|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И человеческий темпераментЕсли тебе предстоит боль либо она уже завладела тобою, помни: отвернувшись, ты ее не уничтожишь. Гляди ей прямо в гла-за, как предмету рассмотрения, — пока не станет тебе ясно, надобно ли оставить ее в покое или же опекать и использовать. Прежде необходимо взять верх над предметом, а уж затем позволительно и презреть его. А то, что лишь отстраняют, с удвоенным упорством напоминает о себе снова и снова. Только истинный день побеждает все ночные призраки, освещая оные.
Эрнст барон фон Фойхтерслебен. О диететике души
От печали к депрессии
Желая глубже понять болезненное состояние тела или души, в данном случае депрессию, предпочтительно исходить из здоровых откликов души на внешние события, что позволит по-иному увидеть односторонности и флюктуации в остальном здоровых процессов. Ведь все болезненное коренится в здоровом и есть не что иное, как «усиленная нормальность». Когда же процесс, ставший однобоким, более не имеет здорового контрпроцесса, создающего
необходимый баланс, или продолжается несоразмерно долго, возникает болезнь, которая приобретает все большую односторонность, т. е. делается все тяжелее. В нашем случае почва меланхолии, болезненного самосозерцания, — способность человека печалиться. Душа отвечает на непосильное для нее событие защитным отходом внутрь и внешней неподвижностью и безучастностью. Естественная увлеченность миром гаснет, начинается внутренняя мыслительная работа и одновременное эмоциональное углубление — так называемая «траурная работа», чрезвычайно полезная для человека. Эта печаль может быть обусловлена потерей, тяжелым разочарованием, душевной травмой, враждебностью и т. д. Таким образом, переваривая боль, душа обращает свою активность внутрь, отыскивая для себя здоровый отход от внешнего. Рудольф Штайнер оставил нам важное указание, что вся образная, понятийная и вспоминательная деятельность (а склонный к депрессии живет преимущественно в воспоминании, которое либо не может преодолеть, либо ошибочно фетишизирует), опирающаяся на мозговую и нервную систему, с необходимостью идет поодаль от реальной жизни, т. е. носит «антипатичный» характер. В волении же, связанном с деятельностью крови, членов и обмена веществ, мы встречаем мир «с симпатией», раскрываемся, как бы принимаем его в себя. Это касается как приема пищи, так и восприятия через органы чувств. При депрессии, при односторонней печали, мы отгораживаемся от окружающего мира скорлупой, как мозг жестким черепом, и начинаем костенеть. Силы смерти головного
человека начинают завладевать душою также в чувствовании и волении. Такой отход внутрь, такая самоизоляция обусловливает чувство внутреннего съеживания, холода, окостенения. Кажется, будто в душе, в живом токе темперамента стремится осесть нечто минерально-твердое, вроде того, что органически присутствует в костях. Относительно здоровая еще антипатия усиливается до ненависти и непонимания себя и мира. Человек буквально выпадает из потока жизни и рискует погибнуть. Такое опанциревание, герметизацию, отвердение и холод, проникающий до самых мышц, соотносили в древности с планетой Сатурн, отцом мумифицированного и окостенелого, нехватки и помрачения, даже смерти, которая нашла свой символ в скелете. Из внутренних органов античная медицина приписывала сатурническое качество селезенке, которая по-английски, кстати, называется «сплин» (spleen). Она разрушает живую кровь, ведает защитой от чужеродных внешних субстанций, таким образом давая человеку возможность быть существом биологически целостным. Если это «селезеночное» качество слишком переходит в сферу душевного, человек становится чересчур своенравен, впадает в «сплин». Вдобавок Сатурн — планета старения, а значит, и воспоминания. Все это хорошо знакомо нам по депрессии. Подобно тому как человек меланхолического темперамента интенсивно ощущает свою телесную земную тяжесть, так страдающий депрессией душевно полностью костенеет, т.е. становится неживым и отвердевшим. Если
опечаленный еще способен посредством мыслительной работы (света) и собственной активности или участливого внимания извне (душевного тепла) мало-помалу выйти из такого состояния, то у страдающего депрессией эти силы «я», очевидно, отказывают, и тогда начинается сатурнически губительный путь в бездну. В недрах нашего существа, во внутреннем оркусе (подземном мире), словно бы действуют силы, которых мы еще абсолютно не знаем. Завладевая душой, они приносят в нее мрак, твердость, окостенение, иными словами — ипохондрию. «Поэтому древние, говоря, например, об „ипохондрии", рассуждали не так, как современный человек или психоаналитик, которые зачастую говорят, что-де ипохондрия есть лишь нечто душевное, там, в душе, коренящееся. Но ведь ипохондрия означает — „хря-щевидность подчревной области“. Древние очень хорошо знали, что ипохондрия коренится в оцепенении, отвердении системы нижней части тела (т. е. воления. — Автор.). И английский язык, еще находящийся на менее продвинутом по сравнению с другими европейскими языками этапе развития, до сих пор хранит память об этой связи меж материальным и духовным. Я напомню только об одном: душевную депрессию — а она не только душевная — по-английски называют «сплин». Селезенка тоже именуется «сплин». И „сплин“ -депрессия имеет весьма большое касательство к селезенке. Дело в том, что его нельзя объяснить только исходя из нервной системы, необходимо привлечь на подмогу и селезенку...»5 В старину селезенку полагали причиной «черной желчи», сугубо разрушительно-земного элемента и крови, а
тем самым собственно причиной тоскливого, меланхолического темперамента («меланхолия» и означает в переводе «черножелчность»). Лишь много позже этот вид заболеваний перевели в чисто душевную сферу. Ныне у нас вновь брезжит догадка, что душевное и органическое суть всего-навсего две стороны одной медали, неразделимые и взаимовлияющие. В ранней юности, например, все впечатления извне человек впитывает вплоть до самых своих органов. В определенных обременительных ситуациях эти частью непосильные и негативные впечатления могут вновь подниматься из подсознательного (а ведь к нему-то и относятся органы) и смущать душу. В медицине мы говорим тогда об эндогенном, т. е. идущем изнутри, хотя вначале оно было внешним. Ведь в детстве из-за бесконечных родительских ссор нам не раз бросались в голову желчь или агрессивный желудочный сок, только мы тогда этого не замечали. В определенных кризисных ситуациях дотоле светлая душевная жизнь может погрязнуть в иле прошлого. Тесная связь душевного и телесно-органического развития, известная нам и теперь, была чрезвычайно точно описана еще в древности: «Если (черная) желчь поднимается наверх, в желудок или к диафрагме, то возникает меланхолия. Развиваются вздутия, появляется отрыжка, дурно пахнущая рыбою; ветры также отходят громко. Духовные способности ослабевают. Из-за этих явлений древние называли меланхоликов страдающими метеоризмом... Меланхолия заключается в упадке духа, вызванном навязчивой идеей...» Здесь перед нами описание двоякого аспекта болезненного состояния, которое отвечает как началу
заболевания обмена веществ, например воспаления печени (гепатита), так и определенным формам депрессии. Итак, можно утверждать следующее: если при органически слабой конституции и соответственной душевной нагрузке печаль слишком затягивается, то она может превратиться в душевное оцепенение, от которого уже нет сил избавиться, — в депрессию. При этой болезни на передний план особенно выдвигается один орган, называемый душевным, — печень. Она как бы отражает в сферу души органическое, заболевшее в результате душевных нагрузок. Если обратиться к мифологическим образам, можно представить себе больного депрессией как Прометея, прикованного к кавказской скале, ведь больной слишком привязан к своему прошлому, а тем самым к чисто земным, обременяющим событиям и уже не в силах от этого отделаться. Интересно отметить, что в мифе о Прометее головное животное орел, изо дня в день клюет жизненный, душевный орган титана — печень. Голова как «полюс смерти» и печень как «полюс жизни» полностью противоположны друг другу. Как мы видели, в астрологической медицине, а равно и в медицине антропософской головную деятельность, а значит, все концентрирующее, сосредоточивающее подчиняют Сатурну, печень же — Юпитеру. Жизнерадостный Юпитер все расширяет, он открыт миру, щедр, знаменует внутреннее и внешнее богатство и проч. Мифологически любопытно, что именно Юпитер (печень) восстает против своего отца Сатурна (головы) и даже становится владыкой вместо него. С мифологической точки зрения теперь должно развивать
направленную на мир волю, которая органически проявляется через печень, а при депрессии глубоко парализована. Уже это позволяет отчасти понять, почему при депрессии необходимо работать над «полюсом симпатии» человека, над системой обмена веществ и членов. Там печень как важнейший орган обмена веществ играет особую роль, так как она есть «тот самый орган, который дает человеку смелость действительно выполнить задуманное дело... Видите ли, так подчас, когда происходит застой воли, нечто открывается примечательным образом. Но если происходит подобное, то в таком случае всегда имеется тонкий дефект печени. Печень всегда посредничает при переводе намеченной цели в осуществляемое посредством конечностей деяние. И так каждый орган в чем-то посредничает»7. Медицине известно, что печень соотносится с волевыми силами нашей мускулатуры, не случайно этот орган, в частности, обеспечивает активный мускул сахаром.
От гнева к агрессии
Состояние, противоположное печали и ее болезненному усилению до депрессии, — это гнев, который в своей односторонности становится питательной почвой всех и всяческих агрессий, зачастую беспамятного и бессмысленного наскока. Хоть и полярно противоположные, агрессия и депрессия тесно между собой связаны. Ведь в определенных условиях депрессия способна разрядиться вовне взрывом, тогда как агрессия, порой скрывающая отчаянный призыв о помощи, может обернуться
депрессией. В этом смысле можно не без оснований рассматривать депрессию как форму агрессии, направленной человеком против самого себя, как «аутоагрессию». Кинжал как бы метит в него самого, что может найти выражение в органических заболеваниях вроде иммунологических расстройств и рака. В чем же значение здорового, «благородного» гнева? Он представляет собой одну из важнейших, но тягостных чувственных реакций нашего «я» на окружающий мир, если, например, нас лично задевает нелепое, безнравственное, несправедливое и т.п. Мы как бы «вспыхиваем». При этом мы еще не в состоянии дать ясной, разумной оценки, ибо гнев некоторым образом ослепляет нас; мы стремимся силой противопоставить свое существо миру. Такое противопоставление себя миру позволяет нам стихийно почувствовать свою инаковость, свое сугубо индивидуальное «я». Ведь если б мы не умели разгневаться, мы бы всегда находились в полном единении с миром и его факты бесстрастно проходили бы мимо нас. Благодаря гневу мы ощущаем колючку собственного «я» (Рудольф Штайнер), но такое самопленение может сделать нас слепыми и глухими к фактам. Тогда мы сами себя отравляем и способны прийти к осознанию лишь через боль. Внутренняя уязвленность, до поры до времени стихийно выражающая себя в гневе, для молодого человека есть первое и важнейшее ощущение «я» и предпосылка, что впоследствии из гнева разовьется подлинная самоотверженность. Ведь разве можно стать самоотверженным, не осознав себя самостью? «Наблюдение жизни показывает: кто, видя
несправедливость или глупость, не способен воспламениться благородным гневом, тот никогда не сможет прийти к истинному милосердию и любви. Если вы наблюдаете жизнь, то увидите: кто в силу необходимости воспитывается пока так, что может воспылать благородным гневом против несправедливости и глупости, тот в полной мере развивает то пылающее любовью сердце, которое творит добро из любви. Любовь и милосердие суть другая сторона благородного гнева. Преодоленный гнев, просветленный гнев преобразуется в любовь и милосердие. Любящие руки: как редко можно было бы встретить их в мире, если бы время от времени они не сжимались в кулаки, отдаваясь чувству благородного гнева при виде несправедливости или глупости. <...> Преобразованный гнев есть деятельная любовь». Если этот здоровый гнев, это первое движение «я» в собственной душе уже в пору юности не допускают и даже подавляют, то возникают эмоциональные настои, которые, оборачиваясь внутрь, становятся аутоагрессией, т.е. депрессией (= угнетенностью), или же преобразуются в постоянную агрессию, направленную вовне. Психотерапевт-практик часто наблюдает у страдающих депрессией пациентов именно эти две формы; одним требуется помощь, чтобы эмоции по поводу тех или иных годами подавляемых событий наконец-то нашли здоровый выход, другим — чтобы посредством понимания и прощения переработать вечный гнев и возмущение в милосердие, а в итоге в любовь. В первом случае по-прежнему «милый ребенок», чье «я» в раннем детстве было сломано, должен стать настоящим, способным к любви взрослым человеком,
который не страшится противостояния. Но достичь этого можно, только если человек ощутит себя как индивид в противостоянии миру. Во втором случае целесообразно попробовать посредством когнитивной работы преобразовать силы, пока что смутно бурлящие в агрессии, в силы более высокого порядка, не блокируя душевных порывов и не «изгоняя заклинаниями» негативные события. Однако если волевые силы здорового гнева, противостоящие миру, будут все больше выходить из-под мудрой власти головы, рассудка, то, «вырвавшись на свободу», они обособятся и станут силами разрушительными, которые выльются в неистовую, слепую жажду уничтожения, бессмысленную и абсурдную. Обуздание и высвобождение — вот крайние тенденции «я» при депрессии и агрессии.
Целительная сила темперамента
Теперь может возникнуть вопрос: что же именно ослаблено, когда психика человека, будучи не в состоянии поддерживать баланс между «внутри» и «вовне», соскальзывает в упомянутые крайности? Ослаблена та сила душевной сердцевины, которая сопряжена как с когнитивной деятельностью, так и с волей, т. е. с низом и верхом, с внутри и вовне, и которую мы называем темпераментом, характером. Темперамент охватывает всевозможные волевые, рожденные в недрах души функции, как, например, хладнокровие, смирение, мужество, гордыня и т. п. Если внутренность души соответствует внешности, человек находится в гармонии с миром, ему там «уютно». В
греческом языке темперамент обозначается словом thymos (дух, душа, жизнь), связанным со словом thyein (жертва). Тимус — вилочковая железа, — кстати говоря, тоже расположен посредине, за грудиной, поверх сердца. По нему мы ударяем, когда, стараясь убедить собеседника, «бьем себя в грудь», как бы указываем на свое личное, сокровенное. По причине чувственно-душевного оскудения мира, нехватки здоровых чувственных восприятий, а также по причине пассивного, управляемого сугубо извне образа жизни темперамент, характер еще в раннем детстве хиреет, а потому уже в юности возникают всевозможные изъяны, которые можно назвать душевной анемией и которые впоследствии могут привести к застою темперамента (при агрессии) или к его холодности (при депрессии). Центральные волевые силы в душе голодают и ищут суррогатного удовлетворения в наркотиках, алкоголе, сексе, телевидении и проч., но за ним — из-за душевной пустоты — всегда подстерегает депрессия, тьма. Силы характера закладываются, стало быть, еще в юности — в родительском доме и в школе. Человек тем сильнее характером, чем больше он душою привержен миру и способен найти с ним гармонию. Чрезмерная интеллекту-ализация, пассивность, недостаточное тождество с окружающим миром и мощный переизбыток раздражителей очень быстро приводят к угасанию сил характера. Человеку необходимы внутренние образы и идеалы, тогда он сумеет противостоять жизненным бурям, не впадая сей же час в депрессию. Если ему придется постоянно адаптироваться
к внешнему, он внутренне задохнется либо разовьет сильную агрессию против внешнего мира. «Поэтому принципиально важно, какой духовный материал, какой образ человека закладывается в характер ребенка. А важнейшее образовательное средство для ребенка — сказки, ибо через них он знакомится не с абстрактным учением о добродетели, а с живым, зримым богатством жизненной противоречивости. Сказка — первое зерно, посеянное в душе ребенка. Вот почему и ныне совершенно справедливы слова Иоганна Готфрида Гердера: „У ребенка, которому никогда не рассказывали сказок, остается в душе незасеянный участок, коий в последующие годы засеять уже невозможно“. А это означает, что такие взрослые носят в себе кусочек пустыни. Об этой-то пустыне в человеке Нитше пишет: „Пустыня растет. Горе тому, кто таит в себе пустыни“. Иными словами, если душу ребенка не возделывают как сад и не доводят до цветения, она дичает, становится пустыней. А тогда есть опасность, что впоследствии этот ребенок вырастет бесхарактерным, лишенным фантазии человеком, которым властвуют лишь вещественные принуждения; он, безусловно, вполне может быть хорошим чиновником или старательным управленцем, но не гражданином, ориентированным на окружающих людей...»9 При лечении пациентов, страдающих депрессией и агрессией, нужно задним числом воссоздать частью погребенные, частью неиспользованные, мертвые силы характера. Важнейшее вспомогательное средство здесь — осознанная связь с природой, с другими людьми, со сферой
культуры, с искусством и т. д. Словом, интерес к миру, а не к себе. Как в депрессии, так и в агрессии мы имеем дело с утратой внутреннего человека: в первом случае это преимущественно силы воли, во втором — преимущественно силы постижения и познания. Однако и депрессия, и агрессия — если рассматривать их как едва ли не повальные болезни эпохи — содержат справедливый укор, который самость из-за своей отчужденности выдвигает против себя или против окружающего мира. Эти болезни цивилизации следует лечить не только внешними способами. Через боль в душе человек должен прийти к познанию своего духовного назначения. «... пусть же врач пропишет больному как лекарство именно напряжение рассудка. Кто страдает от нехватки себя, может быть исцелен, только если ему пропишут его же самого» (Новалис) 10.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |