|
|||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эскизы в исполнении архитекторов-практиковРабота на стадии эскиза-идеи. Архитектор в своей работе над эскизом-идеей проходит несколько последовательных стадий освоения образа буду- 8 3-525
Рнсг Л2^ Александр Щугев -Кэйдовсй поиск архитектур* нот Ыфа:ш тяэалея В. И, Лшпиш (1): Окончательный нприймт (|>агадн мшгюлгя (2),
ЛЕНИН 116 Чисть И. Архитектурная графика и архитектурное щюектщмтание
щего сооружения. Эта стадийность заключается в том, что автору необходимо взглянуть на сооружение с разных сторон, уяснить для себя, как будет выглядеть здание с ближних и дальних точек зрения. Вид здания с дальней точки зрения, когда нее горизонтальные элементы конструкций или декора здания параллельны горизонту, и есть ортогональная проекция сооружения. Можно назвать случаи, когда первичное представление объекта, отраженное в ортогональном изображении в общих чертах, чрезвычайно верно представляет окончательный вид сооружения. Примером тому может служить один из начальных эскизов общественного центра в Вене архитектора Густава Псйхля. Сравнение первого эскизного наброска этого сооружения с фотографией построенного здания показывает, насколько точно автору удалось отразить в эскизе идею пластического силуэта объекта. Изумителен по точности предвидения эскиз, сделанный Густавом Пейхлем к проекту телевизионного центра в Зальцбурге (рис. 41, 2, 3). Контуры здания изображены волнистыми, живыми линиями, редкая небрежная штриховка отображает материал здания — железобетон. Более мелкие штрихи выражают поверхность газона. Характерно, что в эскизе полностью отсутствуют такие детали, как оконные проемы. На данном этапе поиска автора интересовала лепка основных контуров формы. Масштабность здания читается благодаря изображению линий ограждения на смотровой площадке, завершающей здание. Умение найти идею проектируемого объекта процесс для каждого творческого работника глубоко индивидуальный. Более того, каждый последующий раз процесс поиска может протекать в иной форме. Для одних архитекторов типична схожая манера эскизирования, для других — методика поиска от раза к разу меняется. Это обстоятельство известно всем профессионалам. Наблюдение процесса творческих исканий дает обширный материал для размышлении. В одних случаях поиск начинается с почти бессознательного множества небольших н аброс ков-эскизов, М н ожествеи н ость наблюдаемых на бумаге изображений-знаков наталкивает автора в конечном итоге на идею, которую следует развивать дальше. В этом случае ведущую роль в поиске идеи играет подсознание. Именно из тайников подсознательных образов, из багажа зрительной памяти появляются еще неосознанные фантазии, которые затем формируются до уровня идеи будущего объекта. Примером поиска идеи сооружения, рождаемой в монтаже графических проб, может быть ряд эскизов А. Щусева (рис. 42). На чертежном листе обозначены первичные представления образа Мавзолея В. И. Ленина. Можно проследить несколько отличных друг от друга композиционных схем, однако эскизы в верхнем правом углу, центре и нижнем правом углу при всей разности трактовки темы в общих черт уже намечают контуры образа будущего реального сооружения. Верхний эскиз почти полностью предвосхищает и силуэт здания, и расположение лестниц и трибун. средний эскиз определяет ступенчатый характер композиции и роль мощного замкового камня с, надписью «Ленин», а в нижнем эскизе обозначен силуэт завершения Мавзолея. Трудно сказать, какую роль в поисках идеи играла именно эта серия эскизов, но можно безошибочно угадать, какие из этих первичных фантазий послужили опорой для решения окончательного варианта композиции Мавзолея В. И, Ленина, Некоторую аналогию с подобной формой поиска представляют эскизы Оскара Нимейера к проекту здания Музея в Каракасе (рис. 43, 1—7). Поиск образа поначалу протекал таким образом, что каждый последующий эскиз не устраивал автора и был отвергнут. После того как был найден исходный образ Глааа 9. Графические приемы поиска проектной идеи _________________________________________ 117 здания, появился ряд эскизов, выявляющих рисунок внутреннего пространства сооружения, пути подхода к нему, расположение подъемных коммуникации и т. д. В этом случае трудно сказать, что является движущей силой поиска — идеи, реализованные автором в графике, или идеи, порожденные впечатлениями от сделанных собственной рукой рисунков. Каждый архитектор, график знает, что часто почти бессознательно начертанное изображение служит поводом для поиска в совершенно ином направлении. Возможно, такую ситуацию мы наблюдаем у Алексея Щусева и Оскара Нимейера, Другая форма эскизирования наблюдается в случае, когда изначально сознательно избирается определенное направление поиска, искания идут по заранее намеченному пути. Опытный архитектор знает, что хочет найти, и осознанно идет к цели, подвергая критическому анализу каждый следующий этап эскизирования. В этом случае ведущую роль в формировании идеи играет сознание. Примером могут служить эскизы композиции города Бразилиа Луси Коста (рис. 44, 1, 2). На эскизе ясно видно, как четко и последовательно строится образ, как из двух пересекающихся линий вырисовывается парящий рисунок города-птицы, города-аэроплана. Наконец, третья разновидность поиска характеризуется длительным периодом отсутствия идей. Подобная ситуация особенно типична для учащихся на начальных этапах образования, но может случаться и с опытными мастерами. Эти бесплодные, с. точки зрения автора, периоды чрезвычайно утомительны и тяжелы. Однако в действительности в подсознании незаметно происходят глубинные изменения, подготовка к состоянию творческого поиска. Достаточно ничтожного толчка со стороны, возникновения каких-либо ассоциации, и мысль начинает работать в нужном направлении. Иногда косвенной причиной работы фантазии является исходный отвлеченный образ, который дает нужное направление авторскому сознанию. Примером подобной ситуации может служить серия поисковых эскизов кафедрального собора в Бразилиа (см. рис, 43, 8—11). Первоначальные поиски не устраивали автора, но натолкнули Оскара Нимейера на мысль, что наивыгоднейшей формой плана собора на открытом пространстве огромной площади Бразилиа является круг. Из идеи круга родился рисунок солнца, окруженного ореолом лучей, что в свою очередь подсказало центрический рисунок здания, окаймленного пилонами сложной формы, раскрытыми подобно подсолнуху кверху. Эта идея затем получила более четкие контуры. В этом случае изобразительное варьирование также сыграло ведущую роль в возникновении образа собора. Именно рисунок солнца явился толчком для авторских исканий, отправной точкой для идеи сооружения чрезвычайно яркого и оригинального по своей образной трактовке и объемно-пространственной структуре. Возможны случаи, когда образ сооружения рождается в процессе эскизирования случайно. Можно предположить, что его возникновение отчасти связано с чувственным восприятием самого процесса изображения. Такие гипотетические предположения возникают при взгляде на чрезвычайно продуктивные и красивые эскизы Алвара Аалто. В эскизах этого мастера (рис. 45) заметно, насколько выразительно рыхлая линия отражает первые, еще смутные идеи автора, как последовательное усиление толщины штриха помогает уточнять идею, конкретизировать структуру формы. Еще в первых набросках Аалто находит нужный ему рисунок колокольни. Последовательное усиление толщины штриха уточняет идею, конкретизирует структуру формы. Чрезвычайно интересно наблюдать, как при переходе от сделанного несколькими штрихами черного силуэта башни к бо- ф JjЈ=wЈ.
i i ' ^ж_ © У © V ' i I i Г.- Ж
Si T3 -<fe^ <^ Рис. 43. Оскар Ннм№р, Эскизный пои г к архитектурного образа сооружений: Музеи в Кара кисе. 1955 г. (1, 2): Собора в г. Бразилиа, 1960-1970 гг. (3) Put:. 44. Лусио дс Коста. Эскизы композиции городской застройки г. Бразилиа (1): Эскиз контурного ригунка городских кнарталоя. 1955-1957 гг. (2) ' л М* €•**"•
Рис 45. Ал пар Аалто. Эскизные шрифты контуров колокольни СОбор* и г. Иматрс (Финляндия) (1): Эскннпыг па-piTartttji плана собора в г, Иматрг, 1956—195? гг. (2)
Рис. 46. '■..!■::■ Аалто. ЭскМ HUTOpbefM театра Метрополитен Ourpa, 1956 г. (1): Энкил интерьера театра в Эссексе, 195Н (2) лее содержательному штриховому рисунку возрастает точность отображения пластики острой, угловатой вертикали бетонной башни. По мере углубления первичных представлений объекта его контуры становятся все яснее, конкретнее. Эта стадия творческой работы отражается в изображении все более четкими линиями и штрихами. В этот период поисковой работы целесообразно применение сравнительно жесткого карандаша, ра-пилографа, фломастера. Характерным примером использования разных инструментов на различных стадиях поиска являются эскизы Алвара Аалто. На рис. 46 видно, насколько четкими становятся контуры интерьера зрительного зала «Метрополитен Опера» но мере конкретизации образа с помощью разных изобразительных средств. Эскиз идеи (ниж-unii рисунок) выполнен небрежно, с наложением линии на линию, что вполне достаточно для фиксации первоначального замысла автора. Эскиз в верхней части рисунка выполнен тонким фломастером. Четкие линии точно очерчивают рисунок формы, уточняют рисунок обрамления зрительного зала. Обращаясь к эскизам идеи интерьера зала оперного театра в Эссене (см. рис. 46), мы снова видим у Аалто применение иной техники — небрежного штрихового рисунка. Автор осуществляет лишь первую стадию поиска и, следовательно, техника эскиза соответствует уровню начальных авторских представлений — отражает первичные контуры замысла. Работа на стадии фор-эскиза. В процессе работы над фор-эскнзом происходит осмысление планировочной и объемно!] структуры объекта, моделируется ситуация его природного или городского окружения. Чем полнее и глубже представление о проектируемом объекте реализуется в фор-эскнзе, тем в меньшей степени существует риск ошибок в процессе реализации проекта. Особое место в освоении реальной ситуации на стадии фор-эскиза занимает творчество Ле Корбюзье. Именно у этого мастера наблюдается чрезвычайная рациональность процесса проектирования, Корбюзье не следует традиционным рецептам проектной работы. Идея объекта вынашивается им чрезвычайно долго и затем в единственном варианте почти без правок фиксируется в эскизах. Конкретность авторского представления о параметрах будущей формы настолько велика, что после этой стадии работы объект можно разрабатывать в чертежах. Вспомним показанные в главе 5 (см, рис. 20) эскизы к проекту капеллы в Роншанс. Однако Ле Корбюзье, как и каждого профессионала, волнует Рис, 47. Ле Корбюзье. Эскизы к проекту интерьера виллы «мадам М», 1S25 г. ______________________________ Глаза 9. Граф< вопрос, как же будет выглядеть объект с различных точек зрения. Автор чрезвычайно продуктивно работает над серией фор-эскнзов, выявляющих пластику объекта, его место в окружающей среде, параметры и детали интерьерного пространства. Такая работа характерна для многих проектов Ле Корбюзье, но особенно полная серия опубликованных в литературе фор-эскизов относится к проекту виллы мадам «М» (рис. 47). Лаконичные, скупые изображения дают точное представление о параметрах формы, ее природном окружении. Автором сделаны многочисленные эскизы интерьеров с различных точек зрения, найден рисунок мебели и деталей оборудования. Почти все эскизы сопровождены краткими пояснительными надписями, отличаются изобразительной ясностью и простотой, содержат тот разумный минимум информации, который необходим для восприятия авторского замысла. Почти во всех работах Ле Корбюзье средства изображения ограничены линиями с применением редкого штриха. Пространственное восприятие эскизов строится на усилении толщины линий и густоты штриховки к переднему плану и соответственном ослаблении интенсивности линий и штриха на дальних планах. Стиль эскизов Ле Корбюзье представляется примером наиболее рациональной и эффективной работы архитектора. Их точность и выразительность - продукт напряженной работы фантазии автора, его умения выражать суть идеи простейшими средствами, без всякого изобразительного мусора. Очень часто интенсивная работа Ле Корбюзье над фор-эскизами была настолько исчерпывающей по своим результатам, что исключала необходимость других разработок. Ряд конкурсных работ, проектов реальных сооружений подавались автором исключительно в серии эскизных рисунков. Отсутствие демонстрацион- еские приемы поиска проектной идеи _________ 123 ных чертежей нарушало установленный годами порядок представления проекта, вызывало ряд упреков и нареканий. Однако пренебрежение к традиционной рутине представления проекта не умаляло ценности и своеобразия идей Ле Корбюзье, яркости и неповторимости его таланта. В работе на стадии фор-эскиза архитектор неминуемо рассматривает комплекс вопросов, определяющий все необходимые параметры объекта. В этом процессе могут быть свои индивидуальные особенности, свойственные творческому почерку каждого мастера. Основное различие в манере поиска состоит в том, что каждый архитектор начинает искать, исходя из различных концепций построения образа. Среди множества концептуальных принципов поиска можно условно проследить три основных направления, Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |