|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Телесная терапия«Кроме физической стороны, — сказал священник, — часто ставящей на нашем пути непреодолимые препятствия и вынуждающей нас приглашать на совет толкового врача, я нахожу, что средства исцеления помешанных весьма просты. Это те именно средства, которые здоровым людям не дают сойти с ума».
Гете. Годы учения Вильгельма Мейстера (Перевод С. Г. Займовского)
О том, что душой можно воздействовать на тело, любой из нас хорошо знает по собственному опыту. Наше тело вовсе не чуждо душе, оно позволяет ей, в частности, проявляться вовне. Иными словами, тело есть физический инструмент души. Скрытые поначалу душевные силы как бы «обращаются» к нам через посредство глаз, рук, кожи, почек и т. д. Попав в бедственное положение, душа «оккупирует» отдельные органы, вцепляется в них так, что мы начинаем их осознавать. И тогда говорим о боли и о болезни. Порой только через мигрень и осознаешь, что забрал себе в голову слишком много или норовишь пробить головою стену. И нынешней так называемой психосоматической медицине известны чрезвычайно многообразные душевные расстройства, которые весьма индивидуальным способом
обнаруживают себя через органы. При депрессии мы тоже сталкиваемся с многообразными проявлениями органических симптомов, которые следует понимать как телесную проекцию больной души. Убедиться в этом на практике ныне может всякий, потому что собственная душа доступна нашему внутреннему наблюдению и мы можем соотнести с нею телесные симптомы. Однако ж, напротив, весьма трудно увязать с душевными расстройствами первично телесные заболевания, особенно те, что физически пока не выступили на поверхность в массовом порядке. Каким же это образом печень, почки, желчный пузырь и проч. вдруг начинают порождать чисто душевные симптомы вроде страха, отчаяния, навязчивых идей и т. д.? Здесь необходимо совершенно иное понимание органа как такового. Хотя многое для нас по сей день остается загадкой, на основе вполне банального будничного опыта мы все же знаем: что на пользу душе, то и телу на пользу, и наоборот. Когда депрессия обостряется и отклик у человека вызвать уже не удается, мы поневоле вынуждены идти от телесного или медикаментозного. Медикаментозное вполне оправданно, когда посредством процессов света и тепла, импульса и гармонического движения помогают душе освободиться от оцепенения и земной тяжести. Да и не все формы депрессии обусловлены чисто душевно. Как мы видели, нездоровье таких органов обмена веществ, как печень, желчный пузырь и почки, зачастую прорывается из бессознательного в сознание и бороться с ним приходится на телесном уровне. Правда, это не означает, что одновременно не оказывается поддержка и на психическом
уровне. Но мнение, что все душевное обусловлено лишь душевным, не соответствует фактам. Как раз при депрессиях очень заметно, сколь важную роль играет в преодолении болезни физическое тело. Исходить нужно из того, что при депрессии физическое тело человека все больше выпадает из-под власти душевных и духовных сил, тем самым обособляясь, а значит, следуя земным силам тяжести и тьмы (человек «не имеет стремлений»). Такое может случиться, например, в результате тяжелых душевных нагрузок, которые затрудняют индивидуальные изменения, и человек поневоле отклоняется от своего внутреннего жизненного плана, подчиняясь чисто внешним закономерностям. Или же так происходит оттого, что с течением времени в теле человека накопилось много токсичных и чужеродных веществ, отсекающих его от света и тепла, — тело «герметизируется». Как же изнутри и извне обеспечить меланхолику движущий импульс, свет, тепло и т. д., чтобы его внутренние поры вновь открылись навстречу миру? Давайте сообща расспросим «толкового врача», о каком писал Гёте, — врача, обращающего свой взор на определенные процессы в природе, чтобы помочь во внутренней ночи души проложить путь к свету. Ввиду сложности депрессивных заболеваний упомянутые ниже лечебные средства должны оставаться в распоряжении врача; здесь мы на нескольких примерах лишь укажем направление, в каком следует искать мост меж болезнью и лекарством. Из этого многообразия врач затем выберет средства, подходящие для индивидуальной ситуации.
Из всего сказанного выше направление терапии совершенно ясно: необходимо обращаться преимущественно к «высокому», к силам света и тепла в природе, а значит, и в человеке. У растений сильно связаны со светом и теплом в первую очередь цветы. Но таково может быть и растение в целом, особенно если оно образует горючие эфирные или маслянистые субстанции. В современной натуропатии широчайшей известностью пользуется зверобой (Hypericum), цветущий в ту пору года, когда свет и тепло максимально интенсивны, а именно начиная с Иванова дня, с конца июня. Его красное масло и серно-желтые цветки возвращают человеку восприимчивость к свету, порой даже сверхвосприимчивость (так называемую фоточувствительность). При заболеваниях головного мозга и нервной системы все растение с его горькими экстрактивными веществами «очень сильно и длительно действует на внутреннюю подвижность души и укрепляет ее» (Рудольф Штайнер). За внешнюю долговечность отцветшего растения народ прозвал его «здоровая трава». Далее упомянем еще эфироносный розмарин — растение, распространенное преимущественно в теплой Южной Европе. Его эфирные масла можно непосредственно соединить с силами «я» в человеке. Розмарин «устраняет изъяны в физическом теле, открывает сток для отложений и укрепляюще действует на сердце» (Рудольф Штайнер), наше собственное солнце. Мы охотно используем розмарин как добавку для ванны, причем в такой концентрации, чтобы его можно было и учуять. Само купание имеет еще одно преимущество: теплая вода стимулирует тело и дает ему согревающее ощущение оболочки, которое можно
дополнительно усилить — особенно с помощью природного «теплоносителя», жиров и масел. Еще св. Фома Аквинский рекомендовал при депрессиях — наряду со сном — созерцать страсти Господни (т. е. обращать взор вовне, от себя на большие страдания) и принимать ванну. Когда разрушительные земные силы действовали слишком сильно, издревле применяли определенные цветки растений, чтобы приподнять человека над землей. В Древней Греции давали мед внутренне и масло наружно. Через сами цветки «совокупные жизненные силы возобновляют свои космические колебания» (Рудольф Штайнер). В свете этого фитотерапия с помощью изысканных цветковых экстрактов приобретает весьма глубокий смысл. Что до диеты, то очень важно по возможности придерживаться легкой пищи. Таковы фрукты и различные сахара в форме меда, который вновь «располагает душу к возвращению в телесность» (Рудольф Штайнер). Рудольф Штайнер оставил нам ряд важных указаний о душевном воздействии сахара, разъяснив, в частности, и повышенную у меланхоликов потребность в сахаре. Сахар через посредство «я» помогает раскрыться внутренней воле. Отсюда ясно, что огульно отвергать сахар нельзя, необходимо разобраться в его внутренней сущности. Таким образом, становится понятнее и почему иные люди с горя жиреют. Они отгораживаются панцирем от грозного внешнего мира, прячутся в собственном тепле, которого извне получают недостаточно. Так что, если вы набрали такого жиру, утешьтесь, он помогает вашей душе выжить. А если этого недостаточно, утешьтесь вместе с «тонкокожим»
Францем Кафкой, который однажды заметил по поводу корпулентности писателя Франца Верфеля, что лишь от толстяков «есть прок на земле как от подлинных граждан, ибо на севере они согревают, а на юге дают тень» (Письма Милене). В целом следует отдать предпочтение вегетарианской молочно-растительной диете, так как мясо сгущает кровь и тем усугубляет земную тяжесть тела. Из злаков нужно особо упомянуть овес, чьи фосфорные соединения разогревают тепловой организм и делают темперамент более пылким, т. е. более холерическим. Вспомним в этой связи также светоносца среди металлов, магний, который мы обнаруживаем и в хлорофилле. Магний и хлорофилл растворяют душевные и физические панцири и соединяют человека со светом. При депрессии особая задача антропософски ориентированной металлотерапии — оживление печени и активизация желчных процессов. Важную роль здесь играют прежде всего железо и его соединения. Печень имеет дело с созидательными силами ночи, желчь — с разрушительными, а стало быть, сознательными силами дня. Жизненные силы печени цепенеют, как если б живая вода вдруг свернулась. Душевно пациент ощущает это как «оцепенение темперамента». Сон более не приносит человеку отдохновения. «Огневая» желчь, дающая нам бодрость и здоровую агрессивность, застаивается. Посмотрев себе в душу, человек вправду видит черноту — свою «черную желчь». Стоит коротко упомянуть еще так называемые физические меры — собственную активность в движении. С
давних пор известно, что движение значительно облегчает начинающиеся депрессивные состояния. Ведь движение есть телесное преодоление силы тяжести, отдача себя миру — например, потение представляет собой волевую деятельность, активное теплообразование. И начинать надо именно там, где обитает воля, т. е. в системе конечностей и обмена веществ. Не в голове — там у человека при депрессии и без того ералаш. Ведь как раз голова с ее заботами непрерывно гложет печень, орган жизни и обмена веществ, как орел гложет печень Прометея. Посредством чисто телесного движения нижний человек пробуждает верхнего: нам легче думается, все застои в душе исчезают. Ведь и время мы осознаем, только когда что-нибудь движется, т.е. меняется. А для больного депрессией время стоит на месте. Только когда внутренне и внешне что-то движется, душа развивается, живет, имеет цель. Иными словами, движение стремится к некой цели, в будущее. Многие депрессии, которые я лечил, поражали именно супругов, в чьем браке уже не было никакого движения, не было перемен. Иллюзорная надежда «оцепенила крылья», началось пустое ожидание... Стало быть, при душевном оцепенении все возможности движения исчерпываются. Каждому из нас, например, знакомо, как благотворно действует на психику работа в саду, пешая прогулка, поход в горы и т. д. К числу людей, отличавшихся огромной и многообразной подвижностью, безусловно принадлежал Гёте. Он и танцор, и фехтовальщик, и стрелок, и наездник, и пловец, и конькобежец, и альпинист, и пеший странник. Одно из важнейших «посвятительных переживаний» произошло с
ним в двадцативосьмилетнем возрасте, когда он зимой поднялся в Гарце на вершину Броккена. Поднявшись в прозрачную горную ясность, он тогда высвободился из депрессивно-ипохондрического тумана. Через телесное преодоление наступило внутреннее освобождение. («От власти, все живущее стеснившей, освобожден — себя лишь победивший». — Гёте. Тайны. Перевод С. В. Шервинского.) Позднее писатель еще раз обобщил для потомков свой опыт: «...спасти себя, избавиться от болезненного, само-истязательного, мрачного душевного состояния можно лишь через созерцание натуры и искреннее участие во внешней природе. Уже самое общее знакомство с природою, неважно с какой стороны, деятельное вмешательство в нее — будь то в роли садовника или сеятеля, охотника или штейгера — отвлекает нас от самих себя; направление духовных сил на подлинные, реальные явления исподволь приносит величайшее удовольствие, ясность и поучение...» Здесь стоит вспомнить и еще об одной форме движения — о путешествии. Нередко даже в почти безнадежных случаях встреча с новыми впечатлениями и частая перемена мест приводят к поразительным результатам. Правда, работать с пациентом в этом направлении нужно сугубо индивидуально. Одному на пользу лето Северной Европы с его огромной световой силой, другому — обволакивающее тепло юга, третьему — холодная, величественная природа Исландии и т.д. Знаменитые писатели тоже всегда лечили себя от меланхолии путешествиями. Достаточно назвать хотя бы Клейста, Рильке, Стриндберга, Чехова, Гёте и др. В заключение можно сказать, что физические меры: питание, движение и лекарственные средства — улучшают
состояние больного депрессией. Главное — одновременно воздействовать на душу и тело, а эта мысль сквозит уже в монастырской заповеди «Ora et labora» — «Молись и трудись», то бишь делай что-нибудь внутренне и внешне. Теснейшую связь телесных недугов и душевных болезней, а также эффективность оздоровления души посредством излечения чисто телесных недугов подтверждает следующая легенда о св. Франциске Ассизском.
Как св. Франциск удивительным образом излечил одному прокаженному душу и тело и что сказала ему душа оного, возносясь на небеса15
Господин святой Франциск, истинный ученик Христов, пребывая в этой жалкой жизни, всеми силами старался следовать совершеннейшему из учителей — Христу; и вот, как дело Рук Божиих, часто случалось так, что кому он исцелял тело, тому Бог в тот же час исцелял душу, совершенно так же, как написано о Христе. Потому он не только сам служил охотно прокаженным, но, более того, приказывал даже братьям своего Ордена, когда они ходили в мире, служить прокаженным из любви ко Христу, который ради нас готов был, чтобы Его считали за прокаженного; случилось однажды, что братья ухаживали в больнице за прокаженными и другими больными, как раз возле того места, где жил тогда святой Франциск, и в больнице
находился один прокаженный такого нетерпеливого и невыносимо заносчивого нрава, что все были уверены, что он одержим бесом, как оно и было на самом деле; ибо он самым бесстыдным образом осыпал ругательствами и побоями всякого, кто за ним ухаживал, и, что хуже всего, кощунственно поносил благословенного Христа и его святейшую Матерь Деву Марию; так что никак нельзя было найти человека, который согласился бы за ним ухаживать. Еще собственные обиды и оскорбления братья старались терпеливо переносить, дабы возросла заслуга их терпения; однако хулы на Христа и Его Матерь не могла переносить их совесть, и поэтому они решили совершенно бросить этого прокаженного; но не хотели сделать этого раньше, чем сообщат о том по порядку святому Франциску, который жил тогда поблизости. Когда же они сообщили ему это, то святой Франциск идет сам к этому бесстыдному прокаженному и, придя к нему, приветствует его такими словами: «Да подаст тебе Господь мир, дорогой брат мой». Отвечает с сердцем прокаженный: «А какой мне мир может быть от Бога, который отнял у меня и мир, и все мое добро и который сделал меня всего гноящимся и зловонным?» А святой Франциск: «Имей терпение, ибо недуги телесные посылаются нам Богом в этом мире ради спасения души; и потому они станут нам в великую заслугу, если мы переносим их в мире». Отвечает больной: «А как могу я переносить в мире ту беспрерывную муку, которая терзает меня день и ночь? и не только терзает меня болезнь моя, но еще хуже делают мне братья твои; ты дал мне их для того, чтобы они ухаживали за мной, а они не ухаживают за мной, как следует». Тогда святой Франциск, понявши по
откровению свыше, что этот прокаженный одержим злым духом, стал на молитву и благоговейно помолился за него Богу. И, кончив молитву, вернулся к нему и сказал так: «Сын, я сам буду ухаживать за тобой, раз ты недоволен другими». «Я не против этого, — сказал больной, — но что ты можешь сделать для меня большего, чем другие?» Отвечает святой Франциск: — «Что ты пожелаешь, я то и сделаю». Прокаженный говорит: «Я хочу, чтобы ты обмыл меня всего, ибо я испускаю такое сильное зловоние, что сам не могу терпеть». Тогда святой Франциск велел немедленно нагреть воды, положив в нее много пахучих трав, затем раздел прокаженного и собственными руками начал обмывать его, а другой брат поливал сверху воду, и, силой божественного чуда, там, где святой Франциск прикасался святыми руками своими, сходила проказа, оставляя совершенно здоровую кожу. И как начала излечиваться кожа, так же стала излечиваться и душа; и прокаженный, видя, что начинает выздоравливать, стал испытывать великое сокрушение и раскаяние в своих грехах и принялся плакать горькими-горькими слезами; так, что в то же время, как снаружи, омываемое водой, очищалось тело от проказы, так внутри очищалась душа слезами покаяния. И, исцелившись совершенно и телом, и душой, он смиренно сознал свои вины и со слезами громко заговорил: «Горе мне, я достоин ада за все гнусности и обиды, причиненные братьям, и за нетерпеливые и кощунственные речи, произнесенные против Бога!» И так в течение пятнадцати дней он продолжал горько плакать о своих грехах и умолять Бога о прощении, в то же время исповедуясь перед священником. Святой же Франциск, видя чудо, которое Бог совершил его
руками, возблагодарил Бога и ушел оттуда, направляясь в далекие места; ибо, в своем смирении, он всегда старался избегать всякой человеческой славы и во всех своих деяниях искал единственно чести и славы Божией, а не своей собственной. Затем, как было угодно Богу, упомянутый прокаженный, исцелившись телом и душой, пятнадцать дней спустя после своего покаяния заболел другой болезнью и, причастившись Святых Тайн, умер в святости, а душа его, восходившая в Рай, явилась в воздухе святому Франциску, который стоял в лесу на молитве, и сказала ему: «Узнаешь ты меня?» «Кто же ты такой?» промолвил святой Франциск. А тот сказал: «Я тот прокаженный, которого бла
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |