|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Поздний палеолит - время возникновения искусстваНа многих стоянках находят женские статуэтки с подчеркнутыми признаками пола. Они свидетельствуют о культе женщины-матери, прародительницы рода. В большинстве общин, видимо, господствовал материнский род со счетом родства по женской линии. Палеолитическое искусство было связано с первобытными религиозно-магическими представлениями, с попытками умилостивить силы природы. Человек отождествлял тогда сам предмет и его изображение. Вероятно, магическим целям служила и наскальная живопись, обнаруженная в нескольких пещерах, в том числе и в нашей стране - в Каповой пещере в Башкирии. В Каповой пещере смесью природной охры с животным клеем сделаны изображения мамонтов, лошадей, носорога. Рисунки палеолитического человека поражают своим реализмом и динамикой. Часто встречаются изображения копий, пронзающих животных: человек, вероятно, надеялся таким путем добиться успеха на охоте. В палеолите возникла также резьба по кости, появились первые украшения. В позднем палеолите уже, несомненно, существует религия, прослеживается отчетливый погребальный обряд. В могилу порой клали некоторые вещи, которыми покойник пользовался при жизни. В этом свидетельство возникновения представления о загробной жизни. Таким образом, к концу палеолита человек научился не только добывать огонь и есть несырую пищу, изготавливать сложные каменные и костяные орудия, шить одежду, строить жилища, охотиться и ловить рыбу, но и жить общественным строем с общественным сознанием и его важными формами искусством и религией. Однако человек еще не знал ни керамики, ни металла, ни колеса, ни земледелия, ни скотоводства. Важнейшим достижением следующей стадии каменного века - мезолита (около XII - X тысячелетия до н. э. - VII - V тысячелетия до н. э.) стало изобретение лука и стрел, что резко повысило производительность охоты. Теперь наряду с охотой облавной возникла и индивидуальная, не только на крупных стадных животных, но и на мелких. Появилась возможность создавать запасы пищи. В эпоху мезолита человек сделал первые шаги и в направлении скотоводства. Началось приручение, а возможно, и одомашнивание животных. Так, в мезолите уже появились собаки, первые домашние животные. Не исключено, что в конце мезолита в отдельных районах были приручены свиньи, козы, овцы. Изменяется и техника изготовления каменных орудий. Широкое распространение получают сложные миниатюрные каменные изделия - микролиты. Часть микролитов служила наконечниками для стрел, часть - сменными лезвиями-вкладышами, вставлявшимися в оправы. Развитие микролитической вкладышевой техники позволило сделать орудия труда более специализированными. Появившиеся в эпоху позднего палеолита этнокультурные области в мезолите выделяются более отчетливо, хотя в силу примитивности общественной и хозяйственной жизни общее в быту людей еще преобладало над особенным. Только в следующую эпоху - в неолите - появляются резкие отличия в жизни разных групп людей, проявившиеся в возможности выделять археологические культуры. Археологическими культурами принято называть совокупности памятников, которые относятся к одной территории и эпохе (или, по крайней мере, синхронно изменяются) и имеют общие особенности - в формах общественной жизни, в орудиях труда, жилищах, погребальном обряде, орнаменте и т. д. Обычно (хотя и не всегда) археологическая культура в той или иной степени соответствует этнической общности - группе родственных племен или позднее - народу. Переход к неолиту и его продолжительность в разных районах Евразии существенно отличались друг от друга. Раньше всего он начался в Средней Азии в VII - VI тысячелетиях до н. э. и продолжался до IV тысячелетия до н. э. В лесной зоне России неолит продлился еще около двух тысяч лет, до II тысячелетия до н. э. В этом сказалась неравномерность развития разных регионов, связанная в первую очередь с природными условиями: теплый климат и плодородная почва создавали благоприятные условия для развития хозяйства. В эпоху неолита начался переход к производящему хозяйству. Именно тогда зародились скотоводство и земледелие, хотя охота и собирательство все еще оставались основными источниками существования в большинстве неолитических общин. Возникновение производящего хозяйства - одно из оснований для того, чтобы говорить о неолитической революции. Древнейшая земледельческая культура на территории бывшего СССР - джейтунская на юге Туркмении - относится к VII - VI тысячелетиям до н. э. Скотоводческие племена в эпоху неолита еще не выделились, хотя использование домашнего скота характерно для многих культур той эпохи. В неолите Происходит еще ряд важнейших изменений, характерных для неолитической революции. Меняется ассортимент каменных орудий. Так, топор, появившийся еще в мезолите, становится теперь основным орудием труда. Он позволил осваивать лесные пространства, строить шалаши и хижины. Наряду с прежней техникой изготовления орудий появляются во многих местах пиление (оно давало возможность использовать те породы камня, которые не дают отщепов), шлифование, уменьшающее силу трения и увеличивающее производительность орудия, сверление, благодаря которому орудия можно было не только привязывать к рукояти, но и насаживать на нее. Появились принципиально новые материалы. Так, в неолите было освоено изготовление керамики, еще лепной, без гончарного круга. Обожженная глина - первый искусственный материал, не полученный в готовом виде, а созданный человеком. Глиняная посуда дала человеку возможность готовить жидкую пищу и хранить запасы. Керамика - главное достижение материальной культуры неолита, но наряду с нею появился еще один искусственный материал - ткань. Человек освоил в неолите ткачество, давшее ему одежду не только из звериных шкур. В неолите же была изобретена лодка и тем самым было положено начало судоходству. Первобытный челн - первое транспортное средство человечества. Для неолита характерен развитый родоплеменной строй, создаются крупные объединения родов - племена, нередко начинает выделяться племенная верхушка, встречаются погребения вождей, отличающиеся богатством инвентаря. Из образовавшихся племен постоянно выделяются новые. Причина этого явления - быстрый рост и подвижность неолитического населения. Хозяйство было экстенсивным, требовало больших просторов, а потому часто возникало относительное перенаселение. Это разделение племен ведет к дальнейшей дифференциации этнических общностей. Существенная черта неолита - появление межплеменных связей и обмена. Экзотические раковины, изделия из нефрита и других самоцветов можно встретить подчас далеко от их месторождений. Подлинным переворотом в истории человечества было освоение металла. Переход к нему был долгим, сложным и не одновременным. Освоение металла стало возможным только на основе уже возникшего производящего хозяйства, при наличии некоторых, хотя бы минимальных избытков продуктов питания, чтобы часть времени можно было посвятить изготовлению металлических изделий. Именно поэтому древние кузнечное дело и металлургия зародились в первую очередь в южных областях, где благодаря хорошим природным условиям раньше развивалось земледелие. Первым металлом, использованным человеком, была медь. Сначала из нее изготовляли орудия труда и украшения методом холодной ковки, которой этот сравнительно мягкий металл легко поддается. Разумеется, эта медь не была химически чистой: в природных месторождениях медь, как правило, содержит определенные примеси - мышьяк, сурьму и т. д. Но это еще не искусственные сплавы, освоение которых было делом будущего. Эпоху, когда уже применяются металлические орудия, но еще не появилась металлургия сплавов, принято называть энеолитом, медно-каменным веком. В названии его подчеркнут тот факт, что в этот период изделия из металлов не только не вытеснили каменных орудий, но даже были редки по сравнению с ними. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами, ибо месторождения меди весьма неравномерно распределены по земному шару. Многие племена, использовавшие металл, жили далеко от его источников. Постоянный обмен приводил к существенным сдвигам в отношениях в первобытных обществах. Замкнутость древней неолитической общины в энеолите значительно уменьшается. Из металлургических центров - к ним можно отнести и Кавказ - двигались разносчики металла. Таким образом племена, которые жили вблизи месторождений, получали дополнительные источники обогащения. В лесостепной зоне, на территории Украины и Молдавии, в III тысячелетии до н. э. господствовала трипольская культура. Система земледелия здесь была экстенсивной, что сильно истощало почву. На позднем этапе (рубеж III - II тысячелетий до н. э.) трипольцы перешли к пастушескому скотоводству. В погребениях поздней трипольской эпохи уже находят следы имущественного неравенства. Металл трипольцы получали в основном из прикарпатских месторождений. В степной зоне в энеолите жили пастушеские племена, которые по их погребальному обряду принято относить к древне ямной культурно-исторической области. Более экстенсивный, чем у земледельцев, характер хозяйства толкал эти племена на усиленные передвижения. Как и многие другие пастушеские народы, они были воинственными. Главными их противниками были соседи-трипольцы, которых им в конечном счете удалось вытеснить. Развитие общественных отношений в период энеолита стало предпосылкой для перехода к бронзовому веку. Орудия из бронзы - сплава меди с оловом или другими добавками - значительно тверже и острее, чем медные. Бронзовый век на Древнем Востоке привел к образованию первых классовых обществ и государств. В Европе же продолжал господствовать первобытнообщинный строй. Появление бронзовых орудий способствовало разложению этого строя, но еще не означало немедленного перехода к классовым отношениям во всех районах. Если в Средней Азии в бронзовом веке продолжались традиции предшествующих энеолитических культур, то на Кавказе переход к бронзе привел к серьезным изменениям в общественных отношениях. Это хорошо видно на примере майкопской культуры (II тысячелетие до н. э.). Племена Северного Кавказа, поддерживавшие тесные экономические и культурные связи с наиболее развитыми в то время районами Передней Азии, особенно с древними цивилизациями Двуречья, знали уже не только имущественную дифференциацию, но и выделение родоплеменной верхушки. Об этом свидетельствует раскопанный под Майкопом курган племенного вождя. Власть покойного подчеркнута высотой кургана - более 10 м. На вождя надето облачение, украшенное десятками золотых бляшек с изображениями, ожерелья и бусы из золота, серебра и драгоценных камней, происходящих из Средней Азии, Ирана и Малой Азии. На голове у погребенного была золотая корона также переднеазиатского происхождения. Серебряные трубки поддерживали погребальный балдахин, украшенный статуэтками из золота и серебра. В эпоху бронзы степную зону занимали земледельческо-скотоводческие племена катакомбной и срубной культур. В лесной зоне были более распространены охота и рыболовство; однако и здесь, в Волго-Окском междуречье, жили оседлые скотоводы фатьяновцы, а восточнее них, в Поволжье - племена абашевцев, знавшие и скотоводство и земледелие. В бронзовом веке большинство племен занималось одновременно скотоводством и земледелием, однако зачастую тот или другой тип хозяйства был преобладающим. Это вело в конечном итоге к первому крупному общественному разделению труда - явлению, имеющему по своим последствиям в истории поистине революционное значение. В бронзовом веке в Европейской части России началось формирование племенных союзов. В I тысячелетии до н. э. появляются первые железные орудия. Связанное с ними резкое повышение производительности труда существенно изменило всю структуру общественных отношений. Возникли экономические предпосылки для эксплуатации человека, межплеменной и родовой дифференциации. Наступивший железный век уже неразрывен с кризисом родоплеменного строя, с переходом к его последней форме общественного устройства - военной демократии. Наиболее развитые культуры раннего железного века известны на территориях России и преимущественно Украины уже в I тысячелетии до н. э. в Причерноморье: они оставлены киммерийцами, скифами, сарматами. В лесной зоне, в Волго-Окском междуречье, с VII в. до н. э. и до начала - середины I тысячелетия н. э. жили скотоводческие племена дьяконской культуры. Они знали и земледелие, но использовали его главным образом для заготовки кормов. Восточнее Дьяковцев в Поволжье жили близкие к ним племена городецкой культуры, в Приуралье в VII - I вв. до н. э. - ананьинцы, занимавшиеся земледелием, скотоводством и охотой. Если скифы и сарматы переживали в железном веке разложение родового строя и переход к классовому обществу, то у племен лесной зоны появление железных орудий не привело к столь быстрым переменам в социальных отношениях; они оставались на стадии родового строя. В лесостепной зоне в середине - второй половине I тысячелетия до н. э. и первой половине I тысячелетия н. э. существовал ряд племен, оставивших археологические культуры, в которых преобладают погребения с трупосожжениями, хотя встречаются и трупоположения. Их нередко объединяли под общим названием культур полей погребения (сейчас это название применяется реже). Среди них можно назвать зарубинецкую и черняховскую культуры. Черняховцы, жившие в Нижнем Приднепровье в первой половине I тысячелетия н. э., применяли уже плужное земледелие, у них были широко развиты кузнечное и бронзолитейное дело. Керамику черняховцы изготовляли на гончарном круге, что свидетельствует об отделении ремесла от земледелия - втором общественном разделении труда, о начале разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Эти племена имели связи со многими народами. В их поселениях и погребениях находят много римских вещей, что свидетельствует о широких контактах племен Черняховской культуры. Ареал распространения зарубинецкой культуры - территория Среднего и отчасти Верхнего Приднепровья. Для этой культуры характерны бескурганные могильники. Основное занятие - земледелие и скотоводство при широком распространении охоты и рыболовства. Орудия труда - железные, тогда как бронза использовалась для изготовления всякого рода украшений. Таким образом, в эпоху железа значительно отчетливее, чем в предшествующее время, проявляется неравномерность развития разных обществ. На территории России, СНГ сосуществовали племена, находившиеся на разных стадиях развития. В эпоху железа - начала разложения родоплеменного строя стали складываться и основные этнические общности, охватывающие территорию бывшего Советского Союза. Проблемы происхождения народов, этнических общностей всегда принадлежат к числу наиболее сложных, редко поддающихся однозначному решению. Начало складывания этнической общности, как правило, относится к весьма отдаленным эпохам первобытнообщинного строя, когда еще не появилась письменность. Поэтому исследователь почти лишен возможности судить о языке, на котором говорили племена, оставившие археологические памятники. Язык же служит одним из наиболее существенных признаков этнической общности. Следует иметь также в виду многочисленные миграции племен и народов, смешивание их, процессы взаимной ассимиляции. При изучении этногенетических проблем необходимо учитывать данные целого ряда смежных научных дисциплин - археологии, лингвистики, антропологии и т. д. У нас практически нет в распоряжении материала для того, чтобы судить о языковой и этнической принадлежности племен эпохи каменного века и отчасти энеолита и бронзы, живших на территории бывшего СССР. Мы можем лишь говорить о существовании определенных этнических групп или этнокультурных областей. Чтобы дальнейшее изложение было понятно, ниже приводятся справочные сведения о классификации языков: лингвистическая классификация легла в основу этнической. Все языки делят на большие семьи, связанные общим происхождением и подразделяющиеся на группы родственных языков. Внутри групп иногда выделяют ветви, некоторые же языки не входят в группы. В настоящем перечне называются лишь наиболее крупные языки, "мертвые" языки указываются в скобках после "живых". Северная Евразия – территория современной России. Она по прогнозам всех специалистов даже в случае серьезной геоклиматической катастрофы на ближайшие 200-300 лет останется стабильной, ресурсообеспеченной, а, следовательно, очень-очень лакомой для многолетних не мерзлых пород Северной Евразии в прошлом, настоящем и будущем. Росси́я (от греч. Ρωσία — Русь[13]; официально Росси́йская Федера́ция или Росси́я [К 5], на практике используется также сокращение РФ [К 6]) — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население на начало 2013 года составляет 143 млн человек, территория — 17 098 246 км²[3]. Занимает первое место в мире по территории и девятое место по численности населения. Столица — Москва. Государственный язык — русский. Смешанная республика федеративного устройства. В мае 2012 года пост президента занял Владимир Путин,председателя правительства — Дмитрий Медведев. Согласно Конституции в составе Российской Федерации находятся 83 субъекта, 46 из которых именуются областями, 21 — республиками, девять — краями, два — городами федерального значения, четыре —автономными округами и один — автономной областью. Россия граничит с восемнадцатью странами (самый большой показатель в мире), включая две частично признанных, из них по суше со следующими государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой,Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией[14], Грузией[14], Южной Осетией[14], Азербайджаном, Казахстаном,Китаем, Монголией, Северной Кореей. Отличается значительным этнокультурным разнообразием. Бо́льшая часть верующих (около 75 % населения[15]) исповедует православие, что делает Россию страной с самым многочисленным православным населением в мире. Индустриальная страна с динамично развивающейся экономикой. По данным Всемирного банка, объём ВВП по ППС за 2012 год составил $3,380 трлн ($23,549 на человека).[8] Денежная единица — российский рубль(усреднённый курс за 2011 год — 29,4 рубля за 1 доллар США[16]). После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как государство-правопреемник СССР[17] и заняла его место в Совете Безопасности ООН[18]. Россия состоит в ряде международных организаций — ООН, СНГ, ЕврАЗЭС, ЦАС, ОДКБ, ШОС, АТЭС, БРИКС и других. Период формирования материка охватывает огромный промежуток времени и продолжается в наши дни. Начало процесса формирования древних платформ слагающих континент Евразия, произошёл в докембрийскую эпоху. Тогда сформировались три древние платформы: Китайская, Сибирская и Восточно-Европейская, разделённые между собой древними морями и океанами[5]. В конце протерозоя и в палеозое происходили процессы закрытия разделявших массивы суши океанов. В это время происходил процесс нарастания суши вокруг этих и других платформ и их группировка, что привело в конечном итоге к образованию суперконтинента Пангея к началу Мезозойской эры[5]. В протерозое происходил процесс образования древних платформ Евразии Сибирской, Китайской и Восточно-Европейской. В конце эры увеличилась суша к югу от Сибирской платформы[5]. В силуре произошли обширные горообразования в результате соединения Европейской и Североамериканской платформы, образовавшие крупный Североатлантический континент. На востоке Сибирская платформа и ряд горных систем объединились, образовав новый материк — Ангариду. В это время происходил процесс формирования рудных месторождений[5]. В карбоновый период начался новый тектонический цикл[5]. Интенсивные движения привели образованию гористых участков соединивших Сибирь и Европу. Подобные горные районы сформировались и на территории южных районов современной Евразии. До начала триасового периода все древние платформы сгруппировались и образовали материк Пангею. Этот цикл был долгим и разделялся на фазы. В начальной фазе шло горообразование на южных территориях нынешней западной Европы и в районах центральной Азии[5]. В пермский период происходили новые крупные горообразовательные процессы, параллельно с общим поднятием суши. В результате к концу периода Евразийская часть Пангеи была регионом с крупной складчатостью. В это время происходил процесс разрушения старых гор и образованию мощных осадочных отложений. В триасовом периоде геологическая активность была слабой, но в этом периоде постепенно открылся на востоке Пангеи, океан Тетис, позднее в юре разделивший Пангею на две части Лавразию и Гондвану. В юрском периоде начинается процесс орогенеза, пик которого, однако, пришёлся на кайнозойскую эру[5]. Следующий этап формирования континента начался в меловом периоде, когда начал открываться Атлантический океан. Окончательно же континент Лавразия разделился в кайнозое. В начале кайнозойской эры северная Евразия представляла огромный массив суши, которые слагали древние платформы, соединённые между собой областями байкальской, герцинской и каледонской складчатостями. На востоке и юго-востоке этому массиву примкнули области мезозойской складчатости. На западе Евразию от Северной Америки уже отделял неширокий Атлантический океан[5]. С юга этот огромный массив подпирал сократившийся в размерах океан Тетис. В кайнозое происходило сокращение площади океана Тетис и интенсивные горообразования на юге континента. К концу третичного периода континент принял свои современные очертания.
3) О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин — отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 года специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков. Оригинальных восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до XI века сохранилось крайне мало, и среди признанных академической наукой нет ни одного, датируемого до IX века. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения — летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник. Из ныне известных самой ранней является «Повесть временных лет» — летописный свод, составленный на рубеже XI и XII веков и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы. Текст, предшествующий ПВЛ, (т. н. «Начальный свод») частично сохранился в составе Новгородской I летописи[5]. Однако из-за того, что в центре внимания летописцев находилась, прежде всего история Древнерусского государства (династии Рюриковичей), основные сведения по славянам касаются полян и новгородских словен, тогда как данные об остальных племенах крайне фрагментарны[6]. Датированная часть летописи начинается с 852 года, хотя вся хронология IX—X вв. является условной и может отличаться от истинной[7]. Этногенез [править | править исходный текст] Основная статья: Этногенез славян Причины экспансии славян в Европе обсуждаются исследователями в рамках гипотез. Среди версий наиболее часто озвучиваются демографический взрыв, вызванный потеплением климата или появлением новой техники земледелия, а также Великое переселение народов, которое опустошило центральную Европу в первые века нашей эры в ходе вторжений германцев, сарматов, гуннов, авар, булгар, подготовив почву для расселения новых пришельцев. В Восточной Европе славяне столкнулись главным образом с балтами и финно-угорскими народами, которых они частично ассимилировали. Балты, в отличие от финно-угров, были в то время близки славянам, как по языку, так и по культуре и жизненному укладу. Некоторые исследователи полагают, что в эту эпоху ещё существовал непрерывный балто-славянский континуум, то есть эти народы ещё не вполне разделились. В то же время, в период экспансии кривичей в Смоленском Поднепровье ранее существовавшая в этом регионе тушемлинская культура, об этнической принадлежности которой археологи разделились во взглядах, была заменена чисто славянской археологической культурой, а тушемлинские городища были уничтожены, так как славяне в этот период в городах ещё не жили[8]. Вообще, в эпоху славянской экспансии, в VII—VIII вв., в Восточной Европе появилось много городищ, тогда ещё не заселенных славянами[8]. Та же тушемлинская культура создала тип городищ-убежищ, которые не имели постоянного населения и служили лишь укрытием, детинцем, для защиты от нападений. Города финно-угорских племен меря и весь, Ростов и Белоозеро, служили им как политические центры, место пребывания вождей и сбора ополчения. Старая Ладога появилась, по-видимому, как укрепленный опорный пункт скандинавов и с самого начала была крепостью. Старая Ладога, Новгород и Белоозеро были главными опорными пунктами для Рюрика и его дружины в период призвания варягов.
Славянское расселение на северо-восток В V—VII вв. славяне широко распространились в Европе; их многочисленные племена географически разделились на южных, западных и восточных, которых ждали разные исторические судьбы. Восточные славяне двумя потоками наводнили Восточную Европу. Одна группа племён расселилась в бассейне Днепра на территории современной Украины. Затем она распространилась на север к верховьям Волги, к востоку от современной Москвы, и на запад к долинам северного Днестра и Южного Буга по территориям современных Молдавии и южной Украины. Другая группа восточных славян переселилась из Померании на северо-восток[10], где столкнулась с варягами. Здесь они и основали важный региональный центр Великий Новгород.[11] Та же группа славян впоследствии населила территории современной Тверской области и Белоозера, достигнув ареала обитания народа меря возле Ростова. К XII веку территория Древнерусского государства из конгломерата славянских и неславянских племен, в разное время подчиненных династией Рюриковичей, превратилась в пространство этнически относительно однородное. Дальнейшие миграции сложившегося в эту эпоху древнерусского народа по-прежнему были преимущественно направлены на северо-восток, где редкое финно-угорское население не могло оказать этому процессу существенного сопротивления. К концу до монгольского периода новгородцы и жители Владимиро-Суздальского княжества освоили Заволочье, славянское население которого быстро прибывало после того, как южно-русские княжества оказались под ударом монголо-татар. К концу монголо-татарского ига русские города Нижний Новгород, Хлынов, Чердынь и Соликамскобосновались на Волге, Вятке и в бассейне Камы. Образ жизни в раннем Средневековье [править | править исходный текст] По данным археологии, к раннеславянским относят пражскую, корчакскую, пеньковскую, колочинскую и киевскую культуры, самая ранняя из которых, киевская, со II—III в. н. э. являлась северным соседом более развитой и полиэтничной черняховской культуры, ассоциируемой с государством Германариха. Редкие, немногочисленные и недолговременные поселения славян были расположены «в необычных топографических условиях: в местах низких, зачастую ныне затопляемых во время половодий»[12]. Материальная культура славян раннего Средневековья была чрезвычайно непритязательной даже для той сравнительно примитивной эпохи. Славяне жили в небольших квадратных полуземлянках из бревен с печами-каменками, объединенных в селища, то есть поселения не были укрепленными и пригодными для обороны. При приближении неприятеля славяне, по-видимому, просто скрывались в лесах и водоемах своей страны, оставляя на разграбление свои небогатые дома. Керамика была ограничена горшками грубой лепной работы, металлических изделий было мало, и их практически никогда не клали в могилы. Такое описание раннеславянской культуры в соответствии с данными археологии хорошо совпадает с письменными источниками того времени, суммированными Гиббоном (XVIII в.) и другими авторами: «…хижины строились или, вернее, скрывались в глубине лесов, на берегах рек и болот, и мы сделаем им честь, если сравним их с постройками бобров; подобно этим последним, они имели по два выхода — один на сушу, а другой в воду, для того, чтобы облегчить бегство их диких обитателей… Своим грубым довольством славяне были обязаны не столько своему трудолюбию, сколько плодородию почвы, а поля, которые они засевали пшеницей и птичьим просом, доставляли им, вместо хлеба, грубую и менее питательную пищу»[13] (т. е. кашу). Редкое и скрытное расселение, защищавшее их лучше всяких городских стен, славяне в эту эпоху сочетали с партизанской тактикой и стратегией боевых действий. «Они сражались пешими и почти нагими и не носили никаких оборонительных доспехов, кроме тяжелого щита; оружием для нападения служили для них лук, колчан с маленькими отравленными стрелами и длинная веревка, которую они ловко закидывали издали и затягивали на неприятеле в петлю. В сражениях пехота славян была страшна быстротою своих движений, своей ловкостью и смелостью: они плавали, ныряли и могли долго оставаться под водой при помощи выдолбленных тростниковых трубочек, сквозь которые вдыхали в себя воздух, так что нередко устраивали засады в реках и озёрах»[14]. Возможно, именно такая стратегия войны и рассредоточения своего населения среди лесов и водоемов оказалась наиболее успешной в эпоху Великого переселения народов и создала для славян преимущества, обеспечившие их широкую экспансию в Центральной и Восточной Европе. К V в. на месте киевской культуры и в других регионах к северу, востоку, западу и югу от неё возникает целый ряд родственных культур, таких как корчакская, колочинская и др. Славяне, оказавшиеся в результате миграций IV—V вв. в бассейнах озёр Чудское и Ильмень, сформировали культуру псковских длинных курганов. Эта культура находилась под сильным влиянием автохтонных угро-финских и балтийских народов, от которых переняла специфический погребальный обряд и некоторые особенности керамики, но в целом образ жизни славян изменился мало[15]. Предки псковских кривичей, с которыми ассоциируют культуру псковских длинных курганов, занимались в V—VIII вв. Подсечно-огневым земледелием, их практически квадратные бревенчатые полуземлянки с печами-каменками все также могли находиться у берега реки, хотя для могильников уже выбирали высокие места, природные холмы или искусственные курганы, расположенные преимущественно в отдалении от рек и озёр. Аналогичного образа жизни на первом этапе своего расселения в этом же регионе (не ранее VIII в.) придерживались славяне, принадлежавшие к культуре новгородских сопок, которых считают предками ильменских словен. Они занимались пашенным земледелием, разводили овец, крупный рогатый скот и лошадей. Две славянские культуры в бассейне озера Ильмень в течение длительного времени существовали чересполосно, сближаясь медленно, что и было зафиксировано первым русским летописцем[16]. Окончательный переход псковских кривичей на образ жизни, присущий ильменским словенам, произошёл лишь к X—XI вв. Среди восточных славян укрепленные города раньше всего, по-видимому, появились у полян и северян. Их первые городища возникли в регионе Киева и Чернигова уже к VII—VIII в.[17], что говорит о, по меньшей мере, частичном отказе от прежней стратегии рассеянного и скрытного проживания среди лесов. Об этом же говорит и тот факт, что в VIII—IX вв. во всех других восточнославянских землях существовало не более двух десятков городов, в то время как только на Левобережье Днепра их было около сотни. У ильменских словен города появились не ранее IX в. под влиянием переселенцев из Скандинавии, основавших в первой половине VIII в. свою крепость Старая Ладога на месте ранее существовавшего славянского селища. Основание главного славянского города этого региона, Новгорода, летописец относит к 862 г[16]. В эту же эпоху городища появляются и на территориях прочих восточнославянских племен. Так северяне, проживавшие на территории современных Воронежской, Белгородской и Курской областей, наряду с селищами в IX—X вв. строили укрепленные поселения, преимущественно у слияния крупных рек. В X в. появилась крепость неподалеку от возникшего позже города Смоленск. Несколько особняком стоят ранние славянские городища, создание которых приписывают племенным союзам дулебов и антов. Археологически они представлены соответственно Пражско-корчакской и Пеньковской культурами. Целый ряд таких городищ Пражско-корчакской (Зимино, Лежница, Хотомель, Бабка, Хильчицы, Тушемль) и пеньковской (Селиште, Пастырское) культур существовал в VI—VII вв. на обширной территории от границ современных Польши и Румынии до Днепра. Пражско-корчакские городища представляли собой окруженный деревянной стеной участок с одним зданием, составлявшим часть общей стены городища. В них не было земледельческих орудий, и городища, по-видимому, сооружали для сбора и размещения военного отряда. Пеньковские городища могли иметь внутри стен до двух десятков сооружений и были крупными для своего времени торгово-ремесленными и административными центрами. Центр территории, контролируемой дулебами (Зимино, Лежница) находился в бассейне Западного Буга; географический центр пеньковской культуры приходится на Поднепровье, но главная крепость антов (Селиште) была расположена в западной части этого ареала, близ границ Византии (в современной Молдавии)[19]. Раннеславянские городища были разрушены аварами в VII в.[20], после чего не строились до X в.
А) Античность [править | править исходный текст] Уже в умах мыслителей античного времени возникло стремление к упорядочению исторических знаний, периодизации истории и постижению её направленности. Относительно зачинания философии истории как самостоятельного направления научной деятельности, первых авторов в этой сфере существуют различные точки зрения. Так французский философ Жозеф Эрнест Ренан (1823—1892) отдаёт пальму первенства пророку Даниилу, автору масштабного описания смены четырёх монархий, которое длительное время было источником вдохновения для многих христианских писателей и основой истории европейских народов времён Средневековья. Другие «отцом» философии истории считаютАристотеля, принимая во внимание его «Политику»[8]. Гесиод в поэме «Труды и дни» предпринял первую попытку регресистской периодизации истории (естественно, с позиций мифологического мировоззрения, господствовавшего в античное время). Вектор направленности истории в творении древнегреческого поэта пролегает от космоса к хаосу через пять последовательных веков: золотой век[9], век серебра, век меди, век героев и век железа. Потенциальная возможность возвращения к «золотому веку» через очищение от грехов прошлого иллюстрирует циклическое движение, круговорот. Вопреки получившему широкое распространение утверждению профессора Лосева о циклической основе античного историзма [10], не все современные исследователи согласны с ней: так советский и российский историк Ю. И. Семёнов опровергает это мнение, утверждая, что «идея циклизма в античной мысли присутствовала. Но она, как правило, относилась к миру в целом, к космосу. К истории она почти не применялась, хотя основания для этого были: на глазах историков возникали, расцветали и гибли державы.»[11] По его мнению идея круговорота истории возникает лишь в период поздней античности у Полибия в его схеме эволюции форм государственного устройства. В шестой книге его «Всеобщей истории» рисуется картина циклического повторения форм государственного устройства: изначальная царская власть уступает место тирании, та в свою очередь сменяется аристократией. Последняя вырождается в олигархию, которая рушится в результате выступления народа, учреждающего демократию. Демократия вырождается в охлократию, которая делает неизбежным установление единоличной власти. А затем все идет по новому кругу. Уже в античности возникли прогрессистские воззрения, согласно которым человечество шло от звериного образа жизни к цивилизованному. В частности, подобная идея прослеживается у Демокрита и Дикеарха. Но такие «естественнонаучные» демифологизирующие предвосхищения были заведомо маргинальны для своего времени и пригодились лишь намного позже материализму позднего Просвещения при создании теории прогресса. Подобная идея прослеживается также в поэме римского философа Тита Лукреция Кара «О природе вещей», где говорится и о первоначальном зверином состоянии человечества, и о том, как люди выходили из него. Впечатляющие картины, нарисованные Лукрецием, оказали воздействие, например, на грандиозную философию истории Вико. Средние века [править | править исходный текст] Первую поистине историософическую идею предложило христианство. Именно оно впервые ввело понятия равенства всех людей перед Богом и тем самым — общей судьбы всех народов мира. «Христианский историк, подобный св. Августину, не интересовался конкретной историей греков или евреев как таковых; для него было важно искупление человека как человека, событие, устанавливающее действие воли Божией на Земле. Все нации — всего лишь ветви одного человечества, и судьба его может быть понята в терминах плана Бога относительно человека. Более того, христианство ввело понятие истории, ограниченной во времени, начинающейся с сотворения человека Богом и кончающейся его окончательным спасением.» [12] Конкретное историческое событие может приобрести значение лишь по отношению к некоему большему событию или цели, достижение которой с необходимостью влечет за собой прекращение исторического процесса. Таким событием в христианской традиции является Судный день, который является окончательным финалом человеческой истории — именно он придает потенциальный смысл всем частным событиям. Однако христианская эсхатология отрицала всякую ценность мирской истории народов, и подлинной, охватывающей весь материал философии истории здесь поэтому никогда не было, а была лишь догматика и история церкви. Мышление основывалось на переплетении античной всеобщей истории с библейско-церковной историей, как она была создана Юлием Африка ном, Евсевием, Иеронимом и Августином. В эти же рамки Средневековье ввело свои хроники, как сделал, например, Оттон Фрейзингенский.
Б) Составной частью античного мира были греческие города-государства
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |