|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тональность
Тональность - один из важнейших компонентов в образной характеристике сравниваемых текстов. Каким бы метаморфозам и в каких бы тональностях не пришлось мелодии побывать в других разделах (особенно в разработке) - главное, центральное, «звездное»её появление - в репризе, в D-dur, то есть той же тональности, что и у Бизе. Если бы сходство было случайным, нечаянным - вероятность тонального совпадения была бы одна к двенадцати. Удивительно вот что: на всем огромном пространстве симфонии, написанной в тональности d-moll, есть всего два (только два!) эпизода в D-dur. И это именно те эпизоды, которые «рифмуются» со II и III разделами Хабанеры, эпизоды, о которых идет речь: ПП репризы I части и Кода финала. Есть, правда, ещё один небольшой, в два с половиной такта фрагмент, который претендует, желает, но не может достичь Ре мажора (ц.[7] такты 4-5, ц.[8] т.1, полтора такта перед и такт после ц.[8]). И стремление, и невозможность закрепиться в нем не случайны. Как в театре, фрагмент этот - пружина, мотивация для дальнейшего сюжета, действия. Ре мажор этого фрагмента ненадолго, кратко предстает как цель, к которой стремится интрига симфонии. Что же не дает возможности закрепиться Ре мажору в этом фрагменте? Во-первых, эти такты являются звеном свободно варьируемой секвенции, то есть это не самостоятельное построение, а одна из ступеней в ряду других.
[23]
Во-вторых, фрагмент политонален. В то время как у труб, высокого дерева, высоких струнных пульсирует Ре мажорное трезвучие, в нижнем голосе - у валторн и виолончелей - грозно и упрямо звучит до минор: В-третьих, фрагмент этот слишком мал по времени, чтобы Ре мажор мог закрепиться. Ритм аккордов предвосхищает будущие аналогичные аккорды сопровождения в ПП, а оркестровка и динамика (медь и ff) — коду финала. Фрагмент этот можно было бы назвать «на пути к Ре мажору». А пока, в начале экспозиции I части, вместо желаемого Ре мажора наступает ми-бемоль минор - однотерцовая тональность. И однотерцовость эта не затушевывается:
Терция общая! fis = ges! Красноречивая подробность: трубы заканчивают на третьей четверти такта (ц.[8], т.1). Струнные начинают за полтакта до ц.[9], на третьей четверти. Эстафета на расстоянии. Между её звеньями
[24]
врезается последнее в экспозиции проведение «темы эпиграфа» (и 2-го элемента ГП). Ни во II части, ни в III, ни одного хотя бы крошечного эпизода в Ре мажоре нет. А ведь Ш часть написана в фа-диез миноре - тональности очень близкой Ре мажору. Шостакович экономит, приберегает эту тональность для главных, «заветных» высказываний. Итак, а) тональности разбираемых эпизодов симфонии и тональность разделов Хабанеры, которые стали первоисточником для тем симфонии - совпадают; б) тональная драматургия симфонии внушает: только эпизоды, связанные с Хабанерой, «имеют право» быть в Ре мажоре.
Образ Образные комплексы каждого сочинения настолько объемны, что невозможно их сопоставлять, не влезая в многочисленные подробности, в которых было бы легко «закопаться». Кроме того, в значительной степени образные решения зависят не только от нотного текста, но и от исполнителей, режиссеров, дирижеров. И все же есть важные черты, которые совпадают в главном. В опере есть литературный текст. Четырежды повторяется единственное в этом разделе Хабанеры слово. И это слово -L'amour - любовь. ПП партия репризы - наиболее лирический эпизод в I части. В симфонии нет слов, мелодия 1111 репризы взывает к ассоциациям, а те подсказывают нам слово... и здесь мы вступаем в царство недоказуемого, и все же... (искусство есть доказательство недоказуемого)... мы увидим, что мотив, на котором строится основной материал финала, имеет свой прототип в опере. И этот «первоисточник»также начинается со слова L'amour. Неужели тоже случайное совпадение?
[25]
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |