АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В.А. МОЦАРТ СИМФОНИЯ № 40 g moll (KV 550)

Читайте также:
  1. Английские друзья Моцарта
  2. Бетховен и Моцарт
  3. Божественная симфония мироздания
  4. В комнату впорхнула госпожа Моцарт.
  5. Вольфганг Амадей Моцарт
  6. Генеалогическое древо Моцартов
  7. Глава 22. Виктор. Симфония
  8. Двери Моцарт.
  9. Девятая симфония
  10. И Моцартом не буду никогда.
  11. К Моцарту надлежало явиться при полной параде.

 

Из истории создания. Написана летом 1788 года вместе с симфониями № 39 Es dur (KV 543) и № 41 C dur (KV 551). Предположительно для исполнения в большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка. Сведений о первом исполнении не сохранилось.

 

Состав оркестра: малый, парный (с одной флейтой), с отсутствующими трубами и литаврами. В первоначальном варианте отсутствовали также кларнеты. Позднее Моцарт переработал партитуру, разделив партию гобоев между гобоями и кларнетами.

 

Особенности трактовки сонатно-симфонического цикла. В основе симфонии – традиционный четырёхчастный цикл (сонатное Allegro – медленная часть – Менуэт – финал) с нетипичной для того времени лирико-драматической трактовкой, что позволяет говорить об этой симфонии как образце лирико-драматического типа симфонизма. Необычна и минорная тональность сочинения, тогда как подавляющее большинство симфоний Моцарта мажорны. Эти и другие особенности дали музыкантам XIX столетия основание усматривать в 40-й симфонии Моцарта предвосхищение романтизма.

 

Образный строй сочинения часто вызывал противоположные оценки. Например, Р.Шуман писал о присущей этой симфонии «греческой порхающей грации». Автор монографии о Моцарте Альфред Эйнштейн характеризует симфонию как «исполненную фатализма», где разработки крайних частей представляют «падения в душевные бездны», а третья часть – «героически-безысходный менуэт». Сходную мысль читаем у другого моцартоведа – Г.Аберта, отмечающего «мрачное пессимистическое настроение симфонии». Подобная же полемичность присуща исполнительской практике. Сравните, например, исполнения под управлением Николауса Арнонкура и Карла Шюрихта.

 

В ряду выдающихся интерпретаторов XX столетия – дирижёры Николаус Арнонкур (с Венским филармоническим оркестром, 1984), Рудольф Баршай (с Московским камерным оркестром), Карл Бем, Леонард Бернстайн (с Венским филармоническим оркестром, Нью-Йоркским филармоническим оркестром), Бруно Вальтер (с Венским филармоническим оркестром, 1950; Нью-Йорским филармоническим оркестром), Джеймс Левайн (с Чикагским симфоническим оркестром, 1981; Венским филармоническим оркестром), Невилл Марринер, Евгений Мравинский (с оркестром Ленинградской филармонии, 1972), Артуро Тосканини (1950), Вильгельм Фуртвенглер (1949), Карл Шюрихт (с Венским филармоническим оркестром, 1956) и др. [1]


I часть Molto Allegro. Сонатная форма.

 

  Экспозиция
Разделы экспозиции Главная партия Связующая партия Побочная партия Заключительная партия
Особенности интонационного облика тем Кантиленные очертания с нисходящими секундовыми задержаниями, типичными для оперных lamenti. Помимо этого признаки танцевального жанра – гавота (размер 4/4, затактовое начало, четкий лапидарный ритм). Однако в быстром темпе эти песенно-танцевальные истоки утрачивают свое доминирующее значение и в сочетании с тембром струнных рождается взволнованный, порывистый образ темы ГП. Исследователи неоднократно указывали на сходство с первой арией Керубино «Non so piu cosa son» («Рассказать, объяснить не могу я») Контраст сфере ГП. Г.Аберт называет СП «чрезвычайно воинственной». Песенно-танцевальная, с многочисленными опеваниями и галантными ритмоформулами (см. например кадансы) Интонационно продолжает сферу ГП, развивая ее нисходяший секундовый мотив
Основные тональности g moll – B dur B dur – F dur B dur B dur
Особенности оркестровки чередование струнных (V-ni I, II) и tutti (в окончаниях предложений) – прием восходящий к традициям кончерто гроссо (противопоставление кончертино и рипиено) tutti реплики распределены между струнными и деревянными духовыми (приём концертирования) реплики распределены между различными инструментами
Границы разделов по партитуре 1-28 такты 29-42 такты 44-72 такты 72-100 такты

 

Разработка – строится исключительно на материале ГП, состоит из 3-х разделов, каждый из которых привносит «свои» приемы работы с темой: 1 – тонально-гармоническое развитие, 2 – полифонические приемы (имитации), 3 – мотивное вычленение.  
1 раздел – интенсивное тонально-гармоническое развитие первого двутакта темы ГП. 2 раздел – полифоническое и тонально-гармоническое развитие первого двутакта темы ГП (имитационные переклички между скрипками и низкими струнными с фаготом), доходящее до tutti. 3 раздел – вычленение и развитие (тональное, тембровое) начального секундового мотива темы ГП, который, по мысли Аберта, звучит здесь как «трогательная жалоба».
f moll – цепь эллиптических оборотов g – fis – e – a – d – g – C – F – B – (d) d moll – g moll
101-114 такты 114-138 такты 138-164 такты

 

Реприза Кода
Главная партия Связующая партия Побочная партия Заключительная партия на материале ГП; в тактах 293-296 содержится мотив, получающий развитие в IV части).
g moll – Es dur Es dur – f moll – g moll g moll g moll g moll
164-190 такты 191-225 такты 227-260 такты 260-284 такты 285-299 такты

 


II часть Andante. Сонатная форма.

 

  Экспозиция
Разделы экспозиции Главная партия Связующая партия Побочная партия
Особенности интонационного облика тем Тема содержит 2 элемента: 1) остинатные «шаги» с галантным завершением фразы, 2) типично ариозные обороты с задержаниями, напоминающий мотив из арии Тамино с портретом (из 1 действия оперы Моцарта «Волшебная флейта»). Мотив тридцать вторых из 2 элемента темы становится сквозным для всей части. Исполненные патетики октавные мотивы темы вносят контраст сфере ГП, в то время как мотив тридцать вторых интонационно произрастает из ГП. Песенно-танцевальная, развивает мотив тридцать вторых ГП.
Основные тональности Es dur B dur B dur
Особенности оркестровки струнные и валторны струнные с постепенным включением деревянных струнные с постепенным включением деревянных
Границы разделов по партитуре 1-19 такты 20-36 такты 36-52 такты

 

Разработка Реприза
  Главная партия Связующая партия Побочная партия
Мотивное вычленение и развитие первого «шагового» элемента ГП и мотива тридцать вторых из СП      
цепь эллиптических оборотов на уменьшенных гармониях. Es dur f moll – Es dur Es dur
53-74 такты 74-85 такты 86-107 такты 107-123 такты

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)