|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Некоторые требования к покраске акварельюВыше {см. гл. 3) говорилось О специфике применения акварели в монохромной АГ. В подавляющем большинстве случаев акварель используется как материал в отмывке или технической покраске чертежа в сочетании с китайской тушью или без нее. Тонкости этого сложного процесса подробно раскрыты в монографиях известных мастеров-колористов П. Ревякина и К. Зайцева. Ниже приводятся некоторые сведения о специфике работы в технике цветной архитектурной графики. Выбор и применение акварельных красок. Для любых работ, связанных с цветным изображением, с успехом можно пользоваться как зарубежными, так и отечественными наборами акварели. Высокое качество отличает акварельные краски английского, бельгийского, голландского и китайского производства. Отечественная акварель вполне удовлетворяет всем требованиям взыска- тельного графика. Лучшей фирмой отечественной акварели является фабрика «Черная речка» (Санкт-Петербург). Для работы в одинаковой мере пригодны как акварельные краски в керамических или металлических ванночках, так и краски в свинцовых тюбиках, но для технической покраски акварелью удобнее пользоваться красками в ванночках. Несколько советов по работе с акварелью. В архитектурной графике с применением акварели СОВЕТУЕМ: 1) опускать в ванночку с краской чистую кисть; 2) смешивать различные цвета, не макая кисть в ванночки с разными красками, а размешивая краски в стороне на чистой бумажной или керамической поверхности (можно на плоскостях керамических изразцов, фаянсовых и фарфоровых тарелок и т. д.); 3) в растворах акварельных красок не оставлять густые крупицы краски, ибо они дают на бумаге цветные потеки; 4) при смешивании красок с белилами следует сначала получить нужный но густоте раствор белил, а затем добавлять в него красящий пигмент других цветов; 5) лучшее качество цветной покраски акварельными красками достигается при наложении цветного раствора на бумагу за один раз. Применяется также покраска акварелью ПО технологии тушевой отмывки, т. е. многократное последовательное наложение все более насыще-ных растворов акварельных красок, что является по существу цветной отмывкой. Звучание цвета в этом случае приглушенное, менее яркое, чем при покраске акварелью «за один раз*; 6) помнить, что для применения цвета в архитектурной графике характерны сдержанные, локальные по цветовым отношениям гаммы красок, в колорите которых преобладает какой-либо основной (ведущий) цвет. Это может быть охра золотистая, кадмий желтый; кадмий оранжевый (теплые тона), или умбра, нейтральтин, изумрудная зеленая (холодные тона). Глава 4. Цветная графика и приемы ее исполнения 53
В архитектурной графике с применением акварели НЕ СОВЕТУЕМ; 1) смешивать цвета, пользуясь грязными кистями и палитрой; 2) смешивать цвета, противоположные но своим цветовым характеристикам (например, желтый с голубым или оранжевый, красный с зеленым); 3) покрывать бумагу густыми, непрозрачными растворами акварельных красок; 4) пользоваться для покраски акварелью гладкой, лишенной фактуры бумагой или калькой; 5) использовать в покраске чертежа резкие, яркие цвета. Следует помнить, что применение акварельных красок в цветной архитектурной фафике целесообразно там, где требуется: 1) тонирование туши с помощью растворов цветной акварели; цветная отмывка, исполняемая растворами акварельных красок; 2) покраска акварелью деталей или целого изображения архитектурных объектов и пейзажей; исполнение композиционных клаузур и плакатов с использованием прозрачных цветных растворов акварели. 3. Некоторые требования к покраске гуашью и темперой Для покраски гуашью и темперой следует знать свойства кроющих красок. Суть их отличия от таких материалов как китайская тушь или акварель в том, что с нанесением гуаши и темперы на поверхность изображения получается плотный, непрозрачный слой краски, сквозь который не просвечивает бумага. Гуашь и темпера выпускаются в виде густой пасты, расфасованной в стеклянные или пластиковые банки с герметичными крышками (гуашь) или в пластиковые свинцовые тюбики (темпера и гуашь). Слой гуаши после нанесения на бумагу и высыхания может смываться водой. Слой темперы после высыхания становится водостойким и не смывается. Для работы с гуашью и темперой используются крупные и плоские кисти из мягкого волоса белки и колонка. Ще- тинные кисти и флейцы применяются реже — при покраске больших поверхностей изображения или при работе на грубой подоснове — картоне, оргалите, фанере и т. д. Качество красок и техника использования гуаши и темперы. Длялюбых видов архитектурной графики годятся все выпускаемые промышленностью разновидности гуашевых и темперных красок. Однако следует помнить, что краски с высохшей влажностной сывороткой для работы не годятся. Этот недостаток определяется на глаз при работе с гуашевыми красками в банках (краска высохла, потрескалась, на ощупь твердая и сухая) и на ощупь при работе с красками в свинцовых тюбиках (тюбик на ощупь каменно твердый). Можно добиться сравнительно сносного состояния высохшей гуаши — она мелко растирается пестиком в ступке и смешивается с водой. Однако качество такой краски невысокое и на бумаге в красящем слое неминуемо будут присутствовать мелкие крупинки. Высохшая темпера для работы не годится. Лучшей считается гуашь с тонкотертым кроющим составом. Такая краска дает тонкий, укрывистый слой красящего раствора. Лучшая темпера отличается пастообразной, ровной по цвету и составу красящей массой, которая легко, без особых усилий выдавливается из тюбика. Качественная гуашь и темпера при размешивании дают ровный, тонкий слой краски без пузырьков и сгустков, сквозь который не просвечивает бумага. Краски с прозрачной сиккативной жидкостью, сгустками или крупинками красящего состава годятся только в смешении с кроющими красками. Особенно важно иметь в наборе красок кроющие белила и сажу. Если в наборе небольшое количество цветов, то можно путем смешивания нескольких красок получить сносные составные цвета. Лучшие результаты дает пользование чистыми цветами или их сочетаниями с одним— двумя компонентами. 54 Часть I. Средства изображения и вш)ы архитектурной графики
Нанесение красящего слоя тампоном применяется в тех случаях, когда гуашь или темпера наносятся на поверхность рыхлой бумаги, картона, деревянных панелей, фанеры, оргалита, пластика. В этом случае требуемое количество красящего раствора наносится на плоскость изображения с помощью тампона из ткани или куска поролона. Тампоны выпускаются промышленностью в виде цилиндрического бруска поролона или изготавливаются из куска мягкой ткани (можно марли), закрученной узлом и с вложенным в нее кусочком поролона, плотной ткани, комка ваты. Тампон обмакивается в раствор, после чего краска ровным слоем легкими ударами наносится на поверхность бумаги, картона или фанеры. Такая техника покраски незаменима при работе с шрифтовыми трафаретами. Раствор краски должен быть обязательно сметанообразным. Несколько советов по работе с темперой и гуашью. В покраске гуашью и темперой СОВЕТУЕМ; 1) составлять гамму цветов на основе одного (ведущего) цвета, который как компонент входит в состав всех цветов, применяемых в работе. Так составляются гаммы теплых, холодных, коричневых, зеленоватых и других цветов; 2) изображение для покраски гуашью или темперой сначала вычерчивается в карандаше, затем плоскости изображения обводятся по контуру цветными линиями той же краской, а обведенные рейсфедером поверхности закрашиваются соответствующими красящими растворами; 3) краску следует наносить тонким ровным слоем без потеков и пузырьков; 4) для получения разбеленных растворов сначала в небольшой по площади мазок краски постепенно добавляют белила и затем, получив нужный разбеленный цвет, в тех же пропорциях размешивают нужное количество смеси краски и белил; 5) работа ведется чистыми кистями, на чистых листах бумаги или керамических палитрах; 6) кисти после работы начисто промываются (особенно после использования темперы); 7) для получения несмываемого слоя гуашь можно размешивать на основе поливинилаце-татных белил или (при работе на картоне, оргалите, дереве) с добавлением 10— 15% раствора ПВА; 8) помнить, что слой гуаши при высыхании светлеет и в общих чертах сохраняет цвет исходной краски. Слой темперы при высыхании не только светлеет, но часто сильно меняет оттенок. Целесообразно перед покраской произвести пробу всех выкра-сок на листе чистой бумаги и, согласуясь с результатами высохших проб краски, внести коррективы в цветовую гамму некоторых красящих растворов. В покраске гуашью и темперой НЕ СОВЕТУЕМ: 1) работать с загрязненными красками, используя непромытые кисти; 2) работать на непрочной бумаге с рыхлым, ворсистым поверхностным слоем; 3) пользоваться кистями с тупыми или неряшливо ворсистым волосяным конусом; 4) смешивать кроющие краски с акварелью или гуашью; 5) наносить толстый слой краски; 6) применять в архитектурной графике резкие, контрастные по цветовым отношениям сочетания цветов; 7) обмакнув кисть или тампон в красящий раствор, сразу наносить краску на поверхность изображения. Необходимо произвести в стороне на бумаге пробный мазок. Обращаем внимание: применение кроющих красок в цветной архитектурной графике целесообразно там, где требуется: покраска отдельных деталей изображения, которые должны по замыслу автора отличаться по плотности, текстуре, величине цветовой поверхности1 (например, покраска цветных кровель и деталей здания, отражение в цвете текстуры, фактуры бетона, дерева, камня и т. д.); покраска изображений 1 «Величина цвета» — воздействие на зрителя физических размеров цветной поверхности, ее массы и весовых соотношений с общей величиной плоскости изображения. Глава 4. Цветная графика и приемы ее исполнения ■г!
объекта, материал и пластическая форма которого легче и выразительней отражается в цветной графике с применением гуаши или темперы; покраска деталей окружающей среды, плотная цветовая гамма которой контрастно выявляет выполненный в другой графической технике архитектурный объект (например, исполненный в технике тушевой лессировки или акварельной покраски); покраска деталей или всего изображения в клаузуре, плоскостной графике, где главным средством выявления композиции является цвет. 4. Требования к технологии покраски цветом с использованием аэрографа Правила работы с аэрографом. Изготовление масок. Разведение красящего раствора. Целесообразность графики с применением аэрографа. Покраска аэрографом требует определенной суммы навыков (см. гл. 3). Этой графической технике, широко применяемой в дизайнерской и прикладной графике, уделяется чрезвычайно мало внимания на страницах специальных работ, посвященных вопросам архитектурной графики. Между тем в настоящее время специалистам и-дизайнерами, художниками разработана эффективная методика использования аэрографа в покраске с применением цветных растворов. В целом это искусство зиждется прежде всего на соблюдении ряда правил, знании технологии моделирования формы с помощью аэрографа. При использовании аэрографа СОВЕТУЕМ: 1) изобразить на бумаге, натянутой на подрамник или наклеенной на планшет, карандашный контурный рисунок или чертеж объекта, который требуется смоделировать цветом; 2) изготовить необходимые маски, шаблоны, лекала из ватмана, синтетической пленки или светлого картона. Светлая поверхность масок необходима для того, чтобы тон маски не контрастировал с плос- костью и тоном бумаги, что позволяет точно оценивать качество применяемых цветных растворов; 3) основная маска, закрывающая фон чертежа, изготавливается из самоклеющей пленки. Чтобы избежать порчи поверхности бумаги и нанесенных слоев красок, клеящий слой маски пробрызгивают с обратной стороны жидко разведенными гуашевыми белилами. Предварительно пленку переворачивают клеящей стороной кверху и снимают с. нее провощенный защитный слой бумаги; 4) после высыхания тонкого слоя набрызга из разведенных белил пленка готова к работе. Ее можно безбоязненно наклеивать на поверхность бумаги, сильно проглаживать для удаления пузырей и переводить на нее линейные контуры моделируемого объекта. Поверхности, которые нужно покрывать набрызгом, вырезаются по контуру легким и острым макетным ножом с такой осторожностью, чтобы не порезать слой бумаги. Снятые части, после нанесения и высыхания слоя набрызга, можно снова наклеить на старое место; 5) контуры требуемых для набрызга плоскостей переводятся на прозрачную пленку и далее с рисунка на бумагу (см. рис. 16) или рисуются мягким карандашом, шариковой ручкой прямо на пленке. На поверхность непрозрачных масок из бумаги и картона контуры объекта переводятся с кальки; 6) перед работой оголов-ник аэрографа настраивается на нужное качество распыления; 7) подбирается требуемая для каждого вида графики густота красящего раствора. Разведенным раствором туши или акварели (в некоторых случаях гуаши) моделируются гладкие цветные поверхности (пластика форм!)], освещенность архитектурных объектов). Густые цветные растворы гуаши, темперы, поливини-лацетат-ных белил служат для моделирования крупнофактурных поверхностей, а также поверхностей, имитирующих текстуру камня, бетона, штукатурки и т.д.; 8) текстуру и фактуру рваного камня, грубо обработанного бетона можно мо- 56 ____________ Часть f. Средства изображения и виды архитектурной графики делировать, применяя набрызг под углом 10—20° к поверхности бумаги, нанесением на бумагу рисунка полос и капель резинового клея (который после высыхания краски удаляется), наложением под струю набрызга различных растворов, сеток, крупноячеистых тканей, марли и т.д. Противопоказания при работе аэрографом. В цветной архитектурной графике с применением аэрографа НЕ СОВЕТУЕМ: 1) применять вульгарные, открытые цвета красящих растворов; 2) грубо имитировать фактуру и текстуру материала, так как в этом случае нарушается масштабность изображения; 3) забывать о бережном отношении к листу бумаги. Покрывать бумажный лист большими поверхностями цвета без разрывов, без пауз между отдельными частями цветовой композиции, так как в этом случае поверхность непокрытой цветной бумаги перестает играть роль нейтральной сре- ды, зрительно соединяющей отдельные компоненты изображения. Качество графики с применением аэрографа зависит от суммы навыков графической работы, практического опыта применения различных приемов и приспособлений. Без эскизных проб, многократной отработки приемов пользования техникой аэрографа и смешения красящих растворов применение аэрографа не рекомендуется. Завершая раздел о средствах изображения, необходимо заметить, что применение линии, тона и цвета зависит от задач изображения, для выполнения которых исполняется тот или иной вид АГ. Таким образом возникает необходимость понимания специфических задач различных видов АГ, каждый из которых имеет свои особенности, отвечает тем или иным целевым установкам профессиональной или внепрофессиональ-ной деятельности архитектора, ГЛАВА5. ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ. АРХИТЕКТУРНЫЙ ЭСКИЗ КАК СРЕДСТВО ПОИСКА АРХИТЕКТУРНОЙ ИДЕИ 1. Виды архитектурной графики Специфика творческого процесса по созданию архитектурной постройки состоит в его двуединстве. На первом, условно называемом «идеальным», этапе творчества архитектор работает над моделью архитектурного объекта — комплексом чертежей и макетов будущей постройки. На втором, условно называемом «материальными, этапе творчества архитектор наблюдает и контролирует строительство архитектурного объекта, которое исполняется по чертежам и является материальной реализацией проектных материалов первого этапа. Как уже говорилось во Введении, начиная с XV в. архитектор занимается почти исключительно первой частью этого творческого процесса, которая в наше время носит название «проектирование». Проектирование архитектурного объекта не может обходиться без изобразительного отображения замыслов архитектора в графике и объемных моделях. Большая часть изобразительной информации, возникающей в. процессе проектирования, передается и формируется в графике. Ко второй половине XVIII в., когда повсеместно была признана теория изображения архитектурного объекта в ортогональных проекциях, сформировались основные виды архитектурной графики, которые к настоящему времени отражают задачи проектного процесса и носят название эскиз, чертеж и архитектурный рисунок. Каждый из названных видов архитектурной графики имеет свою изобразительную специфику, отвечает определенным требованиям. Харак- Глава 5. Виды архитектурной графики 57
тер процесса проектирования построен таким образом, что поиск архитектурной идеи осуществляется с помощью эскиза, а оформление архитектурного чертежа — с помощью архитектурного рисунка. Архитектурный эскиз и архитектурный рисунок. Изобразительная форма архитектурного эскиза и архитектурного рисунка очень схожы, их различает только целевое назначение изображения. Архитектурный эскиз — способ совершенствования творческого замысла архитектора. Архитектурный рисунок — любое рисованное произведение архитектора, назначение которого не обязательно преследует профессиональные цели. Сюжет архитектурного рисунка может иметь самостоятельное значение (набросок с натуры, графический рисунок — иллюстрация и т. д.), но может быть составной частью чертежа, эскиза, Навыки эскизирования, рисования имеют для архитектора важное значение, ибо с их помощью фиксируются профессиональные замыслы архитектора, совершенствуются его графическое мастерство, творческие способности. Кроме того, навыки архитектурного рисунка необходимы для изображения окружающей предметной и природной среды, элементов оборудования, так как с их помощью архитектурный объект приобретает реальные размеры, правильно соотносится с человеком, природой. Архитектурный эскиз — форма изобразительного поиска, с которого начинается проектный процесс. Его месту в творчестве архитектора, приемам его изобразительной реализации посвящена данная глава. Архитектурный рисунок — вид архитектурной графики, имеющий вспомогательное значение, его особенности отражены в главе 7 настоящего издания. Основным видом графического изображения в архитектурной деятельности является чертеж. Архитектурный чертеж — это изображение, передающее информацию о размере, форме и конструкции объекта. В современном чертеже построение объекта обязательно исполняется по законам начертательной геометрии. Чертеж применяется на всех стадиях проектной работы, для каждой из которых свойственна своя манера чертежной [-рафики (эскизный чертеж, обморочный чертеж, рабочий чертеж, демонстрационный чертеж, крок). В учебной работе на разных этапах обучения чертеж соответствует определенным целям. На начальных этапах обучения учебный чертеж является средством усвоения практических навыков графической работы, основным средством развития композиционных способностей. На старших курсах чертеж по своему назначению и полноте информации приближается к рабочему, демонстрационному чертежу в практической деятельности архитектора. Задачам учебного черчения посвящена глава 6 настоящей книги. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |