АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эвтаназия – право или преступление?

Читайте также:
  1. E. интерпретирование аналитических результатов по конкретно заданным вопросам правоохранительных органов или суда.
  2. I. Международно-правовые, законодательные и нормативные акты
  3. II. ВІДПОВІДНЕ НАЦІОНАЛЬНЕ ПРАВО
  4. III. Справочные данные
  5. Module IV. Цивільне право
  6. Module XIV.Адміністративне право. Конституційне право
  7. Module XV. Трудове право. Право споживачів
  8. V. ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
  9. VI. Правовые основания и порядок работы с военнослужащими по контракту, не справившимися с обучением по программе интенсивной общевойсковой подготовке с курсом «выживания»
  10. АВТОРСКОЕ ПРАВО
  11. Авторское право. Взыскание авторского вознаграждения
  12. Авторське право

 

На Западе уже длительное время функционируют различные орга-

низации, выступающие за узаконение эвтаназии – Всемирная феде-

рация обществ, защищающих право на достойную смерть, «Хемлок-

сисайти» (девиз Общества – «хорошая жизнь – хорошая смерть»),

«Ассоциация за право умереть достойно» (Франция, Испания), Датская

Ассоциация добровольной эвтаназии, Ассоциация сторонников добро-

вольного самоумерщвления «Экзит» (Англия). Не один год на несколь-

ких языках выходит международный журнал «Эвтаназия». Наиболее по-

следовательным сторонником эвтаназии является Дерек Хамфри, автор

вышедшей в 1991 году книги «Последний выход». К сторонникам эвта-

назии также принадлежат организации, оказывающие помощь в эвтана-

зии (например, швейцарская клиника Dignitas, основанная адвокатом

Людвигом Минелли). В России движение «Российские радикалы» раз-

рабатывало законопроект о разрешении эвтаназии в России для внесе-

ния его на рассмотрение в Государственную Думу.

Ярыми противниками эвтаназии являются Русская православная

церковь, Католическая церковь, официальное медицинское сообщест-

во, хосписное движение (А.В. Гнездилов – основатель первого россий$

ского хосписа в Санкт$Петербурге в 1990 году, В.В. Миллионщикова –

главный врач Первого московского хосписа, открытого в 1994 году),

представители паллиативной медицины. Против эвтаназии выступает

международное общество «Care Not Killing» и его директор Питер Сон-

дерс (Peter Saunders). Родственники пациентов, а также сами пациенты

могут принадлежать как к сторонникам, так и к противникам эвтаназии.

Против эвтаназии чаще выступают официальные организации, отража-

ющие точку зрения общества и государства на данный вопрос, тогда

как сторонники эвтаназии, как правило, представляют гражданское об-

щество – негосударственные организации, отстаивающие права и инте-

ресы отдельных личностей и социальных групп.

В России обсуждение эвтаназии нередко является ответом на утвержде-

ния-требования, выдвигаемые ее защитниками в странах Западной

Европы и США. Часто постулируется непохожесть, уникальность, отли-

чие России от стран Запада в реакции на данную проблему. Если пользо-

ваться методологией П. Ибарры и Дж. Китсьюза, то можно обнаружить,

что каждая сторона (сторонники и противники эвтаназии) действует

в рамках различных риторических идиом, задает собственную систему

смыслов и значений. Этот подход, представляющий пример риториче-

ской деконструкции, сосредоточен на анализе текста и позволяет ре-

конструировать смыслы и значения, которыми наделяется социальная

проблема, описать тот моральный порядок, в который она вписана

Риторические идиомы – это ценностно-смыс-

ловые комплексы, включающие специфические образы и символы,

в рамках которых и проблематизируется условие.Одна и та же

социальная проблема может иметь различные смысловые коннотации.

Сторонники эвтаназии, выдвигая утверждения-требования, дейст-

вуют в рамках риторики наделения правом. Осуществляется апелляция

к таким правам человека, как «право на жизнь» и «право на смерть»,

которым при этом присваивается одинаковое значение для личности.

Дискурс насыщен такими категориями, как «право на смерть с досто-

инством», «право на естественную смерть». Подчеркивается, что совре-

менное общество приватизировало «естественное» право человека рас-

поряжаться собственной жизнью. Необходимо «вернуть» это право че-

ловеку, тем более в ситуациях неизлечимого заболевания (например,

онкологические заболевания), когда он испытывает невыносимые стра-

дания, или в ситуациях искусственного поддержания жизни (утрата

функций головного мозга). Обсуждение эвтаназии проблематизирует

право человека на жизнь и смерть, заостряя противоречие между лич-

ностью и обществом в этом вопросе.

Речь идет не только и не столько о праве каждого человека на

смерть – самоубийство и попытка самоубийства в России и в большин-

стве стран Запада не являются преступлением. Речь идет о пациентах,

страдающих от неизлечимых заболеваний, которые, по мнению сторон-

ников эвтаназии, в современном обществе лишены возможности распо-

ряжаться своей жизнью. Постулируются ущемление прав данной кате-

гории пациентов и выдвигаются требования предоставить им это право.

При этом активно формируется образ «страшной» смерти – смерть свя-

зывается с категорией «невыносимого страдания».

Если для сторонников эвтаназии в большей степени характерна ри-

торика наделения правом, то ее противники задают совершенно другую

риторику – риторику утраты. Проблема эвтаназии связывается с обес-

ценением человеческой жизни, нарушением врачебного долга, утратой

общечеловеческих ценностей. Противники эвтаназии часто используют

как синоним эвтаназии понятия «убийство», «самоубийство», «убийство

из милосердия» («mercy killing»), что придает и усиливает ее морально

негативный оттенок. В рамках риторики утраты эвтаназия выступает

как символ обесценения жизни в современном обществе:

Если это врач осуществляет, постороннее лицо умерщвляет без-

надёжно больного – это расценивается как причинение смерти. Если

с другой точки зрения рассматривать, что сам пациент просит об этом,

и врач просто выполняет волю пациента, и пациент сам совершает са-

моубийство, но только руками врача. То это тоже плохо со всех кано-

нов – с житейских, бытовых, религиозных, всех религий причём.

 

Здесь и далее используются результаты эмпирического исследова-

ния, проведенного автором методом глубинного экспертного интервью.

В процессе исследования было проведено 24 интервью с экспертами из

различных областей науки и практики Перми и Санкт-Петербурга

в 2003–2005 годах. Были опрошены представители медицины (меди-

цинского образования, Комитета здравоохранения Перми, а также вра-

чи-практики), сотрудники хосписов указанных городов (врачи, психо-

логи, волонтеры), православный священник, юрист, философ, психо-

лог, психотерапевт, представители СМИ (главный редактор ТСН

пермского телеканала «Рифей-Пермь», журналист Урал-Информ ТВ).

Средняя продолжительность беседы составила 45 минут, иногда про-

должаясь до полутора часов. В ходе интервью обсуждалась проблема эВ-

таназии, ее оценка как социальной проблемы.

В газете «Вера и общество» за апрель 2005 года статья об эвтаназии

начиналась следующей фразой:

Ненужная обществу жизнь – как ненужная информация в компьюте-

ре. Просто удалить ненужный файл одним щелчком мыши – delete –

и нет его. Эвтаназия – это убийство, вторжение человека в суверен-

ный Божий замысел и план. Если такое убийство, оправдываемое

благими намерениями, становится приемлемым и юридически об-

основанным в мировом сообществе – это показатель его духовного

состояния и его морали, предвестник того, что современный мир

утрачивает христианские ценности и христианскую надежду.

При этом текст сопровождался картинкой с изображением окна

Windows с вопросом «Вы действительно хотите отправить “Человек”

в корзину»? Использование в качестве метафоры окна Windows

отсылает к включению эвтаназии в инструментальный, рациональный

дискурс. Эвтаназия выступает как пример технологической рациональ-

ности и противопоставляется жизни, чувствам, эмоциям. Иллюстрация

как бы исключает из акта эвтаназии все человеческое, сводя ее к утили-

таристской практике, подчеркивая ее «античеловеческий» смысл.

В ответ на риторику наделения правом эвтаназия проблематизиру-

ется с точки зрения действующего российского законодательства, со-

гласно которому эвтаназия – это преступление, нарушение «закона».

Это моя жизнь. Я, что хочу, то с ней и делаю. Вот хочу – живу, не хочу –

не живу, хочу – лечусь, не хочу – не лечусь. Но больной не имеет права

сегодня просить у врача помощи в этом (декан факультета медицин$

ского вуза.

Ну, многие ведь просят о смерти, понимаете.

Категория «преступления» как нарушения «закона» является мощ-

ным лейтмотивом, используемым при проблематизации эвтаназии ее

противниками. И «закон» здесь понимается широко – не только как

юридическая, но как социальная и даже духовная норма.

 

Трактовка эвтаназии как преступления снимает ее проблемный статус, тем самым

«приземляя», помещая в уже существующую систему моральных коор-

динат. Ей присваивается совершенно четкое значение – преступление,

и соответственно, место – не норма, которые должны снимать всякую

дискуссию и сомнения, сам предмет спора. Определение эвтаназии как

преступления возможно не только в правовом, но и в медицинском, ре-

лигиозном дискурсах.

В рамках религиозного дискурса эвтаназия выступает как грех, пре-

ступление против человеческой жизни. И преступниками здесь высту-

пают и тот, кто «просит», и тот, кто «помогает» – как самоубийца и убий-

ца, соответственно. Это посягательство на священность жизни. За-

частую эвтаназия ставится в один ряд с проблемами аборта, смертной

казни, помещается под один символический зонтик – преступление

против жизни.

В рамках медицинского дискурса эвтаназия является преступлении-

ем врача, нарушением профессионального долга, выражением которого

является клятва Гиппократа. Осуществляя эвтаназию, врач совершает преступление против своей профессии: «Врач даёт клятву Гиппократа –

никогда не помогать больному уходить из жизни» (декан факультета меди-

цинского вуза, 2003), «врач призван помогать, а не убивать» (психолог

хосписа, 2005).

Сильным образом, используемым в данном случае, является образ

«врача как палача». Одно из визуальных изображений эвтаназии: врач,

который держит в руках шприц, но его лицо не показано (Ил. 2). Соот-

ветственно, акт эвтаназии выступает как казнь: «Эвтаназия – это убий,

ство палачом жертвы»

 

Утверждения-требования противников эвтаназии проблематизиру-

ют саму эвтаназию, отрицая возможность ее осуществления. Активным

субъектом проблематизации эвтаназии выступает хосписное движение.

При этом паллиативная помощь постулируется как ответ на эвтаназию,

альтернативный и единственно возможный выход в ситуации терми-

нального заболевания. Сторонниками же эвтаназия скорее депроблема-

тизируется, то есть подчеркивается ее «нормальность» и приемлемость

как для человека, так и для общества. Проблематичным здесь является

непринятие эвтаназии со стороны общества, отказ от ее законодатель-

ного регулирования.

П. Ибарра и Дж. Китсьюз вводят такое измерение социальной проб-

лемы, как контрриторические стратегии – дискурсивные приемы, ис-

пользуемые участниками для противодействия проблематизации того

или иного условия.Конфликтующие стороны

пытаются нивелировать, дискредитировать позиции своих противни-

ков, используя определенные риторические средства и способы для ин-

терпретации альтернативных позиций.

Противниками эвтаназии в качестве основных контрриториче-

ских стратегий используются антитипизация и опровергающие исто-

рии, которые все случаи выдвижения утверждений-требований в по-

льзу эвтаназии представляют как единичные случаи, не имеющие ни-

чего общего с реальной действительностью. Активно издаются книги,

написанные как самими пациентами хосписа, так и их родственника-

ми, в которых описываются все достоинства их пребывания там (на-

пример, В. Зорза. «Путь к смерти. Жить до конца»). При этом исполь-

зуются, во многом, те же категории – «право на достойную смерть»,

«качество жизни», однако этим категориям придается совершенно

другой смысл. Так, например, сторонники эвтаназии «смерть с досто-

инством» понимают как легкую, безболезненную смерть без страда-

ний. В то же время для противников эвтаназии «смерть с достоинст-

вом» – это ситуация, когда человек прошел через все страдания, дос-

тойно выдержал все «испытания» в жизни.

В России активно используется еще одна контрриторическая стра-

тегия – это декларация бессилия. Высказывается согласие с тем, что

проблема эвтаназии важна и требует решения, однако конструируется

шкала приоритетов, согласно которой она по значимости уступает дру-

гим, более насущным и актуальным проблемам. Именно на решение

этих более насущных и актуальных проблем направляются имеющиеся

ресурсы:

кроме эвтаназии существует такое количество проблем по всей стра-

не, которые не разрешили еще, не прописали… настолько много про-

блем в российском обществе, что до эвтаназии еще долго никто не

дойдет. Просто куча других проблем, которые надо решать. Уровень

детской смертности, уровень рождаемости..

В то же время наиболее распространенной контрриторической

стратегией, используемой сторонниками эвтаназии, является натурали-

зация. Постулируется существование эвтаназии в нелегальных и замал-

чиваемых формах («так было и есть») и выдвигаются требования легали-

зации эвтаназии для того, чтобы исключить злоупотребления:

Эвтаназия ведь у нас не запрещена. Официально она запрещена. Но по

анонимным исследованиям, применяют ведь её пассивную, как пра-

вило, эвтаназию. Уже не трогают этих людей и всё.

 

Один из эксперт сравнил применение эвтаназии в России с «черным налом». Михаил Барщевский, правовед и общественный деятель, так высказался в отношении показа случая эв-таназии по телевидению Великобритании:

Естественно, эвтаназия в закрытом виде, то есть нелегальная эвтана-

зия, существует и существовала всегда и везде. Но только понимаете,

нельзя… нельзя жить по принципу «Дай Бог, никто не заметит». Ко-

нечно, среди врачей есть гуманные люди, которые, понимая, что чело-

век обречен, помогают ему уйти из жизни.

 

Аргументы противников эвтаназии выдвигаются с позиции сторонне-

го «наблюдателя» – того, к кому пациент может обратиться за помощью –

врача, родственников, общества. Сторонники эвтаназии, напротив, при

выдвижении утверждений-требований апеллируют к субъективным пере

живаниям и правам пациента, жертвы проблемы, оперируя категориями

«достоинство», «качество жизни» и «благо пациента». Сторонники эвтана-

зии утверждают, что жизнь уже не сама по себе является ценностью,

а жизнь определенного качества. Если качество жизни не соответствует

потребностям человека, то она может не обладать ценностью для него,

и соответственно, может быть прекращена по его желанию. Для сторонни-

ков проблема эвтаназии – это персонализированная проблема, источни-

ком выдвижения утверждений-требований являются конкретные случаи,

и споры ведутся вокруг конкретных случаев. Терминальные, то есть нахо-

дящиеся на предсмертной стадии заболевания пациенты – это всегда кон-

кретные люди, редко речь заходит об абстрактных фигурах и понятиях.

Так, в фильме «Море внутри» главный герой, просящий об эвтаназии,

утверждает: «Кто говорит обо всех? Я говорю о себе и о своих страданиях».

Тем самым, эвтаназия переводится в область прецедентов, отдельных слу-

чаев, каждый из которых уникален, и решение по каждому такому случаю

должно приниматься индивидуально.

Часто спор об эвтаназии приобретает характер спора о том, что счи-

тать жизнью и что считать качеством жизни: «Что,то – это может быть

клубника среди зимы в Сибири» (врач хосписа, 2005); «Вот ему надо листо-

чек, цветочек или неба увидеть уголочек – и для него это полноценная

жизнь» (преподаватель биоэтики, 2003). Спор возникает также и по по-

воду категории «милосердия»: что милосерднее – «помочь человеку

уйти из жизни» или «оказывать помощь до конца»?

В качестве формы выдвижения утверждений-требований можно

выделить крупные судебные процессы, с помощью которых люди, стра-

дающие неизлечимыми заболеваниями, пытаются привлечь внимание

общественности к проблеме эвтаназии. Обычно судебные процессы

влекут за собой ответные действия государственных и законодательных

органов по регулированию данного вопроса. Как правило, истцами вы-

ступают либо сами пациенты, либо их родственники, либо представите-

ли медицинской профессии. Каждый случай рассматривается индиви-

дуально, и решение выносится тоже индивидуально.

В конструировании проблемы эвтаназии превалирующим является

правовой стиль. Такие понятия, как «право на жизнь», «право на

смерть», «права пациента», «права врача» все активнее используются как

сторонниками, так и противниками эвтаназии. В лагере сторонников

эвтаназии «право» как базисная, неотъемлемая характеристика сущест

вования личности выступает основным лейтмотивом выдвижения

утверждений-требований. Человек имеет «права», которые должны

быть реализованы. При этом выдвигаются требования не только расши-

рения самой категории «права» и включения в нее «права на распоряже-

ние собственной жизнью», но и расширения этого права на все группы

людей. Так, пациенты в силу тяжести заболевания не могут самостоя-

тельно его реализовать. И основной вопрос заключается в том, может

или не может общество в лице врачей реализовать это право человека.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.03 сек.)