|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История журналистской профессии. Невозможно сейчас представить жизнь без журналистики, а значит, и без журналистовНевозможно сейчас представить жизнь без журналистики, а значит, и без журналистов. Мы начинаем день с чтения газеты или просмотра новостей по телевизору. Непрерывно работает радиоприемник. Любимых журналистов узнаем по голосам. Вечером идем на свидание с ними по телевизору. С одними соглашаемся, с другими спорим. Журналисты в парламенте и в правительстве. Журналисты в Чечне, Афганистане и Иране. Журналисты на светских раутах и в трущобах. И кажется, что журналистика была всегда. Но удивительно: этой профессии только 300 лет. Знаменательную дату, выход первой печатной газеты петровских «Ведомостей», мы праздновали в 2003 г. А может быть, эта профессия действительно была всегда, только форма информации менялась и лики информаторов были другими? Может быть, не случайно в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Космос, живая и неживая природа пронизаны информацией, она как бы разлита в природе. Ученые, сторонники атрибутивистской теории информации, считают ее неотъемлемым, существенным свойством (атрибутом, отсюда и название) Вселенной и полагают, что она постоянно циркулирует в мироздании и человеческом сообществе. Еще древние философы говорили о колоссальной креативной, созидающей силе информации, Логоса, Слова, первоидей, пер-восмыслов, называя их разными понятиями (Нус, Ноумен, Парадигма, Архетип, Монада, Эйдос, Дао, Манас и т.п.). Современные открытия естественных и гуманитарных наук во многом подтверждают идеи классиков философии о сущности информации. Очевидно, мы на пороге великого переворота в науке и философии, который ученые называют научной революцией. Многие исследователи склоняются к мысли, что основой этого переворота будет представление о решающей роли информации во всех процессах зарождения и функционирования человечества, о признании информации мировой константой. Если исходить из таких предпосылок, пока в некотором роде гипотетических, то следует признать, что профессия информа ционного посредника — медиатора действительно является древней, как мир. И тогда, как считают некоторые историки, мифологических вестников богов можно условно признать прародителями современных журналистов. Мифологические информационные боги, вестники верховных богов, существовали практически у всех народов. Они, по преданию, осуществляли связь между богами и людьми. У греков это Гермес, у римлян — Меркурий, у египтян — Тот, у скандинавов — Один, у восточных народов — Будда или Фо. В русской ведической мифологии аналогичным богом можно считать бога мудрости Веле-са и вещую птицу Гамаюн, в христианской философии — архангелов, ангелов и прочих представителей ангельской иерархии. Самым интересным среди этих мифологических фигур был Гермес — сын Зевса и нимфы гор Майи. Он почитался греками как вестник богов, покровитель путников (вспомним гомеровскую «Одиссею»), был богом торговли и скотоводства, проводником душ в иной мир. Изображался Гермес в крылатых сандалиях с золотым жезлом — кадуцеем, который якобы обладал магической силой усыплять и побеждать людей. Именно во сне смертные, по мифологии, воспринимали мысли и волю бога. Короче, Гермес осуществлял функции связи, коммуникации, обмена информацией, товарами, обмена земного существования на иноземное, выполнял функции посредника, главным образом информационного. Его называли богом перепутий. В «Диалогах» Лукиана Гермес жалуется своей матери Майе на множественность и непосильность дел, которые на него взвалил отец: «Едва успеваю привести в порядок места для возлежания и устроить все, как следует, нужно являться к Зевсу и разносить по земле его приказания, бегая без устали туда и обратно... И ужаснее всего то, что я, единственный из всех богов, по ночам не сплю, а должен водить к Плутону души умерших, должен быть проводником покойников и присутствовать на подземном суде. Но моих дневных забот еще мало; недостаточно, что я присутствую на палестрах, служу глашатаем на народных собраниях, учу ораторов произносить речи. Устраивать дела мертвецов — это тоже моя обязанность». Здесь к перечисленным обязанностям присоединяется роль глашатая, учителя ораторов, прямо связанная с информационной деятельностью. Главный эпитет Гермеса — «словесный», или «рациональный». Он считался мастером диалога, умения говорить речи, толковать различные смыслы и значения. Женским аналогом Гермеса в греческой мифологии была богиня радуги Ирида — воплощение целостности мира (не потому ли журнализм так многоцветен, всеохватывающ, вмещает в себя как бы все цвета спектра?). В древнеримской мифологии вестником богов, мудрецом, покровителем наук и ремесел, знатоком небесных тайн и проводником душ в иной мир, богом торговли был крылатосандальный Меркурий (от лат. тепе — товар). Меркурий, как и Гермес, посредник обмена, передачи и перехода из одного состояния в другое. Он, по преданию, передает богам молитвы людей, а людям послания богов. Меркурий — бог красноречия и договоров, покровитель гимназий — школ борцов, потому что борьба состоит в передаче сил. Меркурию приписывают изобретение азбуки и обучение людей письму и ораторству. К нему обращались за тем, чтобы он одарил даром памяти и речи. В одном орфическом гимне говорится о многочисленных обязанностях Меркурия и обращениях к нему: «Любимый сын Майи и Юпитера, бог путешественников, посланник бессмертных, обладатель обширного сердца, строгий цензор человечества, остроумный бог, принимающий тысячу видов, убийца Аргуса, бог с крылатыми ногами, друг человечества, покровитель красноречия, ты, любящий хитрость и борьбу,- переводчик со всех языков, друг мира, счастливый бог и бог полезный, покровитель труда и помощник в людских бедствиях, выслушай мои молитвы, даруй мне счастливый конец моего существования, удачу в моих трудах, ум, одаренный памятью, и дар красноречия». В греческой и римской мифологии эти основные боги-вестники Гермес и Меркурий были дополнены плеядой муз (греч. musa — мыслящая). Вначале их было три: Мелета — размышление, Мне-ма — память и Айода — песня. Гесиод называет уже девять дочерей Юпитера и богини памяти Мнемосины (Мнемозины). Каждая из муз ведала какой-то областью науки и искусства. Назовем тех, кто имел отношение к информации: Клио — муза истории, Каллиопа — эпоса, Эрато — любовной поэзии, Эвтерпа (Евтерпа) — лирической поэзии и музыки, Полгимния (Полимния) — красноречия и гимнов. В противоположность музам — покровительницам искусства и жизни, сирен в древности называли музами смерти. Когда сирены осмелились состязаться с музами, по преданию, они были ими побеждены и ощипаны. Поэтому музы часто изображаются с перьями на голове. Сирены, сладокоголосые полуженщины, полуптицы, относятся к хтоническим (земным, природным в широком смысле слова) демоническим существам. Гомер в XII песне «Одиссеи» описывает их как первых земных вестовщиц, которые рассказывали путешественникам обо всем, что происходило на свете: Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, Сердцем усладного пенья на нашем лугу не послушав; Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав. Знаем мы все, что случилось в Троянской земле и какая Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян; Знаем мы все, что на лоне земли многодарной творится. Мифологического египетского Тота называли языком (Словом) бога Птаха. Тот изображался с головой ибиса и считался богом мудрости, счета и письма, «владыкой времени», вестником богов и писцом. Он записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, управлял всеми языками. По преданию, Тот изобрел письменность, занимался учреждением образования, наук и искусств, писал священные книги, был покровителем ученых и просветителей, научил людей считать и писать. Кроме того, Тот считался победителем стихий и злобных демонов Верховный скандинавский правитель — Один (Вадан) (др.-исл. odinn, лат. vates— провидец, поэт).У него были свои информаторы — вороны, которые летали по земле и собирали новости. Один — Мутин — помнящий собирал факты (предшественник репортерства?); другой — Хугин — думающий, анализирующий то, что видел (его можно уподобить аналитику, комментатору). Вообще крылатые, в том числе и вороны, утки, лебеди, гуси, голуби, были в древности символами информации. Утка, например, несет золотое яйцо, из которого рождается вселенная. В этом ряду и российская вещая мудрая птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай, предвещательница будущего. О ней очень выразительно написал А. Блок в стихотворении «Гамаюн, птица вещая» (так названа картина В. Васнецова): На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых. Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!.. Низшими божествами, или духами, у древних греков считались демоны, у римлян — гении, у славян — ангелы. Они трактуются как личные информационные посредники человека. Гений (лат. genius от gens — род, gigno — рождать, производить) — прародитель рода считался как бы личным информационным вестником каждого человека. По преданию, гении рождаются вместе с человеком и руководят всеми его делами. Демон (греч. daimon — божество, дух) в греческой мифологии выполняет те же функции. В диалоге Платона «Пир» Сократ приводит слова Диотимы о роли демонов: «Быть истолкователями и посредниками между людьми и богами, передавая богам молитвы и жертвы людей, а людям наказы богов и вознаграждения за жертвы. Пребывая посередине, он заполняет промежуток между теми и другими, так что мир связан внутренней связью. Не соприкасаясь с людьми, боги общаются и беседуют с ними посредством демонов и наяву, и во сне». Первоначально гении и демоны могли быть и злыми, и добрыми, только позднее за одним термином закрепилось положительное значение, за другим — отрицательное. Демон стал считаться злым духом, хотя в поэзии, например у Лермонтова, он не однозначен, двулик: То не был ангел-небожитель, Ее божественный хранитель: Венец из радужных лучей Не украшал его кудрей. То не был ада дух ужасный, Порочный мученик — о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет! Сущность Демона поэт выражает лаконично: «Я цель познанья и свободы». В христианской традиции вестниками, информаторами, просветителями были ангелы (греч. — вестники), в частности архангелы, среди которых особо следует выделить Михаила, Гавриила и Рафаила. Михаил («кто как бог») — архистратиг, предводитель небесного воинства, выступает и в функции вестника, ангела-писца, заносящего имена праведников в книгу, учителя людей. Гавриил («сила Божья») — один из старших ангелов, вестник, назначение которого раскрывать смысл пророческих видений и ход событий. Он, по преданию, предсказал рождение Иоанна Крестителя и явился к деве Марии, чтобы сообщить о появлении Христа. В рыцарском эпосе «Песни о Роланде» Гавриил возвещает Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны. Рафаил («исцели, Боже») — по преданию, один из семи высших ангелов-архангелов, летописец, вестник, ангел-целитель. В «Потерянном рае» Дж. Мильтон называет его «небесным летописцем». Именно с просветительством, передачей информации из высших сфер низшим для познания, самопознания, осознания своего места в мироздании и своего поведения в соответствии с его законами связаны фигуры мифологических информационных вестников. Это краткое знакомство с мифологическими вестниками может помочь нам понять земное назначение журналистской профессии. Но все, о чем мы говорили до сих пор, — это только подходы к истории информационной медиации, это как бы представление о ее генезисе, к тому же мифологическое. Пора познакомиться с действительными предшественниками информационных медиаторов. Роль реальных земных вестников нередко в древности исполняли пророки (восходит к слову речь, реку). К ним можно отнести греческих философов Пифагора, Сократа, Платона, а также основателей философско-религиозных учений — Конфуция, Лао-Цзы и др. Информационно-коммуникативные функции как бы спустились на землю, были переданы от богов и духов людям. Особый слой посредников между богами и людьми в древности составляли прорицатели, оракулы (от лат. oraculum — изречение, пророчество, которое восходит к огаге — говорить) — жрецы, дававшие ответы на многие животрепещущие вопросы, прорицания, якобы исходящие от богов. Одним из широко известных прорицателей Греции, по преданию, был Трофоний, сын Аполлона, который давал предсказания в Лайбодейской пещере. Но, пожалуй, самой большой популярностью славился Дельфийский оракул Аполлона. Прорицательницы-пифии сидели над расселиной скалы (в которую, по преданию, брошен побежденный Аполлоном змей Пифон) и, входя в состояние транса, как считалось, принимали непосредственно от бога вести и передавали их людям. Прямыми предшественниками информаторов были в древнем обществе ораторы (корень слова тот же, что и у оракулов). Об ораторским искусстве как прообразе публицистической деятельности писала в своей книге «У истоков публицистики» В. В. Уче-нова. По ее мнению, именно ораторы, владеющие красноречием как средством политической деятельности, а не риторы (знатоки теории красноречия, правил речевого мастерства) — истинные предшественники журналистов. Она считала, что великие ораторы Древности, в особенности Демосфен и Цицерон, были в первую очередь политическими и общественными деятелями. «Наиболее яркие ораторские произведения этих авторов связаны с острейшими политическими испытаниями, выпавшими на долю их поколе ний. Для Демосфена — это борьба сначала с угрозой, а затем с реальностью македонского завоевания афинского полиса, для Цицерона — подавление антигосударственного заговора Катили-ны в 63 г. до н.э. и противостояние окончательному распаду республики после падения диктатуры Цезаря в 44 г. до н.э.»*. Публицистика как ветвь журналистики тесно связана с ораторским искусством, с политическим информированием, со стремлением правителей, представителей власти распространять как можно более широкому кругу суть своей политики. Правители, желающие донести до народа свои приказы и распоряжения, прибегали к помощи глашатаев-гонцов или письменно обнародовали свои повеления. Устная коммуникация, устное информирование так же стары, как мир, но с выделением особого слоя гонцов, глашатаев она становится профессиональной деятельностью. Роль информаторов поневоле выполняли и путешественники, странники, воины, побывавшие в других странах. Безымянные составители различных текстов и писцы, которые вырубали каменные летописи в Вавилоне, Египте, писавшие берестяные грамоты на Руси, тоже были предтечами журнализма, поскольку занимались сбором и передачей информации, фиксируя ее тем или иным путем. В Древнем Риме богатые люди имели своих личных информаторов. К. Бюхер, написавший исследование о происхождении газеты, приводит случай, когда Цицерон, уехавший на консульство в провинцию, нанял в Риме специального человека, сообщавшего ему регулярно столичные новости, сенатские постановления, басни, слухи. Знатные римляне держали в качестве своеобразных корреспондентов рабов или вольноотпущенников, которые по ходатайству заказчиков имели доступ на заседания сената. Но временем зарождения собственно информационной профессии, как специальной деятельности по периодическому публичному распространению информации, исследователи справедливо считают издание цезаревских газет «Acta senatus» — вести с заседаний сената и «Acta diuma populi Romani» — последние известия для римских граждан. Их выставляли в виде гипсовых оттисков на площадях и улицах Древнего Рима в I в. до н.э. для всеобщего обозрения и рассылали в провинции. Сам Цезарь, по свидетельству Све-тония, был крупнейший римский писатель и публицист. История сохранила нам названия должностей людей, которые занимались изданием этих газет. Составление текстов поручалось сначала квесторам, должностным лицам, ведающим финансовыми и судебными делами. Затем отбирать информацию стали префекты государственного казначейства. К. Бюхер сообщает, что материал для этих изданий собирал специальный чиновник (procurator ob actis) из сословия всадников (среднее сословие, способное содержать коня). Всадник получал право надзора за изданиями тогда, когда становился трибуном легиона. Размножали тексты для заказчиков специальные писцы. Предтечи профессии в устном информировании — глашатаи известны во всех странах. В Москве новости выкрикивались на Ивановской площади, в Англии новостями обменивались в кофейнях, а информаторов называли кэдии. В Германии новости разносили бродячие музыканты — шпильманы, которые часто снабжали свои сообщения едкими комментариями (не зарождение ли это критического и синтетического журнализма, который впоследствии реализовался в радио- и тележурнализм?). Но настоящую репортерскую деятельность развернули французские нувеллисты (лат. nove — новое, novitas — новость). Первоначально люди, склонные к обмену новостями, просто собирались для общения на улицах и площадях Парижа. Затем наиболее предприимчивые и способные к поиску информации сделали это своей профессией. Они завели специальные бюро новостей, где размножали необходимую информацию для богатых парижан и провинциальных заказчиков. Такие бюро новостей — прообразы редакций появились в Германии, Италии и других странах. Они занимались «добыванием и продажею заинтересованным людям сведений о торговых делах, о прибывающих и отбывающих судах, о безопасности дорог и политических событиях»*. Наряду с появлением такой профессионально-репортерской и комментаторской ветви предшественников журнализма информационные потоки шли от летописцев-историков, ученых-популяризаторов, религиозных проповедников, гуманистов-просветителей, литераторов-публицистов. Все они самым непосредственным образом способствовали зарождению и формированию журналистской профессии, сливаясь, словно ручейки, в единое могучее русло журнализма — самого мощного и полифункционального явления социальной жизни. Однако, естественно, журнализм мог развернуться только с появлением печатных периодических изданий, которые в Европе возникли через сто, а в России через двести лет после изобретения в XV в. И. Гутенбергом печатного станка. Подробный анализ развития профессии в «печатное время» не входит в задачи данного курса. Этому посвящено несколько дисциплин по журналистике, читаемых на соответствующих факультетах в вузах. И все-таки очень кратко проследим развитие журналистской профессии в России, ибо самые общие ее процессы отчетливо проявились в отечественном журнализме. В России еще до появления петровских «Ведомостей» был обычай переводить и переписывать новости из заграничных источников: немецких, голландских, польских, шведских и др. Они поступали в Посольский приказ, где дьяки и подьячие выбирали известия, переводили их, заносили на длинные листы бумаги — свитки и из них составляли «Вестовые письма» или «Куранты» (от фр. courant — текущий). Источниками новостей служили также письма русских, живущих за границей или путешествующих там. Рукописная газета готовилась для царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича. Эта так называемая газета, как правило, была в од-ном-двух экземплярах, читалась вслух царям и пряталась в приказ Тайных дел. Петр I сам знал европейские языки, читал иноземные газеты, и ему незачем было издавать такого рода переводную газету. Зато остро требовалось издание, в котором он мог бы пропагандировать свои преобразования, давать информацию о правительственной политике, военных делах, новостях в стране и за рубежом. 15 декабря 1702 г. он подписал приказ о печатании первой русской газеты «Ведомости», и 17 декабря, 300 лет назад, вышел ее первый номер. В разных учебниках, правда, встречаются разные даты, поскольку то был рубеж года. Одни считают временем выхода газеты печатание пробного номера, другие — первого номера; одни называют даты по старому стилю, другие — по новому. Сейчас мы празднуем День русской журналистики 14 января и считаем эту дату днем выхода первой русской печатной газеты в 1703 г. Кто же выпускал первую газету и кто может носить имя первых русских журналистов? Сам Петр редактировал газету, писал для нее, отбирал материалы к очередным номерам, правил тексты, стараясь достичь доступности изложения. Однако первым официальным редактором был директор Печатного двора в Москве поэт Федор Поликарпов. В его задачи входило редактирование текстов, отбор материалов, обработка иностранных переводов, которые доставлялись из Посольского приказа. Он добывал известия из других ведомств, занимался корректурой, следил за версткой материалов в газете. Начальник Монастырского приказа — И. А. Мусин-Пушкин собирал от приказов (государственных учреждений) сообщения об их деятельности и посылал на Печатный двор для публикации. Когда «Ведомости» перевели в Петербург, редактором стал директор петербургской типографии Михаил Абрамов В 1719 г. Коллегия иностранных дел, после гражданских реформ Петра пришедшая на смену Посольскому приказу, назначила ответственным за «Ведомости» переводчика Бориса Волкова. С ним стал работать и Яков Синявич, которого историки считают первым русским репортером, потому что он давал хронику придворной жизни и информацию о деятельности коллегий. Положение литераторов в петровские времена было сродни подневольному. Их обязывали к назначенному сроку написать произведение в том жанре и направлении, как того желал царь или ближайшие придворные. «Исправных и податливых награждали деревнями с крестьянами, табакерками и червонцами, а... неисправным делались внушения, замечания, выговоры, по их спинам иногда ходила историческая дубинка, по щекам раздавались... всемилостивейшие пощечины»*. И после Петра литературный труд еще долго не изменял своей казенной организации. «Литераторы были чиновниками на жаловании, литературная профессия — службою, литературные специ-\л алисты делились по департаментам и столам»**. г-1 Положение литератора, журналиста в России, особенно если '^ он защищал прогрессивные взгляды, было очень тяжелым. Еще в г,- XIX в. подсчитали, что верноподданные литераторы жили в сред--г нем 70 лет, а прогрессивные, выступавшие против беззаконий властей — много меньше. Все они познали на себе унизительное положение, гонение властей, преследование цензуры, «усекновение» свободного вольнолюбивого слова. История знает имена выдающихся литераторов-журналистов, прекрасных публицистов. Радищев, Герцен, Пушкин, Белинский, Некрасов, Салтыков-Щедрин на себе испытали все тяготы тогдашнего подцензурного журнализма. Эпоха начала журналистской профессии в России и других странах — это эпоха персонального журнализма, когда газету или журнал издавал узкий круг лиц, а иногда и один человек, который-нередко являлся и учредителем, и владельцем, и издателем, и редактором, и автором своего издания.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |