АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Красота быта

Читайте также:
  1. Глава 1. Красота в ароматах
  2. Красота
  3. КРАСОТА
  4. Красота и здоровье
  5. Красота нрава Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
  6. Красота природы.
  7. Методические схемы изучения быта.
  8. Сумасшедшая красота

На этом остановимся подробнее.

Понятие «быт» достаточно широкое. К быту мы относим условия, в которых живем, и вещи, которыми пользуемся и которые носим. Значит, в самом узком смысле красота быта – это красота вещей, красота их организации в доме и красота отношения к вещам.

Каждая бытовая вещь производится с учетом ее полезности и красоты. В разные эпохи и в разных общественных условиях различно понималась необходимость красоты полезных вещей. Полезность вещи, ее назначение всегда остается главным в процессе ее создания, однако еще от палеолита нам остались украшенные орнаментом или фигурками людей и животных топоры, ножи, наконечники копий и так далее. Постепенно, с развитием производства и общества, выделились ремесла, которые специализировались на создании красивых, а не просто полезных вещей. Это, прежде всего – мебель, предметы убранства жилья, посуда, одежда и ювелирные украшения. Промышленная революция заменила ремесленное штучное производство серийным, что, с одной стороны, требовало упрощения формы и отделки вещей, а с другой стороны – резко увеличило количество одинаковых вещей и возможности их массового потребления. На основе этого переворота и возникли многие современные представления о красоте вещей.

Сторонники старых традиций, - некоторые ученые и художники считали, что век машин погубил красоту, что прекрасны только рукотворные вещи, потому что они несут тепло руки мастера, потому что они не похожи друг на друга, потому что их просто мало. Отсюда возникло понятие об индивидуальности, нестандартности вещи как признаке ее красоты, о красоте вещей, сделанных руками человека и непосредственно воплотивших гармонию его выдумки, души и умения. Такое представление о красоте сближало содержание красоты вещи с красотой произведения искусства и активно противопоставляло вещь, вышедшую из рук художника или народного мастера, изделию машинного производства. Для промышленных изделий пришлось искать свои нормы красоты.

Сначала пытались делать машинные изделия по образцу ручных, раскрашивали и украшали вещи под старину, создавали вычурные формы автомобилей под кабриолеты, швейные машины украшали цветами и гирляндами и тому подобное. Потом сама технология машинного производства, его ценность и прогрессивность привела к новому представлению о красоте – лаконичной, именно машинной формы. Этот период, примерно первая четверть 20-го века, внес большую долю в понимание красоты вещи, которое живет и сегодня: умение подчеркнуть красоту естественного материала, прожилки, цвет и фактуру дерева, блеск, хрупкость и световую игру стекла, холод, гибкость и звон металла, - а не выделывать один материал под другой.

Красоту вещи увидели не в дополнительном ее украшении, а как бы в ней самой, в том, для чего она предназначена, иначе говоря – в ее функции. Кресло должно быть креслом, как можно более удобным, изогнутым по форме сидящего человека, а не картиной или скульптурой; ваза должна быть, прежде всего, емкостью. В таком направлении технической эстетики и производства утверждалось и нравственное содержание красоты как естественности, как правды.

Нельзя сказать, что такая позиция целиком удержалась до нашего времени. Любая вещь, сочетая в себе красоту и полезность, является продуктом товарно-денежного производства. Нормы ее красоты тесно связаны и обусловлены требованиями рынка. На эволюцию норм красоты и ценности вещи оказывают влияние и социально-психологические факторы и настроения. На наших глазах лаконичные и функциональные формы вещей, мебели, посуды сменились более сложными формами с украшениями, инкрустацией и тому подобное. И чаще всего это украшения под старину, в стиле «ретро». Такая переориентация отвечала стремлению людей разнообразить свой быт, уйти от «гарнитурного» стандарта, осуществить которое стало возможно, сочетая вещи нового и старого стиля.

Процесс развития представлений о красоте вещей бесконечен и поддается прогнозу только относительно. Поэтому можно более определенно, чем о красоте вещи самой по себе, говорить о красоте отношения к вещам. Некрасивое отношение к вещам – это увлечение вещами в ущерб всем другим интересам: к делу, которым ты занят, к людям, к знаниям, к искусству; отождествление стоимости, цены вещи с ее красотой, оценка других людей и самого себя по вещам, которые его и тебя окружают, по «одежке».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)