АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Скифы и русские

Читайте также:
  1. IV. Что делают сегодня русские школы?
  2. В) Скифы а затем Сарматы
  3. ВЕЛИКОЙ СКИФИИ: САРМАТЫ И ПОЗДНИЕ СКИФЫ
  4. Глава 12. РУССКИЕ И АЛКОГОЛЬ
  5. Глава 7. РУССКИЕ ИМЕНА
  6. Древнейшие русские щиты
  7. Если бы русские управляли Россией
  8. Заяц и скифы
  9. И все-таки все русские были рады, когда собирались вместе...
  10. Киммерийцы и скифы
  11. Киммерийцы и скифы в Азии
  12. Народы, встретившиеся Аристею: «другие скифы»

"Да, скифы мы..."
Александр Блок

Аланы-сарматы, прямые потомки скифов, "заселяли бескрайние пустоши Великой Скифии" в 4в. н.э., сохраняя по прежнему политическую независимость; в источниках они упоминаются еще в 5-7 столетиях. Материальная культура южнорусских степей 1-го тысячелетия н.э. также обнаруживает большую преемственность по отношению к предшествующей эпохе. Те же самые курганы, те же клады... последний из которых, Перещепинский, датируется концом 7-го века н.э. В этом же столетии на территории Восточноевропейской равнины как-то вдруг "сразу", на огромной территории появляются культуры, которые археологи приписывают восточным славянам - русским; начиная с этого времени, имя "Русь" в современных источниках встречается постоянно.

Казалось бы, самых простых соображений достаточно, чтобы понять: аланы-сарматы и в раннем средневековье населяли тот же регион, что и прежде, но... до недавних пор считалось, что в это самое время они "исчезли в неизвестном направлении"! Все дело в том, что это была "эпоха великого переселения народов"; вот аланы куда-то и "переселились", - так уверяли нас.

Куда же на самом деле "девались" скифы=сарматьг=аланы, многочисленный народ, который еще в 4-5в. (свидетельство Аммиана Марцеллина) населял огромные просторы Великой Скифии до Дуная до берегов Ганга?..

...Разумеется, они никуда не "исчезли". Антропологические исследования показали, что в формировании современного русского типа главное значение имела именно "степная", скифская-сарматская компонента. Как утверждает академик В.П.Алексеев, "НЕСОМНЕННО, ЧТО БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАВШАЯ В ЮЖНОРУССКИХ СТЕПЯХ В СЕРЕДИНЕ 1 ТЫС. ДО Н.Э. ЯВЛЯЕТСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ПРЕДКАМИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ". А "скифский" антропологический тип, в свою очередь, обнаруживает преемственность по крайней мере со времен бронзового века (3-2 тыс. до н.э.)...47

Подчеркнем, что этот вывод получен на основе современных научных методик, позволяющих различить антропологический тип не только двух разных народов, но и разных "племенных" групп внутри одного и того же народа. И все данные говорят об одном: современные русские - прямые потомки раннесредневековых аланов, "античных" сарматов, скифов железного века, киммерийцев эпохи поздней бронзы... наконец, "ариев" Древнеямной культуры!

Собственно говоря, ничего поразительно нового в этом нет. Сходство древних "скифов" и современных русских бросается в глаза как на сохранившихся изображениях, так и в описаниях современников. Все эти описания говорят об одном: довольно высокий рост, стройное и крепкое сложение, светлые глаза и волосы - русого оттенка, то есть типичные черты нордической белой расы.

Клавдий Гален (2в. до н.э.) писал о германцах, савроматах и "всем скифском племени", что у них волосы умеренно растущие, тонкие, прямые и русые, кожа мягкая, белая и лишенная волос.

Аммиан Марцеллин об аланах, 4в. н.э.:

"Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно-белокурыми волосами"... Прокопий Кесарийский о славянах, бв.: "все они рослы и сильны, цвет лица имеют не совсем белый, волоса ни русые, ни вполне черные, но рыжеватые"...

Ибн-Фадлан о русских, 10в.:

"И не видел я людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны"...48

Изображения "скифов", дошедшие до нас, еще более красноречивы. Так, Митридат Первый, основатель могущества Парфянской империи, в 141г. до н.э. признанный царем Вавилонии, если судить по его изображению на монетах, имел чисто русские черты лица.49Мало того: он еще носил хорошо знакомую прическу "под горшок" с узкой лентой-повязкой и бороду... (в таком виде обычно изображают "древнерусских мужиков"). Кем же был этот Митридат, "человек необыкновенной доблести" (как писал о нем Помпеи Трог), и почему в России до сих пор так любят имя Дмитрий?...

Во время раскопок дворца в Нисе - древней столице Парфянского царства (совр. Туркмения) была найдена "голова воина в шлеме", представлявшая собой часть несохранившейся статуи.50У него лицо русского богатыря из сказки - таким обычно рисуют Добрыню Никитича... На рельефном портрете скифского царя Скилура и его сына, найденном на развалинах Неаполя в Крыму еще в 1827г. (затем таинственно пропавшем и сохранившемся только в копии...) можно увидеть то же самое: русские, очень русские лица!

В Нисе был обнаружен выдающийся по художественным достоинствам женский скульптурный портрет, предположительно, изображавший "амазонку" Родогунду, парфянскую принцессу, ставшую женой одного из селевкидских царевичей.51По свидетельству Полиена, в тот момент, когда Родогунда мыла волосы, к ней пришел вестник, сообщивший о восстании одного из подвластных народов. Не домыв волосы, Родогунда села на коня и повела в бой войско, поклявшись заняться прической только после победы, что и выполнила. С тех пор на печати парфянских царей чеканили ее изображение с распущенными волосами, с которыми обнаруживает сходство и скульптурный портрет из Нисы.

Греческий автор Филострат писал о прекрасной Родогунде:

"Она приносит жертву богам и благодарность... она молится, чтобы боги и впредь дали ей побеждать врагов, как она победила их теперь... Глаза у нее, меняя свой цвет, от голубых переходят в темно-синие, получая свою веселость от данного настроения, свою красоту от природы, повелительный взгляд - от сознания власти".52

Именно таков образ женщины на портрете из Нисы: реалистическая манера исполнения, утонченная красота и... чисто русские, притом великорусские, черты лица! А вот портрет круглолицей Динамии, царицы Боспорского царства (Крым-Тамань) на рубеже нашей эры, представляет несколько другой тип, скорее близкий современному украинскому - но тоже совершенно славянский...

В одном из курганов Южной Сибири (в кенотафе, не содержащем тела умершего, вероятно, "пропавшего без вести" на поле битвы) был обнаружен медальон с портретом покойного, у которого явно был европеоидный овал лица и выдающийся нос, но при этом - некоторая "скуластость" и "косина" в глазах. Эти черты характерны для коренных русских жителей Сибири и по сей день...

Короче говоря, дошедшие до нас портреты скифской эпохи передают не просто русский антропологический тип, но и его характерные местные подтипы, существующие и поныне. И одежда "скифов" не слишком сильно отличалась от той, которую носили русские чуть ли не до 20-го века. Мужской костюм, если судить по сохранившимся настенным фрескам, изображениям на золотых украшениях, вазах, состоял из длинной рубахи, кафтана с поясом и часто длинными откидными рукавами, плаща-накидки с застежкой на груди или одном плече, широких шароваров или, наоборот, узких штанов, заправлявшихся в мягкие кожаные сапоги. Мужская прическа: обязательная борода, довольно длинные волосы у причерноморских скифов, но короткая стрижка у сарматов и стрижка "под горшок" у среднеазиатских саков и парфян.

Казалось бы, самый простой костюм, встречающийся у многих народов; но на самом деле в древности мало кто носил такой привычный теперь предмет мужского туалета, как "штаны обыкновенные". Достаточно вспомнить "цивилизованных" римлян и греков, разгуливающих в коротких туниках-распашонках (а ведь зимой и в Италии не жарко!), чтобы понять, почему все-таки ни греческие, ни римская армия не смогли прорваться в русские степи... Для сравнения, стоит напомнить, что "штаны длинные, обыкновенные" в Западной Европе носят всего лишь последние два столетия (в средние века предпочитали чулки, а с 16в. - чулки с короткими шортиками).

Как следует при скифском образе жизни, и как свидетельствуют источники, женщины часто носили такой же "брючный костюм", как и мужчины (так изображали амазонок на греческих вазах). Но "для красоты" скифские и сарматские женщины одевались все же в длинные платья. Платья эти украшались вышивками, бисерными обшивками на груди, рукавах и подоле, бусами, пуговицами; шились из доморощенной шерсти и из импортной парчи.53

Обыкновенное платье: что в нем удивительного?.. Но опять-таки следует напомнить, что в южных странах древности носили не кроеные платья, а драпировки из цельного куска ткани* одежду типа индийского сари или греческого хитона. На востоке Азии издавна одевались в халаты. Северная и Западная Европа питала пристрастие к рубашкам с юбками и одежде типа сарафана. Выходит, никто, кроме сарматских женщин, "настоящих" платьев не носил... вплоть до средних веков!

Но традиционный русский женский костюм, как мы его себе представляем, не связан с сарматским платьем?... Это смотря в каких областях. На севере и западе - в самом деле нет, там "прижились" сарафан и юбка. А вот на юге, в казачьих регионах... Хорошо известно, что южнорусский (казачий) женский костюм представляет собой именно платье, украшенное вышивками, бисером, тесьмой и т.д. Самое обыкновенное платье, покрой которого возник, очевидно, намного раньше, чем "западная" мода на этот вид одежды докатилась до Москвы (18в.). Надо полагать, ЮЖНОРУССКИЙ ТИП ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ ВОСХОДИТ ЕЩЕ К САРМАТСКОЙ ЭПОХЕ...

Оказывается, древние скифы и сарматы не только выглядели так же, как русские - они так же причесывались и одевались, причем "сарматский" тип одежды лучше сохранилась именно в южнорусских, степных областях. А что же другие традиции материальной культуры?

***

Точно так же, как тип одежды, поразительную преемственность обнаруживают и другие бытовые предметы и произведения прикладного искусства. Совпадает то, чего нельзя подделать, чего нельзя заимствовать: не столько техника, сколько неповторимый стиль, узоры.

"В жилых помещениях [скифской столицы Крыма - Неаполя] находили красивые пластинки из резной кости, которыми украшались скифские ларцы. УЗОРЫ, С ЛЮБОВЬЮ ВЫПОЛНЕННЫЕ СКИФСКИМИ НАРОДНЫМИ РЕЗЧИКАМИ, ЖИВО НАПОМИНАЮТ ПО СВОЕМУ ХАРАКТЕРУ РУССКУЮ РЕЗЬБУ ПО ДЕРЕВУ".54

Особенно хорошо связь с сарматской эпохой прослеживается в материальной культуре населения средневекового Черниговско-Северского княжества. Здесь древние традиции сохранялись в неприкосновенности. Так, женские украшения-височные кольца - в северском княжестве, в отличие от других регионов Киевской Руси, выполнялись в форме спирали. Известно, что спиралевидные украшения самых разных видов-кольца, браслеты - широко использовались сарматскими "амазонками"...

Височные кольца (служившие для поддержки прически в виде длинных кос, уложенных вокруг головы, и головного убора) считаются самыми характерными, "типично славянскими" вещами раннего средневековья. Но не стоит забывать, что такие же кольца обнаружены среди вещей сарматских кладов античной эпохи.55Более того, древнейшие височные кольца в Южной России датируются еще бронзовым веком - началом 2 тыс. до н.э.!

Скифское изобразительное искусство оказало самое существенное влияние на культуру средневековой Руси в целом - не только ее южной части. Это влияние сказалось опять-таки не столько на технике, сколько на глубоко оригинальном стиле, который повторить, находясь вне традиции, практически невозможно.

Так,

"портретные рельефы, найденные на городище (Неаполя), в особенности изображение юного Палака (сына царя Скилура) на коне, отличаются самобытным характером. Они чем-то напоминают ПОЗДНЕЙШИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В ДРЕВНЕРУССКОМ ИСКУССТВЕ...

У одного из военачальников (погребенного в мавзолее Неаполя) был найден резной камень из тёмно-красного сердолика в форме скарабея... На оборотной его стороне с необыкновенным искусством вырезана портретная голова бородатого скифа в высокой шапке.

ЕГО ОБЛИК БЛИЗОК К ОБРАЗАМ ДРЕВНЕРУССКИХ КНЯЗЕЙ".56

Важнейший "этнографический" критерий - это жилище. Тип его народы способны сохранять постоянным, даже переселившись в совершенно иные природные условия. Судя по раскопкам, в городах типа Неаполя - столицы крымского царства - скифы жили в добротных каменных домах с черепичной крышей; изображения их сохранились на росписях. Скифский дом представлял собой

"жилище с двускатной крышей, навесы которой защищают стены от стока воды. На коньке крыши вертикально поставлена стрела, по сторонам ее как бы вырезанные из дерева головы двух коней, обращенные мордами в разные стороны. Все это живо напоминает нам РУССКУЮ ИЗБУ С ТАКИМИ ЖЕ РЕЗНЫМИ КОНЬКАМИ НА ТАКОЙ ЖЕ КРЫШЕ".57

Далеко от солнечного Крыма, на другом конце Великой Скифии - на Алтае - строили дома того же типа, только не из камня, а из дерева. Классическая рубленая изба была основным жилищем древних сибиряков. Уже один тип жилища предполагает оседлость и полностью исключает непрерывное "кочевание"! А как же знаменитая степная юрта? Оказывается, и она была изобретена скифами - но применялась только во время летнего сезона, в качестве своего рода походной палатки...

Одним из самых "надежных" критериев принадлежности той или иной археологической культуры какому-либо этносу является "керамический". Проще говоря, форма обыкновенной бытовой глиняной посуды остается неизменной, если народ вообще сохраняет свою культурную традицию. Без труда можно убедиться, что лепная керамика сарматской эпохи обнаруживает поразительное сходство с русской средневековой. Впрочем, что средневековой - даже сейчас еще можно встретить ее наиболее распространенные типы: кувшин обыкновенный (с выпуклыми боками и горлом, расширяющимся кверху - так называемый "глечик"), горшок обыкновенный (полусферический, или скорее яйцеообразный), миска обыкновенная... Традиции же сарматской керамики уходят вглубь тысячелетий. В сущности, основной тип ее, яйцеообразный горшок, оставался почти неизменным со времен Днепро-Донецкой культуры 5 тыс. до н.э.

С одной стороны - поразительное постоянство антропологического типа населения степей Южной России, с Другой - такая же стойкая преемственность материальной культуры. И все это хорошо прослеживается, начиная от раннего средневековья, вплоть до эпохи бронзы, а то и неолита (4-5 тыс. до н.э.). Никаких "разрывов"! Может ли быть, что южнорусские степи все это время заселяли розные народы?

Конечно же, нет. И есть надежные доказательства, что сами жители южнорусских степей помнили родство, поддерживая связь со своими предками. Хорошо известно, что, начиная примерно с 3000г. до н.э., в России был принят обряд погребения под курганами. Несмотря на перемену некоторых деталей, этот обряд сохранялся вплоть до раннего средневековья (когда был известен у "исторических" славян), и исчез только с принятием христианства.

Но главное даже не в этом. Дело в том, что курганные могильники разных эпох возводились, как правило, в одних и тех же специальных местах, один подле другого; так возникали целые "города" мертвых, поражающие своей древностью и преемственостью более, чем египетские пирамиды. Или же в одном и том же кургане делались "впускные" погребения - и это продолжалось на протяжении тысячелетий!

Так, в группе курганов на р. Понуре (Калининский район Краснодарского края) представлены погребения от ранней бронзы (Ямная культура 3 тыс. до н.э.) до половцев включительно, причем в кургане Малаи 1 имеются последовательные погребения ранней и поздней бронзы, а в кургане Греки 1 - от раннего железа и сарматских катакомб до половцев. В "Царском кургане" у хут. Лебеди (того же района), возведенного еще в эпоху Ямной культуры, произведены впускные погребения железного века и средневековья...

В группе курганов у с. Грушевского (Ставропольский край) представлена эпоха бронзы (начиная с Ямной культуры), скифы, сарматы, половцы. В курганах на р. Быстрой (междуречье Дона и Северского Донца), возведенных в эпоху средней бронзы (катакомбная культура), произведены впускные захоронения сарматов. Среди курганов у хут. Красноармейского (Ростовская область) древнейшие - ямные (ранняя бронза), затем-катакомбные, сарматские, печенежские.

В одном и том же кургане у Черкасской стоянки (Павловский район Воронежской области) обнаружены 3 погребения ямной, 7 катакомбной и 4 срубной культур; могильник непрерывно функционировал почти 2 тысячи лет. В Курской области найдены группы курганов, в которых представлены последовательные захоронения от эпохи бронзы до средневековых славянских.58

Постоянство и преемственность погребального обряда на протяжении тысячелетий подтверждают, что жители южнорусских степей рассматривали своих предшественников как непосредственных предков. При смене этнического состава населения или даже просто при сильном культурном "разрыве" (каким было, например, принятие христианства) такое постоянство было бы невозможно. Одни и те же религиозные убеждения и традиции поддерживались в России по крайней мере на протяжении 4 тысяч лет, включая "историческую" славянскую эпоху раннего средневековья.

На протяжении тысячелетий поддерживались не только города мертвых, но и города живых. Так, многослойные селища в долине Оскола обнаруживают слои начиная с эпохи бронзы до средневековья и даже... 17-18вв.! Воргольское городище (Елецкий район Липецкой области) представляет материалы эпохи бронзы, раннего железа, славяно-русского времени, городища в бассейне Сейма (Курская область) - от раннего железа до славянской Роменской культуры.59И так далее, и так далее...

Итак, все "классические" археологические критерии указывают на преемственность культуры населения средневековой Руси (по крайней мере ее южных областей) по отношению к степной культуре эпохи бронзы и железного века!

***

Не приходится удивляться поэтому, что "нравы и обычаи" скифов, известные из современных источников, удивительно напоминают славянские. Судя по описаниям Геродота (История, 4, 62-74), скифы любили попариться в баньках, поклонялись мечу как символу бога войны, возводили курганы над могилами умерших вождей; скрепляя договор, пили вино с кровью; предсказывая будущее, гадали на ивовых прутьях и липовом мочале. Все эти обряды известны и у средневековых славян! Правда, скифский обычай снимать скальп с поверженного врага и отделывать его череп в форме чаши в позднейшие времена "вышел из моды", но это можно приписать воздействию христианства (точно так же, как и прекращение курганных захоронений).

Социальное устройство и особенности нравов скифов практически неотличимы от славянских (известных по источникам раннего средневековья). Та же территориальная община, состоящая из лично свободных полноправных людей, то же отвращение к рабству. Равенство прав мужчин и женщин, вплоть до несения последними военной службы (еще в 7-м веке Константинополь штурмовали "славинки", еще в 10-м веке в войске Святослава были женщины!). Правда, в Средние века славянским женщинам, как некогда сарматкам, уже не приходилось убивать врага, чтобы получить право выйти замуж; но и тут, вероятно, сказалось "смягчающее" влияние христианства...

Большое сходство, наконец, имеет скифский и средневековый славянский тип экономики. Как показывают археологические исследования и как свидетельствуют беспристрастные источники, скифы были отнюдь не "варварами-кочевниками", но оседлыми (хотя и подвижными) скотоводами и земледельцами, искусными металлургами, строителями городов, мало отличаясь в способе ведения хозяйства от своих потомков-славян.

Какой из всего этого следует вывод?...

Предоставим сделать его П.Н.Шульцу, руководителю Тавро-скифской археологической экспедиции Института истории материальной культуры АН СССР, ведшей с 1945г. раскопки Неаполя Скифского:

"...Скифы представлялись многим дикими кочевниками, не знавшими городов и городской культуры, не имевшими своего государства. Некоторые дореволюционные и зарубежные ученые считали, что скифы - это кочевые орды не то монгольского, не то иранского происхождения. Считали, что скифы существовали на протяжении пяти-шести веков, а после войн с Диофантом, полководцем царя Митридата Понтийского, они якобы пропали неизвестно куда и как.

Разве могла внезапно исчезнуть такая большая и могущественная народность, о многочисленности, смелости и непобедимости которой много и единодушно писали древние авторы?

Раскопки советских археологов на Днепре, Буге, Днестре, на Дону, Кубани и в особенности раскопки Неаполя Скифского полностью опровергают эти неправильные, лженаучные представления о скифских племенах. Скифы никуда не исчезали и не пропадали...

Скифы создали не только свое государство, но и свою городскую культуру. Мы знакомимся в Неаполе с памятниками скифской архитектуры, с его мощными оборонительными стенами и башнями, с исключительно интересным мавзолеем, парадными сооружениями, украшавшимися скульптурами, с его жилыми оштукатуренными домами, крытыми черепицей....

Но особенно важно то, что В ХАРАКТЕРЕ СКИФСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ И ЖИЛИЩ, В ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ (ОБЫЧАЙ ХОРОНИТЬ В КРУГАНАХ И ЗАКАЛЫВАТЬ БОЕВОГО КОНЯ), В СКИФСКИХ РОСПИСЯХ, В ПРЕДМЕТАХ РЕМЕСЛА, В ЧАСТНОСТИ В ПОСУЛЕ, ДЕРЕВЯННОЙ РЕЗЬБЕ, ОРНАМЕНТЕ, В ОДЕЖДЕ, МЫ НАХОДИМ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ ОБЩИХ ЧЕРТ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

Становится все яснее, что скифские земледельческие племена, наряду с другими народностями и племенами Восточной Европы, сыграли свою роль в процессах формирования восточного славянства и что древнерусская культура вовсе не создана варягами или пришельцами из Византии, как об этом твердили заграничные псевдоученые.

РУССКАЯ НАРОДНОСТЬ И КУЛЬТУРА ИМЕЮТ ГЛУБОКИЕ МЕСТНЫЕ КОРНИ, УХОДЯЩИЕ В ГЛУБЬ ВЕКОВ, и тут уместно вспомнить слова М.В. Ломоносова о том, что среди "ДРЕВНИХ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ НЫНЕШНЕГО РОССИЙСКОГО НАРОДА... СКИФЫ НЕ ПОСЛЕДНЮЮ ЧАСТЬ СОСТАВЛЯЮТ".60

Скифы и сарматы были прямыми, физическими предками русских, и неудивительно, что потомки носили ту же одежду, строили такие же дома и лепили такие же горшки, как и их предки...

1.5 "Скифский" язык


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)