АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кризис середины жизни

Читайте также:
  1. I. КРИЗИС НАУК КАК ВЫРАЖЕНИЕ РАДИКАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  2. I. Кризис человеческого самопознания
  3. IV. Рост жизни
  4. IV. Рост жизни.
  5. PR-консалтинг в кризисных ситуациях.
  6. XII. ДВИГАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  7. XIII. ЛИНИЯ СТРЕМЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  8. А вот, читатель ещё одна грустная история из жизни женекой
  9. А на Руси не ведали еще о беде надвигающейся, пели, плясали, жизни радовались
  10. А) Внешнее течение и внешние порядки такой жизни
  11. А. Психоанализ и юношеский кризис
  12. Автобиография незаконченной жизни

Срок жизни

(Сказка братьев Гримм)

 

Когда Господь сотворил мир и хотел назначить всем тварям срок жизни, пришел к нему осел и спросил:

— Господи, долго ли я буду жить?

— Тридцать лет, — отвечал Бог, — тебе этого довольно?

— Ах, Господи, — возразил осел, — это долгий
срок. Подумай о многотрудном моем бытии: с утра
до ночи переносить тяжелые грузы, таскать на мель­-
ницу мешки с зерном, чтобы другие ели хлеб, а вместо
благодарности терпеть одни только побои да пинки!
Дай мне срок покороче!

Сжалился Бог и убавил ему срок на восемна­дцать лет. Осел утешился и пошел прочь; затем явился пес.

— Как долго ты хочешь жить? — спросил Бог. — Для осла тридцать лет — срок слишком долгий, но уж тебе этого будет довольно.

— Господи, — отвечал пес, — такова Твоя воля? Сам подумай, сколько мне придется бегать, ноги мои так долго не выдержат, а уж когда я и лаять не смогу и зубы растеряю, так что кусаться будет нечем, мне только и останется сновать из угла в угол да рычать?

Бог признал правоту пса и убавил его срок на две­надцать лет. Засим пришла обезьяна.

— Ты-то небось согласишься на тридцать лет
жизни? — молвил Господь. — Ведь тебе не надобно

 

127
работать, как ослу и псу, и забот у тебя никаких.

— Ах, Господи, — отвечала обезьяна, — с виду оно так, а вот на деле иначе. Жизнь у меня не больно-то
и сладкая. Мне надобно без конца озорничать да гри-­
масничать, чтоб люди смеялись, а они разве что яблоком
меня угостят, да и то кислым! Как часто под шуткою
таится печаль! Тридцать лет я не выдержу.

Бог в милости Своей убавил ей десять лет.

Наконец пришел человек, радостный, здоровый, бодрый, и попросил Бога назначить срок и ему.

— Будешь жить тридцать лет, — сказал Господь, — тебе довольно?

— Какой короткий срок! — вскричал чело­век. — Когда я построю дом и зажгу огонь в очаге, когда посажу деревья, цветущие и приносящие пло­ды, и смогу наконец порадоваться жизни, тут мне и умирать?! О Господи, продли мой срок.

— Ладно, добавлю тебе восемнадцать лет осла, — сказал Бог.

— Этого недостаточно, — возразил человек.

— Дам тебе еще и двенадцать лет пса.

— И этого мало.

— Что ж, дам тебе и десять обезьяньих лет,
но больше ты не получишь.

Человек ушел, хоть и остался недоволен.

И живет он семьдесят лет. Первые тридцать — годы человеческие, они проходят быстро, он здоров, весел, работает с удовольствием и радуется жизни. Далее следуют восемнадцать ослиных лет, когда ноша его все растет: он и зерно таскает, которым питаются другие, а за верную

 

службу получает тумаки да пинки. Потом идут двенадцать собачьих лет, он забивается в угол, рычит, а кусаться ему нечем. Когда же и этот срок истекает, начинаются десять обезьяньих лет. Тогда человек слабоумен и глуп, совершает неле­пые поступки и становится для детворы мишенью насмешек.

Гриммовская сказка «Срок жизни» разъясняет в юмористической форме, что лет до тридцати чело­век живет согласно богоданной своей природе, однако затем может остановиться в развитии и рискует приобрести черты характера, которые несет в себе как пародию на животных. Стало быть, начиная с этого момента он обязан формировать свою жизнь, опираясь на свое высокое существо, на «я», не сце­пленное с наследственностью, и сделать себя самого смыслом жизни. Благодаря этому он станет «дважды рожденным».

В антропософски ориентированной работе над био­графией известны определенные ритмические законы и отражения, проливающие свет на иные непонятные события. Относительно midlife crisis (кризиса сред­него возраста) я здесь только подчеркну следующее: одна из таких закономерностей состоит в том, что на­чиная с двадцать первого года жизни человека каждое из следующих трех семилетий — т. е. приблизительно до сорока двух лет — отражает три первых семилетия его жизни (время от 21 до 28 лет отражает период с 14 до 21 года, а время от 28 до 35 лет — период с 7 до 14). Отсюда можно вывести любопытные заклю­чения о кризисных ситуациях, которые невозможно объяснить на основе «вчерашнего дня».

Переработав в своем «я» за три семилетия телес­но-

 

душевные наследственные оболочки (с большим или меньшим успехом), «я» после сорока двух лет вступает в мир обнаженное и теперь должно само выстроить себе дом. Старый «стройматериал» уже не годится, вот почему в это время (иногда раньше, иногда позже) может возникнуть «кризис обеспече­ния». Хозяин строительства, «я», вынужден теперь сам производить материалы. Из-за этого вся жизнь начинает в корне меняться, что нередко ощущается как одиночество и изоляция. В силу начинающегося биологического распада дотоле «телесно защищен­ное „я"» нередко падает в Ничто. «Цель теперь не на вершине, а в низине» (К. Г. Юнг).

На приеме у врача и у психотерапевта то и дело слышишь, что в середине жизни ломаются старые порядки и приходится искать новые ориентиры. Часто эта ломка выражается в телесных и душевных кризисах и в том, что в изучении возрастов называют «плодотворным смирением», подразумевая под этим отказ от внешнего (от ложного «я») и работу над «я» внутренним. Человек в это время стоит на распу­тье — меж «внешними импульсами и внутренними устремлениями». На примере биографии человека, который заместительно столкнулся с несколькими типичными сложностями кризиса среднего возраста, мы в заключение еще раз проиллюстрируем читателю такую проблематику.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)