|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие жанра архитектурной фантазииМастера архитектурной фантазии. Фантазии Иоганна Фишера. Жанр архитектурной фантазии возник как одна из разновидностей архитектурной графики и, в частности, таких ее видов, как архитектурный эскиз и рисунок. Можно предположить, что талантливые архитекторы в процессе проектной работы обратили внимание на специфическую красоту различных видов архитектурного эскиза. Эстетизация этого вида графики, поиски различных приемов ее изобразительного выражения послужили причиной появления фантазий на архитектурную тему, как правило, не имеющих прямого отношения к реальному проектированию. Крупнейшими представителями жанра «архитектурной фантазии» являются два мастера — Иоганн Бернгард Фишер — венский архитектор (1656— 1723) и Джованни Баттиста Пиранези — венецианский архитектор (1720—1778). И. Фишер — автор ряда уникальных гравюр, темой которых в большинстве случаев являлись фантастические композиции исчезнувших древних сооружений, описания которых дошли до нас лишь в письменных свидетельствах современников. На рис. 89, / показана гравюра И. Фишера, воссоздающая сложнейшие архитектурные композиции с изображением множества фигур людей, экипажей, кораблей, деталей архитектуры и пейзажа. Гравюры Фишера привлекают непосредственностью и силой изображения основного объекта — архитектурного сооружения. Благодаря деталям окружения, работающим как фон и выявляющим архитектурную композицию, фантастические сооружения И. Фишера начинают жить, их восприятие становится реальным. В немалой степени этому способ- ствует и освещение объекта. Источник света автор располагает таким образом, что светотень ярко выявляет форму основного объекта, резко выделяет детали переднего плана, отодвигая назад пространство дальнего плана. Красота гравюр заставляет простить не очень изысканный вкус исполнения стилистики древних сооружений, наивность построения перспективы. Ценность фантастических композиций И. Фишера не только в оригинальности его художественного таланта, но, прежде всего, в рождении образов фантастических сооружений, которые благодаря автору обрели вторую жизнь. Фантазии Джованни Пиранези. Д.Б, Пиранези — автор цикла гравюр, посвященных памятникам античного Рима. Однако центральной темой творчества Д.Б. Пиранези были всемирно известные гравюры-фантазии. На рис.89, 2 показан рисунок Пиранези, демонстрирующий демоническую силу творческого темперамента итальянского мастера. Гений Пиранези добился почти музыкального звучания архитектурной композиции, колоссального эмоционального воздействия на зрителя. В своих работах Пиранези доказал, что основными средствами выразительности архитектуры как вида искусства является крупность архитектурной формы, ее масштабность, массивность, геометрические очертания, ритмика членений, насыщенность деталями. Отличительной особенностью графической техники этих произведений является кроме того резкость изобразительных ракурсов, сочная светотень, выразительный штрих. Можно с уверенностью утверждать, что дух архитектурных фантазий Д,Б, Пиранези оказал огромное влияние на культуру европейской архитектурной графики, вдохновлял на творчество ряд всемирно известных мастеров архитектуры. Гипертрофирован- Рис. 89. Архитектурные1 ((инталии: Джовашш Пирапези -античные гермы с тсатрим, 1780 г*. (1); Иохаи 1>. Фишер ныне не существующая грнумфал ьпая аркн а Во и о, пред-пиложитилыш 1610 г. (2) ная мощь, драматизм композиций Пи-ранезн находят свой отклик в творчестве декораторов, живописцев, граверов, мастеров [обеленного искусства, авторов архитектурных фантазий XVIII, XIX и XX вв. Так, явное влияние Пирапезн прослеживается в работах мастеров конца XVIII — начала XIX в, Д. Кваренги, П. Гонзага, Тома-де-Томона, Давида и Фридриха Гиллея, К. Ф. Шинкеля и др. Не избежали его влияния и мастера архитектурной графики XX в. Во многих графических произведениях советских архитекторов — И, Жолтовского, А. Щусева, И. Фомина, М, Парусннкова, Б. Мезенцева — явно читается настроение архитектурных фантазий Пиранези (рис. 89, 3, 4). Однако стиль архитектурных фантазий XX в, изменился в силу ряда Глава 17, Архитектурная фантазия и ее роль в творчестве архитектора _______________________ 229 причин, среди которых главными были прогрессивные направления архитектурной мысли 1920—1930-х гг., взаимосвязанные с ними изменения в стилистике архитектурной Графики. Наиболее значительными работами в этой области являются творческие фантазии трех мастеров XX в. — Станислава Ноаковского, Эриха Мендельсона и Якова Чер-нихова. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |