|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Несходство (маскировка)
Как же выполнена маскировка, да такая, что даже Мясковский не услышал? Другими словами, в чем различие между побочными партиями (1 части симфонии) и Хабанерой? 1. ПП в экспозиции совершенно не похожа на мелодию Бизе. А слушатель ориентируется на ту ПП, которую он знает по экспозиции.
а) Первый ход на октаву вверх - это то, чего у Бизе нет, это то, что внес нового Шостакович. Следующий ямбический мотив - ход на септиму вниз (е3 → f3) - этого также в Хабанере нет. Третий ход (с2 - с3) опять на октаву вверх - единственная интонация, которая есть у Бизе, но этот намек слишком ничтожен, да к тому же он расположен не на той ступени, что в Хабанере. Последний кадансовый ход на малую терцию вниз (b3 - g3) - такого хода у Бизе нет, это опять то, что внес Шостакович. б) разница еще и в том, что побочная экспозиции — в миноре, а побочная репризы и 2 раздел Хабанеры - в мажоре. Ладовое различие побочных в экспозиции и в репризе - прием известный в классической сонате, и ничего необычного в этом как будто
[26]
нет. Роль противопоставления в том, что в общем ряду маскировочных средств эта деталь вносит свою лепту в дело «конспирации». в) 1-ая тема ГП и ПП репризы изложены в форме канона, ПП экспозиции - одноголосно. Это сближает, делает «близкими родственниками» главную партию с побочной репризы и «дальней родственницей» побочную экспозиции с главной партией экспозиции, отделяет, обособляет ее. г) Кроме того, весь первый восьмитакт ПП в экспозиции - модулирующий, поэтому функциональное значение ямбических мотивов все время меняется. В репризе же ПП в пределах восьмитакта устойчиво держится одной тональности и тех же гармоний, что у Бизе. Простой, четкий классический оборот TSDT. (Мы еще раз отметим, что рассматриваем первый восьмитакт побочных партий. Именно он несет в себе звуковую семантическую значимость). Таким образом, в ПП экспозиции нет почти ничего общего с Хабанерой. Великолепная маскировка! И все же остается неясным, даже загадочным: каким образом сделаны изменения, каков механизм преобразования? Для того, чтобы понять это, приведем обе побочные, условно говоря, к «общему знаменателю», выпишем их в одной тональности, например, в Es.
[27]
Минимальные частицы, из которых построена тема - это мотивы из двух нот. Таких мотивов - крошечных блоков - четыре: 1 - вверх, 2 - вниз, 3 - вверх, 4 - вниз. Звук f (вторая ступень в тональности Es), в Хабанере и в побочной репризы находящийся в 3 блоке, Шостакович переносит во 2 блок, а временно пропущенную шестую ступень (звук с), первоначально находящуюся во 2 блоке, композитор переносит в 3 блок. Блоки просто переставлены! Средние блоки поменялись местами, крайние остались в неприкосновенности. Все звуки - те же, ни одного постороннего! При перестановке изящно, симметрично произошел числовой обмен: вместо одного «с» - стало 2 «с», вместо двух «f» – одно «f». c + 2f = 2c+f Так как «оригинал» (ПП репризы и Хабанера) - в мажоре, а побочная экспозиции - в миноре, то, чтобы сохранить высотность мелодии, Шостакович излагает тему побочной экспозиции в дорийском ладу. Так появляется «до» вместо до-бемоль в ми-бемоль миноре. А чтобы подготовить его появление в мелодии он (до-бекар) появляется сначала в аккордах сопровождения. На 1 1/2 такта раньше. Вот откуда «свежесть» в гармонии, так восхищающая (и справедливо!) исследователей. Счастливо, как бы «случайно» найденная деталь (краска гармонии, ход мелодии), оказывается не случайной, а строго связанной со смыслом и формой целого. Остроумие, простота и одновременно целесообразность перестановок звуков в двух вариантах побочных партий говорит о том, что это осознанная работа мастера. Цель - маскировка первоисточника. И действительно - звуковысотность побочной экспозиции не взывает к ассоциациям с Хабанерой. А вот ритм мелодии - соответствует и Хабанере и ПП репризы. Но один ритм не дает повода для опознания. Выстраивается такая картина: ПП репризы близка, узнается, схожа с Хабанерой, ПП репризы, естественно, схожа с ПП экспозиции, но ПП экспозиции - не узнается, не похожа на Хабанеру.
[28]
Если изобразить графически, нагляднее, то получится так: ПП репризы схожа с Хабанерой ПП репризы схожа с ПП экспозиции но, стремясь на время замаскироваться ПП экспозиции не похожа на Хабанеру Можно задать вопрос: может быть, никакой маскировки не было? Просто мы, слушатели, не распознали, а когда заметили сходство, то посчитали его случайным, «внешним совпадением»(как Мазель)? Искусная работа композитора с темой ПП экспозиции дает повод думать, что маскировка была сознательной. ПП экспозиции - это гадкий утенок, только Сказочник знает, что здесь скрыто, никому пока не дано угадать будущего лебедя, но он существует, он уже живет, и замысел мастера в том, чтобы он себя проявил в загаданное время, в нужном месте. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |