|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вуковысотность
Звуки мелодии совпадают все, кроме первого и последнего. Первая и последняя ноты мелодии - это стыки, которыми она (мелодия) соприкасается с остальнымм текстом симфонии. Замысел требует, чтобы мелодия Бизе входила в текст симфонии не как коллажная заплата, а естественно, органично. Для этого крайние звуки должны быть приспособлены к остальной ткани музыкального организма. Нежелательно, чтобы мелодия внутри крупной формы кончалась на тонике. У Бизе а - d то есть тоника. В небольшой пьесе это естественно, но симфония требует непрерывного тока музыки. И Шостакович оканчивает мелодию на терции, на fis (в симфонии мелодия на октаву выше). Но терцией начинается мелодия в Хабанере у Бизе и, чтобы её избежать, Шостакович находит другой звук для начала темы - а. Так рождается ход на октаву Этой октаве суждена большая роль, интересная судьба. Направление первого мотива остается тем же - снизу вверх. И так как гармоническая окраска этих первых звуков осталась той же, что и у Бизе, то эта ретушь выполнена очень мягко, бережно. Все остальные звуки полностью совпадают с мелодией Бизе. Если последний звук мелодии fis считать заимствованным, перенесенным из начала мелодии, а затактовое а отождествить со следующим (по мысли нововенцев повторяющийся звук можно понимать как один), то тогда - в мелодии Шостаковича нет ни одной (!) ноты, чуждой мелодии из «Хабанеры».
[18]
В этом рассуждении следует четко разделить две вещи: неопределенное и определенное. Предполагая, как происходит процесс создания темы, мы вторгаемся в область недоказуемого, подходим вплотную к тайне творчества, к интуитивному процессу. Большинство композиторов, Шостакович в том числе, отказываются объяснять этот процесс. Мы отдаем себе отчет в том, что эта часть нашего рассуждения относится к области неопределенного. Что же остается на долю определенного? Сходство мелодий Бизе и Шостаковича узнается на слух и на глаз. Это определенно. Появилась октава. Как она появилась - это наш домысел. Мы объясняем целесообразность, с нашей точки зрения, именно такого построения темы. Появление октавы - маленькое, но важное изменение. Маленькое, потому что не повлияло на узнаваемость, важное, так как октава стала началом мелодии, и это имеет значение для опознания её в тексте разработки I части симфонии[24]. Итак, сходство узнается на слух и на глаз. Появился октавный ход снизу вверх, а в конце темы - на терцию вниз. (У этого терцового хода - своя судьба, своя собственная линия развития. Приведем только два примера. Этот ход включен в «тему-эпиграф» последним звеном. Нисходящим ходом терции в басу будет кончаться I часть симфонии.)
[19]
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |