|
|||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль объемного и плоскостного моделирования в современном реальном проектированииЧто эффективнее — графика или макет? В современном проектировании сложились устойчивые тенденции разработки проектной темы. Этот процесс постоянно совершенствуется, каждая национальная архитектурная школа вносит в него свои коррективы, стремится к оптимизации проектной работы. Одной из характерных черт работы современного архитектора-проектировщика является большое внимание к использованию объемного моделирования как инструмента совершенствования проектной идеи. Рассмотрим представленную условную модель (рис. 68, 1) поэтапной работы над современным проектным объектом. В верхней части показана графическая работа над эскизом и чертежом, в нижней части представлены примеры работы над объемной моделью на разных этапах проектного поиска. Как уже говорилось, для одних архитекторов характерно эффективное графическое эс-кизирование, для других зодчих, мыслящих в ином образном коде, характерны поиски первичных контуров проектной идеи в процессе объемного моделирова- ния. В этом именно объемная модель является ведущей формой поиска. Чаше мы сталкиваемся со случаями, когда проектная группа состоит из нескольких архитекторов, имеющих разные темпераменты, разные творческие подходы к методу работы. Поэтому в современном проектировании широко применяется эффективное сочетание графического и макетного метода разработки проектной темы (рис. 68, 2), Примеры таких методов проектирования встречаются особенно часто, однако вещественные доказательства подобной работы удается обнаружить с трудом, В работах известного австрийского архитектора Йозефа Лакнера встречаются специально изготовленные фотомонтажи, демонстрирующие эффективный метод одновременного восприятия симметрично расположенных частей зданий, выполненных в макете и графике. Сечение на уровне 1-го этажа демонстрирует графическую схему ограждающих пространств учебных аудиторий и лекционного центра (в графике). Левая часть фотомонтажа показывает конструктивную схему перекрытия, пластический рисунок объемной формы здания (в макете). Наглядность подобного метода «гибридного*, моделирования очевидна. Одновременное применение методов i рафики и моделирования. Совместное применение методов объемного и графического моделирования широко использовалось советскими архитекторами в 1920-1930-е гг. (рис. 69, 70). Основа таких принципов моделирования закладывалась на занятиях но курсу «Пространство» во ВХУТЕМАСе. Методика, разработанная известными советскими архитекторами и педагогами Н. Ладовским, В. Кринским, Н. Докучаевым, М. Туркусом, И. Ламцовым, состоит в том, что в процессе проектной разработки объекта его форма рассматривается и осмысливается как объемная модель. На объемной модели проверялись основные условия композиционного взаимоотношения деталей объемной
Рис. 69. Разработка проектных идей методами графического и Ыгьгмпоги моделирования; ВХУТЕМАС В. Петров упражнение на геометрический характер формы. 192(1 г. (Г): ВХУТЕМАС М. Корпев - графическое упражнение «пространство и форма». 1921 г. (2); ВХУТЕМАС А.Бабнчев объемная модель на тему «пространство и форма*» 1920 г. (3); Константин Мельников - конкурсный проект театра, 1932 г. (4)
Глава 12. формы. В демонстрационной экспозиции проекта объемная модель могла и не присутствовать, но характер графического моделирования не оставлял сомнений, что проектный замысел автора был результатом поиска с участием объемной модели. Зарождался новый характер проектного мышления, в процессе которого создание архитектурного объекта подчинялось композиционным закономерностям организации объемно-пространственной формы. Такие изменения отразились и в проектной графике, где изображение архитектурного объекта вызывало прямые ассоциации с объем но-пространственной формой, с объемно-пространственными моделями, где в перспективных, аксонометрических чертежах графика выявляла прежде всего такие качества архитектурного образа, как ритмичность, статичность, динамичность, массивность, легкость и т. д. Примером такой манеры проектной графики можно считать работы архитектора Л. Хидеке-ля. Проектные предложения здания аэроклуба зданий, «расположенных иод тоннелем», «парящих над землей» вызывают прямые ассоциации с объемно-пространствсннымн моделями. Такие же ассоциации при анализе проектных работ современников Л. Хидекеля — А. Никольского, Т. Варен нова, В. Калмыкова, К. Малевича, В. Кринского, И. Ламцова, М. Туркуса и др. В условиях современного реального проектирования параллельный метод графического и объемпого моделирования играет заметную роль, дает устойчивые позитивные результаты. В процессе разработки сложной архитектурной формы чрезвычайно эффективна модель. Именно макет часто разъясняет автору ряд сложных вопросов в решении формы здания, именно макет в некоторых случаях более понятен, чем графическое изображение. Анализ полученных в процессе макетирования результатов зачастую нагляднее, чем моделирование аналогичных ситуаций в касту pita я /рафика и макетирование _________ /S3 форме графических перспективных или аксонометрических построений. Однако и в процессе работы над макетом графика играет заметную роль. Многие архитекторы предваряют работу над макетом серией графических эскизов. В этом случае окончательный вариант макета является итогом сложного графического поиска. Если в процессе проектирования заказчику требуется изготовить большой демонстрационный макет из бумаги, картона или пластика, то его разработка ведется также с участием графики, т. е. по специальным чертежам. Таким образом графика и макетирование становятся взаимно необходимыми частями единого процесса конструирования объемно-пространственной модели проектного объекта. В этом случае графика является подсобным инструментом, а ведущей формой овеществления проектного замысла служит макет. Есть и другие формы взаимоотношений плоскостного и объемного моделирования. Возможны случаи, когда на стадии поиска архитектурной идеи архитектор чередует работу над графическими эскизами и небольшими по размеру объемными моделями. В графике рождаются первичные образы сооружения, в макете эти замыслы уточняются и конкретизируются, а затем снова проверяются в графических эскизах с большей степенью проработки. В этом случае графика и макетирование играют роль равноценных по своему значению звеньев единой цени этапов проектного поиска. Макетирование — ведущая форма проектного поиска. За последние десятилетия в некоторых областях архитектурной и дизайнерской деятельности выработаны новые приемы проектирования объемно-пространственной среды выставок, культурных общественных и торговых центров, спортивно-зрелищных комплексов и пр. Суть такого проектирования состоит почти исключительно в работе над макетами, в процес- 184 Часть II. Архитектурная графика и архитектурное проектирование
се изготовления которых из картона, пластика, бумаги, металлической и бумажной фольги создается проектное предложение будущего объекта. Работа ведется последовательно — от привычных эскизных макетов до уточненных и выверенных демонстрационных моделей, предназначенных для показа заказчику. Процесс макетирования сопровождается рядом черновых эскизных схем и рисунков, которые служат под--собным материалом для работы над макетом. Окончательный вариант макета снимается на кино— и видеопленку с применением специальных объективов и видеощупов, с помощью которых съемки интерьеров макета по достоверности приближаются к условиям реального восприятия внутреннего пространства глазами зрителя. Конечные результаты кино — и телесъемок обрабатываются и в виде слайдов и видеокассет составляют единую наглядную экспозицию. Часть фотоматериалов обрабатывается на ЭВМ и с помощью графопостроителей превращается в ряд аксонометрических и перспективных построений, также составляющих элементы демонстрационной экспозиции. Как видно, этот процесс объемного моделирования также не обходится без помощи графики, которая играет роль подсобного инструмента моделирования (см. главу 3). Подводя итоги раздела можно сказать, что владение методикой работы в форме графического и макетного моделирования является обязательным условием для каждого архитектора-проектировщика. Основа такой культуры закладывается в период обучения в архитектурной школе, 3. Развитие способностей графического и объемного моделирования в обучении Возникновение методики объемного моделирования. Методика работы над объемной моделью была фундаментально разработана во ВХУТЕМАСе. Создатели теории «объёмно-пространственной композиции» — профессора ВХУТЕМАСа Н. Ладовский, В. Крине -кий, Н. Докучаев и их соратники М. Туркус, И. Ламцов положили начало совершенно новому направлению воспитания профессиональной культуры студентов, обучавшихся по курсу «Пространство». В этом процессе особая роль отводилась приемам графического изображения. Суть методики Н. Ладовского и В. Кринского состояла в том, чтобы слушатели ВХУТЕМАСа в процессе работы над заданиями по курсу «Пространство» научились воспринимать архитектурную композицию как итог углубленного философского понимания природы архитектурной формы, В этом процессе значительная роль отводилась работе над объемной моделью, каждый из вариантов которой отвечал на последовательную постановку таких задач курса, как освоение закономерностей ритма и метра, выражения тяжести, легкости, динамики, статики, материальной структуры, фактуры, тектонической напряженности объема, поверхности и пространственных показателей архитектурной формы. Задания исполнялись в виде крупных макетов из глины, гипса, дерева и других материалов. Однако и Н. Ладовский, и В. Кринский допускали, что в работе над моделями можно применять графический эскиз, чертежные схемы фасадов объемной модели, различные формы графического моделирования для проверки рисунка, членений формы, глубины врезок и контррельефов и т. д. Предусматривалась параллельная работа над объемной моделью и графическим изображением здания, выявляющая характер формы объемной модели, Такой метод параллельного моделирования формы в графике и макете расширял границы учебного задания, способствовал пониманию связей между абстрагированным характером объёмно-пространственной модели и ее конкретным образным воплощением в Глава 12. Архитектурная графика и макетирование 185
графическом изображении здания (см. рис. 70), Применяя поочередно графику и макетирование, учащийся начинал осознавать возможности каждого из этих противоположных по сути выражения приемов художественного моделирования и сознательно и целенаправленно пользоваться инструментарием графики и макетирования. Аналогичная методика применяется до настоящего времени. Объемное моделирование в обучении. Курс «Объемно-пространственная композиция» в МАрхИ предусматривает логическое совмещение приемов графики и макетирования. Такая методика практикуется при исполнении заданий 1-го и 2-го курсов. Кроме того, каждое проектное задание 2-го курса совмещено с исполнением задания ОПК (объемно-пространственная композиция), которое дополняет понимание задач курсового проекта. Примером могут служить проекты монументальных сооружений (см. главу 2). Каждый из проектов монументальных сооружений, знаков выезда в город, памятников воинам Великой Отечественной войны предварялся работой над объемной моделью из бумаги или картона. Разработка формы, членений, силуэта, тектонической структуры объемной модели подсказывает автору характер композиции проекта монументального объекта (рис. 71). Объемная и графическая модели взаимно дополняют, развивают авторский замысел. Подобная форма моделирования применяется и в процессе исполнения других курсовых проектных заданий. Примером может служить работа над курсовым проектом «Выставочный павильон», исполняемым на 2-м году обучения. На стадии поиска идеи выставочного павильона большое значение имеет правильное понимание композиционной взаимосвязи выставочных пространств с пространством вестибюля (см. рис. 68, 2). От принципов решения вестибюля, его пространственных и визуальных взаимосвязей с выставочным залом зависит качество избранной автором композиционной идеи. Этим задачам посвящено учебное задание по курсу ОПК «Контрастное сопоставление пространств». Работа над композиционной моделью ОПК помогает пониманию принципов взаимосвязей двух контрастных по величине, геометрическим очертаниям и высоте пространств. Итог этой работы прямо влияет на качество решения функциональных взаимосвязей вестибюля и выставочного помещения, раскрывает композиционную идею образа выставочного зала. В этом случае работа над упражнением ОПК является средством, стимулирующим качество проектного решения. Учащийся сначала осваивает проблему взаимосвязи пространств на отвлеченной композиционной модели, а затем подходит к решению одной проблемы в графике с учетом конкретных задач проекта выставочного зала. Происходит качественное преобразование представлений взаимосвязи разных по структуре и назначению пространств, которые последовательно моделируются сначала в абстрагированной форме бумажного макета, а затем в чертеже, где все проекции здания имеют, в отличие от макета, конкретную масштабную размерность. Роль графики в учебном объемном моделировании. Не менее важную роль играет графика и в процессе работы над каждым макетом. Ранее говорилось о том, что идея макета часто рождается в процессе графического эскизировання. Не менее важную роль играет графика в процессе вычерчивания выкроек, из которых затем изготавливаются детали каждого макета. От умения обобщенно мыслить, от владения мастерством проекционного черчения зависит качество изготовления частей модели. Самое высокое мастерство макетирования из бумаги и картона состоит в умении рацио- 186 Часть II. Архитектурная графика и архитектурное проектирование
т. г
и а щ Г
Рис. 71. Разработка объемных моделей ни теме «Вилы композиции» в формах графического и объемного моделирования. Фронтальная композиция (|); объемная композиция (2); г.тубннно-проетран-етьениан комно:шцпя {3)
Глава 13. Особенности машинной графики 187
нального конструирования кроя макета. Лучшие макеты собраны из цельной выкройки, которая путем умелых членений, надрезов и сгибов преобразуется в целостную пластическую форму бумажной модели. Для составления такого целостного кроя необходимо развитое умение его точного графического изображения на листе бумаги. В главе 10 говорилось о применении методов макетирования в работе над демонстрационной проектной экспозицией. Умелое использование приемов объемного моделирования для оформления проектных чертежей также зависит от культуры понимания специфических задач и возможностей графики и макетирования, дает свободу в выборе любых средств для выражения авторских замыслов в архитектурном и дизайнерском проектировании. Несколько советов по работе с объемной моделью. В процессе реально- го и учебного проектирования при ис ОПК действенным инструментом отражения авторских замыслов наряду с архитектурной графикой; 2) в учебной композиционной подготовке следует развивать параллельно методы графического и объемного моделирования, так как их сопоставление, одновременное применение способствуют развитию воображения, памяти, фантазии; 3) в освоении методов объемного моделирования широко использовать графическое эски-зирование как средство совершенствования композиции объемно-пространственной модели; 4) при изготовлении крупных демонстрационных макетов из любых материалов помнить, что хороший макет может получиться только при наличии чертежей всех его деталей и элементов. ГЛАВА 13. ОСОБЕННОСТИ МАШИННОЙ ГРАФИКИ, СПЕЦИФИКА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ИНФОРМАЦИИ В современных условиях широкое распространение получила система автоматизированного проектирования объектов строительства — САПР ОС. Если в обычном проектировании графическая или визуальная информация выражается языком чертежа, то с помощью САПР графическая информация и операции с нею преобразуются с помощью компьютера. Преимущества такого метода заключаются в способности компьютера быстро решать ряд проектных задач, облегчающих и повышающих качество архитектурного и инженерного проектирования. Постоянное развитие этого процесса требует понимания специфики автоматизированного проектирования и машинной графики. 1. Машинная графика как средство отображения информации автоматизированного проектирования Что такое машинная графика. Любые виды автоматизированных операций предваряются кодированием графической информации в виде алгоритмов. Алгоритм — точное представление, назначающее определенную последовательность выполнения операций и действий, результатом которых является решение данной проектной задачи |18]. Явление, отражающее совокупность приемов и действий, обуславливающих автоматизацию процессов подготовки, преобразования и воспроизведения гра- 188 __________ Часть II. Архитектурная графика и архитектурное проектирование фической (визуальной) информации компьютером, носит название машинная графика. Принципы действия автоматизированного проектирования. Система автоматизированного проектирования, как и процесс машинной графики, представляет собой органическое соединение двух частей. Первая часть — техническая, состоящая из цифровой вычислительной машины — компьютера, устройств ввода исходящей информации и вывода графических изображений в виде машинных чертежей. Вторая часть — программ но-математическая, базирующаяся на алгоритмах, определяющих смысловое содержание и последовательность процедур машинного проектирования. Технические средства, с помощью которых осуществляется машинное проектирование, представляют собой комплекс следующих устройств: компьютерный блок, блок клавишных телеграфных устройств для ввода буквенно-цифровой информации, блок устройств, выводящих графическую информацию, среди множества технических вариаций которых можно выделить следующие три основные типа: графопостроители — двухкоординат-ные электромеханические чертежные автоматы со специальным механическим пером (в виде оголовника рапидографа) планшетного или рулонного принципа действия [18, с. 122 —1241. В планшетных графопостроителях все чертежи распечатываются на планшетах — модульных единицах, удобных для брошюровки, паковки, хранения и использования. В рулонных графопостроителях чертежи переносятся на поверхность бумаги, свернутой в крупногабаритный рулон, причем ширина изображения варьирует в пределах 50—500 и более мм, а длина может доходить до нескольких метров; монитор — автоматизированное устройство, на лицевой поверхности которого расположен электронно-лучевой экран. Оперативность действия монито- ров многократно превышает производительность графопостроителей. Экранное изображение строится с помощью светового пера или аналогичных по принципу действия конструктивных устройств [18]. С их помощью осуществляется ввод графической информации, а также построение, исправление, стирание и деформация светового изображения; принтер — техническое устройство, предназначенное для вывода графического или текстового изображения на бумагу, его распечаток и тиражирования; сканер — автоматизированное устройство для считывания графической информации чертежа, эскиза или печатного текста. Считанная сканером информация кодируется и вводится в память компьютера. Команды, отданные оператором, преобразуют полученную графическую информацию. С помощью полученных компьютером ортогональных проекций заданной формы строятся ее трехмерные модели, осуществляется их световая и теневая обработка, дается изображение в тоне или цвете с возможным изменением пропорций, новыми параметрами формы и образа. Аналогичные операции претерпевает печатный текст, в котором могут меняться интервалы между абзацами и буквами, стиль и размер шрифтовой страницы. Управление компьютером осуществляется с помощью уже упомянутого выше клавиатурного блока и мышки. Мышка — автоматизированная приставка, форма первых образцов которой в начале компьютерной эры разительно напоминала серую домашнюю. мышь. Последние образцы мышки по форме скорее напоминают плоскодонные мыльницы или портсигары с слегка выгнутой в сторону ладони оператора верхней поверхностью, имеющие в передней своей части две кнопки — клавишы (левая и правая) и. в некоторых образцах, с размещенным между кнопками колесиком. Передвигая мышку по поверхности стола или резинового коврика, рас- I Глава 13. Особенности машинной графики 189
положенного перед экраном монитора. нажимая на кнопки (в основном на левую) и вращая рифленый обод колесика, оператор передвигает в плоскости экрана световую стрелку, называемую курсор. Перемещаясь по поверхности экрана курсор указывает на определенные, обозначенные символами или шрифтовыми заголовками, участки экрана, посылая сигналы для осуществления определенных операций. Среди современных устройств с функциями аналогичными мышке целесообразно выделить дегитайзер, удлиненная форма которого напоминает карандаш, Клавиатурный блок — устройство с помощью которого печатается шрифтовой текст, текстовой материал на одном языке меняется на текст на другом языке, осуществляется подвижка, правка, изменение интервалов между строками по вертикали и увеличение или уменьшение интервалов между буквами или словами по горизонтали, замена простых букв на заглавные и т.д. Каждое следующее поколение компьютерной техники совершеннее И, как правило, дороже предыдущего. Программы машинного проектирования Специалисты-проектировщики используют компьютерную технику, работающую по определенным программам. Для построения архитектурных машинных чертежей преимущественно используются программы «AUTOCAD» (AB-ТОКАД) или «ARCERCHCAD» (АР-ХИКАД), где буквенная абревиатура «CAD» обозначает «проектирование с помощью компьютера». Для построения трехмерных моделей, их световой и теневой, тональной и цветовой моделировки в сериях демонстрационных чертежей архитекторами и дизайнерами используются программы «3D STUDIO» (ЗД СТУДИО) и «PHOTOSHOP» (ФОТОШОП). Архитекторы и дизайнеры разных национальных и региональных школ работают в технике машин- ной графики по существенно разным методикам. Одни в процессе проектирования исползуют исключительно приемы компьютерной техники, что легко заметно по стилю формообразования проектируемых объектов (такая архитектура именуется «компьютерной» и отличается упрощенной геометризацией форм, элементарной пластикой образов, ритмической простотой композиционных решений). Другие претворяют компьютерное проектирование углубленной разработкой рукотворных эскизов, эскизных чертежей и поисковых объемных моделей. По аналогичной схеме строятся процессы компьютерного проектирования объектов современного дизайна. В мировой практике мирового автостроения широко известны эскизы автомобильных кузовов и интерьеров, выполненные выпускником Свердловского (Екатеринбургского) архитектурного института Владимиром Пирожковым. Его виртуозные эскизы, не раз публиковавшиеся на страницах ряда автомобильных издании, предворяли выпуск серийных автомобилей скачала французской фирмы «Ситроен», затем японской фирмы «Тайота». Не менее показательна работа еемеЙНОЙ дизайнерской фирмы автомобильных стилистов Джор-джетто Джуджаро — отца и Фабрнцио Джуджаро — сына. Фирма «Джуджаро Дизайн» выполняет заказы на проектирование автомобилей ряда фирм во Франции, Германии, Италии, Швеции и Кореи, кроме автомобилей проектирует фотоаппараты, видео- и аудиотехнику, охотничье оружие. По эскизам и разработкам Джорджетто Джуджаро фирма «Беретта» производит модельный ряд дробовых полуавтоматических ружей. Пластический рисунок ствольных коробок полуавтоматов «Teknus» и «Teknns Gold» показывают, что их форма могла быть найдена исключительно с помощью карандашных рисунков и эскизов. Идентичность чертежей и эскизов в архитектурном и дизайнерском проектировании объясняется в первую очередь 190 Часть II, Архитектурная графика и архитектурное проектирование
их коммуникативным назначением. Оно состоит в передаче (сообщении) определенных объемов визуальной, графической информации, адресованной в одном случае специалистам — архитекторам, дизайнерам, конструкторам, инженерам, в другом случае информацию, понятную потребителям с более низкой культурой восприятия и, главное, заказчикам. Вне зависимости от адресатов в чертежах и эскизах изображается форма и ее положение в пространстве, будь то архитектурный объект или объект промышленного дизайна, которые графически изображаются таким образом, чтобы формообразующие н пространственные параметры были ясны и общепонятны. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |