|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Требования к технике монохромной графики с применением фломастераФломастер широко применяется для исполнения линейной графики с заливкой, штриховой графики. Особенности технического применения фломастеров состоят в том, что в архитектурной графике для работы избираются два типа фломастеров: 1) фломастеры с тонким фетром, имеющие аналогичное с рапи-дографом назначение и маркировку толщин фетра 0, 1; 0, 2; 0, 3 мм и т. д. (для вычерчивания линейных изображений); 2) фломастеры с фетром средней толщины диаметром 0, 5; 0, 7; 1, 0; 2, 0 мм и т. д. (для обводки и заливки сечений разрезов и планов). Пример такой графики изображен на рис. 52 и отличается от графических работ с использованием рапндографа лишь огрубленным характером линейного изображения и живописной штриховой фактурой залитых поверхностей. Графический стиль подобных изображений дополняется штриховой проработкой таких частей изображения, как тени, оконные проемы, детали антуража, для чего применяются фломастеры с фетрами среднего и большого диаметра. Следует учесть, что использование фломастеров целесообразно в тех случаях, когда по тем или иным причинам необходимо получить графику слегка небрежного эскизного характера. Для монохромной графики следует выбирать фломастеры с черной, серой, умб- рнстой, коричневой заправкой. Фломастером можно работать на любой бумаге, но особенно хорошо ложатся лини» и штриховка фетром на карандашной кальке, миллиметровке, ['ладком ватмане. Требования к технике монохромной графики с применением аэрографа. Техника моделирования формы с помощью аэрографа широко применяется в архитектурной, дпзайнерной и прикладной графике. Суть этой техни- ки состоит в том, что с помощью аэрографа (устройства, действующего по принципу обыкновенного пульвери-за-тора) можно получить струю мелкораспыленного красящего раствора (рис, 16, 1). В баллон, приклепленный в нижней части распыляющего устройства, заливают, в зависимости от надобности, раствор туши, акварели, гуашевых или темперных красок, типографской краски и т. д. Густота и интенсивность раствора согласуются с диаметром выходного отверстия распыляющего устройства и мощностью ручной или механической компрессорной установки. Если раствор густой (насыщен крупными частицами красящего вещества), то распылитель может засориться или даст струю с крупными каплями. Если раствор жидкий, то потребуется наложить большее количество слоев краски. Поэтому в работе аэрографом необходимы солидный практический опыт обращения с его механическими частями и навыки разведения разных по своим свойствам и показателям консистенций красящих растворов. В монохромной графике красящие растворы составляются на основе разведения различных видов туши, а также акварельных, темперных и гуашевых красок черного, серого, коричневых и умбрнстых тонов. Следует помнить, что сразу после работы растворами химической туши, гуаши и других красок (особенно темперной и типографской), распыляющие устройство и баллон аэрографа следует тщательно промыть. Одной из самых существенных особенностей техники моделирования формы с помощью аэрографа (рис. 16, 3) является умение вычерчивать и вырезать маски. Масками называют трафареты, выполненные из бумаги, картона или синтетических пленок, которыми закрывают части изображения, не покрываемые в данный момент красящим раствором. По мере того, как отдельные части изображения покрываются слоями красящего набрызга, сме-
Глава 3. Тональная графика и приемы ее исполнения 47
няются и разные по форме и размеру маски. С помощью струи красящего раствора можно исполнять «растяжку* тонального покрытия плоскостей изображения, т. е. моделировать переходы от светлого к темному, высветление или потемнение отдельных участков поверхности бумаги. При исполнении графики с использованием аэрографа СОВЕТУЕМ: 1) работать на бумаге, натянутой на подрамник или наклеенной на планшет с подосновой из толстого картона или оргалита; 2) вырезать маски из плотной бумаги, картона или толстой синтетической пленки с закреплением масок на поверхности бумаги или друг к другу скотчем или лейкопластырем. Маску, закрывающую основной фон, следует вырезать из синтетической пленки; 3) в случае, если маски вырезаются из пленки, во избежание их коробления при нзбрызге раствора следует закреплять по контуру полосками лейкопластыря, скотча; 4) перед набрызгом раствора па плоскость изображения следует сделать пробный набрызг в стороне — на чистом листе ватмана; 5) перед повторным нанесением слоя красящего раствора следует дождаться полного высыхания слоя предыдущего набрызга; 6) поверхность бумаги перед набрызгом загрунтовать жидким прозрачным слоем клея ПВА или поливинилацетатных белил. Грунтовочный раствор наносить чистым куском поролона или кистью с мягким ворсом; 7) чтобы при наложении внутренние плоскости масок не прилипали к бумаге, их поверхность присыпают тальком или зубным порошком. В работе НЕ СОВЕТУЕМ: 1) наносить слои набрызга по мокрой бумаге; 2) направлять на бумагу набрызг, состоящий из крупных капель; 3) направлять на бумагу набрызг с близкого расстояния; 4) оставлять не прикрытыми маской части изображения, на которые во время набрызга неминуемо будут попадать капли раствора; 5) обводить тушью линейное изображение до нанесения слоя набрызга. До покраски аэрографом контуры изображения следует обвести бледной карандашной линией). 4. Группа приспособлений для тональной графики С их помощью методом аппликации моделируется тональная поверхность. К этой группе относятся летрасет, аппли-кативные пленки и листы бумаги, коллаж (см. рис. 17). Выше уже упоминались специфические особенности летра-сета, который так же, как и аппликация, и коллаж, находит все более широкое распространение в практике архитектурной работы и в обучении. С помощью этой техники можно сравнительно быстро моделировать тональное покрытие изображения. Следует учесть, что промышленность выпускает тангирные пленки различные по силе тона и градациям от светлого к темному. Поэтому изображения, выполненные методом аппликации, суше и аскетичней аналогичных изображений, выполненных в отмывке или покраске. Зная эти особенности, можно направленно конструировать изображения из аппликативной техники в лаконичной, условной манере, заранее прогнозируя желаемый стиль и характер графики. Такие же особенности отличают изображения с применением фотоколлажа. Использование летрасета, аппликации, коллажа в обучении требует на первых порах их ограниченного применения в виде схем и графиков. Требования к тональной графике с использованием летрасета, коллажа, аппликации Последовательность работы с лет-расетом, коллажем, аппликацией. Для исполнения изображения с использованием техники летрасета, аппликации, коллажа необходимо следующее: 1) исполнить линейное изображение объекта в карандашной графике; 2) снять кальку с точной линейной копи-
Phi'. 17. Оформление чертежа в технике коллажа. Работа с листами шрифтового летрасета Глава 3. Тональная графика и приемы ее исполнения 49
ей исполненного изображения; 3) выбрать технику моделирования тональных отношений исполняемого объекта; перевести с кальки на листы летрасета (или листы тонированной бумаги, черно-белой фотографии) контуры деталей, которые будут затем закрываться плоскостями покрытий летрасетной пленки или апиликативных материалов, фотоколлажа; 4) точно вырезать контуры плоскостей каждой из моделируемых в тоне деталей изображения; 5)последовательно перевести на изображение тональное покрытие с летрасетной пленки (или закрепить с помощью клея детали апиликативных материалов, детали фотоколлажа); 6) осмотреть полученное изображение и при необходимости подправить острой бритвой или макетным ножом кромки пленок, неточно соответствующих контурам изображений. Техника использования летрасета, коллажа, аппликации, а) Переводить с пленками на бумагу рисунок летрасета надо с помощью тупозаточенного карандаша или круглозаточенного окончания деревянной или костяной палочки. Сильно давить на пленку летрасета не рекомендуется. 6) Наклеивать детали аппликатив-ных материалов или фотоизображений с помощью негустого слоя ПВА или резинового клея; применение канцелярских клеев не рекомендуется. в) При вырезании контуров аппли- г) Крупная фактура, рельефная тек Любая графическая техника в проектной деятельности архитектора, обучении не является самоцелью. С помощью графики архитектор выражает свои замыслы, графика служит инструментом развития способностей мыслить, сопоставлять, запоминать, изображать увиденное, выражать в линиях, тоне, цвете свои фантазии. Если в линейной графике отражаются очертания, основные и второстепенные членения, конструктивные и структурные особенности формы, то тональная графика отражает более сложные ее состояния — массу, фактуру» текстуру, освещенность, пластические особенности, положение в воздушном пространстве и т. д. Большая часть проектной документации изображается с помощью приемов линейной и тональной графики, т, е. в графике монохромной. Особенности применения цвета имеют свою специфику, требуют специальных графических приемов и знания ряда правил и закономерностей использования цветной графической техники. 4 Э-525 ГЛАВА 4. ЦВЕТНАЯ ГРАФИКА И ПРИЕМЫ ЕЕ ИСПОЛНЕНИЯ. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ЦВЕТНОЙ ГРАФИКИ Цвет в архитектурной графике имеет иное значение, чем в живописи, в прикладной графике. Применение цвета целесообразно, если он является активным компонентом архитектурного образа, средством выявления пластики и архитектурной формы. Цветная графика.эффективна в случаях, когда цвет отражает объективные характеристики архитектурной композиции, окружающей среды, освещенности, предметного окружения и т. д. Широкое использование цветной АГ характерно для работ зодчих — представителей европейского классицизма, мастеров европейского модерна. Мастера новаторской архитектуры 1920-х гг. в СССР, многие современные зарубежные и советские архитекторы широко используют цвет как активное средство выражения архитектурной идеи на всех стадиях проектирования. 1. Особенности цветной графики Цветная графика — способ передачи цвета архитектурной формы, прием изображения в цвете среды, окружающей архитектурный объект. Цветная техника покраски гуашью, темперой, цветная аппликация, разработанная европейскими архитекторами в 20-е г. XX в., широко применяется и совершенствуется многими современными мастерами. Как правило, цветная графика применяется в проектировании ограничено — в виде цветных схем и графиков. Основными ее видами на практике является черно-белая линейная и тональная графика, в сочетании с которыми фрагментарно используется и цвет. На завершающей стадии проектного поиска в исполнении демонстрационных чертежей цветная графика применяется чаще. ибо информативность, полнота и достоверность впечатления от изображения объекта, окружающей среды в цвете оказывают на неподготовленного зрителя большее воздействие, чем исполнение того же объекта в многохромной графике. Для многих современных архитекторов характерно активное сочетание приемов цветной графики с графикой черно-белой. Для этих целей используется широкая гамма изобразительных приемов, где сочетается мокрая и сухая графическая техника, коллаж и летрасет. Инструменты и приспособления, применяемые в цветной графике. В общих чертах они отличаются от тех, которые применяются в тональной графике (рис. 18). Отличие состоит лишь в том, что график пользуется в этом случае цветными карандашами, фломастерами и рапидографами с цветной заправкой, использует в работе цветную тушь, акварель, наборы красок гуаше-вых и темперных, цветной летрасет и цветные апнликативные пленки, применяет аэрограф с цветной заправкой различных составов. Необходимо обратить внимание на то, что использование цвета усложняет изобразительные задачи исполнителя. Кроме сложностей, связанных с построением графической композиции в цвете, применение цветных фломастеров, рапидографов, цветных аппликативных пленок вынуждает графика использовать в изображении лишь те цвета, которые выпускает промышленность. Цветная тушь, цветная паста, цветные пленки, цветная бумага для аппликации по причинам технологии промышленного производства имеют открытые, яркие цвета, их неумелое применение может вульгаризовать графику. Если в цветном эскизе, цветной диаграмме, схеме возможно применение цветовой гаммы промышленных образцов фломастеров или заправленных цветной тушью рапидографов, то использование
Часть I. Средства изображения и нш)ы архитектурной /рафики
аналогичных цветов в графике демонстрационного чертежа — процесс весьма деликатный. Умение трезво оценить возможность применения имеющихся средств изображения — культура, без которой не может быть архитектора-профессионала. Такая культура складывается в процессе обучения, где учащийся усваивает, на каких стадиях графической работы возможно использование фломастера, цветного мелка, цветного летрасета, и где и в каких случаях профессиональная графика требует умения покраски гуашью, темперой, акварелью, умения виртуозно пользоваться аэрографом. Технология печати данного издания не позволяет привести примеры цветной графики, однако ниже дается перечень некоторых практических советов по работе с цветом, а именно в технике покраски акварелью, гуашью и темперой, работе с аэрографом. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |