|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СУДЬБЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Тойнби вслед за Данилевским и Шпенглёром признает циклический характер развития цивилизаций и выделяет 4 основных стадии их развития: генезис, рост, надлом и разложение. Цивилизации возникают и растут, когда общество благодаря творческому меньшинству находит и с помощью миметически следующего за ним инертного большинства реализует удачные ответы на вызовы. Они распадаются и гибнут, когда это по каким-то причинам сделать не удается. История человечества в книге Тойнби выглядит настоящим кладбищем «усопших» цивилизаций: из упоминаемых им 37 цивилизаций более 30 он называет мертвыми, застывшими, окаменелыми; некоторые из них с самого начала оказываются «мертворожденными»; да и среди 7 здравствующих ныне цивилизаций 6 уже обнаруживают признаки надлома и разложения. Опасность не справиться с вызовом поджидает любое общество на каждом шагу. «Чрезмерно суровый вызов» природы способен умертвить цивилизацию уже при ее возникновении. Древнесирийская цивилизация не смогла противостоять природе — и природа взяла над ней реванш: пустыня поглотили ее центры — города Пальмиру и Петру. Многие общества, не выдержав напряжения борьбы со средой, задержались в своем развитии и застыли на примитивном уровне (например, эскимосское, полинезийское). Рост цивилизации в древнегреческой Спарте прервался, так как военное превосходство спартанцев обернулось роковым для них застоем в области культуры. Тойнби пишет: «Цивилизацию, находящуюся в процессе роста, можно определить как цивилизацию, у которой культурные компоненты129 гармонически сочетаются в единое целое. Распадающуюся цивилизацию можно по этому же принципу определить как цивилизацию, элементы культуры которой рассогласованы. Расщепление культуры, таким образом, — это симптом социального недомогания».130 История цивилизации на стадии роста складывается из последовательности Вызовов-и-Ответов, в которой каждый новый вызов получает успешный ответ. В отличие от этого, надломленная и разрушающаяся цивилизация постоянно находится перед одним и тем же вызовом — тем самым, от которого она надломилась. Ее история — это цепь поражений в ответах на него. В этих условиях типичными для правящей элиты распадающегося общества являются попытки выйти из трудностей путем создания крупных империй, вооруженной экспансии, завоевания новых земель. Однако такие попытки являются симптомами не роста цивилизации, а ее упадка. Территориальные захваты, связанные с грубым и деспотичным господством военщины в стране, часто сопровождаются подавлением творческого меньшинства. В этом Тойнби усматривает, в частности, причину задержки культурного роста Китая и России.
129 Чуть ниже Тойнби поясняет, что «компонентами культуры общества являются экономический,'политический и собственно культурный элементы». 130 Тойнби А. Постижение истории. М., 1996. С. 443.
Раскол общества сопровождается расколом в душах людей. Одним из наиболее болезненных ощущений, ранящих душу, является «чувство неконтролируемого потока жизни». Людям представляется, что они бессильны что-либо изменить в жизни, что они рабы слепого случая или всемогущей необходимости. Получают широкое распространение чувства греха и вины, смешение религий и языков, варваризация нравов, вульгаризация искусства. Жалкий финал наступает для философии: «Философия правящего меньшинства быстро отцветает, подпадая под влияние религии и обретая религиозную косность. В последнем акте исчезновения цивилизации исчезает и философия».131 В этой связи Тойнби указывает на процессы, идущие в современном западном обществе и в СССР. Однако Тойнби, в отличие от своих предшественников, не считает, что закон цикличности с фатальной неизбежностью предопределяет ход истории общества. «Догматически твердить вслед за Шпенглером, что каждому обществу предопределен срок существования, столь же глупо, как и требовать, чтобы каждая пьеса состояла из одинакового числа актов».132 Тойнби рассматривает четыре пути, по которым люди ищут выход из социального тупика загнивающей цивилизации: архаизм — стремление вернуться в прошлое, вернуть былые формы жизни; футуризм — попытка насильственно провести социально-политические и культурные преобразования; отрешение — уход из общественной жизни, отшельничество, аскетизм; преображение — «коренная перемена духовного климата», связанная с религиозным прозрением, божественным откровением. Архаизм и футуризм отрицают жизнеспособность существующего общества
131 Там же. С. 330. 132 Там же. С. 243.
и отвергают его. Первый хочет совершить из настоящего прыжок в прошлое, второй — в грядущее.133 Оба они, однако, обречены на неудачу: «у человека не больше шансов вырваться из Настоящего, чем у рыбы, выпрыгнувшей из воды, взмыть в небо». В отличие от них, отрешение и преображение представляют собою реакции на надлом цивилизации, выраженные в форме поиска воз-можностей ее роста. Но отрешение — это лишь первый акт Ухода-и-Возвра-та, то есть уход. А преображение представляет собою двухактный процесс, где первая его часть — уход, а вторая — возврат. И если три первых пути несостоятельны, то четвертый, по мнению Тойн-би, может привести к спасению. «Поэтому философия отрешения затмевается таинством преображения. Хинаяна уступает место махаяне, стоицизм — христианству, архат — бодхисатве, мудрец — святому».134 Личность, наделенная искрой творческого гения, в распадающейся цивилизации способна выступить в роли Спасителя. Спаситель может явиться «с мечом в руке».Но меч оказывается мало подходящим инструментом спасения. Спаситель «с машиной времени» — исторический тип, ищущий иные средства. Спаситель-архаист пытается запустить машину времени назад, чтобы укрыть общество в цитадели Прошлого. Спаситель-футурист хочет использовать машину времени для продвижения общества вперед, чтобы уйти от Настоящего смелым скачком в неведомое Будущее. Еще один тип Спасителя — «царь-философ», прошедший через отрешение. Однако, по мнению Тойнби, успеха до-
133 Тойвби отмечает: «Марксизм появился как форма западной футуристической критики индустриальной западной жизни, тогда как романтическое направление мысли атаковало индустриализм с архаических позиций... Марксизм пришел в Россию, обещая превратить ее в развитую промышленную державу, но не капиталистическую и не западную» (с. 462). 134 Там же. С. 363.
стигает лишь Спаситель, вступающий,на путь преображения, когда он является в виде Бога, воплотившегося в человеке. Только в последнем случае открывается возможность подлинного спасения. Оно состоит в «озарении душ светом высших религий». Спаситель здесь несет людям божественную волю. Именно таким Спасителем был Иисус, сын Божий: «воля Господня благоуспешно будет исполняться рукой Его», — сказано в Библии (Исх. 53, 10-11). И если общество сумеет воспринять новую религию, то это ведет к духовному перерождению людей и взлету творческого духа, благодаря чему из умирающей цивилизации рождается новая, способ-лая к росту и совершенствованию.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |