|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
С чего все начиналось?
Содержание: стр. Введение.С чего все начиналось? 2-4 Что такое эвтаназия? 5-6 Этаназия-право или преступление? 7-13 Правовые аспекты эвтаназии. 14-17 Лучше 1 раз увидеть, чем 100 услышать. 18-21 Риторика и политика. 22-23 Заключение. 23 С чего все начиналось?
Термин «эвтаназия» в переводе с греческого означает «хорошая смерть» (от eu «хороший» и thanatos «смерть»). Само значение слова «эв- таназия» обладает внутренней логической противоречивостью для чело- века. Так, смерть в сознании людей связана с горем, бедой, отрицатель- ными эмоциями. Поэтому трактовка эвтаназии как «хорошей смерти» воспринимается человеком с определенными трудностями, возникает потребность преодолеть этот диссонанс. Одной из первых реакций че- ловека может быть такая – «смерть не может быть хорошей!». Такая противоречивость вызывает множество интерпретаций феномена эв- таназии. Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993) трактуют эвтаназию как удовлетворение просьбы больного об ускоре- нии его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни Однако данное определение покрывает только активную эвтаназию и фактически оставляет в стороне другие ее виды и формы (пассивная, добровольная, принудительная, непрямая). Мы не будем здесь вдаваться в тонкости определения различных видов и форм эвтаназии. Хотелось подчеркнуть то, что ситуации, которые обозначаются понятием «эвтаназия» в научной, научно-популярной литературе, СМИ, могут быть различны. При этом в пуб- личном дискурсе дебаты, как правило, ведутся вокруг активной эвтана- зии, определение которой мы дали, ссылаясь на Законодательство РФ об охране здоровья граждан (1993). В российском публичном дискурсе случаи выдвижения утвержде- ний-требований в отношении эвтаназии носят «точечный» характер, обладают определенной мозаичностью, о чем свидетельствуют редкие упоминания этой темы в СМИ. И все же, можно утверждать то, что в на- шей стране сформировался определенный дискурс, репрезентирующий проблему эвтаназии, который может быть проанализирован социологи чески. В качестве источников информации для анализа мной использова- лись, во-первых, статьи по данной проблематике в научных и научно- популярных журналах и изданиях этико-философского, медицинского, социологического направлений (например, «Человек», «Вопросы фило- софии», «Философские науки», «Медицинская консультация», «Меди- цинская газета», «Медицинская помощь», «Социологические исследо- вания», «Социологический журнал», «Методологические и социальные проблемы медицины и биологии: Сб. научных трудов») – всего более 80 публикаций в период с 1990 по 2006 год; а во-вторых, случаи выдви- жения утверждений-требований в российских СМИ (новостные сюже- ты, статьи в периодических изданиях и Internet) – всего более 30 мате- риалов в период с 2000 по 2009 год. Кроме того, анализ опирается на результаты интервью с экспертами из различных областей науки и прак- тики Перми и Санкт-Петербурга по данной проблеме, проведенных в 2003–2005 годах. Период перестройки стимулировал проникновение дискурса био- этики в российское научное и медицинское сообщество, что было обусловлено необходимостью усвоения новых норм, ценностей, а также принятия основных международных нормативных актов и деклара- ций в области обеспечения прав человека и прав пациентов. Начало 1990-х годов знаменуется всплеском публикаций по теме эвтаназии в научных и научно-популярных изданиях – журнал «Человек», «Вопро- сы философии», «Философские науки.В 1992 году,по сравнению с 1990 годом, можно отметить трехкратный рост публикаций – с трех до девяти [Гусейнов, 1990; Фут, 1990; Пеллегрино, 1990; Коновалова, 1992; Огурцов, Фролов, 1992; Тищенко, 1992; Кутырев, 1992; Тихоненко, 1992; Хамфри, 1992; Юдин, 1992]. В то же время пер вая статья по проблеме эвтаназии, обнаруженная нами в медицинском издании – в журнале «Медицинская консультация», относится к 1995 го- ду [Эутаназия… 1995]. Таким образом, можно отметить то, что в России происходит запаздывание производства медицинского дискурса по проб- леме эвтаназии по отношению к этико-философскому дискурсу. В числе так называемых первопроходцев, начавших обсуждение эвтаназии, выступали представители философии и медицины, стремив- шиеся ознакомить общественность с новыми био-этическими ситуаци- ями и проблемами, в числе которых рассматривалась и эвтаназия. Несмотря на публикацию материалов в научных и научно-популярных изданиях, требовавшую использования научного стиля, обсуждение не являлось ценностно и эмоционально нейтраль- ным, а сопровождалось активной авторской позицией – в поддержку или против эвтаназии. К 1990-м годам относится и проведение в России первых социо- логических опросов среди представителей медицинской профессии с целью выяснения отношения к данному феномену Все исследования объединяет ряд общих признаков: 1. Выяснялось мнение только представителей медицинской про- фессии или студентов медицинских вузов. Мнение обычных граждан не исследовалось. Это дает основания предполагать, что эвтаназия вы- ступает для исследователей, прежде всего, как проблема выбора и дей- ствий представителей медицины, но не касается обычных людей как по- тенциальных пациентов. 2. Изучается только оценка и отношение к эвтаназии. Как правило, за исключением исследования Г.Л. Микиртичан и Р.В. Суворовой киртичан, не поднимался вопрос о том, какой смысл вкладывают респонденты в данное понятие. Обсуждение эвтаназии ве- дется в категориях «плохо – хорошо», «должно – не должно». 3. После анализа результатов следовала их оценка автором. Если в опросе большинство респондентов высказывалось за эвтаназию, то та- кое положение дел рассматривалось как «результат обесценивания че- ловеческой жизни».Если большинство отвергало эвтаназию, то это служило признаком «чистоты медицинской профес- сии». В любом случае в завершение анализа следовало собственное мне- ние автора о данном феномене, как правило, негативное. Необходимо отметить, что подобные исследования периодически (можно отметить шесть публикаций) в течение 1992–2006 годов публи- куются в журналах социологического направления. Само по себе обра- щение социологов к данной проблематике в условиях ее непопуляр- ности в публичном дискурсе весьма интересно. Только с начала 2000-х годов термин «эвтаназия» проникает в рос- сийские средства массовой коммуникации, то есть приобретает публич- ный характер. С 2004 года статьи по данной проблематике публикуются в печатных периодических изданиях. Проблеме эвтаназии были посвя- щены выпуски популярных передач «Пусть говорят», «Судите сами» на центральных российских телеканалах. Безусловно, нужно отметить Internet как одну из ведущих публичных арен, на которой происходит определение и проблематизация эвтаназии в настоящее время. Нетрудно заметить, что обращение российских СМИ к теме эвтана- зии – это либо ответ или комментарий на ситуации, возникшие в запад- ных странах, либо освещение конкретных случаев эвтаназии. Так, в кон- це 2008 года и начале 2009 года общественное внимание привлекли два случая применения эвтаназии, получившие широкое освещение как в мировых, так и в российских СМИ. В декабре 2008 года в Великобрита- нии по телевидению был показан акт эвтаназии, что вызвало острую дискуссию мировой общественности. В феврале 2009 года в Италии суд одобрил просьбу пациента об эвтаназии. Кроме того, в качестве случаев выдвижения утверждений-требований можно рассматривать художест- венные фильмы, репрезентирующие проблему эвтаназии: например, («Жизнь как смер-тельная болезнь, передающаяся половым путем» -2000, реж. Кшиштоф Занусси). Тема эвтаназии, как не основная, поднималась в некоторых иностранных сериалах – например, «Челенджерс. Экстремальные ситу- ации» (1994–1995, реж. Оливье Олтмэн), «Любовницы» (2008, реж. Пи- тер Хор, Филипп Джон). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |