|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Доолимпийский период развития греческой мифологииЖизнь воспринимается первобытным сознанием в неупорядоченном виде. Окружающее одушевляется, населяется различными непонятными силами. Все вещи и явления — это мир несоразмерности, диспропорции и дисгармонии. Земля с составляющими ее предметами представляется первобытному сознанию живой, одушевленной, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя, богов, демонов и людей. Поэтому древнейшая мифология называется хтонической. Змей (змея) — наиболее типичное хтоническое существо. Появление в поздних мифах героев, убивающих драконов, является свидетельством борьбы новой культуры с хтонизмом. Даже светлые и прекрасные богини, как Афина Паллада, имели свое «змеиное» прошлое: на афинском Акрополе в храме Афины Паллады содержалась священная змея; в Аргосе змеи считались неприкосновенными. Сам человек мыслился фетишистски (см. Фетишизм); его духовная жизнь отождествлялась либо с его функциями, либо с человеческим организмом: голова растерзанного вакханками Орфея плывет к Лесбосу, пророчествует и творит чудеса; глаза Афины Паллады поражают диким и магнетическим выражением; глаза Медузы Горгоны превращают в камень все, на что падет ее взгляд. Фетишистские представления переносились на родовую общину. Люди полагали, что их род представлен каким-нибудь животным, растением или даже неодушевленной вещью.
По мере развития хозяйства человек начинает интересоваться вопросами изготовления различных предметов, их составом и устройством, происходит переход к анимизму. Первоначально анимизм был связан с представлением о некоей силе, злой или (реже) благодетельной, определяющей судьбу человека. В дальнейшем появляются демоны отдельных вещей, событий, обладающие разной силой воздействия на человеческую жизнь и природу. Боги и демоны греческой мифологии мыслятся обычно как существа материальные, чувственные. Так называемые тератологические мифы (от греч. «чудо», «чудовище») повествуют о чудовищах, символизирующих силы земли. Гесиод подробно рассказывает о порожденных небом Ураном и землей Геей титанах, циклопах и сторуких. Порождением Земли и Тартара является стоглавый Тифон. Среди порождений земли есть эринии — страшные, седые окровавленные старухи с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах, которые преследуют преступников. От Ехидны и Тифона рождаются собака Орф, пятидесятиголовый кровожадный страж Аида Кербер (Цербер), Лернейская гидра, Химера с тремя головами: львицы, козы и змеи, с пламенем изо рта, Сфинкс, убивающий всех, кто не разгадал его загадки; а от Ехидны и Орфа — Немейский лев. Миксантропическими демонами являются сирены (полуптицы-полуженщины), кентавры (полукони-полулюди). Тератологическая мифология эпохи матриархата (Медуза Горгона, Сфинкс, Ехидна, Химера — чудовища женского пола) получает обобщение и завершение в образе Великой матери, или богини-матери. В развитом анимизме трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, то есть очеловеченному, их пониманию. К поздним, героизированным формам матриархальной мифологии относятся амазонки.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |