|
||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Позиционирование по эмоциональным характеристикамили по отношению потребителей к товару. Данная стратегия основывается не на утилитарной, а на символической или психологической ценности товара. Его эмоциональные характеристики во многих случаях являются не менее важной составляющей частью дизайн-концепции, чем функциональные особенности, которые часто схожи у товаров одной группы. Такая не позволяет рекламистам сформулировать для потребителя четкие критерии и ориентиры выбора. Подход, основанный на изложении торговых аргументов неэффективен в отношении к молодому поколению потребителей. Заинтересовать их можно только с помощью атмосферы, создаваемой рекламным обращением. Выбор товара во многих случаях определяется чувством, которое испытывает индивид по отношению к нему. Это чувство редко является лишь следствием рациональных рассуждений. Перепозиционирование. Наиболее проектным является принцип оппозиции по отношению к господствующему в данной товарной группе рекламному контексту, иными словами - на перепозиционировании самого товара или решаемой им проблемы. 5.11 Проектные технологии 5.11.1 Демонстрация Демонстрация представляет собой поиск такой точки зрения, которая позволяет показать какое-либо свойство товара наиболее эффективно. Этот подход объединяет широкий спектр проектных возможностей. Начинающие дизайнеры часто применяют способ демонстрации в примитивном виде: максимально крупное стандартное изображение товара или рекламного образа с подписью, похожей на слоган. Профессиональное использование приема демонстрации подразумевает актуализацию разнообразных инструментов композиционного воздействия на потребителя, к которым относят- ся: масштаб, среда, ракурс, освещение, графика. Умелая манипуляция этими инструментами, позволяет воплотить рекламную концепцию без искажений. Например, максимально увеличив изображение, дизайнер дает возможность зрителю детально рассмотреть технологически безупречные стыки рабочих поверхностей, а применив прием отдаления объекта, может представить его форму в наиболее выразительном ракурсе. Показывая товар на ярком или контрастном фоне, проектировщик подчеркивает его «молодежный характер», а изысканные драпировки предают рекламному образу благородство. Использование фотоизображений помогает выявлять фактуру, а легкая пастельная графика демонстрирует превосходство товара, не требуя доказательств и рекламных ухищрений. Возможности приема демонстрации не исчерпываются арсеналом композиционных средств. В качестве дополнительных каналов воздействия на потребителя могут использоваться обоняние, осязание, вкус и слух. Например, в рекламе парфюмерии может быть использована пропитка журнальных страниц рекламируемыми духами; в рекламе ткани потребителю предлагаются ее образцы; пакетики чая, вложенные между рекламными страницами, несут в себе рекламируемый вкус. Такой прием рекламного воздействия называется самплингом (от английского «sampling» -попробовать). 5.11.2 Представление действия Этот прием является продолжением приема демонстрации, где к визуальному представлению товара добавляется представление эффекта результата его использования. Демонстрация товара в действии, является самым эффективным средством для убеждения потребителя, недоверяющего рекламе. Елена Павловская в своей книге «Дизайн рекламы» приводит следующую иллюстрацию использования представления действия: «в начале «перестройки» на улицах городов появились люди, сидящие за допотопными столиками и ловко орудующие примитивно-кустарным приспособлением. Они на глазах у изумленных прохожих восстанавливали спущенные петли капроновых чулок. Приспособление шло нарасхват, обеспечивая производителям огромные прибыли. Если представить, что этот невзрачный на вид предмет без названия попал бы под мутное стекло прилавка галантерейного магазина, шансы на его продажу были бы равны нулю». На сегодняшний день лидером в использовании этого приема являются телемагазины: наглядно демонстрируя зрителю действие «чудо-швабры» или пятновыводителя. Возможности печатной рекламы при использовании этого приема существенно ниже, хотя удачные решения при этом выгодно выделяются среди других образцов печатной продукции. В такой рекламе, как правило, акцентируются функциональные свойства товара, а также выгоды и преимущества, получаемые потребителем от его использования. Прием «проблема - решение» показывают результаты использования товара. Демонстрация по принципу «до и после» предполагает как правило парные картинки, на которых изображается нуждающийся в товаре объект и он же после использования рекламируемого товара. Этим объектом может быть грязная рубашка или полная дама, противопоставляемые безупречно чистому белью и изящной красотке. При использовании этого приема начинающие дизайнеры часто допускают ряд ошибок. К таковым можно отнести низкое качество полиграфии, неспособное передать разницы в чистоте цвета, или мелкий масштаб изображения, не позволяющий идентифицировать парные объекты. Прием сравнения. Любая проблема может иметь различные способы решения. Задача приема сравнения этих способов заключается в представлении рекламируемого товара как наиболее эффективного (простого, доступного, дешевого, быстрого, надежного) способа решения имеющейся у потребителя проблемы. Демонстрация принципов действия товара акцентирует внимание потребителя на особом составе или структуре товара, простоте и удобстве его использования или многофункциональности. 5.11.3 Сценарное моделирование Сценарное моделирование - это демонстрация качеств товара, в котором условия демонстрации являются самостоятельным объектом проектирования. Эта проектная технология получила свое развитие в системном дизайне как средство разработки предметных комплексов, обеспечивающее желаемое состояние объекта, основанное на моделировании различных ситуаций их функционирования. Сценарное моделирование позволяет представлять проектируемый объект в сценическом пространстве, где разыгрываются различные эпизоды его существования. Жизнь объекта протекает во взаимодействии с окружающей средой, составляющей которой являются потребители, воспринимающие и использующие этот объект. С помощью сценарного моделирования создаются динамические, развертывающиеся во времени, образные модели объекта, позволяющие полнее и нагляднее представить его существенные черты, свойства и характеристики. Сценическое пространство формируется такими структурными элементами, как «среда», «ситуация», «сюжет» и «мизансцена». Каждый из них выполняет определенную функцию в процессе представления объекта. Содержание средовой ситуации в сценарном моделировании исследуется в своем реальном существовании, то есть в потоке той культурной, социальной, научно-технической жизни, в которую конструируемый объект проецируется. Таким образом, сценарное моделирование дает возможность обнаружить те свойства и качества объекта, которые необходимы для его полноценного функционирования и которые с помощью иных проектных методов оказались бы скрыты от внимания потребителя. Задача сценарного моделирования заключается в поиске тех сценариев, в которых актуальные качества товара, выявленные на стадии аналитической разработки его рекламной концепции, проявляются наиболее наглядным и выразительным образом. Дизайнером рекламы проектируются не свойства вещи, а сценарии, в которых заданные свойства оказываются важными. При этом рекламный дизайн раздвигает реальные рамки используемой среды, переводя сценарий и проектируемый объект в иррациональное состояние, свободное от ограничений. Творческими ограничителями для дизайнера остаются только цели коммуникации и свойства товара, требующие демонстрации. Время для дизайнера рекламы - не просто будущее, про-' шлое или настоящее. Сжатие, растягивание и остановка времени может способствовать раскрытию рекламируемых качеств товара. Временными перемещениями можно пользоваться для решения многих проектных задач. Обращение к будущему используется для того, чтобы показать новые функциональные качества товара, подчеркнуть его новизну и нетленность. Прошлое может быть применено для показа истории создания и традиций использования рекламируемого товара, а также для связи товара с историческими персонажами и сюжетами. Прошлое обращает внимание потребителя на ценность товара, связанную с его значением в человеческой жизни. Пример того, как благодаря мысленному хронологическому перемещению товара в прошлое показывается его исключительная роль в человеческой судьбе, приведен в книге Е. Павловской «Дизайн рекламы»: в рекламном ролике демонстрируются фотографии родителей Сталина, Гитлера, Муссолини, которые сопровождает текст: «Если бы они пользовались презервативами (название торговой марки), то история пошла бы другим путем». Персонажи. На рекламных персонажей ложится огромное количество функциональных обязанностей, связанных с созданием рекламного образа товара. В первую очередь это функция аргументированного представления достоинств товара, которую берут на себя специалисты или «эксперты» по товару. Представлять товар также могут те, кто уже пользуется им или испытал на себе его замечательные качества. В роли персонажей часто используются «сомневающиеся» в достоинствах товара, которых демонстративно убеждают эксперты, или уже убежденные потребители. Мизансцена - это искусство соединения различных элементов в единой композиции. Композиция присутствует в любом произведении дизайна, являясь одним из главных инструментов профессиональной деятельности. Пропорции различных элементов, используемых в рекламе, их взаимное расположение, выбранные ракурсы и фрагменты, ритмические повторы - это композиционные средства, влияющие на смыслообразование. Ситуация. Ее проектное моделирование позволяет эффективно и образно представить рекламируемые свойства товара. Ситуации, направленные на решение этой задачи, могут быть типоло-гизированны. Естественные ситуации - эпизоды из обычной жизни товара, начинающиеся с его появления на свет и завершающиеся его утилизацией. Это один из наиболее распространенных вариантов представления продукции: товар сходит с конвейера, выставляется на витрине магазина, находит своего потребителя. Качественная фотография, добротный заголовок и грамотная композиция, в сочетании с читабельным шрифтом, делают представление естественной ситуации доступной даже начинающему дизайнеру. Систематизация дизайнерских приемов, связанных с использованием естественных ситуаций, сводится к конструированию оппозиции «обычное-необычное»: поиск пограничных состояний, относящихся к жизненному циклу товара; поиск пограничных состояний потребителя, в которых может проявиться особое отношение к товару; поиск метафорического образа ситуации, при которой обыденность заменяется ценностно-значимыми для потребителя характеристиками ситуации. Экстремальные ситуации представления товара можно проиллюстрировать сказкой Андерсена «Принцесса на горошине», где притязания девушки на благородное происхождение были подвергнуты проверке - сквозь множество мягких перин принцесса должна была почувствовать маленькую горошину. С точки зрения дизайна рекламы экстремальная ситуация подвергает наиболее значимые свойства товара максимальному испытанию. Суть такого приема проста и эффективна: товар, проявивший себя с лучшей стороны в экстремальной ситуации, подтверждает свою пригодность для естественных условий. Использование данного приема сопряжено с возникновением «побочных эффектов», которые необходимо учесть при проектировании. Прежде всего возникает опасность формирования у потребителя устойчивых стереотипов взаимосвязи экстремальной ситуации и рекламируемого товара. Известен пример, когда компания попробовала рекламировать прочность производимых дорожных чемоданов, сбрасывая их с борта летящего самолета. Чемоданы оставались целыми и невредимыми, однако у потребителей они вызывали стойкую ассоциацию с авиакатастрофой. Другая проблема - желание потребителя повторить рекламный трюк, которое в итоге может обернуться разочарованием в самом товаре, или его рекламе. Большинство товаров рассчитано на применение в определенных средовых условиях или ситуациях, в которых их достоинства проявляются естественным, а следовательно, не очень воспринимаемым и запоминаемым образом. Стереотипность ситуации, в которой используется товар, влечет за собой стереотипное восприятие его самого и его свойств. Для того, чтобы сломать эти стереотипы, необходимо поместить товар в нестандартную, нехарактерную для данного товара ситуацию, но такую, в которой рекламируемые свойства превращаются в особо значимые, ключевые для данной ситуации. Заимствованные ситуации предполагают использование в рекламе визуальных образов, хорошо известных потребителю. Включение в рекламное сообщение фрагментов произведений живописи, скульптуры, архитектуры дает возможность легко привлечь внимание к самой рекламе (потребитель быстрее реагирует на нечто знакомое, чем на абсолютно неизвестное); создать логическую связь между рекламируемым товаром и устойчивым образом, который несет в себе популярное произведение; снять ряд коммуникативных проблем, возникающих при рекламе определенных видов товаров. Неисчерпаемое многообразие возможного ци-татно-рекламного материала обеспечивает данному приему множество дополнительных возможностей. Источником для цитирования может быть не только искусство, но и важные исторические события, культурные святыни, драматические эпизоды человеческой жизни. Заимствование, как творческий прием, не всегда является залогом достижения поставленной цели. Культурный шок, который может вызвать использование признанного шедевра в рекламе тривиального товара, порождает проблему негативного отношения к рекламисту и рекламируемому им товару. Подобного рода приемы регламентируются Законом о рекламе. Они легко попадают под определение недопускаемой законодательством «неэтичной рекламы», порочащей объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние. Данный прием требует высочайшего рекламного мастерства. 5.11.4 Функционально-морфологические трансформации Функционально-морфологическая трансформация - изменение функции или формы товара ради достижения поставленной рекламной цели. Этот прием позволяет сделать пространство функционально более емким, превратив его из малого в большое; представить рекламируемое свойство товара максимально значимым для потребителя; уменьшить негативные аспекты, связанные с приобретением или эксплуатацией товара, в восприятии потребителя. Принцип функционально-морфологической трансформации не исчерпывается оппозицией «большое-малое», но именно гипербола (преувеличение) и литота (приуменьшение) позволяют наиболее наглядно продемонстрировать суть этого подхода при воплощении рекламной концепции товара. Гипербола. Визуальное преувеличение размеров рекламируемого товара - самая простая версия гиперболы. Она оказывается практически незаменимым приемом, если необходимо показать свойства рекламируемого товара, связанные с его структурой или структурой объекта, на который он воздействует, особенно когда сама эта структура не воспринимается невооруженным глазом. Стиральные порошки, проникающие вглубь волокон и неразрушающие их; средства, укрепляющие волосяную луковицу и предотвращающие выпадение волос; пористая структура шоколада, пронизанная пузырьками, придающими лакомству неповторимый вкус, - эти и многие другие примеры указывают на необходимость использования виртуального увеличительного стекла для демонстрации рекламируемых свойств. Особенно эффективна гипербола, когда речь идет о функциональных возможностях товара. В одном телевизионном ролике маленькая девочка сидела на морском берегу и на глазах у изумленных зрителей огромная масса воды исчезала у ее ног. Секрет заключался в рекламируемых подгузниках, которые таким гиперболическим образом впитали влагу. Большое количество примеров гиперболизации может быть отнесено к разновидности рекламного юмора, для которого преувеличение является одним из основных средств воздействия на потребителя. Юмор является одним из наиболее действенных способов рекламного продвижения товара. Удачно найденная гипербола приводит к эффективному воплощению рекламной концепции. Литота - приуменьшение каких-либо характеристик объекта, осуществляемое без ущерба для самого объекта и раскрывающее его дополнительные положительные свойства. Этот прием используется нечасто, однако можно выделить несколько направле- ний его применения, позволяющих достаточно выразительно подчеркнуть требуемые свойства товара. Для того, чтобы показать компактность рекламируемого товара, его маленькие размеры (во многих случаях это наиболее важные для потребителя качества), в литоте нередко используется сопоставление с другими объектами, масштаб которых заведомо понятен для потребителя. Например, компактная стиральная машина или мобильный телефон представлены в образе мелкого животного или спичечной коробки. Механическая трансформация. Этот прием подвергает рекламируемый товар и элементы рекламного сообщения разнообразным «механическим» воздействиям: совмещению, наложению, растягиванию, сжатию, резке, перекомпоновке. Это позволяет решать различные задачи, связанные с воплощением рекламной концепции товара. Например, совмещение нескольких объектов может быть использовано для того, чтобы показать многофункциональность товара или неординарность его свойств. Изоморфизм или морфологическое подобие - предполагает поиск и обнаружение внешнего сходства рекламируемого товара с иными объектами, имеющими безусловную ценность для потребителя. Например, в рекламе кофе подчеркивается схожесть изящных изгибов стеклянной баночки-упаковки с обнаженным женским телом. Подобное сходство закладывается на стадии проектирования самих товаров, а затем акцентируется в рекламе. Дизайнерские возможности этого приема связаны с поиском неожиданных и незаложенных в структуре рекламируемого товара формальных совпадений. Метафорическое смыслообразование. Метафора - это перенесение свойств одного предмета или явления на другой объект по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Метафора нарушает привычные связи, останавливая взгляд. Дизайн использует метафору как одно из самых эффективных средств формирования художественной выразительности своих произведений. Сущность метафоры заключается в перенесении тех или иных характеристик биоаналога на проектируемый объект. Примерами такого перенесения является антропоморфность, зооморфность, биоморфность многих дизайн-продуктов. Не всякое предметное воплощение метафоры, послужившей источником проектного замысла, является целесообразным. Придание пылесосу формы ракеты может быть использовано как художественный прием, однако при этом происходит подмена подлинного дизайна внешней косметикой. В большинстве дизайнерских решений высокий художественный эффект достигается не за счет изобразительности, а благо- даря глубокому проникновению в сущность вещи и воплощению этой сущности в адекватной форме. Иными словами, знаменитая проектная метафора Ле Корбюзье «Дом - машина для жилья» не означает необходимости интерпретации жилища в форме автомобиля. Это тот образ, который вдохновляет проектировщика на разработку будущего изделия, но при этом остается скрытым от потребителя. О той уникальной роли, которую метафора играет в рекла-
ме, может свидетельствовать простой факт: сама реклама вошла в сознание большинства людей через яркий метафорический образ «Реклама - двигатель торговли». Эта метафорическая фраза нашего соотечественника К. Метцеля, появившаяся около столетия назад, пережила эпоху расцвета российской рекламы, этап рекламного застоя и прочно вошла в сегодняшний период возрождения рекламы. В отличие от дизайна метафора в рекламе всегда работает открыто. Ее задача заключается в выявлении скрытых смыслов, заложенных в дизайн-концепции товара. Метафора находит яркие и выразительные образы, призванные обозначить ясные и простые связи между товаром и тем кругом значений, которые существенны для потребителя при его использовании. Создание метафоры происходит по следующей схеме: выявляется то, что необходимо изобразить (например, надежность, как основная потребительски-важная характеристика банка); отыскивается объект, обладающий в массовом сознании этими качествами (античная колонна или египетские пирамиды); в рекламном сообщении соединяется образ «объекта-донора» с образом банка (через изображение логотипа), наделяя последнего рекламными характеристиками «донора». Выявление скрытых особенностей. Если товар имеет отличия от аналогов, то их необходимо активно демонстрировать в рекламе. Сложнее обстоит дело с товарами, имеющими уникальные, либо особо-значимые для потребителя свойства, которые визуально никак не проявляются и не могут быть обнаружены с помощью гиперболы или не становятся очевидными даже при пользовании товаром. В этом случае именно использование метафоры позволяет наглядно представить смысл товара, воплощаемый с помощью рекламной концепции. Многие функциональные свойства товара могут быть оценены потребителем только в процессе его использования, то есть после покупки. Иногда потребителю для этого потребуется некоторое время. Рекламная метафора позволяет ему мгновенно уловить суть этих свойств. Например, в рекламе видеокамеры «SONY Handycam» в качестве основы для метафоры был использован слоган «Мало ест - много работает». В журнальной рекламе ноутбуков в качестве метафорического образа используется образ Наполеона, который, подобно рекламируемому товару, - «маленький, но могущественный». Ассоциации неизбежно связаны с метафорой. В рекламной кампании фирмы «Мс Donalds», предлагающей перспективную карьеру молодежи, в качестве метафоры используются крылья, с помощью которых наглядно представлен ожидаемый взлет. Мощность двигателя может символизировать тигр, легкость -воздушный шар. Будучи однажды эффективно использованной, удачная метафора легко заимствуется другими рекламодателями и внедряется в массовую культуру для продвижения самых различных товаров и услуг. Например, использование картинной рамы, позволяющей метафорически представить рекламируемый товар как нечто особенно ценное (шедевр в своей товарной группе), стало настолько распространенным штампом, что рассматривать это как творческий прием давно уже не приходится. 5.12 Потребительская мотивация Реклама оказывает на людей сильное влияние, хотя они прекрасно видят ее корыстные целира имеющийся опыт порождает недоверчивое отношение ко всем рекламным обещаниям. Однако в своем поведении потребители демонстрируют очевидную зависимость от рекламных ухищрений. В начале XX века немецкий философ Б. Витес, пытаясь ответить на этот вопрос, пришел к выводу, что секрет рекламы - в ее обращении к бессознательному. Истинными источниками мотивации покупательского поведения, которые эксплуатирует реклама, блокируя последовательное рассуждение и разумное понимание, Витес считал чувственность (апелляцию к эмоциям) и внушение. Реклама минует заслоны разума и проникает в глубины подсознания, заставляя человека, помимо его воли, совер-
шать действия, выгодные для ее создателей. Реклама сродни Деду Морозу - в них не верят, но они всем дороги. Французский культуролог Ж. Бодрийяр утверждал: «Демонстрация товара никого и ни в чем не убеждает - она оправдывает задним числом покупку, которая либо происходит без всяких рациональных мотиваций, либо не укладывается в их рамки. Не веря в товар, верят рекламе, которая пытается заставить поверить в товар». Решающее воздействие на покупателя оказывает не риторический или информационный дискурс о достоинствах товара. Потребитель чувствителен к скрытым мотивам и к той заботе, с которой другие убеждают и уговаривают его. Отсюда проистекает реальная действенность рекламы: ее логика не во внушении, а в веровании. В вышедшей в 70-е годы XX столетия книге «Футурошок» американский прогнозист 0. Тоффлер подчеркивает, что при неуклонно возрастающем количестве товаров различия в качестве становятся практически незаметными. Неосведомленная покупательница не отличит сорт А от сорта Б, но тем не менее будет доказывать, что один из них лучше другого. Этот парадокс объясняется психологическим компонентом производимой продукции. Когда во всех отношениях товары идентичны, в психологическом компоненте они могут существенно отличаться друг от друга. С удовлетворением основных материальных нужд потребителя, его энергия будет направляться на удовлетворение более тонких, многообразных и сугубо личных потребностей в красоте, престиже, утверждении своей индивидуальности и чувственных удовольствиях. Обоснованное рекламное обращение - это убедительная логика подкрепленная простотой. При разработке творческой стратегии рекламного обращения, необходимо исходить из того, что существенные возможности воздействия на потребителя связаны с обнаружением мотивов его поведения и их последующим отражением в рекламном обращении. Дизайнеру необходимо ответить на ряд взаимосвязанных между собой вопросов: что это за мотивы, как их определять, каким образом их использовать в конкретной рекламе конкретного товара? Мотив - это стойкое предрасположение, направляющее поведение на достижение определенной цели. Система мотивации тесно взаимосвязана с системой персональных и социальных ценностей. В основе мотивов человеческого поведения лежат потребности. Мотивацию можно охарактеризовать как движущую силу между существующей у человека потребностью и неким идеальным состоянием, в котором данная потребность удовлетворена. На сегодняшний день нет недостатка в исследованиях затрагивающих различные аспекты мотивации потребительского поведения. Дизайнерам необходимо не просто понимать сущность рекламного воздействия, а использовать это понимание в своей проектной деятельности. Самая простая теория потребностей основана на их предметном характере. Суть ее заключается в том, что потребность возникает тогда, когда появляется некоторый предмет. Ряд психологов полагают, что потребность является отражением в сознании человека того предмета или объекта, который может ее удовлетворить. Если такого предмета не существует, то и потребность отсутствует. Например, когда не было телевизоров и компьютеров - не было и потребности в них. То- варная реклама опирается именно на актуализацию такой «предметной модели». Чем более ярко, наглядно, чувственно представлен тот или иной товар в рекламе, тем более насущной становится для человека удовлетворяемая им потребность. Неслучайно многие рекламные изображения выглядят гораздо более соблазнительными, чем товар, который они представляют. Фотографы идут на различные ухищрения, добиваясь подобной привлекательности, например, заменяя пивную пену, не слишком выразительную на снимках, воздушной и искрящейся пеной шампуня. Дизайнеры средствами компьютерной обработки изображения пытаются достичь особого эффекта цветопередачи - яркости, насыщенности, фактурности и контрастности. Копирайтеры ломают головы над возбуждающими воображение слоганами, способными многократно усилить воздействие рекламного изображения. И все это для того, чтобы человек, недумавший до этого о пиве, при виде изображения запотевшей кружки с янтарным напитком и шапкой пены, начинал испытывать неотвратимое стремление к его потреблению. Однако далеко не всегда потребности лежат на поверхности. По мнению одного из основоположников теории мотивации Г. Мер-рея, потребности связаны с базовыми физиологическими процессами мозга, а побуждаться они могут под воздействием как внешней, так и внутренней стимуляции. В обоих случаях потребность вызывает активность организма и поддерживает ее до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена. Потребности направляют поведение даже в тех случаях, когда сам человек не осознает их. Мотивационные силы, по мнению исследователей, действуют на трех уровнях: первый уровень - мотивы, которые осознаются и обсуждаются; второй уровень - осознаются, но не обсуждаются; третий уровень - мотивы, которые не осознаются потребителем. Г. Меррей предложил перечень основных потребностей: в самоуважении, в достижении, в агрессии, в автономии, в противодействии, в защите, в уважении, в доминировании, в эксгибиции, в избегании ущерба и позора, в опеке, в порядке, в игре, в отвержении, в чувственных впечатлениях, в сексе, в поддержке, в понимании, в удовлетворении физиологических потребностей. Многие из них нашли свое отражение в рекламе. Так, потребность в эксгибиции, определяемая как стремление производить впечатление, возбуждать, удивлять, очаровывать, соблазнять и шокировать, нередко присутствует в рекламе парфюмерно-косметических товаров или предметов женского туалета. Потребность в автономии, определяемая как стремление освобождаться от ограничений и принуждения, быть независимым и действовать в соответствии с собственными побуждениями, пренебрегать условностями активно эксплуатируются в рекламе автомобилей, мужской одежды и аксессуаров. Для актуализации потребностей в отношении предлагаемых товаров, реклама выбирает определенный механизм воздействия на потенциального покупателя. Доказано, что неосознаваемые че- ловеком потребности всегда становятся явными за счет их визуальной материализации. Иными словами, будучи представленной потребителю в рекламном образе, потребность становится оправданной. Эта потребность, увязанная с рекламируемым товаром, образует неразрывную логическую конструкцию. Дизайнеру-рекламисту необходимо выявить ту потребность, которая может привести в действие потребительскую мотивацию, а затем зафиксировать ее в визуальных образах, совместив с рекламируемым товаром. При достижении цели потребность удовлетворяется, но ее мотив не исчезает. Через некоторое время он появляется вновь или заменяется новым мотивом. Это хорошо иллюстрирует пример куклы Барби, постоянно вынуждающей юных владелиц обустраивать свою жизнь. Многие пользователи компьютеров или автомобилисты часто оказываются заложниками собственных растущих потребностей. Стремясь выявить желания потребителя, реклама вуалирует свое влияние с помощью различных приемов. Внушение - это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. Внушением достигается не согласие, а простое принятие информации, основанное на готовом выводе. Человек, воспринимающий информацию способом внушения, неспособен на ее критическую оценку. В случае убеждения вывод делается принимающим информацию человеком самостоятельно. Отсюда следует, что убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие, а внушение - эмоционально-волевое. Решающим условием эффективности внушения является авторитет источника информации, который основывается на доверительном отношении к персоне, осуществляющей процесс передачи информации. Эффект доверия к источнику информации способен компенсировать отсутствие аргументации. В рекламе это особенно важно в случаях, когда отличительные особенности товара оказываются недостаточно весомыми для создания полноценного рекламного образа. На потенциального потребителя может оказать внушающее воздействие внешняя привлекательность рекламного персонажа и его сходство с самим потребителем. Использование в рекламе персонажей, обеспечивающих внушающее воздействие, типологизируется по функциональным подходам к созданию рекламных сообщений. Персонификация. Этот подход выбирает в качестве основного структурного компонента рекламного обращения производителя товара. Для его персонификации используются следующие средства: собственные имена, портреты, фамильные гербы и печати. Эти элементы призваны решать важные коммуникативные зада-
чи: вызвать доверие к самим производителям и к рекламируемым ими товарам, взяв на себя ответственность за достоверность рекламных обращений; продемонстрировать потенциальному потребителю символы добропорядочности, респектабельности, современности и других свойств, важных для производителя и его продукции. Психологически этот прием обусловлен тем, что производитель, предъявляющий себя потребителю, может рассчитывать на более высокое доверие к себе с его стороны. Большое количество примеров персонификации встречается в российской дореволюционной рекламе. Как отмечал ведущий рекламный аналитик Игорь Крылов, практически все известные сильнейшие русские брэнды были созданы именно таким путем: для спиртных напитков - это Смирнов, Калинкин, Синебрюхов, Шустов; для кондитерских изделий - Абрикосов, Филиппов, Брокар; для ювелирных изделий - Фаберже и Буре. Даже в советское время были корпоративные названия, основанные на персонификации. В данном случае речь идет не о «Фабрике имени Н. Крупской» или «Заводе имени К. Черненко», а о конструкторских бюро, разрабатывавших самолеты и носивших фамилии своих генеральных конструкторов, на основе которых давались названия их продукции: «Ту» - Туполев Андрей Николаевич, «Ан» - Антонов Олег Константинович, «Як» - Яковлев Александр Сергеевич. Постперестроечным «пионером» использования своего имени для названия торговых марок с размещением фото на упаковке и личного участия в рекламных роликах стал Владимир Довгань. Чаще других прибегают к персонификации своих товаров целители, частные педагоги, юристы, дизайнеры, называя свои агентства, школы, торговые дома и аптеки своими именами, при этом размещая свои фотографии на этикетках, в средствах массовой информации, в наружной рекламе и телевизионных роликах. С использованием персонификации связан ряд проблем. Первой в этом ряду стоит проблема неинформативности фамилии, связанная с распространенностью, труднопроизносимостью или неблагозвучностью. Излишняя смысловая окраска фамилии, использованной в качестве названия торговой марки, может вызвать несовпадение образа производителя и стереотипных ожиданий потребителя. Примеров этому множество - «Пособия по технике безопасности Беспалова», «Безалкогольные напитки Спиртягина», «Стиральные порошки Грязнова» и так далее. Визуальный образ производителя, используемый в рекламе, также может быть отвергнут из-за несоответствия существующим стереотипам. Например, худощавый производитель спортивных товаров, размещая свое фото на рекламной продукции, рискует потерять возможных потребителей. Так же как и молодая девушка в качестве президен- та страховой компании или банка. Приведем известный факт: для выхода на российский рынок одежды в начале 1990-х годов Анатолию Климину пришлось модернизировать собственное имя, чтобы торговая марка «Том Клайм» смогла снискать доверие потребителей, ориентированных в то время только на западных производителей. Именно поэтому прямое использование технологии персонификации производителя далеко не всегда возможно и целесо- образно. Кроме того, необходимо предусмотреть возникновение правовых и этических коллизий, возникающих при спорных взаимоотношениях между родственниками и наследниками правообладателя торговой марки. Второй, более надежный способ персонификации - это проектирование образа производителя, максимально точно соответствующего ожиданиям потенциального потребителя. Работа такого рода называется разработкой рекламного персонажа, замещающего реального производителя. Такие имена выполняют множество функций. Это может быть не только установление приятельских отношений с потребителем, на что нацелены, например, торговые марки «дядя Ваня» и «Петровна», но и подчеркивание тех или иных качеств и характеристик рекламируемого товара. Так, в торговой марке «Быстрое» используется рисованный персонаж-повар, олицетворяющий собой производителя быстрорастворимых каш. Персонаж торговой марки «Солодов», играющий роль производителя, заявляет о слагаемых хорошего пива, ставя на первое место именно солод. Его рекламный слоган таков: «Солод, холод, вода и совесть пивовара». Пивовар «Бочкарев», не предъявленный потреби- телю визуально, с помощью «говорящей» фамилии подчеркивает весьма ценное технологическое свойство своего товара. Заимствование авторитета. Часто воздействие на потребителя осуществляется за счет использования в рекламных обращениях популярных и авторитетных персон. Звезды эстрады, спортсмены, актеры уже завоевавшие известность и признание аудитории, пере- носят свою популярность на рекламируемый товар. Доверие потребителя заполучить достаточно сложно, так как он знает о том, что звезда «куплена», а потому придирчиво оценивает искренность рекламного обращения. В этом случае необходимо учесть соответствие образа популярной личности с образом товара. «Звезды» чаще обеспечивают привлечение внимания к рекламе, чем убеждают потенциального потребителя воспользоваться рекламируемым продуктом. Это связано с тем, что люди склонны реагировать на символы авторитета, а не на авторитет как таковой. Основными символами авторитета принято считать титулы, одежду и марку автомобиля. Согласно исследованиям, к обладающим символами авторитета, но не имеющим при этом никаких истинных преимуществ, окружающие относятся с большим почтением. Внешние атрибуты зачастую оказываются более значимыми для оказания воздействия на рекламную аудиторию, чем опыт и знания. Именно поэтому люди в белых халатах, олицетворяющие образ врачей, придают весомость рекламной информации о профилактических свойствах зубной пасты. Человек в промасленном комбинезоне, говорящий о достоинствах автомобиля, воспринимается потребителем как автомеханик, а его слова вызывают доверие. Идеализация. Эффект привлекательности связан с использованием в качестве рекламных персонажей идеализированных потребителей: красивые и обаятельные девушки; мужественные, уверенные в себе молодые люди; гармоничные влюбленные пары; дружные семьи с ухоженными детьми и подтянутыми, моложавыми бабушками и дедушками. Уже дореволюционная российская реклама изобиловала идеализированными персонажами - ангелоподобные дети, томные дамы с пышной грудью и румянцем на щечках, щеголеватые мужчины с бравыми усами. В плакатах советского периода также можно увидеть идеализированных персонажей - солдаты, защищающие конституцию; рабочие, несущие деньги в сберкассы; доярки, обожающие коров. Подобная сверхпривлекательность может заворожить рекламную аудиторию только в случае, когда рекламируемый товар грамотно встроен в идеализированную жизнь героев. Обаяние персонажей должно распространяться на используемый ими товар, делая его залогом последующей привлекательности для потребителей. Однообразные безымянные счастливцы, которые становятся столь же мало различимыми, как и рекламируемые ими товары, способны вызвать раздражение и неприязнь. В этом случае наивная вера в то, что предлагаемый товар поможет стать таким же привлекательным, как рекламный герой, сменяется разочарованием. Осознающие это дизайнеры-рекламисты все активнее внедряют персонажи, красота которых не вписывается в стандартные представления, или резко контрастирует с привычными канонами. Подобие. Придание рекламному персонажу черт типичного потребителя. Хорошо известен этот прием по политическим рекламным кампаниям, когда кандидата на выборную должность представляют электорату как «своего» парня, знающего не понаслышке проблемы избирателей. Однако если посмотреть на дореволюционную российскую рекламу, на которой далекие от совершенства, морщинистые и явно небогатые старички наслаждаются табачным ароматом, можно сделать вывод, что коммерческая реклама нащупала эту незаметную лазейку к потребителю очень давно. «Своему» обычно доверяют больше, чем «купленной звезде» или анонимной красотке. «Свой» персонаж, как правило, и говорит на доступном, а не на рекламно-напыщенном языке. При использовании приема, названного «эффектом подобия», также возникает целый ряд проектных проблем. Первая проблема - точно сформировать параметры «своего» в конкретном персонаже, воплощающем этот образ, чтобы потенциальный потребитель узнал в нем себя, поверил его поведению, словам и эмоциям. Вторая проблема - естественность образа, которой очень нелегко достичь. «Свой» должен вести себя как обычный человек, который, в отличие от звезды или эксперта, в принципе не занимается ориентированным на публику восхвалением товара. Такому человеку не свойственны преувеличенные восторги и пространные рассуждения о достоинствах товара. Иными словами, перед рекламистом стоят требования почти взаимоисключающие: «свой» персонаж должен выглядеть и вести себя как обычный человек в обычной жизни, выполняя при этом функцию рекламирования товара. Любая ошибка в проектном образе такого персонажа сведет на нет все рекламные усилия. Стереотипы. Стереотип - это упрощенный, схематизированный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Стереотипы формируются в связи с отсутствием полноты информации о тех или иных объектах и нехваткой времени на осмысление имеющихся данных. Характер стереотипов обусловлен жизненным и профессиональным опытом, а также воздействием социального окружения и средств массовой информации. Сложившиеся стереотипы позволяют челове--ку оценивать людей, ситуации, явления, предметы, не анализируя их суть и собственную мотивацию. Они влекут за собой широкий круг стереотипных моделей мышления и поведения, составляющей которых являются устойчивые выражения, используемые в коммуникации. Стереотипы в значительной мере автоматизируют процессы восприятия информации и принятия решений. В этом и заключается суть их предназначения, так как в условиях жесткого информационного прессинга детальное осмысление всего потока информации невозможно. Специалисты по изучению общественного мнения пришли к выводу, что из всех средств влияния на человека самыми сильными с точки зрения внушения являются те, которые поддерживают галерею стереотипов. Люди представляют себе большинство вещей прежде, чем познакомятся с ними на опыте. Именно эти предварительные представления управляют всем процессом восприятия. Следует отметить, что понимание стереотипов, связанных с рекламируемым товаром, дает различные возможности воздействия на потенциальных потребителей. Кроме того, оно позволяет избежать нежелательных в конкретной ситуации рекламных решений. Необходимо обратить внимание на то, что стереотип - это образ, который уже существует в представлениях потребителей, следовательно, его можно использовать в качестве одного из конструктивных элементов при создании рекламного образа. По своей сути стереотип - это готовое клише. Встраивая его в рекламный образ, дизайнер может моделировать ответную реакцию на проектируемый объект и последующее функционирование его в массовой культуре. Существует целый ряд слов, завораживающе действующих на потребителя, провоцируя его позитивное отношение к рекламируемому товару. Это происходит несмотря на то, что многие из этих слов стали рекламными штампами. Это стереотипные слова, предполагающие стереотипную реакцию потребителя, которая может быть связана как с простым привлечением внимания к рекламе, так и с более сложным воздействием на его чувства и эмоции, связанные с товаром. Мэтр рекламы Девид Огилви к самым сильным из таких слов относит «бесплатный» и «новый». А далее добавляет к ним достаточно длинный список: внезапно, сейчас, извещаем, представляем, вот здесь, только что поступил, важное направление, улучшенный, поразительный, сенсационный, выдающийся, революционный, потрясающий, чудо, волшебный, предлагаем, быстрый, легкий, требуется, совет, правда, сравните, скидки, торопитесь, последний шанс, вызов. Рекламная история слов «новый» и «бесплатный» насчитывает сотни лет, но ряд других слов может вызвать недоумение. Казалось бы, совершенно неожиданно очень популярным для рекламы многих товаров стало слово «мама». Магия этого слова связана с подсознательным стремлением к защищенности и стремлением опекать и покровительствовать. Все связанное со словом «био» оказывает сильное воздействие на человека, так как симво-лизирует жизнь и производит впечатление научного термина. Вариантов использования этого слова в рекламной практике много: «биойогурт», «биошампунь», «биотелевизор» и так далее. Не менее важным для дизайнера рекламы является анализ и последующая проектная интерпретация стереотипов визуального восприятия. Визуальные стереотипы задают обширное поле смыслов и значений, соотносящихся с системой человеческих ценностей. Реклама опредмечивает их, благодаря таким элементам рекламного обращения, как среда и цвет. Под средой в данном случае понимается человеческое окружение, в котором он выступает наравне с материальными объектами. Рекламными эквивалентами понятия «среда» считается: дом, кухня, спальня, город, стадион, парк, стройка, вокзал, пейзаж, транспортный объект и так далее. Каждый из этих средовыхобъектов может находиться в особом состоянии, придающем ему дополнительные возможности смысловой расшифровки. Например, море может штормить или быть идиллически спокойным; стадион— быть переполненным болельщиками или полупустым; кабинет - может быть респектабельным или неорганизованным. Товар, помещенный в ту или иную среду, попадает под влияние тех стереотипных представлений, которые у потребителя связаны с данным типом среды. Его рекламный образ впитывает в себя спроектированное окружение и получает устойчивые характеристики, свойственные этому окружению. Перенос стереотипных зна- чений, присущих определенному типу среды, на объект рекламирования, делает среду универсальной рекламной метафорой. Часто в печатной и наружной рекламе среда, как таковая, отсутствует: товар и рекламные персонажи как бы «зависают» в безвоздушном пространстве, отказываясь от влияния окружения. Достаточно часто начинающие дизайнеры не задумываясь воспроизводят в рекламе расхожие средовые стереотипы, превра- щая их в профессиональные штампы. В качестве примеров таких стереотипов можно назвать: использование элементов пейзажа в качестве фона, подчеркивающего натуральность, экологичность и свежесть рекламируемого товара; использование древних развалин для подчеркивания материальной ценности вин или ювелирных изделий; использование граффити для демонстрации принадлежности товара к атрибутам молодежной субкультуры. Эти стереотипы находят отклик у рекламодателя, но будучи бесконечно тиражируемы, они затрудняют взаимодействие с потребителем. Цвет является не менее значимым носителем визуальных стереотипов. Первая функция цвета состоит в создании прямых ассоциаций с продуктом, в подчеркивании его определенных свойств. Важно использовать выбранный цвет постоянно для того, чтобы предпочитающие данный брэнд, тратили меньше времени на его поиски. Многие известные брэнды ассоциируются с конкретными цветами: Coca-Cola - с красным, Kodak - с черно-желтым, Shell - с желто-красным, FUJI - с красно-зеленым, и так далее. В практической деятельности дизайнерам следует осторожно относиться к работе с цветом, так как он имеет множество характеристик (тон, насыщенность, яр- кость), а его восприятие тесно связано с формой, в которой он представлен, с ее размером и окружением. Современная массовая культура, одной из неотъемлемых характеристик которой является мода, порождает постоянный спрос на все новые цветовые образы. Дизайнеры рекламы оказываются в ситуации, когда их продукции предъявляются взаимоисключающие требования - долговременное постоянство и соответствие переменчивой моде, соответствие стереотипным ожиданиям и неожиданность, привлекающая внимание. Архетипичность. Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, располагающие к восприятию окружающего мира определенным образом. Основной задачей в повышении ценности торговой марки и формировании ее благоприятного образа является установление прочных эмоциональных связей между товаром, его торговой маркой и символической ценностью этого товара для потребителя. Швейцарский психоаналитик К. Юнг трактовал образ торговой марки как целостный комплекс архетипических символов, психологических программ, эмоционально закрепленных ассоциаций, прочно связанных друг с другом и активно управляющих выгодным для рекламодателя поведением покупателя. Задача дизайнера рекламы заключается в выявлении архетипа с последующим внедрением в него образа рекламируемого товара. На сегодняшний день рекламисты, по ряду причин, редко проводят серьезные социально-психологические исследования. Этот пробел компенсируется за счет интуиции - уникального качестве проектировщика, позволяющего восполнить недостающие факты и результаты исследований. Говоря об использовании архетипов в рекламе, часто подразумевают ее вторжение в сферу интимных отношений: о снятии моральных запретов, эксплуатации страха смерти, угрозе личному престижу. Образ красивой женщины вызывает позитивные чувства у мужчин. Если этот стимул на некоторое время сочетается с рекламируемым товаром, то в конечном итоге возникает обусловленная реакция, похожая на безусловный рефлекс. Психологи утверждают, что самые сильнодействующие сексуальные образы представлены в рекламе так, что потребитель не'осознает их воздействия: минуя уровень сознания, они затрагивают глубинные человеческие инстинкты. Речь идет не об использовании прямых сексуальных объектов, таких как обнаженное женское тело или эротическая сцена, а о скрытых символах, которых для каждого потенциального потребителя найдется великое множество. Подражание. Образцом для подражания служит завуалированная демонстрация выгодных для рекламодателя способов употребления рекламируемого товара. Специалисты утверждают, что
любой акт человеческого поведения передает некоторую информацию, так как может быть воспринят другими членами общества. Однако поведение становится коммуникативным только тогда, когда человек вкладывает в свои действия намерения передать конкретную информацию. Грамотно спроектированные с этой точки зрения рекламные персонажи «ненавязчиво» демонстрируют ситуации, в которых следует употреблять товар, способы его использования, а также эмоции, которые он у них вызывает. При этом к основным коммуникативным элементам (ситуация, способ использования, эмоции, результаты) добавляются второстепенные, почти не замечаемые потребителем детали. Так, в рекламе жевательной резинки персонажи на глазах у телезрителей достают из упаковки по две подушечки, хотя, казалось бы, для того и делаются маленькие жевательные подушечки, чтобы жевать их по одной. Но благодаря не рефлексируемому потребителем поведенческому инструктажу потребитель использует каждую упаковку в два раза быстрее, что и нужно рекламодателю. Аналогичную цель преследуют рекламные обращения, в которых герои пьют кофе из больших ярких кружек (хотя традиции употребления этого напитка предполагают совсем маленькие чашечки), выливают на свои головы целые потоки шампуней (хотя при обычном применении достаточно нескольких капель этих средств), бросают в кастрюли пригоршни бульонных кубиков, доверху наполняя одинаковыми упаковками тележки в супермаркетах. Все это - попытки запрограммировать потребителя на усиленный режим потребления рекламируемого товара. Изменить систему ценностей и мотиваций потребителя достаточно сложно с помощью установок, транслируемых рекламным сообщением. Задача рекламиста при моделировании образа торговой марки - встроить продвигамый товар в существующую систему ценностей таким образом, чтобы именно эта марка актуализировала ту или иную потребительскую потребность и выглядела единственным решением для ее удовлетворения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.) |