|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НАША БЕДА - ИДЖТИХАД, ПРОТИВОРЕЧАЩИЙ СВЯЩЕННЫМ ТЕКСТАМ
В ходе исследований я сделал следующий вывод: истоки бед, происшедших с Исламской уммой, надо искать в интерпретации Ислама, противоречащей святым текстам, в интерпретации, которую дали ему сподвижники. Так, они нарушили законы Аллаха и уничтожили традицию, религиозные алимы и учителя часто противоречили сунне Пророка, если она не согласовалась с поступками сподвижников. Иногда они даже противоречали кораническим текстам. Я не преувеличиваю, выше я упоминал историю относительно коранического текста, касающегося тайаммума. Вопреки тому факту, что в Коране и Сунне Пророка ясно сказано все о тайаммуме, они продолжают по своему интерпретировать эту тему и считают, что следует пропустить молитву, если по близости нет воды. Абдаллах ибн Умар оправдывал эту точку зрения, и мы уже сталкивались с данной темой в этой книге. Одним из первых сподвижников, открывших врата иджтихада, был второй халиф, который после смерти Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) положился на свое суждение относительно коранического текста. Он отказал в доле закята тем, чьи сердца склонялись к Исламу (хотя по установлению Аллаха они должны получать свою долю из закята). Он заявил: "Мы в вас не нуждаемся". Что же касается его свободной интерпретации Сунны Пророка, то можно привести немало примеров на этот счет, к тому же он многократно противоречил Пророку лично, когда тот был еще жив. Мы уже говорили в предыдущих главах о его позиции во время заключения мирного договора при Худайбийе, а также о его активном противодействии тому, чтобы Посланник написал свое предсмертное наставление, когда он сказал, что нам довольно Книги Аллаха. Есть и другой инцидент между ним и Посланником Аллаха, который ясно демонстрирует нам менталитет Умара и то, как он позволял себе спорить с Посланником Аллаха и противостоять ему. Это история о распространении "хорошей вести о Рае". Посланник Аллаха отправил Абу Хурайру с такой инструкцией: всякому встреченному им человеку, который абсолютно убежден в том, что нет Бога, кроме Аллаха, он должен сообщить хорошую весть: "Ты будешь в Раю". Абу Хурайра, как ему и было сказано, пошел распространять эту хорошую весть, пока не встретил Умара, который воспрепятствовал исполнению его миссии и ударил его с такой силой, что тот оказался лежащим на земле. Тогда Абу Хурайра вернулся назад и со слезами рассказал Пророку о своем столкновении с Умаром. Посланник спросил Умара: "Что заставило тебя так поступить?" И Умар ответил ему вопросом на вопрос: "Ты действительно послал его распространить хорошую весть о Рае для всякого, кто убежденно верит в то, что нет Бога, кроме Аллаха?" Посланник Аллаха сказал: "Да". Тогда Умар сказал: "Не делай этого, иначе я боюсь, что все люди уверятся в том, что нет бога, кроме Аллаха". Мы также знаем о его сыне Абдаллахе ибн Умаре, который боялся, что люди будут полагаться на тайяммум, поэтому он приказал пропускать молитву. Лучше бы они оставили в покое священные тексты и не меняли их смысл своей поверхностной трактовкой, которая приводит лишь к уничтожению Исламских законов, святотатству и разделению Исламской уммы на различные группировки и враждующие фракции. Глядя на то, как поступал Умар по отношению к Посланнику Аллаха и его Сунне, мы можем заключить, что он никогда не верил в непогрешимость Посланника, он судил о нем также, как и о любом другом человеке, в котором есть и хорошее и плохое. Отсюда и происходит позиция суннитов, заключающаяся в том, что Посланник Аллаха был непогрешим только в качестве передатчика Святого Корана, в остальном же это был обычный человек со всеми его достоинствами и недостатками. Некоторые невежественные люди утверждают, что Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) допускал в своем доме искушение дьявола. Якобы однажды он возлежал дома, окруженный женщинами, играющими на тамбуринах и довольный дьявол сидел рядом с ним. Но когда пришел Умар, дьявол сразу кинулся бежать, а женщины попрятали свои тамбурины под сидения. И Пророк сказал Умару: "Как только дьявол увидел тебя, он сразу убежал через другой вход". Теперь не удивительно, что Умар имел свой собственный взгляд на религию и позволял себе спорить с Посланником Аллаха как на политические, так и на религиозные темы, как, например, в только что приведенной нами истории о "хорошей вести о Рае". Группа сподвижников во главе с Умаром ибн Хаттабом, вооруженная идеей иджтихада, т.е. собственного токования Ислама, набирала силы, и в день, когда Умар не дал Пророку написать последнее завещание, они поддержали точку зрения Умара, противоречащую ясному тексту Корана и Сунны. Мы можем проследить, что та же группа сподвижников не признала слов Пророка, сказанных при Гадир-Хуме, когда Али был провозглашен преемником Пророка и халифом для всех мусульман. Они просто ждали смерти Пророка, чтобы отвергнуть это распоряжение. И так называемый "совет под навесом", за которым последовали выборы Абу Бакра, был результатом этого иджтихада. Люди стали понемногу забывать слова Пророка о наследовании халифата, а эта группа овладела полным контролем над всеми делами. Они стали все толковать по своему усмотрению и даже оспаривали Книгу Аллаха, они нарушали границы и преступали законы. Трагедия с Фатимой аз-Захрой произошла сразу после трагедии с ее мужем, когда того не допустили к управлению халифатом. Затем последовала трагедия, связанная с выплатой закята: был дан приказ вопреки ясным текстам Корана и Сунны. Потом халифат унаследовал Умар, что также было неизбежным результатом иджтихада, потому что Абу Бакр в данной ситуации поступил по своему собственному усмотрению и не обратился за советом к шуре (консультативному совету), что он обычно делал во время своего правления. После того, как пришел Умар, ситуация ухудшилась еще больше: он позволял совершать то, что было запрещено Аллахом и Его Посланником[184] и запрещал то, что было дозволено[185]. Когда после Умара пришел Осман, он далеко продвинулся в своем иджтихаде, опередив в этой области обоих своих предшественников. Это продолжалось до тех пор, пока его новые установления не начали серьезно воздействовать на политическую и религиозную жизнь в целом. В итоге это привело к революции, и ему пришлось заплатить за свой иджтихад ценой собственной жизни. Когда Имам Али взял дела халифата под свой надзор, он столкнулся с большими трудностями, пытаясь убедить людей вернуться к следованию чистой традиции Пророка и Святого Корана. Он старался сделать все возможное, чтобы очистить Ислам от нововведений, но некоторые люди громко возражали ему: "Осторожно! Так сказал Умар!" Я убежден в том, что люди, сражавшиеся с Имамом Али, делали это из-за того, что он заставил их вернуться назад к следованию правильным святым текстам. Он уничтожил все новшества и вольные интерпретации, которые успели проникнуть в религию за последнюю четверть века. Но люди уже успели к ним привыкнуть, особенно жадные люди со своими прихотями и капризами, которые использовали богатство, полученное от Аллаха, в своих личных целях, и эксплуатировали простых людей, лишая их законных прав. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что самонадеянные персонажи склонны к иджтихаду, потому что это позволяет им заполучить то, что они хотят, а священные тексты становятся преградой на их пути и препятствуют достижению их целей. И не важно, что такой иджтихад может иметь своих последователей среди простых людей в любое время и в любом месте просто потому, что это очень просто - совершать действия и не иметь твердых обязательств. Следование святым текстам ограничивает свободу и налагает определенные обязательства, поэтому политики называют его теократией, что означает "власть Аллаха". Иджтихад же со своей свободой и минимумом обязательств они называют демократией, что означает "власть народа". Люди, собравшиеся под навесом после смерти Пророка (Да благословит Аллах его и род его!) решили упразднить теократическое правление, установленное Посланником Аллаха на основе коранических текстов, и заменить его на демократическое правительство, выбранное народом. Но сподвижники не знали слова "демократия", ведь это неарабское слово, зато они знали, что такое система шуры[186]. Те, кто в настоящее время не признают хадисы, относящиеся к унаследованию халифата, являются ретивыми сторонниками "демократической" линии, они утверждают, что Ислам первым принял демократическую модель, они поддерживают идею иджтихада и реформ, и сегодня их систему считают наиболее близкой к западной системе, вот почему западные правительства так хвалят их и называют их прогрессивными и умеренными мусульманами. Шииты, поддерживающие теократию, или власть Бога, отвергают иджтихад, противоречащий святым текстам, они различают такие понятия как "Власть Аллаха" и "шура". И они не видят никакой возможности для диалога между шурой и святыми текстами, а их главной заботой является решение иджтихада и шуры в вопросах, не нашедших своего отражения в святых текстах. Мы видим, что Аллах, хвала Ему, избрал Мухаммада Своим Посланником, но при этом Он сказал ему: "...и советуйся с ними о делах" [187] Что же касается выбора предводителя среди людей, Аллах сказал: "Твой Господь [, Мухаммад] создает, что пожелает, и избирает [, кого пожелает], а у них нет выбора..." [188] Когда шииты защищают право Али на наследование халифата, то по сути они следуют святым текстам, а когда они выражают недоверие некоторым сподвижникам, то они делают это по отношению к тем людям, которые поменяли местами священные тексты и иджтихад, лишившись таким образом правления Аллаха и Его Посланника, и нанеся Исламу такой ущерб, который до сих пор не компенсирован. В результате мы имеем западных мыслителей, презирающих шиитов, называющих их религиозными фанатиками и реакционерами за то, что те хотят вернуться к Корану, согласно которому вору надлежит отрубить руку, а прелюбодеев побить камнями. К Корану, который призывает людей идти и сражаться на пути Аллаха. Все это, как они считают, есть ничто иное, как высокомерие и варварство. В ходе моих исследований я начал понимать, почему определенные суннитские религиозные руководители закрыли врата иджтихада столь давно, во втором веке Хиджры. Возможно они предвидели последствия иджтихада для Исламской нации - от маленьких несчастий до кровавых гражданских войн, они представляли, что из той нации, о которой Аллах сказал: "Вы - лучшая нация, когда-либо выходившая из людей", - она может превратиться в нацию воюющих фракций, где правит анархия, и которая неминуемо поворачивается обратно в сторону джахилии. Шииты же продолжают иджтихад, в то время, как священные тексты остаются нетронутыми, и никто не может изменить их, им помогают в этом Двенадцать Имамов, которые унаследовали знание от своего деда, они часто говорили, что нет такого вопроса, на который не ответил бы Аллах, и который не прояснил бы Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!). Теперь мы понимает, что когда суннитские традиционалисты следовали за сподвижниками, которые занимались иджтихадом и препятствовали письменной фиксации Сунны Пророка, то они вынуждены были прибегать к методам персональной интерпретации из-за отсутствия соответствующих текстов: таких, как кыяс (аналогия), истишав (ассоциация) и т.д. Мы понимаем также, что шииты ориентированы на Имама Али, как на своего главного учителя, Пророк назвал его "градом знаний", Имам Али говорил: "Спрашивайте меня обо всем, ибо Посланник Аллаха открыл передо мной тысячу [врат] к знаниям, каждые из которых открывают еще по тысяче" [189]. Но никто из шиитов не брал себе в учителя ни Муавию, ни ибн Абу Суфиана, которые немного знали о наследии Пророка. После смерти Имама Али мусульманами стал править предводитель неправедной партии. Руководствуясь своим собственным мнением, он подверг Ислам такой трансформации и нанес ему такой ущерб, как никто другой до него. Но суннитские традиционалисты называют его "записавшим откровение" и считают его выдающимся ученым в области интерпретации Ислама. Как могут они судить о нем таким образом, когда именно он отравил Хасана ибн Али, господина юношей Рая? Может, они скажут: "Это был один из аспектов его иджтихада, и он был неправильным!" Как могут они оправдывать его иджтихад, когда он силой заставил народ присягнуть себе, а потом передал власть своему сыну Язиду, заменив таким образом выборную систему шуры на систему наследования? Как могут они оправдывать его иджтихад и восхвалять его, когда именно он заставлял людей проклинать Али, Ахль уль-Бейт, всех потомков Пророка во всех мечетях так, что это стало обязательной традицией и продолжалось шестьдесят лет? И как они могут называть его "записавшим откровение", если Пророк получал откровение в течение двадцати трех лет, а Муавия был язычником в течение первых одиннадцати из них, а затем, когда он принял Ислам, он не жил в Медине (ибо нет ни одного свидетельства, подтверждающего это), в то время, как Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) все это время жил в Медине, даже после завоевания Мекки? Так как Муавия мог осуществить то, что ему предписывается? Смотрите! Нет власти, кроме как у Аллаха, Великого, Высочайшего! Мы вновь возвращаемся к вопросу: кто же был прав, Али и его последователи или Муавия и его партия? Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) разъяснил все вопросы, но некоторые их тех, кто претендуют называться последователями его Сунны, неправильно истолковали ее. Для меня стало очевидно, что те, кто защищают Муавию, могут быть только последователями Муавии и Омейядов, но не последователями Сунны Пророка. Если мы внимательно изучим их взгляды, то обнаружи м, что они ненавидят последователей Али, они отмечают день Ашуры как веселый праздник, они защищают тех сподвижников, которые причиняли боль Посланнику Аллаха в течение его жизни и наносили ему ущерб после смерти, они всегда исправляли их ошибки и оправдывали их поступки. Как можно одновременно любить Али и Ахль уль-Бейт и благословлять их врагов и убийц? Как можно любить Аллаха и Его Посланника и одновременно защищать тех, кто изменил законы Аллаха и Его Посланника, истолковав их на свой лад? Как можно уважать тех, кто не уважал Посланника Аллаха, порицал его и критиковал его правление? Как можно следовать за религиозными вождями, назначенными омейядами и аббасидами по политическим мотивам, и покидать других предводителей Ислама, в то время, как Посланник Аллаха назвал их число[190] и имена[191]? Как можно следовать за теми, кто не знал Пророка достаточно хорошо и забывать того, кто был "градом знаний", чьи отношения с Пророком были такими же, как отношения Харуна и Мусы? Кто первым ввел термин "Ахль уль-Сунна и Джама'ат"? Я просмотрел ряд исторических книг и обнаружил, что год, когда Муавия захватил власть, был назван "Годом джама'ата". Он был так назван в связи с тем, что после смерти Османа Исламская умма разделилась на две партии: сторонников Али и сторонников Муавии. Когда Имам Али мученически погиб, и Муавия захватил власть после договора с Имамом Хасаном, давшим ему возможность стать предводителем всех мусульман, год был назван "Джама'ат". Таким образом название "Ахль уль-Сунна и Джама'ат" означает принадлежность к традиции Муавии и согласие с его предводительством, но вовсе не означает принадлежность к последователям Посланника Аллаха. Имамы и другие члены Ахль уль-Бейт, являющиеся потомками Посланника Аллаха, лучше кого-либо знают Сунну своего предка и то, какие обязательства она накладывает. Как говорится в пословице: "Мекканцы лучше чем кто-либо знают дороги своего города". Но мы встали в оппозицию к Двенадцати Имамам и последовали за их врагами. Вопреки тому, что нам известен хадис, в котором Посланник Аллаха упоминает двенадцать халифов, и все они из племени Курайш, мы всегда останавливаемся на четырех праведных халифах. Может нам следует считать и Муавию, назвавшего нас "Ахль уль-Сунна и Джама'ат", имея в виду всеобщее соглашение на основе его личной сунны, позволяющей проклинать Али и Ахль уль-Бейт? Это продолжалось шестьдесят лет, пока Умар ибн Абдул Азиз - да будет доволен им Аллах - не прекратил это. Некоторые историки сообщают нам, что омейяды сами сговорились убить Умара ибн Абдул Азиза, хотя он был одним их них, за то, что он уничтожил традицию проклятий Али ибн Абу Талиба. О мой народ! Мы должны двигаться вперед, ведомые высочайшим Аллахом, в поисках истины, избавившись от слепых предрассудков. Ведь мы - жертвы аббасидов, жертвы темной истории и интеллектуальной нищеты, в которую мы были ввергнуты на долгое время. Несомненно мы стали жертвами хитрости и коварства таких людей, как Муавия, Амр ибн аль-Ас, Мугира ибн Шу'ба и других. Изучайте историю Ислама, чтобы постичь истину, и Аллах дважды вознаградит вас. Будем надеяться, что нам удастся объединить нашу умму, которая была разбита смертью Пророка и затем разделена на семьдесят три партии. Давайте объединим наш народ под девизом: "Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммада - Посланник Аллаха", следуя за Ахль уль-Бейт, ибо Посланник Аллаха приказал нам следовать за ними, сказав: "Не опережайте их, ибо тогда вы погибнете, и не отдаляйтесь от них, ибо тогда вы погибнете, и не поучайте их, ибо они знают больше вас"[192]. Если мы сделаем это, то Аллаха снимет с нас свой гнев и заменит наш страх на мир и спокойствие, он даст нам право управлять этой землей и явит перед нами своего друга Имама Махди, ведь Посланник Аллаха обещал нам, что когда к нам вновь придет Имам Махди, на земле воцарится мир и порядок, после того, как она была полна гнетом и несправедливостью... Так Аллах с его помощью завершает Свой свет в целом мире. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |