АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ортогональный чертеж

Читайте также:
  1. Архитектурный чертеж как средство профессиональной коммуникации
  2. Ведомости общих данных по рабочим чертежам
  3. Задание 2 Изготовление рабочего (разбивочного) чертежа.
  4. Как правильно начертить шрифт чертежный.
  5. Классификация резьб. Резьбовые соединения: изображение резьбы на чертеже (ГОСТ 2.311-68). Основные параметры резьбы. Виды резьб и их обозначения.
  6. Компоновка чертежа
  7. Линии. Шрифты чертежные. Графическое обозначение материалов в разрезах и сечениях
  8. Марки основных комплектов рабочих чертежей
  9. Марки основных комплектов рабочих чертежей
  10. МАРКИ ОСНОВНЫХ КОМПЛЕКТОВ РАБОЧИХ ЧЕРТЕЖЕЙ
  11. Методика построения чертежа брюк.
  12. На экране чертеж карты.

Ортогональный чертеж, который еще известен как «метод параллельного проецирования» Гаспара Моижа, есть изображение предмета, отдельные виды которого (план, фасад, боковой вид) па­раллельно спроецированы па две (или три) взаимно перпендикулярные плоско­сти. Это самый точный и рациональный метод изображений предмета на плоско­сти, на котором основана вся система современного проекционного черчения. Примером точного изображения слож­ной формы в чертеже может служить чертеж Ф. Чапмена с изображением криволинейной формы корпуса парус­ника в трех проекциях.

Ортогональный чертеж в архитек­турной графике является самой распро­страненной формой сообщения инфор­мации об архитектурном объекте, кото­рая позволяет не только достоверно пе­редать в изображении геометрические параметры формы, но и путем масштаб­ных преобразований соотнести ее изоб­ражение с истинными размерами пред­мета.

Традиционно с конца XVIII в. архи­тектурные ортогональные чертежи но своему содержанию подразделяются на следующие разновидности.

Чертеж фасадафронтальное ор­тогональное изображение проекций фа­садов здания. Обычно иод этим назва­нием повсеместно подразумевается чер­теж главного фасада сооружения, если же изображаются другие его фасады, то


они сопровождаются разъяснением -«боковой фасад», «задний фасад* или «северный фасад», «южный фасад» и т. д. Фасады изображаются в масштабах 1:200; 1:100; 1:50; 1:25 |3, 17]. Фасады зданий вычерчиваются в такой графи­ческой технике, которая убедительно ражает пластический характер архит турного сооружения. Так, если фор здания проста по своим геометрическ формам, то фасады изображаются в ли­нейной графике с фрагментарным при­менением тона (рис. 25, 3).

Сложная, пластически богатая фор­ма фасадов здания изображается в те нике линейной графики с примснени штриховки или в технике тушевой мывки (рис. 25, 1, 2). Силуэт здания, компактные или вытянутые пропори отражаются на композиции чертежей фасадов. Вертикальная композиция зда­ния изображается на вытянутом по вер­тикали чертеже. Горизонтальная компо­зиция здания, комплекса зданий (так называемая «ленточка*) изображается на чертежах вытянутых но горизонтали.

Иногда обстоятельства диктуют не­обходимость изображения не всего фа­сада здания, а его фрагмента. Правила изображения фрагмента аналогичны правилам построения в чертеже проек­ции фасада здания.

Чертеж плана — условное ортого­нальное изображение разреза здания, рассеченного по горизонтали прозрач­ной секущей плоскостью при взгляде на него сверху вниз (план) или.снизу вверх (плафон). Условная плоскость рассека­ет здание таким образом, что на чертеж­ных изображениях плана показаны не только сечения несущих конструкции и перегородок, но и сечения но окнам, дверям, вентиляционным каналам и шахтам, сантехническим панелям и т. д. Границы рассечения массивов конструк­тивных элементов обводятся толстыми, разрезными линиями с возможной за-


' Ортогональный (прямоугольный) от -*ортос» — * прямой угол» (древнегреческнн)■




ЖЩ[йЩ

-Ж...ДВ.. -._ тггшшг

 


 


 

 

*r>~-


■^Z~"~^!~vv"r7


Рис. 25. Ортогональные чертежи фасадов: Матиеи Казаков — фасад Алексссвгкон Церкви Чудова монастыри (1): Фра
Л. Райт фасад ь.. лап собственной пули и в Иллинойсе Уз к Парк {2)



 




i ' ■ I. ■■ ■ ■'., i1,4- Mi :,

&


Рис. 2G. Pajiibm стиль и тектонический рисунок планоя н чертежах: Дж&коко Кнарспгн проект шоончка. 1798 г, О) Murfu и КоюШр — проект за город ж ш виллы; 1Э1Н> г. (2у, Гедсмнпас Баравнкас - проект дворца бракосочетаний с встро­енной барочной часовней, Вильнюс I9SM г, (3)


Глава 6. Архитектурный чертеж


75


 


ливкои плоскости сечения черной ту­шью или тоном. Видимые, но не рассе­каемые в плане элементы конструкций и оборудования — лестницы, мебель, сантехнические приборы, рисунок замо­щения полов или рельеф потолка (в плафонах) обводятся тонкими линиями (рис. 26). Планы зданий.вычерчиваются в масштабах 1:200; 1:100; 1:50; 1:25. Про­порции чертежей с изображением пла-


нов также зависят от композиционного рисунка плановых проекций здания. В чертежах планов могут применяться изображения сечений несущих конст­рукций с показом материала (естествен­ного камня, бута, кирпича, бетона, дере­ва и т. д.), деталей земли, деревьев, кам­ней, горизонталей и т. д. Для выявления рисунка конструкций в плане могут применяться изображения теней, кото­рые отбрасываются на поверхность зем­ли, сечения стен, опор, перегородок и т. д. (см. рис. 26).

Чертеж разреза1 — фронтальное ор­тогональное изображение проекций раз­реза здания, спроецированное на плос­кость чертежа. Обычно под этим назва­нием подразумевается ортогональное изображение разреза, полученное сече­нием, проведенным через наиболее ха­рактерные помещения здания. Сечение может проходить через зрительный или спортивный залы (в театре, киноконцер­тном зале, клубе, спортсооружении и т, д.), через вестибюль» лестничную клет­ку (шахту), жилые комнаты (в жилых домах, отелях, кемпингах, пансионатах и т. д.), производственные помещения и залы (в аэропортах, вокзалах, промздани-ях и т. д.). В АГ плоскость сечения нео­битаемых помещений (чердачных пере­крытий, технических этажей и несущих конструкций) может быть показана в виде глухой поверхности, обведенной толстыми разрезными линиями (рис. 27) с возможной заливкой или штриховкой разрезной поверхности. При необходи­мости в изобразительном поле рассекае­мых помещений могут быть изображены конструктивные элементы — фермы, плиты перекрытия, сечения по бетон­ным плитам, фундаментам, рамам, складкам, балкам, аркам и т. д., причем сечение по массивам конструкций обво­дится толстой линией или показывается заливкой, а пересекаемые КОНСТруКТИВ-


Раяреэа* называется деталь (предмет), мысленно рассеченная одной или несколькими условными секущими плоскостями. Свчвниам называется фигура, полученная в результате рассечения массива дета­ли секущей плоскостью.



Часть 1. Средства изображения и виды архитектурной графики


 



У%ЦШ IWWIHW ■■»■ 1 '• лрмийшшрммммя

Г%я

 


Рис. 27. Ра.'шим характер разре­зов аданнй li чертежах: Карлп России - 1917 г. (I); Марка Акаяма — 1997 г. (2): Ал вара Лалто- 1996 г. (3)



 


Глава 6. Архитектурный чертеж



 


ные элементы обводятся тонкими види­мыми линиями. Тонкими линиями об­водятся также все элементы здания, де­тали оборудования, не попадающие в плоскость разреза. Пластика интерьера, наружных частей здания может быть показана в технике тушевой отмывки. Проекции разреза (так же как проекции фасада) могут располагаться на чистом листе бумаги, которая в этом случае иг­рает роль нейтральной воздушной сре­ды, Возможен другой вариант, когда за пределами разреза здания графически показываются детали природного или городского окружении.

Применяются такие композиции чертежа, на которых одновременно изображаются фасад и разрез, фасад, разрез и план и т. д. В этом случае цен­тральное положение занимает та проек­ция здания, которую автор считает наи­более важной, т.е. или фасад, или план и т. д. Необходимо помнить, что секу­щая плоскость проходит обязательно че­рез оконные, дверные проемы, проме­жутки между несущими опорами и т. д. Рассекать здание по массиву несущих конструктивных элементов, минуя про­емы и продухи — неверно.

Чертежи архитектурных разрезов изображаются в масштабах 1:100; 1:50; 1:25, В учебном проектировании, где цифровое значение масштаба не играет столь важную роль, архитектурные про­екции могут в отдельных случаях из ком­позиционных соображений изображаться в масштабах 1:75; 1:40: 1:20; 1:10; 1:5.

Чертеж генерального плана (генп­лан) - условное ортогональное изобра­жение здания или комплекса зданий и сооружений при взгляде сверху вниз. В генеральном плане показывают ортого­нальные изображения сечений зданий по цокольным этажам (планы) или про­екции сооружении с обозначением очер­тания его кровли (чертеж кровли). Зда­ние или комплексы здании графически изображаются на местности с обозначе­нием горизонталей рельефа, транспорт­ных коммуникаций, автостоянок, дета-


лей благоустройства, массивов декора­тивной или естественной зелени, от­дельных деревьев и т. д. Чертеж гене­рального плана может выполняться ис­ключительно в линейной графике, когда габариты зданий, дороги, группы дере­вьев, горизонтали обозначены лишь ли­ниями. Для выявления композиционных особенностей застройки или ее сочета­ния с ландшафтом возможно примене­ние тональной или цветной графики, когда с помощью штриховой техники, заливки или тушевой отмывки, аква­рельной покраски выявляются тени и форма зданий, пластика рельефа земли и т. д. Как правило изображение генп­лана сориентировано но странам света. Генпланы выполняются в масштабах 1:5 000; 1:2 000; 1:1 000; 1:500; 1:200. В учебном проектировании, где цифровое значение масштаба не играет такую роль, как в реальном проектировании, возможно изображение ген плана в мас­штабах 1:4 000; 1:3 000; 1:400; 1:250; 1:200 (рис. 28).

Чертеж архитектурной детали — ус­ловное ортогональное изображение про­екций архитектурных деталей, как эле­ментов архитектурной пластики фаса­дов и интерьеров здания. Правила изоб­ражения деталей аналогичны с приема­ми графического вычерчивания фасадов, планов, разрезов. На чертеже может быть изображена фасадная ортогональ­ная проекция детали, совмещение фа­садной проекции с разрезом и планом. Чертежное изображение архитектурной детали особо характерно показом факту­ры, текстуры, отделочного материала или материала, из которого изготовлена сама деталь (камня, бетона, металла, де­рева и т. д.). В зависимости от назначе­ния чертежа деталь может изображать­ся в линейной графике штриховкой и заливкой (в рабочем проектировании), или в технике тушевой отмывки, аква­рельной покраски и т. д. (иллюстратив­ное изображение детали в увраже, в об­мерочных чертежах, для освоения учеб­ной [рафики и т. д.). Сложная пласти-


Сне, 28, Генеральные планы С разной стилистикой контурного рисунка крупных планировочных узлов в чертежах; Кар­ла России- варианты планировки театральной площади Петербурга, 1ЯЗЛ Г, (I. 2); Алвара Аалто - фрагменты гене­ральных нлапоь культурного центра в Сиене (Италия), 1966 г. (3)

ческая форма поверхности детали изоб- Чертеж разверток ограждающих

ражается обязательно с выявлением сне- поверхностей интерьеровусловнее

готенсвых контрастов, с построением и изображение ортогональных проекций
графической тушевкой теней, Архитек- поверхностей стен ннтерьерных поме­
ту pi тя деталь изображается в чертежах щений. Такие чертежиые изображения
в масштабе 1:25; 1:10; 1:5; 1:2; 1:1. характерны для проектных работ, где в


одном или нескольких чертежах сопос­тавляются проекции плана помещения с графическим обозначением проемов окон и дверей и чертежные проекции разверток стен этого же помещения. Если в чертеже сочетаются изображения плана и разверток стен, то разрезной контур деталей ограждающих поверхно­стей, так же как и контур каждой из проекций плана, обводится толстыми разрезными линиями. Если в чертеже присутствуют только проекции развер­ток стен без изображения плана, то они по контуру могут обводиться условно и толстой, и тонкой линией, так как их рисунок как бы вырван из контекста разреза здания, а воспринимается лишь как условное отображение габаритов стен интерьера. Однако в обоих случаях в обводке стен обязательно графически показываются оконные и дверные про­емы, причем линии обводки разрезных границ поверхностей толще, чем линии обводки границ поверхностей, не попа­дающих в разрез. Видимые детали кон­струкций (дверные и оконные проемы, лестницы, рельеф ограждающих поверх­ностей), так же как и изображения дета­лей мебели и оборудования, обводятся тонкими линиями,

Чертежные развертки исполняются в зависимости от целей изображения как в линейной графике, так и в техни­ке линейной графики, сочетающейся с тушевой отмывкой, подкраской отдель­ных поверхностей акварелью и т. д. Масштаб чертежей разверток колеблет­ся в зависимости от действительной ве­личины показанных ограждений инте­рьера в пределах от 1:100 до 1:50; 1:25; 1:10. В отдельных случаях развертки степ исполняются в технике покраски гуашью или темперой, а также покраски с применением аэрографа. Покраска мо­жет имитировать не только цвет деталей интерьера, по и фактуру отделочного материала каждой ограждающей повер­хности, текстуру деревянных деталей мебели и панелей ограждения, фактуру и рисунок отделочных тканей и т. д.


Глана 6. Архитектурный чертеж _____________ 79

Специфика графического моделирова­ния деталей интерьера имеет свои отли­чительные особенности — она менее ус­ловна, чем графика проектных архитек­турных чертежей, что объясняется свое­образием дизайнерских задач в отделке интерьера. «Натуральное», реалистичное изображение материалов отделки и ме­бели помогает предвидеть все особенно­сти дизайнерского решения композиции интерьера, определить особенности его зрительского восприятия в натуре.

Заключая раздел, раскрывающий особенности исполнения ортогональных архитектурных чертежей, следует оста­новиться на методике последовательно­го графического исполнения проекцион­ного чертежа.

Этапы работы над чертежом. Архи­тектор стремится простейшими сред­ствами получить максимальный рабо­чий эффект от каждого чертежа. Можно утверждать, что все стадии работы над чертежом протекают в такой последова­тельности:

первая стадия — карандашная раз­метка листа в осях соответственно рас­положению ортогональной проекции или нескольких ортогональных проек­ций сооружения. Построение линейного масштаба. Построение и уточнение в об­щих массах габаритов плана, фасада или разреза здания;

вторая стадия — работа под деталь­ным вычерчиванием ортогональной про­екции сооружения в карандаше или од­новременная работа над планом и фаса­дом здания с взаимным проецированием деталей. Вычерчивание деталей фасада и плана;

третья стадия — обводка китайс­кой (или химической) тушью готового карандашного чертежа. Обводка толстой разрезной линией или заливка сечений в планах и разрезах здания. Построение теней, выявление светотеневой пласти­ки архитектурных проекций фасада, фрагментов, разреза здания средствами черно-белой графики или с применени­ем техники тушевой отмывки;


80


Часть 1. Средства изображения и виды архитектурной /.рафики


 


четвертая стадия (в случае приме­нения тональной графики) — оконча­тельная доработка отмывки фасада с выявлением фактуры материала, полу­теней, силуэта здания;

одновременно в линиях или кистью исполняется рисунок антуража. Испол­нение шрифтовых и цифровых надпи­сей. Вычерчивание штампа чертежа.

На каждой стадии автор последова­тельно уточняет свою мысль, изменяет пропорции сооружения, находит опти­мальные очертания окопных и дверных проемов, рисунок деталей здания и т. д,

Несколько советов по работе с чер­тежами. В исполнении ортогональных чертежей СОВЕТУЕМ: J) исполнять архитектурный чертеж в соответствии с обязательной ориентацией чертежных проекций относительно вертикальной п горизонтальной осей. Для этого необхо­димо работать только с использованием натянутой рейки (с роликами) или рей­сшины, кульмана; 2) располагать чер­тежные проекции таким образом, чтобы между ними была проекционная взаи­мосвязь. Такие требования имеют осо­бую важность в учебных чертежах, где взаимосвязь проекций способствует вза­имному проецированию проекций фаса­да, плана и разреза, поэтажных планов и т. д.; 3) считать предметом особого вни­мания композицию чертежа, для чего необходимо тщательно взвешивать ком­позиционную взаимосвязь чертежных проекций, надписей, размеров, масштаб­ных линии, деталей антуража.

В исполнении ортогональных черте­жей НЕ СОВЕТУЕМ: 1) пытаться чер­тить исключительно с помощью уголь­ников. В этом случае почти невозможно сохранить взаимную параллельность ли­ний разных чертежных проекций; 2) иг­норировать проекционную и логическую взаимосвязь различных чертежных про­екций - фасадов, планов, разрезов, де­тален. Чертеж должен читаться в логи­ческой последовательности восприятия от основного к второстепенному; 3) не-


брежно относиться к качеству каран­дашного построения чертежных проек­ций. Если нет точного, проработанного в деталях линейного карандашного чер­тежа с изображением осей, размерных н масштабных линий, цифровых или шрифтовых надписей, то не может быть и качественной тушевой обводки черте­жа, хорошего исполнения тушевой от­мывки или цветной графики.

3. Аксонометрический чертеж

Проектные объекты с разной компо­зиционной и пластической структурами целесообразно изображать в наиболее выигрышной для каждого из них графи­ческой технике. В некоторых случаях для этих целей предпочтительны аксо­нометрические чертежи. Аксонометри­ческое черчение — условное изображе­ние предмета в аксонометрии, само по­нятие которой возникло из словосочета­ния АКСОН (ось) и МЕТРЕО (изме­ряю) — термины, взятые из древнегре­ческого языка. Метод аксонометричес­кого проецирования есть ракурсное [18, 25] изображение предмета, параллельно спроецированное на изобразительную плоскость под определенным к ней уг­лом (рис. 29). Аксонометрический чер­теж — средство позволяющее получить при взгляде на объект в ракурсе с верх­ней или нижней точек зрения наиболее полное впечатление об его объемных и пространственных характеристиках. На­ивные, теоретически не обоснованные аксонометрические применялись еще во времена европейского Средневековья. В практике архитектурного черчения аксо­нометрия встречается сравнительно ред­ко, чаще в инженерных и технических чертежах, и лишь в конце XIX — начале XX в. аксонометрический чертеж широ­ко внедряется в палитру изображений архитектурной графики.

Виды аксонометрических изобра­жений. В нашей стране виды аксономет­рических проекций классифицируются


Глава в. Архитектурный чертеж ___________________________________________________________ #7


В подчиняются ГОСТам. Обращаем

внимание, что изображенные на рис. 29 аксонометрические чертежи сориенти­рованы по трем осям, среди которых вертикальная ось обозначена Z, левая от вертикали ось обозначена X, правая от вертикали ось обозначена Y. Вдоль осей аксонометрических фигур нанесены цифровые обозначения пропорциональ­ного сокращения (искажения) граней изображаемых фигур, именуемые в тек­сте «индекс искажения*: 1 — ось или грань фигуры с таким индексом не со­кращается, имеет линейные пропорции 1:1; 3/4 — ось или грань фигуры с таким индексом сокращается в пропорциях 3:4; 2/3 — ось или грань фигуры с таким индексом сокращается в пропорциях 2:3; 1/2 — в направлении данной оси или грани фигуры изображения сокращают­ся в пропорциях 1:2.

В реальном или учебном проектиро­вании согласно ГОСТ 2.317—60 Аксоно­метрические проекции подразделяются на следующие виды:

Прямоугольные, где проецирующие лучи перпендикулярны картинной плос­кости, прямоугольные проекции в свою очередь делятся:

на прямоугольную изометрическую, где углы между осями Z, X, Y равны 120", а углы между горизонтальной пря­мой и осями X и Y равны 30°, где изоб­ражение по всем трем осям не сокраща­ется и обозначается индексом сокраще­ния 1 (см. рис. 29, 1);

на прямоугольную диметрическую проекцию, где ось X направлена к гори­зонтальной прямой под углом 7°10', осьY направлена к горизонтальной пря­мой под углом 4Г25'. Индекс сокраще­ния изображения по осям Z и X равен I, а индекс сокращения по оси Y равен 1/2 (см. рис. 29, 2);

косоугольные проекции, где проеци­рующие лучи наклонны к картинной плоскости. Косоугольные проекции в свою очередь делятся:

на фронтальную изометрическую проекцию, где угол между осями Z и X

6Э-5И


равен 90°, а угол оси Y к горизонталь­ной прямой равен 45°. Индексы сокра­щения по всем трем осям Z, X, Y равен 1 (см. рис. 29, 3)\

на горизонтальную изометрическую проекцию, где угол, под которым ось X встречается с горизонтальной прямой, равен 60°, а угол встречи оси Y с гори­зонтальной прямой 30°. Индекс сокра­щения по всем трем осям Z, X, Y равен 1 (см. рис. 29, 4)\

на фронтальную диметрическую проекцию, где угол между осями Z и X равен 90°, а ось Y встречается с горизон­тальной прямой под углом в 45°. Индекс вскажения по осям Z и X равен 1, а ин­декс искажения по оси Y равен 1/2 (см. рис. 29, 5);

триметрическая проекция отличает­ся разными показателями индекса ис­кажения по всем трем осям. С горизон­тальной прямой ось X встречается под углом 60°, ось Y под углом 15°, между осями X и Y угол равен 105°. Количе­ственные показатели индексом искаже­ния по трем осям в определенных преде­лах могут меняться. На рис. 29, 6 показа­тели искажения по оси Z равны 2/3, оси оси X — 3/4, а по оси Y — 1.

Фигуры 7, 8, 9, 10, 11, 12 на рис. 29 демонстрируют широко употребляемые в США приемы аксонометрических изображений. Представленные приемы незнакомы российскому читателю, су­щественно отличаются от аксонометри­ческих изображений по российскому ГОСТу и представляют определенный интерес ракурсных изображений архи­тектурных объектов.

На рис. 29, 7 между направлениями осей X и Y расположен угол в 90°. Оси X и Y встречаются с горизонтальной прямой под углом в 45°. Индекс искак-жения по всем трем осям равен 1.

На рис. 29, 5 ось X встречается с го­ризонтальной прямой под углом в 15°, а ось Y под углом в 60°. Индекс искаже­ния по всем трем осям равен 1.

На рис. 29, 9 оси X и Y встречаются с горизонтальной прямой под углом в


82


Часть I. Средства изображения и виды архитектурной графики


 


 


TtPAV оу t'oA ЪИЛ Я

15°. Индексы искажения по осям X и Y равен 3/4. Индекс искажения по оси Z равен 1.

На рис. 29, 10 ось X встречается с горизонтальной прямой под углом 15°, а ось под углом в 30°. Индексы искаже­ния по осям Z и X равны 1, а по оси Y — 3/4.

На рис. 29, 11 в отличие от обяза­тельных правил российского ГОСТа ось Z не вертикальна, а наклонна к го­ризонтальной линии под углом в 45°. Между осями X и Y расположен угол в 90°. Индексы искажения по осям X и Y равны 1. Индекс искажения по оси Z равен 3/4.

На рис. 29, 12 ось Z не вертикальна и наклонена к горизонтальной линии под углом в 60°. Между осями X и Y расположен угол в 90°. Индексы иска­жений по осям X и Y равны 1. Индекс искажения по оси Z равен 2/3.

При исполнении всех видов аксоно­метрических чертежей не следует: 1. ис­пользовать аксонометрические чертежи без строгой ориентации чертежных про­екций относительно вертикальной и го­ризонтальной осей картинной плоскости чертежа, т.е. чертить без рейки, рейсши­ны, угольников; 2. Грани аксонометри­ческих проекций следует чертить строго соблюдая параллельность прямых; не следует пытаться чертить, соблюдая па­раллельность прямых произвольно — на глаз; 3. не следует по наитию подбирать пропорции искажения по трем осям ак­сонометрии. Пропорциональное искаже­ния граней аксонометрического изобра­жения должно быть исключительно точ­ным; 4. при изображении объектов с планами цилиндрическими или близки­ми к квадрату не следует использовать приемы аксонометрии, изображенные на рис. 29 1, 3.

Следует:

1) объекты с планами, близкими к квадрату, квадратными или цилиндри­ческими целесообразно чертить в аксоно­метрических пропорциях, изображенных на рис. 29 2. 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12;


2) архитектурные объекты, планиро­вочная и пластическая структура кото­рых выгодна для рассмотрения в нерез­ких ракурсах, с невысоко поднятых то­чек зрения сверху или снизу, целесооб­разно вычерчивать по образцу аксоно­метрий на рис. 29 2, 5. 9, Ю\


 


Глава 6. Архитектурный чертеж ______________________________________________________________ 83_

Рнс. 29. Схемы построения нксшшмстрнп ЕЮ ГОСТу (слева). Постгкк;ние нетрадиционных схем аксонометрии (скрапа)


84


Часть I. Средства изображении и виды архитектурной /рафики


 


3) архитектурные объекты, пласти­
ческая и планировочная структура кото­
рых выигрышно смотрится с высокорас­
положенной точки зрения, целесообраз­
но вычерчивать согласно аксонометри­
ческим схемам на рис. 29 7, 8, 11, 12;

4) следует точно соблюдать величину
углов, по которым сориентированы оси и
грани аксонометрического чертежа.

Построение ортогонального или ак­сонометрического чертежа, как уже из­вестно из предыдущих разделов, осно­вано на использовании приемов по ме­тоду параллельного проецирования. Принципы этого метода построены на том, что точка схода проецирующих прямых условно принимается как бес­конечно удалсная, чем вызвана парал­лельность проецирующих прямых. В противоположность этому явлению, прием носит название метода цент­рального проецирования, если проеци­рующие прямые сходятся в одну точку, что отражено в таком явлении как пер­спектива.

4. Перспективный чертеж

Перспективный чертеж — это услов­ное изображение предмета, вычерченное в перспективе. Его теоретическое обо­снование было в общих чертах заверше­но к началу XVII в. итальянским уче­ным Гвидо Убальди (1545—1607). Трак­таты по теории перспективы разрабаты­вались польским ученым Вителоном (1270), итальянскими зодчими Филиппе Брунеллески (1377—1446), Леоном Бат-тиста Альберти (1404—1472), Пиетро делла Франческо (1416—1492), Леонар­до да Винчи (1452—1519), немецким ученым и художником Альбрехтом Дю­рером (1471 — 1528) и многими другими, В целом теория перспективы, применя­емая в современной начертательной гео­метрии и архитектурной графике, сфор­мировалась к концу XVII — началу XVIII в. В нашей стране теория архи­тектурной перспективы углублена в тру­дах известных советских педагогов ар-


хитектурной школы А. Добрякопа и А. Клпмухина.

А. Климухин дает следующую харак­теристику: «Перспективой будем назы­вать такую центральную проекцию, на которую наложены ограничения, исхо­дящие из особенностей зрительного вос­приятия» [25]. Действительно, первые опыты перспективного построения были основаны на анализе свойств человечес­кого зрения, особенностях строения та­кого тонкого аппарата, как человеческий глаз. Неподвижный человеческий глаз имеет сравнительно малый угол зре­ния — всего 1° (для сравнения скажем, что в оптических приборах — биноклях, подзорных трубах — угол зрения колеб­лется от 2,5 до 7,5°), Однако природа со­здала чрезвычайно рациональные при­способления, расширяющие угол чело­веческого зрения. Движения глаз, пово­роты головы увеличивают угол зрения до 180°, причем восприятие объектов на­блюдения двумя глазами сообщает на­шему зрению такое качество, как биио-кулярность, стереоскопичность. К этому нужно прибавить и свойства человечес­кого мозга, считывающего, преобразую­щего зрительную информацию. Актив­ное участие человеческого мозга сооб­щает зрению синтетическое качествен­ное содержание, которое дополняет, корректирует, переосмысляет ту инфор­мацию, которую фиксирует человечес­кий глаз. Примером может служить зре­ние людей, потерявших один глаз в зре­лом возрасте. Эти люди продолжают ви­деть бинокулярно, хотя теоретически та­ким качеством зрения обладать не мо­гут. Опыт предыдущего зрительского восприятия частично восполняет не­хватку одного глаза. Аналогичные про­цессы корректировки естественных ус­ловий зрительного восприятия происхо­дят и в построении перспективы, когда мы задаем угол зрения на объект не в 1°, как это происходит в человеческом гла­зу, а в пределах 30—60°.

В широкоугольной перспективе, где угол зрения колеблется от 50 до 60°,


Глава в. Архитектурный чертеж


Л'7


 



мы заранее примеряемся к целому ряду оптических искажений, которые возни­кают из-за слишком большой величины угла зрения. Однако широкоугольная перспектива в архитектурной практике применяется редко, в большинстве слу­чаев при построении архитектурных чертежей мы принимаем оптимальную величину угла зрения в пределах 30°, редко 40° (рис. 31), Качественное пост­роение перспективного изображения возможно при условии, когда главный {или центральный) луч зрения Р про­ходит в пределах средней трети угла зрения, а еще лучше — близко к его се­редине. Аппарат центрального проеци-


Риг. 30. Аксонометрические- чертежи: [".В. Бармтп аксо­нометрия адання театра в Ростове на Дону. 1930 г. (1): Марнхопнс — аксонометрия застройки киартала на 3 ули­це Дос Лнжглсса. 1988 г. (2)

рования, которым включает центр про­ецирования — точку и плоскость проек­ции К (картину), а также ряд точек, прямых, плоскостей, составляющих весь необходимый набор компонентов проецирующего аппарата, куда входят: Г — горизонтальная предметная плос­кость; Н — плоскость горизонта; S — горизонтальная проекция точки зрения; Р — главная точка картины; SP — глав­ный или центральный луч; sp — рассто­яние точки зрения; Г^Г, — основание картины; Лр'А2 — линия горизонта; Г,^2 точки схода; D — точки схода диагоналей [18, 25]. В архитектурной графике применяется множество видов перспективного построения, вплоть до построения на цилиндрическую иди шарообразную поверхность. Методи­ческая последовательность этого про­цесса описана в ряде трудов и моногра­фий [18, 25]. Однако в архитектурной практике реального и учебного проек­тирования чаще других применяются


 



I I I I I........................................... I

I r'llil'Pl Г I
/

Ш

lltlfh ТГт—"llHit 01

1 1.... HI""''!!!»»»!!!

Рис. 31. Построение перспективы с двумя точками Схо­да и поднятым планом (1)ч с aiimii точкой схода и пер-спсктшшон сеткой (2)


 


следующие два метода построения пер­спективного чертежа.

Фронтальная перспектива с одной точкой схода: случай построения перс­пективного чертежа, при котором карти­на располагается параллельно одной из плоскостей фасада изображаемого зда­ния. Такой способ был впервые теорети­чески обоснован Альбрехтом Дюрером. Дюрер, очевидно, применял для постро­ения перспективы известный среди уз­кого круга специалистов того времени способ проецирования изображения на плоскость матового стеклянного экрана (см. рис. 31, 2; 32). Располагая относи­тельно экрана прямоугольный по форме объект (например, модель здания) та­ким образом, чтобы один из его фасадов был параллелен плоскости экрана (или картинной плоскости К), и нанеся на эту плоскость контуры объекта и про­должения его ребер в виде проецирую­щих линий, можно получить их пересе­чение и некоторой точке Р, находящей­ся на линии горизонта. Если учесть, что все точки изображаемого объекта нахо­дятся на линиях, радиалыю сходящихся в точке схода Р. то понятно, почему та­кой способ называется еще и радиалъ-шм. Подобная методика построения перспективного изображения с помо­щью наложения бумаги на жестко зак­репленную вертикальную раму с экра­ном из матового стекла долгое время использовалась художниками, исследо­вателями, естествоиспытателями для точного копирования нужного объекта, что заменяло в XVII—ХТХ вв. фотоаппа­ратуру.

Объекты с прямоугольной простран­ственной структурой экстерьера и инте­рьера сравнительно легки для построе­ния методом фронтальной перспективы. Объекты с криволинейной формой пла­на, объекты со сложной многогранной пластикой формы строятся методом фронтальной перспективы с помощью прямоугольной сетки координат, кото­рая вычерчивается в плоскости земли (на предметной плоскости Г). Криволи-


Глава в. Архитектурный чертеж __________________ 87_

нейные сочетания плана здания, деталей планировки и благоустройства вписыва­ются в такую же координатную сетку на ортогональном изображении плана, а за­тем, в соответствии с этой координатной разбивкой, переносятся и врисовывают-ся в аналогичную линейную сетку на перспективном чертеже.

Примеры перспективных чертежей, выполненных по методу фронтальной перспективы, характерны прежде всего для раскрытия композиционных осо­бенностей иитерьериого пространства. Радиальная перспектива чрезвычайно удобна для выявления глубины, ритми­ческого строя помещения интерьера, пластика ограждающих поверхностей которого решена с помощью членений, метрически повторяющихся элементов декора, конструктивных элементов, де­талей потолка и плафона. Основу гра­фического исполнения перспективы со­ставляет качественное линейное пост­роение, причем лучшие образцы перс­пективных чертежей демонстрируют не только точное построение в линиях элементов архитектурной формы, но и сохранение аппарата вспомогательных и проецирующих линий, с помощью ко­торых вычерчиваются грани и ребра, арки, детали, оконные проемы инте-рьерного пространства. Скрупулезное исполнение линейного построения по­зволяет выполнить чертеж в двух вари­антах графики.

Первый вариант — исполнение пер­спективного чертежа в линейной гра­фике — с тушевой обводкой граней формы и оставлением карандашной по­досновы аппарата вспомогательных ли­ний. В этом варианте возможна легкая проработка тоном падающих и соб­ственных теней (см. рис. 56, 4, 5)- Та­кая графическая манера особенно ха­рактерна для учебных чертежей, где убедительность линейного построения формы, точность аппарата вспомога­тельных графических построений гово­рят о качестве процесса чертежного ис­полнения перспективы.



Рис. 32. Фронтальны перспектива н чортюш: ДжаКОМО Ки;||и 1-й - ИН*терьер tofiopii св. Пира в Риме, 1772 г. (1); Дип­ломник МАрхИ В. Логу­нов, руководители: мроф. О. |>]и| [аВЦСН, ДПЦ, А. Михе перспектива дип­лом но п экспозиции, 19 г. (2); Отто Вдгиер- * проекту жилого квартал ■за Римг Штрассе в В^не. 190:i г. (3)

 



 



Phi\ 33. Угловая перспектива С Двумя it болбе точками схо­да в чертежах: Саит Элиа -вряиггекгуринй фантазия, 1920 Ml): ГгБ. Барита - ва­риант к проекту здания газе­ты «Известия*, 1925 г. (2>; Константин Милышкпн -impra.i к проекту ЗДЙНЯД Нлркпмтяжпромл. |{Ш i ('О

111



Часть 1, Средства изображения и виды архитектурной графики


 


Второй вариант — исполнение пер­спективного чертежа в линиях с после­дующей фундаментальной проработкой свето-теневых отношений объекта в тех­нике тушевой отмывки с применением акварели, гуаши и темперы, техники летрасета, аэрографа и т. д. В этом слу­чае большое значение имеет выявление эффекта воздушной перспективы, созда­ющей иллюзию глубины, простран­ственной выразительности и т. д. Таким методом пользовались мастера разных поколений. Этот метод применяется в российской архитектурной графике до сегодняшнего дня (рис. 32, 33).

Особое место в исполнении фрон­тальной перспективы интерьера с при­менением тона и цвета занимает дизай­нерская моделировка интерьерного про­странства. Цель такой граф и ческой тех­ники — в максимальной реалистичности отображения характеристик отделочных материалов, поверхностей, мебельных панелей, декоративных и отделочных тканей и т. д. Такая перспектива выпол­няется смешанными графическими при­емами — для поверхностей стен, потол­ка, остекления применяются техника ту­шевой отмывки или покраска аэрогра­фом. Поверхности деревянных панелей мебели, поверхности, отделанные тканя­ми, текстура декоративных тканей ис­полняются методом покраски (или там-повки) гуашью, темперой. Все виды вы­шеназванной техники невозможны без изготовления высококачественных ма­сок, трафаретов, лекал из бумаги, карто­на и синтетических планок.

В заключение разбора приемов гра­фического исполнения перспективы следует сказать, что самым распростра­ненным методом графического построе­ния перспективного чертежа является линейная техника с использованием ра-пидографа, выявлением собственных и падающих теней способами заливки, штриховки, графического или полигра­фического тангира. Для заливки и штриховки используются рапидографы с толстыми иглами и фломастеры с тол-


стыми фетрами. Для моделирования те­ней с помощью тангирных поверхностей используются листы летрасета, фото-тангир и аппликативные пленкн.

Угловая перспектива с одной илн двумя точками схода — случай постро­ения перспективного чертежа, при кото­ром картина располагается под некото­рым углом к плоскостям фасада изобра­жаемого здания. В архитектурной гра­фике наиболее распространенным при­емом построения перспективного черте­жа такого рода является способ архитек­торов,

Построение с двумя точками схода (/^ и Р2) — картина проводится через одно из ребер объекта таким образом, чтобы вертикальное ребро, оставаясь в плоскости картины, сохраняло свою на­туральную величину и, следовательно, могло считаться линией натуральных величин (см. рис. 31, /). Для построения остальных ребер объекта их перемещают в плане в направлениях, параллельных фасадам здания, до совмещения с карти­ной. Полученные точки переносят на картину и откладывают натуральные ве­личины ребер здания, после чего из по­строенных точек проводят прямые в одну из двух точек схода, пересечение которых с вертикалями определяет ве­личину каждого ребра [18, с. 245—266].

Требуемая величина вертикалей на картине определяется откладыванием отрезков, взятых па основании картины, или от принятой на плане (в ортого­нальном чертеже) и на картине услов­ной точки отсчета.

Построение с одной точкой схода (fj) — аналогично с предыдущим, в ко­тором для удобства построения исполь­зуется одна точка схода. Построение отличается тем, что до совмещения с картиной (К) перемещаются несколько ребер формы, что делается не только для определения их истинной верти­кальной величины, но для получения системы точек, с помощью которых на картине получаются косоугольные про­екции фасадов здания, необходимые


для построения формы с помощью точ­ки схода Fj.

Необходимо отметить, что использо­вание двух точек схода в угловой перс­пективе всегда повышает точность пост­роения, приводит к меньшим графичес­ким погрешностям. Использование од­ной точки схода целесообразно лишь в тех случаях, когда в процессе построе­ния нет возможности зафиксировать две точки схода и на листе бумаги в преде­лах картинной плоскости можно разме­стить лишь точку схода Fj. Тогда логич­но, используя реальные возможности, применять построение с одной точкой схода.

В архитектурной графике реального и учебного проектирования для изобра­жения объектов со сравнительно слож­ной объемной и планировочной структу­рой целесообразно использовать угловую перспективу с двумя (или одной) точка­ми схода. При таком способе перспектив­ного изображения легче подобрать опти­мальное положение картины (К), выб­рать такую точку зрения (S) и расстоя­ние от зрителя до объекта (sp), которые наиболее полно отражали бы характер­ные точки обозрения, наивыгоднейшие ракурсы здания. Примером таких постро­ений перспективы могут быть работы виднейших мастеров русской и европей­ской классики, мастеров новаторской ар­хитектуры 1920—1930-х гг., современных мастеров архитектуры. Каждый из этих перспективных чертежей показывает наиболее выигрышную точку зрения на объект, раскрывает в выразительных пер­спективных ракурсах форму, пластичес­кий рисунок, композицию сооружения. Графика исполнения таких чертежей ме­няется в зависимости от назначения чер­тежа. Если автору необходимо выяснить с помощью построения перспективного чертежа какие-либо вопросы проектиро­вания, то перспектива может быть испол­нена в карандаше или в тушевой линей­ной графике (рис. 33, 1).

Если перспектива выполняет задачи, демонстрации проектного решения, то


Г.шва 6. Архитектурный чертеж ____________ 91

языком графического исполнения слу­жит использование тона или цвета (см. рис. 32, 2, 3, 4). Немалую роль в испол­нении перспективного чертежа играет стиль графической документации, свой­ственный конкретному историческому периоду. Так, все перспективы мастеров новаторской архитектуры 1920—1930-х гг. отличались аскетизмом фафических приемов. Они исполнялись или в ли­нейной графике с заливкой, или в лако­ничной и простой тональной графике. Исключение составляли перспективы, авторы которых в своих архитектурных замыслах активно использовали цвет, Такие примеры характерны для творчес­ких работ В. Кринского, К. Мельникова, И. Леонидова и др. В учебной графике избрание того или иного технического приема исполнения перспективного чер­тежа должно четко координироваться с характером задач данного графического задания и отвечать определенным целям данного периода обучения.

На младших курсах архитектурной школы целесообразно линейное постро­ение перспективы с легкой отмывкой собственных и падающих теней. Такая техника позволяет сохранить много­трудный процесс графического построе­ния деталей перспективы, а после обве­дения тушью видимых деталей формы легко проследить вспомогательный ап­парат линейного построения, вычерчен­ный в карандаше.

На старших курсах перспективный чертеж строится в лаконичной линей­ной графике с моделировкой формы в технике тушевой отмывки с применени­ем цвета. Возможны и другие варианты графического исполнения, например по­краска гуашью. В целом графика перс­пективы не может существовать обособ­ленно от стиля исполнения всего комп­лекта проектных чертежей.

При исполнении перспективного чертежа СОВЕТУЕМ: 1) с особым вни­манием отнестись к компоновке эскиз­ного чертежа, где обязательно должны быть вычерчены ортогональные нроек-


92


Часть ], Средства изображения и виды архитектурной графики


 


ции объекта в М 1:100; 1:200 (план или совмещенные поэтажные планы, фасады — основной и боковой разрезы). Выб­рать на эскизном чертеже варианты по­ложения картины (К), наиболее рацио­нальное расположение точек зрения (5), главной точки картины (/>), определить положение точек схода (К и F^), точки схода диагоналей (D). Выстроить на эс­кизном чертеже ряд эскизных проб, оп­ределяющих наиболее выгодные ракур­сы перспективного изображения объек­та, которые строятся с картины с пере­носом размерных показателей без уве­личения (М 1:1) или с увеличением (М 2:1; 3:1); 2) помнить, что точка зрения (5) не должна находиться слишком близко или слишком далеко от объекта и, следовательно, от картины. Опти­мальное расстояние (5р) точки зрения (S) от картины (К) не должно превы­шать 1 — 1, 5 Н, где Н — максимальная высота объекта (при его вертикальной композиции) или 1—1, 5 L, где L мак­симальная ширина объекта (при его го­ризонтальной композиции). Нарушение этих параметров приводит к искажению перспективной проекции (при близком положении точки S) или к вялости ее ракурсов (при далеком положении точ­ки 5); 3) помнить, что нецелесообразно строить чистовой перспективный чер­теж, механически увеличивая эскиз. Ка­чественное построение получается толь­ко при построении перспективы с пла­на, когда каждый размер берется в соот­ветствии С показателями на картине (К). Помнить, что сначала нужно oi-раннчить рамки эскизного кадра, пропорции кото­рого должны соответствовать пропорци­ям перспективного чертежа. Для постро­ения качественной перспективы необхо­димо, чтобы размеры кадра были крат­ны по отношению к пропорциям перс­пективного изображения. Если кадр не составляет по своим горизонтальным размерам 1/2; 1/3; 1/4; 1/5; 1/6 таких же размеров перспективного чертежа, то картину с отметками горизонтальной ве­личины кадра перемешают вдоль глав-


ного луча параллельно самой себе до та­кого положения, когда размеры кадра достигают требуемой величины. Полу­чив новое положение картины, опреде­ляют расстояние до вновь полученных точек схода и начинают переносить не­обходимые для построения размерные показатели, увеличивая их в 2, 3, 4, 5 или в 6 раз (в соответствии с вновь по­лученными пропорциональными разме­рами кадра). Любое перенесение некрат­ных по размеру показателей величины кадра приводит к ошибкам.

При исполнении перспективного чертежа НЕ СОВЕТУЕМ: 1) избирать горизонтальный угол зрения на объект между крайними лучами зрения в плане менее 20° и более 50°; 2) избирать такое положение точки зрения (i'), при кото­ром вертикальный угол зрения (отсчи­тываемый от перпендикуляра, проведен­ного к картине, т. с. от главного луча зрения) превышает 40°; 3) избирать вы­соту горизонта больше высоты среднего человеческого роста, т. е. больше 1, 6—1, 8 м от уровня земли. Такая рекоменда­ция не относится к случаям, когда наме­ренно избирается точка зрения с птичь­его полета (так называемая «птичка»), или когда необходима точка зрения на объект снизу — в случаях его положе­ния на высоком постаменте или возвы­шенном рельефе.

5. Требования к технике исполнения архитектурного чертежа

1) Следить за удобством н чистотой рабочего места. Рядом с подрамником и чертежной доской держать только те инструменты и чертежные приспособле­ния, которые нужны на данном этапе работы.

2) Следить за тем, чтобы поверх­ность чертежного листа была идеально РОВНОЙ и чистой. Для этого необходимо;

закрывать бумагой или калькой те участки чертежа, на которых в данный момент не производится работа;


Глава В. Архитектурный чертеж __________________________________________________________ 93


содержать в идеальной чистоте рабо­чую поверхность (прилегающую к бума­ге) угольников, рейсшин, линеек, лекал. Если эти инструменты загрязнены, то их надо отмыть с мылом, а деревянные инструменты почистить резинкой.

3) Исполнять чертеж только хорошо
заточенными карандашами (простым и
механическими) или с использованием
микрографов с тонкими грифелями и
маркировкой 0,3 мм; 0,5 мм; 0,7 мм. Ис­
пользовать циркули и измерители с ос­
трыми иглами, средней по усилиям за­
тяжкой винта в шарнире.

4) Обводку тушью карандашного
чертежа осуществлять в зависимости от
качества бумаги и назначения чертежа
следующими инструментами: ортого­
нальные, аксонометрические, перспек­
тивные чертежи, выполняемые на круп­
нозернистой бумаге, обводить тушью с
помощью рейсфедеров. Для обводки
чертежей, выполняемых на гладкой мел­
кофактурной бумаге или кальке исполь­
зовать рапидографы. Для обводки ли­
ний разной толщины применяются сле­
дующие рапидографы;

для обводки основных линий — ра­пидографы с толщиной оголовника 0,3 или 0,5 мм (0,25 или 0,35 мм);

для обводки мелких шрифтовых надписей, цифр, размерных линий, ри­сунка антуража — рапидографы с тол-


щиной оголовника 0,1; 0,2 мм (0,13; 0,15; 0,18; 0,25 мм);

для обводки разрезных линий — ра­пидографы с толщиной оголовника 0,7 мм (0,8 или 1,0 мм);

для крупных надписей заглавия в штампах использовать рапидографы е толщиной оголовника 0,25; 0,3; 0,35 мм.

Для графического исполнения про­ектного чертежа необходимо не только ремесленное владение приемами и пра­вилами черчения, но и глубокое пони­мание целей и задач каждого чертежно­го документа. Главное в этом процес­се — осознанные усилия выявления раз­личных стадий проектного замысла в максимально простой и выразительной графической форме.

Архитектор-проектировщик, уча­щийся архитектурной школы стремятся к овладению разнообразными средства­ми изображения, приемами эскизирова-ния и черчения именно для того, чтобы в каждом конкретном случае проектной и учебной практики применять для вы­ражения своих идей самые эффектив­ные формы графического изображения. Большую роль в проектной работе иг­рает умение рисовать — легко и содер­жательно выражать на бумаге свои фантазии, точно и выразительно офор­млять с помощью рисунка проектный чертеж,


ГЛАВА 7. АРХИТЕКТУРНЫЙ РИСУНОК КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ЧЕРТЕЖА


 


1. Архитектурный рисунок

Архитектурным рисунком называют­ся все графические работы зодчего, в том числе и не имеющие прямого отношения к проектированию, которые выполняют­ся от руки с помощью карандаша, угля, сангины, пера, кисти, рапидографа и фломастера. Творческий и стилевой диа­пазон архитектурного рисунка настолько широк, а его значение в деятельности ар­хитектора так велико, что каждая из его разновидностей заслуживает отдельного разговора. В данной главе рассматрива­ются [особенности архитектурного рисун­ка, оформляющего проектный чертеж. Специфика архитектурного чертежа та­кова, что вуразличн ых проектных ситуа -циях требуется показать средствами! ар­хитектурного, рисунка окружение — при­родную или предметную среду, в кото­рой существует архитектурный объект. Такая особенность характерна исключи­тельно для архитектурной графики, так как в инженерных чертежах повсеместно и неукоснительно, а в дизайнерских чер­тежах за редким исключением, не реко­мендуется изображать что-либо, кроме объекта разработки. Специфика архитек­турного чертежа состоит в самой приро­де архитектурного объекта, сложная и многоплановая функция которого тесно взаимосвязана с природным или урбани­стическим сооружением. Архитектурный рисунок, оформляющий проектный..чер­теж, обобщенно называют антуражем, и стаффажем.

Архитектурный антураж и стаффаж являются стилизованными изображени­ями природного и предметного окруже­ния.

Длительный опыт общения с заказ­чиками убедил архитекторов в том, ч_то для у^гвержд ения п роекта недостаточно показать чертеж с ортогональным аксо­нометрическим или перспективным


изображением здания. Профессионально не подготовленному человеку необходи­мо разъясШТтьТ в каком окружен ии, нах о-дится архитектурное сооружение^как оно сочетается с природным или город­ским ландшафтом. Постепенно в архи­тектурной графике укоренилась практи­ка дополнять чертеж _проекций.здания рисунками деревьев, людей, животных, средств транспорта и т. д. Однако зод­чий изображал на чертеже необходимые аксессуары не только из желания сде­лать чертеж удобочитаемым для заказ­чика, но прежде всего стремилс я создат ь изобразительную а налогию реальной среды^ окружающей архитектурный объект, К сер едине ХУН1 _в. вархитек-турную терминологию входит выраже­ние^ антураж\ которое ранее употребля­лось для обозначения части графичес­кой ИЛИ ЖИВОПИСНОЙ KOMnO3HUHHJ1306-

ражающей ландшафт. В буквальном пе­реводе с французского «антураж» соот-ч ветствует понятиям «окружением или; «обстано вка». В современном архитек-' турном языке антуражем называется изображение деталей пейзажа в проект­ном чертеже. Несколько позднее входит в употребление немецкий термин стаф­фаж, обозначающий второстепенные^де­тали, не являющиеся основной темрн изображения. В наше время стаффажем называют рисунки людей, автомобилей, животных, деталей ооорудования, до-полнягощпе композицию проектного чертежа.

Если рассматривать примеры архи­тектурных чертежей разного времени, становится понятным, насколько важ­ную роль в проектной графике играли изображения деталей антуража и стаф- А фажа. Эти детали являлись нео тъемл е-мой частью архитектурной граф ики, от -ражали личный, неповторимо индиви­дуальный почерк автора, его умение по-своему компоновать чертеж, его



I

 


Ш&Ш

iL _ 1% ^PL^|^L": ЛЕГ'




 


1$ЙШШ№Ж


Рис, 34. Стаффаж а проектных чс-ртгжах: Йпчагг Фэш - стаффаж к проекту дппрпа в Дреадсне, 1714 г. (!)■ Джакомо Кваренги - стаффаж к проекту уисселнтелммях сооружений к иаслешще, 1800 г. (2): Оно Вагнер стаффаж к проек­ту жилого квартала Ринг Штрассг н Вепс, 1903 г. (3); Михаэль Хоикнис стаффаж в разрезе комплекса Сити Центра г Лощтонс. 1985 i\ (4)


V


 


 


 


flic, 35. Характерный стиль стаффажа в чертежах: Моисея Гинзбурга, 1336 Г. (I); Ле Кирбкиьс, 1928- 1929 гг. (2, 3. 4}


 


Глаап ~- Архитектурный рисунок


97


 


личную манеру раскрытия архитектур­ной идеи. На рис. 34 показаны приме­ры создания антуражей в изображени­ях Д.__ Кваренги — мастера русского классицизма конца XVIII—XIX вв., а на рис. 35 Лс Корбюзье и М, Гинз бурга — мастеров архитектуры второй и третьей четверти XX и. Каждой \ул этих столь разных по своим творческим концепци­ям личностей свойственно внимание к изображению среды, окружающей архи­тектурный объект. Архитектурная сре­да отображалась Д^Кваренги_в рисо­ванных деталях антуража и стаффажа, каждая из которых делала достовер­ным, наполняла реальным содержанием проектный чертеж. Если для Д._Кварен­ги свойственно скрупулезное изображе­ние пейзажного окружения (деталей антуража^, которое неразрывно связано с изображением фигур, людей, всадни­ков, экипажей (деталей стаффажа), то для финнов характерен иной стиль оформления архитектурного чертежа. В большинстве выполненных ими проек­тных чертежей ортогональные проек­ции зданий изображены на белой плос­кости листа без каких-либо деталей ри­сунка, шрифтовых или цифровых пояс­нений. И лишь в тех случаях, когда проектируется парковое сооружение или проект здания располагается на сложном естественном рельефе, автор допускает возможность лаконичного изображения пейзажа. Джакомо Ква-


ренги — признанный мастер архитек­турной графики, ри сованн ые лет.алИ--кР.~ торой виртуозно исполняли сь кистью и пером, во многих случаях^ иерегружает чертеж деталями антуража и стаффажа. Несмотря на очевидную красоту его рисунков, оформляющие детали несут несвойственную для архитектурной графики смысловую нагрузку, что от­влекает внимание зрителя, снижает ак­тивность восприятия архитектурных проекций. Финны — мастера чрезвы­чайно выразительной архитектурной графики, содержание которой сосредо­тачивает внимание зрителя на воспри­ятии архитектурного замысла, что предполагает предельную лаконичность изложения композиционной идеи без каких-либо излишних деталей. Налицо два подхода — две разные графические концепции в оформлении проектного чертежа.

Не менее показательны примеры оформления чертежа с помощью рисун­ков в творчестве двух видных мастеров европейской архитектуры XX в. — Мои­сея Гинзбурга и Ле Корбюзье. В работах М, Гинзбурга ярко отражаются тенден-пии советской новаторской архитектуры 1920—1930-х гг., одной из характерных особенностей которой была скупая вы­разительность очертаний крупных гео-метризированных объемов с большими поверхностями остекления. Эти особен­ности новаторского формообразования


7Э-Я5


98 __________________ Часть I. Средства изображения и виды архитектурной /рафики


отразились в чертежной графике. Черте­
жи, предназначенные для демонстрации
заказчику, исполнялись в технике по­
краски гуашью с четким рисунком тем_-
пых оконных переплетов на фоне свет­
лых поверхностей остекления или их
негативной противоположности — бе­
лых оконных переплетов на темном
фойе остекления. Аналогичная графи­
ческая манера характерна для проектов
М. Гинзбурга, где наряду с^вьпзазитель-
ной покраской фасадов зданий присут­
ствуют виртуозно исполненные детали
стаффажа (рис. 35, /). Фигуры людей,
автомобили, изображения~~деревьен до­
полняют проекции архитектурных со­
оружений, сообщают им присущий это­
му времени дух романтизма и напря­
женности. Стиль рисунка, оформляюще­
го чертеж, гармонично согласуется с
техникой исполнения проекций здания.
Детали стаффажа выполнены гуашью в
виде плотных групп человеческих фи­
гур, угловатых силуэтов автомобилей,
тонких, графичных силуэтов древесных
стволов. Стиль выполнения деталей
стаффажа идентичен стилю архитектур­
ной формы проекта, сочетается с ним' по
м^Ш£ре_и^гго^не1тш^и характеру графи-
_ ческой техники — линейного контура с
у заливкой гуашью.

Совершенно иной стиль деталей стаффажа в проектных чертежах,Ле ^смдбюзье. Для творчества этого масте­ра особенно характерны нестереотип­ные приемы графического выражения проектных идей. Корбюзье не заботил­ся о форме подачи проекта. В одних случаях проектный замысел представ­лялся в серии рисунков и эскизных схем ортогональных проекций здания, на основании которых В ателье Ле Кор­бюзье делались рабочие чертежи. В других случаях заказчику представля­лись серии крупных чертежей с ортого­нальными проекциями здания в скупой и точной линейной графике. Вне зави­симости от формы подачи проекта ри­сунок, оформляющий чертеж, был чрез-


вычайно простым и лаконичным (рис. 35, 2, 3). В линиях изображались силу­эты деревъев, окр~углые контуры чело­веческих фигур, контурные изображе­ния автомобилей. Иногда контур дета­лей антуража и стаффажа заливался прозрачным тушевым раствором или исполнялся в технике фототангира (то­чечных рядов, напечатанных на листах бумаги). Для Ле_ Корбюзье детали стаф­фажа и антуража были средствами ус­ловного обозначения атмосферы,~в~ко-торой существовала его архитектура. Отсутствовало стремление к какой-то внешней «красивости» рисунка, кото­рый исполнял функцию знаков, скупо и точно обозначающих то или иное со­стояние природной или урбанистичес­кой среды. Небрежность чертежей и рисунков Ле Корбюзье часто вызывала споры специалистов-академистов н обывателей, упрекавших автора в от­сутствии профессионализма, пренебре­жении к установленным нормам офор­мления проектной документации. Од­нако именно рисунки^Ле_^£сф_бюзье^в-ляются примером рационального конст­руирования условной предметной и природной среды, окружающей архитек­турный объект, создающей живое на­полнение ее интерьерного пространства. В сопоставлении принципов оформле­ния архитектурного чертежа М. Гинз­бурга и Ле Корбюзье легко проследить характерную для них схожесть изложе­ния архитектурного замысла и в то же время разность графической манеры ис­полнения. В каждом конкретном случае проектная графика изменяется в зависи­мости от цели каждого отдельного чер­тежа, общего характера всей проектной экспозиции, техники исполнения чер­тежных проекций и деталей антуража и стаффажа. Выбор технических приемов чертежной графики и деталей ее оформ­ления — сложный процесс, который от­личают свои специфические особеннос­ти, характерные как для реального, так для учебного проектирования,


Глава 7. Архитектурный рисуник



 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.047 сек.)