|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать?
Если об эвтаназии пишут, то о ней редко говорят, и, тем более, ред- ко показывают. Несомненно, текст и образ не могут быть поняты и ин- терпретированы раздельно, а выступают как целостный конструкт. Проанализировать визуальную составляющую позволяют методы риту- альной деконструкции. В центре внимания социо- лога – «ритуалы тела», репрезентирующие сложившиеся в обществе системы власти, и в данном случае задачей исследователя является пока- зать их с точки зрения того, что «они не значат», отличной от здравого смысла. 10 декабря 2008 года в Великобритании канал Sky News показал до- кументальный фильм «Право на смерть?» («Right To Die?») о человеке, который добровольно расстался с жизнью. В фильме были зафиксиро- ваны последние минуты жизни человека, подвергшегося эвтаназии в швейцарской клинике Dignitas в Цюрихе – было показано, как Крейг Эверт принимает смертельную дозу лекарств. 59-летний британец стра- дал неизлечимым заболеванием двигательных нейронов головного моз- га. Фильм снят канадским режиссером, обладателем премии «Оскар», Джоном Зарицки (John Zaritsky). В Великобритании прошли бурные дискуссии еще до того, как фильм вышел в эфир. Этот случай является беспрецедентным в мировой истории телевидения; он вызвал большой резонанс, фактически на грани скандала, во многих странах Европы. Впервые об эвтаназии не только заговорили, но ее показали в телевизи- онном эфире. Крейг Эверт – человек, подвергший себя эвтаназии. Акт эвтаназии впервые был показан по телевидению. Источник: программа «Время», Первый канал, 11.12.2008.Не осталась в стороне от дебатов и российская общественность. В программу «Время» Первого канала от 11 декабря 2008 года был вклю- чен новостной сюжет, посвященный обсуждению показа эвтаназии по телевидению в Великобритании. В России сам фильм показан не был, новости посвящались комментариям и реакции российской обществен- ности на это событие. По словам ведущей программы, шок вызвала не сама тема, а возможность ее показа. Дискуссию инициировала не столько эвтаназия, сколько ее показ – «кадры как нарушение мораль- ных запретов». Насколько этична демонстрация эвтаназии по телевиде- нию под «шокирующим» заголовком «Смерть в эфире»? Начало показа фильма в Великобритании сопровождалось предуп- реждением ведущей канала Sky News о том, что это «не следовало бы смотреть излишне впечатлительным людям», что формирует образ чего-то страшного. В современном обществе потребления с его культом здоровья и молодости смерть отрицается, как и все, что с ней связано. Смерть вытесняется – о ней не принято говорить, ее не принято показы- вать, она пугает. Соответственно, и категория пациентов в терминаль- ной стадии становится неразличима, невидима в социальном простран- стве. Обсуждение проблемы эвтаназии привлекает внимание к людям, страдающим от неизлечимых заболеваний, заставляет увидеть их по- требности, их ценности, их жизненный мир. «Позиция Sky News – это не экстравагантное шоу, а призыв к обществу обсудить проблему эвта- назии» [Программа «Время», Первый канал, 11.12.2008]. Эвтаназия – символ бунта против контроля общества над телом, а шире – над жиз- нью человека. По словам супруги Крейга Эверта, ее муж хотел, чтобы люди получили объективную информацию о смерти и осознали значи- мость связанных с ней вопросов. В российских новостях были показаны отрывки из фильма, в ко- торых Крейг Эверт в швейцарской клинике подвергается эвтаназии. Перед смертью он говорит: «Я не хочу, чтобы моя семья мучилась с моим угасанием. У меня нет шансов», – тем самым задавая еще одну тему в обсуждении эвтаназии – роль родственников. Сам Крейг Эверт благодарит жену за помощь – фигура жены присутствует в кадре прак- тически наравне с главным героем, что репрезентирует эвтаназию и как проблему близких пациента. Такой подробный показ самого Крейга Эверта, множество крупных планов делает проблему эвтана- зии личной, персонализированной проблемой, сокращает дистан- цию между зрителем и героем. В кадрах отсутствуют врачи – по край- ней мере, не видно людей в специализированной медицинской одежде. Помещение, в котором осуществляется эвтаназия, также не похоже на больничную палату – шторы на окнах, картина на стене. Таким образом, акт эвтаназии максимально исключен из медицин- ского дискурса с его деперсонализацией. Наоборот, акцент сделан на том, что это личное и важное событие в жизни героя – показаны эмо- ции и чувства, взаимоотношения Крейга Эверта с женой, и послед- ний кадр «рука в руке». Репортер далее говорит о том, что «по британским законам запре- щено помогать безнадежным пациентам уходить из жизни, за такое здесь дают 14 лет тюрьмы». Эти фразы сопровождаются кадрами из ме- дицинской практики – фигура врача в униформе, склоненного над па- циентом, рука больного, показатели медицинских приборов. Бросается в глаза явное противопоставление этих кадров показу эвтаназии. Здесь главный герой, главное действующее лицо – это врач, а пациент либо лежит, либо не показан вовсе (показана только рука, держащая спинку кровати). И никаких крупных планов – в кадре операционная, меди- цинская палата, всевозможные медицинские манипуляции над телом пациента, множество врачей, окружающих операционный стол. Боль- ной здесь не личность, не действующий субъект, а объект контроля и ма- нипуляций медицинского персонала. В России также эвтаназия запре- щена и «равносильна убийству, что и подтвердили сразу несколько судебных процессов», – комментирует корреспондент. Описывается случай осуществления эвтаназии в России. «Виновный» изображен за решеткой, в профиль, что автоматически придает ему статус преступни- ка, символизирует его место в обществе. Кроме того, на заднем плане видна фигура сотрудника правоохранительных органов, под контролем которого и находится «преступник». В рамках программы «Время» лауреат Нобелевской премии, ученый В. Гинзбург дал телефонное интервью Первому каналу (на фоне фото- графии), в котором высказался решительно в пользу эвтаназии, в том числе со ссылкой на свою болезнь: Я сейчас лежу больной. И поэтому мое мнение может быть существен- но. Я самый решительный сторонник эвтаназии. Я вообще считаю, что в Конституции записано право человека на жизнь. Я считаю, что в Конституции всех стран нужно записать право человека на добро- вольную безболезненную смерть… Я считаю, что это право человека Противоположная точка зрения декларируется основателем Киев- ского хосписа, председателем Благотворительного Фонда «Справедли- вая помощь» Елизаветой Глинкой, которая «видела многих больных, об- реченных на мучительную смерть». Тем не менее она выступает против эвтаназии, озвучивая и «медицинскую», и «гражданскую» позиции: я Вам со стороны медика отвечу, что, в общем, мы обязаны спасать че- ловеческие жизни, а не отнимать их, да… а со стороны гражданской, я не могу понять вот для себя лично, в стране, в которой отменена казнь заключенных, каким образом может быть оправдана эвтаназия? Новостной сюжет заканчивается возвращением к вопросу, постав- ленному в начале, – «этично или не этично было показывать в теле- эфире смерть человека?». И здесь как к экспертному прибегают к мне- нию известных российских журналистов (В. Познер, Л. Парфенов), которые считают, что «если это не погоня за рейтингом, а действитель- но попытка разобраться в весьма сложном вопросе, ничего страшного в этом нет». В целом можно сказать, что новостной сюжет отразил как позиции сторонников, так и противников эвтаназии. При этом «фоном» служили кадры медицинской и судебной практики. Ни разу не спрашивалась точ- ка зрения самих пациентов – в кадре они присутствовали как молчаливые объекты для медицинских манипуляций либо не присутствовали вовсе. Исключением является телефонное интервью с В. Гинзбургом – однако, использование фотографии в качестве фона обезличивало высказывание. Образ «защитников» эвтаназии выражали правовед и общественный деятель М. Барщевский и ученый В. Гинзбург, тогда как противника – со- трудник хосписа. Интересно отметить, что в сюжете были поделены «зоны ответственности», а соответственно, власти и контроля, – за разре- шение или запрет эвтаназии высказывались врачи, юристы, тогда как за возможность показа акта эвтаназии – журналисты. При этом мнение обывателя полностью исключалось из дискуссии. В новостном сюжете противопоставлялись два мира: мир человека, уходящего из жизни, – личный, эмоциональный, живой; и мир организаций, учреждений, меди- цины – формальный, обезличенный, безжизненный. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |