


300 ___________ Приложение У


ственного выражения. В этом случае проектный чертеж нельзя оформить тра­диционными приемами, необходимо учитывать индивидуальный стиль объекта и скоординировать с ним осо­бенности рисунка, оформляющего чер­теж.

На рис. 111 — 113, 122 показаны раз­ные характеры условного рисунка, сти­листика которых соотнесена с изобража­емой темой, отражает характер стиля и моды определенной исторической эпо­хи. Каждая строка рисунка показывает, \ насколько по-разному можно трактовать изображения костюмов, начертание кон­тура, манеру штриховки, трактовку де­талей.

Для освоения грамоты стилизован­ного изображения людей, животных, де­талей природной среды необходимо внимательно анализировать, запоминать все, что связано с впечатлениями, фото­графиями, рисунками на аналогичную тематику. Для архитектора важно мыс­ленно представлять образ изображаемо­го предмета и без затруднения отобра­жать свои представления в графике. Изображая объект в любых ракурсах и поворотах, в состоянии покоя и движе­ния необходимо соразмерять степень,де-тализащш рисунка с масштабом его гра­фического отражения. Не меньшее зна­чение имеет грамотное ^оот несение^ри-


гуры человека в разных позах (стоя, сидя, лежа, нагнувшись) с окружающи­ми деталями предметного мира — мебе­лью, экипажами, фрагментами оборудо­вания и т. д. Грамотное отражение эрго­номических1 особенностей изображае­мых деталей предметной среды, их соот­несения с размерами человеческой фи­гуры являются показателем качества ри­сованных элементов оформления архи­тектурного чертежа.

В изображении фигур людей и жи­вотных, деталей пейзажа, транспорта и оборудования необходимо знать, что ос­нова их грамотного отображения состо­ит в вырази тельности контура предмета. Именно контур фигуры"человека и жи-вотного, контурное изображение авто­мобиля, экипажа отражает основную суть образа предмета, и затем, в зависи­мости от масштаба изображения, напол­няется необходимыми количеством су­щественных деталей. Архитектор не мо­жет допускать ошибки в отображении логических связей между предметами, окружающими архитектурный объект, ибо в этом случае восприятие компози­ционного замысла деградирует, теряет содержание и смысл.

'Эргономика — наука, изучающая взаимовли­яние функциональных возможностей человека и орудий труда. Гшта, транспорта, с целью создания максимально удобных условий их эксплуатации.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

ИЗОБРАЖЕНИЕ СРЕДСТВ ТРАНСПОРТА


Только развитая фантазия, ясное представление объекта дает возмож­ность изображать любой предмет с лю­бой необходимой точки зрения. На рис. 115—121 изображены автомобили и кор­пуса судов. Несмотря на то, что форм а любого зкипажа или судна геометризо-вана, их очертания сравнительно слож­ны, так как кузова и корпуса ограниче­ны поверхностями неременной кривиз­ны, оснащены рядом многочисленных


деталей (мачты, такелаж коробля, коле­са, бамперы автомобильного кузова, экипажа). Изображая предмет с различ­ных точек зрения необходимо учиты­вать изменение кривизны его очертаний в зависимости от избранного ракурса, сокращение деталей формы в поворотах объекта относительно плоскости изобра­жения. Рисунок экипажа, автомобиля или корабля не должен напоминать его точное чертежное изображение, он лишь


является условной изобразительной «за­писью* образа конкретного предмета.

В рисунках деталей т ранспортных сред ств следует обратить внимание на нижеследующие особенности

Соразмерность разных видов транс­порта по величине — па рис. 114 пока­заны размерные соотношения разных транспортных средств — легковых и грузовых автомобилей, джипов, мотор­ных и парусных судов, самолета и вер­толета. Такое сопоставление изображе­ний этих предметов сделано с целью по­казать индивидуальные особенности каждого из транспортных средств, их неличину, уловить значение деталей, указывающих на масштабность каждого гщёдмёта — его соразмерность с фигу- рой ч еловека.

Масштабы изображения разных транспортных средств показаны на рис. 114. В архитектурной графике чрезвы­чайно важно соблюсти меру детализа­ции изображаемого элемента оформле­ния чертежа. Если малое но масштабу изображение перегружено лишними де­талями, то происходит зрительная пута­ница, небольшой изобразительный эле­мент приобретает излишнюю значи­мость, неоправдано привлекает к себе внимание. Необходима такая мера дета­лизации элемента изображения, которая лишь дополняет контурные очертания объекта.

Стилистика формообразования каж­дого транспортного средства, отражаю­щая уровень вкусов и промышленного Искусства, свойственные каждому исто­рическому периоду, показана на рис. 111 — 113, 115—122. Архитектурный рису­нок должен очень простыми средствами, не вдаваясь в подробности и опуская не-


Изображение средств транспорта __________ 301

нужные детали, несколькими штрихами передать стиль изображаемого объекта. Такая задача исполняется прежде всего в изобразительном отражении характера предмета, обостренном обозначении его самых существенных черт.

Характер образа т ранспор тного сред-ства, сло жность к о нструкции и егшЬун-кциональное назначение отражены на рис. ТМ, 112, 115—121. Изображение любого технического устройства, в том числе транспортного средства, отражает определенный образ, заложенный его создателем, специфику его конструктив­ного устройства и функционального на­значения. Если экипаж, автомобиль, ко­рабль, яхта, самолет красивы по форме, то эти качества в большинстве случаев отражают уровень их технического со­вершенства. В архитектурной графике комплекс этих показателей п^редается^в утрированном изобразительном отраже­нии индивидуальных особенностей объекта. Че м больше нодчеркн уты,_вы-пячены самьнГхарактерные черты обра­за, конструктивного устройства, функ­ционального предназначения транспорт­ного средства, тем более концентриро­ванно выразительным должен быть его изобразительный аналог,

Соразмерность транспортных

средств с человеком показана на рис. 115—122. Любая ошибка в обозначении размерной соотнесенности изображения автомобиля, моторной и парусной лод­ки с фигурой ч еловека вносит путаниц у в прочтение чертежа, наносит серьезный ущергУ результатам восприятия чертеж­ной композиции. Комплекс всех пере­численных качеств изображения деталей предметной среды отражает уровень культуры рисовальщика.


-


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алвар Аалто. Архитектура и гуманизм. — М: Прогресс, 1978.

2. Александров П. А., Хан-Магомедов С. О. Иван Леонидов. — М.: Стройиздат. 1971,

3. Анисимов Н. Н.т Кузнецов Н. С, Кириллов А. Ф. Черчение и рисование. — М.:

Строй издат, 1983.

4. Асе Е. Пять фраз с комментариями об архитектурс.//3иаиие — сила, М.: 1987, N° 1, с. 13-12.

5. Бархина А. Г. Г. Б. Бархин - М.: Стройиздат, 1981.

 

6. Безухова Л. Н. Исполнение шрифта в архитектуре. — М.: Конспект лекций, — 1986.

7. Батурина Е. Искусство шрифта. — М.: Книга, 1977.

8. Брилинг Н, С, Балягии С. H.t Симонии С. И. Справочник по строительному чер­чению. — М.: Стройиздат, 1987. С. 36—50,

9. Божко Ю, Г., Иванова Г. И., Киреева Н. А. и др. Основы архитектурной компо­зиции и проектирования. — К.: Вища школа, 1976.

 

10. Быков В. Е. Георгий Гольц. — М.: Стройиздат, 1980.

11. Глазычев В. Л. Эволюция творчества в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1986.

12. Гордон В. О., Семенцев-Огиевский М, А, Курс начертательной геометрии. — М.: Наука, 1977.

13. Гримм Г. Г., А, Н, Вороиихин. Чертежи и рисунки. — Л.-М.: Стройиздат, 1952.
14 Дижур А. С. Изобразительная информация не набор аналогов, а материал для

творчества. //Техническая эстетика. М.: 1983. № 2. С, 6—8.

15. Зайцев К, Г. Современная архитектурная графика. — М.: Стройиздат, 1970.

16. Земцов С. М. Станислав Ноаковский. — М.: Изобразительное искусство, 1980,

17. Короев Ю. И. Черчение ДЛЯ строителей. — М.: Высшая школа, 1987. С. 13—15.

18. Короев Ю, И, Начертательная геометрия. — М.: Стройиздат, 1987. С. 122—124, 225-240, 295-300.

19. Кент Р. Это я, господи. — М.; Искусство, 1965.

20. Кент Р. Саламииа. - М.: Географгиз, 1962.

21. Кент Р. Курс N ву Е. — М.: Географгиз, 1961.

22. Кричевский В. Г. Машинопись в тнпографике и под типографику,//Техническая эстетика, М.: 1983, № 8. С. 3-7.

23. Крннскнй В. Ф., Колбии В. С, Ламцов И. В. и др. Введение в архитектурное проектирование. — М.: Стройиздат, 1974.

24. Кринский В. Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А. и др. Объем но-пространственная композиция в архитектуре, — М.: Стройиздат, 1975.

25. Климухин А. Г. Начертательная геометрия. М.: Стройиздат, 1978.

26. Книжное искусство. Том I. — М.: Книга, 1983.

27. Кудряшсв К. В., Байзетцер Л. Проблемы изобразительного языка архитектора.— М.: Стройиздат, 1985.

28. Кудрявцев А. М- Машинная графика в экономическом проектировании.//Техни­ческая эстетика, М.; 1987, № 9. С. 10—13.

29. Куликов А. Д. Роль архитектурного чертежа в развитии композиционного мыш­ления архитектора. /Автореф. дисс, 1986.

30. Ле Корбюзье. Творческий путь. — М.: Стройиздат, 1970.

31. Ле Корбюзье Архитектура XX века. — М.; Прогресс, 1970.

32. Любимова Н. С. Отмывка детали. — М., 1980

33. Мамакова Н. Д., Мамаков Н. В. Графический язык архитектора. Учебн. посо­бие. - К: 1986.

34. Мамакова Н. Д. Антураж. Метод, указания, К. 1982.

35. Матъе М. Э. Искусство Древнего Египта. — Л.-М.: Искусство, 1961

36. Мачульский Г. Мис ван дер Роз. — М.: Стройиздат, 1969.

37. Михайлов М. Леонардо да Винчи — архитектор. — М.: Стройиздат, 1952


___________________________________________________________ Список литературы _______ 303

38. Москва-Париж. Каталог выставки, — М: Советский художник, 1981.

39. Нимейер О. Архитектура и общество. — М.: Прогресс, 1975,

40. Пастернак Л. И. Записи разных лет. — М: Советский художник, 1975.

41. Пилявский В. И. Джакомо Кваренги. — М: Стройиздат, 1981.

42. Ожегов С. С. Типовое строительство в России в XVIII—XIX веках. — М.: Строй­издат, 1984.

43. Смирнов С. И. Шрифт в наглядной агитации. — М.: Плакат, 1988.

44. Тиц А. А. Загадки древнерусского чертежа. — М.: Стройиздат, 1978.

45. Тоотс В. Современный шрифт. — М.: Книга, 1966.

46. Чернихов Я, Архитектурные фантазии. — Л.: Международная книга, 1933.

47. Черняк В, 3. Уроки старых мастеров, — М.: Стройиздат, 1986.

48. Яргина 3. Н. Градостроительный анализ. — М.: Стройиздат, 1984.

49. Alvar Aalto. - Helsfnki, 1976. - N 7. 8.

50. Antal J., Kusnir L.r Slam en J., Haurankova B, Abstrakcia a kreslenie
architcktonickeho pristiro. — Bratislava: Alfa, 1973.

51. Afanasjew Kyrill. Ideen ~ Projekten-Bautcn/Sowjetische Architektur 1917/1932/. —
Dresden:

VEY Verlag der Kunst Dresden, 1973.

52. Karl Friedrich Schinkel reisen nach italien. — Berlin: Rutten Loening, 1979.

53. Karl Fridrich Schinkel 1781-1841. - Berlin.: Staatlichc Museen zu Berlin. 1979.

54. Krause Garl. Das Zeichcn des Architectcn. - Berlin. VEB Verlag fur Gauwesen, 1981.

55. Le Corbusier. Kommende Baukunst. - Berlin.; Deutsche veriagsanstalt Stutgart, 1926.

56. Mendelson Erich. Wasmoths monats hefte fur Baukunst. — Berlin, 1924.

57. Major Mate. Geschichle der Architektur. Berlin.: Hanschelverlag Berlin, 1974.

58. Petrovic Soran. Tragajuci za arhitckturom. Beograd, — 1981.

59. Piltz Georg. Streifzug durch die Deutsche Baukunst. - Berlin; Der Kinderbuchverlag Berlin. 1972.

60. Ricken H. Der Architekt, - Berlin, 1977.

61. Rudolph P. Paul Rudolph. - Paris, 1975.

62. Sechs Architekten vom Schillcrplatz. — Wten.: Akademic der biiden Kunst, 1977.

63. Hollomey Werner. Indianer des sudwestens. — Graz, 1985.

64. Hollomey Werner. Irish Stew. — Graz, 1988.

65. Hollomey Werner. Marmkko. — Graz, 1980.

66. Chan-Magomedow S. O. Pioniere der Sowjetischen Architektur. Verlag der Kunst Dresden. - Dresden, 1983.

67. Chapman Fredrik Henrik. Architcctura Navals Mercatoria. — Rostok: VEY Hinstorff Verlag Rostjk, 1966.

68. Kemmerlich Carl. Graphische Details fur Architekten. Verlag Arthur Niggli-Teufen AR (SchweizO. 1980.

69. Prenzel Rudolf. Bauzeichnung imd Darstelknigsteclmik. Karl Kramer Verlag. —
Stuttgart, 1982.

Л Porter Tom und Greenstrcet Bob. Handbuch der Graphischen Techniken. Vcrlagsgesel 1st-haft Rudolf Muller. - Stuttgart, 1986.

71. Francis D. K. Ching. Die Kunst der Architekturgetstaltung. Bauvcrlag GMBH. Wiesbaden und Berlin, 1983.


 


»


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


 


 


Автоматизированное проектирование 108,

184, 187-195 Акварель

— техника исполнения 27, 52
Акварельные краски 52, 250
Аксонометрия

прямоугольная 82

— косоугольная 82
Аксонометрический чертеж 80—84
Антураж 94, 265

Аппликация 47 Архитектурная графика 5, 44 Архитектурная композиция 171 Архитектурное проектирование 8, 112—184 Архитектурный объект 16, 183 Архитектурный чертеж 5, 6, 8, 57, 69—93, 99 Архитектурный рисунок 94—103 Архитектурная фантазия 10, 227—234 Аэрограф

— техника исполнения 38, 45, 55

Балеринка 29 Белила 54 Боковой фасад

— приемы графического исполнения 156
Бумага чертежная 8, 27, 35, 38, 40, 44, 251
Бумага акварельная 27

Бумага в технике макетирования 180—186

Ватман чертежный 8, 27, 35. 38 Вариограф 35, 100

Виды архитектурной графики 56—69 Визуальное восприятие 170, 189, 225 Визуальная информация 136—147, 188—190, " 226

Генеральный план

— приемы графического исполнения 77
Готовальня 29, 248, 253

Графический анализ 217, 231 Графическая документация 147—157, 254 Графическое изображение 25, 31, 49, 204—226 Графическая коммуникация 136—147, 177 Графическая композиция 100—103, 170—177 Графическое тнорчегпю архитектор;! ИМ!

203, 214 Графический язык 20, 223—226, 236 Графопостроитель 190, 191 Графос 27, 31 Гуашь

— техника исполнения 27, 53
Гуашевые краски 53

Задний фасад

— приемы графического исполнения 156
Заливка


— техника исполнения 234, 251
Зарисовки 214—226

Замысел проектный 130

Изображение деталей антуража и стаффажа;

— деревьев и деталей природной среды

— людей и животных 265—267

— предметов транспорта и оборудования
300-301

Изобразительная коммуникация 136—147,

188 Изобразительное моделирование 178—187 Измеритель 250 Изометрия 81

— техника построения 82
Изометрическое изображение 82
Инструменты чертежные:

— для исполнения линейной графики
22-36

— для исполнения тональной графики 36-49

— для исполнения цветной графики 50— 56

— для исполнения шрифта 263, 264
Исполнительское искусство архитектора 6,

99-103, 267,300, 301

Калька 27 Карандаши

— простые 6, 23, 27, 249

— автоматические с толстым грифилем 23,37. 213,253

— автоматические с грифелем средней толщины 23, 37, 223, 254

— автоматические с тонкими грифелями

— микрографы 29, 35, 213, 250

— цветные

Карандашная графика 27, 37, 99, 266-298 Картон в технике макетирования 185, 187 Кисти

— колонковые 25, 27, 38, 100, 214, 250

— беличьи 40, 100, 214, 250

— щетинные 40, 53

— круглые 40, 100

— плоские 40 Клаузу ра

— учебная 204—214

— проектная 130, 213, 219

— контрольная 204, 205, 213 Клаузурная графика 205, 213 Клаузурный проект 130 Кля'чка 33, 250

Коллаж 47

Коммуникация изобразительная 136—147 Комплект чертежных инструментов 28, 248— 254


Комплект проектных чертежей 8, 155, 170 Концептуальное проектирование

— особенности графики 234
Кроки 157

Крон измеритель 248 Кронциркуль 248,253

Ластик 33, 250 Лаконизм 21 Лекала 33 Летрасет

— техника исполнения 36, 47, 90, 248
Линия 22

Линейный антураж 94, 265 Линейная графика 13, 22—36 Линейное изображение 22 Линейное построении 22, 92 Линейный чертеж 99—106 Линейка 6, 8, 11,33,248

Макет ИЗ бумаги н картона 174, 185, 187 Макетирование 58, 174, 183 Макетный нож 251 Масштаб 17, 72, 74, 155, 156 Масштабность 17, 265 Машинопись 194 Машинописный шрифт 194 Машинная графика 108, 112, 187—195 Микрограф 23, 27, 250, 254 Моделирование 17, 178

— графическое 18, 178

— объемное 6, 18. 178 Морфология 178—186 Мои ж Густав

— метод ортогонального проецирования
10, 72

Монохромная графика

— тушевая отмывка 42—43

— монохромная акварельная техника 52, 53

— гуашевая, темперная покраска 54

— фломастером 45

— аэрографом 45, 55

Наброски архитектурные 214 Наложение красящего слоя 44—56 Натягивание бумаги на подрамник 40, 42

Обмерный чертеж 157—159

Обучение приемам архитектурной графики

71
Объем и о-пространственная композиция

(ОПК) 180-187 Объект проектирования 116,147, 149 Объем архитектурный 184 — 187 Оргтехника 248- 254 Ортогональные проекции 72 Ортогональное проецирование 72 Ортогональный чертеж 10, 72, 93


____________ Предметный указатель ________ 305

Оснащение графического труда учащегося ар­хитектурной школы 248—254 Отмывка тушевая

— размывочный способ 42

— по мокрому 42, 43

— от светлого к темному 43

— по сухому 43

— ретушь 43

— слоями 42, 43 Отмывка акварельная 44

Оформление чертежа 100-103, 107-112, 194, 262

Пастель 56 Перспектива

— фронтальная 87

— угловая с одной точкой схода 90

— угловая с двумя точками схода 90 Перья чертежные 100

План

— приемы графического изображения 72
Планшет 40, 42, 172-197

Плакатная [рафика 209—213 Приемы архитектурной графики 10

— в реальном проектировании 104—107

— в учебном проектировании 10, 79, 105,
106

Проектное предложение

— особенности графического исполнения
8. 147-177

Проецирование

— параллельное 80

— центральное 87—92

Рабочее место 42, 92 Рабочий чертеж 148, 191 Разрез

— приемы графического изображения 156
Разрезная линия 31, 156

Размерная линия 31, 33 Развертка

— приемы графического изображения
77-79

Рапидограф 27, 31-33, 90, 93, 99, 248, 251

Рапндомат 33,253

Рейсфедер 29, 248

Рейки чертежные 80, 248, 251

Рейсшина 80

Ретушь

— техника исполнения 43 Рисунок

— приемы исполнения 265—309

— карандашом 265

— пером 267

— фломастером 267

— рапндографом 300

— варнографом 302 Рисованное изображение 265—309 Рукотворная графика 190—195


306


Предмет иый указа тел ь


 


Самоценность архитектурного чертежа 196—

203 Сангина 25, 27, 37, 38, 99 Свойства графического изображения 20—21 Свойства архитектурного объекта 16—20 Светотень в графическом изображении 77 Скоч

— липкая лента 250

Средства графического изображения 16—56. 108-112

— линия 22

— топ 36

— пнет 50 Стаффаж 94, 267-301

Стиль графического изображения 20, 201 Стилистика чертежной графики 199, 267 Схема графического изображения 112—130 Схема экспозиции 170—177

Тамповочиая графика 53

Тампоны 54

Темпера

техника исполнения 53 Темперные краски 53 Технический проект

— исполнения 147

Технические средства (ТС-1'1) 108, 248 -254 Трафарет

— техника использовапия 36, 253, 263
Тон 36

Тональная графика

— приемы исполнения 36—49, 52, 53 Тушь

— китайская сухая 10, 27, 40, 250

— химическая черпая 250

— химическая цветная 250 Тушеная графика 40, 42

Тушевая заправка для pan идо графов 31, 33, 251

Уголь

— техника исполнения 25, 27. 37, 38, 99
Угольники 33, 248

Увраж 246

Условность 20, 21, 25, 237, 267

Условное изображение 20—25

Учебная архитектурная графика 79, 80, 91, 142

Учебная проектная графика 127, 138, 542

Учебный рису]гок 100, 265—309

Учебный чертеж 80, 157

Учебное эскиаирование 67, 68, 127—135

Фасад

— приемы графического исполнения 156,
159


Фломастер

— техника применения 27, 33, 38, 45, 90,
99, 248, 251

Формат чертежного изображения 102, 130.

153, 155, 172-177, 213 Форма графического изображения 58—68 Фор-эскиз

— техника графического исполнення 62.
69, 121, 132

Цвет 50 Цветная графика

— приемы исполнения 50—56
Цветное изображение 50
Циркуль 6, 8

Чертеж

— фасада 72, 156

— плана 72, 155

— разреза 75. 156

— генерального плана 77

— архитектурной детали 77, 156
-• демонстрационный 159

проектный 136—169

— учебный 79, 159, 167-169, 174-177

— обморочный 157

— рабочий 148, 191

 

— эскизный 67, 68. 127 Чертежная графика

— приемы исполнения 104 — 106. 174 Чертежное изображение 99, 100 Чертежные инструменты 10, И, 248, 251

Шрифт

— правила изображения 254—264
Шрифтовое оформление чертежа 194, 262
Шрифтовая графическая техника с использо­
ванием:

— пера 262. 263

— карандаша 262, 263

— рапндографа 262, 263

— фломастера 262, 263

— летрасета 263

— трафарета 263

— машинописи 194

Экспозиция 170—177 Эскиз

— эскиз-идея 61

— фор-эскиз 62, 69

— рабочий эскиз 65

— екпзирование 57, 67, 68, 113 — 127 Эскизный чертеж 113 — 135 Эргономика 300


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................................................................................. 5

Часть I. Средства изображения и виды архитектурной графики

Глава I. Средства графического изображения и специфика изобразительных приемов

архитектурной графики...................................................................................................................................... 16

1. Средства графического изображения............................................................................................... 16

2. Свойства архитектурного объекта.................................................................................................... 16

3. Свойства графического изображения............................................................................................... 18

Глава 2, Линейная графика и приемы ее изображения. Инструменты и приспособления

для линейной графики...................................................................................................................................... 22

1. Линия,' линейная графика.......................................................................................................... 22

2. Первая группа инструментов для линейной графики.................................................................... 23

3. Вторая группа инструментов для линейной графики..................................................................... 27

4. Третья группа приспособлений для линейной графики................................................................. 35

Глава 3. Тональная графика н приемы ее исполнения. Инструменты и приспособления

для тональной графики...................................................................................................................................... 36

1. Тон. тональная графика..................................................................................................................... 36

2. Первая группа инструментов для тональной графики.................................................................... 37

3. Вторая группа инструментов для тональной графики................................................................... 38

4. Третья группа приспособлений для тональной графики................................................................. 47

Глава 4. Цветная графика и приемы се исполнения. Инструменты и приспособления

для цветной графики.......................................................................................................................................... 50

1. Некоторые особенности цветной графики....................................................................................... 50

2. Некоторые требования к покраске акварелью............................................................................... 52

3. Некоторые требования к покраске гуашью и темперой................................................................. 53

4. Некоторые требования к технологии покраски цветом с использованием аарографа... 55

Глава 5. Виды архитектурной графики. Архитектурный эскиз как средство поиска

архитектурной идеи............................................................................................................................................ 56

1. Виды архитектурной графики........................................................................................................... 56

2. Архитектурное эскизироваияе.......................................................................................................... 57

3. Требования к технике исполнения эскизов..................................................................................... 68

Глава 6. Архитектурный чертеж как средство выражения проектного замысла.......................................... 69

1. Общие сведения о чертеже................................................................................................................. 69

2. Ортогональный чертеж..................................................................................................................... 72

3. Аксонометрический чертеж.............................................................................................................. 80

4. Перспективный чертеж....................................................................................................................... 84

5. Требования к технике исполнения архитектурного чертежа........................................................... 92

Глава 7. Архитектурный рисунок как одно из средств оформления проектного чертежа.......................... 94

1. Архитектурный рисунок.................................................................................................................. 94

2. Требования к технике исполнения архитектурного рисунка, оформляющего чертеж... 99

3. Приемы построения композиции рисунка оформляющего чертеж............................................ 100

Часть П. Архитектурная графика и архитектурное проектирование

Глава 8. Роль архитектурной графики в реальном и учебном проектировании....................................... 104

1. Поэтапное исполнение процесса проектирования........................................................................ 104

2. Роль архитектурной графики в реальном и учебном проектировании..................................... 107

Глава 9. Графические приемы поиска просктЕшй идеи. Эскиз как средство определения

основных параметров проектного замысла................................................................................................... 112

1. Особенности поиска проектной идеи............................................................................................. 112

2. Эскизы в исполнении архитекторов-практиков............................................................................ 113

3. Три наиболее часто встречающихся направления поиска архитектурной идеи.......................... 123

4. Эскизы на примерах работ учащихся архитектурной школы..................................................... 127

Глава 10. Чертеж как средство выражения задач проектной коммуникации. Графические

приемы отражения и разработки проектного замысла................................................................................. 136

1. Архитектурный чертеж как средство проектной коммуникации................................................ 136

2. Специфика изменений архитектурного чертежа а зависимости от задач реального проектирования л обучения 147


зон

3. Обморочный чертеж....................................................................................................................... 157

4. Демонстрационный чертеж............................................................................................................. 159

5. Особенности учебного чертежа...................................................................................................... 167

Глава 11. Композиционный замысел проектной экспозиции...................................................................... 170

1. Содержание проектной экспозиции............................................................................................... 170

2. Композиционный замысел проектной экспозиции....................................................................... 172

Глава 12. Архитектурная графика и макетирование в реальном проектировании и обучении.. 178

1. Возникновение графики и макетирования как различных форм художественного моделирования 178

2. Роль объемного и плоскостного моделирования в современном реальном проектировании 180

3. Развитие способностей графического и объемного моделирования н обучении....................... 184

Глава 13, Особенности машинной графики, специфика оформления проектной информации

в эпоху ЭВМ.................................................................................................................................................. 187

1. Машинная графика как средство отображения графической информации

н автоматизированном проектировании........................................................................................................ 187

2. Коммуникативные возможности графики рукотворной и компьютерной................................. 189

3. Коротко о специфике графики рукотворной н компьютерной.................................................... 191

Часть III. Творческая графика архитектора

Глава 14. Графика и виды творческой деятельности архитектора............................................................... 196

1. Архитектурный чертеж как вид изобразительного искусства...................................................... 196

2. Виды творческой деятельности архитектора................................................................................. 199

Глава 15. Графические клаузуры как способ развития творческих способностей учащихся

1. Немного об истории клаузурных упражнений............................................................................... 204

2. Клаузурные упражнения, развивающие изобразительные способности учащихся.................... 204

Копии работ известных мастеров................................................................................................................... 205

3. Клаузурные упражнения, стимулирующие развитие творческих способностей.
Клаузурное исполнение плаката, приемы плакатной графики...................................................................... 209

Глава 16. Архитектурные зарисовки с натуры.............................................................................................. 214

1. Специфика жанра архитектурных зарисовок................................................................................ 214

2. Графические приемы архитектурных зарисовок с натуры......................................................... 223

Глава 17. Архитектурная фантазия и ее роль в творчестве архитектора.................................................. 227

1. Развитие жанра архитектурно!! фантазии.................................................................................... 227

2. Архитектурная фантазия как стимулятор творческого воображения, инструмент прогнозирования проектной идеи 229

Глава 18, Иллюстративный жанр архитектурной графики.......................................................................... 237

1. Особенности иллюстративного изображения архитектуры......................................................... 237

2. Особенности иллюстративного изображения архитектуры в специальной

литературе........................................................................................................................................................ 241

Приложение 1, Оснащение графического труда архитектора..................................................................... 248

1. Набор инструментов и материалов, необходимых для работы студента младших

курсов архитектурной школы........................................................................................................................ 248

2. Набор инструментов а материалов, необходимых для работы студента старших

курсов архитектурной школы........................................................................................................................ 251

Приложение 2. Шрифтовое оформление чертежа........................................................................................ 254

1. Специфика шрифтового оформления проектного чертежа......................................................... 254

2. Техника исполнения шрифтовой надписи в архитектурном чертеже.......................................... 262

Приложение 3, Специфика рисунка, оформляющего чертеж. Изображен]ге деревьев

и деталей природной среды............................................................................................................................ 265

Приложение 4. Изображение людей п животных......................................................................................... 267

Приложение 5. Изображение средств транспорта......................................................................................... 300

Список литературы........................................................................................................................................ 302

Предметный указатель................................................................................................................................... 304


Учебное издание


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.141 сек.)