|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ритм сопровожденияИ схож, и не схож. У Бизе ритм броский, характерный, яркий. Это ритм танца с Кубы, из Гаваны, отсюда и название[25] (Habana, Habanera):
У Шостаковича ритм тоже очень яркий, не менее броский, но, по первому впечатлению, на слух совершенно другой. Этот ритм пронизывает собой всю симфонию. Данилевич, Сабинина называют его лейтритм[26].
Образ романтически возвышенный, пульс сдержанного волнения, даже порыва - в экспозиции и просветленное умиротворение - в репризе.
[20]
И на слух, и на глаз - различие очевидно. Но посмотрим партитуру Бизе (не клавир! В клавире голосоведение затушевано, смикшировано, приспособлено для двухручного исполнения). Обратим внимание на партии вторых скрипок и альтов - та же фигура, тот же ритм, что и в симфонии! Тот же ритм, собственно, и у первых скрипок (а речь сейчас идет о ритме), мы указываем на вторые скрипки и альты просто потому, что здесь сходство проявляется особенно наглядно. Во втором разделе Хабанеры - мажорном - тот же ритм, наклонение лада сходство ещё более усиливает:
Паузой восьмой можно пренебречь, тем более, что в симфонии этот ритм есть и в таких вариантах. Например, ц.[2], такт 5
[21]
Шостакович одновременно и использовал этот ритм, и замаскировал его. Как же он достиг такого эффекта? Композитор распространил этот ритм-фактуру на всю струнную группу до контрабасов (в экспозиции - минус первые скрипки, которым отдана мелодия), прибавил романтическую арфу, на время убрал шестнадцатую. Почему на время? В коде I части она на один миг промелькнет. Можно представить такую реконструкцию «черновой»работы: Но ведь такая музыка в симфонии есть! Это кода I части:
[22]
«Тема-эпиграф»! Первая тема главной партии! Да, но одновременно это и шестнадцатая из Хабанеры. Так цыганка из Испании на мгновение оборачивается гражданкой из СССР. Выясняется, что и тональность es-moll в коде - не случайность. В экспозиции - это тональность побочной партии, в коде - в той же тональности - 1 элемент главной партии. Звучит как бы продолжение давно начатого разговора, досказывается до конца то, что должно было, но не было договорено.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |