АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Самая дорогая роль
Владимир Иванов.
Лауреат Государственной премии СССР артист Владимир Иванов, исполнитель роли Олега Кошевого в фильме "Молодая гвардия" по одноименному роману А.А.Фадеева, - уроженец города Миасса Челябинской области. В своих воспоминаниях он рассказывает об истории создания фильма в первые послевоенные годы, трудной и вдохновенной работе всего творческого коллектива. В дальнейшем снимался в фильмах: "Жажда", "Земля и люди", "Судьба человека", "300 лет тому...", "Человек меняет кожу", "Счастье надо беречь" и другие. Исполнитель роли Олега Кошевого в фильме "Молодая гвардия" Владимир Иванов написал свои воспоминания о том, как роман Александра Фадеева превращался в кинофильм в 1946 - 1948 годах. Эта его работа, на мой взгляд, представляет интерес как документ своего времени, написанный рукой человека, вошедшего в искусство с юношеским и тем не менее зрелым опытом солдата Великой Отечественной. Он закончил войну как фронтовик, испытав всю радость победы над лютым врагом, которого повидал в лицо. Признаюсь, что и для меня пора создания картины представляет ту же меру вовлечения в свой труд, каким дышит каждая строка повествования Владимира Иванова. Все участники этой работы, начиная с автора романа Александра Фадеева, были захвачены геройским подвигом краснодонцев до глубины души. Работа в Институте кинематографии на третьем курсе в нашей мастерской началась, когда роман еще не был завершен, когда дописывались последние главы и Александр Александрович Фадеев в отрывках читал их студентам, которым предстояло воплотить жизнь и подвиг молодогвардейцев на экране. Нас отделял от девятого мая 1945 года всего один год, когда мы отправились на места событий, чтобы начать съемки двухсерийного фильма. О том, как все это происходило, и пишет Владимир Иванов, тогда для всех нас еще Володя. Листая страницы этих воспоминаний, видишь, что он и сейчас переживает судьбу своего героя и саму историю создания фильма с тем же волнением и восторгом. Исторически он точен, и это делает ему честь! Движется время и стирает углы воспоминаний, лечит раны, сглаживает, выравнивает душевные потрясения. И в этом столько же естественного, сколько порой досадного, горького даже. Без этого диалектического свойства памяти человечеству трудно было бы жить, трудно было бы существовать. В жизни тяжестей хватает, но ведь хватает и прекрасного. И помогать памяти, наряду с прекрасным, свято сохранять горькие, скорбные страницы - обязательное условие нравственного формирования человека, личности, прямое предназначение литературы и искусства. Воспоминания эти открывают поколению молодых эпоху, поразительную по величию беззаветной ответственности, которую восемнадцати - и даже шестнадцатилетние ставили во главу своего сознания и бытия. И то, что Владимир Иванов через тридцать лет сумел восстановить уровень искренности этого пафоса, делает его записи, безусловно, интересными и полезными для молодых читателей и зрителей.
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда академик Сергей Герасимов.
Глава 1.
Родился я в городе Миассе Челябинской области в 1924 году, был еще дошкольником, когда мои родители переехали в Свердловск. Но почти каждое лето мы отдыхали в Челябинской области у многочисленных родственников. Мне приходилось бывать и в Миассе, и в Златоусте, и в Каслях, и в Чебаркуле, и в других городах и селах, где до сих пор проживают некоторые из моих родных. Был я и на озере Чебаркуль и на озере Кисегач, ходил на охоту и на рыбалку, собирал в горах дикую клубнику, в лесах грибы и ягоды, помогал взрослым работать в огородах, в садах, на сенокосе. Это была незабываемая золотая пора детства и юности! На фронте я постоянно вспоминал красавец Урал, мечтал дожить до Победы и побывать на родине. В 1949 году, когда на экранах страны шел фильм "Молодая гвардия", я был приглашен в Челябинск на гастроли. Город я не узнал - он во много раз вырос и разительно похорошел! Неузнаваемы стали и другие города области. Повстречался со своими родственниками. Мужчин почти не осталось - погибли на войне. В последующие годы мне неоднократно пришлось приезжать на Урал. Земляки часто задают мне вопрос - как я стал артистом кино, кто пригласил меня играть роль Олега Кошевого? Об этом я и хочу рассказать... Мой отец, Иванов Николай Александрович, профессиональный певец и пианист, погиб зимой 1941 года в боях под Москвой. В то время наша семья, жившая в городе Серове, испытывала материальные трудности, и я поступил работать в мартеновский цех металлургического завода имени А.К.Серова слесарем по ремонту рельсовых кранов. Тогда мне было шестнадцать лет. Когда погиб отец, в моей душе затаилась мечта - стать артистом и "заменить" его на сценическом поприще. "Вот закончу десять классов, - думал я, - поеду после войны учиться в Москву и поступлю в театральный институт". Но в феврале 1942 - го я был призван в армию и сразу попал на фронт. Воевать пришлось на "катюшах" (машины БМ-13) и в отдельных истребительных противотанковых артиллерийских полках (пушки ЗИС-3, калибра 76мм). Артиллерист - разведчик, за время войны я был трижды ранен, несколько раз награжден, побывал в окружении возле Старой Руссы, видел сожженные дотла города и села, казненных фашистами соотечественников, словом, пережил очень много, как каждый побывавший на фронте солдат.
Статьи, рассказывающие об их бессмертном подвиге, зачитывались вслух на комсомольских собраниях перед наступлением на врага... Встретил победу я в городе Митава (ныне Латвийская ССР). Демобилизовался в 1945 году в самую первую послевоенную демобилизацию, под которую попадали фронтовики, имеющие не меньше трех ранений, и женщины. Мои одногодки - солдаты, оставшиеся в полку, провожали меня с завистью. Им предстояло прослужить в армии еще несколько лет, в то время как я возвращался к мирной гражданской жизни. Товарищи знали, что я решил ехать в Москву, поступать в театральный вуз. Однополчане сколотили мне из досок чемодан, обтянули его пестрой немецкой плащпалаткой: неудобно демобилизованному воину являться в столицу с обыкновенным солдатским мешком. В чемодан я сложил все, что выдал начпрод: десять килограммов муки, сухари, пять банок тушенки, мыло, новое запасное обмундирование вместе с нательным бельем, несколько пачек махорки, соль, сахар, сало. Пять тысяч денег в старом исчислении, полученные в финчасти, я зашил во внутренний карман гимнастерки. До Москвы добирался несколько суток, так как все станции были забиты военными эшелонами.
Около недели пришлось ночевать на вокзале. Потом меня приютил в своей комнате знакомый фронтовик. 1945/46 учебный год был в самом разгаре, и поступить в какой - либо из московских театральных вузов было нелегко. И все - таки мне повезло. В Государственном институте театрального искусства им. А.В.Луначарского меня согласились прослушать. На просмотре присутствовали народный артист СССР профессор М.М.Тарханов (художественный руководитель института), народный артист СССР Н.С.Плотников и еще несколько человек, мужчины и женщины - представители театрального мира. Стоя на маленькой сцене аудитории, я читал отрывки из произведений Пушкина, Лермонтова, Чехова, Зощенко, Есенина, Маяковского, Симонова, Михалкова... Всякий раз, когда я заканчивал читать, М.М.Тарханов требовал: - Еще что - нибудь... В конце концов, я прочитал басню Крылова "Стрекоза и муравей" и признался комиссии, что больше ничего не знаю. - Надо принять, - громко проговорил Тарханов и объяснил, почему меня надо принять, - абитуриент в кирзовых сапогах и в гимнастерке. Человек молодой, но ранний. Принять его надо. Но тут вмешалась в разговор молоденькая секретарша в очках и прерывающимся голосом начала доказывать комиссии, что принимать меня нельзя, так как у меня нет десятилетнего образования, а только девять классов, что дирекция института, проверяя факультет, все это может обнаружить и случится страшный, непоправимый конфуз, хотя поступающий и написал диктант на "отлично". От ее слов у меня похолодело в груди. Все мои мечты и надежды рушились, как карточный домик. Я почувствовал в глазах горячую накипь слез. - Да он плачет! - услышал я громкий голос и, подняв глаза, понял, что это говорит Н.С.Плотников. - Посмотрите, у него на груди три нашивки о ранениях, а он плачет. Как же мы можем его не принять?! - Он зимой сдаст за десятилетку экстерном в вечерней школе и получит аттестат зрелости, - проговорил Тарханов и опять повторил: - Его надо принять. - А как же этюд? Он еще не выполнил этюд на предлагаемые обстоятельства, - напомнила полная дама с красивыми каштановыми волосами. - Сейчас мы ему зададим этюд на "купание", - объявил Тарханов и поднялся ко мне на сцену. Об исполнении этого этюда я до сих пор не могу рассказывать без стыда и краски на лице. Но что было - то было... - Здесь, где мы с тобой стоим, берег. А там, где начинается аудитория, река. Все будешь делать по моей команде, - пояснил Тарханов и скомандовал: - Раздевайся, будешь купаться! Я сел на сцене прямо на пол и стал изображать, как снимаю сапоги, разматываю портянки, расстегиваю гимнастерку. При этом я так старался, что пыхтел как паровоз. Я "разделся догола", что, вероятно, не следовало бы делать - в зале послышались громкие смешки. Но, увлеченный этюдом, я ничего не замечал... - Купайся! - донеслась из зала команда Тарханова. Я попробовал воображаемую воду ногой - холодная или нет. Потом спрыгнул вниз, пригнулся так, чтобы голова торчала над сценой и начал "плавать". - Вылезай! Я вылез на сцену, изобразил озноб и стал прыгать то на одной, то на другой ноге, чтобы вытряхнуть воду из ушей. - Белье украли!! - что есть силы крикнул Тарханов. Я начал рыскать по авансцене, недоуменно мычать, разводить руками. - Девушка идет! - крикнул Тарханов. И тут случилось непоправимое... Я обхватил руками "грешное место" и, пригнувшись, начал метаться по сцене из одного конца в другой, как ошалелый. В зале поднялся хохот. Воздух прорезал пронзительный женский визг. Сгорая от стыда, я спрыгнул со сцены и бросился к двери, чтобы сбежать от позора. - Куда же ты? Наза-ад!!! - послышалась команда. Я остановился, как вкопанный, чувствуя, что бледнею и что руки и ноги дрожат у меня мелкой дрожью. Ко мне навстречу, встав со своих мест, подошли Тарханов и Плотников. - Ты будешь учиться в классе Николая Сергеевича Плотникова, - подойдя вплотную, обрадовал меня Тарханов. - Поздравляю... - Поздравляю, - в свою очередь сказал Николай Сергеевич и протянул мне руку. Артист и режиссер театра им. Е.Б.Вахтангова профессор Н.С.Плотников был не только выдающимся деятелем театра, он много снимался в кино. Прекрасный педагог и удивительно душевный человек, именно он дал мне основы профессионального актерского мастерства. Попасть к нему на курс считалось большим счастьем. Нередко курсовые занятия проводил сам М.М.Тарханов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Поиск по сайту:
|