|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Иллюстративное отражениесвойств и качеств архитектуры. Как уже говорилось, архитектурный объект обладает рядом особенностей, в комплексном отражении которых воспринимаются разнообразные качества архитектуры. В иллюстративном изображении архитектурного объекта обычно отражаются не все его качества, а лишь те, которые по тем или иным причинам интересуют автора и должны восприниматься читателем книги, журнала, учебника. Однако как бы ни разнилось содержание и характер оформления литературы детской или взрослой, специальной или художественной, в качественных иллюстрациях, изображающих архитектуру, есть нечто общее. Эта общность относится прежде всего к таким качествам иллюстрации, как ее четкая ориентация относительно вертикальной и горизонтальной осей листа книги или журнала, альбома или методического пособия. Кроме того, иллюстрация должна графически отражать такую информацию, которая позволит зрителю легко воспринимать основные элементы архитектурного образа, конструкцию объекта, детали формы, ее пластику и положение в пространстве. В изображениях архитектуры желательно присутствие точного отсчета, дающего ясное представление о размере объекта, его соотношениях с человеком и окружающей средой. Как правило, такую информацию зритель получает благодаря деталям, которые легко соотнести с какими-либо конкретными размерами. Эти же детали информируют зрителя о характере декора, пластического рисунка, интерьера и экстерьера архитектурной формы, отделочном материале и т. д. Особенности изображения архитектуры в детской иллюстрации. Изображение архитектурного объекта в художественной детской иллюстрации обычно дает лишь обобщенный, часто гротескный образ архитектурного сооружения. Однако и в этих, зачастую несьма условных, архитектурных образах присутствуют те же общие черты, т. е. отображение образной и тектонической структуры архитектурной формы, ее соотношения с человеком и деталями окружающей среды. На рис. 93 изображены иллюстрации к детским книгам, выполненные художниками Е. Моииным и А. Сазоновым. Для Евгения Моннна, получившего архитектурное образование, архитектура является ведущей темой всех крупных работ в области детской сказочной иллюстрации (рис. 93, /, 2). Все действия персонажей Е. Монина происходят на фоне архитектуры. Архитектура в виде фантастических замков, порталов, сложных многофнгурных композиций является здесь композиционным стержнем приема раскрытия литературного сюжета. Как и в реальных архитектурных композициях, архитектурные фантазии Е. Мопина наполнены деталями, насыщены образно-эмоциональным настроением, овеществлены в материале, населены сказочными персонажами. Эти иллюстрации живут, ибо как и в реальной архитектуре они обладают теми же качествами — размером, материальностью, положением в окружающей среде. Графика Монина кажется простой и малодельной (все его иллюстрации выполнены акварелью, линейные рисунки контуров, складок, деталей сделаны кистью), однако за этой внешней лаконичностью приемов читается мастерское понимание композиции цвета, виртуозное владение рисунком. Особого внимания заслуживает искусство Е. Монина компоновать лист.
Рис. 94. Рокуэлл Кэнт (по образованию архитектор) — яастаики к собственной книге *Это и Гоеподн* 240 Часть III. Творческая графика архитектора
Для его графики характерно максимальное использование белой поверхности бумаги — она в одних случаях используется автором как фактура побелки деталей архитектурной формы, в других случаях служит воздушной средой, в третьем варианте выступает как ярко освещенные поверхности земли или снега. Аналогичное владение композицией белого листа бумаги демонстрирует художник-график А. Сазонов (рис. 93, У). Многие его иллюстрации изображают русский север, природа и архитектура которого составляют единый синтетический образ редкой красоты и обаяния. Сазонов с одинаковым мастерством изображает архитектуру в пейзаже, интерьеры и обстановку рубленых русских деревянных изб, виртуозно рисует фигуры людей и животных, детали крестьянского быта. Как и в иллюстрациях Е. Минина, поверхность белого бумажного листа является в иллюстрациях А. Сазонова то снегом, то белой скатертью, то деталями одежды и посуды. Поверхность белой бумаги в обрамлении линейного контура рисунка приобретает разное смысловое н изобразительное значение. Все предметы обозначаются скупыми лаконичными линиями и штрихами, рисунок прост и условен. Образы людей, архитектурных зданий, предметов быта выразительны и конструктивны, что объясняется своеобразной манерой рисунка автора, его умением отражать суть объекта в самой обобщенной изобразительной форме. Среда. изображаемая Мошшым п Сазоновым, рождает впечатления и эмоции, близкие к аналогичным впечатлениям от произведений архитектурной графики. Архитектурные образы в этих иллюстрациях красивы и выразительны, их воздействие на зрителя сопоставимо с силой восприятия мастерских композиций в жанре архитектурной фантазии. Архитектура в иллюстрациях Року-эла Кента. В иллюстрировании художественной и научно-популярной литературы качество изображения архитектуры зачастую оставляет желать много лучшего. Это объясняется низкой культурой подготовки художников-иллюстраторов, не способных понять и отразить многообразную природу архитектурного объекта. Примером высококлассных книжных иллюстраций с изображениями архитектуры являются графические работы известного американского живописца, графика и писателя Року эла Кента, получившего архитектурное образование. На рис. 94 помещены заставки, сделанные Кентом к трем своим литературным произведениям [19— 21]. Изображения архитектуры, пейзажей, деталей предметов сделаны с редкой точностью и достоверностью. Року-эл Кент, как и каждый опытный архитектор-график, изображает любой объект, будь то здание или человеческая фигура, лодка или деталь пейзажа, с убедительностью и точностью архитектурного чертежа. Композиции всех без исключения иллюстраций Р. Кента взвешены и выверены до миллиметра, ясно сориентированы в пространстве, выполнены пером в лаконичной, выразительной линейной графике со штриховкой или заливкой. В иллюстрациях Кента обращает на себя внимание доскональное знание предмета, глубокое понимание всех деталей зданий, кораблей, лодок, предметов быта, одежды и оружия. К изображению ои относится, с одной стороны, как к объекту художественного оформления книги, с другой стороны, как к объекту предметного мира, графический образ которого должен быть протокольно точен и максимально информативен. Если проанализировать любой предмет, изображенный Рокуэлом Кентом, то его можно без колебаний считать точной копией оригинала или прототипа. При желании каждый из этих объектов можно изобразить в ортогональном масштабном чертеже и затем изготовить в натуре. Такой поразительной убедительности и красоты начертания каждой детали изображения редко удавалось достигнуть рядовому художнику-иллюс- Глава 18. Иллюстратиш/ый жанр архитектурной /рафики 241
тратору. Возможно, это свойство в очень большой мере стимулируется общей культурой автора, полученной в стенах архитектурной школы. Эта же культура сказывается в способности пространственно мыслить, анализировать, сопоставлять, в умении виртуозно рисовать и чертить. Любой ракурс предмета в изображении Р. Кента абсолютно точен, идентичен ортогональному или перспективному построению аналогичного изображения. Из всего сказанного можно заключить, что основным качеством архитектурной иллюстрации является ее достоверность или выразительность отображения образных, тектонических, конструктивных и эстетических свойств архитектурной формы, а также показателей, раскрывающих ее масштабность, размерность и характер материала. Приемы и средства изображения, которыми достигается этот эффект, могут быть разными, но в любых случаях зритель должен получать полную и содержательную информацию, раскрывающую определенный комплекс качеств архитектурного объекта. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |