|
|||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специальные исторические дисциплиныСпециальные исторические дисциплины - это условный термин для обозначения некоторых самостоятельных разделов исторической науки, которые имеют фундаментальное значение при познание прошлого и проведения источниковедческого анализа. *Фундаментальное значение – без использования сведений, которые дает СИД невозможно вести изучение прошлого, поскольку именно СИД дает ту профессиональную основу, которая позволяет нам составлять истинное представление о том, что было раньше. Специальные исторические дисциплины: 1) Хронология - (от греч. hronos - время и logos - учение). Это СИД, которая изучает историю счета времени. Изучает любые аспекты связанные с временем. 2) Генеалогия – (от греч. ------- - род и logos) - учение. Это СИД, которая изучает родственные связи их влияние на историческую действительность. 3) Геральдика – (от лат. -------- - глашатай). СИД, которая изучает герб как исторический источник и явления исторической действительности.
Основные специальные исторические дисциплины: 1. Палеография – (от греч ----- - древний и графо – пишу) – СИД которая изучает внешние признаки памятников письменности на бумажных и аналогичных носителях в историческом развитии. *Аналогичные носители – пергамен – материал выделанный из кожи телят, свиней. Рукопись пергаме нн ая, а НЕ пергамен т ная. Еще аналогичные носители – береста, папирус – обработанные стебли тростника (были предложение выделить особую дисциплину папирологию, которая должна была изучать рукописи на папирусе, но это предложение широкого распространения не получило). Задачи палеографии: - Практическая - заключается в правильном чтении текста, т.к. это сложный исследовательский процесс и даже люди, которые много лет занимаются этим допускаю ошибки и не могут прочитать документ. *Была опубликована грамота относящаяся к 15 веку и касающаяся экономической деятельности монастыря. В этой грамоте было напечатано, что монахи привезли с поля «статую» и «колесниц», откуда на севере России статуя и колесница это осталось на совести составителя. Но через 100 лет проверили по подлинному документу и оказалось, что это ошибка чтения и монахи привезли с поля жатую пшеницу. - Источниковедческая – заключается в том, чтобы определить по внешним признакам даты памятника письменности, авторства, места создания и подлинность этого памятника. *Палеографическое исследование само по себе не может дать однозначного ответа на все поставленные источниковедческие вопросы. Палеографические данные должны привлекаться в совокупности с другими данными относительно текста. Внешние особенности рукописи зависят от субъективных факторов, если писец был преклонного возраста, то он писал рукопись исходя из того образца, как его учили - Познавательная – палеография дает богатый материал об истории грамотности, по истории культуры, по истории менталитета и используя данные палеографии можно этот аспект изучать. Предмет палеографии: - Материал письма – то, на чем пишут - Орудия письма – то, чем пишут (ручка, перо и т.д.) - Графика письма – как пишут. - Прочие внешние особенности рукописи – их формат, переплеты, иллюстрации. Палеография прямо связана с правилами чтения текста. Палеография начала развиваться давно, как наука. В Западной Европе формируется в конце 15-16 веке. В России формируется позже в 17 веке. Постепенно из палеографии стали выделяться другие дисциплины, которые мы относим к разряду «специальных». Из палеографии выделилась дисциплина Филигранология. 2. Филигранология – (от лат. «филиум» – нить и «гранум» - зерно) – это СИД, которая изучает водяные знаки, как исторический источник. Появление водяных знаков связана с появлением бумаги. *На современных купюрах есть водяные знаки, но они делаются иначе, чем средневековые. Бумага появилась в Италии. Называются разные даты ее появления от II в до н.э. и I века н.э., это говорит о том, что точное время возникновение бумаги неизвестно. Где –то к 11 веку появилась бумага в Европе. В России она появилась в первой половине 14 века. Бумага была необходима для экономического развития Европы, для обучения многих культурных процессов. В 12 веке в Италии начинается производство Европейской бумаги. Ни в Китае, ни в Азиатской бумаги водяных знаков не было. Это исключительно Европейское явление. Производство бумаги в средневековье: основным материалом для производства бумаги было тряпье – льняное и хлопок (реже - его мало). Хлопковая бумага отличалась от льняной. Хлопковая бумага плотнее, светло-кремового оттенка и волокнистая на разрыв(если разорвать, хорошо видны волокна) – получила название Бомбецина. Это тряпье мололи, смешивали с разными ингредиентами.- получалась кашица, как жидкая манная каша. Затем ее выливали на проволочный противень (из плетенной проволоки). Затем помещали над огнем, испарялась влага и получался лист бумаги. Этот лист опускали в желатин, чтобы он не пропускал чернила, лощили – делали гладким(терли костью). Из-за того что бумагу клали на сетку, лист на свет получался неоднородным, там где слой этой кашицы был тоньше(где попадал на проволоку),там бумага была более светлая. Где кашица на пустое пространство ложилась, там слой был толще. Поэтому, бумага сделанная ручным способом выглядит как сетка (след от проволоки). Эти линии называются «вердже» и «контьюзо». Европейски мастера, когда начали производство бумаги, они поняли, что эту проволоку можно делать не в виде горизонтальных и вертикальных полосок, а можно делать какой-то узор. Они стали делать узоры, и на листе бумаги получался рисунок. Этот узор был не украшением, это был товарный знак производителя. Этот рисунок из проволоки называется – филигрань (лат. нить), а то, что получалось на листе, благодаря филиграни – водяной знак. Эти проволочные противни быстро изнашивались, 2-3 года и противень становился непригодным для работы. Производитель бумаги старался каждый раз, делая новый противень, воспроизвести свой товарный знак, но каждый раз он отличался от предыдущего. Если взять конкретную филигрань и выстроить ее как она производилась(датировка рукописи), то мы получим прекрасный способ датировки любого документа, если у нас есть недатированный документ, можно сверить его водяной знак с альбомом филиграники, мы получим дату изготовления листа, раньше этой даты документ не мог быть создан. Задача филигранологии: -Точная датировка рукописей. Благодаря водяным знакам можно датировать рукопись с точностью до 5-10 лет. Известно, что средняя продолжительность использование листа в средние века была 5-10 лет (от производства до использования). * При подделки рукописи довольно просто воспроизвести графику по старым рецептам чернил, в средние века их основой была: ржавчина, медный купорос, дубовые орехи, квас и мед. Качество чернил проверялось на язык, они должны быть не очень кислыми и не очень сладкими. Самое сложное найти неиспользованную бумагу того века, а подделать – затратно. Поэтому много фальшивок было разоблачено именно таким способом. -Разоблачение фальшивок. Все европейские и русские филиграни расписаны в альбомах. Если взять рукопись 15 века написанной на бумаги, она может быть грязной и т.д., но не желтой, а белой. Бумага, произведенная ручным способом, не желтеет. Бумага желтеет и разваливается из-за машинного производства. В России массовое машинное производство начинается в 30-е годы 19 века. При машинном производстве основным материалом является древесина, а при ее обработки добавляется серная кислота, из-за этого она желтеет. 3. Эпиграфика - ( от греч. «эпи» - над и «графо» - пишу) – это СИД, которая изучает памятники письменности на небумажных носителях. Это надписи на всем, кроме бумаги: металл, дерево, камень, стекло и т.д. Эпиграфика похожа на Палеографию и выделилась из нее. Эпиграфика выделилась в Западной Европе в конце 18 века из-за находок античных памятников, возникла необходимость это как-то назвать. Началось издание двух фундаментальных книг – греческие надписи и римские надписи. Любая надпись на небумажном носители называется граффИти. Эпиграфика имеет ряд особенностей: - Основная проблема любой надписи, это ее датировка. Эти надписи очень редко имеют дату. Задача эпиграфики: - Создание сводов надписей. Одна надпись ничего не даст для истории прошлого, а 1000 надписей уже имеют значение. У нас нет сводов Древнерусских надписей, есть только отдельные своды каких-то памятников. 4. Кодикология – (от лат. «кодекс» - книга и «логос» - учение) – СИД, которая изучает бытование памятников письменности. Занимается тем, что происходит с рукописью после того, как она была создана. Кодикология – наука комплексная.(Комплексная наука – эта наука активно использует данные других наук и методы исследования других наук). Использует методы Палеографии, истории культуры, библиотековеденья, архивоведенья и других дисциплин. Она изучает, как рукопись перемещалась из библиотеки в библиотеку, из хранилища в хранилище. Она изучает, какие пометы делались на рукописи, т.к. пометы выражают, какое отношение было к ней. Она изучает и отношение к рукописи – что писали о ней другие авторы. Изучает, какое влияние оказала эта рукопись на историю культуру, историю духовной жизни и т.д. Кодикология – наука неопределенная, ее границы определить сложно. В России Кодикология, как направление сформировалось в 80-е годы XX века. 5. Метрология -(от греч. «метро» - мера и «логос» - учение) – наука, занимающаяся измерениями приборов и т.д. В истории это раздел метрологии, которой занимается исторической стороной. Это СИД, изучающая меры в историческом развитии. Предмет метрологии: -мера весы -мера длины -меры объема -меры жидкости -меры площади *Традиционно к предмету Метрологии относят историю измерительной техники – весы, которыми что-то взвешивали, линейки, которыми что-то измеряли и т.д. * К предмету изучения Метрологии относят единицы налогообложения, так как для древности и средневековья невозможно разделить меры налогообложения и площади. (Соха – единица измерения площади и единица налогообложения). Метрология особое значение имеет для экономики, историю экономики невозможно изучать, если не привлекать данных метрологии. Меры дают большой материал для источниковедческого изучения документа. Если в документе упоминаются какие-то единицы измерения, они оказываются очень важны, потому, что в средние века в каждой провинции существовали свои единицы измерения(до 18 века), а потом в народном сознании единицы измерения до революции были (1917 года). Кода писец писал документ, то у него прорывались такие названия меры к которым он привык с детства, по этому факту мы можем определить откуда родом был писец, или, где создан документ. Кто-то фальсифицирует документ, и если в документе употреблено неправильное название меры, которое в этот период существовать не может, то документ подделан. 6. Фалеристика (от рим. «фалера» -) – это СИД, изучающая награды, как исторический источник явлений исторической действительности. Долгое время награды изучались Нумизматикой и относились к ее ведению. В первой половине XX века стало выделяться особое направление – которое изучает эти награды и появился термин Фалеристика в 1937 году Олдржих Пильц, предложил его чешский коллекционер. Распространяться он стал после Второй мировой войны. Этот термин не универсальный – в каких-то странах используется, в каких-то нет, - в Германии орденоведение - это не тожественные понятия, так как фалеристика помимо орденов изучает все награды, медали и прочее. Этот термин древнеримский, но восходит к греческому «фалара» - в Греции «фалара» называли металлические кружки, которыми украшали конскую сбрую, а затем эти кружки стали украшать шлемы воинов. В дальнейшем, термин перекочевал в Рим, где стал обозначать некие предметы (овальной формы из серебра, бронзы, драгоценных камней), которые служили для награждения древнеримских воинов со II века до н.э. На них помещались рисунки богов, мифических персонажей, профили древнеримских императоров. От 3 до 7 метров в диаметре, крепились на грудь воина. Объект фалеристики: -Ордена. -Медали. -Другие награды (шейная гривна на Руси, цепь с крестом и т.д.).
7. Униформалогия (от слова «униформа») – СИД, изучающая форменную одежду в историческом и источниковедческом аспекте. Униформалогия изучает одежду в широком смысле слова – не только одежду военных или чиновников, но и такие предметы, как пионерский галстук. Униформа является важным историческим источником, важным элементом политической жизни общества, так как при смене формы правления меняется вся символическая система страны. Униформа, отражение культуры эпохи. Униформа является инструментом идеологии. Инструмент социальный политики государства – кто имеет право на нее, а кто не имеет и т.д. Униформа связана с историей государственного аппарата и с военной истории. Это часть истории искусства какой-то эпохи. Униформалогия наука комплексная – символика, геральдика, история костюма и т.д. В России Униформалогия существует, но не до конца сформировалась т.к. большинство публикаций в России – это удачный пересказ труда а (40 томов) об описании русского вооружения и форменной одежды. В России по этой науке не используют архивные источники, и поэтому, получается много ошибок. В такой науке нельзя игнорировать тексты, они позволяют создать достоверность и разобраться в тонкостях. 8. Сфрагистика (от греч. «сфрагос» - печать) СИД, изучающая печати, как исторический источник. Другое название «сигиллография»- от лат. печать. Печать прежде всего дает даты(Духовная грамота Василия II умер в марте1462 года - позже написать не мог. К грамоте привешена печать Московского митрополита, который был поставлен на Московскую митрополию в августе 1461 года). Печать может помочь установить обстоятельства создания документа и автора. (Письмо с родовым гербом- определяется герб и по нему автор письма). Важно использовать сфрагистику по определению достоверности документа. (Случай наследственного кормления в начале 15 века Протасьевы получают в кормление города. Ученый обратил внимание, что текст похож на 16 век, Протасьевы находились в другом месте. Он обратил внимание на печать, на красном воску двухглавый орел, который не мог появиться раньше 1490 года(а она датируется 1431)). Находят много печатей в отрывке от документа, когда их много, то они дают много информации (структура власти и т.д. – меняется власть, то меняется и печать). *Сама по себе печать произведение мелкой графики * Шахматов установил, что летописи редактировались. С 19 века изучали одну сторону, в 20 веке политическую сторону. Никто не сравнил летописи с библейскими текстами. Текст об основании соборов списан с Библии. Летопись источник во многом недостоверный. 9. Дипломатика - это СИД, изучающая происхождение, состав, структуру и архивную судьбу правовых актов. Объект изучения дипломатики: - правовые акты Специфика: -состава -бытования Чтобы правовой акт был подленным, необходимо, чтобы он состоял из определенного состава особого количества элементов. Вся дипломатика основана на этой особенностию В дипломатики, юридически необходимая часть документа называется - клаузула Совокупность клаузул – формуляр документа. Формуляр бывает условный и конкретный. Условный формуляр – это совокупность клаузул, которой характерна для данного вида документа в данный период. Конкретный формуляр, который есть в конкретном документе. Условный формуляр средневекового документа: 1. Инвокация – начальное Богословие (Во Имя Отца, Сына и Святого Духа). 2. Интитуляция – обозначение лица, от которого исходит документ. 3. Инскрипция – адресат документа. 4. Салютация – приветствие. 5. Преамбула – вводная часть. 6. Промульгация – публичное объявление. (Буди Вам ведомо). 7. Наррация – изложение сути дела. 8. Диспозиция – распоряжение по существу дела. 9. Санкция – запрещение нарушать документ. 10. Коллаборация – сведения об удостоверении документа (о печати). 11. Дата и место выдачи. 12. Апрекация – заключительное Богословие (Аминь).
Дипломатика, как наука начала формироваться в конце 15 века и окончательно сформировалась в Западной Европе в 17 веке. В 17 веке сложился дипломатический анализ документа, который существует до сих пор. Ее автор французский историк Мабильон, которого называют «Отцом дипломатики». Задачи дипломатики: - разоблачение фальшивок. При помощи можно понять фальшивка это или подлинник. *Первым дипломатическим трудом считается Флоренцо Балло, который разоблачил Константинов Дар – грамота римского императора Константина Римскому папе Сильвестру. Грамота о том, что этому папе Сильвестру представляется светская власть над территорией Римской империи. Все папы строили свои претензии на власть, основываясь на этом документе. Флоренсо Балло обратил внимание, что этот документ не похож на документ 4 века, когда жили Константин и Сильвестр, он похож на более молодые грамоты. Дело все было в титуловании Римского императора. «Римский император» этот титул был списан с грамоты Карла Великого. 10. Вексилология (от лат. «вексилум» - значок) - СИД, которая изучает знаменна и флаги, как исторический источник.
11. Нумизматика – (от греч. «нумизма» - монета) – СИД, которая изучает денежные весовые системы, монетное производство и денежное обращение. Из нумизматики выделилась Бонистика. 12. Бонистика – СИД, изучающая бумажные денежные знаки и ценные бумаги, как исторический источник. СИД всего около 20, так как они находятся в развитии. На Украине в 1988 считали, что СИД около 60 наименований. В 1992 году в Киеве вышел учебник по СИД, где утверждали, что СИД около 80. К разряду СИД были причислены самостоятельные разделы исторический науки гуманитарного знания: археология, источниковеденье, историография, библиотековеденье и т.д. Считали, что к каждому виду исторических источников, должна соответствовать своя дисциплина.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |