|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль Мухаммеда как пророка и государственного деятеляНаряду с исследованием роли и деятельности Посланника как организатора строительства новой жизни, в поле зрения всегда присутствует и личный план - личная жизнь Пророка. Она заполнена жизненными деталями, что дает возможность судить о Пророке со всей подробностью и конкретностью в самых разных жизненных ситуациях. Так вырисовывется его человеческий образ, позволяющий понять его социальное поведение и социальную деятельность в целом. Плодотворный ход посланнической миссии создателя новой мировой религии Посланника Мухаммада мусульманские ученые объясняют очевидным обстоятельством: Мухаммад был избран Аллахом из членов самого общества и послан к ним с миссией посланничества от Аллаха. Об этом прямо и неоднократно говорит Коран, представляя его людям, описывая его функции и требуя к нему соответствующего отношения. Западные исследователи объясняют успех Пророка Мухаммада историческими и личными причинами. К примеру, говорится о его способности быть лидером и харизматической природе личности. С этим следует согласиться. По своей человеческой природе Посланник Мухаммад был и в самом удивительной и неординарной личностью. Он стал образцом для всех мусульман. Вместе с этим Мухаммад является на деле Посланником Аллаха. Если исключить это, то никакими его личными качествами невозможно объяснить его успех в деле создания и распространения новой религии по воле и предпианиям Аллаха. С другой стороны, в этом случае остается открытым и вопрос о Коране. Коран есть то ниспослание (Книга ниспосланий), с которым обращается Аллах к Мухаммаду, наставляя его на действия по своей воле. Всякий, кто возьмет его в руки, с легкостью может убедиться в этом... Аллах поддерживал своего Посланника и содействовал ему. Это принимают все, кто нисполнен веры в Коран. Впрочем, и историческая практика победы ислама (в условиях борьбы с идолопоклонничеством), как отмечено, сама за себя говорит об этом. Но, разумеется, нельзя приуменьшать и личную роль Посланника Аллаха, его личные качества в этом деле. И это не только является совершенно естественным, но также подтвержается реальной историей и всей практикой посланничества. Это говорит о том, что нельзя характеризовать Посланника Аллаха только как механического "передатчика" или рассказчика. Это и неверно, и, по-человечески, безнравственно... Посланник Аллаха Мухаммад был высокой личностью, почему и справился с такой высокой миссией, как посланничество от Аллаха... Следует указать на то, что несмотря на свою (посланническую) миссию и способности, Посланник Аллаха Мухаммад жил среди людей и вел присущий всем образ жизни. Особенность, может быть, состояло в том, что в отличие от других, Посланник вел образ жизни, который был и для окружающих, и для всей последуюзей истории образцовым. В принципе, потому его образ жизни и он сам был поставлен в пример другим людям в Коране, как об этом уже сказано выше. Напомним, что Мухаммад был не только Посланником Аллаха, получателем айатов, которые ниспосылались ему. Он был еще и руководителем общества. Он управлял людьми в согласии с теми предписаниями для них, которые содержались в Коране. И несмотря на все это, он оставался человеком, который был притягательным и интересным для всех людей... Сочетание этих качеств делао его уникальной личность. Пророк (посланник), государственный руководитель и человек сливались в его личности в единый образ. Это, пожалуй, единственный из известных нам посланников... И в каждой из этих областей Посланник проявил лучшие качества человеческой натуры. Так, его деятельность в политической, правовой, экономической и социальной сферах стала событием в истории, а личность, как отмечено, образцовой... Можно еще раз подчеркнуть, что Посланник Аллаха не только передавал людям ниспосланное ему содержание знания и распространял его в обществе, среди людей, приглашал людей к распространяемой им религии, разъяснял и практиковал ее положения в жизни (аль-Бакара, 2/151; Али Имран, 3/164; аль-Джумуа, 62/2 и др.). Он еще и руководил обществом в направлении тех идей, принципов и положений, которые были ниспосланы ему (ан-Ниса, 4/105 и др.). По существу, формировалась новая модель жизни и общества. И во всем этом был личный вклад Пророка Мухаммада. То есть опять же цель заключалась не в только в том, чтобы преподнести некое знание людям. Она заключалась и в том, чтобы повернуть общество, личную и общественную жизнь, на новый путь развития. Как это понятно, посланническая миссия, возложенная Аллахом на Мухаммада, отличала его от других людей в обществе. И Коран со всей определенностью говорит об этом. Он подчеркивает его мировую роль и указывает на его отличие от всех остальных людей. Признание Себя Аллах связывает с признанием своего Посланника (Мухаммада). То есть верующий должен повиноваться не только Аллаху, но и носителю и глашатаю его Слова - Посланнику (ан-Ниса, 4/59 и др.). Требованием веры является признание авторитета и руководства Пророка Мухаммада в политческой и правовой областях, которые связаны в своей основе. В Коране говорится о том, что прежним посланникам были даны знания и руководство (власть) (мюлк - в тексте. - пер) (аль-Бакара, 2/251; ан-Ниса, 4/54; Сад, 38/20 и др.). Они даны и Пророку Мухаммаду как посланнику. Но в Коране по отношению к Посланнику вместо понятия мюлк было использовано понятие хюкм (приказ, предписание, властвование и др.). По преданию от Ахмеда Ханбелла - Всевышний Аллах предоставил своему Посланнику свободу выбора между понятиями "пророк-властитель" и "пророк-служитель". По предложению Джабраила, он, в знак смирения перед Аллахом, предпочел первое понятие ("пророк-служитель") (см. Ахмед б. Ханбал. аль-Муснад, т. 2, стр. 231). Есть такой исторический пример: Некто, оказавшись перед Посланником Аллаха, стал дрожать от страха. "Успокойся, - сказал Пророк Мухаммад, - я не правитель (властитель)" (Ибн Маджа. Этиме, 30; Муттаки аль-Хинди, Кензул-Уммал, Хайдарабад, 1314, т. 6, стр. 88) Как уже отмечалось, построение образцового исламского общества стало возможным благодаря руководству Посланника Аллаха, направляемого Его (Аллаха) предписаниями. В Коране это отражено в понятиях хюкм (приказ, предписание, властвование и др.). Речь идет об управлении Посланником Аллаха обществом во имя претворения в нем целей Аллаха (ан-Ниса, 4/60, 65 и др.). Для этого Коран требует бесприкословного подчинения Пророку и его слову, безусловного исполнения его предписаний. Поскольку следование Пророку является основой следования Аллаху, постольку следование Посланнику Аллаха является единственным доказательством следования Аллаху. Всевышний Аллах говорит так: "Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху..." (ан-Ниса, 4/80). Поскольку посланническая миссия Посланника Мухаммада не ограничивается одним лишь "духовным просветительством", а служит еще и задаче построения исламского общества (общины), постольку и следование ему не ограничивается одной лишь сферой религии, а включает в себя всю социальную сферу. Это - социальная сфера, политика и право, экономика, военная сфера (деятельность). Речь идет о том, что построение исламского общества включает в себе подчинение Пророку во всех конкретных сферах социальной жизни и деятельности, а не только в одной лишь религиозной сфере. Это - важное заключение для понимания истинной роли, назначения и миссии Посланника и посланничества в обществе. Именно по этой причине айаты, ниспосланные в Медине, связаны не только с верой как таковой, но включают в себя и целый спектр вопросов социального характера, начиная от вопросов политики, экономики, военного дела и кончая вопросами правового и нравственного регулирования социальной жизни во всем присущем ей многообразии. Так закладываются основы новой жизни на коранических приниципах. В западном общественном сознании до сих пор продолжает иметь место необъективная оценка личности и деятельности Пророка Мухаммада. Так, например, утверждается, что если в мекканский период он был снисходительным и приветливым, то в мединский период, благодаря набранной силе, он превращается в политизованную (политическую) личность со склонностью к насилию, его цели перемещаются в политическую сферу. Еще одна особенность в понимании и оценке личности и деятельности Пророка Мухаммада состояла в его усилиях по созданию (строительству) новой организации общественной жизни, как это имело место и у некоторых других посланников в отличие от пророка Исы (Иисуса). Потому деятельность Посланника Мухаммада следует оценивать исторически, а значит и на почве социальных и политических условий своего времени. Западные исследователи не всегда в должной мере учитывают это обстоятельство, что, в итоге, и порождает ложный политизированный образ Пророка. На это обращается внимание и в самих исследованиях. К примеру, Руди Парет говорит о том, чтобы не впадать в ошибку, которая связана с переносом на Пророка Мухаммада угла зрения на пророка Ису и его модели, который говорил о том, что его управление (властвование) не относится к этому миру. В этой связи следует подчеркнуть, что и в мединский период, то есть в период формирования арабского исламского общества, Посланник Аллаха не обращался к силе (в вопросах управления обществом), напротив, он действовал в полном соответствии с кораническими предписаниями по этому вопросу. А его военные и политические успехи были достигнуты, в первую очередь, в силу поддержки его миссии Аллахом и содействия ей. В его стратегии не было никаких изменений. Он как действовал с самого начала, так действовал и весь последующий период. Такие авторы как Р. Босфорц и Эдит Голланд отмечают, что мединские условия делали необходимым применение силы со стороны Пророка Аллаха (речь идет о силе, применяемой по отношению к врагам веры, наступавшими на Пророка и его сторонников. - пер.). А Э. Голланд (англичанин) в изданной в 1914г. книге, то есть в период войны англичан с немцами, вспоминает о Пророке Мухаммаде и его сторонниках, подчеркивая, что они, первые мусульмане, были готовы отдать за победу свои жизни, имущество и всё, чем они владели. Автор желает и англичанам того же настроя. Эдвард Гиббон говорит о праве каждого на защиту своей жизни и своего имущества в случае нападения. В этом отношении он указывает на Пророка Мухаммада, который оказался перед необходимостью принятия соответствующих мер, когда в реализации своей мирной и благородной миссии его сторонники стали наказываться ссылкой или подвергались нападениям и ограблениям. Это было предпочтением, выбором независимого общества - выдвинуть мекканского переселенца (то есть Мухаммада) на должность руководителя и наделить его полномочиями создания объединений и ведения защитной войны. В то же время многие западные исследователи указывают на то, что трактование Посланника Аллаха только как умелого политического деятеля или государственного руководителя, абстрагируясь от его духовной миссии, не соответствует исторической реальности. Точно также является отступлением от исторической правды и характеристика его как двух различных личностей в мекканский и мединский периодах. Это необъективный и неисторический подход, ибо, как отмечено, личностные качества Посланника Мухаммада не претерпели никаких изменений на этом отрезке времени. В силу этого все подобные походы лежат за пределами объективной истории. Они не только искажают характеритику личности Пророка, но служат еще основанием для искажения ислама в целом. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |