АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Представления о здоровье и болезнях в странах древнего Востока

Читайте также:
  1. III – ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
  2. IV. Порядок представления работ на Конкурс
  3. VII. Форма представления индивидуальных сведений и сроки их хранения
  4. А вот когда мы, к примеру, говорим: «не могу себе позволить пренебрегать своим здоровьем» — это, как говорят дети, «не счетово».
  5. Алкоголь и здоровье нации
  6. Аналитический обзор статей по теме «Социальные представления о субъектах образовательного процесса в условиях модернизации системы общего образования».
  7. Арабские духи на масляной основе - магическая тайна Востока.
  8. Библиотеки Древнего мира
  9. Борьба с мафией в США и Италии // Проблемы преступности в капиталистических странах. — 1983- — № 5.— С. 31.
  10. В номинальной шкале представления оценок
  11. В целом инновационная составляющая в ВВП России занимает лишь 5–5,5 процента, тогда как в других развитых странах эта цифра достигает 30 процентов.
  12. В эллинистические времена трагедия следует традициям Еврипида. Традиции древнегреческой трагедии подхватывают драматурги Древнего Рима.
Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческихцивилизаций, классовых обществ и государств. Развитие эмпирических знаний(в том числе и врачевания) в странах древнего мира, с одной стороны, имелообщие черты, а с другой стороны — в каждом регионе земного шара были своихарактерные особенности, связанные с историческим и культурным развитиемданного региона. Общей чертой развития врачевания в странах древнегоВостока является развитие сходных представлений о происхождении болезней(связанных с природой, морально - этических, религиозно - мистических). Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можноподразделить на три основные категории. 1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых,моральных и прочих предписаний. Например: "... он приблизился к замужнейженщине" или "... он приблизился к жрице своего бога; в течение 31 дня онвыздоровеет и будет жить". 2. Связанные с явлениями природы и образом жизни людей. Не следуетдумать, что болезни у народов древней Месопотамии ассоциировались только созлыми духами. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купаниемв загрязнённой реке, соприкосновение с грязью и нечистотами. 3. Связанные с религиозными верованиями («Рука бога», «Дуновение злогодуха», «Объятия Ламашту» и т. п.) Так, считалось, что демон бури Пазузу насылает головную боль итошноту, а страшная старуха Ламаштy, которая по ночам бродит по городу ибросается на детей, распространяет детскую лихорадку. Ламашту изображали ввиде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающегольва. "Защита" от такого "колдовства" была вполне адекватной: женщиныносили на шее маленькие фигурки демонов или клали их под порог своего дома,для того чтобы отпугивать демонов их же изображением, а заклинатели читалимагические тексты, которые имелись в таком множестве, что для ихцеленаправленного поиска создавались специальные каталоги по разделам"Избавить от чар....", "Головная боль", "Болезни горла", "Избавить от злыхдухов с помощью мучной воды..." и т. п. Древние египтяне причины болезней связывали как с естественнымиявлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и сосверхъестественными представлениями (например, вселение в тело заболевшегозлого духа умершего, которого пытались изгнать неприятными на вкуслекарствами, заговорами и заклинаниями). По мнению академика В.В.Струве,египетские врачеватели первыми нанесли удар магическому миропониманию, —вот почему медицина оставалась славой Египта и в дни расцвета греческоговрачебного искусства. Врачебное искусство древней Индии берёт начало в Ведийском периоде,однако расцвета оно достигло, когда в VI в. до н. э. древняя Индиявступила в период интенсивного духовного и интеллектуального развития(классический). Его характеризуют крупные достижения в различных областяхзнаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности:"Предписания Ману" (II в. до н. э. — II в. н.э.), математические,астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а такжевозникновение и распространение религиозно-философского учения — буддизма(с VI в. до н.э.), ставшего впоследствии первой мировой религией. Егооснователь — Сиддхартха Гаутама (ок. 583-483 гг. до н.э.), сын правителярода Шакьев из Капилаваста (область южного Непала); согласно традиции,впоследствии он был назван Будда (что означает "Пробужденный"). К началу нашей эры в древней Индии сложилась высокоразвитая системамедицинских знаний, "в некоторых отношениях подобная системе Гиппократа иГалена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед", как писал о ней А.Бэшем. Кроме религиозных учениий в основе традиционной индийской медицинылежал тантризм. О древности тантризма всидетельствует обнаружениетантрических ритуальных символов» среди археологических находок периодаХараппской цивилизации (ок. 3 тыс. до н.э.). Но наиболее достоверныедоказательства свидетельствуют о том, что концепция тантризма окончательносформировалась ок. V в. и достигла максимальной популярности на рубеже XII- XIII вв. В тантре нашел свое выражение общественно-религиозный протесткоренного населения Индии против чуждой им арийской культуры и религии.Корни тантризма следует искать в доарийской духовности. Тантра соединяет человека, мир и космос. Она пытается достичьпредельной реальности с помощью человеческого тела (кундалини - йога),обрядов и ритуалов, визуальных средств - янтр и мандал, а также повторенияизначальных слогов (Мантра). Все эти методы направлены на просветление ипостижение вселенского единства. Центральное понятие тантризма -Реальность, понимаемая как единое, неделимое целое. Она называется шива –шакти - Космическое Сознание. Шива нераздельно связан со своей творческойсилой - Шакти. Каждый человек в состоянии постичь это и отождествить себя сКосмическим Сознанием. Этого нельзя добиться методами отрицания. Для этогонеобходимо достичь симбиоза индивидуального и трансцендентного. Всякое проявление основано на фундаментальном дуализме двух начал:мужского Пуруши (Космическое Сознание) и женской Пракрити (Космическая СилаПрироды). Пуруши и Пракрити - космические аналоги земных феноменов«мужского» и «женского» (сравнить с ИНЬ и ЯН). Они по сути являются двумясторонами одного и того же принципа. Тантра стремится к единству двухпротивоположностей. В момент слияния с абсолютом человека охватываетнеописуемая радость - ананда. Буддийская тантрическая концепция несколькоотличается от индусской. Буддисты полагают, что мужское начало являетсякинетическим, а женское - статическим (праджня). Однако и они ставят воглаву угла слияние обоих начал.Говорят, что тантра «заново открыла тайну женщины». Дело в том, что женскоеначало считается в тантризме активным. Каждая женщина рассматривается каквоплощение этого начала и космической энергии, символизирующей самую сутьреальности. Женское начало приравнивается к мужскому и в то же времяпревосходит его. Шакти создает и разрушает, она чувственна и возвышенна,добра и страшна. Это перводвигатель и «мать Вселенной». Тантристыотождествляют Шакти с Абсолютом, или Единым. Ее аналогом на уровнеорганизма служит кундалини (жизненная энергия, сравнить с ЧИ). Тантристыстремятся к единству и равновесию на макро- и микрокосмическом уровне.Человеческое тело для них - инструмент, с помощью которого можно пробудитьдремлющую психическую энергию – кундалини - шакти и соединить ее сКосмическим Сознанием - Шивой. Когда энергия кундалини выходит на высший,духовный уровень, человек преодолевает собственную ограниченность. С точкизрения современной науки, «пробуждение кундалини» символизирует активациюеще незадействованных клеток головного мозга. Существует множество способовпробуждения кундалини, например, пранаяма (дыхательная техника). Контрольза дыханием помогает достичь контроля за разумом. Древнеиндийским врачамбыло известно, что гнев делает дыхание грубым, интеллектуальноесосредоточение – спокойным, решение сложных проблем – задерживает дыхание.Они считали возможным и обратное воздействие. Таким образом, тантризм обосновывает одно из важнейших положенийдревнеиндийской медицины – единство психических и физических явлений,сознание и подсознание. Причины болезней древние индусы видели в нарушенииравновесия между макрокосмом и микрокосмом, нарушении циркуляции энергии,воздействии внешних и внутренних факторов. Многие явления, которые у нас привычно ассоциируются с йогой,индуизмом и буддизмом, на самом деле были изобретены тантристами. Самобытная китайская философия прошла длительный путь становления иразвития: от культа природы (Земля, горы, Солнце, Луна и планеты) дорелигиозно—философских систем (конфуцианство и даосизм с VI в. до н.э.,другие учения) и философии стихийного материализма (натурфилософии),которая сформировалась в Китае к середине 1 тысячелетия до н. э. и получиларазвитие в трудах китайских учёных в эпоху древних империй. Категориипричины и следствия ярко выражены в тантристском учении о карме. Все этивоззрения легли в основу тантристских взглядов на здоровье и болезнь. Онинашли своё продолжение и развитие в медицине Тибета, Китая и Японии.Отголоски этого учения мы находим в христианской и мусульманской религии имедицине всего древнего мира. Традиционная китайская медицина считает, что нормальным является какгармония человека с окружающей средой, так и правильное совместноефункционирование всех внутренних органов. Это состояние не стабильно, анаходится в состоянии постоянной саморегуляции в определенныхфизиологических рамках, называемых гомеостазом. Если внешние патогенныефакторы превышают адаптивные способности организма, или же организм сам нев состоянии контролировать свои функции, то это равновесие нарушается ивозникает болезнь. Вызывать заболевания могут самые различные факторы, которыетрадиционная китайская медицина делит на две большие группы: экзогенные(внешние) — шесть внешних патогенных факторов (ветер, холод, жара, летнийзной, сырость и сухость), токсический и эпидемический фактор; и эндогенные(внутренние) — семь настроений (радость, страх, тоска, тревога, горе, гневи испуг), физическое перенапряжение, неправильное питание. Симптомы и признаки каждого заболевания отражают патологическиереакции поврежденного организма на патогенный фактор. Поэтому причинныефакторы могут изучаться по объективным проявлениям болезни и по путямвнедрения патогенного фактора в организм. Теоретическим фундаментом традиционной Китайской медицины являетсяфилософия Даосизма. Одним из основных её положений является мысль о том,что всё в природе имеет два начала – ИНЬ и ЯН. Возникновение заболеванияявляется результатом потери организмом относительного равновесия ИНЬ-ЯН, ихизбытком или недостаточностью. Есть два типа патогенных факторов — ИНЬфакторы и ЯН факторы, а защитная энергия ВЭЙ ЧИ включает в себя жидкость -ИНЬ ЧИ и энергию - ЯН ЧИ. При внедрении патогенного фактора типа ИНЬпроисходит преобладание ИНЬ и повреждение ЯН, что проявляется синдромами«холода типа избытка» (абсолютный избытокИНЬ и недостаток ЯН). При действии патогенного фактора типа ЯН происходитпревалирование ЯН и повреждение ИНЬ, что проявляется синдромами «жара типаизбытка» (абсолютный избыток ЯН и недостаток ИНЬ). При каком-либо истощенииЯН происходит относительное преобладание ИНЬ, что проявляется синдромамихолода типа недостатка, а приистощении или повреждении ИНЬ происходит относительное преобладание ЯН, чтоведет к синдромам жара типа недостатка (рис. 1). Рис. 1 Теория Пяти Элементов (У-СИН) отражает пять категорий окружающегомира, а именно: дерево, огонь, земля, металл и вода. Теория Пяти Элементовсформулировалась в Китае на рубеже династий Инь и Чжоу (6 век — 221 г. дон. э.) и состоит в том, что все явления во Вселенной имеют природу ПятиЭлементов и эти Элементы находятся в постоянном движении. Пять Элементов имеют различные свойства, но они зависят друг от другаи тесным образом взаимосвязаны друг с другом, поддерживая относительныйбаланс. Теория У-СИН применяется для анализа явлений окружающего мира,физиологии и патологии организма, для объяснения взаимосвязей органов, атакже для целей диагностики и лечения. Итак, все явления окружающего мира классифицировались по аналогии сосвойствами Пяти Элементов. В трактате «Шу Цзин» они описываются так:«Постоянная природа воды — быть мокрой и течь вниз; постоянная природадерева — поддаваться сгибанию и выпрямляться; постоянная природа огня —гореть и подниматься вверх; постоянная природа земли — принимать посев идавать урожай; постоянная природа металла — подчиняться внешнемувоздействию и выпрямляться». Аналогично классифицировались и другиеприродные явления и функции человека. Закон взаимодействия Пяти Элементов проявляется следующим образом:активация, подавление, угнетение и противоугнетение (рис. 2). Активация указывает на нарастание роста и активности. Так, деревоактивирует огонь, огонь активирует землю, земля активирует металл, металлактивирует воду, и, наконец, вода активирует дерево. Это связи —созидательные и называются также связями типа «мать-сын», где каждыйэлемент является одновременно «матерью» активируемого и «сыном»активирующего элемента. Угнетающая связь — это сдерживающая, или контролирующая связь,называемая также «деструктивной». При этом дерево угнетает землю, земля —воду, вода — огонь, огонь — металл и металл — дерево. Здесь каждый элементиграет одновременно роль угнетающего и угнетаемого. Активация и угнетение являются двумя неотъемлемыми свойствами ПятиЭлементов, которые связывают их в единую систему—систему У-СИН (ПятьНачал). Без активации нет угнетения, без угнетения нет баланса икоординации процессов активации. Расстройства системы У-СИН могут проявляться дисбаллансом какого –либо одного элемента, но при этом обязательно реагирует вся система вцелом, что является отражением системной реакции организма на воздействиенарушающее балланс связей элементов ситемы У-СИН. В настоящее время теориюУ-СИН пока трудно интерпретировать с научных позиций Западной медицины.Однако в ней заложена мысль о материальности мира, взаимодействия ивзаимосвязи частей природы и явлений, о целостности организма, егосаморегуляции и системности реакции на внешние раздражители. Пять Элементовне следует понимать буквально, а рассматривать как символы, под которыепопадают и на основе которых взаимодействуют все предметы и явленияприроды. Несмотря на такое своеобразие восприятия и построения, теория У-СИН подтверждается на практике, что указывает на ее значимость. Фундаментом нормальной физиологической активности организма,материальной основой для функционирования ЦЗАН-ФУ органов, тканей и каналов(ЦЗИН-ЛО) тела являются: жизненная энергия ЧИ, кровь (СЮЕ) и жидкости тела(ЦЗИН-ЮЕ). Они непосредственно связаны с ЦЗАН-ФУ органами и вместе с темобъясняют физиологические свойства организма и его патологические реакции. По древнекитайской философии, «ЧИ» является материальным субстратомВселенной и все изменения последней являются следствием движения иизменения ЧИ.В организме нет места, куда бы не проникала ЧИ и в зависимости от тока ЧИжизнедеятельность организма замедляется и ускоряется. «Чи является корнеморганизма, а ствол и листья высыхают без корней...» Теория каналов и коллатералей (ЦЗИН-ЛО) систематизирована древнимиврачами Китая на основании длительной клинической практики. Она быласформулирована в основном исходя из наблюдений иррадиации феномена «иглы»,при применении лечебного массажа и на основании анатомических знаний. Организм представляет собой открытую систему, которая активновзаимодействует с окружающей средой, обеспечивая адаптацию организма ктребованиям этой среды и поддерживая гомеостаз. Кожа является тем барьером,который первым «принимает на себя» внешние воздействия и (в норме)соответствующим образом реагирует на них, а имея теснейшие связи свнутренними органами, определенным образом изменяет протекание жизненныхпроцессов в них. Так информация внешней среды воздействует на организм,трансформируясь через призму системы «покровы тела — внутренние органы». Информация о внутреннем состоянии организма отражается на егоповерхности — т. е. через путь «внутренние органы — покровы тела». По представлениям традиционной китайской медицины, именно в системепокровов тела происходит интенсивный обмен энергией между организмом иокружающей средой. При этом речь идет не о какой-то идеалистической«энергии», а о вполне материальной энергии, являющейся носителем внешней ивнутренней информации. Дискуссия по поводу существования «каналов тела» продолжается. Рядисследователей полагает, что каналов тела не существует, а воздействие набиологически активные точки, расположенные по ходу каналов, реализуетсяпосредством рефлексов центральной нервной системы, изменяя определеннымобразом функцию внутренних органов. Одним из аргументов данного направленияявляется тот, что пока не найден специфический материальный субстратканалов и точек акупунктуры. Однако, клиническая практика показывает, чтодалеко не все феномены акупунктуры могут быть логично объяснены с помощью«невральной теории». При патологических состояниях система ЦЗИН-ЛО осуществляет борьбу спатогеном и отражает системные и локальные признаки заболеваний. В 71-иглаве «Лин Шу» сказано: «Если патогенный фактор внедряется в сердце илегкие, то патогенная ЧИ задерживается на уровне локтей; при поражениипечени она задерживается в подмышечных впадинах; при поражении селезенкиона задерживается в паху; при поражении почек она задерживается вподколенной области». Эта цитата указывает на то, что система ЦЗИН-ЛОактивно противодействует внедрению патогенного фактора и, кроме того,направляет диагностический поиск врача в определенном направлении. Являясь натурфилософскими, древневосточные концепции здоровья иболезней отражали единство здорового и больного организма человека сокружающей средой и его внутреннее единство. Это общее положение, а такженекоторые частные методики и практики имеют практическое значение и внастоящее время и триумфально внедряются в наши дни в медицину Запада.

 

В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из-под опеки взрослых, они, как правило, оказываются не подготовленными к соблазнам взрослой жизни. Подобная неподготовленность проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем. В свою очередь, вредные привычки, закрепляясь под негативным влиянием социальной среды, неизбежно приобретают форму чрезвычайно опасных заболеваний. Среди последних — различные виды зависимости (в том числе от психоактивных веществ), заболевания, передаваемые половым путем, СПИД.

Следует отметить, что не меньшую угрозу для здоровья представляют и другие факторы, присущие современному обществу: гиподинамия, избыточный вес, повышенная стрессогенность, информационные перегрузки и пр.

Всемирная организация здравоохранения выделяет школу как наиболее перспективный участок воздействия на формирование поведенческих установок детей и подростков в области здорового образа жизни. В документах международных организаций, посвященных проблемам здоровья, отмечается, что «школьные программы открывают достаточно широкие возможности для просвещения по вопросам профилактики; никакая другая институциональная система не может конкурировать со школой в плане численности молодежи, охваченной такой просветительской работой. Программы профилактики заболеваний, а также пропаганды здорового образа жизни должны охватывать всю школьную структуру… Эта работа является ключевым компонентом национальных программ, направленных на улучшение здоровья и развития детей и подростков»1.

Со сказанным трудно не согласиться, но тогда возникает вопрос: а кто в школе реально отвечает за развитие мотивации здорового образа жизни, профилактику социально обусловленных заболеваний, координацию той самой работы, которая должна «охватывать всю школьную структуру»?

Учитель физкультуры, с уроков которого нередко стремится сбежать больше половины старшеклассников? Заметим, кстати, что старшеклассники — это подростки того самого возраста, который все чаще характеризуется как возраст наркодебюта и начала активного употребления алкоголя.

Медицинская сестра или приходящий врач, отвечающие в лучшем случае за организацию диспансеризации и выявление учащихся с ослабленной группой здоровья? Редкие лекции и малопригодные для чтения подростков санпросветбюллетени? Эффективность такой работы с точки зрения профилактики вряд ли можно отметить как высокую.

Есть еще заместитель директора по воспитательной работе, однако его функционал в большей степени ориентирован на другие виды деятельности. Что касается профессиональных валеологов, то их число стремительно убывает, тем более что эту профессию изрядно скомпрометировали называвшие себя валеологами поклонники дианетики, Муна и других «учений о всеобщем счастье».

Поскольку речь идет не о нескольких десятках или даже сотнях школ здоровья, а о десятках тысяч (в масштабах страны) массовых школ, можно констатировать, что вопрос о том, кто будет вести (координировать, направлять) профилактическую работу, остается открытым.

Вместе с тем школу можно не превращать в филиал поликлиники, увеличивая количество врачей и медицинских процедур, а заниматься формированием у школьников здорового жизненного стиля, подразумевающего успешную адаптацию, социализацию, стремление к саморазвитию. Успешная реализация подобного подхода позволит, хочется надеяться, «дать не рыбу, но удочку» — во взрослой жизни вчерашний школьник будет в состоянии самостоятельно, без медицинской поддержки способствовать сохранению и укреплению своего здоровья.

В этом случае можно и нужно говорить о психологических методах и средствах сохранения и укрепления здоровья, о формировании у школьников органической потребности в здоровом образе жизни и соответствующих формах его обеспечения, иными словами — о психологии здоровья.

Таким образом, на первое место в реализации профилактических задач в школе, сформулированных Всемирной организацией здравоохранения, выходит школьный психолог. Вопросам психологии здоровья в школе посвящен предлагаемый лекционный курс, в той или иной степени затрагивающий, помимо психологических, медицинские, биологические, социальные, педагогические аспекты здоровья. Учитывая мультидисциплинарность рассматриваемой проблемы, в первую очередь следует определиться с терминологией. Этому будет посвящен следующий раздел.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)