|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗАМЕЧАНИЯ О КОНЦЕПЦИИ ТОЙНБИ
Тойнби — один из самых влиятельных мыслителей современности. Труды Тойнби привлекают к себе внимание богатством исторического материала, оригинальностью его трактовки,.смелыми поворотами мысли, неожиданными аналогиями и параллелями. У него нет свойственного Шпенглеру мрачного фатализма и пессимизма. Тойнби убеждает своих читателей в том, что ход истории не предопределен свыше, что он зависит от деятельности людей, от того, насколько разумно и активно они ищут и осуществляют ответы на вызовы. За два с лишним десятилетия, истекшие после смерти Тойнби (в 1975 г.), его защита гуманизма, его представления о необходимости сближения и сотрудничества народов, взаимообогащения их культур в контактах меж различными цивилизациями, его вера в возможность будущего объединения всех людей в общечеловеческой цивилизации, охватывающей нашу планету в целом, не только не устарели, а наоборот, приобрели еще большую актуальность. Но вместе с тем многие ученые относятся к взглядам Тойнби с большой дозой скепсиса. Они отмечают поразительное несоответствие между детальным изложением обильного количества исторических подробностей и очень небрежным, поспешным, логически плохо оформленным построением теоретических обобщений и выводов, которые он делает на основании приводимых им фактов. Так, например, Тойнби красочно описывает различные случаи Ухода-и-Возврата творческих личностей, но оставляет совершенно неясным вопрос о том, зачем все-таки им надо «уходить» и является ли «уход» обязательным актом, который всегда предшествует их выходу на арену истории. Методология исследований Тойнби действительно представляет собою их самое слабое место. Она явно далека от научной строгости. Сознательно отказываясь от выверенных практикой развития науки средств логического доказательства, Тойнби прибегает вместо этого к изобретенному им «методу мифологической аналогии» — обоснованию своих предположений путем указания на сходство их с тем, что рассказывается в древних мифах. Так, действие механизма Вызова-и-Ответа, по его мнению, лучше всего может быть описано на языке мифологических образов, «потому что при переводе на язык логики начинают проявляться противоречия».136 Стремясь строить свои теоретические конструкции как выводы из эмпирических данных, Тойнби нередко отступает от ранее сказанного, потому что вовлеченные в рассмотрение новые факты не согласуются с ним. В результате у него появляются несогласованные и противоречащие друг другу утверждения. Однако это его мало беспокоит, и он редко утруждает себя устранением получающихся противоречий и непоследовательностей. Так, он скрупулезно перечисляет и по-разному классифицирует найденные им цивилизации, но в то же время весьма расплывчато характеризует критерии, по которым они выделяются. Вследствие этого число их у него то и дело меняется. Однако до самого конца он так и не находит нужным навести порядок в своей громоздкой систематике цивилизаций. Первоначальные позиции «раннего Тойнби», утверждавшего цикличность
138 Там же. С. 90.
развития и равноправие всех цивилизаций, не, согласуются со взглядами «позднего Тойнби», провозглашающего, что западно-христианская цивилизация обладает особыми, уникальными преимуществами, которые способны сделать ее фундаментом интеграции всего человечества, и что именно в ней зарождается будущая всемирная церковь, долженствующая объединить все высшие религии. Несомненно, здесь проявляются субъективные предпочтения, свойственные Тойнби как представителю западного мира и религиозно-христианскому мыслителю. Тойнби справедливо обращает внимание на то, что в современном мире идет борьба двух тенденций— разъединяющей и объединяющей. Он убеди-тельно показывает, что первая из них заключается в национализме, а вторая связана с развитием технологии и культурными достижениями цивилизаций. Разъединяющая тенденция господствовала в прошлом и постепенно ослабевает, тогда как объединяющая возникла значительно позже и в настоящее время все более усиливается. Создание мощ- ных средств связи, распространение языков межнационального общения, появление диаспор, ведущее к совместному проживанию людей разных национальностей на одной территории, рост образования, взаимопроникновение культур — все это создает технологические и культурные условия для возможности объединения всего человечества. Однако его стремление связать эту возможность с созданием единой всемирной церкви вряд ли можно считать обоснованным. Существующие ныне отношения между различными церквями и роль, которую играет религиозный фундаментализм в международных конфликтах, делают явно нереалистичными надежды Тойнби на то, что за какое-то мало-мальски обозримое историческое время все религии сольются на базе христианства в форму некоего высшего монотеизма, а человечество вступит на «дорогу святых» и превратится в общину праведников. Отдавая должное вкладу Тойнби в отстаивание идей гуманизма, прогресса и объединения человечества, необходимо, тем не менее, отметить утопичность его взгляда в будущее.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |